На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исследование рынка шоколада и шоколадных изделий

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования
«Санкт-Петербургский  государственный  политехнический  университет»
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра «Экономика и менеджмент  недвижимости и технологий» 
 

Курсовая  работа по маркетингу
на  тему:
«Исследование рынка шоколада и шоколадных изделий» 
 
 
 

Выполнил:                                                                                          студент группы
                                                                                                                                
Проверила:                                                                                                        Каньковская А.Р.
Дата  сдачи:                                                                                                           
 

Санкт-Петербург
2011
 

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Общая характеристика рынка ……………………………………………………….7

     1.1 Анализ географического положения………………………………………………7

     1.2 Анализ политической конъюнктуры……………………………………………...8

     1.3 Анализ экономической конъюнктуры…………………………………………...10

Глава 2. Изучение спроса……………………………………………………………………..12
     2.1 Определение емкости рынка – возможных объемов продаж товара …………12
     2.2 Исследование требований покупателей  и уровня покупательской способности15
     2.3 Анализ перспектив развития рынка. Прогнозирование будущих запросов потребителей ………………………………………………………………………………….18
Глава 3. Изучение предложения ……………………………………………………………..21
     3.1 Исследование производства товаров на местном рынке ………………………21
     3.2 Исследование возможностей расширения  предложения за счет импорта……26
     3.3 Изучение правовых основ деятельности на рынке ……………………………..28
      3.4 Изучение и оценка деятельности на рынке фирм – конкурентов……………...29
Заключение …………………………………………………………………………………….41
Список литературы ……………………………………………………………………………42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Шокола?д  — кондитерские продукты, изготавливаемые с использованием плодов какао.
Обыкновенная  шоколадная масса обладает более  низкими вкусовыми и ароматическими достоинствами и менее тонкой дисперсностью. Содержание сахара в  ней не более 63 %. Десертная шоколадная масса имеет высокие ароматические  достоинства и тонкую дисперсность. Эти свойства она приобретает в результате особо тщательной и длительной обработки. Содержание сахара в ней не более 55 %.
В зависимости  от состава шоколад делят на горький, молочный и белый. Существуют диабетические  варианты. Также шоколадные изделия  могут иметь ароматические добавки: (кофе, спирт, коньяк, ванилин, перец); пищевые добавки: (изюм, орехи, вафли, цукаты) или начинку.
Чёрный (горький) шоколад делают из какао тёртого, сахарной пудры и масла какао. Изменяя соотношение между сахарной пудрой и какао тёртым, можно изменять вкусовые особенности получаемого шоколада — от горького до сладкого. Чем больше в шоколаде какао тёртого, тем более горьким вкусом и более ярким ароматом обладает шоколад и тем более он ценится.
Молочный шоколад  с добавлениями изготавливают из какао тёртого, масла какао, сахарной пудры и сухого молока, чаще всего используют плёночное сухое молоко жирностью 25 % или сухие сливки. Аромат молочному шоколаду придаёт какао, вкус складывается из сахарной пудры и сухого молока.
Белый шоколад готовят из масла какао, сахара, плёночного сухого молока и ванилина без добавления какао-порошка, поэтому он имеет кремовый цвет (белый) и не содержит теобромина. Неповторимый вкус белый шоколад приобретает благодаря особому сухому молоку, имеющему карамельный привкус.
Диабетический шоколад предназначен для больных  сахарным диабетом. Вместо сахара используются подсластители, такие как сорбит, ксилит, маннит.
Пористый шоколад  получают в основном из десертной  шоколадной массы, которую разливают  в формы на ? объёма, помещают в вакуум-котлы и выдерживают в жидком состоянии (при температуре 40° С) в течение 4 ч. В вакууме благодаря расширению пузырьков воздуха образуется пористая структура плитки.
Шоколад в порошке  вырабатывают из какао тёртого и  сахарной пудры без добавлений или с добавлением молочных продуктов.
Сырьё
Основным сырьём для производства шоколада и какао-порошка  являются какао-бобы — семена какао-дерева, произрастающего в тропических  районах земного шара.
По происхождению  какао-бобы подразделяют на три группы:
    американские;
    африканские;
    азиатские.
Наименования  товарных сортов соответствуют названию района их производства, страны или  порта их вывоза (Гана, Байя, Камерун, Тринидад и др.) Допускается употребление сырых какао-бобов и продуктов  из них.
По качеству какао-бобы подразделяют на две группы:
благородные (сортовые), обладающие нежным вкусом и приятным тонким ароматом со множеством оттенков (Ява, Тринидад и др.);
потребительские (ординарные), имеющие горький, терпкий  кисловатый вкус и сильный аромат (Баия, Пара и др.).
Какао-бобы находятся  в мякоти плода какао-дерева по 30-50 шт., имеют миндалевидную форму, длину  около 2,5 см. Боб состоит из твёрдого ядра, образованного двумя семядолями, зародыша (ростка) и твёрдой оболочки (какаовеллы).
Какао-бобы свежесобранных плодов не обладают вкусовыми и ароматическими свойствами, характерными для шоколада и какао-порошка, имеют горько-терпкий привкус и бледную окраску. Для улучшения вкуса и аромата их подвергают на плантациях ферментации и сушке.
Основными компонентами сухого вещества какао-бобов являются жиры, алкалоиды — теобромин, кофеин (в незначительных количествах), белки, углеводы, дубильные и минеральные вещества, органические кислоты, ароматические соединения и др.
Жир (масло какао) содержится в количестве 52-56 % сухих веществ. При температуре 25° С масло какао твёрдое и хрупкое, а при 32° С — жидкое, поэтому во рту оно плавится без остатка.
В процессе технологической  обработки из какао-бобов получают основные полуфабрикаты: какао тёртое, масло какао и какао-жмых. Какао тёртое и масло какао с сахарной пудрой используют для приготовления шоколада; из какао-жмыха получают какао-порошок.
История
Родиной шоколада, как и дерева какао, является Центральная  и Южная Америка. На протяжении многих столетий шоколад употреблялся в виде напитка — индейцы смешивали молотые и обжаренные какао-бобы с водой, а затем в эту смесь добавлялся красный перец (чили).
В середине XVI века ученый-монах Бенцони представил королю Испании доклад о полезных свойствах жидкого шоколада. Доклад тут же засекретили, а шоколад объявили государственной тайной. За её нарушение были казнены десятки человек. Долго шоколад был доступен только очень богатым: производство было сложным, а ингредиенты — очень дорогими. И лишь в конце XIX века кондитеры смогли добиться изготовления практически современного шоколада. А случившееся в самом начале XX века резкое удешевление какао и сахара сделало шоколад доступным всем. Рекламировавшийся как «кушанье королей», он начал свое триумфальное шествие.
Шоколаду приписывали  следующие целебные свойства: лечение  депрессий, улучшение самочувствия, быстрое заживление ран. В некоторых странах шоколад относили к афродизиакам.
ГОСТ
ГОСТ Р 52821-2007 (введен 18.01.2010 г. взамен ГОСТ 6534-69.) —  «Шоколад. Общие технические условия» устанавливает следующие требования к продукции:
Вкус и запах  — свойственные для конкретного  типа шоколада, без постороннего привкуса и запаха. Внешний вид — лицевая  поверхность ровная или волнистая, с рисунком или без него, блестящая. В шоколаде с крупными добавлениями в виде целых или дробленных орехов, цукатов, изюма, воздушных круп (и других) и в пористом шоколаде допускается неровная поверхность. Не допускается поседение и зараженность вредителями. Для весового незавернутого шоколада допускается не более 5 % лома, размер которого не превышает 1/3 площади плитки, лом более мелкого размера не должен превышать 3 %. Форма — соответствующая рецептуре, используемому оборудованию, без деформации для всех видов шоколада, кроме весового. Консистенция — твердая. Структура — однородная. В шоколаде с крупными добавлениями целые или дробленые орехи, цукаты, изюм, воздушные крупы (и другие) равномерно распределены в массе шоколада. Ячеистая — для пористого шоколада.
Содержание токсичных  элементов, остаточное количество пестицидов, афлатоксина В1 и радионуклидов в продукте не должно превышать норм, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Состав
Шоколад содержит теобромин, который является сильным  токсином для многих животных. Так для кошек и собак средняя летальная доза составляет 200…300 мг/кг теобромина. Лошади и попугаи также чувствительны к этому веществу. Отравление человека теобромином при поедании шоколада практически исключено из-за быстрой метаболизации теобромина в организме человека. Также, теобромин, являясь основным алкалоидом в шоколаде, дал ему второе название «пища богов» (тео брома).
Среднее содержание жира в 37 г шоколада — 9 г (около 55 % от общей калорийности). В дорогих  сортах больше жира.
Шоколад содержит вещества из группы флавоноидов. Похожие компоненты есть в красном вине, винограде, и некоторых других продуктах. Они крайне полезны для сердца и сосудов.
Интересные  факты
Армянская кондитерская фабрика Grand Candy по случаю 10-летия деятельности установила мировой рекорд, изготовив самую большую шоколадную плитку весом 4,41 тонны, которая занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Плитка рекордного шоколада изготовлялась в течение 4 дней, её длина составляет 5,6 м, ширина — 2,75 м, а высота 25 см. Прежний аналогичный рекорд принадлежал итальянским кондитерам, которые изготовили плитку весом 3,58 тонн.
По результатам  когортного исследования немецкого  института диетологии (DlfE) в Потсдаме, 6 граммов шоколада в день предположительно ассоциируются с снижением риска  инсульта и инфаркта миокарда на 39 процентов и снижением кровяного давления в среднем на 1 мм ртутного столба.
в 30 г молочного  шоколада содержится около 140 килокалорий.
в 1200—1000 годах  до нашей эры люди Центральной  Америки пили «шоколадное пиво», которое изготавливали из перебродивших плодов какао.
11 июля — Всемирный  день шоколада (World Chocolate Day). День  шоколада впервые был придуман  французами в 1995 году.
В США нельзя купить шоколадное яйцо. Там действует  закон, который запрещает вкладывать несъедобные предметы в продукты питания.
Японские учащиеся едят перед экзаменами шоколадки Kit Kat, так как название созвучно со словами «китто кацу» («непременно  победить»).
Марко Фанти (Италия) и его команда за 23 ч. сложила  из 330 шоколадных кирпичей шоколадное иглу весом 3 т. в Перудже (Италия) 17 октября 2006 г.
В мире существует множество шоколадных музеев.
В городе Покров Владимирской области, существует единственный в мире памятник шоколаду. Монумент словно создан из плитки шоколада и  представляет собой образ сказочной Феи с шоколадкой в руке. Памятник открыт 1 июля 2009 года и находится в нескольких шагах от покровского музея шоколада. Открытие памятника состоялось в рамках 15-летия деятельности в России компании «Крафт Фудс», ставшей инициатором создания данного памятника.1 

Глава 1. Общая характеристика рынка

1.1 Анализ географического положения

Российская Федерация - государство, расположенное в Евразии (восточной части Европы и в  северной части Азии). Крупнейшее государство  мира (17 075 400 км? или 11,46 % (1/9) площади всей суши Земли, или 12,65 % (1/8) заселённой человеком суши, что почти вдвое больше, чем у занимающей второе место Канады).
Население России на 2010 год составляет 141 927 296 человек, в настоящее время Россия занимает девятое место в мире по этому показателю. Государственный язык России — русский. Столица России — город-герой Москва. Всего в России 11 городов с населением более миллиона человек: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа.
Россия граничит с 18 странами (самый большой показатель в мире), из них по суше со следующими государствами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея; только по морю граничит с Японией и США.
После распада  СССР в конце 1991 года Российская Федерация  была признана международным сообществом  как государство-продолжатель Союза  ССР и заняла его место в  Совете Безопасности ООН. Россия состоит в ряде международных организаций — ООН, СНГ, ЕврАзЭС, ЦАС, ОДКБ, ШОС, АТЭС и других.
Положение России в северной части Евразии (территория страны в основном лежит севернее 50° с. ш.) обусловило её размещение в  арктическом, субарктическом, умеренном и частично в субтропическом климатических поясах. Преобладающая часть территории расположена в умеренном поясе. Разнообразие климата зависит также от особенностей рельефа и близости или удалённости океана.
Широтная зональность наиболее ярко проявляется на равнинах. Наиболее полный спектр природных зон отличает Европейскую часть страны, где с севера на юг последовательно сменяются зона арктических пустынь, тундры, лесотундры, таёжных лесов, смешанных лесов, лесостепи, степи, полупустыни. С продвижением на восток климат становится все более континентальным, количество природных зон в одном широтном интервале значительно сокращается.
Средние температуры  января, по разным регионам, колеблются от 6 до ?50 °C, июля от 1 до 25 °C; осадков от 150 до 2000 мм в год. Вечная мерзлота (районы Сибири и Дальнего Востока) занимает 65 % территории России.
Более 70 % российской территории — это зона рискованного земледелия. Сельскохозяйственный сезон  на большей части территории России длится 2—3 месяца (для сравнения, в Европе или США — 8—9 месяцев). В то же время в России находится 10 % всех пахотных земель мира.2

1.2 Анализ политической конъюнктуры

Россия —  федеративная президентско-парламентская  республика (по мнению председателя Конституционного суда РФ, одного из авторов конституции 1993 года В. Д. Зорькина), а также международных экспертов, изучающих смешанную форму правления, Роберта Элджи и Мэттью Шугарта ) с широкими полномочиями президента. По высказываниям президентов РФ Владимира Путина и Дмитрия Медведева и других политиков — президентская республика.
Государственный строй России определяется Конституцией, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.
Главой государства  является Президент России, избираемый всенародным голосованием сроком на 6 лет (до 31 декабря 2008 года[23] — на 4 года). Согласно действующей Конституции, он обладает рядом важнейших полномочий: руководит внешней политикой, является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами, назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства. По предложению Председателя Правительства назначает на должности Заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, а также освобождает их от должности. Президент возглавляет Совет безопасности, назначает и освобождает от должности командование Вооружёнными силами. Обладает правом предлагать на рассмотрение Государственной Думы кандидатуры на должность Председателя Центрального Банка (не входящего в состав Правительства). В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Президент имеет право объявить военное положение на всей территории страны или на отдельных территориях, но при этом обязан незамедлительно известить о своём решении Федеральное Собрание. Обладает правом издания Указов, обязательных для исполнения на всей территории России (Указы не должны противоречить федеральным Законам). Обладает также целым рядом других полномочий.
Президент может  быть отрешён от должности Советом  Федерации при условии выдвижения Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления и наличия положительных заключений Верховного и Конституционного судов.
Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. До 2000 года это были непосредственно губернаторы и спикеры региональных парламентов. Затем (вплоть до настоящего времени) — назначаемые ими представители. В будущем предполагается внести поправки в конституцию и перейти к комплектованию Совета из числа лиц, избранных представительными органами власти и депутатов местного самоуправления. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых всенародным голосованием по партийным спискам.
Исполнительную  власть осуществляет Правительство. Система  федеральных органов исполнительной власти включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Судебную власть осуществляют суды: Конституционный  Суд, суды общей юрисдикции во главе  с Верховным Судом и арбитражные  суды во главе с Высшим Арбитражным  Судом. В некоторых субъектах  Российской Федерации учреждены  конституционные (уставные) суды, в судебную систему субъектов федерации входят также мировые судьи.
На25 июня 2011 года в России, в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», официально зарегистрировано 7 политических партий, из них в Государственной Думе представлены четыре:
    Единая Россия
    КПРФ
    ЛДПР
    Справедливая Россия
Россия продолжила членство СССР в ООН (включая статус постоянного члена Совета Безопасности) и в других международных организациях, участие в международных договорах  СССР, приняла на себя обслуживание внешнего долга бывшего СССР в полном объёме, к ней же перешли все советские зарубежные активы.
В международных  отношениях Россия выступает в качестве государства-продолжателя СССР, однако данный статус оспаривается отдельными государствами и остаётся предметом дискуссии в научных кругах.
Россия —  один из ключевых участников международного общения. В качестве одного из пяти постоянных членов СБ ООН остаётся одной из традиционных великих держав и несёт особую ответственность  за поддержание международного мира и безопасности. Россия входит также в «Большую Восьмёрку» экономически развитых государств. Является членом значительного числа других международных организаций, включая Совет Европы и ОБСЕ. Особое место занимают организации, созданные на пространстве бывшего СССР в основном при ведущей роли России: СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС. Россия вместе с Белоруссией составляют так называемое Союзное государство.
Россия проводит многовекторную внешнюю политику. Она  поддерживает дипломатические отношения  со 190 государствами, имеет диппредставительства в 144 странах. Внешняя политика России определяется Президентом страны и осуществляется Министерством иностранных дел.
Вывод: политическая конъюнктура не оказывает влияния на рынок шоколада. Ее влияние распространяется в сфере налоговой политике и таможенных условий в Российской Федерации.  Но самый главный фактор, входящий в политическую конъюнктуру - это стабильность общей политической ситуации в стране, потому что чем стабильнее эта ситуация, тем стабильнее доходы, которыми располагают россияне. А чем выше эти доходы, тем активней покупатели интересуются товарами повседневного спроса. К числу таких товаров относится и шоколад.

1.3 Анализ экономической конъюнктуры

Объем ВВП России за II квартал 2011г. составил в текущих ценах 12757,1 млрд.рублей. Индекс физического объема ВВП относительно II квартала 2010г. составил 103,4%, относительно I квартала 2011г. - 107,2%. Индекс-дефлятор ВВП за II квартал 2011г. по отношению к ценам II квартала 2010г. составил 116,1%.
Объем ВВП за I полугодие 2011г. составил в текущих  ценах 24167,1 млрд.рублей, индекс его физического  объема относительно I полугодия 2010г. составил 103,7%.3
График 1
 

Таблица 2
Инфляция  в России в период с 2000 по 2010 год
Год  Значение
2000  20,2%
2001  18,6%
2002  15,1%
2003  12,0%
2004  11,7%
2005  10,9%
2006  9,0%
2007  11,9%
2008  13,3%
2009  8,8%
2010 8,8%
2011  7% (прогноз)
 
По данным представленным в таблице 2, можно сделать вывод о том, что начиная с 2000 по 2006 года происходило снижение инфляции, а это значит, что с каждым годом спрос на шоколадные изделия рос. Но начиная с 2007 по 2008 гг. инфляция начала расти и это изменение, было существенно и связано, прежде всего, с кризисом в стране и это отрицательно сказалось на шоколадном бизнесе, так как спрос на данный товар – упал, но текущее потребление в условиях кризиса страдает незначительно. Затем инфляция по итогам 2009 г. – снизилась на 4,5% и два года подряд оставалась на одном и том же уровне, а именно 8,8%. Но под воздействием кризиса спад наблюдался во всех категориях шоколадного рынка. Наиболее интенсивное сокращение объемов продаж произошло в категории сувенирного, импульсного ассортимента — шоколадных конфет в коробках. Напротив, меньше всего от кризиса пострадали категории повседневного спроса, для личного потребления, наиболее адаптированные к изменившейся конъюнктуре рынка, – весовые конфеты, шоколадные батончики, шоколадные плитки. На спрос данного товара влияет заработная плата населения. Заработная плата является важнейшим источником доходов. В ноябре 2010 года средний денежный доход на душу населения в России составлял 19160 руб. В Санкт-Петербурге средняя номинальная зарплата, начисленная за январь 2010 года составила 24478 рублей.
Вывод: экономическая конъюнктура существенно влияет на спрос покупателей, так как в неё входит заработная плата. Чем больше она, тем выше показатель спроса на товары повседневного использования, в том числе и на шоколад. Но даже при сокращении расходов населения, траты на шоколад существенно не снижаются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Изучение спроса
2.1 Определение емкости  рынка – возможных  объемов продаж  товара
Емкость рынка  характеризуется объемом продаж определенного товара в течение  какого-то периода времени (обычно в  течение года). Емкость рынка выражается обычно в денежных либо в натуральных показателях. Потенциальная емкость рынка учитывает наличие скрытого спроса на товар и поэтому может отличаться от реальной. Емкость рынка тесно связана со спросом. Чем больше спрос на данный товар, тем больше емкость рынка и наоборот.4
По итогам 2010 года среднедушевое потребление  шоколада в России оценивалось международной  исследовательской организацией Euromonitor International в 4.9 кг в год, что, в принципе, приближается к аналогичным показателям развитых стран. В то же время запас для дальнейшего роста рынка в натуральном выражении остается на значительном уровне: потребление шоколада в странах Западной Европы составляет в среднем 8-10 килограмм в год на душу населения.
Диаграмма 3
Потребление шоколада в России, 2007-2010 гг.,
кг  на душу населения
 

Несмотря на отсутствие значительной динамики в  натуральном выражении, объемы рынка  в стоимостном выражении растут, что  обусловлено увеличением  цен на продукцию шоколадных фабрик.5
Специфика производства шоколадных изделий такова, что львиная доля сырья закупается за валюту, а готовая продукция реализуется за рубли. В 2009 году существенное влияние на стоимость продукции оказала девальвация рубля, в результате которой выросли цены на все импортные товары и сырье. Что касается 2010 года, то курс мировых валют по отношению к рублю снизился, однако это снижение, скорее всего, существенным образом не отразилось на стоимости конечной продукции.
Прогноз объема продаж на 2011-2012 гг.
На рынке шоколада активно развиваются низкий и средний ценовые сегменты. Эксперты делают оптимистические прогнозы на ближайшее будущее рынка шоколада — они говорят о том, что в скором времени сегмент выйдет на докризисные показатели. Под влиянием кризиса сократились объемы потребления и производства. Однако наряду с негативным влиянием кризис традиционно играет и позитивную роль. Происходит передел рынка между игроками, обновление производственных и финансовых технологий. Как результат — на рынке остаются наиболее сильные компании, адаптировавшие стратегию развития к изменившимся условиям. По состоянию на 2010 год шоколадный рынок еще не полностью восстановился и пока находится в стадии посткризисной инерции. Однако спад замедлился, и, по экспертным прогнозам, к концу года может полностью прекратиться.
Оценка динамики рынка шоколада, сделанная агентством GLOBAL REACH CONSULTING в 2009 году, несколько скромнее: по его данным, объем продаж шоколадных изделий увеличился на 14% в стоимостном выражении. Зато анализ рынка за 1-й квартал 2010 года звучит вполне обнадеживающе: рост продаж составил 15% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Большинство экспертов считают, что темпы роста рынка шоколада в 2010 году компенсировали тот спад продаж, который отмечался в сегменте под влиянием кризиса. Однако надеяться на какой-то глобальный бурный рост рынка шоколада в дальнейшем не стоит. Дело в том, что уровень потребления шоколадных изделий в России наконец-то догоняем Европу. Итак, что же получается — рынок насыщен? С одной стороны, да. С другой, как говорится, нет предела совершенству. По данным исследовательских агентств, объем розничного рынка восстановился не в полном объеме. При этом совершенно очевидны позитивные изменения в сторону оживления спроса, темпы инерции кризиса значительно замедлились. По оценке GLOBAL REACH CONSULTING, около 82% россиян потребляют шоколад в том или ином виде. Оценка аналитического агентства Euromonitor несколько скромнее: по его данным, только 73% отечественных потребителей регулярно покупают шоколадные изделия. Также агентство приводит динамику потребления шоколадной продукции в 2001-2010 годах и делает прогноз на 2011 год (диаграмма 4).6 

Диаграмма 4
Динамика  уровня потребления  шоколада и шоколадных изделий в России в 2001-2010 годах и прогноз на 2011 год, %

По данным представленным на диаграмме, можно сделать вывод, что уровень потребления шоколада будет расти в 2012г. Это подтверждается также данными из таблицы 5. С 2001 – 2007гг. разница в потреблении шоколада составила 1,4%, это лучший показатель, начиная с 2001 по 2011г. Но надо не забывать, что одну из главных ролей на этот показатель сыграла инфляция (таблица 2). В эти года происходило снижение её. Но в 2007 – 2010гг., произошли сильные изменения и не в лучшую сторону. Разница - составила 0,6, и опять же из-за высокого показателя инфляции, а также кризиса в стране. Но начиная с 2010г. ситуация улучшается, за счет снижения инфляции и нормализации цен, так как цены на прямую зависят от инфляции, цен на сырье, если это импортный шоколад, то еще плюс расходы на таможенные пошлины. В итоге, по прогнозам инфляция будет снижаться, а это значит, что цены на шоколад тоже будут снижать, но это под большим вопросом из-за неурожая какао-бобов. И, если произойдут какие-то изменения, то не существенные, возможно, потребитель даже и не заметит этой разницы, но при этом должна будет наблюдаться динамика покупательской способности, так как граждане стали больше употреблять шоколад.
Таблица 5
Данные  из диаграммы, представленные в таблице плюс прогноз на 2012г.
2001 – 2007гг. 2007 –  2010гг. 2010 – 2011гг. 2011 –  2012гг. (прогноз)
Показатели , %
3,0 4,4 4,4 5,0 5,0 5,8 5,8 6,7
Разница за 6 лет Разница за 3 года Разница за 1 год Разница за 1 год
1,4 0,6 0,8 0,9
 
Вывод: по разным данным, потребление шоколада в России на душу населения варьируется от 4,4 – 4,6 в 2007г., на настоящий момент ситуация изменилась в лучшую сторону. Этот показатель на конец 2010г. вырос на 0,5 – 0,6%. Конечно, слабенький темп роста, но самое главное, чтобы он присутствовал в показателе спроса на шоколад.
2.2 Исследование требований покупателей и уровня покупательской способности
Одним из важнейших направлений маркетинговых исследований рынка является изучение потенциальных потребителей товара. Зная, каков потребитель, фирма может сделать свои маркетинговые усилия целевыми – использовать те формы и методы рекламы, ценообразования, торговли, которые наиболее привлекательны, эффективны именно для такого потребителя.
Рынки можно сегментировать самым различным  образом в зависимости от целей  маркетинговой деятельности фирмы. Наиболее разнообразны факторы сегментации рынков по группам потребителей.
При сегментации  рынков товаров личного пользования  используются четыре группы факторов: демографические, демографические, психографические и поведенческие.7
Чаще всего, шоколад  относится  к товару импульсной покупки, приобретающегося без всякого предварительного планирования и поисков. Обычно такие товары продаются во многих местах, а поэтому потребители почти, никогда специально их не ищут. Так, шоколадные батончики выкладывают рядом с расчетным узлом, потому что иначе потребитель мог бы и не подумать об их приобретении.
Зависимость спроса от времени года свойственна многим товарным рынкам. Рынок шоколада не является исключением. Говоря точнее, зимой спрос на шоколад выше, чем  летом. Пик сезонности приходится на холодное время года, накануне таких праздников, как Новый год, Рождество, День влюбленных, 8 Марта. Пик продаж также наблюдается в последнем квартале года. В этот момент продается до 50% годового объема шоколада. Летом показатели резко падают. Во-первых не все магазины оборудованы системой кондиционирования, во-вторых (это касается региональных клиентов), транспортировка рефрижераторами летом обходится достаточно дорого, особенно когда речь идет о небольших партиях. В сезон шоколадную продукцию можно увидеть практически во всех магазинах, ларьках и на рынках. Однако на постоянной основе она всегда есть в супермаркетах и специализированных магазинах, которые присутствуют во всех крупных городах. 
 
 
 

Диаграмма 6
Как повлиял кризис на потребительские  возможности населения, %

Согласно опросу, проведенному совместно Риа-новости и "Супер джоб", мировой кризис значительно повлиял на покупательскую способность россиян. В число игнорируемых на сегодняшний день продуктов многие добавили: дорогой шоколад и алкоголь, колбасу, икру, пиво. Некоторое, отказались от обедов в кафе и ресторанах.8Из этого, можно сделать вывод, что на уровень покупательской способности влияет ситуации в стране. Но установить же, в какой мере изменяется уровень спроса на рынке шоколада (скажем, в процентах) не представляется возможным. Никто из ЛПР фирм-оптовиков на рынке шоколада не смог оценить эти изменения конкретно. Очевидно, потому что эти изменения являются слишком незначительными.
Казалось бы, отказаться от шоколада потребители  всего мира просто не в силах —  даже кризис, больно ударивший по кошелькам  покупателей, не смог заставить их остановиться в потреблении сладкого антидепрессанта. А вот лето 2010 года оказалось в  этом плане сильнее кризиса: из-за аномальной жары на 40% упали продажи кондитерских изделий в РФ — это как минимум вдвое больше обычного сезонного спада продаж. Очевидно, что из всего рынка кондитерских изделий сильнее всего пострадали шоколадные изделия — у россиян не было никакого желания покупать тающие и липкие шоколадки и конфеты. К слову, такой серьезный спад продаж стал в том числе результатом нехватки оборудования для хранения и перевозки шоколадной продукции. И в этой ситуации даже скидки до 40% на некоторые сладости, которые установили многие сети, не помогли исправить положение. А вот производители на этих сетевых акциях, разумеется, потеряли — ведь ретейлеры зачастую устанавливали дисконт за счет снижения отпускной цены шоколадных фабрик.
Некоторые производители попытались выйти из положения иначе, не полагаясь на такой способ повышения лояльности покупателей к тающему на жаре шоколаду, как скидки. Так, Kraft Foods заявил о своем решении разработать инновационную упаковку для шоколада, которая защитит его от таяния при температуре до 40 градусов жары. Кроме того, по заявлению представителей компании, такая упаковка сможет уберечь изделие от образования белого налета при попадании на него солнечных лучей. Отраслевые аналитики уже говорят о том, что Kraft Foods со своей инициативой может произвести настоящую революцию в сегменте упаковки для шоколада, сравнимую с той, когда пластиковая пленка пришла на смену фольге.  
Как бы там ни было, пока революционная терморегулирующая  упаковка еще не создана, а вот  проблемы — налицо. Не только российские власти, но и производители и ретейлеры оказались совершенно не готовы к летней жаре.
Уровень покупательской способности тесно связан с требованиями покупателей потому что, если у российских граждан будет низкий достаток, то и требования у них будут невысокими к шоколаду и будут стараться покупать более дешевый, за исключением больших праздников. И наоборот. Если достаток у покупателей будет высоким, то и шоколад они будут покупать класса - premium и super premium.
Исследования показали, что взрослые российские потребители отдают предпочтение темному отечественному шоколаду. Основной причиной является более «натуральный» вкус. Конечно, молочный шоколад входит и в рацион взрослых покупателей, однако основными, по заявлениям родителей, «поедателями» молочной разновидности шоколада остаются дети. Темный шоколад рассматривается родителями в качестве более вредного с медицинской точки зрения. По этой причине молодое поколение россиян (до 11 лет) довольствуется, и с удовольствием, шоколадом и шоколадными изделиями с небольшим содержанием какао или без такового.
Вкусовые предпочтения взрослых россиян учитываются иностранными производителями, которые проецируют «традиционный» вкус российского шоколада на свои ведущие марки. Например, в Cadbury разработали и выпустили Tempo Night и Picnic Night с темным шоколадом.
Наиболее важным фактором при покупке является вкус. В понятие «вкус» покупатели включают не только вкус самого шоколада, но и вкус начинки. Наиболее предпочитаемой начинкой названа «смесь орехов и изюма». В качестве наиболее предпочитаемого вкуса шоколада был назван «черный» «немолочный» шоколад.
Одним из наиболее продвигаемых шоколадных изделий в  России можно назвать шоколадные батончики. Именно в производстве шоколадных батончиков наиболее высок уровень конкуренции среди иностранных производителей. Российские производители не стремятся выйти на данный рынок поскольку эта ниша прочно занята иностранными производителями.
Шоколадные батончики воспринимаются покупателями, как «недорогое и доступное» лакомство, а не стали для россиян легкой закуской, традиционной для «западного» рынка. Основным местом покупки шоколадных батончиков являются киоски.
Среди факторов, влияющих на решение о покупке, покупателями шоколадных батончиков были выделены как наиболее значимые: вкус, цена, страна производства и компания-производитель, красивая упаковка, рекламируемость марки.
В качестве компаний, пользующихся особым доверием покупателей, были названы Nestle и Mars, а также Cadbury и Fazer. Именно эти компании ассоциируются с высоким качеством, надежностью, известным, уважаемым именем, а также разнообразием ассортимента. Продукция Cadbury ассоциируется с «некоторой изысканностью» а продукция Mars воспринимается как более «простая и повседневная».
Среди стран-производителей шоколадных батончиков, пользующихся доверием покупателей, были названы: Россия, Англия, Германия, Скандинавские страны. Отрицательной лояльностью покупателей  пользуются Турция и Китай. Следует  отметить, что все взрослые россияне в целом предпочитают отчественный шоколад, считая его более экологически чистым по сравнению с импортным.9
Рынок шоколадной продукции, как и всех прочих рынков, включает три сегмента: экономичный, среднеценовой и премиальный, в  двух из которых – экономичном и среднеценовом – сосредоточено соответственно 33% и 63% всех разновидностей шоколада, встречающегося в настоящий момент на отечественном рынке. В 2010 году доля среднеценового сегмента в денежном выражении составила 67%, а экономичного – 21%. Что касается премиального сегмента, то его доля составляет около 12% всего рынка шоколадной продукции в стоимостном выражении и лишь 4% – в натуральном. В докризисный период премиальный сегмент активно развивался, однако в условиях экономической нестабильности наметилась тенденция к снижению темпов его развития. Многие компании были вынуждены пересмотреть свою ассортиментную политику, главным образом, за счет снижения доли долю премиального сегмента в пользу более дешевого товара, а также выпуска экономичных упаковок, предназначенных для семейного потребления (например, компания Mars Russia выпустила батончики Mars, Snickers и Milky Way в упаковке по пять штук), и упаковок меньшего размера (например, Kraft Foods представила шоколадные плитки «карманного» формата под своим брендом Alpen Gold). Таким образом, ассортимент предлагаемых изделий увеличился, а прибыль производителей снизилась, что способствовало обострению конкуренции в среднеценовом и экономичном сегментах.10
2.3 Анализ перспектив развития рынка. Прогнозирование будущих запросов потребителей
Товар, попав  на рынок, находится там в течение  периода, называемого в маркетинге жизненным циклом товара (ЖТЦ).
Жизненный цикл товара – период времени с момента  появления товара на рынке до его  ухода – это период экономически оправданного выпуска определенного товара, в течение которого он пользуется спросом, продается по приемлемым для производителя ценам и сохраняет свою конкурентоспособность. У каждого товара свой цикл – от нескольких дней до десятков лет.
ЖТЦ включает четыре стадии, каждая из которых требует соответствующих стратегии и тактики рыночного поведения.
1 стадия –  внедрение. Избыток и недозагруженность производственных мощностей из-за малых партий выпуска продукции, высокая себестоимость из-за не отложенных технологии, производство убыточно.
2 стадия –  рост. Переход в эту стадию  характеризуется началом получения  прибыли. Круг покупателей быстро  расширяется – темпы роста  продаж значительно превышают  темпы роста на стадии внедрения,  конструкторская и технологическая подготовка производства товара завершена. При переходе к серийному производству полностью загружены мощности. Цены снижаются, хотя все еще высоки.
3 стадия –  зрелость. Это период относительной  стабильности. Большинство покупателей  уже сделали свои покупки, темпы роста продаж падают. Фирма стремится снижать цены, создавать льготы при повторных или неоднократных покупках товаров, улучшать сервис. Вследствие роста конкуренции со стороны аналогичных товаров других фирм начинается выпуск множества модификаций товара. Из-за насыщения рынка сокращается прибыль.
4 стадия –  спад. Она характеризуется резким  сокращением объемов  производства  и реализации продукции вследствие  насыщения покупательского спроса, а также (и это не менее  важно!) усиления конкуренции со стороны новых товаров. Пытаясь удержать свои позиции, фирмы вкладывают дополнительные средства в удешевление продукции, модернизацию производства. Ведь производство и сбыт данного товара уже четко отлажены, а для производства новых товаров их необходимо сломать. К тому же  неизвестно, будет ли новый товар пользоваться спросом. Однако попытки фирмы сохранить товар, продли его жизненный цикл, всегда очень рискованны и могут принести к финансовому краху. Смена товара неизбежна.
В зависимости  от стадии ЖЦТ формируется определенные объемы дохода, затрат и прибыли предприятия, устанавливают степень конкуренции и дифференциации выпускаемых товаров, их уровень цен, поведение покупателей.
На практике реальные жизненные циклы товаров  подвергаются действию множества факторов различной природы. Проявляется и степень проработки товара фирмой-производителем, и учет условий эксплуатации, и конкурентная борьба, и многое другое. Поэтому по своей форме жизненные циклы отдельных групп товаров могут существенно отличаться от рассмотренных вариантов, а потому их анализ представляет собой интерес для маркетологов.
Понятие ЖЦТ  можно применять для описания конкретной марки, разновидности товара или целого товарного класса. При  этом форма ЖЦТ может существенно  различаться – в то время, как товарный класс (например, автомобили) в течение длительного периода находится в стадии зрелости, объем продаж отдельных марок может характеризоваться классическим ЖТЦ, других – кривой «с повторным циклом», третьих – кривой фетиша.11

К сожалению, нет точных данных по отдельным производителям шоколадной продукции в разные года, чтобы точно построить график ЖЦТ и по нему определить, к какой кривой он принадлежит. Но теоретически, можно предположить, что жизненный цикл шоколадных изделий является вечным и сильно подвержен сезонным колебаниям (пункт 2.1), а именно спрос на него возрастает зимой и весной потому, что в это время в России проходят праздники, а у студентов начинается сессия. А как мы знаем, сладкое – единственная пища для мозга, так как его клетки в качестве пищи принимают исключительно глюкозу (в сутки необходимо не менее 30 грамм).

На вопрос о  перспективах российского рынка шоколада все эксперты как один отвечали: «Перспективы есть!» И это единодушие не может не радовать, оно означает, что отрасль, несмотря на все сложности финансового, административного и другого характера, активно развивается.

Ожидания участников рынка и отраслевых аналитиков на ближайшее будущее сегмента шоколада:
    падение спроса на премиальную продукцию и рост спроса в экономсегменте;
    рост цен на шоколадную продукцию, обусловленный повышением стоимости какао-бобов;
    в свете вышеназванных тенденций прогнозируется пересмотр многими компаниями своей ассортиментной политики и выпуск шоколадной продукции экономсегмента;
    развитие участниками рынка производства шоколадных изделий меньших размеров;
    изменение формата упаковки соответственно современным тенденциям и потребительским предпочтениям.
Если говорить о перспективах развития ассортимента, то эксперты видят их в новых оригинальных вкусовых сочетаниях, экзотических добавках и начинках. Кроме того, перспективным видится такое направление развития, как создание более сложных видов продукции, — здесь речь идет в первую очередь о шоколадных конфетах и драже.
Основные тренды и перспективы рынка шоколада:
    шоколадные плитки: активно развивается сегмент порционных шоколадок;
    весовые шоколадные конфеты: потребители все более требовательны к качеству продукции;
    шоколадные конфеты в коробках: рынок растет, упаковка становится все более интересной и привлекательной;
    шоколадные батончики: основные лидеры определены, формируются подсегменты».
Перспективы развития отечественного рынка заключаются  в увеличении уровня потребления  шоколада до тех показателей, которые  существуют на сегодняшний день в развитых странах мира. По мере восстановления устойчивости национальной экономики, уровня доходов населения и оживления потребительского спроса будет происходить рост во всех категориях шоколадного рынка. Основные тенденции развития – вывод на рынок новых вкусов, поиск и разработка уникальных рецептур и технологий, адаптация позиционирования продукта и упаковки к изменяющейся рыночной конъюнктуре, поиск и продвижение новых товарных ниш, активное маркетинговое сопровождение.
Разумеется, кризис затронул все сегменты рынка, однако продажи отдельных категорий шоколадных изделий все равно показывали некоторый рост. Так, например, продажи плиточного шоколада увеличились на 16% в 2009 году, в 2010-м этот показатель составил 4%. Также неплохие темпы роста наблюдались в сегменте шоколадных батончиков, наиболее молодым среди остальных сегментов шоколадного рынка. В 2009 году продажи шоколадных батончиков увеличились на 9%, в 2010-м их рост составил 5%. Продажи шоколадных конфет в коробках в этом году увеличились на 1%.
В настоящее  время рынок снова приближается к докризисным показателям. В  премиальном сегменте рост происходит гораздо медленнее, но даже при таких  темпах роста результаты можно оценить как достаточно серьезные.12
Глава 3. Изучение предложения 
3.1 Исследование производства  товаров на местном  рынке
Основные  игроки российского  рынка шоколадной продукции
Российский рынок  шоколада и шоколадных изделий в  высокой степени консолидирован – продажи пяти крупнейших компаний в 2010 году составили порядка 66% объема розничного рынка в денежном выражении.
Диаграмма 7
Оценка  долей компаний на розничном рынке  шоколада и шоколадных изделий в 2010 г., %

Безусловный лидер  рынка – холдинг «Объединенные кондитеры», рыночная доля которого по итогам 2010 года составляет около 20% в стоимостном выражении. Среди фабрик Холдинга такие крупные предприятия как ОАО «РОТ ФРОНТ», ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» и другие.
На втором месте располагается Mars–Russia с долей рынка 15%. Компанией производятся такие известные продукты, как шоколадные батончики Snickers, Mars, Bounty, шоколад Dove. В 2008 году концерн приобрел компанию Wrigley, которая в свою очередь, двумя годами ранее приобрела Одинцовскую кондитерскую фабрику и вместе с ней шоколадный бренд «А.Коркунов». Благодаря этому Mars теперь представлен в традиционно популярном в России сегменте шоколадных конфет в коробках.
Доля компании Nestle с брендами «Золотая марка», «Путешествие», «Российский», «Сударушка» составляет порядка 11%. В 2007 году компания приобрела Рузскую кондитерскую фабрику, владеющую брендами «Комильфо» и «Рузанна», усилив, тем самым, свои позиции на шоколадном рынке России. Компания Kraft Foods, выпускающая шоколад под такими брендами как Alpen Gold, Cote D’Or, Milka, Toblerone и «Воздушный» занимает около 11% рынка.
Доля итальянской  компании Ferrero, выпускающей шоколад  в премиальном ценовом сегменте (Kinder, Rafaello, Ferrero Rocher) составляет приблизительно 9%. В 2008 году Ferrero приступила к реализации инвестиционного проекта по строительству первой в России собственной фабрики во Владимирской области, открытие которой состоялось во второй половине 2010 года.

В феврале 2011 года Норвежский концерн Orkla Foods объявил о слиянии двух своих российских кондитерских компаний — ОАО «Кондитерская фабрика имени Н. К. Крупской» и ОАО «Кондитерское объединение «СладKo»» — в единое подразделение Orkla Brands Russia.

Таким образом, можно заключить, что, с точки  зрения конкуренции, рынок шоколада испытывает влияние такой тенденции как постепенная «олигополизация» рынка, которая выражается в доминировании на рынке небольшого числа игроков.13

Сегодня мы наблюдаем  явления, свидетельствующие о том, что кризис позади. В России потребление шоколада на душу населения составляет только 50% от объемов потребления западноевропейского рынка. Россияне потребляют в среднем 4–5 кг шоколадных изделий в год на душу населения, а граждане, например, Ирландии или Швейцарии – более 10 кг, в Германии – 8,4 кг. В соответствии с этим мы прогнозируем дальнейший рост рынка.

 
Объем потребления 
В среднем уровень  потребления шоколада в России, по разным оценкам, составляет 2,5-3 кг в  год. В Восточной Европе потребление  шоколада составляет 5 кг и выше. В Англии, Германии, Франции — 8-10 кг на человека в год. Рекордсменами являются швейцарцы — 12 кг. Россияне шоколад любят, это традиционный продукт для страны, но он не является товаром первой необходимости. 

Диаграмма 8
Как часто российский потребитель употребляет шоколад, %

На сегодняшний  день потребление шоколадных изделий  на душу населения в России остается одним из самых низких в Европе, однако в течение последних нескольких лет оно быстро и довольно стабильно растет, и, по оценке большинства участников рынка, в ближайшие несколько лет высокие темпы роста сохранятся. Наиболее важная тенденция последних лет — рост потребления шоколадных изделий класса premium и super premium (значительно опережающий рост потребления в целом) и снижение потребления дешевой продукции низкого качества.
По данным ACNielsen, по первому полугодию 2003 года "Объединенные Кондитеры" занимают лидирующее положение  на шоколадном рынке России — около 28% в объемном выражении. Следом идут Nestle, Kraft Foods, Mars, "СладКо" — в совокупности около 46%. Достаточно большая доля рынка приходится на мелких региональных производителей шоколадной продукции — в сумме около 17%.
Рынок шоколада сформирован тремя основными  категориями: шоколадные конфеты, шоколадные плитки и шоколадные батончики. Одним из самых быстрорастущих сегментов является рынок шоколадных батончиков, на котором ведущий игрок — компания Mars. Что касается шоколадных конфет, то здесь значительная доля принадлежит конфетам, продающимся вразвес. Между тем наблюдается тенденция увеличения доли фасованных конфет, что свидетельствует о повышении потребительской культуры и росте доходов.
Развитие розничной  торговли, и особенно крупных сетей  магазинов, работающих в формате  самообслуживания, приводит к тому, что продажи упакованной продукции начинают преобладать над развесной. Успех того или иного продукта и компании-производителя будет определяться в первую очередь наличием известного брэнда и качеством упаковки. Супермаркеты и сети "магазинов у дома" — это именно те каналы распределения, через которые продается основная масса шоколадных изделий большинства производителей.
На сети приходится все больший объем торгового  оборота. Кроме того, они хороши тем, что в них лучше соблюдаются условия хранения, а шоколад — товар капризный, не любит резких перепадов температуры.
Вполне возможно, что в будущем весь шоколад будет продаваться через торговые сети, пока же сладкая продукция представлена в организованных и неорганизованных форматах. Около 50% шоколада реализуется через обычные продовольственные магазины, около 30% — через открытые магазины, остальное — через супермаркеты. При этом надо отметить, что чем дороже продукция, тем больше ее продаж приходится на супер- и минимаркеты, дешевая в основном продается на открытых рынках.
Но бурный рост потребительского рынка привел к  тому, что производители начинают сталкиваться с проблемой представленности товара. Производителей становится больше, ассортимент увеличивается, между  тем размеры полок в магазинах  остаются прежними.
Продается шоколад  и в специализированных магазинах. Правда, по мнению многих экспертов, для  того чтобы обеспечить такой магазин  товаром, нужно иметь довольно большой  ассортимент, и это могут себе позволить только очень крупные  производители — например, фабрика "Красный Октябрь", которой принадлежит в Москве целая сеть магазинов. После создания холдинга "Объединенные кондитеры" в специализированных магазинах стала продаваться продукция не только "Красного Октября", но и фабрики "Рот Фронт", и концерна "Бабаевский".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.