На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  НАГЛЯДНОСТИ В  ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ 5
       1.1 Наглядность в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям 5
       1.2 Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста 9
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  НАГЛЯДНОСТИ В  ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ 13
       2.1 Методы и средства наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям 13
       2.2 Методики диагностики развития и сформированности математических представлений 22
       2.3 Рекомендации по использованию наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

       Н.А.Назарбаев  в Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе» от 28.01.2011 года, говоря о социальной модернизации, обозначил очень важные вопросы в части реформирования образования, так как именно эта сфера становится основой индустриально-инновационного развития страны на предстоящее десятилетие [1]. В связи с этим перед организациями образования стоят задачи, которые нельзя упускать из виду в своей образовательной деятельности. И от того, насколько образовательные учреждения серьезно и ответственно подойдут к этим задачам, зависит общее благосостояние нации.
       Актуальность. Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь ребёнку дошкольного возраста качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.
       Наглядно  представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся, тем самым обеспечивается переход  от конкретного к абстрактному в процессе формирования математических представлений.
       Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных  средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при  формировании умений и навыков.
       Практика  обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету. Данное обстоятельство является очень важным для обеспечения развития в процессе обучения личности.
       Применение  средств наглядности способствует решению одной из важнейших задач начального обучения математике - воспитательной. Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировоззрении дошкольников. Непосредственно воспринимая множество предметов, пересчитывая число их элементов, объединяя или удаляя части множеств, учащиеся убеждаются в том, что такие математические понятия, как число, арифметическое действие, геометрическая фигура взята из окружающей жизни. Наглядно представленный числовой материал расширяет кругозор школьников. Опыт работы школ показывает значительное повышение интереса учащихся к предмету, если учитель привлекает на уроках при изучении различных тем наглядные пособия.
       Все это и обусловило актуальность темы исследования.
       Цель  исследования: выявить роль наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям.
       Объект  исследования: процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
       Предмет исследования: наглядность как средство обучения детей дошкольного возраста математическим представлениям.
       В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
       1. Раскрыть понятие наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
       2. Выявить особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
       3. Изучить Методы и средства наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям
       4. Подобрать методики диагностики развития и сформированности математических представлений
       5. Рассмотреть методические рекомендации  по использованию средств наглядности  в обучении детей дошкольного  возраста математическим представлениям
       Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по теме исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  НАГЛЯДНОСТИ В  ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ  

       1.1 Наглядность в обучении детей дошкольного возраста  

       Использование наглядных средств, для создания у детей образных представлений и для формирования понятий, для понимания отвлечённых связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики, основанной на методологии диалектического материализма. Ощущение и понятие - различные ступени единого процесса познания.
       Ян  Амос Коменский считал, что принцип  наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа [2].
       В основе учения Коменского о наглядности  лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология. Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении» [2, с.56].
       Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:
       1) «Если мы желаем привить учащимся  истинное и прочное знание  вещей вообще, нужно обучать всему  через личное наблюдение и  чувственное доказательство».
       2) «Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»
       3) То, что нужно знать о вещах,  должно быть «преподаваемо посредством  самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения».
       4) «Кто сам однажды внимательно  наблюдал анатомию человеческого  тела, тот поймет и запомнит  все вернее, чем если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами» [2, с.57].
       Можно сделать вывод, что Коменский  наглядность считал не только принципом  обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности  Коменский считал необходимым использовать:
       1) реальные предметы и непосредственное  наблюдение над ними;
       2) когда это невозможно, модели  и копию предмета;
       3) картинки как изображение предмета или явления.
       Учебный эффект всякого наблюдения зависит  от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения. Для осуществления правильного наблюдения Коменский категорически требует: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоствлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязание - путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» [2, с.58].
       Принцип наглядности был значительно  обогащен в трудах Иоганна Генриха  Песталоцци.
       Песталоцци  придавал огромное значение наглядности  обучения, поскольку считал, что чувственное восприятие окружающего мира - исходный момент познания. Так же как и великий чешский педагог Я.А. Коменский, Песталоцци считал необходимым знакомить ребенка с ранних лет с предметами и явлениями реального мира, привлекая к их восприятию, по возможности, большее число его органов чувств. Но Песталоцци пошел далее Коменского в разработке вопроса о наглядном обучении; он в более значительной мере выявил роль наглядности в развитии у детей логического мышления. [3]
       В работе «Как Гертруда учит своих детей» и других произведениях, посвященных «методу», подчеркивается, что исходным моментом природосообразно поставленного обучения является правильная организация наблюдений ребенка над предметами и явлениями окружающего мира. Он пытался в своих работах (особенно в «Лебединой песне») определить, что, собственно, может сделать искусство воспитания, чтобы развить у ребенка способность к наблюдению и обеспечить зрелость чувственных впечатлений, стимулируя таким путем движение дремлющих в человеческой природе сил и задатков. Формированию у детей в процессе обучения четких понятий о предметах, сущность которых они способны кратко выразить словами, должно предшествовать постепенное, доступное детскому пониманию уяснение этих предметов. [3, с.92]
       Следовательно, природосообразное, правильно поставленное обучение, согласно Песталоцци, должно исходить из разумно организованного, педагогически продуманного руководства наблюдениями детей. Оно имеет целью привести учащихся через уяснение свойств предметов к четким понятиям о них, возбудить ум детей к активной деятельности, развить познавательные способности, выработать у них умение логически мыслить. Песталоцци справедливо требовал, чтобы педагог умело подбирал соответствующие объекты детского наблюдения и преподносил их в строгой последовательности, планомерно развивая у детей их наблюдательность, вырабатывая у них в процессе наблюдения умение сравнивать предметы, выявлять их общие и отличительные признаки, выяснять, в каких соотношениях они находятся друг с другом, объединять родственные предметы. Иными словами, необходимо содействовать развитию у детей способности к таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, установление связей между новыми и ранее приобретенными знаниями.
       Итак, Песталоцци не ограничивает, подобно Коменскому, понимание наглядности в обучении главным образом тем, что детям надлежит приобретать знания на основе их чувственного опыта, а видит в ней также важный фактор, способствующий развитию их логического мышления. Он дает ряд ценных указаний по поводу того, как организовать педагогическое руководство процессом формирования у учащихся правильных представлений и понятий об окружающих предметах и явлениях. Достигнутый в результате такого обучения подъем духовных сил детей представляется ему непременным условием для формирования целостной, действенной личности.
       Песталоцци, как мы видим, более широко, чем  его предшественники, раскрывает сущность принципа наглядности. Он наполняет  его новым содержанием, рассматривая наглядность как фундамент для осуществления всестороннего развития ребенка.
       Константин  Дмитриевич Ушинский исходя из психологических  особенностей детского возраста большое  значение придавал принципу наглядности. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще...»; отсюда необходимость для детей наглядного обучения, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком», - писал он. Обосновывая принцип наглядности обучения с гносеологической стороны, Ушинский указывал, что единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство внешних чувств». «Непосредственно воспринятые нами из внешнего мира образы являются, следовательно, единственными материалами, над которыми и посредством которых работает наша мыслительная способность» [4].
       По  словам Ушинского, «этот ход учения, от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли, так  естествен и основывается на таких  ясных психологических законах, что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразоваться в обучении с требованием человеческой природы вообще и детской в особенности» [4, с.81].
       В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внес много ценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. В понимании наглядности Ушинским нет той переоценки и некоторой фетишизации наглядности, какая характерна для Коменского, и того формализма и педантизма в ознакомлении детей с окружающим миром, которые свойственны Песталоцци. Ушинский отвел наглядности принадлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление.
       Отвергнув формальные упражнения Песталоцци, Ушинский стремился знакомить детей всесторонне с предметами, хотел, чтобы они уяснили себе действительные связи, которые между этими предметами существуют. Он писал, что замечательный или даже великий ум - это «способность видеть предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены». [4, с.82]
       Ушинский  значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали  Коменский, Песталоцци, Дистервег. Так, он разработал подробно указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы, и т. д. Много внимания уделил Ушинский осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. В понимание и применение этих принципов он также внес много нового по сравнению с предыдущими педагогами. Так, он подробно разработал методику повторения учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала и т. д.). Ушинский подробно разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с развитием у них речи, не впадая при этом в формализм.
       В процессе обучения Ушинский различает  две стадии. На первой стадии дети под  руководством учителя наблюдают  предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени: на первой ступени дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление. На второй ступени под руководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятие. На третьей ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. На второй стадии проводятся обобщение и закрепление полученных знаний [4, с.83].
       Ушинский  был против разделения функции воспитания и обучения между воспитателем и  учителем. Он рассматривал обучение как  важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.
       Принцип наглядности обучения - это опора  на реальные представления учеников. Это один из самых известных и  интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.
       Таким образом, рассмотрев историческое становление принципа наглядности, можно придти к выводу, что в теоретическую разработку и применение принципа наглядности внесли большой вклад такие педагоги, как Коменский Я.А., Ушинский К.Д., Песталоцци И.Г. и др.
       Коменский считал, что принцип наглядности  обучения предполагает прежде всего  усвоение учащимися знаний путем  непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.
       В теоретическую разработку и применение принципа наглядности внес много  ценного Ушинский: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. Он отвел наглядности принадлежащее  ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление.
       Песталоцци  более широко, чем его предшественники, раскрывает сущность принципа наглядности. Он наполняет его новым содержанием, рассматривая наглядность как фундамент для осуществления всестороннего развития ребенка.
       Следует отметить, что современные принципы дидактики обуславливают требования ко всем компонентам учебного процесса - логике обучения, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию и анализу достигнутых результатов. Изучив материал, можно сделать вывод, что наглядность в дидактике - это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.  

       1.2 Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста 

       Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они  сравнивают предметы по величине, устанавливают  количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.
       В настоящее время прослеживаются два подхода к определению  содержания обучения. Ряд авторов  эффективность математического  развития детей связывают с расширением  информационной насыщенности занятий. Другие же стоят на позиции обогащения содержания, направленного на развитие интеллектуальных способностей и формирование содержательных, научных представлений и понятий.
       Математика  должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должны уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких элементарных математических представлений и понятий, как счёт, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.
       Психологи П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов считают, что в основе понятия числа у детей дошкольного возраста лежат специфические предметные действия с величинами непрерывными (длина, ширина, объём, масса и др.) и дискретными, разделёнными (совокупность кубиков, группа машин, кукол и др.) [5; 6].
       Материал, включенный в содержание и направленный на развитие у детей понятие числа  включает три этапа.
       Первый  этап - дочисловая деятельность (3-4,5 года). На этом этапе работы решаются следующие  задачи: выделять величину предмета и  определять её словом (длинный - короткий, большой - маленький, тяжёлый - лёгкий и т.д.), сравнивать величину, пользуясь приёмами наложения и приложения, и результаты сравнения определять словами (выше - ниже, больше - меньше, равные по количеству и т.д.); раскладывать (сервировать предметы по возрастающей и убывающей величине; группировать (классифицировать) предметы по величине.
       Второй  этап - введение ребёнка в мир  числа на основе выполнения действий с величинами (4,5-5,5 лет). На данном этапе  дети учатся сравнивать величину предметов с помощью «мерки», равной одному из сравниваемых предметов; уравнивать величину предметов, пользуясь условной меркой, определяя результат измерения в предметной форме (мерка уложилась по длине ленты столько раз, сколько у нас кругов), а затем в словесной форме с помощью слов-числительных («Мерка уложилась пять раз»); понимать количественное и порядковое значение числа; понимать независимость величины (непрерывной и дискретной) от других признаков: цвета, пространственного расположения и др.; измерять объём жидких и сыпучих тел, массу (вес) предметов; принимать принцип сохранения величины (протяжённости, количества, объёма, массы); раскладывать и группировать предметы по величине.
       Третий  этап - совершенствование понятия  о числе (5,5-6,5 лет). Данный этап работы включает решение следующих задач: научить понимать отношение между числами (5 меньше 6 на 1, 8 больше 7 на 1); производить счёт по разным основания (например, дана полоска, разделённая на восемь квадратов; если производить счёт по одному квадрату, получится число 8, а если по два, получится число 4); понимать функциональную зависимость между величиной, меркой и числом (при измерении одной и той же величины разными мерками получаются разные числа, и наоборот); освоить принцип сохранения величины (количество, протяжённость, объём и др.).
       В дальнейшем старшие дошкольники (6,5-7 лет) осваивают выполнение арифметических действий (сложение и вычитание) с  числами. Лучшим способом осознанного  их усвоения является решение арифметических задач, а затем и решение примеров [5, с.43].
       Основные  задачи в работе с детьми дошкольного  возраста.
       1. Формировать основные элементы  познавательной деятельности:
       а) запас знаний, умений и навыков;
       б) основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
       в) умение понимать суть учебной задачи и выполнить её самостоятельно;
       г) умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку;
       д) способность к саморегуляции  поведения и воли для выполнения поставленных задач;
       е) развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
       2. Познакомить с цифрами от 10 до 20, с математическими знаками, понятиями «больше», «меньше».
       3. Познакомить с новыми геометрическими  фигурами, учить преобразовывать  одни фигуры в другие (путём  складывания, разрезания, выкладывания из счётных палочек).
       4. Учить делить предметы на 4 части,  определять, что часть меньше  целого, а целое больше части. 
       5. Познакомить с названиями дней  недели и месяцев. 
       6. Учить определять место положения  предметов по отношению к другому лицу [7].
       У детей этого возраста формируют  следующие элементарные математические представления:
       1. Количество и счёт. Расширение  представлений детей о множестве,  формирование понятия о числе,  развитие у детей представлений  о числах натурального ряда, изучение приёмов образования числе, усвоение детьми счёта и отсчёта в пределах 10-20, изучение состава числа в пределах 5 (из единиц), приёмы ознакомления с делением целого на чисти и отношение части и целого и частей между собой.
       2. Величина. Особенности способов сравнения предметов путём наложения и приложения, упорядочивания предметов по величине; понимание детьми относительных величин; программные задачи развития представлений детей о величине предметов; сравнение двух видов протяженности (длина + ширина, ширина + высота); ознакомление с понятием "величина" обучение умению различать в предметах три вида протяженности и сравнивать их размерные отношения при помощи мерки; обучение детей способам обследования, выделению и сравнению длины, ширины, высоты предметов (до 10 предметов); предлагаются упражнения для развития глазомера.
       3. Геометрические фигуры. Программные  задачи по ознакомлению с формой  предметов; знакомство с прямоугольником,  овалом; упражнения в группировке  геометрических фигур по форме, выборе по образцу; учат детей обобщать геометрические фигуры, определять форму отдельных частей; сравнение различных геометрических фигур и выделение признаков отличия; упражнения в определении формы предмета; самостоятельное выкладывание геометрических фигур из палочек.
       4. Ориентировка в пространстве. Освоение  детьми основных пространственных  направлений и восприятие пространственного  расположения предметов на местности;  формирование у детей умения  различать пространственные отношения  между предметами и правильно их называть; умение ориентироваться на плоскости.
       5. Ориентировка во времени. Усвоение  детьми основных временных мер;  ознакомление с календарным временем; закрепление знаний о последовательности частей суток [8].
       Формирование  элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в дошкольном учреждении и дома.
       Занятия являются одной из форм развития элементарных математических представлений в  ДОУ. На них возлагается ведущая  роль в решении задач общего умственного и математического развития ребёнка, подготовка его к школе. На занятиях реализуются практически все программные требования; осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и развиваются в определённой системе.
       В процессе работы должны использоваться разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные. Приоритетное место  отводится практическим методам (игра, упражнение, моделирование, элементарные опыты). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  НАГЛЯДНОСТИ В  ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИМ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ 

       2.1 Методы и средства наглядности в обучении детей дошкольного возраста математическим представлениям 

       Анализ  педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что успех обучения во многом зависит от методов обучения с использованием наглядных пособий, что характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока.
       Наглядные методы не могут быть изолированы  от словесных методов обучения, ибо  всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является источником дополнительной или основной информации по изучаемому вопросу. Наглядные методы - это и  беседы, и описания, и рассказ, и объяснение, и самостоятельное изучение, но с помощью наглядных средств [9].
       Опора на чувственные образы, ощущения и  восприятие ребенка при использовании  наглядных пособий создает своеобразную структуру познавательной деятельности ученика. Ребенок мыслит образно, конкретно, и это создает хорошую основу для формирования абстракции и понимания изучаемых теоретических положений при помощи наглядных пособий.
       Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:
       - метод иллюстраций
       - метод демонстраций
       Метод иллюстраций предполагает показ  ученикам иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске, карт, портретов  и тому подобное.
       Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией  приборов, опытов, технических установок и так далее. К демонстрационным методам также относятся показ диафильмов, кинофильмов, компьютерных презентаций [9, с. 220].
       Из  различных видов наглядности - натуральной, изобразительной, символической - широкое  применение в обучении математике находит символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы). Роль символической наглядности возрастает с накоплением у детей математических знаний и развитием мышления учащихся, символическая наглядность становится основным средством наглядного обучения математике.
       Использование наглядности в процессе формирования понятий будет эффективным, если оно ориентирует учащихся на обобщение  и абстрагирование существенных признаков формируемого понятия. Для  формирования понятия куба надо показать учащимся множество предметов, отличающихся друг от друга формой, размерами, окраской [10].
       В любом виде наглядности должны сочетаться изоморфизм и простота. Говоря об изоморфизме  средств наглядности, следует иметь  в виду тождественность отображения  ими структур и отношений изучаемых объектов, в какой бы форме это отображение не было отображено. Простота восприятия достигается тем, что в создаваемых средствах наглядности исключаются все несущественные детали и стороны изучаемого объекта, а сохраняются только самые существенные, которые и представляют собой основные признаки понятий или главные компоненты представления.
       Практика подтверждает эффективность применения таких наглядных пособий, которые четко выражали бы наиболее существенные стороны изучаемого на данном уроке явления, были свободны от излишних деталей, мешающих ученикам сначала вычленить, а затем сгруппировать те же существенные признаки, обобщение которых лежит в основе данного представления или понятия [10, с.99].
       Каждое  средство наглядности отличается и  той специфической функцией, которую оно может выполнять в учебном процессе, обеспечивающем его высокую эффективность. Важным элементом учебного оборудования должны стать комплекты средств вариативной наглядности. Они позволяют во время урока быстро создавать, изменять, разные ситуации с использованием наглядных пособий. Для этого используются наборы иллюстративных материалов или меловых рисунков, чертежей и записей. К числу таких средств относятся магнитная доска и фланелеграф, дидактические возможности которых во многом одинаковы.
       В связи с различными дидактическими функциями и возможностями средств  наглядности требуется их комплексное  применение на уроке. Только в этом случае будет достигнута максимальная эффективность в решении каждой познавательной задачи урока. Комплексное применение различных средств наглядности объясняется тем, что оно обеспечивает совместную работу на уроках различных анализаторов.
       Вместе  с тем многообразие средств наглядности  оправдано лишь в тех случаях, когда требуется раскрыть различные стороны изучаемого явления или предмета, а каждое из этих сторон более убедительно и полно может быть отражена лишь с помощью определенного вида наглядности. Нельзя не согласиться с Ю.К. Бабанским в том, что «чрезмерное увлечение наглядностью ведет к затормаживанию развития абстрактного мышления, без которого невозможно эффективное познание окружающей действительности. Обильное применение наглядности часто рассеивает внимание учащихся, отвлекает от познания главных идей темы, особенно когда речь идет об учащихся не с наглядно-образной, а со словесно-логической памятью» [11].
       Познавательная  эффективность средств наглядности, по мнению Л.В. Занкова, определяется степенью самостоятельности учащихся, в переработке содержащейся в ней информации [12].
       Развитию теоретического мышления школьников помогает применение таких видов наглядности, которые, с одной стороны, позволяют вычленять наиболее общие признаки большого числа предметов и явлений и абстрагироваться от их несущественных признаков, а с другой стороны способствуют материализации понятий. Эти возможности средств наглядности хорошо были показаны в одной из статей А.М. Пышкало. Он писал следующее: «Общаясь с разнообразными предметами и моделями геометрических фигур, выполняя большое число опытов, учащиеся выявляют их наиболее общие признаки, не зависящие от материала, цвета, положения, веса и тому подобного» [13].
       Это достигается систематическим применением  приема материализации геометрических образов. Например, прямая линия получается не только с помощью линейки, но это и след движущейся точки (конца карандаша), и край - ребро крышки стола, натянутая нить, линия сгиба листа бумаги, линия пересечения двух плоскостей, (например, плоскости стены и плоскости потолка). Отвлекаясь от конкретных свойств материальных вещей, учащиеся овладевают геометрическими представлениями.
       Для современного этапа развития математического  образования характерен переход  от экстенсивного обучения к интенсивному. Вновь актуальными становятся проблемы развития интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно.
       Это позволяет сделать вывод о  необходимости усиления роли геометрического  материала и геометрических методов  в курсе математики начальной  школы, т.е. придании начальному курсу  геометрии большей самостоятельности как по содержанию и объему, так и по методам изучения, усиления внимания к изучению стереометрического материала, формированию элементарных пространственных представленных представлений у учащихся.
       Совершенно  очевидно, что рациональное педагогически обоснованное применение наглядных пособий способствует органическому сочетанию чувственного и рационального в процессе обучения, что создает благоприятные условия для повышения его теоретического уровня.
       Повышение теоретического уровня преподавания основ наук предполагает также существенные изменения в характере и структуре многих средств наглядности, и вместе с тем совершенствование приемов их использования на уроках. Изменение наглядных пособий должно осуществляться в направлении освобождения их от изобразительных излишеств и обилия деталей, мешающих выделению и восприятию наиболее существенных признаков явлений предметов, отношений между ними и между их элементами. Применение таких наглядных пособий позволит учащимся абстрагироваться от не существенных признаков изучаемых объектов, что создает благоприятные условия для формирования понятий и представлений. Отказ от неоправданного многообразия средств наглядности, применяемых на одном уроке, также облегчит ученикам выделение в процессе учебного познания наиболее существенных сторон изучаемых объектов и абстрагирование их от несущественных признаков [14].
       Начиная изучать математику в ДОУ, дети начинают усваивают ряд сложных понятий, которые связаны с отвлеченным, абстрактным мышлением учащихся. К его развитию, к образованию общих математических понятий «надо идти, отправляясь от наглядного обучения, которое опирается на восприятия и ощущения, идущие от предметного, объективного мира, что и называют в дошкольной практике наглядностью, наглядными пособиями» [15].
       Знание  видов наглядных пособий дает возможность учителю правильно  их подбирать и эффективно использовать при обучении, а также изготовлять  самому вместе с детьми необходимые  наглядные пособия.
       Учебные наглядные пособия принято делить:
       · натуральные
       · изобразительные
       К натуральным наглядным пособиям относятся предметы окружающей жизни: тетради, палочки, кубики и т.п.
       Среди изобразительных наглядных пособий  выделяют:
       образные: предметные картинки, изображения предметов  и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или фигур.
       символические (условные): карточки с изображениями  математических символов (цифр, знаков, действий, знаков отношений), схематические  рисунки, чертежи.
       экранные: учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы [15, с.30].
       Предметы  дошкольного оборудования для развития математических представлений делятся на две группы: общее оборудование (рабочее место педагога, рабочее место учащихся, классная доска, проекционная аппаратура, макеты и т.п.) и учебное оборудование (чертежные и измерительные инструменты, демонстрационные приборы и наборы, печатные и экранные пособия и т.п.).
       1. Демонстрационные пособия:
       а) Наборное полотно. Оно предназначено для работы в  группе с подвижными цифрами и знаками предметными картинками и другими плоскими пособиями. Размеры наборного полотна могут быть 60 х 90 или 60 х 100 сантиметров. Расстояние между пазами должно соответствовать размерам подвижных цифр и предметных картинок.
       б) Классные счеты. В настоящее время  применяются счеты, на верхней планке которых расположен ряд вертикальных проволочек с косточками по десять штук на каждой. Это добавление используется при изучении состава чисел в пределах первого десятка, а так же при прохождении темы «Нумерация многозначных чисел» для разъяснения поместного значения цифр.
       в) Арифметический ящик. В него входят бруски (десятки) и доски (сотни) разделенные  неглубокими прорезями на единицы.
       г) Демонстрационные палочки. Десять палочек  одного цвета и десять палочек  другого цвета.
       д) Серия таблиц.
       е) Набор диафильмов и диапозитивов
       2. Демонстрационные приборы:
       Индивидуальные  наглядные пособия для первоклассника изготавливаются из приложения к  учебнику математики для первого  класса общеобразовательной школы. В них входят:
       1. наборное полотно
       2. набор геометрических фигур разного размера и цвета
       3. набор цифр от одного до  десяти и десятки до ста. 
       4. набор монет разного достоинства
       5. числовые фигуры для чисел  один, два, три, четыре, пять.
       В индивидуальный комплект для каждого  учащегося входят:
       1. линейка ученическая (20 см.)
       2. счетные палочки
       3. набор палочек различной длины  для составления геометрических  фигур
       4. пучки палочек по десять штук  в пучке
       5. малые счеты и мн. др. [15, 33].
       При рациональном использовании наглядных пособий, учебный процесс в ДОУ может стать более интересным, разнообразным и качественным.
       Технические средства обучения уже довольно давно  применяются в образовательных  учреждениях. Разработаны научные  основы их использования и накоплен интересный практический опыт.
       ДОУ ограниченно определенными сроками обучения, не может беспредельно расширять рамки учебных программ, чтобы охватить все достижения науки и техники. Поэтому для максимальной активизации мыслительной деятельности учащихся, развития их познавательных интересов, творческих способностей, умения самостоятельно пополнять знания и начали применять при обучении новые методы и средства. Среди них технические и аудиовизуальные средства обучения занимают одно из ведущих мест.
       Аудиовизуальные средства обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала [16].
       Опыт  педагогов-практиков убедительно доказывает, что применение ТСО способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений и навыков учащихся.
       В понятие «Технические и аудиовизуальные средства обучения» входят носители учебной информации (видео и кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, звукозаписи и т. д.) и аппаратура или технические устройства, при помощи которых эта информация воспроизводится.
       Носители  информации можно разделить на экранные средства обучения, звуковые, экраннозвуковые.
       Экранные  средства обучения воссоздают действительность с помощью изображений на экране (зрительный ряд). К их числу относятся  учебные диапозитивы, транспаранты, диафильмы, эпиобъекты, а также немые (неозвученные) кинофрагменты [16, с.48].
       Учебные диапозитивы - серия изображений, предназначенных  для учебных и воспитательных целей. Создают их фотографическим  способом на прозрачном материале (пленка). Проецируют их на плоскость с помощью  диапроектора или рассматривают на просвет. Диапозитивы бывают черно-белые и цветные, озвученные и неозвученные. Демонстрировать их можно в любой методически необходимой последовательности.
       Транспаранты - изображения на прозрачной пленке, выполняемые полиграфическим и фотографическим способами.
       Демонстрируют транспаранты с помощью графопроекторов. В школах применяют транспаранты, состоящие из одного кадра или  серии 2-10 накладывающихся друг на друга  кадров. Распространены в школах и  самодельные транспаранты. Изготовляют их на полиэтиленовой, лавсановой, диацетатной и другой пленке с помощью маркера, множительной техники (ксерокса, принтера). Нужный материал (чертежи, рисунки, схемы, тексты и т. д.) учитель может готовить заранее или выполнить в процессе урока.
       Эпиобъекты - изображения (чертежи, рисунки, фотографии, тексты, иллюстрации из книг и т. д.) на непрозрачной основе или плоские натуральные объекты, проецируемые на экран в отраженном свете [16, с.50].
       Учебные диафильмы - серии изображений, полученные фотографическим способом на прозрачной основе (непрерывной пленке) шириной 35 мм, обеспечивающие покадровое предъявление учебной информации в заранее определенной последовательности. Диафильмы бывают черно-белые и цветные, озвученные и неозвученные.
       В диафильмах (они, как правило, содержат один сюжет или по два-три сюжетных фрагмента) заложена некоторая методическая последовательность расположения кадров, определяющая структуру построения урока. Связь между кадрами диафильма определяет содержание учебной программы и осуществляется с помощью монтажа.
       Проекционными аппаратами называют оптические устройства, образующие на экране увеличенные изображения  различных объектов.
       К числу последних относятся различные  диапроекторы, графопроекторы (кодоскопы), эпипроекторы, которые дают возможность учителю и учащимся просматривать в незатемненном помещении отдельные кадры диафильмов и диапозитивов, проецировать на экран в увеличенном виде диафильмы, диапозитивы, транспаранты, эпифильмы, фотографии, рисунки, чертежи, а также плоские детали и модели, физические и химические опыты. Иначе говоря, проекционные аппараты дают возможность получать статическую проекцию объекта.
       Графопроекторы  обладают всеми положительными качествам  диапроектора, но шире по своим возможностям, так как изображение наносится на прозрачную ленту, перемещая которую, последовательно на экране появляется нужное изображение. Графопроектор позволяет использовать положительные качества «Доски и мела». Вращая прозрачную пленку, фломастером последовательно наносится лекционный материал (нужный текст, рисунок, график, формулы) и одновременно отображается на экране в увеличенном размере. Лекция получается динамичной, а сам лекционный материал воспроизводится в нужном для восприятия масштабе. Как правило, все лекционные аудитории оборудованы графопроектором .
       Эпипроектор «ЭП» - оптический прибор для проекции на экран изображений, нанесенных на непрозрачную основу, а также других всевозможных плоских непрозрачных объектов. От ранее выпускавшейся школьной модели эпидиаскопа типа «ЭПД-1» он отличается не только большими размерами кадрового окна, но и более мощной проекционной лампой, наличием специального вентилятора и более удобным предметным столиком, который опускается и поднимается с помощью ручки и освещается лампой подсветки, что создает дополнительные удобства при работе с аппаратом [17, с.52].
       Экранно-звуковые средства объединяют учебные кинопособия, учебные телевизионные передачи, видеозаписи, озвученные диафильмы.
       Кинопособие - это позитивное фотографическое  изображение движущихся объектов на кинопленке с зафиксированным (оптическим способом) звуковым сопровождением. К кинофильмам относятся кинопособия метражом более 120 м. Школьные учебные кинофильмы состоят, как правило, из 1-3 частей. По структуре кинофильмы делятся на целостные и фрагментарные. Последние содержат по нескольку законченных смысловых фрагментов.
       Кинофрагменты - это короткие кинопособия метражом до 50 м, раскрывающие более узкие  вопросы изучаемого материала.
       Кинокольцовки - это кинопособия метражом до 15 м, отражающие циклически повторяющиеся процессы или содержащие материал, усвоение которого требует многократного восприятия. Для демонстрации кинокольцовки ее конечный кадр склеивают с начальным - образуется кольцевой фильм, который, непрерывно двигаясь в кинопроекторе, может воспроизводиться несколько раз подряд [18].
       Учебные видео и кинофильмы создаются, прежде всего, по тем учебным темам, которые  требуют динамического изображения  объектов, показа процессов и явлений.
       С помощью кино можно разъяснять учащимся сложные мировоззренческие проблемы, раскрывать связь, сущность и развитие явлений природы, общественной жизни и техники, пояснять законы, знакомить учащихся с методами познания их.
       Телевидение, учебное телевидение - способ передачи на расстояние учебной зрительной и звуковой информации через систему открытых или замкнутых телевизионных систем. Учебные телевизионные передачи - передачи, создаваемые по темам учебной программы и предназначенные для использования непосредственно на уроке, а также значимость этого технического средства мало, чем отличается от учебного звукового кино.
       Видеозаписи - зафиксированные с помощью видеомагнитофона или телевизионной камеры на специальной  магнитной ленте изображение  и звук. На уроках используются видеозаписи  учебных телепередач, кинофильмов, производственных процессов, опытов, некоторых явлений микромира и т.д.
       В образовательных учреждениях используют телевизионные системы как открытого, так и замкнутого типа [18, с.89].
       Видеомагнитофон - устройство, предназначенное для магнитной записи и воспроизведения изображения и звука.
       Видеоплеером  называют видеомагнитофон, не имеющий  дисплейной панели для контроля его  работы. Видеоплеер может не обеспечивать записи информации на пленку, тогда его называют «непишущий».
       Моноблоком называют видеомагнитофон, встроенный в телевизор.
       В основе методов магнитной записи звука и видеозаписи лежит  один и тот же принцип намагничивания носителя. Но запись звуковых сигналов существенно отличается от видеозаписи  тем, что их диапазон значительно уже диапазона телевизионного сигнала. По назначению видеомагнитофоны разделят на бытовые (рассчитаны на массового потребителя), профессиональные (предназначены для работы на телецентрах - студийные или в установках для репортажа) и полупрофессиональные (предназначены для работы в замкнутых телевизионных системах в научно-исследовательских лабораториях, учебных, медицинских учреждениях).
       Видеопроигрыватель  дисков - устройство, которое вместе с телевизором может воспроизводить (в зависимости от функций) СD- и DVD-диски.
       Развитие  и совершенствование телевизионной  техники создает предпосылки  для превращения учебного телевидения  в универсальное средство, позволяющее  объединить в учебном процессе все  технические средства обучения, включая  компьютер и всевозможные обучающие устройства.
       В связи с программой модернизации российской системы образования  в последнее время уделяется  большое внимание развитию компетентности учителей в области использования  технологий мультимедиа.
       Технология  мультимедиа (multimedia) - современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимацию.
       С точки зрения использования мультимедиа  в качестве педагогического инструмента - это представление объектов и процессов не только традиционным текстовым описанием, но и с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества - качественное и количественное [19].
       Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания картины, музыки или способов искусственного дыхания с непосредственным аудиовизуальным представлением.
       Аудиосопровождение  учебной информации значительно  повышает эффективность ее восприятия. Еще больший эффект достигается сочетанием аудиокомментариев с видеоинформацией или анимацией, так как представляется возможность объяснения хода некоторого процесса или явления в его развитии.
       К мультимедийным средствам обучения следует отнести: программные средства, объединяющие все перечисленные виды информации, с высокой степенью интерактивности. Главная черта таких средств - значительный объем и разнообразие данных, а также возможность прямого доступа к ним; а также технические средства, позволяющие работать с информацией различного типа.
       Внедрение в обучение новых информационных технологий обучения, основанных на применении интерактивных методик и мультимедиа, с помощью которых ученики  приобретают знания, развивают социальные и интеллектуальные навыки, вырабатывают критическое мышление, позволяют более эффективно решать различные проблемы традиционного обучения.
       Ребенок получает возможность использовать большие объемы разнообразной информации в комплексном ее представлении, доступ к которой иными способами не может быть обеспечен. Использование средств мультимедиа непосредственно в ходе учебного занятия, обеспечивают оперативность получения нужных сведений. Никакие иные «некомпьютерные» источники информации: библиотеки, архивы, справочники, книги - такой оперативности, безусловно, не обеспечивают.
       В то время как традиционные технические  средства обучения ориентированы на организацию осознанного восприятия новых знаний, мультимедийные средства позволяют организовать активную деятельность по их получению и преобразованию.
       За  последние годы создано большое  количество мультимедийных программ учебного назначения (в основном распространяемых на CD), призванных играть активную роль в учебном процессе, взаимодействовать  с учащимися в ходе процесса обучения, организовывать этот процесс, руководить и управлять им [19, с.25].
       Средства  наглядности по их роли в учебном  процессе школьников могут быть разделены  на две группы:
       · средства предметно-образной наглядности
       · знаковая наглядность
       К группе средств предметно-образной наглядности относятся:
       1. картинки
       2. фотографии
       3. рисунки
       4. диапозитивы
       5. диафильмы
       6. кинофильмы
       7. объемные модели
       8. натуральные объекты
       9. игрушки
       10. чучела
       11. макеты
       12. муляжи
       13. продукты ТСО
       К группе знаковой наглядности относятся:
       1. схематические объемные модели
       2. схемы
       3. чертежи
       4. таблицы
       5. диаграммы
       6. карты и т.д.
       Эти средства наглядности нужны для  передачи сложной связи, взаимосвязи  и отношений объектов изучения, их внутренней структуры, не поддающейся  реалистическому, образному восприятию. Они помогают учителю опираться на чувственно воспринимаемые учащимися образы при формировании сложных представлений и понятий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.