На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Содержание оперативного планирования производства (ОПП)

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

     Введение…………………………………………………………….…….3
     Глава 1. Понятие планирования…………………………………………5
     Глава 2. Содержание стратегического  планирования
         2.1.Цели  и задачи стратегического   планирования……….…....10
        2.2. Роль информационного обеспечения  в стратегическом планировании…………………………………………………...21
        Глава 3. Содержание оперативного планирования производства (ОПП)...….31
     Заключение……………………………………………………………….35
     Список  использованной литературы…………………………………..36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Современное предприятие осуществляет производство и реализацию продукции на плановой основе. Возможность планирования на уровне фирмы, предприятия, деловой  организации вытекает из природы  микроэкономических и социальных процессов, напрямую определяется общими условиями  хозяйствования. С точки зрения микроэкономики, планирование - это способ осуществления  действий, основанных на сознательных, волевых решениях ее субъектов, механизм которых дополняет, а порой и  заменяет рыночные механизмы.
     Значение  внутрифирменного планирования.1
      Планирование поощряет руководство постоянно мыслить перспективно.
      Оно ведет к более четкой координации предпринимаемых усилий.
      Оно ведет к установлению показателей деятельности для последующего контроля.
      Оно заставляет фирму четче определять свои политические установки и задачи.
      Оно делает фирму более подготовленной к внезапным переменам.
      Оно более наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.
     План  – это документ, отражающий систему  взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата. В него входят такие составляющие, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые  для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль.
     Актуальность  такой темы огромна, так как планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Еще П. Керженцев считал, что главным во всей организационной работе должно стать усиление общеплановых начал: "Только действительное умение планировать хозяйство как в отдельном предприятии, так и во всем целом, умение создавать конкретный и гибкий план, тесно связанный со всей реальной обстановкой и систематически контролируемый, даст возможность нашим хозяйственникам твердо строить свою работу на основах хозрасчета, увеличить выработку и удешевить производство".2
     Однако  в одной небольшой работе рассмотреть  все аспекты стратегического  и оперативного планирования деятельности организации невозможно, но поскольку  целью любого бизнеса является продвижение  на рынок своего товара или услуги, что в современных условиях формирования информационного общества возможно лишь с помощью носителей информации, каковыми являются СМИ, поэтому в  стратегическом планировании  бизнеса  большое внимание должно уделяться  планированию связей со СМИ, и в этой работе будет сосредоточено внимание именно на этом аспекте стратегического планирования.
     Предмет: стратегическое и оперативное планирование.
     Объект: суть стратегического и оперативного планирования.
     Цель: анализ понятий стратегического и оперативного планирования на предприятии. 

Глава 1. Понятие планирования 

     По  классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным3.
     Реактивное  планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Это планирование начинает менеджер низшего звена с перечня того, что нужно предусмотреть для предстоящих изменений. Затем разрабатывается проект отыскания и устранения причины недостатков, производится оценка затрат и результатов по каждому проекту и устанавливаются нужные приоритеты. Далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование больших ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственному руководителю, который после своей корректировки направляет его на следующий уровень управления. Передача проекта продолжается до тех пор, пока, сводные планы не достигают высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор варианта, знаменующий завершение аналитического процесса разработки внутрифирменного плана. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг этих корпораций не только с внешнего, но и внутреннего рынка, поскольку другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.
     Инактивное  планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила, инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.
     Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях «сверху вниз». Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае для относительно близкого будущего. Следовательно, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.
     Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование,                поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы - создают новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени переходом как от простых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей.
     В хозяйственной практике отечественных  предприятий общепризнано выделяются две основные системы или вида рыночного планирования: технико-экономические  и оперативно-производственные4.
     Технико-экономическое  планирование - это разработка целостной  системы показателей развития техники  и экономики предприятия в  их единстве и взаимозависимости, как  по месту, так и по времени действия. В ходе этого планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и  услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические  показатели и т.п.
     Оперативно-производственное планирование является следующим этапом после технико-экономического и  представляет собой его последующее  развитие и завершение. На этом этапе  устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки  процесса производства.
     Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как5:
     1) по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;
     2) по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии различают такие виды, как корпоративное и заводское – на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;
     3) по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;
     4) по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3 лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);
     5) по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;
     6) по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;
     7) по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;
     8) по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.
     Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции).
     Стратегическое  планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.
     Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Содержание стратегического  планирования 

2.1.Цели  и задачи стратегического   планирования
     Специфика рыночных условий хозяйствования обусловливает  необходимость разработки стратегии  предприятия. Изменения внешней  среды, связанные с изменяющимися  потребностями, с рыночным спросом, изменения внутренней среды, обусловленные  подвижностью технического базиса, технологическими структурными сдвигами, социальной подвижностью организации, характеризуются как  элементы неопределенности. Дух соперничества, состязательности - неотъемлемые характеристики конкурентной среды. Чтобы выжить, нужно  все время смотреть вокруг себя, присматриваться, что делают другие и в случае необходимости приспосабливаться. При этом предприятию всегда приходится делать выбор. Стратегический выбор - это  совокупность приоритетных функций, выполняемых  фирмой, корпорацией в рассматриваемой  перспективе, реализация которых должна обеспечить достижение его главных  целей, а следовательно, комплексное социально-экономическое развитие.
     Стратегический  выбор является основой формирования стратегии предприятия. Понятие  стратегии взято из военного лексикона, где оно обозначает планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического  союза государств с использованием всех доступных методов. Для описания понятия стратегии можно применить  следующую формулу: весь взаимосвязанный  комплекс деятельности во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного  предприятия по отношению к его  конкурентам.
     Основная  задача стратегического планирования на предприятиях состоит в обосновании  важнейших целей и выработке  правильной стратегии долгосрочного  развития. В современной теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в границах которых  каждое предприятие определяет свои главные цели. Этими сферами являются положение предприятия на рынке, инновационная деятельность, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система управления, профессионализм персонала и социальная ответственность6.
     Термин  «стратегическое планирование»  был известен еще в 70-е годы прошлого века из переводных книг западных специалистов, но в плановой практике тех лет  в нашей стране использовался  термин «долгосрочное перспективное  планирование». Между этими двумя  понятиями существовало принципиальное различие. Так, главной идеей, парадигмой, лежащей в основе разработки долгосрочных планов, было: «Сегодня лучше, чем было вчера, а завтра будет лучше, чем  сегодня» и отрицалась какая-либо неопределенность. Отсюда ведущий принцип планирования — разработка плановых заданий «от достигнутого», часто в рамках имеющихся ресурсных возможностей путем простой экстраполяции, причем, чем больше наращивали выпуск той или иной продукции, тем было лучше. При этом априори считалось, что внешняя среда практически меняться не будет. Акцент делался на анализ внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе все, что организация может определить на основе анализа своих внутренних возможностей, это то, какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она понесет. Но объем производства и величина издержек не дают ответа на вопрос о том, насколько созданный продукт будет принят рынком, который в, то время в традиционном понимании в нашей стране отсутствовал. Какое количество будет куплено и по какой цене, определяет именно рынок. Такие вопросы в условиях нерыночной экономики и не ставились7.
     Стратегический  план, характеризующий деятельность организаций, работающих в рыночных условиях, использует другую парадигму: «Завтрашний день необязательно  будет лучше сегодняшнего». И  если ситуационный анализ обнаружил  падение спроса на какую-то продукцию, даже при наличии необходимых  ресурсов руководство данного предприятия  не будет наращивать объемы ее выпуска, а скорее выберет стратегии уменьшения выпуска или переключения на выпуск другой продукции. Таким образом, простая  экстраполяция на будущее из прошлого, исходя из изученных тенденций развития, использовавшаяся ранее в долгосрочном планировании, не годится. В основу разработки стратегического плана  ложится анализ перспектив развития организации при определенных предположениях об изменении внешней среды, в  которой она функционирует. Важнейшим  элементом этого анализа является определение позиции организации  в конкурентной борьбе за рынки сбыта  своей продукции. На основе такого анализа  цели развития организации, формируются  отдельные направления производственно-хозяйственной  деятельности (отдельных бизнесов) и выбираются стратегии достижения целей.
     Если  долгосрочный и годовой планы  организации предполагают планированием  выбранных направлений развития организации, то в рамках стратегического  планирования решаются вопросы о  том, какие новые направления  следует развивать, а какие из существующих ликвидировать. Стратегическое планирование направлено на адаптацию деятельности организации к постоянно меняющимся условиям внешней среды и на извлечение выгод из новых возможностей.8
     Можно выделить три основные задачи разработки стратегического плана организации:
    Анализ состояния, в котором находится организация в настоящее время (определение ключевых факторов окружающей среды, экономических, коммерческих, научно-технических и других тенденций развития организации).
    Определение основных целей и задач развития организации с точки зрения эффективного использования капитала и обеспечения окупаемости инвестиций.
    Определение стратегии мобилизации ресурсов организации для достижения основных целей и задач ее развития.
      Эти три задачи предопределяют логическую последовательность разработки стратегического  плана организации в целом.
      В рыночной экономике стратегическое планирование производственной деятельности предприятия ориентируется в  основном на удовлетворение всех потенциальных  потребителей своей продукции.
      Прогнозирование новой конкурентоспособной  продукции – это систематическое проведение экономического анализа, выполнение плановых расчетов и принятие управленческих решений по всем функциям маркетинга, проектирования, организации производства, реализации, обновления или замены производимой предприятием продукции. Стратегический план-прогноз позволяет каждому предприятию с необходимой точностью оценить свои потенциальные возможности, разработать соответствующую производственную программу на длительный период, скоординировать производство конкурентоспособной продукции.
      Выбор перспективной продукции производится с учетом предполагаемых показателей  товаров и услуг, как потребительского, так и производственного назначения. В ходе прогнозирования производства конкурентоспособной продукции  каждое предприятие определяет на долгосрочный период не только тип или вид основных товаров, но и их ассортимент, а также  объемы их выпуска. Успешная реализация этих действий возможна, только если товар будет обладать высоким уровнем конкурентоспособности.
         Конкурентоспособная продукция – это совокупность технических, экономических и потребительских  свойств продукции с учетом влияния на предприятие факторов внешней и внутренней среды при ее проектировании, изготовлении и реализации.
         В ходе прогнозирования новой продукции  для оценки ее конкурентоспособности  применяется система следующих  показателей9:
     -       единичная или частная, характеризующая процентное отношение величины какого-либо технического или экономического параметра данного товара к соответствующему параметру товара-конкурента;
     -       групповая или сводная, объединяющая индивидуальные показатели по одинаковым группам параметров, например технологические, экономические;
     -       интегральная, представляющая количественную характеристику конкурентоспособности товара в виде отношения суммы группового показателя по отдельным параметрам, например технического к групповому показателю по экономическим параметрам.
     Выбор конкурентоспособной продукции  производителем осуществляется, как  правило, на основе дифференцированных (единичных) или комплексных (групповых) показателей путем сравнения  планируемых товаров с конкурирующими на рынке.
     В основе долгосрочного прогнозирования  конкурентоспособной продукции  в современном производстве лежит  концепция жизненного цикла продукта, которая описывает стратегию  маркетинга, процесса производства и  распределения продукции, механизм взаимосвязи издержек и доходов, систему взаимодействия потребителей и конкурентов с момента поступления  товара на рынок и до его снятия с производства.
     В процессе прогнозирования новой  продукции могут быть использованы различные методы:
     - экспертные оценки, основу которых составляет субъективное мнение высококвалифицированных специалистов, экспертов или экспертов-менеджеров различных уровней управления;
     - экстраполяции или статистической оценки, основанные на аналитической обработке имеющихся данных об объеме прогнозирования за прошлый период и распределении обнаруженных тенденций его развития на будущее время;
     - моделирование или экономико-математические методы, предусматривающие создание технической, структурной, либо математической моделей, отражающих наиболее существенные закономерности поведения объекта прогнозирования в их тесном взаимодействии, как с внутренними, так и с внешними факторами.
     Прогнозирование конкурентоспособной продукции  должно стать обязательной частью стратегического  планирования на предприятиях.
     Далее формулируются миссия организации, ее стратегические цели и выбираются стратегии ее развития
     Карлоф Б.: "Стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании" 10.
     Ансофф И.: "Стратегия - это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности"11.
     Значение  стратегии предприятия заключается  в том, что она, при условии  действительно ее научного обоснования,  позволяет приспособиться к изменяющимся рыночным условиям, сократить неопределенность и предвосхитить события.
     Стратегическое  планирование задает перспективные  направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему  маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия  к внешней среде, к распределению  ресурсов и внутреннюю координацию  деятельности с целью выявления  сильных и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как  правило, долгосрочный. Но временной  период стратегического плана для  разных предприятий может быть различным  и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Развитие – это процесс, в  котором увеличиваются возможности  и желания предприятия удовлетворять  свои желания и потребности потребителей. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический  рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период12.
     Первым  и самым ответственным решением при стратегическом планировании является выбор миссии и целей предприятия. Миссия раскрывает смысл существования  предприятия, в котором проявляются  отличия данного предприятия  от ему подобных. Другими словами, миссия – это главная цель предприятия. Миссия и цели – служат ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направление деятельности предприятия при анализе альтернатив развития.
     Планирование  – это в первую очередь  обоснование  цели. Целеполагание – важнейший начальный этап управленческого процесса планирования, ибо планирование есть механизм увязки потребностей и возможностей. Таким образом, целеполагание непосредственно связано с выявлением потребностей членов трудового коллектива, а также потребностей жителей той территории, на которой действует данное предприятие, а также интересов различных социальных групп, а именно собственников предприятия, управленцев и работников.
     Целеполагание - процесс объективный по содержанию и субъективный по форме. Как деятельность людей он не исключает ошибок, обусловленных следующими факторами: недостаточность знания объекта управления; мобильность объекта управления, большая его динамичность по отношению к управленческим структурам; действие властных отношений в системе управления, навязывание интересов одной и ущемление интересов других групп.
     Для того чтобы свести к минимуму ошибки, необходимо: во-первых, обеспечить гибкие целеполагание (допускать возможность маневра в определенных границах наличие отправного и оптимального вариантов); во-вторых, предусмотреть запасные варианты целевых решений; в-третьих, включить параллельные структуры по подготовке целевых решений; в-четвертых, разработать демократическую процедуру целеполагания, включающую социальную экспертизу, широкое обсуждение и публичную защиту целевых решений.
       Целеполагание представляет собой обоснование целей и принятие целевых решений. Цель есть идеальное представление желаемого объекта, т.е. под целью понимается фиксируемый в сознании желаемый результат, достигаемый с помощью наличных и прогнозируемых средств. Цель организации формируется теми, кто распоряжается ключевыми ресурсами, в соответствии с системой ценностей обладателей этих ресурсов. Высшее руководство является одним из ключевых ресурсов, поэтому система ценностей высшего руководства влияет на структуру целей. Однако высший руководитель не может навязывать свою философию. Он должен добиваться интеграции ценностей служащих компании и владельцев акций.13
     Один  из классиков менеджмента, Дж. Томпсон в своих работах актуализировал проблему целей и рассматривал их постановку в качестве необходимого, постоянно повторяющегося динамического элемента деятельности организации. Он считал, что цели возникают из взаимодействий и взаимозависимости, существующих как внутри организации, так и между организацией и внешней средой.  Предложенные им стратегии взаимодействий с внешней средой основывались на конкуренции и сотрудничестве, причем последний тип подразделялся на стратегии, основанные на ведении переговоров, кооптировании и создании коалиций. Выполненное исследование придавало постановке целей более строгую стратегическую форму, подразумевающую обоюдную взаимозависимость среды задач и организации.14
     Цель  либо открыто провозглашается, либо неявно подразумевается и проявляется  через стандарт поведения. Все это  можно назвать атмосферой корпорации, внутренней философией. Атмосфера корпорации - это стиль принятия решений, и  она оказывает большое влияние  на работу компании. Эта атмосфера  не возникает сама собой, а формируется  постепенно, под действием принятого  делового кредо и стратегии корпорации, поведения высшего руководства  и системы санкций.
     Основные  цели и направления политики находят  отражение в миссии предприятия. Миссия – краткая письменная формулировка целей и задач, философии и  предназначения организации. Она указывает  ориентиры при принятии решений  и планировании внутри организации, а также может быть использована как свидетельство об ответственности  организации перед гражданами, покупателями ее продукта и другими заинтересованными  лицами.
     Как свидетельствует опыт эффективно работающих компаний, четко сформулированная миссия организации служит трем основным целям. Во-первых, она дает понятную всем интерпретацию  правового мандата организации. Мандат определяет ее обязательства в соответствии с юридическим статусом и часто представлен в форме устава, сбо
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.