На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Современные социологические теории

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 24.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


2. Современные социологические  теории

  В современной  социологии выделяются два основных подхода к анализу социальных структур: объективистский и субъективистский.
  Объективистский подход к анализу социальных структур: структурный функционализм, теории обмена и теории конфликта.
  Структурный функционализм. В работах классика структурного функционализма Толкотта Парсонса (1902–1979) сформулированы основные принципы консенсусного подхода к изучению общества. Сами понятия «функция», «функциональность» говорят о том, что в обществе разнородные элементы (институты и социальные роли) должны действовать как части хорошо отлаженного механизма. Социальная деятельность как на уровне индивида, так и на уровне группы оказывается направленной на поддержание стабильности социальной системы. Функционалисты внесли большой вклад в развитие системного анализа общества.
  Концепция социального обмена была создана американским социологом Джорджем Хомансом (1910–1089) в противовес структурному функционализму. Концепция объясняет такие понятия социологии, как «роль», «статус», «конформизм», «власть» и др., не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений. Суть этих отношений Хоманс видит в стремлении людей к получению наград и выгод и взаимному обмену ими.
  Наряду с  Хомансом одним из создателей концепции социального обмена считается Питер Блау (р. 1918). В своих работах Блау привносит в эту концепцию категории структурного функционализма и теории конфликта. В межличностных отношениях Блау придает решающую роль экономическим аспектам (награде, выгоде, пользе) и ставит задачу вывести из простейших форм социального обмена «мерджентные свойства» социальной структуры: ролевые отношения, власть и законность, коллективные ценности, взаимоотношения сложных социальных организаций. Социологические теории социального конфликта Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную по отношению к интересам другой стороны. Выделяют три основных теории конфликта:
  1. Концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера (1913–2003). Согласно этой концепции, обществу присуще социальное неравенство, и отсюда – постоянная психологическая неудовлетворенность его членов, напряженность в отношениях между индивидами и группами. Социальный конфликт в данном случае понимается как борьба за ценности, за определенный социальный статус, власть и ресурсы, целью которой является нейтрализация или уничтожение соперников.
  2. Конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа (р. 1929). В соответствии с этой моделью любое общество опирается на принуждение одних его членов другими (неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти), разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия и как результат изменение социальной структуры самого общества;
  3. Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга (1910–1993) состоит в том, что все конфликты имеют общие образцы развития. Их подробное изучение и анализ предоставляют возможность создать «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия.
  Субъективистский  подход к анализу социальных структур Символический интеракционизм. Интеракционисты стремились рассматривать общество как результат взаимодействий (интеракций) людей, как субъективную реальность, пронизанную субъективными намерениями и действиями индивидов. В рамках символического интеракционизма американским социологомЭрвингом Гоффманом (1922–1982) был предложен драматургический подход, основная идея которого заключается в том, что люди постоянно разыгрывают друг перед другом некий спектакль.
  Феноменологическая  социология. Создателем феноменологической социологии считается австрийский философ и социолог Альфред Шюц (1899–1959). В философии Шюц разрабатывал своеобразную версию нетрансцендентальной феноменологии, близкую экзистенциалистской трактовке феноменологии у Хайдеггера. Применительно к области социального знания Шюц пытался решить поставленную Гуссерлем задачу – восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности. Используя описательный феноменологический метод и идеи Вебера, Бергсона и Мида, он выдвинул идею понимающей социологии, прослеживающей процессы становления человеческих представлений о социальном мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до высокогенерализованных, интерсубъективно обоснованных конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном, «вторичном» виде.
  Во многом продолжает линию феноменологической социологии и социологии знания этнометодология – направление, изучающее взаимодействие людей и их отношение к происходящему с позиции, близкой к этнографической. К этнометодологии тесно примыкает методика «анализа разговора», разработанная основоположником этнометодологии Гарольдом Гарфинкелем иХарви Саксом.
3. Социальный контроль - способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования. Стабилизирующая функция системы социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типаобщественных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Направленность и содержание социального контроля зависят от исторически обусловленных социально-экономических, политических, идеологических, моральных и иных социологически-культурных характеристик данной социальной системы.  
 
Социальный контроль - элемент более общей системы регулирующих воздействий на поведение индивидов со стороны общества. Отличительной чертой этой формы воздействия являются упорядоченность, формализованность, категоричность требований, предъявляемых индивиду, их нормативность, обеспеченность санкциями (как формального, так и неформального
порядка). Система социального контроля использует социальные нормы, которые находят отражение в идеологии, философско-этических воззрениях, художественном творчестве.  
Социальное (групповое) действие, выступая в системе социального контроля в виде реакции па индивидуальное поведение, выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного), предопределяющего характер последующих индивидуальных действий, в силу чего они становятся реакцией на социальные действия. Индивидуумы (индивидуальное действие) и
социальная группа (социальное действие) - таковы исходные элементы системы социального контроля. К ним относятся также те промежуточные переменные социально-психологического характера, которые, будучи структурными элементами субъектов (индивида и социального образования), непосредственно влияют на характер и направленность их действий. К их числу относятся:  
 
а) самосознание и самооценка субъекта (как индивида, так и социальной группы);  
 
б) восприятие и оценка субъектом социальной ситуации  
(социальная перцепция), присущие как индивиду, так и социальной группе.  
 
Социальный контроль может либо усиливать возникающие в обществе отклонения, либо смягчать их, приводить в норму.  
Формы социального контроля 
За долгие годы своего существования человечество выработало целый ряд различных форм социального контроля. Они бывают как ощутимые, так и совершенно незаметные. Самой действенной и традиционной формой можно назвать самоконтроль. Он возникает сразу после появления человека на свет и сопровождает его всю сознательную жизнь. При этом каждый индивид сам без принуждения контролирует своё поведение в согласии с нормами социума, которому принадлежит. Нормы в процессе социализации очень прочно утверждаются в сознании человека, настолько прочно, что нарушив их, человек начинает испытывать так называемые муки совести. 
 
Приблизительно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот. Чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия. Так возникает замкнутый круг, в который на протяжении мировой истории попадало не одно общество. Имя этому кругу — диктатура. 
 
Часто диктатуру устанавливают на время, во благо гражданам и с целью навести порядок. Но она задерживается надолго, во зло людям и приводит к еще большему произволу. Привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивают внутренний контроль. Постепенно они деградируют как социальные существа, способные брать на себя ответственность и обходиться без внешнего принуждения (т.е. диктатуры). Иначе говоря, при диктатуре их никто не учит вести себя в соответствии с рациональными нормами. Таким образом, самоконтроль — это проблема сугубо социологическая, ибо степень его развития характеризует преобладающий в обществе социальный тип людей и складывающуюся форму государства. Групповое давление – еще одна распространенная форма социального контроля.  Безусловно, каким бы сильным ни был самоконтроль человека, огромное влияние на личность оказывает принадлежность какой-либо группе или общности. 
 
При включении индивидуума в одну из первичных групп, он начинает соответствовать основным нормам, следовать формальному и неформальному кодексу поведения. Малейшее отклонение обычно вызывает осуждение участниками группы, а также появляется риск исключения. «Вариации поведения группы, возникающего в результате группового давления, можно проследить на примере производственной бригады. Каждый член бригады должен придерживаться определенных норм поведения не только на производстве, но и после работы. И если, скажем, непослушание бригадиру может повлечь для нарушителя резкие замечания со стороны рабочих, то прогулы и пьянство часто заканчиваются его бойкотом и отторжением из бригады». [5] Однако, в зависимости от группы, сила группового давления может быть различной.  Если группа очень сплоченная, то, соответственно, сила группового давления возрастает. К примеру, в группе, где человек проводит свободное время, сложнее осуществлять социальный контроль, чем в там, где регулярно проводятся совместные действия, например в семье или на работе. 
 
Групповой контроль бывает официальным и неофициальным. К официальному относят всяческие рабочие собрания, совещательные собрания, советы акционеров и прочее. Под неофициальным контролем понимают воздействие на участников группы участниками в виде одобрений, насмешек, осуждения, изоляции и отказов от коммуникации.  
 
Еще одной из форм социального  контроля является пропаганда, которая считается очень мощным средством, оказывающим влияние на сознание человека. Пропаганда – это способ воздействовать на людей, в каком-то отношении препятствующий рациональному просвещению человека, при котором личность делает собственные выводы. Основная задача пропаганды – повлиять на группы людей с таким расчетом, чтобы сформировать поведение общества в желательном направлении. Пропаганда должна воздействовать на те формы социального поведения, что тесно связаны с системой моральных ценностей в обществе. Пропагандистской обработке подвергается всё, начиная от действий людей в типичных ситуациях и заканчивая убеждениями, ориентациями. Пропаганду используют как своеобразное техническое средство, пригодное для достижения своих целей. Различают 3 основных типа пропаганды. 
 
К первому типу относят так называемую революционную пропаганду, которая нужна для того, чтобы заставить людей принять систему ценностей, а также ситуацию, находящуюся  в конфликте с общепринятой. Примером такой пропаганды может послужить пропаганда коммунизма и социализма в России в начале 20 века. 
 
Второй тип – разрушительная пропаганда. Её основная цель – это разрушить существующую систему ценностей. Ярчайшим примером такой пропаганды стала гитлеровская, которая не пыталась заставить принять идеалы нацизма, но всеми силами при этом стремилась подорвать  доверие к традиционным ценностям. 
 
И, наконец, третий тип пропаганды – это усиливающая. Она призвана закрепить привязанности людей к определенным ценностям и ориентациям. Такой тип пропаганды характерен для США, где подобным образом закрепляется существующая система ценностей. По мнению социологов, этот тип пропаганды наиболее действенный, он очень хорошо служит поддержанию устоявшихся ценностных ориентаций. Кроме того, он отражает сложившиеся, традиционные стереотипы. Такой тип пропаганды главным образом направлен на то, чтобы воспитать в людях конформизм, который предполагает согласие с господствующими идейно-теоретическими организациями.  
 
В настоящее время понятие пропаганды в общественном сознании связано главным образом с военной сферой или политикой. Одним из способов реализации пропаганды в обществе считают лозунги. Лозунг — это краткое изречение, обычно выражающее основную задачу или руководящую идею. Правильность такого утверждения обычно не вызывает сомнений, поскольку оно носит лишь общий характер. 
 
В период кризиса или конфликта в какой-либо стране демагоги могут бросать, например, такие лозунги: «Моя страна всегда права», «Родина, вера, семья» или «Свобода или смерть». Но анализирует ли большинство людей истинные причины данного кризиса, конфликта? Или они просто соглашаются с тем, что им говорят? 
 
В своем труде, посвященном Первой мировой войне, Уинстон Черчилль написал: «Достаточно одного лишь призыва — и толпы мирных крестьян и рабочих превращаются в могучие армии, готовые разорвать противника на части». Также он отметил, что большинство людей, не раздумывая, исполняют данное им приказание. 
 
В распоряжении пропагандиста есть также множество символов и знаков, которые несут нужный ему идейный заряд. Например, подобным символом может служить флаг, символический характер также носят такие церемонии, как залп из двадцати одного орудия и отдание чести. Любовь к родителям тоже может быть использована как рычаг воздействия. Очевидно, что такие понятия - символы, как отечество, родина - мать или вера предков, могут стать мощным оружием в руках ловких манипуляторов чужим мнением. 
 
Конечно, пропаганда и все её производные не обязательно являются злом. Вопрос в том, кто ею занимается, и с какой целью. А также в том, на кого эта самая пропаганда ведётся. И если уж говорить о пропаганде в негативном смысле, то сопротивляться ей можно. И это не так уж и трудно. Человеку достаточно понять, что такое пропаганда, и научиться выявлять её в общем потоке информации. А научившись, человеку уже гораздо легче самому для себя решать, насколько совместимы внушаемые ему идеи с его собственными представлениями о том, что хорошо, а что плохо. 
 
Социальный контроль через принуждение также еще одна его распространенная форма. Обычно она практикуется в наиболее примитивных, а также традиционных обществах, хотя может присутствовать в меньших количествах даже в самых развитых государствах. При наличии высокой численности населения сложной культуры начинает применяться так называемый вторичный групповой контроль - законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегают принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм. 
 
Социальный контроль через принуждение характерен для любой власти, но его место, роль, а также характер в различных системах неодинаковы. В развитом обществе к принуждению привлекают в основном за совершенные против общества преступления. Решающая роль борьбы с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения. Средствами принуждения являются насилие физическое и психическое, т.е. угроза. Нет оснований также полагать, что угроза только тогда может быть средством принуждения, когда она сама по себе наказуема. 
 
Государство должно защитить своих граждан и от принуждения угрозами, которые сами по себе ненаказуемы, если содержанием угрозы является противозаконное деяние, иначе допускалась бы безнаказанность многих случаев серьезного психического насилия. Элемент принуждения, присоединяясь к угрозе, придает ей иное и большее значение. Само собой разумеется, угроза должна заключать, в себе указание на значительное, в глазах угрожаемого, противозаконное зло, иначе она окажется неспособной воздействовать на волю угрожаемого. 
 
Помимо вышеперечисленных, существует множество других форм социального контроля, таких, как поощрение, давление авторитета, наказания. Каждую из них человек начинает ощущать на себе с рождения, даже если и не понимает, что на него оказывают влияние.  
 
Все формы социального контроля охватываются двумя основными его видами: формальным и неформальным. 
 
 
Формальный социальный контроль 
 
Он осуществляется специально созданными для этого субъектами власти или институтами общества. С возникновением и развитием государственных форм управления, специальных механизмов принуждения и права, формальный контроль оттеснил неформальный на задний план. Для осуществления формального контроля разрабатываются особые своды правил и законов, которые действуют на всей территории страны. Социальный контроль приобрёл институциональную поддержку. Он глобален. Его осуществляют специально обученные люди, так называемые  агенты формального контроля. К ним относятся судьи, врачи-психиатры, социальные работники, специальные должностные лица церкви и т. д. 
 
Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, система образования, армия, производство, средства массовой информации, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство - системе налогообложения и социальной помощи населению, государство - благодаря милиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения и органам печати. Само функционирование государства возможно лишь благодаря наличию формального социального контроля. Наличие формального контроля обеспечивает  безопасность граждан государства, гарантирует соблюдение законов, способствует его развитию и процветанию.  
 
Исторически формальный контроль возник позже неформального — в период зарождения сложных обществ и государств, в частности, древневосточных империй. Сама необходимость в применении формального социального контроля возникает только тогда, когда общество становится очень большим и начинает включать в себя различные социальные слои населения. Если в небольшой общине для контроля над всеми её членами можно обойтись и осуждением, то в большом и обширном государстве практически невозможно уследить за каждым. Поэтому формальный социальный контроль и возникает.  
 
 
Неформальный социальный контроль 
 
Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации. Неформальный контроль над человеком очень сильно влияет на его характер, мировоззрение, вкусы и привычки. Неформальный социальный контроль многие социологи также называют локальным: он не может распространиться сразу на большую группу людей, однако при этом отлично влияет на каждого отдельного человека на протяжении всей жизни. В современном обществе неформальный контроль действует преимущественно на уровне первичных групп. 
 
Его инструментами в основном являются сплетня, насмешка, бойкот, совет, комплимент и многое другое. На уровне больших групп сила общественного мнения слабеет, и неформальный контроль становится малоэффективным. Существование неформального социального контроля в традиционных обществах было возможным лишь благодаря тому, что социальная регламентация была неписаной и состояла в представлениях о должном, передававшихся из уст в уста. Небольшая сельская община могла контролировать все аспекты жизни своих членов: выбор невесты или жениха, методы разрешения спора и конфликтов, способы ухаживания, выбор имени новорожденного и многое другое. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплеталась религия. 
 
Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами (например, бракосочетание, рождение ребенка, достижение зрелости, обручение, урожай), воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости. 
 
Сейчас неформальный контроль могут выполнять также семья, круг родственников, друзей и знакомые. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует говорить о важнейшем институте социального контроля.  
 
Трудно переоценить влияние неформального социального контроля на отдельно взятого члена общества. С детства на нас влияют родители и друзья, формируют наши представления о добре и зле, о правильном и неправильном. Пожалуй, неформальный социальный контроль всё же несколько важнее формального, потому что как бы ни изменились законы государства, то, что вложила в человека семья, останется в нем на всю его оставшуюся жизнь. Да и к мнению окружающих человек склонен прислушиваться чаще, чем к своему собственному.  
 

4. Общественное мнение как социальный институт. 

    Прежде, чем  приступить к изучению общественного  мнения, как социального
института,  необходимо  дать  определение   самому   понятию   «общественное
мнение». Но сразу  нужно отметить, что  общественное  мнение  «принадлежит  к
числу явлений, которые  с большим трудом поддаются  всестороннему  анализу  и
строгому определению» (4. с.7). Поэтому существует множество  точек  зрения.
Только  в  отечественной  литературе  можно  встретить  почти  два   десятка
определений.  «Стержнем  одних  является   фиксация   субъекта   и   объекта
общественного мнения, других –  его  нацеленность  на  решение  имеющихся  в
обществе  проблем,  третьих – родовой   связи   общественного   мнения   и
общественного  сознания,  четвёртых  –  его  качественно  –   количественных
признаков  –  распространенности,  интенсивности.  На  эмпирическом   уровне
предлагается определять  общественное  мнение  через:  отношение,  оценочные
суждения  или  практические  действия  социальных   общностей,   в   которых
выражается их ответная реакция  на  различные  факты,  события  или  явления
общественной жизни»(4. с.7). Для более полного понимания  приведу  несколько
определений, которые  можно  встретить  в  различных  источниках:  Так  В.  Н
Лавриненко пишет,  что  «общественное  мнение  –  это  отношение  социальных
общностей к проблемам  общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и
суждениях, а затем и в действиях»  (8  с.287);  Из  определения,  которое
приведено  в  учебном  пособии   по   социологии   Елсукова   следует,   что
«общественное мнение – это специфическое проявление общественного  сознания,
сложное духовное образование, выражающееся в оценках (как в  вербальной,  так
и не в вербальной форме) и характеризующее явное  или  скрытое  отношение  к
актуальным   проблемам   действительности,   присущее   отдельным   группам,
социальным общностям  или  обществу  в  целом»  (5  с.429).  А  в  советском
энциклопедическом словаре  понятие «общественное мнение» определятся как
состояние массово  сознания, заключающего в  себе  отношение  к  общественным
событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных  личностей.
Общественное мнение выражает позицию одобрения  или  осуждения  по  тем  или
иным общественным  проблемам,  регулирует  поведение  индивидов,  социальных
групп, насаждает  определённые нормы общественных отношений. (9.  с.909).  Из
всего выше сказанного можно выделить некоторые логические варианты,  которые
включают в себя некоторые существенные признаки этого  феномена.
    «Во-первых, следует иметь в виду, что общественное  мнение  включает  не
все точки зрения, имеющиеся  у  отдельных  индивидов,  а  лишь  связанные  с
вопросом или ситуацией, в отношении которой  данная  совокупность  выступает
как общность.
    Во –  вторых, общественное мнение по  конкретному вопросу и в   конкретной
ситуации может  коренным  образом  отличаться  от  общественного  мнения  по
другому вопросу  и  в  другой  ситуации  или  даже  по  тому  же  конкретному
вопросу, но в другой ситуации. Иными словами, не существует  абстрактного  и
внеисторического  общественного мнения.
    В-третьих,  общественное мнение должно быть  публично выражено,  доведено
до сведения общества или какой-либо общности людей, ибо  в  противном  случае
оно остается индивидуальной точкой  зрения  отдельных  лиц  (хотя  этих  лиц
может быть и достаточно много).
    В-четвёртых,  общественное мнение дает о  себе  знать  тогда,  когда   оно
высказывается по проблемам, интересующих конкретное общество или конкретную
общность людей.
    В-пятых  общественное мнение складывается  только  при  условии  доступа
общественности к  информации,  касающегося  конкретного  вопроса  или  группы
вопросов. Необходимо при этом иметь ввиду,  что общественное  мнение  может
возникать на основе информации, как  отражающей  реальное  положение  вещей,
так и искажающей действительность.
    В-шестых, общественное мнение не  является  чем-то  неизменным,  должно
обладать,  тем  не  менее,  достаточной  интенсивностью,  определенностью  и
сохраняться  на  протяжении  определённого  отрезка  времени,  что  и   дает
возможность фиксировать  его в качестве  общественного  феномена»  (5  с.428-
429).
    Следует  заметить, что термин «общественное  мнение» используется в  двух
смыслах: 1)мнение, поддерживаемое  реальным  числом  людей,  представителями
отдельной социальной группы и субкультуры в данном обществе 2)  доминирующее
мнение, среди всех представителей общественности.
    Исходя, из  первого определения, «общественного  мнения может быть много,
и их число  зависит  от  степени  гетерогенности  и  степени  неравенства  в
обществе» (11 с 248).  По  второму  определению  можно  сделать  вывод,  что
«общественное   мнение   представляет   собой   лишь   мнение    большинства
представителей общественности, некий консенсус  большого  количества   точек
зрения по обсуждаемой  проблеме. В научной литературе  понятие  «общественное
мнение» может применяться  как в первом, так  и  во  втором  смыслах»  (11  с
248).
      Из  всего  выше  сказанного  можно   сделать  вывод,  что  «социология
общественного мнения очень сложная специальная  социологическая  дисциплина,
предметом  изучения  которой   является   установление   закономерностей   и
механизмов формирования  и  функционирование  оценочного  отношения  больших
социальных общностей» (5 с 428). А без всестороннего изучения  общественного
мнения  невозможно  общественное  самоуправление,  развитие  демократических
форм развития власти. Развитие и учет общественного мнения помогает  поднять
на соответствующий  уровень культуру управления.
    Как   и  любая,  конкретно  –   социологическая  дисциплина,   социология
общественного мнения имеет свои  ключевые  понятия,  категории  и  критерии.
Теперь  будет  уместно  задать  вопрос:  «когда  же  возникает  общественное
мнение?»  Как  утверждают  большинство  учёных,  занимающихся  исследованием
этого феномена, таких  факторов несколько, но важнейшим  являются  социальные
интересы людей.
    Общественное  мнение формируется там и тогда,  где и когда на  обсуждение
народа   ставится   проблема,   имеющая   важное   практическое    значение,
затрагивающее  существенные  интересы  людей  (экономические,  политические,
духовные).  Таково  первое  условие   формирование   общественного   мнения.
Общественное мнение чаще всего касается  вопросов,  связанных  с  политикой,
экономикой, правом, моралью или искусством,  где  больше  всего  спорного  и
затрагивающего интересы людей. Предметом рассмотрения  общественности  чаще
всего  выступают  те  формы  общественного  сознания,  те  вопросы,  которые
предполагают различия в оценках,  характеристиках,  т.е.  заключает  в  себе
момент дискуссионности  – это второе.
    Третье   условие   формирования   общественного   мнения   –    уровень
компетентности.
    Нужно  так же упомянуть ещё об  одной очень важной стороне  анализируемого
вопроса – сущность и содержание общественного мнения. По этому поводу  можно
сделать следующие  предположения:
    1.Общественное  мнение есть конкретный вывод  определённой общности людей
по тем или  иным  проблемам,  своего  рода  итог  мыслительной  деятельности
людей;
    2.Критерием   отбора  при  формировании  общественного   мнения   служат
общественные  интересы  и  потребности.  Только   те   явления   или   факты
общественной жизни  становятся его  объектами,  которые  приковывают  к  себе
внимание, вызывают потребность в выработке по ним  общего суждения.
    3.Массовые   суждения   обладают   различной   степенью   объективности
(истинности).  Это   объясняется  тем,  что  мнения  могут  формироваться  на
основе,  как  научных  знаний,   так   и   ложных   взглядов   и   ошибочных
представлений.
    4.Общественное  мнение выступает в качестве  специфической побудительной,
регулирующей поведение людей, их практическую деятельность.
    5.Общественное  мнение   представляет   собой   специфический   продукт
взаимодействия  людей,  своего  рода  соединение   мнений,   нивелированных,
изменённых,  образовавших  новое качество,  не  сводимое  к простой сумме
индивидуальных мнений.
    Образование   общественного  мнения  подчиняется   правилу   нелинейного
сложения, (дельное  мнение может стать общим, некоторые  вообще  не  войдут  в
общее мнение и т.д.).
    При решении  проблемы субъекта общественного  мнения необходимо различать
понятия субъект  и объект общественного мнения (8 с.288-290).
    Субъект  – это народное большинство.  Оно обладает внутренней структурой,
учёт которой важен в прикладных исследованиях.  Элементы  этой  структуры –
классы, социальные слои,  нации,  другие  социальные  общности  и  отдельные
личности. В рамках этих общностей формируется общенародное мнение, и они  же
являются его выразителями. Включённость то  или  иной  социальной  группы  в
структуру субъекта общественного мнения обусловлены  значимостью  обсуждаемой
проблемы,   её   важности   для   данной   группы.   Специфика    восприятия
происходящего, разница  в интересах и социальном опыте  отдельных  выразителей
общественного  мнения  обуславливают  разнообразие  реально  функционирующих
мнений,  столкновение  интересов,  их   борьбу   и   изменение   в   сторону
согласования или  поляризации разных точек зрения.
    Объект  общественного мнения то, по поводу  чего складывается
общественное мнение. Чем большей степенью значимости обладает объект, чем
сильнее затрагивает  общие потребности и интересы, тем рельефнее проявляется
общественное мнение. Так, в современных условиях в  центре внимания
общественного мнения находятся проблемы улучшения экологической  ситуации,
укрепление мира и т.д. В зависимости от сложности  внутренней структуры и
организации объектов общественного мнения, различают  мнения о фактах,
событиях, явлениях и процессах, характеризующие общественное бытие.
    Объект  общественного мнения ограничен  не только теми рамками, которые
были приведены  выше, не только его сущностью и  выполняемыми функциями, а
также, некоторыми критериями, в соответствии, с которыми само общественное
мнение рассматривает  то или иное явление действительности в качестве
объекта для своих  суждений. О них я уже говорила, сейчас лишь расскажу
поподробнее.
    Общественный  интерес. Первый и важнейший  из этих  критериев,  связан  с
категорией  «общественный  интерес».  В  соответствии   с   ним   из   всего
бесконечного   ряда   явлений   действительности   предметом    рассмотрения
общественности становятся  только  те,  которые  представляют  для  общества
непосредственный  интерес.
    Самое  первое сопоставление личных  и коллективных общественных  интересов
обнаруживает безусловное  различие  между  ними.  Оно  может  сказываться,  к
примеру, в их несовпадении, разногласии, даже антагонизме по содержанию.
    Дискуссионность.  Второй  существенный  признак   объекта  общественного
мнения связан не столько со  спецификой  собственно  общественного мнения,
сколько со спецификой мнения как такового, как  особого  типа  человеческого
суждения.  Эта  специфика  обнаруживается  уже   в   сфере   индивидуального
сознания. Как известно далеко не  каждая  сказанная  человеком  мысль  может
быть  отнесена  к разряду общественного мнения.  Совершенно   ясно,   что
элементарная просьбы  или фраза никогда не станет общественным мнением.  Дело
в том,  что  предметом  рассмотрения  общественности  становятся  только  те
высказываниях,  которые предполагают   различие   в   оценках,   суждениях,
характеристиках и т. д., то есть,  заключают в себе  больший или меньший
момент спорности, дискуссионности.
    Компетентность. Данный критерий свидетельствует  о том,  что  не  каждая
проблемы может  достичь  желаемых  высказываний  по  её  решению,  то  есть,
некоторые члены  общества  владеют  полной  информацией  по  одному  вопросу,
некоторые по другому. Можно сказать, что члены общества, взятые в сумме,  не
обладают необходимой  информацией  для какого  либо  спора компетенцией  –
соответствующим  объемом  и  уровнем   знаний   о   предмете,   а   так   же
соответствующими, специфически научными, средствами его анализа.
      Наряду  с  отмеченной  органической  некомпетентностью  общественного
мнения  существует  ещё  и  ,  так сказать   неорганическая,   искусственно
создаваемая  некомпетентность  общественности.  С   ней   мы   сталкиваемся,
например, когда речь идёт об объектах,  не  требующих  для  своего  освоения
теоретического мышления, -  таких,  как многие  стороны политики,  морали,
экономики и т.п. В  существовании такого  рода  некомпетентности  сомневаться
не приходится: практически  в каждом опросе общественного  мнения  выявляется
более или менее  широкая группа людей, которая отвечает «Не знаю», «Не  думал
об этом» и т.д.(4 с.115-142).
    Теперь  нужно сказать о том, что  в ходе  развития  общественного   мнения
происходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно  может
формироваться как  стихийно, так и сознательно.  Сформированное  общественное
мнения  имеет  интегративный   характер.   Это   не   арифметическая   сумма
индивидуальных мнений, а концентрированное выражение  коллективного  разума,
результат обмена  мнениями  между  людьми,  сплав,  репрезентирующий  мнение
общества. Содержание сложившегося общественного мнения  составляют  лишь  те
оценки, которые разделяются  большинством, даже если они не истины.
    Также   общественное   мнение    имеет    качественно    количественную
характеристику. А  из анализа взаимодействия  количественной  и качественной
сторон общественного  мнения вытекает четыре вывода:
    «В –  первых, любое общественное мнение если  и не  всегда  оказывается
мнением зрелым, истинным, то в каждом случае как мнение  общее  представляет
собой оценочное  суждение большинства.
    Во –  вторых, как мнение большинства   общественное  мнение  представляет
собой не просто сумму  отдельных мнений, а их  органическое  слияние,  своего
рода концентрированное  выражение коллективного разума.
    В –  третьих,  общественному  мнению,  как  мнению  большинства   присуще
внутренне единство, то есть по  своей  природе  оно  является  монистическим
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.