На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Иновационный менеджмент

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
 Введение-----------------------------------------------------------------------------------4
Сущность и  принципы государственной инновационной  политики-----------4 
Формирование  государственной инновационной  политики---------------------6              
Государственная поддержка инновационной деятельности---------------------8                 
Текущее состояние  инновационного процесса и перспективы  развития----10
Сравнение Российских технологий с мировым уровнем------------------------12                   
Инструменты государственной  инновационной политики---------------------14                          
Федеральные целевые программы в сфере инновационной политики РФ--20                                                                                                                
Практическая  часть ---------------------------------------------------------------------27                     
“ Разработка и  обоснование  реализации инновационного проекта по
                     оказанию сбытовых услуг ЗАО  “Аквастар”       
Раздел 1. Комплексная  характеристика нововведения--------------------------28
Оценка конкуренции  и рынка сбыта------------------------------------------------29
Анализ потенциальных  потребителей----------------------------------------------31 
Характеристика  организации, осуществляющей проект------------------------32
Раздел 2. Организационно - управленческий и экономический механизм реализации инновационного проекта
Цели и задачи проекта------------------------------------------------------------------33
Разработка плана  реализации проекта-----------------------------------------------34
Правовое обеспечение  проекта--------------------------------------------------------35
 Маркетинговый  план-------------------------------------------------------------------37
Анализ затрат на проект----------------------------------------------------------------39 
Анализ уровня риска проекта ---------------------------------------------------------41
Финансовый план.-----------------------------------------------------------------------47 
 Расчет чистого  дисконтированного проекта--------------------------------------48 
Расчет срока  окупаемости и внутренней нормы  доходности-------------------50 
Расчет точки  безубыточности проекта-----------------------------------------------51
Заключение--------------------------------------------------------------------------------56
Библиография-----------------------------------------------------------------------------57 
                                                                    
                                                                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Эта работа посвящена исследованию государственной  инновационной политики, её составляющих и перспектив развития, современного состояния инновационной системы  России как основной платформы её осуществления. Прежде всего, необходимо сформулировать, что такое государственная  политика, какие цели она призвана достичь. Определить ответственные  за её воплощения ведомства и организационные  структуры. Важно осветить те приоритетные направления по которым государство, в рамках проводимой им инновационной политики, оказывает поддержку инновационным процессам в стране, инноваторам и инновационному бизнесу в целом. Осветить приоритетные задачи в области правового регулирования инновационной деятельности. Для более наглядного представления о том, как собственно правительство РФ воплощает в жизнь инновационную политику, необходимо рассмотреть механизмы, инструменты государственной инновационной политики. Конечно , не надо забывать, что эти инструменты весьма масштабны. Их непросто и не быстро можно создать, а уж тем более отладить до высокой степени эффективности. Однако такие шаги наше правительство уже делает и делает их в правильном направлении. Не останется в стороне от рассмотрения и важнейшие программы научно-технического развития России, чьи программы закреплены в соответствующих федеральных документах. Ну и наконец несколько слов необходимо сказать о самой инновационной системе РФ. Сейчас она находится в периоде становления. Надо сказать государство эту идею далеко не отпускает. В глубинах соответствующих ведомств разрабатываются программные документы в которых закрепляются основные компоненты и их взаимосвязь.
1. Сущность  и принципы государственной инновационной  политики.              Государственная инновационная  политика – это составная часть  социально-экономической политики, которая выражает отношение государства  к инновационной деятельности, определяет  цели, направления, формы деятельности  органов государственной власти  РФ в области науки, техники  и реализации достижений науки  и техники. Представляется в  разрабатываемых правительством российской Федерации                                                  концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Государственная инновационная политика РФ формируется  и  существляется исходя из следующих основных принципов:
· признание  приоритетного значения инновационной  деятельности для повышения эффективности  уровня технологического развития общественного  производства, конкурентоспособности  наукоемкой продукции, качества жизни  населения и экономической безопасности;
· Обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
·  концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные  сдвиги в экономике;
·  создание условий для развития рыночных отношений  в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в  процессе инновационной деятельности;
·  создание благоприятного инвестиционного климата  при осуществлении инновационной  деятельности;
·    активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;
·    укрепление обороноспособности и обеспечение  национальной безопасности государства  в результате осуществления инновационной  деятельности.
Формирование  и осуществление государственной  инновационной политики Российской Федерации обеспечивают органы государственной  исполнительной власти Российской Федерации, назначаемые Правительством Российской Федерации.     Инновационная  политика субъектов Российской Федерации  формируется и реализуется органами государственной власти субъектов  Российской Федерации с учетом государственной  инновационной политики Российской Федерации и интересов регионов. К разработке и реализации государственной  инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие  в пределах полномочий, установленных  законодательством Российской Федерации.
Политика  в области инновационной деятельности как элемент системы   государственного регулирования имеет:
· четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности;
·   органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;
·информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную  для реализации функций управления;
·  инструменты  регулирования и поддержки, с  помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия  и среду в рамках выполнения своих  функций.
2.  Формирование  государственной инновационной  политики
“Переход  России к инновационному пути развития – это единственная возможность  сделать нашу страну конкурентоспособной  и войти в мировое сообщество на равных” - говорится в “Основах политики Российской Федерации в  области развитии науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”. Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе  как основная цель государственной  политики в области развития науки  и технологий. И как одно из важнейших  направлений государственной политики в области развития науки и  технологий - формирование развития национальной инновационной системы.
Политика, формируемая Министерством образования  и науки Российской Федерации, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно – техническая программа: определение  приоритетов в сфере науки  и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических  приоритетов, механизмов создания и  построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России; а также содействие укреплению материально-технической базы научной  деятельности ВУЗов, совершенствование  нормативно-правовой базы науки и  инновационной сферы, и др.   
Управление  программой осуществляется Научно-координационным  советом под руководством Министра. По шести основным научно – техническим  направлениям сформированы приоритеты:
·   наноиндустрия и перспективные материалы;
·   энергосберегающие технологии и  альтернативные источники энергии;
·   технологии живых систем;
·   информационно-телекоммуникационные системы;
·   экология и рациональное природопользование;
·   безопасность и противодействие  терроризму.
В новой  редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамках которых  строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.
Первый  блок – генерация знаний
В рамках этого блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных поисковых  исследований фундаментального характера  и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно–организационного  и методического обеспечения  интеграции научной и образовательной  деятельности, поддерживаются пилотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.
Второй  блок – разработка технологий
Этот  блок ориентирован на поддержку и  развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока  около 120 опытно–конструкторских, технологических  и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем  около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.
Третий  блок программы – коммерциализация технологий
В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных  механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в  этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные  проекты государственного значения, которые были поддержаны ещё Министерством  промышленности, науки и технологий Российской Федерации и очень  успешно продолжают развиваться  при поддержке Федерального Агентства  науки и инноваций, фактически при  поддержке Министерства образования  и науки Российской Федерации.
Важнейший элемент – это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные  и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).
РФТР - внебюджетный фонд, который формируется  из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются  за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку  серьёзных научно – технических, инновационных проектов.
3.       Государственная поддержка инновационной  деятельности 
Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:
·совершенствования  законодательной и нормативной  базы регулирования инновационной  деятельности;
· участия  в финансировании за счет средств  федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации и государственных  внебюджетных фондов инновационных  программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;
·  организации  закупок для государственных  нужд наукоемкой продукции и передовой  техники с целью обеспечения  гарантированного их распространения;
·  создание в установленном законодательством  Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации  порядке льготных условий осуществления  инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов.
3.1    Законодательное регулирование  прав на результаты интеллектуальной  деятельности и средств индивидуализации  в рамках проекта части IV Гражданского  кодекса РФ
Рабочей группой, образованной распоряжением  Администрации Президента Российской Федерации от 2 июня 2005г. № 694, разработана  часть четвертая Гражданского кодекса, принят Государственной Думой Российской Федерации и вступает в действие с 1 января 2008 г. Кодекс состоит из 9 глав:
·  Глава 69. Общие положения.
·  Глава 70. Авторское право.
·  Глава 71. Права, смежные с авторскими.
·  Глава 72. Патентное право.
·  Глава 73. Право на селекционные достижения.
·  Глава 74. Право на топологии интегральных микросистем.
·  Глава 75. Право на секреты производства (ноу-хау).
· Глава 76. Права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов.
· Глава 77. Право использования результатов  интеллектуальной деятельности в составе  единой технологии.
Концептуальные  положения кодекса в необходимой  степени обеспечивают решение следующих  задач:
- введение  в законодательство об интеллектуальной  собственности норм, регулирующих  обращение (отчуждение, предоставление  в пользование, залог) объектов  интеллектуальной собственности; 
- расширение  и усиление защиты авторов  и других обладателей исключительных прав (на содержание баз данных информационных систем, на доменные имена и некоторые другие);
- усиление  гражданско-правовой ответственности  за нарушения прав, в том числе  путем введения новых видов  такой ответственности; 
- отражения  в российском законодательстве  положений, вытекающих из международных  обязательств Российской Федерации  в сфере интеллектуальной собственности. 
По инициативе Минобрнауки России, в кодекс включена глава 77 “Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии”, направленная на нормативное регулирование передачи технологий, созданных с привлечением бюджетных средств. Основным принципом разработанной модели является соблюдение баланса интересов государства, т.е. источника финансирования, непосредственных создателей объекта исключительных прав, т.е. научно-исследовательских организаций и ученых, а также хозяйствующих субъектов.
4.  Текущее  состояние инновационного процесса  и перспективы развития 
В передовых  странах разработка и внедрение  технологических инноваций является решающим фактором социального и  экономического развития, залогом экономической  и национальной безопасности.
Производственный  потенциал многих развивающихся  стран сосредоточен на начальных  стадиях цикла: в ресурсодобывающей и перерабатывающей промышленности. Вместе с тем некоторые промышленно развитые страны имеют достаточно развитую добывающую промышленность, а ряд развивающихся стран обладает вполне современными технологиями в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции.
И в  нашей стране, благодаря удачной  конъюнктуре сырьевых мировых рынков, оказалось возможным включиться в мировой инновационный процесс. В России наблюдаются рост темпа  внедрения инноваций в бщественной, духовной, экономической и политической сферах.  И самое главное с приходом нового поколения людей на руководящие должности, существенно снизился уровень «страха пред нововведениями».
4.1 Состояние  инновационной базы РФ
Не смотря на то что, в настоящей исторической перспективе, наблюдаются положительные  макроэкономические тенденции, общий  уровень экономики страны похож, всё ещё, на колониальную экономику  развивающихся стран, имеющих ресурсную  ориентацию. Правда в отличие от этих стран Россия располагает весьма значительными мощностями в обрабатывающей промышленности и в сфере обороны.
После изменения государственного строя  в 1991 году и ускоренного перехода России к рынку состояние и  изменения технологической структуры  экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно  развитые государства, стали воспринимать нас как развивающуюся страну.
В результате замедлилось обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. Если принять во внимание, что  переход к рынку сопровождался  практически насильственной приватизацией, то становится ясно, почему в России в два раза сократился ВВП, резко  снизились объемы промышленного производства. Целесообразно оценить деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на выполнение задач, сформулированных президентом России в Послании Федеральному              Собранию, с учетом их научно-технического потенциала. Показатели в основном неутешительные: численность специалистов, занятых научно-техническими исследованиями и разработками составляет 895 тысяч человек, по данным на 2003 год. Из них исследователей - 428 300 человек. В сравнении с советскими временами число исследователей сократилось более чем на 400 000 человек, то есть в 1,9 раза. Важно Численность КБ уменьшилась в 2,9 раза, а проектных и проектно-конструкторских организаций - в 6,2 раза.
Основные  виды технологической инновационной  деятельности организаций составляют ( по данным на 2004 год):
·   25,8% - приобретение и освоение машин  и оборудования, имеющих отношение  к технологическим инновациям;
·  15,3% - производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения услуг или методов их производства (передачи);
·  13,5% - исследование и разработка новых  продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов;
·  11,2% - приобретение программных средств;
·  9,9% - обучение и подготовка персонала, связанная с технологическими инновациями;
·   7,8% - маркетинговые исследования в  области технологических инноваций;
·    6,5% - приобретение технологических  инноваций;
·   10,0% - прочие технологические инновации.
Статистические  данные позволяют выявить распределение  затрат на исследования и разработки в общем объеме отгруженной продукции (по данным на 2004 год), а именно:
·  64,4% организаций расходуют на исследования и разработки до 1% от общего объема отгруженной продукции;
·   14,7% организаций - 4% и более;
·   11,7% организаций - 1-2%;
·     9,3% организаций - 2-4%.
          Налицо значительное отставание  производства по комплексу высоких  технологий и снижение средней  квалификации научно-технического  и производственного персонала.
В результате проведенных, рядом специалистов, исследований были выявлены основные факторы, препятствующие инновациям в России (по данным на 2004 год) и доли их влияния на данный процесс:
·  Недостаточность  денежных средств – 40%;
·  Низкий уровень научно-технического потенциала – 27%;
·  Недостаток финансовой поддержки государства  – 17%;
·   Высокая стоимость технологических  инноваций – 16%
5. Сравнение  Российских технологий с мировым  уровнем.
  Преимущество в технологической сфере является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности страны. Можно отметить как целые отрасли, по которым российские разработчики  завоевали мировое лидерство, так и отдельные передовые технологии. Имеются  три уровня технологического превосходства:
1) Целая  отрасль, в которой Россия имеет  значительные достижения (космическая,  ядерная  техника).
2) Технологическое  направление, в котором Россия  имеет разработки мирового уровня, например новые металлические   и неметаллические материалы,  сварка, неразрушающий контроль, упрочняющие  технологии, химические технологии, композиционная керамика и другие.
3) Отдельные  технологии, имеющие мировой уровень,  но относящиеся к отрасли, по  которой Россия отстает от  мирового уровня (например, биотехнологии  или технология производства  подложек из карбида кремния  для микроэлектронной техники).
Сравнение уровня развития критических базовых  технологий России с США, проведенное  ГосНИИ авиационных систем, свидетельствует о наличии отставания от мирового уровня  практически по всем технологиям. Вместе с тем в половине технологических  направлений имеются значительные технические или приоритетные достижения в отдельных областях.
Российские  специалисты считают, что в области  технологий новых материалов, оптикоэлектроники и лазерной техники Россия почти не уступает США, но заметно отстает в сфере микроэлектроники, радиоэлектроники, компьютерной и информационной технологий, биотехнологий, энергетике и энергосбережении, экологической безопасности.
          Оценка уровня отдельных российских  технологий по отношению к  мировому уровню получена в  результате поисков конкретных  российских технологий по запросам  иностранных компаний и отражает  мнение иностранных заказчиков. Всего проанализировано около  200 запросов компаний из США,  Японии, Южной Кореи, Западной  Европы. Анализ результатов позволяет  сделать вывод о том, что  даже в такой отрасли, как  электроника существует множество  технологий, которые, по мнению  иностранного заказчика, имеют  уровень, не уступающий мировому. В то же время, доля высоких  технологий в целом по промышленности, имеющих мировой уровень, превышает  аналогичный показатель в области  электроники.
          В соответствии с рядом правительственных  документов были разработаны  приоритетные направления развития  науки и техники,  а также  перечень критических технологий  федерального уровня. В качестве  приоритетных были утверждены  восемь ведущих научных направлений  развития науки и техники,  заслуживающих особую поддержку  и имеющих первостепенную важность  для России:
· информационные технологии и электроника;
· производственные технологии;
· новые  материалы и химические продукты;
· технологии живых систем;
· транспорт;
·  топливо и энергетика;
·  экология и рациональное природопользование;
·  фундаментальные исследования.
Весьма  показательным является сравнение  критически важных технологий России с прогнозом технологического развития Японии на период до 2010 года в области  электроники и новых материалов. Высокая степень совпадения свидетельствует  о намерении России ликвидировать  отставание от наиболее развитых в  технологическом отношении стран.
Данные  по Японии получены из доклада научно-исследовательского комитета по прогнозированию технологического развития до 2010 года. Показательным  выглядит анализ технологического уровня на примере электронной промышленности. Еще недавно российские ученые прочно удерживали лидирующие  позиции  по  некоторым  направлениям.
К настоящему времени, по мнению ряда специалистов, Россия безнадежно отстала от мировых  лидеров. Тем не менее, и в электронике  все еще существует значительное количество боеспособных технологий, конкурентное преимущество которых  заключается не в низкой стоимости. Эти примеры подтверждают тезис  о том, что практически в любой  отрасли можно найти высокоэффективные  технологии, имеющие хороший экспортный потенциал. Однако, как и в других сферах человеческой деятельности, работа в этом сегменте рынка требует  специализации и высокопрофессионального  подхода.
Российские  компании могут поставлять на зарубежный рынок такие  наукоемкие соответствующие  мировым стандартам изделия, как  электровакуумные и СВЧ-приборы, полупроводниковые, газовые и твердотельные лазеры различного назначения,  лазерные  гироскопы,  ЖК-индикаторы и панели, электроннооптические приборы, мощные полупроводниковые приборы, газоразрядные панели, резисторы, конденсаторы и многое другое. Можно сделать уверенный вывод о том, что в России имеется хороший потенциал для коммерциализации  разработок. Однако значительные препятствия на пути коммерциализации технологий  создает недооценка российскими технологами, подобно многим технологам во всем мире, роли финансов и менеджмента в коммерциализации технологий. Технология, финансы и менеджмент — вот те три кита, которые необходимо учитывать при обсуждении возможности использования российских технологий.
6.  Инструменты  государственной инновационной  политики
 Банк  Развития
          Государство создаёт особую структуру,  призванную осуществлять целевое  финансирование инновационной деятельности  в РФ. В подкрепление деятельности  банка, будет создана нормативно  правовая база. Банк будет создаваться  на базе Внешэкономбанка, его  дочернего Росэксимбанка и государственного Российского банка развития (РосБР).
Главные задачи Банка развития - финансирование инфраструктурных проектов, поддержка  малого и среднего бизнеса (через  рефинансирование кредитующих его  банков), высокотехнологичных производств  и российского экспорта.
Понятие высокотехнологичного производства - весьма растяжимое. Скорее, проекты  с высокой добавленной стоимостью. Это дело хорошее, но весьма рискованное. То есть по сути - венчурные проекты. Что же касается экспорта, то здесь главная загвоздка - страхование. И банк - не страховое агентство.
Глава Внешэкономбанка В.Дмитриев полагает разумным закрепить за БР участие  в экспертизе инвестиционных проектов, их сопровождение, в том числе  посредством вхождения в капитал  и руководящие органы реализующих  проект компаний.
До 2011 года банк вложит в инфраструктуру, энергетику, ЖКХ, сельское хозяйство, ВПК около $35 млрд.
Эксперты  на основании статистического исследования развития среднего бизнеса в период с 2000 по 2005 год (объектом анализа были 5 тысяч компаний с оборотом от 10 до 100 млн долларов) пришли к таким выводам:
В среднем  бизнесе уже присутствует большой  сегмент компаний, которые активно   модернизировались. Таких компаний примерно треть.
За 2004-2005 годы в суммарном основном капитале среднего бизнеса доля модернизированных  компаний выросла до 60%.
Среди этих модернизированных компаний только треть показывает быстрый рост выручки  и высокую прибыль одновременно.
Лидеры  вкладывают деньги в развитие собственных  систем распространения продукции  и оставляют прибыли у себя.
Этим  объясняется рыночный спрос на инфраструктурный капитал.
6.2     Российская венчурная компания 
          В 2006 году Правительство РФ  учредило «Российскую Венчурную  Компанию» (РВК). Это сеть из 10-15 венчурных фондов с совокупным  капиталом в 30 млрд. руб. Суммарный  объем господдержки - 15 млрд. руб. 
          Разработаны требования к фондам, желающим получить в управление  государственные деньги. Фонд должен  инвестировать в небольшие компании, с объемом продаж менее 150 млн.  рублей. Компании-получатели денег  должны быть инновационными - то  есть действовать в рамках  одного из приоритетных направлений  развития науки и техники.
          Запрещено инвестировать в сырьевые, традиционные компании, в игорный  бизнес и т.п.. Средства фонда нужно вложить не менее чем в 8 компаний за 5 лет, а срок существования самого фонда ограничен 10 годами. 1% капитала должны предоставить сами управляющие фондом лица.
          Важный аспект - венчурные компании  являются спутниками крупных,  мощных компаний. Которые и потребляют научный продукт. Вместе с компанией носителем этого продукта.
6.3     Технопарки.    
Технопарк - это организация, управляемя профессионалами, чьей целью является  повышение благосостояния общества через продвижение инноваций и конкурентоспособности связанных с ней бизнесов и образовательных и исследовательских учреждений. Определение технопарка Международной ассоциации технопарков (IASP)
В мире наблюдается настоящий технопарковый бум. Из 343 членов Международной ассоциации технопарков (IASP) 25% были созданы после 2000г. (остальные - в период с 1950 по 2000г.). Около 60% технопарков в IASP расположены так, что в радиусе 50 км от них находится пять или более вузов, а в 88% это бизнес-инкубаторы.
Также, видимо, удобнее начинать с небольшого технопарка, чтобы расти развиваясь. Почти половина (40%) членов IASP расположены  на территории меньше 20 га, только 26% управляют  какой-либо жилой недвижимостью. В  России же решили все сделать с  размахом: все проекты, за исключением  технопарка в Татарстане (13,5 га), имеют  общую площадь земельного участка  не менее 60 га и планируют строительство  жилья.
          Объем инвестиций из федерального  бюджета в развитие технопарков  в России в 2007-2010 гг. составит  около 10 млрд руб., по данным заседания расширенной коллегии Министерства информационных технологий и связи РФ. Такую же сумму инвестируют регионы, в которых будут построены технопарки, сообщает РБК.
В 2007 году из федерального бюджета будет выделено около 2 млрд руб., в 2008 году — 2,5 млрд руб., в 2009 году — 2,7 млрд руб., в 2010 году — 2,7 . руб.
В Минсвязи рассчитывают, что к 2011 году число  сотрудников технопарков достигнет 75 тыс., а стоимость произведенной  продукции и услуг составит около 117 млрд руб. Строительство технопарков ведется в семи «пилотных» регионах России: Московской, Нижегородской, Новосибирской, Тюменской, Калужской областях, Санкт-Петербурге и Республике Татарстан.
Один  из таких технопарков создается  в Нижнем Новгороде – это IТ-парк "Анкудиновка" (от названия Анкудиновского шоссе, в районе которого проектируется строительство). По словам заместителя губернатора Нижегородской области по строительству, энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству и информационным технологиям Валерия Лимаренко, общая стоимость создания IT-технопарка "Анкудиновка" составит 15 млрд. рублей. Количество новых высококвалифицированных рабочих мест, которые планируется создать в IT-технопарке к 2011 году, составляет 13 тысяч. Технопарк будет занимать площадь около 62 га, из которых 90 тыс. кв. м будет занимать общественно-деловой центр и 225 тыс. кв. м – жилые дома.
          В создании технопарка примут  активное участие компании Intel, "Мера", "Телма" и некоторые другие. Бюджетная часть финансирования строительства IT-технопарка составит 2905 млн. руб., из которых до 2010 года 50% будет выплачено из областных и столько же - из федеральных средств. Строительство запланировано на 2007–2010 годы.
IT-парк "Анкудиновка", работа которого будет сосредоточена, в первую очередь, на производстве программных продуктов на экспорт, - самый крупный из семи аналогичных парков, предусмотренных государственной программой. Второй этап программы предполагает завершение строительства и ввод в действие объектов первой очереди создаваемых технопарков, а также размещение на их территории первых предприятий, привлечение значительных зарубежных инвестиций в фонд совместного инвестирования и увеличение количества финансируемых перспективных проектов.
          Общий объем инвестиций в строительство  составляет 15 млрд рублей, в том числе 1,5 млрд рублей выделяется из бюджета Нижегородской области, 1,6 млрд – из федерального бюджета. Еще 11,9 млрд рублей обеспечат частные инвесторы, которым отдается строительство офисных зданий, отеля, торгового и спортивного центров и жилья. Предполагаемый срок окупаемости частных вложений не превысит шести лет.
6.4     Наукограды.
Термин  наукоград был введен в научный оборот в августе 1991 года, что дает формальное основание считать эту дату началом формирования государственной политики в отношении наукоградов. Однако сами объекты политики - поселения, за которыми в 90-х годах прошлого столетия закрепился термин наукоград - образовались значительно раньше (в период существования СССР).
          Первым наукоградом Российской Федерации стал город Обнинск Калужской области - в 2000 году. До 2004 года статус наукограда присваивался Указом Президента Российской Федерации сроком на 25 лет с утверждением программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус получили семь наукоградов России (город Обнинск Калужской области, города Дубна, Королев, Реутов, Фрязино Московской области, рабочий поселок Кольцове Новосибирской области, город Мичуринск Тамбовской области).
          В 2004 году статус наукограда Российской Федерации не присваивался. Начиная с 2005 года, процедура присвоения статуса заметно упростилась. Он стал присваиваться постановлением Правительства Российской Федерации сроком на 5 лет без утверждения программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус к настоящему времени получили три города (г. Петергоф, город Пущино Московской области, город Бийск Алтайского края).
С другой стороны существуют серьёзные барьеры  для развития Наукоградов в России. В первую очередь это проблемы связанные с муниципальным устройством и самоуправлением на местах. Зачастую интересы муниципальных образований – наукоградов и Академгородков расходятся с федеральными. В первую очередь по финансовым и политическим соображениям. Поэтому в данной исторической перспективе сложно ожидать увеличения роли наукоградов в общем вкладе в инновационную систему России.
6.5     Особые экономические зоны (ОЭЗ)
Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об  особых экономических зонах в  Российской Федерации» особая экономическая  зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует  особый режим осуществления предпринимательской  деятельности.
Особые  экономические зоны создаются в  целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции  и развития транспортной инфраструктуры.
На территории Российской Федерации могут создаваться  особые экономические зоны следующих  типов:
·      промышленно-производственные особые экономические зоны;
·       технико-внедренческие особые экономические  зоны.
Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются  на участках территории, площадь которых  составляет не более двадцати квадратных километров. Технико-внедренческие  особые экономические зоны создаются  не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров. На территории особой экономической  зоны не допускается размещение объектов жилищного фонда.
          Для государственного регулирования  деятельности ОЭЗ создана специальное агентство. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления особыми экономическими зонами, а также по контролю за выполнением соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
Федеральное агентство по управлению особыми  экономическими зонами находится в  ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
7.       Федеральные целевые программы  в сфере инновационной политики  РФ
7.1     Федеральная целевая программа  "Исследования и разработки  по приоритетным направлениям  развития научно-технологического  комплекса России  2007-2012»
25 октября  2006 года пресс-служба кабинета  министров сообщила, что Федеральная  целевая программа «Исследования  и разработки по приоритетным  направлениям развития научно-технологического  комплекса России на 2007–2012 годы»  утверждена
Основные  разработчики Программы:Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям.
Основная  цель Программы - развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в  целях реализации приоритетных направлений  развития науки, технологий и техники  в Российской Федерации.
Основные  задачи Программы:
-         обеспечение ускоренного развития  научно-технологического потенциала  по  приоритетным направлениям  развития науки, технологий и  техники в Российской Федерации  в соответствии с перечнем  критических технологий Российской  Федерации; реализация приоритетных  направлений развития науки, технологий  и техники в Российской Федерации  на основе крупных проектов  коммерциализации технологий; консолидация  и концентрация ресурсов на  перспективных научно-технологических  направлениях на основе расширения  применения механизмов государственно-частного  партнерства, в том числе путем  стимулирования заказов частного  бизнеса и инновационных компаний  на научно-исследовательские и  опытно-конструкторские работы;
- обеспечение  притока молодых специалистов  в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;
- развитие  исследовательской деятельности  в высших учебных заведениях; - содействие развитию малых форм  предприятий в научно-технической  сфере, их интеграции в систему  научно-технической кооперации;
- развитие  научной приборной базы конкурентоспособных  научных организаций, ведущих  фундаментальные и прикладные  исследования, а также высших  учебных заведений; развитие эффективных  элементов инфраструктуры инновационной  системы.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:
- дополнительное  производство новой и усовершенствованной  высокотехнологичной продукции  в объеме 142 - 150 млрд рублей за счет коммерциализации созданных передовых технологий
- дополнительный  экспорт высокотехнологичной продукции  в объеме 39 - 44 млрд рублей; - привлечение внебюджетных средств в объеме 59 - 62 млрд рублей
- дополнительное  увеличение внутренних затрат  на исследования и разработки, включая внебюджетные средства, в объеме 169 - 172 млрд рублей;
- разработка 127 - 136 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации;
- внедрение  8 - 10 передовых коммерческих технологий;
- внедрение  5 - 8 критических технологий, по которым  Российская Федерация имеет мировой  приоритет;
- создание 6 - 12 новых организаций, обладающих  приборной научной базой мирового  уровня;
- создание  новых рабочих мест для высококвалифицированных  работников в количестве 36,5 - 41 тыс.  человек;
- привлечение  к выполнению исследований и  разработок 20 - 23,5 тыс. молодых специалистов.
Срок  и этапы реализации Программы - 2007 - 2012 годы:
I этап  – 2007 - 2009 годы;
II этап  – 2010 - 2012 годы.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы  и показатели социально-экономической  эффективности:
- создание  основы для качественного изменения  структуры российской экономики  и ее перехода к модели устойчивого  инновационного развития;
- формирование  научно-технологического потенциала  по критическим технологиям Российской  Федерации в качестве основы  технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности;
- реализация  отдельных "прорывных" направлений  технологического развития, обеспечение  консолидации ресурсов государства  и частного бизнеса на приоритетных  направлениях развития науки,  технологий и техники в Российской  Федерации;
 расширение  круга инновационно-активных компаний за счет демонстрационного эффекта от реализации Программы;
- реализация  потенциала российской науки,  укрепление статуса Российской  Федерации как мировой научной  державы;
- обеспечение  значимого вклада в создание  эффективной инновационной системы;  содействие формированию конкурентоспособного  сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой  мирового уровня;
- обеспечение  стимулирующих факторов для развития  эффективных научных коллективов;  повышение привлекательности профессиональной  деятельности в сфере исследований  и разработок;
- ежегодный  прирост валового внутреннего  продукта в размере 0,018 - 0,023 процентного  пункта;
- ежегодный  прирост доли внутренних затрат  на исследования и разработки  в валовом внутреннем продукте  в размере 0,05 - 0,09 процентного  пункта;
- ежегодный  прирост доли внебюджетных средств  во внутренних затратах на  исследования и разработки в  размере 0,7 - 1,3 процентного пункта;
- ежегодный  прирост доли инновационно-активных предприятий в общем числе предприятий промышленности в размере 1,1 - 3,6 процентного пункта;
- ежегодный  прирост доли высокотехнологичной  продукции в объеме произведенной  промышленной продукции в размере  0,04 - 0,12 процентного пункта;
- прирост  доли исследователей до 39 лет  в общем числе исследователей  в размере 1,8 процентного пункта;
- доведение  коэффициента бюджетной эффективности  Программы до 45 - 50 процентов.
7.2     Федеральная целевая программа  "Национальная технологическая  база" на 2007 - 2011 годы
Основной  проблемой, на решение которой направлена федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы, является недостаточная конкурентоспособность  отечественной наукоемкой промышленности, связанная с отставанием уровня ее технологического развития от уровня передовых стран.
Государственные заказчики Программы: Роспром, Росатом, Роскосмос, Роснауку, Рособразование, Российскую академию наук и Сибирское отделение Российской академии наук  Выполнение Программы рассчитано на 5-летний период (2007 - 2011 годы). Планировать реализацию Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие динамичности мировых тенденций и приоритетов в области развития высоких технологий. Предусматривается реализация Программы в два этапа:
Первый  этап (2007 - 2009 годы) включает в себя выполнение быстрореализуемых  проектов, базирующихся на уже имеющемся научно-техническом  заделе.
Второй  этап (2008 - 2011 годы) включает в себя выполнение сложных комплексных проектов по созданию перспективных технологий, реализуемых в новых поколениях наукоемкой продукции и ориентированных  на недопущение технологического отставания от передовых стран или закрепление  отечественного приоритета по основным стратегически важным направлениям.
Целью Программы является обеспечение  технологического развития отечественной  промышленности на основе создания и  внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной  наукоемкой продукции.
Основными задачами Программы являются:
- создание  новых передовых технологий и  оборудования, необходимого для  их реализации, на уровне экспериментальных  линий, демонстрационных установок  и (или) опытных образцов, подтверждающих  готовность технологических решений  к промышленной реализации; - разработка  программ (планов) внедрения разработанных  технологий в производство с  оценкой необходимых затрат и  источников их финансирования;
 активизация  процессов коммерциализации новых  технологий;
 создание  перспективного научно-технологического  задела для разработки перспективной  наукоемкой продукции; 
 решение  проблем улучшения экологической  ситуации в стране.
Целевыми  индикаторами и показателями Программы  являются:
- количество  переданных в производство технологий, обеспечивающих конкурентоспособность  конечного продукта;
- количество  патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических  решений и закрепляющих права  на объекты интеллектуальной  собственности, полученные в процессе  выполнения Программы, в том  числе права Российской Федерации;
- количество  разработанных технологий, соответствующих  мировому уровню или превышающих  его. 
8. Создание  эффективно функционирующей национальной  инновационной системы.
Национальная  инновационная система (НИС) - совокупность законодательных, структурных и  функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране.           Структурными компонентами НИС являются организации частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических  и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации  действуют во всех сферах, связанных  с инновационным процессом в  исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого  процесса и его юридически-правовом обеспечении.
НИС включает следующие компоненты:
·   Нормативно-правовая база ИД
· Субъекты ИД (Субъекты инновационной деятельности - организации и физические лица, осуществляющие создание и продвижение  инновационного продукта)
· Инфраструктура НИС (Инновационная инфраструктура - совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности)
Место любой страны в мировом технологическом  пространстве определяется двумя наборами показателей: наукоемкостью (параметры на входе) и наукоотдачей (эффективность и конкурентоспособность).
Показатели  наукоемкости:
·  доля расходов на НИОКР в ВВП составляет 1,01 %;
·  численность  научных работников на 10 тысяч занятых. Традиционно мы удерживали первенство по данному параметру. Сегодня мы находимся на третьей позиции  после США и Японии.
Показатели  наукоотдачи:
·  индекс конкурентоспособности – занимаем 58 место, уступаем Китаю и Индии;
·    доля высокотехнологического экспорта в товарном экспорте – 3 %, уступаем более чем в 5 раз Китаю;
·   доля в торговле информационным оборудованием  составляет 0,2 %. Наша доля в мировой  торговле информационным оборудованием  сегодня ничтожно мала - уступаем более  чем в 5 раз Китаю и в 4 раза Италии;
·   доля в торговле информационным оборудованием  составляет 0,2 %. Наша доля в мировой  торговле информационным оборудованием  сегодня ничтожно мала. Рынок информационного  и телекоммуникационного оборудования сегодня является самым динамично  растущим. Его объем достиг 940 млрд. долларов, что превышает все совокупные рынки энергосырьевых и продовольственных товаров. За последние 10–15 лет нето-экспортерами на этом рынке стали Таиланд, Малайзия и Мексика.
Анализ  таблицы 1 показывает, что при одинаковых параметрах наукоемкости Китая, Италии и России на выходе наукоотдача России по доле высокотехнологичного экспорта уступает в 5 раз Китаю, в 4 раза Италии, находится на уровне Индии; по конкурентоспособности уступает Италии более чем в 2 раза, уступает Китаю; по доле в мировом экспорте информационного оборудования уступает Китаю в 23 раза, Италии в 5 раз. Причина низкой наукоотдачи видится в отсутствии фундаментальной национальной инновационной системы.
 В  США считают, что главным достижением  20-го века является создание  национальной инновационной системы,  т.е. действенной системы институтов, которая с помощью своих сигналов  позволяет создавать в необходимый  момент то или иное блестящее  технологическое достижение.
          Основной проблемой национальной  инновационной системы России  является отсутствие крупных  высокотехнологичных фирм, способных  брать на себя внедрение высоких  технологий. Национальная инновационная  система включает в себя не  только инфраструктурные элементы, но и нормативно-правовую базу, способствующую коммерциализации  научно-технических разработок. В  настоящее время целый ряд  правовых документов, регулирующих  хозяйственную деятельность организаций  научно-технической сферы, не  соответствует решаемым ими инновационным  задачам. Важный элемент национальной  инновационной системы – институциональная  среда, т.е. совокупность законодательных  актов, норм, правил и ведомственных  инструкций, определяющих формы  и методы взаимодействия занятых  инновационной деятельностью.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическая  часть.    
Раздел 1. Комплексная  характеристика нововведения.
§ 1. Показания  к разработке инновационного проекта.
В настоящее  время в городе Сыктывкар достаточно мощное развитие получила такая область бизнеса, как производство бытовых услуг населению. В данной работе речь пойдет в частности о химической чистке тканей, изделий из кожи и ковровых покрытий, а также услугах прачечной. Анализ рынка указанного вида услуг показал, что основная часть объёма продаж принадлежит четырём достаточно молодым предприятиям, использующим западное оборудование и технологию. Крупные комбинаты бытового обслуживания, оставшиеся с “советских” времен, обладающие изношенным оборудованием и устаревшими технологиями чистки оказались не конкурентно способными.
Среди наиболее мощных представителей данного  бизнеса находится и ЗАО “Аквастар”
- фабрика-химчистка,  обладающая современным итальянским  оборудованием и новейшими технологиями чистки. Применение таких технологий позволяет обслуживать примерно 3 миллиона заказов в месяц. Однако приёмный пункт фабрики не способен обеспечить полную загрузку производственных мощностей и в настоящий момент оборудование загружено только на 45 %, несмотря на то, что фабрика расположена в жилом “спальном” районе Сыктывкара.
Поэтому одной из задач организации ЗАО  “Аквастар” является обеспечить
максимальную  загрузку своих производственных мощностей  для устранения
недополученной  прибыли.
Рассматриваемый инновационный проект предполагается реализовать в трех
крупных городах Республики Коми:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.