На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Дифференциация знания в XXI веке и его значение для технических наук

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Волгоградский государственный технический университет
Кафедра ?Философия? 
 
 
 
 

Реферат
На тему:
«Дифференциация знания в XXI веке и его значение для технических наук» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: ст. гр. АТД-6П
                  Кравченко А.В.
                  Проверил: к.ф.н., доцент
                  Хлипун В.В. 
                   

Волгоград 2011
 


Содержание 

Введение 4
Исторические этапы познания природы 6
Структура современного естествознания 11
Заключение 14
Список использованных источников 16 

 


Введение

  Естествознание, как указывалось ранее, – это  совокупность наук о природе, взятых в их взаимосвязи. Однако данное определение  не отражает в полной мере сущности естествознания, поскольку природа  выступает как единое целое. Это  единство не раскрывается ни одной  частной наукой, ни всей их совокупностью. Множество специальных естественнонаучных дисциплин своим содержанием  не исчерпывает всего, что мы подразумеваем  под природой: природа глубже и  богаче всех имеющихся теорий.
  Понятие природы трактуется по-разному. В  самом широком смысле подприродой понимается все сущее, весь мир в многообразии его форм. Природа в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, Вселенной. Наиболее употребительно толкование понятия «природа» как совокупности естественных условий существования человеческого общества. В данной трактовке характеризуются место и роль природы в системе исторически меняющегося отношения к ней человека и общества. В более узком смысле под природой понимают объект науки, а точнее – совокупный объект естествознания.
  Современное естествознание развивает новые  подходы к пониманию природы  как единого целого. Это выражается в представлениях о развитии природы, о различных формах движения материи  и разных структурных уровнях  организации природы, в расширяющемся  представлении о типах причинных  связей. Например, с созданием теории относительности существенно видоизменились взгляды на пространственно-временную  организацию объектов природы; развитие современной космологии обогащает  представления о направлении  естественных процессов; развитие экологии привело к пониманию глубоких принципов целостности природы  как единой системы.
  > В настоящее время под естествознанием  понимается точное естествознание, то есть такое знание о природе, которое  базируется на научном эксперименте, характеризуется развитой теоретической формой и математическим оформлением.
  Для развития специальных наук необходимо общее знание природы, комплексное  осмысление ее объектов и явлений. Для  получения таких общих представлений  каждая историческая эпоха вырабатывает соответствующую естественнонаучную картину мира.
 


Исторические  этапы познания природы

  Процесс познания человеком природы начался  еще в глубокой древности, но интенсивно стал развиваться в античный период. Важную роль в дальнейшем становлении  естествознания как науки сыграли  основанные на наблюдениях великие  догадки древних философов.
  Так, родоначальник античной натурфилософии Фалес сумел предсказать солнечное  затмение, наблюдавшееся в Греции в 585 г. до н. э. Эмпедокл, живший в VI в. до н. э., объяснил причину солнечного затмения прохождением Луны между Солнцем  и Землей. Эмпедокл также высказал удивительную догадку о том, что  свет распространяется с огромной скоростью и мы просто не замечаем длительности его распространения. Помимо работ в области астрономии Фалес известен также своими трудами по географии и физиологии, а Эмпедокл прославился не только как философ, но и как врач, физик и физиолог. Широко известны достижения античности в математике (Евклид, III в. до н. э., Пифагор, VI в. до н. э.), механике (Архимед, III в. до н. э.), астрономии (Птолемей, II в. до н. э.).
  В средневековье процесс познания природы находился в полной зависимости  от богословия. В этот период развивались  астрология, алхимия, магия и другие виды оккультного знания. Тем не менее постепенно накапливались новые факты и оттачивалась логика теоретического мышления. Например, возникновению и развитию научной химии, несомненно, способствовали работы средневековых алхимиков.
  Историю алхимии обычно начинают с IV в. н. э. В течение примерно тысячелетия  алхимики пытались с помощью химических реакций, протекающих в сопровождении  специфических заклинаний, получить философский камень, способствующий превращению любого вещества в золото, приготовить эликсир долголетия, создать универсальный растворитель. В качестве побочных продуктов их деятельности появились многие открытия, решения практически важных задач. Были созданы технологии получения  красок, стекол, лекарств, сплавов. Алхимические исследования, не состоявшиеся теоретически, в дальнейшем явились основой для развития экспериментального естествознания.
  Особую  роль в развитии процесса познания природы в X–XII вв. сыграли мыслители  арабско-мусульманского мира, сохранившие  связь с античной натурфилософией: ирано-таджикский философ и врач Ибн-Сина (Авиценна), ирано-таджикский математик, астроном, поэт и мыслитель  Омар Хайям, арабский философ и врач Ибн Рошд (Аверроэс). Таким образом, в античный и средневековый периоды были созданы предпосылки для развития научного естествознания.
  Становление естествознания в современном его  понимании, по мнению историков науки, прошло три стадии и в конце  ХХ в. вступило в четвертую стадию.
  Первая  стадия научного естествознания –  натурфилософия, зародившаяся в позднем  средневековье, относится к эпохе  Возрождения (XV–XVI вв.). Этот период характеризуется  получением знаний путем наблюдения, а не эксперимента, преобладанием  догадок, а не опытно воспроизводимых  выводов. При этом натурфилософия несет  в себе глубокую конструктивную идею необходимости союза естествознания и философии, что прослеживается во всей последующей истории естествознания. Так, картина мироздания Дж. Бруно  представляет собой воспроизведение  философской модели античных атомистов  на основе данных астрономических наблюдений. Итальянский философ доказывал, что у Вселенной нет центра, она беспредельна и состоит из бесконечного множества звездных систем. Теоретические положения и выводы, сделанные Дж. Бруно, базируются не столько на опытных данных, сколько  на философском положении о целостности  и непротиворечивости картины мира.
  Таким образом, несмотря на неразвитость естествознания, стадию натурфилософии отличает важная методологическая основа – синтез философских и естественнонаучных идей. Именно благодаря философскому подходу к осмыслению естественнонаучных знаний создаются научные картины мира, которые вырабатываются наукой каждой исторической эпохи.
  Вторая  стадия развития естествознания –  аналитическое естествознание (XVII –  конец XIX в.) – связана с формированием  и систематическим развитием  экспериментально-теоретических исследований. Натурфилософское познание природы  превратилось в современное естествознание, в систематическое научное познание на базе экспериментов и математического  изложения полученных результатов. На стадии аналитического естествознания была получена основная масса достижений в изучении природы. Среди них  – открытие законов классической механики, закона всемирного тяготения, периодического закона, разработка теории химического строения органических соединений, теории эволюции живых  организмов.
  Возникли  и начали интенсивное развитие естественные науки: физика, химия, биология, география, геология. Накопление знаний требовало  более детального изучения объектов, что вело к дифференциации соответствующих  наук. Так, химия разделилась на органическую и неорганическую, затем появились физическая и аналитическая химия. В биологии были выделены ботаника, зоология, анатомия, физиология. При этом внимание ученых было обращено главным образом на исследование объектов природы в сравнении с исследованиями процессов. Так, в химии изучали главным образом элементный состав и строение молекул веществ, и только к концу XIX в. ведущее место стало занимать учение о химических реакциях. В этот период преобладал подход к рассмотрению природы как неизменной во времени, то есть вне эволюции, а ее разных сфер – вне связи друг с другом. Несмотря на то, что естествознание постепенно проникалось идеями эволюционного развития, данный подход просуществовал в науке вплоть до середины XIX в.
  Таким образом, стадию аналитического естествознания характеризуют следующие особенности:
  ¦ тенденция к возрастающей дифференциации естественных наук;
  ¦ преобладание эмпирических (то есть полученных посредством эксперимента) знаний над  теоретическими;
  ¦ преимущественное исследование объектов природы в сравнении с исследованиями процессов;
  ¦ подход к рассмотрению природы как  неизменной во времени, а ее разных сфер – вне связи друг с другом.
  Третья  стадия – синтетическое естествознание (конец XIX – конец XX в.).
  На  стадии синтетического естествознания возрастает роль теоретических знаний, интенсивно исследуются как природные  объекты, так и процессы. Эволюционный подход к познанию природы становится методологической основой синтетического естествознания. Этот периодразвития науки характеризуется ясным пониманием целостности природы и неразрывной взаимосвязи отдельных ее частей. Например, любой живой организм можно рассматривать как механическую систему и как систему термодинамическую. Одновременно жизнь рассматривается как множество непрерывно протекающих химических реакций. При этом важно понимать, что данные подходы имеют относительный характер. Живой организм – единое целое, и потому подход к его изучению должен быть комплексным. Одним из результатов комплексного подхода к изучению природы как единого целого стало возникновение экологии – науки о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.
  Необходимость комплексного изучения природных объектов и явлений, с одной стороны, и  одновременно растущая дифференциация наук—с другой, привели к необходимости  создания синтетических дисциплин. Так на стыке смежных наук –  биологии, химии, физики – появились  физическая химия, биохимия, физико-химическая биология. Таким образом, главной  отличительной особенностью синтетического естествознания является ориентация на создание синтетических научных  дисциплин.
  В конце ХХ столетия естествознание вступило в четвертую стадию своего развития, которую называют интегральным естествознанием. Интегральное естествознание характеризуется не столько продолжающимися процессами синтеза двух-трех смежных наук, сколько масштабным объединением разных дисциплин и направлений научных исследований. Примером таких новых интегральных научных направлений является кибернетика.
  Кибернетика – это наука об общих принципах  управления в машинах, живых организмах и обществе. Это интегральная наука, возникшая на стыке ряда специальных  дисциплин – теории автоматов, техники  связи, математической логики, теории информации и др.
  Другим  примером масштабной научной интеграции является синергетика, претендующая на роль общей теории развития. Синергетика  – новое направление междисциплинарных  научных исследований процессов  возникновения порядка из беспорядка (самоорганизации) в открытых системах физической, химической, биологической  и другой природы. Существенную роль в процессе научной интеграции выполняют  такие общенаучные методы исследования, как математизация естествознания, разработка принципов системных  исследований, использование новейших информационных технологий.
  Таким образом, современный этап в развитии естествознания отличают ясное понимание  целостности природы, эволюционный подход к ее изучению и к осмыслению результатов исследований, интенсивно идущие процессы интеграции разных научных  направлений. Усиливающаяся тенденция  к интеграции естественных наук позволяет  предположить, что в дальнейшем на какой-то более глубокой основе будут  объединены все науки о неживой  и живой природе. Естествознание, вероятно, будет выступать как  единая и многогранная наука о  природе.
 


Структура современного естествознания

  Современное естествознание представляет собой  раздел науки, основанный на воспроизводимой  эмпирической проверке гипотез и  создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления. Совокупный объект естествознания –  природа. Предмет естествознания –  факты и явления природы, которые  воспринимаются нашими органами чувств непосредственно или опосредованно, с помощью приборов.
  Задача  ученого состоит в том, чтобы  выявить эти факты, обобщить их и  создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Например, явление тяготения –  конкретный факт, установленный посредством  опыта; закон всемирного тяготения  – вариант объяснения данного  явления. При этом эмпирические факты  и обобщения, будучи установленными, сохраняют свое первоначальное значение. Законы могут быть изменены в ходе развития науки. Так, закон всемирного тяготения был скорректирован после  создания теории относительности.
  Основной  принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.