На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Правовая семья Российской Федерации

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Оглавление
  Вступление
  Глава 1. Понятие правовой системы
  Глава 2. Романо-германская правовая семья
  Возникновение и развитие семьи континентального права
  Структура правовой системы стран романо-германского  права
  Глава 3. Англосаксонская правовая семья
  История возникновения и развития
  Структура и источники права (прецедент, статут, обычай, доктрина)
  Правовая  система США
  Глава 4. Мусульманская правовая система
  Глава 5. Правовая семья Российской Федерации
  Заключение
  Список  литературы
 
Вступление
  Одной из основных тенденций развития мира в наши дни является глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Так, на базе ряда европейских государств был создан европейский экономический союз, который постепенно был дополнен политической вертикалью. Возник Европарламент, принята единая Конституция ЕЭС, избраны первый президент и министр иностранных дел сообщества. Широкое развитие получил процесс формирования наднациональных (межнациональных) корпораций, ведущих свою деятельность в различных странах. Значительно расширился в мире диапазон внешнеэкономических связей, при этом участие в них Российской Федерации и субъектов РФ значительно возросло.
  Расширение  таких связей предопределило рост интереса к их грамотному законодательному оформлению и юридическому сопровождению, ведь зачастую при осуществлении деятельности государства и отечественных корпораций на рынках зарубежных стран не учитывают обычаев, законов, и правил, принятых в этих регионах. Важно отметить, что незнание законодательства страны-партнера по внешнеэкономической деятельности не способствует успешному ведению бизнеса, а приводит к значительным убыткам и политическим проблемам. Проиллюстрировать вышеописанное можно, например, вспомнив длящееся уже более года дело "Русского Дома". Суть дела такова.
  В начале 1990-х годов ГУВД города Санкт-Петербурга заключило договор о совместной деятельности с немецким предпринимателем Францем Зедельмайером. Последний  должен был организовать охранный бизнес, а также поставки техники и обмундирования для милиционеров в Санкт-Петербурге совместно с ГУВД города. В уставной капитал совместного предприятия ГУВД внесло ведомственную резиденцию на Каменном острове. Зедельмайер взял на себя ее реставрацию. Ремонт помещений был завершен, когда в 1995 году здание было отобрано государством у ГУВД и передано управлению делами президента России.
  Согласно  заключенному сторонами договору, возможные  споры предполагалось решать в судах  по месту проживания Зедельмайера или  в Стокгольмском арбитражном суде. Не получив возмещения затраченных средств и потеряв бизнес в РФ, немецкий бизнесмен подал иск в 1998 году в Международный коммерческий арбитраж в Стокгольме, который постановил взыскать с России 2,35 миллиона долларов. Однако требование суда не было признано властями РФ. Тогда Зедельмайер обратился в участковый суд города Кёльна с просьбой взыскать имущество России за рубежом. В 2008 Зедельмайер смог добиться решения суда о продаже за долги здания бывшего советского торгового представительства в Кёльне. Однако потом выяснилось, что российские власти договорились с Зедельмайером выплатить ему 2,9 миллиона евро компенсации.
  По  данным газеты "Коммерсант", часть  комплекса бывшего торгпредства была продана 17 декабря 2008 года. Покупателем  выступило российское предприятие "Госзагрансобственность", однако деньги (те самые 2,9 миллиона евро) Зедельмайеру переведены не были, в результате чего бизнесмен возобновил судебное преследование. На сей раз объектом преследования стал так называемый Русский дом в Берлине.
  Русский дом в Берлине расположен напротив комплекса, в котором находится  берлинская Galeries Lafayette с люксовыми  бутиками. Он считается самым большим  среди мировых культурных центров: общая площадь здания составляет 29 тысяч квадратных метров. Часть помещений сдается в аренду.
  Участковый  суд района Мите г. Берлина принял во внимание, что ГУВД является структурой государственной власти. Здание Русского дома на улице Фридрихштрассе в Берлине  передано в ведение судебного  управляющего, который уполномочен принять решение о его продаже.
  Российская  сторона пытается оспорить решение  суда, доказывая, что статус данного  объекта определяется межправительственным соглашением, то есть нормами международного права, имеющими приоритет над национальным законодательством. Поэтому притязания Зедельмайера на имущество и активы Русского Дома РФ считает неправомерными. Ведь вопросы, связанные с такого рода недвижимостью, не могут являться предметом рассмотрения в судах общей юрисдикции, а наличие дипломатических иммунитетов исключает возможность принудительного отчуждения имущества. В настоящий момент российская сторона не берется сказать, почему данный существенный и определяющий аспект дела был проигнорирован адвокатами Зедельмайера и судом. РФ настаивает, что вопросы, касающиеся таких объектов, решаются, как правило, на межгосударственных переговорах.
  Таким образом, мы видим затянувшуюся неприятную ситуацию, результаты решения которой  предсказать достаточно сложно. А  ведь еще на стадии проработки договора российская сторона в лице ГУВД города Санкт-Петербурга должна была внимательнее подойти к анализу того, в какой правовой системе работает ее будущий контрагент, какова специфика разрешения возможных будущих споров, закладываемая в договор. И такие истории не единичны. Можно вспомнить нашумевшее дело швейцарской фирмы "Нога" против Российской Федерации.
  Вот почему тема анализа различий в действующих  правовых системах современного мира является очень актуальной.
  Кроме того, изучение мировых правовых систем позволяет сформировать представление о правовой системе РФ, понять какие области общественных отношений регулируются в РФ, каким образом и кем. Понять, как и почему сформировались именно эти источники права на территории нашей страны. Определиться с отраслевым делением норм права, и соответственно, легче ориентироваться в праве. Ведь каждый человек в современном мире должен обладать хотя бы базовыми представлениями о правовой системе своей страны, знать, куда и главное к кому обратиться за помощью в защите своих интересов.
  Для граждан РФ, выезжающих за пределы  страны, а также имеющих родственников, собственность за границей, ведущих  бизнес на международном уровне необходимо также знать законодательство соответствующих  стран.
  С научной точки зрения сравнение  правовых систем играет огромную роль в сфере оценки целесообразности унификации права, заимствования преимуществ одной правовой системы другими, а также в совершенствовании собственной правовой системы за счет этих заимствований. В понимании необходимости создания и разработки системы международного права в стране. Довольно интересно исследовать также и исторические, этнические особенности формирования правовых систем.
 
Глава 1. Понятие  правовой системы
  Правовая  карта мира включает в себя множество  национальных правовых систем, каждая из которых интегрирует всю правовую действительность конкретного государства. Наиболее часто правовая система определяется как совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также уровень правового развития той или иной страны. Правовая система включает доктрину, структуру, источники, ведущие институты и отрасли, традиции, правовую идеологию, систему правовых норм, правосознание, правопорядок, правовую культуру и непосредственную юридическую практику.
  Представляется  важным заметить здесь, что термин "правовая система" можно легко перепутать с термином "система права". Чтобы внести ясность в этот вопрос, отметим сразу, что система права представляет собой составную часть правовой системы и включает в себя совокупность норм права, его институтов, отраслей, а также - взаимосвязь всех этих элементов.
  Все существующие в мире правовые системы  в той или иной степени взаимосвязаны. Их связывают общие исторические условия и закономерности развития общественных отношений.
  Однако, каждая правовая система имеет свои особенности, свои индивидуальные и  присущие только ей одной черты. Их многообразие обусловлено различиями в жизни, истории, судьбе различных  народов мира, их вероисповеданием, спецификой отношений между людьми и социальными группами. Особенности конкретной правовой системы отражают уровень культуры данной нации, ее политического и социально-экономического развития.
  Изучением правовых систем, их сравнением и классификацией занимается особое направление юридической науки - сравнительное правоведение.
  Истоки  этого направления можно проследить ещё в глубокой древности, когда  сравнительно-правовой метод исследования применяли Платон при изучении законов  различных греческих полисов и Аристотель. Последний, чтобы сделать выводы о закономерностях политической организации современных ему народов, собрал, сравнил и проанализировал "конституции" 158 греческих и варварских городов.
  Сравнительное правоведение (правовая компаративистика) - отрасль юридической науки, изучающая правовые системы различных государств мира путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий, выявления общих закономерностей их развития.
  Научная цель сравнительного правоведения состоит в выявлении общих закономерностей развития правовых явлений и институтов, разграничении общего и особенного, случайного и закономерного в праве.
  Методология сравнительного правоведения позволяет  лучше понять национальную правовую систему, увидеть ее преимущества и недостатки по сравнению с другими. Применяя сравнительно-правовой метод возможно также совершенствовать правовую систему государства (в частности, его национальную систему права), рационально применяя правовой опыт других государств. В то же время сравнительное правоведение способствует сближению и унификации законодательства различных государств в тех областях, где это необходимо. Например, при заключении политических, военных, торговых, таможенных союзов, в частности при объединении Европы, формировании Союзного государства России и Белоруссии и т.п.
  По  мнению немецких ученых Конрада Цвайгерта  и Хайна Кётца одной из основных задач сравнительного правоведения является поиск и отыскание оптимальных  решений правовых проблем.
  Одним из направлений сравнительного правоведения является типология правовых систем. В частности, принято выделять несколько типов правовых систем, называемых правовыми семьями.
  Правовая  семья - “совокупность национальных правовых систем, выделенных на основе различных признаков и черт”[1]. Разумеется, это не исключает и других представлений о правовых семьях и их группах, т. к теория государства и права не является точной наукой. Что же представляет из себя классификация.
  Классификация - (от лат. classic - разряд и facere - делать) система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т.д. на основе определенных общих признаков. Она фиксирует закономерные связи между классами объектов; способствует определению места и роли объекта в общей системе объектов; помогает установить наиболее важные, общие для всех объектов качества и свойства. Классификацию подразделяют на естественную (по основным признакам) и искусственную (по вспомогательным признакам).
  Единого подхода к классификации правовых систем не существует, их обычно подразделяют либо по одному основополагающему признаку, либо по совокупности описательных критериев.
  Наиболее  известная классификация правовых систем была проведена французским ученым Рене Давидом. Он ввёл в научную практику само понятие правовой семьи, исходя из родственного происхождения и эволюции правовых норм. Фундаментальной базой для этой работы послужила сравнительная филология и, в частности, концепция языковой семьи, выдвинутая в XVII веке Готфридом Вильгельмом Лейбницем. В результате исследований Рене Давиду удалось выявить закономерности влияния эволюции языка на развитие соответствующих правовых систем.
  При классификации правовых систем Рене Давид использовал следующие критерии:
  u  идеологию, включающую религию, философию, социальные и экономические структуры,
  u  юридическую технику, где за основу он взял источники права.
  В своей книге "Элементарный курс сравнительного гражданского права", вышедшей в 1950 г. Давид выдвинул концепцию "западного права", включающего романо-германскую и англосаксонскую системы.
  Далее, в монографии "Основные правовые системы современности" (1964 г.) он сформулировал принцип трихотомии, выделив три основные правовые семьи: романо-германскую, англо-саксонскую, социалистическую. Остальной правовой мир составили самостоятельные типы религиозного и традиционного права (мусульманское; иудейское, каноническое, индусское, дальневосточное или японо-китайское, африканское).
  Рассмотрим  также классификацию, разработанную  Конрадом Цвайгертом и Хайном Кётцем и описанную ими в работе "Введение в сравнительное правоведение в  сфере частного права". Основным классификационным критерием здесь  является правовой стиль, который, согласно представлениям авторов, складывается из пяти факторов:
  u  происхождения и эволюции правовой системы;
  u  своеобразия юридического мышления;
  u  специфических правовых институтов;
  u  природы источников права и способов их толкования;
  u  идеологических факторов.
  Всего по приведенным критериям выделяется семь правовых семей (или "правовых кругов"): англо-американская, романская, германская, скандинавская, социалистическая, право ислама, индуистское право.
  Параллельно распространено деление правовых систем по национальному признаку (Германии, Франции, России и других стран). Здесь важны характеристики права конкретной страны, способ формирования правовой системы, специфика толкования различных норм, их оценки обществом.
  Следует заметить, что формирование национальных правовых систем зависит также от политических, идеологических, религиозных, исторических, географических и демографических факторов[2].
  В основу формирования любой классификации закладываются следующие критерии:
  оценка  фундаментальных, а не временных  факторов,
  u  Устоявшийся, объективный характер;
  u  Доминирование одного из признаков;
  u  Учет субъективных факторов, оказывающих прямое влияние на формирование правовой системы.
  При этом во всех рассмотренных выше подходах не учитывается марксистско-ленинская  типология права, в основе которой  лежит критерий общественно-экономической  формации (рабовладельческое право, феодальное, буржуазное, социалистическое). По мнению современного узбекского ученого-компаративиста международного уровня Акмаля Холматовича Саидова только единство глобальной марксистско-ленинской типологии и внутритиповой (подобной рассмотренным выше) классификации правовых систем дает возможность составить целостное представление о правовой картине мира[3].
  В своей классификации, описанной  в монографии "Сравнительное правоведение и юридическая география мира", Саидов исходит из критериальной системы, включающей:
  историю правовых систем;
  систему источников права;
  структуру правовой системы - ведущие институты  и отрасли права.
  Исходя  из этих критериев Саидов выделяет буржуазный и социалистический тип  правовых систем. К буржуазному типу права отнесены восемь правовых семей: романо-германская скандинавская, латиноамериканская, правовая семья общего права, мусульманская, индусская правовые семьи, семья обычного права и дальневосточная.
  В пределах социалистического типа права, представляющего интерес теперь уже в историческом аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы социалистических государств Европы, правовая система социалистических государств Азии и правовая система республики Куба.
  С учетом вышеизложенного, рассмотрим далее  характеристики основных правовых семей.
 
Глава 2. Романо-германская правовая семья
  Романо-германская правовая семья (или "семья континентального права") объединяет системы права стран континентальной Европы. Начиная с ХIХ в. основным источником (формой) права в странах, где господствует рассматриваемая правовая семья, является закон. По этому признаку ее часто противопоставляют англосаксонской семье, основанной на прецедентном праве. Развитие общего права Англии напрямую было связано с централизованной властью короля, королевскими судами (изданными ими нормами прецедентного права), в то время как романо-германская семья формировалась во времена политической раздробленности Европы, и в ее основе лежит культурная общность ее народов.
  Можно выделить несколько групп национальных правовых систем, формирующих романо-германскую правовую семью:
  u  романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Румынии);
  u  германского права (правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, Швейцарии, Греции, Португалии)
  u  скандинавского права (правовые системы Дании, Норвегии, Швеции).
  Иногда  романо-германскую систему права  трактуют более узко, ограничиваясь  выделением только двух подсистем, при этом не выделяя скандинавскую правовую систему:
  u  романская подсистема, основой которой является право Франции, в нее также входит право стран, на которые оказала сильное влияние Франция (Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Испания, Италия)
  u  германская подсистема, основой которой является право Германии, включает в себя право Австрии и Швейцарии.
 
Возникновение и развитие семьи континентального права
  Романо-германская правовая семья имеет давнюю юридическую  историю. Она образовалась на основе рецепции важного источника римского права - кодекса Юстиниана.
  Рецепция  римского права (от лат. recepio - принятие) - восприятие и преобразование кодификации  Юстиниана. Началом рецепции считают XII век, когда применение римского права  получило благословение церкви. В преодолении неприятия права церковью большую роль сыграл известный мыслитель того времени - Фома Аквинский. За основу своих работ он взял труды Аристотеля. Одобрение церкви открыло огромные возможности в нормотворчестве. В дальнейшем (XIII - XV вв), рецепция проводилась учеными европейских университетов, в которых происходило изучение оригинальных римских текстов (школа глоссаторов), а затем их систематизация, адаптация к условиям средневековья (школа постглоссаторов). Поэтому это право иногда называют "правом университетов". Университетские профессора активно занимались совершенствованием юридической доктрины, разработкой проектов законов, кодексов. Практическое применение права осуществляли выпускники университетов.
  Цель  рецепции - создать юридическую науку, отвечающую требованиям времени. Причину, по которой для этой цели была взято именно римское право, понять не трудно. Известный американский юрист Лоренс Фридмен в книге “Введение в американское право" писал: "Древние римляне были великими законодателями, их традиции никогда полностью не умирали в Европе, даже после того, как варвары пришли туда. Все, что осталось от великой Римской империи - это гражданское право. В средние века римское право в его классической форме было вновь открыто и возрождено. Даже сегодня правовые кодексы Европы отражают влияние римского права и его средневекового возрождения. Франция, Германия, Италия, Португалия, Испания среди всего прочего являются определенно странами гражданского права. Через Испанию и Португалию гражданское право перекочевало в Латинскую Америку, французы перенесли его в Африку.
  Как писал Рене Давид, романо-германская правовая система не была продуктом  деятельности государства, его политики, а являлась продуктом культуры общества. Однако не стоит отрицать, что на процесс ее формирования оказывали значительное влияние отношения обмена и собственности в феодальном обществе.
  Первоначально это право регулировало отношения  городского населения, но впоследствии оно распространилось и на сельских жителей, стало общенациональным.
  Также на развитие системы повлияли следующие  группы факторов: экономические (развитие торговли, ремесел) и социальные (обстоятельства общественных отношений, в том числе  и благословение христианской церкви).
  Новый этап в развитии романо-германского права (XVI - XIX вв.) приобрел форму интеграции римского права в национальные правовые системы государств, включил в себя кодификацию (разработку кодексов, законодательств, учитывающих национальные особенности стран). Кодификация проводилась представителями естественно-правовой школы, которые стремились создать единую систему права для всех народов. Они подчеркивали роль законодательства в обществе. При составлении кодексов они широко пользовались римским правом для формирования частного права, но одновременно отрицали его в сфере публичного права.
  Кодификация способствовала единению правовых систем различных европейских стран, распространению  романо-германского права. В то время  появилось мнение, что закон и  право совпадают. Самые известные  кодификации были созданы сначала во Франции (кодекс Наполеона 1804 года), а потом и в Германии (Германское гражданское уложение 1900 года).
  В XX веке кодексы романо-германского  права в качестве основы законотворчества несколько утратили свою привлекательность. Сформировавшийся СССР сформировал собственную, социалистическую систему права Европа же использовала так называемое европейское право, создаваемое Советом Европы. Современное право Европы действует на основе “Конвенции о защите основных прав и свобод человека” 1960 года, ратифицированной всеми странами ЕС.  

Структура правовой системы стран романо-германского  права
  Признак структуры является одним из ключевых для построения правовых систем. Для  того чтобы понять структуру романо-германского  права следует выделить способ систематизации норм права, а так же уяснить понятие правовой нормы, используемое в правовой системе.
  Прежде  всего, в романо-германской правовой системе присутствует разделение на частное и публичное право. Критерием  этого разделения выступает интерес (осуществление общегосударственных задач для публичного права, интерес отдельно взятого человека - для частного). Публичное право регулирует отношения власти и подчинения, в которых может быть использован механизм государственного принуждения для обязанных лиц. Преимущественно использует императивные нормы (неизменяемые участниками самих отношений). Система публичного права включает в себя конституционную, административную, уголовную, трудовую, финансовую, процессуальные отрасли и некоторые другие.
  В частном праве преобладают диспозитивные нормы, оно регулирует отношения между равноправными и независимыми субъектами. Большое значение в частном праве имеет договор, так как в нем непосредственно зафиксированы условия отношений. К частному праву относят гражданскую, семейную, торговую и некоторые другие отрасли права.
  Однако  некоторые отрасли права относятся  одновременно и к публичному и  к частному праву, они также оперируют  сходными понятиями, что объясняется  их общим происхождением.
  При сопоставлении между собой правовых систем в пределах романо-германской семьи можно убедиться в их сходстве в разделе частного права, что неудивительно, принимая во внимание их общее происхождение из римского частного права. Отличия же, обусловленные региональной и национальной спецификой, можно считать незначительными. Не столь очевидное сходство в публичном праве обнаруживается на основе двух моментов: единства европейской юридической мысли и специфическая роль гражданского права, которое является моделью развития других правовых отраслей.
  Норма права.
  Во  всех странах романо-германской правовой семьи норму права понимают, оценивают  и анализируют одинаково. Правовая норма - это правило поведения, общеобязательное для исполнения и имеющее более  серьезное значение, чем лишь ее применение в конкретном деле. Правовая норма не является производной судебной практики, а является продуктом законотворчества, основой кодификации романо-германского законодательства, цель которого - классифицировать нормы таким образом, чтобы судьи и обыватели легко смогли найти решение возникших проблем. Правовые нормы романо-германского права носят более обобщенный и упорядоченный характер, чем англосаксонские, и соответственно их количество не так велико.
  Источники права.
  Для юридической концепции этой семьи характерна гибкость, выражающаяся в том, что юристы не склонны соглашаться с решением того или иного вопроса, которое в социальном плане представляется им несправедливым. Действуя на основе принципов права, они действуют как бы на основе делегированных им полномочий. Осуществляя поиск права сообща, каждый в своей сфере и с использованием своих методов, юристы этой правовой семьи стремятся к общему идеалу - достичь по каждому вопросу решения, отвечающего общему чувству справедливости на основе сочетания различных интересов, как частных, так и всего общества. Итак, среди важных источников права надо видеть общие принципы, содержащиеся в законодательстве и вытекающие из него.
  Правовая  доктрина, выработанная на основе рецепции классического римского права учеными университетов, являлась основным источником права вплоть до недавнего времени. В настоящее время (с победой демократических идей в обществе) она утратила свою прежнюю роль. Теперь же первостепенное положение среди источников имеет закон. Но применение этого источника на практике продолжается и сейчас.
  Международные акты. Эти акты имеют огромное значение для права стран Европы и имеют приоритет перед внутренними законами самих стран. Например упомянутая выше “Конвенция о защите основных прав и свобод человека”.
  Закон. Во всех странах романо-германской семьи существуют кодифицированные конституции, имеющие высшую юридическую силу, соответственно в этих странах предусмотрен контроль соответствия законов конституции. Законы, относящиеся к определенной отрасли, формируют соответствующие кодексы (гражданский кодекс, уголовный, соответствующие им процессуальные кодексы и т.д.). Большую роль играют подзаконные акты: регламенты, декреты, административные циркуляры, издаваемые министерствами и ведомствами. Существует различие между нормативными и административными циркулярами. Первый тип содержит норму права, второй же тип показывает, как ее понимает администрация и как она собирается применять ее на практике.
  К составлению законов существует два подхода: первый - создать законы, доступные для понимания обывателя, второй заключается в наиболее точном выражении мысли законодателя с применением понятного только специалистам юридического языка.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.