На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности развития различных форм мышления младших школьников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Оглавление
    Введение _____________________________________________________2
    Глава 1.Особенности развития различных форм мышления младших школьников
    1.1.Общее понятие мышления ___________________________________4
    1.2.Общая характеристика младшего школьного возраста  ___________ 9
    1.3.Развитие форм мышления младших школьников _______________11
     Выводы по 1 главе ____________________________________________14
    Глава 2.Эмпирическое исследование различных форм мышления младших школьников
    2.1.Организация и методы исследования __________________________16
    2.2.Анализ результатов исследования  ____________________________17
    2.3.Рекомендации по развитию теоретических форм мышления младших школьников для учителей начальных классов ______________________22
    Выводы по 2 главе _____________________________________________24
    Заключение __________________________________________________25
     Список использованной литературы  _____________________________ 27
    Приложение
 

Введение 

      Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять — это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.
     Мыслительную деятельность человека изучали известные зарубежные: Ж. Пиаже, К. Дункер, Дж. Брунер, Б. Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсон и др.; и отечественные: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров, М.Н. Скаткин, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов,  Б.М. Величковский и др. исследователи. Благодаря их выдающимся работам современная психология развивается в настоящее время.
      Мышление  совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Так, психолог А.А. Смирнов отмечал, что мышление младшего школьника – это «обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира» (11; 244).
      Актуальность  темы обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике  ребёнка. Усвоение новых знаний, новых  представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, т. е. по словам Д. Б. Эльконина «Память становится мыслящей, а восприятие - думающим». Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте (9; 105).
      Цель  данной работы: изучить особенности развития различных форм мышления младших школьников.
      Объект: дети младшего школьного возраста в  количестве 30 человек, в возрасте 10-11 лет школы № 76 г. Котласа.
      Предмет: формы мышления младших школьников.
      Гипотеза: предполагаем, что в период младшего школьного возраста:
    все формы мышления развиваются гармонично;
    происходит переход от наглядно-образного мышления к теоретическому мышлению.
      Задачи:
    Осуществить теоретический анализ научно-исследовательской литературы по изучению особенностей развития различных форм мышления младших школьников.
    Изучить особенности развития различных форм мышления младших школьников.
    Выработать рекомендации по развитию теоретических форм мышления младших школьников для учителей начальных классов.
 

Глава 1.Особенности развития различных форм мышления младших школьников
 
1.1.Общее понятие мышления
 

      Мышлением в собственном значении слова  называется процесс сознательного  отражения  действительности в таких объективных её свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию. Например, человек не воспринимает ультрафиолетовых лучей, но он, тем не менее, знает об их существовании и их свойствах. Как же возможно такое познание? Оно возможно опосредованным путем. Этот путь и есть путь мышления. В самом общем плане он состоит в том, что мы подвергаем вещи испытанию другими вещами и, сознавая установившиеся отношения и взаимодействия между ними, судим по воспринимаемому нами их изменению о непосредственно скрытых от нас свойствах этих вещей.
      Мышление, как познавательная теоретическая  деятельность, теснейшим образом  связано с действием. Первичный  вид мышления – это мышление в  действии, которое совершается в  действии и в действии выявляется. Все мыслительные  операции (анализ, синтез и т.д.) возникли сначала как практические операции и лишь за тем стали операциями теоретического мышления (12; 68-69).
      Мышление  выступает главным образом как  решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения.
      Мышление  – это неразрывно связанный с  речью социально обусловленный  целенаправленный психический процесс  самостоятельного искания и открытия существенно-нового, т.е. опосредованного  и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за его пределы (12; 79-80).
      Мышление  всегда несколько опережает речь, а язык отстает от достигнутой  ступени развития мышления. Когда новое знание только формируется, оно еще не может быть словесно оформленным. Это содержание мысли фиксируется в наглядных образах (воображаемых моделях, схемах и пр.). Элементы наглядности в мышлении освобождают от необходимости осуществления всех звеньев цепи рассуждений, облегчают тем самым внутреннюю работу мысли (12; 84).
      Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через  органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов(7; 263-264).
      В процессе мыслительной деятельности человек  познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.
      Анализ - это мыслительное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части. Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственно включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим). Если анализ оторван от других операций, он становится порочным, механистическим.
      Синтез - это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе устанавливается отношение отдельных предметов или явлений как элементов или частей к их сложному целому, предмету или явлению.
      И синтез, и анализ занимают важное место  в учебном процессе. Анализ и синтез протекают всегда в единстве.
      Сравнение - это установление сходства или  различия между предметами и явлениями  или их отдельными признаками. Сравнение  бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и  глубоким; неопосредствованным и опосредованным.
      Абстракция  состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Среди видов абстракции можно выделить практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности; чувственную или внешнюю; высшую, опосредованную, выраженную в понятиях.
      Конкретизация предполагает возвращение мысли  от общего и абстрактного к конкретному  с целью раскрыть содержание. К  конкретизации обращаются в том  случае, если высказанная мысль оказывается  непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном.
      Обобщение - мысленное объединение предметов  и явлений по их общим и существенным признакам. Простейшие обобщения заключаются  в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более  сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложное обобщение, в котором четко выделяются видовые и родовые признаки и объект включается в систему понятий.
      Все указанные операции не могут проявляться  изолировано вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и прочие. Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие. Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видов мышления (7; 282-284).
      Так в психологии выделяют три формы  мышления: понятия, суждения и умозаключения.
      Понятие – это мысль, выраженная в слове, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Понятия лежат в основе знаний людей о предметах и явлениях окружающего мира, накопленных человечеством в процессе его исторического развития. Понятия делятся на несколько видов: конкретные и абстрактные, общие и единичные.
      Содержание  понятий раскрывается в суждениях. Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями  действительности или между их свойствами и признаками. Суждение может быть утвердительным или отрицательным, истинным или ложным, единичным или всеобщим.
      С понятиями и суждениями связан процесс  умозаключения. Умозаключение представляет собой рассуждение, в котором  истинность определенного суждения выводится из истинности других суждений. Различают дедуктивные и индуктивные умозаключения, а также умозаключения по аналогии. Дедукция – это умозаключение, в котором из частных заключений выводится общее. Индукция – логический метод, основанный на умозаключении от частных, единичных случаев общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. Аналогия – это умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного исследования всех условий (8; 49-50).
      На  основе операций и форм мышления в психологии принято выделять три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и теоретическое (абстрактное, словесно-логическое).
      Наглядно-действенное (или практическое) мышление характеризуется  тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе практической деятельности. Этот вид мышления свойственен спортсменам, летчикам, водителям, операторам и т.д. Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что мыслительная задача решается на образном материале. Значение наглядно-образного мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действенность.
      Теоретическое мышление характеризуется тем, что задача решается в словесной (вербальной) форме. Теоретическое мышление развивается на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и выступает в виде практических действий, наглядных образов и отвлеченных понятий и рассуждений. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека.
      В мыслительной деятельности человека все  виды мышления неразрывно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь находит свое выражение во взаимных переходах  одного вида мышления в другой. В жизнедеятельности человека порой невозможно провести грань между отдельными видами мышления. Не только у детей, но и у взрослых постоянно развиваются в той или иной степени все виды мыслительной деятельности. Но только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком (8; 53-54).
      Итак, среди процессов умственной и  познавательной деятельности процесс  мышления занимает особое место. Когда  говорят об умственном развитии человека, то имеют в виду главным образом то, как этот человек мыслит. Все познавательные процессы – ощущение, восприятие, память и воображение получают эффективность, прежде всего, благодаря тому, насколько они осмысленны. Мышление человека включает в себя различные операции, протекает на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видов мышления. В жизнедеятельности человека порой невозможно провести грань между отдельными видами мышления. Не только у детей, но и у взрослых постоянно развиваются в той или иной степени все виды мыслительной деятельности. Но только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком. Рассмотрим же процесс мышления как один из основных познавательных процессов младших школьников. 

1.2.Общая характеристика младшего школьного возраста 

      Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) соответствует  годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени  поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа (4; 42).
      В 7 – 11 лет ребенок физически развивается относительно спокойно и равномерно. Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-синтетическая функция коры, постепенно изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Речь ребенка ко времени вступления в школу уже довольно развита. Она в известной степени грамматически правильна, выразительна. Словарь семилетнего ребенка также достаточно богат, с довольно высоким удельным весом отвлеченных понятий. Ребенок может в достаточно широких пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям – сравнению, обобщению, пробует делать выводы (разумеется, далеко не всегда правомерные) (4; 43-45).
      C поступлением ребенка в школу резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение, положение в коллективе, в семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Чтобы усвоить знания в начальной школе, младший школьник должен обладать сравнительно высоким уровнем развития наблюдательности, произвольного запоминания, организованного внимания, умением анализировать, обобщать, рассуждать(4; 45).
      Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в  произвольные, регулируемые процессы. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Исследования показали, что при разной организации учебного процесса, при изменении содержания обучения, в зависимости от разной его методики можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста (4; 59). 

1.3.Развитие форм мышления младших школьников 

      Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения.
      Известный швейцарский психолог Ж.Пиаже считал, что мышление школьника 7 – 10 лет находится в основном на стадии конкретных операций, на основании которых может происходить систематизация свойств, данных в непосредственном наглядном опыте. Однако к концу младшего школьного возраста учащиеся при правильном обучении способны перейти к следующей стадии – к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. На это и ориентируются новые программы для 4 класса, которые предусматривают, чтобы школьники, знакомясь с новым материалом, учились самостоятельно рассуждать и делать выводы, сопоставлять, сравнивать и анализировать факты, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности (4; 59-60).
      Развитие  мышления ребенка совершается в  нескольких планах – непосредственно  в действенном плане, плане образном и плане речевом. Эти планы, конечно, взаимодействуют и взаимопроникают  друг в друга. Развитие мышления в  действенном и образном планах, все более разумное оперирование вещами является предпосылкой и результатом развития речевого мышления. Обусловливая развитие речевого мышления, все более разумная практическая деятельность ребенка в свою очередь развивается под его воздействием (12; 69).
      В развитии мышления младших школьников наблюдаются две основные стадии. На первой стадии (она приблизительно совпадает с обучением в I и II классах) их мыслительная деятельность еще во многом напоминает мышление дошкольника. Анализ учебного материала производится здесь по преимуществу в наглядно-действенном плане. Дети опираются при этом на реальные предметы или их прямые заместители, изображения (такой анализ иногда называют практически-действенным или чувственным).
      Учащиеся I-II классов зачастую судят о предметах и ситуациях весьма односторонне, схватывая какой-либо единичный внешний признак. Умозаключения опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии. Обоснование вывода осуществляется не на основе логических аргументов, а путем прямого соотнесения суждения с воспринимаемыми сведениями. Так, наблюдая в школьной жизни соответствующие факты, дети могут сделать соответствующие выводы: "Галя не поливала свои цветы, и они засохли, а Надя часто поливала цветы, и они хорошо растут. Чтобы цветы были свежими и хорошо росли, их надо часто поливать".
      Основным  критерием полноценного обобщения  знаний является умение ребенка привести конкретный пример или иллюстрацию, которое соответствует полученным знаниям. Эти особенности мышления младших школьников служат основой широкого применения принципа наглядности в начальном обучении.
      На  основе систематической учебной деятельности в III-IV классе изменяется характер мышления младших школьников. С этими изменениями связана вторая стадия в его развитии. Уже в I-II классах особая забота учителя состоит в том, чтобы показать детям связи, существующие между отдельными элементами усваиваемых сведений. С каждым годом увеличивается объем заданий, требующих указания таких связей или соотношений между понятиями. К IV классу учащиеся овладевают родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией (например, "стол - имя существительное"). Дети постоянно отчитываются перед учителем в форме развернутых суждений о том, как они усвоили ту или иную классификацию. Так, в IV классе на вопрос учителя: "Что называется окончанием?" - ученик отвечает: "Окончанием называется изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слова с другими словами в предложении".
      В основе суждений школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Но вместе с тем эти суждения являются результатом анализа текста, мысленного сопоставления его отдельных частей, мысленного выделения в этих частях главных моментов, их объединения в целостную картину, наконец, обобщения частностей в некотором новом суждении, теперь уже в отделенном от прямых его источников и ставшем абстрактным знанием.
      Формирование  классификации определенных предметов  и явлений развивает у младших  школьников новые сложные формы  собственно умственной деятельности, которая постепенно сочленяется  от восприятия и становится относительно самостоятельным процессом работы над учебным материалом, процессом, приобретающим свои особые приемы и способы.
      К концу второй стадии большинство  учащихся производят обобщения в  плане ранее накопившихся представлений, посредством их умственного анализа  и синтеза. Развернутые объяснения учителя и рассказы-статьи учебников во многих случаях достаточны для того, чтобы овладевать понятиями без непосредственного оперирования предметным материалом. Растет количество суждений, в которых наглядные моменты сведены до минимума и объекты характеризуются по более или менее существенным связям (2; 89-94).
      Таким образом, учебная деятельность, предъявляющая новые требования к мышлению школьника, становится в младшем школьном возрасте ведущей. В ней формируются основные психологические новообразования этого периода: теоретические формы мышления, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей дошкольного возраста. При этом главную роль играет развитие мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний. Известный педагог П.П. Блонский отмечал связь развития мышления с теми знаниями, которые ребенок получает в процессе обучения. Он считал, что «…мышление развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и последнее не может созреть в полной мере» (1; 82). Развитие мышления младших школьников происходит в двух основных стадиях. На первой стадии (она приблизительно совпадает с обучением в I и II классах) их мыслительная деятельность еще во многом напоминает мышление дошкольника. Дети опираются при этом на реальные предметы или их прямые заместители, изображения, т.е. преобладает наглядно-действенное мышление. На второй стадии (она совпадает с обучением в III и IV классах) изменяется характер мышления, преобладающим становится теоретическое (абстрактное, логическое) мышление. Развивается умение самостоятельной работы с учебным материалом, приобретаются свои особые приемы и способы обучения. При разной организации учебного процесса, при изменении содержания обучения, в зависимости от разной его методики можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста. 

Выводы  по 1 главе 

      Мышление  является высшей формой человеческого познания. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Органы чувств - единственные каналы связи организма с окружающим миром. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека.
      В настоящее время отечественными и зарубежными психологами доказано, что мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны. Этот переход обусловливается направлением в обучении, т. е. учебной программой. Но, как известно, до сих пор не определено, по какой именно программе можно добиться оптимального результата, никто не может сказать этого точно. И это логично, ведь процесс обучения должен быть направлен на индивидуальное развитие каждого человека, нельзя определить какие-то рамки для всех. Но только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком. В этом и состоит главная задача школы.
 

Глава 2.Эмпирическое исследование различных форм мышления младших школьников 

2.1.Организация и методы исследования 

      Исследование  проводилось в период с 10 по 25 апреля 2009 года в школе №76 г. Котласа. В  качестве объекта исследования был  выбран 4 класс данной школы в  количестве 30 человек (возраст 10-11 лет). Этот класс обучается по программе 1-4 «Школа России». Обучение проходит во второю смену: в период с 1210 до 1635, по пятидневной системе, урок длится 45 минут. В данном коллективе 11 девочек и 19 мальчиков. В классе преобладает спокойная, равноправная учебная обстановка. Организован высокий уровень дисциплины, поведение во время обучения не вызывает нареканий. Данный класс обладает высоким уровнем общего интеллектуального развития.
      В качестве методов исследования выступили тестирование, констатирующий эксперимент, методы обработки материалов исследования.
      Использованные  тесты:
 1. Опросник типа мышления (сокращенный вариант).
 2. Простые аналогии, или Найдите сходство между понятиями.
 3. Исключение лишнего, или От чего не может отказаться человек.
      Тест  №1. Опросник типа мышления.
      Цель: Исследование и определение типов мышления в коллективе.
 Этот  тест используется для определения  преобладающих типов мышления  в коллективе, а также для индивидуального  определения профиля мышления, который  характеризует стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность. Он предназначен для любого возраста.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.