На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Экономическое положение Германии во Второй мировой войне. Послевоенное состояние экономики и программы союзнического контроля. Характеристика положения Западной Германии после окончания Второй мировой войны. Экономические реформы Людвига Эрхарда.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 02.05.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


21
34
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра экономической теории и финансов
Реферат

по предмету «Экономическая история»
На тему: «Послевоенное возрождение Западной Германии.
Экономические реформы Эрхарда»
Студентки I курса
Группы 83102
Станкевич Алины Сергеевны
Научный руководитель:
к.э.н.
ст. преподаватель
Кадникова Т.Г.
Петрозаводск
2007
Оглавление

Введение
Глава 1: Экономическое положение Германии во Второй мировой войне
1.1.Предвоенный период (1933 - 39 гг.)
1.2.Начальный период Второй мировой войны (1939 - 42 гг.)
1.3.Заключительный период Второй мировой войны (1942 - 45 гг.)
Глава 2: Послевоенное состояние экономики Германии
2.1.Программы союзнического контроля над послевоенной Германией
2.2.Характеристика экономического положения Западной Германии после окончания Второй мировой войны
Глава 3: Экономические реформы Людвига Эрхарда
3.1.В преддверии экономических реформ в Западной Германии
3.2.Суть экономической реформы Эрхарда и ее итоги
Заключение
Список используемой литературы
Введение

Вторая мировая война, развязанная силами фашистской Германии, явилась величайшей трагедией для всего человечества. Но она преподнесла и жестокий урок и немецкому народу. Страна после войны практически лежала в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищный вопрос, жизненный уровень упал на треть. Деньги обесценились, по тогдашним расчетам, доходы среднего немца позволяли приобрести пару обуви раз в 12 лет, а костюм - раз в 50 лет. Кроме того, Германия перестала существовать как самостоятельное государство, она была оккупирована. Все более остро стояла тогда перед Германией задача восстановления экономики, возрождения промышленного производства, сельского хозяйства, торговли, финансовой и банковской системы, возвращения жизни народа к мирному укладу и нового развития системы государственного управления.
Сегодня наша страна переживает сложный период социально-политических и экономических реформ. Но внедряемые изменения не приводят к нужному результату. Ситуация в промышленности и сельском хозяйстве еще более усугубляется. Многократно снизился жизненный уровень населения. А послевоенная Германия за относительно короткий период времени смогла добиться восстановления экономики и социальной стабильности. Второго канцлера ФРГ Людвига Эрхарда по праву считают творцом «немецкого экономического чуда». Актуально ли изучение опыта немцев для нас? Разумеется, речь не идет о перенесении его на российскую почву - слишком различны социальные и исторические условия. И тем не менее, опыт Эрхарда необходимо осваивать.
Таким образом, целью исследования данного реферата является изучение послевоенного возрождения Западной Германии и экономических реформ Людовика Эрхарда, сыгравшего важную роль в этом процессе. Для наиболее полного понимания этой темы необходимо выполнить ряд задач:
Ш Подобрать необходимый материал по теме;
Ш Ознакомиться с соответствующим материалом и проанализировать его;
Ш Сделать акценты на интересующих нас периодах развития экономики Германии;
Ш Подвести итоги и сделать выводы по теме.
При написании работы использовались различные источники, включая электронные ресурсы (интернет). Хотелось бы особо выделить таких авторов, как А.И. Погорлецкий, М.В. Конотопов, С.И. Сметанин, А. Романова.
Глава 1 Экономическое положение Германии во Второй мировой
войне

1.1 Предвоенный период (1933 - 39 гг.)

С приходом к власти национал-социалистов экономическая система Германии подверглась серьезным изменениям. В начале 1933 года Закон о наделении правительства Германии чрезвычайными положениями передал исполнительной власти страны законодательные функции. После того как 2 августа умер президент страны фельдмаршал Гинденбург, в стране была проведена реформа государственного строя. Политическое руководство, законодательная и исполнительная власть были переданы Адольфу Гитлеру, ставшему рейхсканцлером и «фюрером немецкого народа». Погорлецкий А.И. Экономика и экономическая политика Германии в XX веке. - СПб, 2001. - С.101. С этого времени либеральная капиталистическая экономика Германии начала превращаться в централизованную административную систему.
Национал-социалистический тип управления экономикой получил приоритет вследствие успешного решения нацистским правительством тяжелых последствий кризиса 1929-33 гг. Национал-социалисты сумели реализовать те неотложные меры, которые не удались прежнему правительству, в частности обеспечили полную занятость населения, организовав различные общественные работы, а также взяли под контроль монетарную экспансию. Вместе с тем Германия превращалась в тоталитарное государство, где ведущей отраслью экономики страны становилась военная промышленность.
Меры по централизации экономики были приняты в 1933 - 34 гг. Был принят «Декрет о картелях» Там же. - С.103., предполагавший ликвидацию всех акционерных предприятий с капиталом менее 100 тыс. рейхсмарок. Теперь образованные акционерные компании должны были иметь уставной капитал не менее 500 тыс. рейхсмарок. Одновременно закрывались и мелкие фирмы.
На основании данного декрета вся экономика делилась на 6 «имперских групп», во главе каждой из них стоял крупный промышленник. Контроль над экономикой переходил в руки концернов, а их руководство было связано с государственными чиновниками. Также был создан закон «О подготовке органического построения германского хозяйства» Там же. - С.103., по которому министру экономики предоставлялось право устанавливать приоритет в развитии отраслей экономики.
На полувоенный режим переводилось и сельское хозяйство, готовилась продовольственная база. Вводится жесткое регулирование сельскохозяйственным производства, создается снабженческий аппарат для обеспечения потребностей армии и населения в условиях подготовки и ведения военных действий.
Из-за высоких таможенных пошлин немецкие фермеры были ограждены от зарубежной конкуренции. Теперь на каждое крестьянское хозяйство заводилась подворовая каточка, в которой указывались объемы производства и продаж продукции, продажа продукции на рынках запрещалась. Крестьяне обязаны были сдавать государству все произведенные продукты, за исключением необходимых для личного питания (вводились нормы потребления продукции населением).
Осенью 1936 года Гитлер начал реализацию четырехлетнего плана по реорганизации экономики страны. Погорлецкий А.И. Указ. Соч. - С.104. Согласно этому плану народное хозяйство страны постепенно должно было переходить на военный режим, повышалась его самообеспеченность. Около 60% бюджета Германии Там же. - С.105. теперь тратилось на производство вооружения. Создавались стратегические резервы, а также готовились производства на базе использования заменителей из собственного сырья и продуктов вторичной переработки.
В центе Германии был построен комплекс производств, способных изготавливать синтетические бензин, каучук, поставлять цветные металлы, бокситы, хлопок. И в случае, если бы западным державам удалось отсечь исторически сложившиеся районы страны, то основная нагрузка перешла бы к центральным районам. Кроме того Германия финансировала строительство военных заводов за границей: Швейцарии, Нидерландах, Испании. Впоследствии эти заводы выпускали продукцию из немецких комплектующих.
Вводилась всеобщая трудовая повинность, согласно которой каждый немец в любое время мог быть направлен на любые работы. Для молодежи создавали трудовые лагеря, а в свободное время их обучали военному делу. Молодые женщины, для того, чтобы устроиться на работу за вознаграждение, должны были несколько лет проработать бесплатно. Все это способствовало перераспределению рабочей силы, удовлетворяя потребности военной промышленности и экономии на оплате труда.
В предво5нные годы Германия достигла значительных успехов в промышленном производстве, была проведена реконструкция старых заводов и созданы многочисленные новые предприятия. Многие из них, сотрудничая с властью, получали выгодные военные заказы. Самые высокие темпы роста наблюдались в машиностроении и в химической промышленности, а также в производстве вооружений.
Основной особенностью индустриализации этого периода было ускоренное развитие тяжелой промышленности, подготовка материальной базы военного производства. В 1939 Германия вышла на первое место в мире по количеству станков в промышленности, строились заводы по производству оружия. Только в 1933-36 гг. было введено в строй свыше 300 военных заводов, в том числе 60 авиационных, 45 автомобильных и бронетанковых, 70 военно-химических, 15 военно-строительных. Кроме того были проведены реконструкция и подготовка к военным действиям отраслей инфраструктуры: транспорта, системы коммуникаций и связи. Построены стратегические автомагистрали, аэродромы, портовые сооружения, проложены линии связи.Погорлецкий А.И. Указ. Соч. - С 106.
Административно-командный характер экономики Германии связан с такими ее чертами как установление в 1936 г. цен, заработной платы и ренты на весь последующий предвоенный и военный периоды, распределении по карточкам потребительских товаров и продуктов потребления, запрет их продажи на свободном рынке, регулирование рынка труда (трудовые ресурсы на проведение общественных работ распределялись исходя из потребностей государства). Осуществлялось перераспределение ресурсов между военным и гражданским производствами, что создало предпосылки для перехода на мобилизационную модель экономики.
1.2 Начальный период Второй мировой войны (1939 - 42 гг.)

В начальный период Второй мировой войны сложившаяся система в экономике практически полностью сохранилась. Предприниматели конкурировали между собой за выгодные военные заказы государства. Но из-за того, что правительство постоянно меняло программы производства вооружений, возникала неразбериха в военной промышленности. Непоследовательность принимаемых в этой области решений объяснялась тем, что до 1942 г. невозможно было точно спрогнозировать потребности армии в боеприпасах. Дело в том, что расход вооружений во время непродолжительных военных операций в Западной Европе оказался меньше ожидаемого, а затяжная кампания на Восточном фронте, наоборот, вызвала резкую их нехватку. Предприятия, ориентируясь на низкий расход боеприпасов в Западной Европе, не смогли поставить их производство на поток к началу войны с Советским Союзом. Поэтому, когда стало ясно, что война становится затяжной, стала ощущаться нехватка мощностей для производства пороха и взрывчатых веществ.
Из-за того, что министерство экономики не смогло должным образом организовать производства оружия и боеприпасов, было создано новое специализированное министерство вооружений и боеприпасов. Это министерство было наделено командными функциями в военной экономике, что постепенно превращало его в руководящий орган всего народного хозяйства. Оно сотрудничало с ведущими немецкими промышленниками, поэтому сразу же после основания министерства вооружений, главы этих концернов взяли на себя полную ответственность за экономическую политику и развитие производства. Однако все эти мероприятия не означали резкий подъем производства вооружений. Так, месячное производство военной техники во второй половине 1940 г. составляло в среднем (единиц):
· самолеты различных типов - 900;
· танки - 200;
· боевые машины - 1750;
· подводные лодки - 4-6;
Показатели промышленного производства оружия в 1941 г. составили (тыс. единиц):
· самолеты различных типов - свыше 11;
· танки и бронемашины - 5.2;
· артиллерийские орудия - 30. Погорлецкий А.И. Указ. Соч. - С. 111.
В то же время ресурсная и сырьевая база Германии после территориальных завоеваний существенно увеличилась. С оккупированных территорий в страну поступали металлы, чугун, химические продукты и продукты нефтепереработки, каучук. Военно-экономическая база Германии расширялась не только за счет поборов с захваченных территорий и вывоза сырья и продовольствия, но и путем конфискации банков, промышленных предприятий, золотых запасов и лома цветных металлов, трудовой повинности населения, а также поставки товаров в кредит.
Помимо имеющихся ресурсов создавались стратегические резервы сырья. На строгий учет брались потенциальные ресурсы. Предполагалась сдача всех бронзовых и медных колоколов, а также владельцы автомобилей обязывались по первому требованию властей предоставить шины и автопокрышки государству.
Тем не менее, из-за отсутствия жесткой централизации распределения ресурсов, предприятия оказались не в состоянии перерабатывать все поступившее сырье и задействовать имеющиеся производственные мощности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в начальный период войны Германия крайне не эффективно использовала все имеющиеся у нее ресурсы. Вместо их мобилизации для выполнения военных задач, средства были распределены по самым разным программам. Так, в полном объеме продолжалось финансирование социальной сферы и велось производство товаров народного потребления. В Германии продолжалось и гражданское строительство.
В 1941-1942 гг. решение важнейших экономических задач было возложено на вновь созданные специальные государственные органы. Там же. - С.113. Продолжалась концентрация и централизация промышленного производства. В 1942 г. было создано Имперское объединение «Железо» (сталеплавильная промышленность и черная металлургия), включающее в себя семь ведущих германских концернов и на его долю приходилось 80 % производства соответствующей продукции. Недостатком данной системы было отсутствие единого контроля за их деятельностью со стороны государства. Объединения самостоятельно планировали выпуск продукции и не всегда считались с нуждами военного времени.
В период с 1936-1942 гг. в Германии даже в условиях перехода к мобилизационной модели, направленной на первоочередное удовлетворение нужд военной промышленности существовала свобода предпринимательской деятельности. Погорлецкий А.И. Указ. Соч. - С. 114. Удивительно, но в тоталитарной, ведущей войну Германии производство потребительских товаров оставалось на довольно высоком уровне. Гитлеровский режим стремился максимально облегчить участь своего населения, сохранить симпатии народа, а также оно боялось недовольств в обществе. Поэтому не случайно продолжалось производство товаров отнюдь не первой необходимости, выплачивались пособия участникам войны и семьям женщин, чьи мужья ушли на фронт. Кроме того женский труд в военном хозяйстве использовался гораздо в меньшей степени, чем в странах антигитлеровской коалиции.
Судьба Германии была предрешена неспособностью применения высокоэффективных методов управления как в военной промышленности, так и во всей экономике в целом. Принимались далеко не самые лучшие решения. В период проведения военных действий нацисты проявили свою полную некомпетентность и бездеятельность в экономической сфере. Система управления военной промышленностью оказалась не в состоянии отреагировать на затяжной характер кампании, приобрести черты необходимой мобилизационной модели для длительной войны. Немецкая экономика нуждалась теперь в полной перестройке и приспособлению к новым условиям. Из-за огромных потерь на Восточном фронте все прежние запасы оружия и стратегически важных материалов оказались израсходованными. Существующее производство было не в состоянии покрыть все расходы. Противоречия между растущими потребностями фронта и имеющимися ресурсами стали очевидны. Необходимо было восполнить огромные потери армии, значительно увеличить выпуск военной продукции, восстановить запасы военной промышленности, провести реорганизацию системы управления.
Вскоре удалось найти очень эффективный способ управления военной экономикой, преодолеть конкуренцию между военной экономикой и государством и внедрить в военную промышленность жесткий контроль. Следует отметить, что огромную роль в этом процессе сыграл Альберт Шпеер, новый назначенный Гитлером министр вооружений.
Изменения в структуре аппарата управления военной промышленностью и всем народным хозяйством были нацелены на приспособление экономики к длительной войне, устранение дефицита оружия и боеприпасов. Для реализации этой цели была принята удачная концепция управления производством. Шпееру удалось рационализировать производство, ввести узкую специализацию производства вместо широкопрофильного для улучшения качества продукции. Данная модель управления экономикой была сохранена оккупационными союзниками для решения первоочередных нужд послевоенной Германии.
1.3 Заключительный период Второй мировой войны (1942 - 45 гг.)

Основными институтами министерства вооружений с весны 1942г. Стали Совет вооружений и Совет центрального планирования. Данные органы министерства вооружений были вершиной вертикали управления экономикой. Кроме того были созданы специальные промышленные советы, с помощью которых ведущие представители соответствующих отраслей промышленности решали вопросы о виде и количестве выпускаемых вооружений.
Совет вооружения был создан с целью быстрого решения проблемы обеспечения потребностей фронта. Также была создана комиссия по разработке новых вооружений. Основной задачей совета центрального планирования было согласование требований вооруженных сил с возможностями экономики, составление планов добычи и производства основных материалов, распределение сырья, энергии, транспортных средств и рабочей силы между различными отраслями промышленности. Для непосредственного руководства была создана система различных комитетов и объединений, которые могли вмешиваться в любое производство.
Руководители комитетов должны были способствовать предельно узкой специализации предприятий и обеспечивать максимальный выпуск продукции. Заводы были обеспечены гарантированными заказами, и их продукция стала преимущественно однородной. Значительные успехи были достигнуты прежде всего в тех отраслях экономики, которые не претерпели внедрения рациональных методов ведения производства в предвоенный период. И наоборот, повысить производительность труда в эффективно управляемых в течение всего периода войны отраслях, таких как автомобилестроение. Не удалось из-за того, что они итак работали на пределе своих возможностей.
Кроме внутриотраслевого перераспределения ресурсов, факторы производства были распределены между разными отраслями. В особенности, максимально был снижен объем производства потребительских товаров. Что позволило направить ресурсы в сферу военной экономики. Однако не удалось преодолеть сопротивление руководителей отраслей промышленности, не связанных с военным производством. Уровень потребления немцев оставался высоким. Из пропагандистских стремлений, Гитлер не позволял ущемлять материальное положение немцев и уменьшать выпуск товаров потребительского назначения. Обратная сторона такой заботы выражалась в крайне нерациональной организации всей экономики в период войны при возросшей эффективности отраслей военной промышленности.
Ощутимые результаты дала управленческая концепция Шпеера, особенно в решении проблемы организации движения железнодорожного транспорта. Дело в том. Что железные дороги испытывали серьезные проблемы с подвижным составом и со всей инфраструктурой в целом. Для решения данной проблемы было устранено скопление вагонов на путях. Маршрутная скорость поездов была повышена. Что увеличило пропускную способность поездов.
Однако, несмотря на революционную реорганизацию промышленности и новые методы управления военным производством, Германия не смогла достичь уровня выпуска оружия. Достигнутого во время Первой мировой войны. Несмотря на старания министерства вооружений, государственная опека промышленности страны продолжала сохраняться. Сложные, многообразные формы государственного контроля тормозили реорганизацию промышленности.
После поражения германских войск под Сталинградом руководство страны перешло к стратегии «тотальной войны». Предполагалось проведение полной мобилизации всех тыловых ресурсов, использование всего военно-экономического потенциала Германии. Необходимо было расширить трудовую повинность, провести новый набор в армию, значительно увеличить производство военной продукции.
«Тотальная война» означала переход к тотальной системе организации военной промышленности. Хозяйственную систему необходимо было полностью подчинить решению проблем производства вооружений. Было отдано распоряжение «о переходе на крупное производство». Многие мелкие и средние предприятия были включены в состав крупных, конкуренция между производителями фактически прекратилась.
Концентрация военной промышленности была продолжена после появления приказа Гитлера «О концентрации военной экономики». Отныне управление всем производством было сосредоточено в министерстве вооружения и военного производства (бывшее министерство вооружения и боеприпасов). Имперское министерство экономики лишалось производственных функций параллельно с министерством вооружений, ограничиваясь снабжением населения, общими вопросами хозяйственной политики, финансов и кредита, внешней торговли. После проведенной реорганизации была решена проблема концентрации управления военным производством. Все ключевые решения по поводу выпуска продукции теперь принимались Советом по вооружению и министерством вооружений.
Переход к тотальной экономической системе обострил одно из основных противоречий: увеличение производства военной техники не сопровождалось столь же высоким ростом занятых в данном производстве трудовых ресурсов. Потери на фронте вынудили сократить число специалистов в военной промышленности и направить часть из них в армию. Нарастал конфликт между потребностью в солдатах на фронте и потребностью в рабочей силе на производстве.
Кроме трудовых ресурсов не хватало и производственных мощностей. По мере увеличения объема производства промышленный потенциал Германии стал постепенно исчерпываться. Выходом из сложившейся ситуации было использование производственных мощностей стран, оказавшихся в сфере немецкого влияния. Наибольший интерес для Германии из оккупированных стран представляла Франция. Правительство Германии перенесло часть производства потребительских товаров (одежда, обувь, текстильные изделия, мебель) во Францию. Производство аналогичной продукции в Германии практически прекратилось, а поступающих товаров из Франции вполне хватало для удовлетворения потребностей населения. Также значительно возросли поставки в Германию сырья и продовольствия из стран Западной Европы.
Переход к тотальной экономике не позволил в полной мере использовать весь ресурсный потенциал, устранить разногласия в управлении экономикой. Несмотря на успехи отдельных руководителей (Шпеер), отсутствие четкой стратегии развития не только экономики, но и ведения военных действий, противоречивость властей не позволили внедрить эффективную мобилизационную модель экономики страны.
Наиболее успешным с точки зрения производства военной продукции стал 1944 г. В этом году появились последствия проведенной реорганизации военной промышленности, и выпуск оружия и боеприпасов существенно увеличился. Выпуск боеприпасов за период с 1942 по 1944 гг. возрос на 335%, танков на 598%, самолетов на 367%, автомобилей на 133%, кораблей на 217 % . В 1944 г. Военная промышленность выпустила:
· самолетов различных типов - около 40 тыс. единиц;
· танков и штурмовых орудий - свыше 27 тыс. единиц;
· артиллерийских орудий - 27 250 шт. Погорлецкий А.И. Указ. Соч. - С. 129.
Если в промышленной сфере дела обстояли не так уж плохо, то кредитно-денежная система продолжала падение в пропасть. Для финансирования нужд военной промышленности правительство страны использовало механизм государственного долга, а также проводила широкомасштабную эмиссию. Военные займы к концу войны составили 380 млрд. рейхсмарок. В командно-административной системе фиксированных цен и карточного снабжения такая кредитно-денежная политика имела своим следствием тяжелую послевоенную инфляцию и всеобщий дефицит товаров.
Никакие организационные мероприятия уже не могли спасти Германию от поражения. Производимого даже в гораздо большем объеме оружия все равно было недостаточно для восполнения потерь армии. На военных заводах катастрофически не хватало рабочих . и попытка организации работы в три смены не дала результата. Новые самолеты зачастую не могли подняться в воздух из-за нехватки топлива. Накопленные ранее резервы неуклонно сокращались.
Министерство вооружений предприняло последнюю попытку нормализации ситуации. Было привлечено 150 тыс. рабочих для восстановления разрушенных заводов. Многие производства переносились в подземные помещения. Однако выйти на прежний уровень производства не удалось.
В феврале-марте 1945 г. индекс промышленного производства резко снизился, военная промышленность уже была не в состоянии удовлетворить потребности фронта, из-за непрекращающихся авианалетов Германию поразил транспортный кризис.
Вскоре экономика была вновь реорганизована. По территориальному принципу были созданы шесть промышленных округов. Которые образовывали замкнутый круг производства военных вооружений. Это позволило обеспечить определенный выпуск оружия вплоть до последних дней войны.
В последние месяцы войны нацисты попытались применить тактику «выжженной земли». По приказу Гитлера при отступлении предписывалось уничтожать все промышленные и транспортные объекты, объекты снабжения и все материальные ценности. Шпеер был категорически против такого распоряжения и в меру своих возможностей противился этому. Он понимал, что война проиграна и сохранял на свой страх и риск наиболее важные объекты инфраструктуры. Рассчитывая на послевоенное восстановление народного хозяйства. Промышленники тоже готовились к неминуемой катастрофе. Многие из них начали реорганизацию своих предприятий.
После поражения Германии во Второй мировой войне административно-командная модель экономики с изменениями, введенными Шпеером сохранялась в течении трех послевоенных лет. Но из-за разногласий оккупационных сил, заметного послевоенного спада производства, разрухи транспортной и коммуникационных сетей. Ситуация в экономике сложилась не в пользу сохранения данной модели.
Глава 2 Послевоенное состояние экономики Германии

2.1 Программы союзнического контроля над послевоенной
Германией
На завершающей стадии вой и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.