На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование представления у дошкольников о родословной своей семьи

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
         УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
         «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  МАКСИМА ТАНКА» 
     
     
     
     

         РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ О РОДОСЛОВНОЙ СВОЕЙ СЕМЬИ» 
     
     
     
     
     
     
     
     

         Выполнила:
         Студентка факультета
         дошкольного образования 
         БГПУ имени М. Танка
         203 группы
         Астапович Ольга Ивановна 
     
     

         Минск, 2010 г.
           Оглавление
      Введение 3
      I Глава. Теоретические основы проблемы формирования интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста. 5
          1.1.Проблема  формирования интереса  к своей семье  у детей дошкольного  возраста в исследованиях  педагогов и психологов. 5
          1.2.Особенности  формирования интереса  к семье у детей  старшего дошкольного  возраста в условиях  детского сада. 9
          1.3.Педагогические  условия формирования  интереса к своей  семье  у детей  старшего дошкольного  возраста на основе  использования сюжетно-ролевой  игры. 10
      II Глава. Экспериментальная работа. 14
          2.1. Констатирующий эксперимент. 15
          2.2 Формирующий эксперимент. 18
      Заключение 20
      Список  литературы 21 

 

         

         Введение

 
         С первых дней своего существования ребенок становится членом коллектива - семьи. В процессе общения с родителями - первыми своими воспитателями и наставниками, он растет, развивается. Приобретает жизненный опыт. Усваивает нормы и правила поведения. Что можно, а что нельзя, что хорошо, а что предусмотрительно, дети постигают на опыте семейной жизни. Трудно переоценить роль семьи в формировании личности ребенка.
         Такие педагоги как  Н.К. Крупская, А.В. Суровцева, Е.И. Тихеева, А.П. Шохина и другие, считали, что  в отрыве от семьи невозможно воспитать  подрастающее поколение. Издавалась педагогическая литература, где анализировались  типичные ошибки в воспитании и давались советы (А.С. Макаренко, Е.А. Флерина, Н.К. Крупская, Е.А. Аркин и другие) поднимались  проблемы актуальные и в наши дни.[1; 6]
         Требования детского сада и семьи должны быть едиными, т.к. воспитатели непосредственно  продолжают дело, начатое семьей.
          Семья, по признанию  ученых - одна из величайших ценностей,  созданных человечеством за всю  историю своего существования.  Ни одна нация, ни одна культурная  общность не обошлась без семьи.  [3;5]
          Семья, по семейному  законодательству - это малая социально-психологическая  группа, члены которой объединены  совместным проживанием и ведением  домашнего хозяйства, эмоциональной  связью, взаимной моральной ответственностью  и взаимопомощью.
          Семья, являясь  для ребенка первым наиболее  значимым проводником социального  влияния, «вводит» его во все  многообразие родственных отношений,  домашнего быта, вызывая те или  иные чувства, действия, способы  поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенных в детстве определит его качество будущего семьянина.
          В последние  годы проблема подготовки подрастающего  поколения к семейно-родительской  деятельности актуализировалась  в связи с тем, что разрушилась  «домашняя школа» (И.В. Бестужев-Лада) [4; 206]
         Семья представляет собой многогранную систему, в которой  существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде  «родители-ребенок», но и взаимопроникновение  мира взрослых и мира детей (Л.В. Загик, Г.А. Маркова, В.А. Петровский), что объективно может способствовать формированию у детей образа семьи.[4;208]
         В наше время, когда  патриотическое воспитание находится  на низком уровне, мы должны возрождать традиции, ценить опыт прошлого, прививать  детям любовь и гордость за свою семью, и уже на основе этого за свою Родину, отчизну. 

 

         

         I Глава. Теоретические основы проблемы формирования интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста.

         1.1.Проблема формирования интереса к своей семье у детей дошкольного возраста в исследованиях педагогов и психологов.

          В работах российских  социологов семья характеризуется  тремя основными семейных отношений:  родство, супружество и родительство, зарубежные социологи рассматривают  её как социальный институт.[ 4; 203 ]
          В первобытном  обществе семьи как таковой  не было, существовал круг лиц,  между которыми разрешались половые  отношения – это так называемый  полигамный, групповой или парный  брак. Конечно, такие отношения  семьей назвать трудно. Семья,  такая как существует в нашем  понимании, образовалась  лишь  после разложения родового общества. Происходит смена: единобрачие  заменяет полигамию, т.е. многобрачие.[3;11]
          «Брак (от рус.  «брать») – семейный союз мужчины  и женщины, порождающий их права  и обязанности по отношению   друг к другу и детям».[8;166]
          Со временем  всё меняется. Общественные изменения  не могли не затронуть семью.  Выполняя одну из важных функций  – воспитательную, семья играет  особую роль в жизни общества. Семья, её особенности, связь  с существующими общественными  отношениями, роль в жизни общества  отдельной личности занимало  умы многих мыслителей далеких  времен. Рассуждения о семье, её  природе, сущности, назначении составляли  часть философских теорий Аристотеля, Платона, Канта, Фихте, Гегеля, Руссо, и многих других. История  непосредственно влияет на становление  и развитие системы воспитания  в любом государстве, а, следовательно,  и на семью в целом.
          Уже в древней  Руси народ создавал свою педагогику, используя различные воспитательные  средства. При матриархате обучение  осуществлялось под руководством старейшин, а, учитывая индивидуальные особенности определялся срок обучения. Позже, в VI веке, старейшин заменили ближайшие родственники, а если таковых не было, то обязанности по воспитанию и обучению брали на себя соседи. С VIII века дети стали воспитываться в семье, исключением были дети князей и феодалов их посылали «на сторону» для воспитания и обучения.[3;16]
          С.Д. Бабишин  и Б.А. Рыбаков подчёркивают  самобытность, национальный характер  воспитания на Руси до принятия  христианства, отрицают мнение о  копировании и заимствовании  византийской системы образования.  Развитию образования на Руси  способствовали просвещенные князья.
          Основой семейного  воспитания были послушания, уважение  родителей, богобоязнь, трудолюбие  и гражданственность. Основоположник  отечественной теории семейного  воспитания П.Ф. Лесгафт, писал  – «Ребенок, есть результат семейного  воспитания».[3;31] Ведь по-другому просто и не может быть. Семья – это первая среда, формирующая личность ребенка.
          Дошкольное детство  – период наибольшей восприимчивости  ребенка воздействием, в том числе  и воспитательном. «В этом возрасте  создается основа, на которой  строиться все последующие воспитание  и обучение».[3;49]
          Оценка роли  семьи в нашей стране не  всегда была одинаковой. Было  время,  когда некоторые считали,  что семья перестает быть необходимостью. Но время показало, что семья  нужна не только обществу, но  и человеку. Многочисленные исследования  советских и зарубежных педагогов  и психологов (К.Д. Ушинский, П.Ф.  Каптерев, S.Clausen, C.Gaclin…) убедительно демонстрируют, что, несмотря на громадные перемены в структуре семейной общности, ее количественном составе, функциях, изменении внутри семейной роли буквально всех ее членов, она остается ни с чем не сравнимым организмом, удовлетворяющим целый комплекс человеческих потребностей. Причем между семьей и ребенком существует тесная связь, осуществляемая с помощью множества разнообразных звеньев. К наиболее существенным звеньям относится то, что принято называть интересом.
           «Интерес» (от  лат.  interest - имеет значение, важно) - отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет. Целенаправленное формирование интереса имеет важное значение в процессе воспитания и обучения.[8;502]
          Рассмотрим возможности  формирования интереса ребенка  к семье. Менялись времена,  менялись методы, приемы, средства  какими люди решали эту задачу. Если в древности это были  загадки, потешки, колыбельные,  сказки, пестушки, былины, то настоящее  время их многообразие возросло  во много раз больше, т.к. возросли  и возможности человека в их  использовании.
          Современные педагоги  и психологи, работают над методами  и приемами, которые помогли бы  сблизить детей с родителями, вызвать интерес ребенка к  своей семье, к жизни ее членов.
          Некоторые педагоги  и психологи (И.А. Бережная, И.В.  Курова) разработали для реализации  этой цели вопросы по проведению  бесед с детьми. Так же были  разработаны тематические рекомендации  для родителей, которые нацелены  на то, чтобы ребенок лучше  узнал историю своей семьи,  ее традиции.[5;71]
          Формируя у  ребенка интерес к своей семье,  мы параллельно побуждаем его  к познанию нового, неизвестного, ведь к семье относятся не  только те, кто в данный момент  проживает с ребенком, но и  более далекие родственники, предки.
          В Педагогической  энциклопедии дается такое понятие:  «интерес- активная познавательная  направленность человека на тот  или иной предмет или явление  действительности, связанная обычно  с положительным эмоционально  окрашенным отношением к познанию  объекта или к овладению той или иной деятельностью» [6;251]
          Следовательно,  для формирования у дошкольника  интереса к своей семье, необходимо  установить прочный контакт между  взрослым и ребенком, уважительное  отношение друг к другу.
          По образному  выражению А.Г. Харчева, семья  для дошкольника «социальный  микрокосм», в котором он постепенно  приобщается к социальной жизни.  [3; 56 ]
          О.Л. Зверева   и А.М. Ганичева считают дошкольный  возраст сензитивным периодом  для формирования интереса к  своей семье.
          О том, что  семья играет особую, незаменимую  роль в формировании личности  ребенка, говорят сравнительные  исследования, посвященные проблеме  осознания детьми своего опыта  в семье и детском доме. Так,  в семье ребенок получает представление  о семейных ролях, супружеских,  родительских функциях, он усваивает  навыки социального поведения,  подражая поведению родителей.  Ребенок в детском доме лишен  возможности, усваивать первичные  представления о своих будущих  семейных обязанностях  и функциях, ролевом поведении в семье.[2;32]
          Педагогам необходимо  отобрать наиболее эффективные  программы и методы для воспитания  интереса к своей семье у  ребенка старшего дошкольного  возраста.
 

          1.2.Особенности  формирования интереса  к семье у детей  старшего дошкольного  возраста в условиях  детского сада.

          Семья – первый  коллектив в жизни ребенка,  оказывает на него непрерывно  формирующее воздействие. Родители  самые близкие для ребенка  люди, большое значение имеет   их любовь и авторитет. Но  ребенок воспитывается не только  в семье, а также и в специальной  педагогической среде, где с  ним работают подготовленные  педагоги и воспитание носит  научно-обоснованный характер.
         Для формирования у  детей представлений о семье  необходимо освоить комплекс методов  и приемов. Многие авторы (Р.И. Жуковская, А.А. Анцыфирова, В.М. Иванова) исследовали  возможности сюжетно-ролевых игр  в формировании у детей представлений  о семье, ее членах, их взаимоотношениях.
          В игровых действиях  дети воспроизводят поведение,  чувства, переживания своих родителей  так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные  ситуации.
          В настоящее  время остро стоит проблема  занятости родителей, что в  свою очередь негативно отражается  на их детях. Очень часто  родителям не хватает времени  на своего ребенка, а если  свободное время и появляется, не все могут использовать  его с пользой. Отсюда следует,  что задачей педагога является  формировать интерес к своей  семье у детей дошкольного  возраста, а также вовлекать родителей  в эту работу. 
         Для формирования интереса ребенка к  семье необходимо четко определить задачи, условия, методы, приемы, формы  проведения этой работы. Содержание инновационных, комплексных и парциальных программ содержат необходимую информацию.
 

         

         1.3.Педагогические  условия формирования  интереса к своей  семье  у детей  старшего дошкольного  возраста на основе  использования сюжетно-ролевой  игры.

         Игра – основной вид деятельности человека. Она возникает  в ответ на общественную потребность  в подготовке подрастающего поколения  к жизни.
         Сюжетно – ролевая  игра заключается в воспроизведении  детьми действий взрослых и отношений  между ними. Т.е. в игре ребенок  моделирует мир взрослых, их взаимоотношения. «Присмотритесь и прислушайтесь. Как  обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими лошадками и солдатиками. И вы увидите в фантазиях ребенка  отражение действительности, окружающей его жизни – отражение часто  отрывочное, странное, подобное тому, как  отражается комната в граненом хрусталике но, тем не менее, поражающее верностью  своих подробностей. У одной девочки  кукла стряпает, шьет, моет, гладит; у другой величается на диване, принимает  гостей, заводит копилку и считает  деньги.
         … Вы купите для ребенка  светлый и красивый дом, а он сделает  из него тюрьму; вы покупаете для  него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а  он станет его сечь; он будет переделывать, и перестраивать, купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут  вливаться в него из окружающей жизни», - отмечал К.Д. Ушинский. [7; 64]
          Сюжетно –  ролевая игра возникает на  границе раннего и дошкольного  детства. Игра влияет на все  стороны психического развития. Игра имеет важное значение  в жизни ребенка, имеет тоже  значение, как у взрослого   имеет деятельность, работа, семья.  Каков ребенок в игре, таков  во многом он будет в работе  и в семье, когда вырастет. Поэтому  воспитание будущего семьянина  происходит, прежде всего, в игре.
           Еще в раннем детстве ребенок  осваивает действия с предметами  ближайшего окружения. Возрастающее  стремление к самостоятельности  и потребность поступать, как взрослый приводит к тому, что малыш стремится подражать взрослым во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, воспитывать детей. Но это в реальной жизни невозможно. Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетно – ролевой игры, где ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его функции понарошку.
           Сюжетно – ролевая игра имеет  социальную природу и строится  на все расширяющемся представление  ребенка о жизни взрослых. Новой  сферой действительности, которая  осваивается дошкольником в этой  игре, становятся мотивы, смыслы  жизни и деятельности родителей,  взрослых. Поведение ребенка в  игре опосредуется образом другого  человека. Дошкольник встает на  точку зрения разных людей  и вступает с другими играющими  в отношения, отражающие реальное  взаимодействие взрослых.
         К пяти годам дошкольники при правильном педагогическом влиянии, обеспечивающем своеобразное обогащение жизненного опыта, уже умеют самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры, выбирать тему игры, создавать предметно-игровую  среду, выполнять соответствующие  игровые  действия  и правила  поведения.
         У старших дошкольников совершенствуются умения совместно строить и творчески  развивать сюжеты игр с постройками.
         Известно, что сюжеты детских игр самостоятельно развиваются на основе наблюдений, а также знаний, приобретенных  на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, при просмотре  детских телевизионных телепередач.
         Сюжетно-ролевые  игры в старшем дошкольном возрасте приобретают самостоятельный характер, открывают простор для индивидуальных замыслов детей. Старшие дошкольники  имеют уже достаточно широкий  круг знаний о социальной среде. Это  представления о семейных отношениях, праздниках. Однако эти представления  не всегда носят отчетливый характер. Чтобы игры стали логически завершенными, дети обязательно должны владеть определенной суммой знаний. Ребята проявляют любознательность, живой интерес, стремление ближе соприкоснуться с явлениями, которые потом смогут отобразить в играх.
         Известна  воспитательная ценность сюжетно-ролевой  игры, ее влияние на нравственное, умственное, эстетическое и физическое развитие ребенка. С целью обогащения содержания последующих игр воспитатель  проводит беседу с детьми, праздничные  утренники («Мамин день»), встречи с  родителями («Родители в гостях у  детей»). Это способствует формированию у дошкольников более четких представлений  о взаимоотношениях взрослых людей. В силу доступности они легко  воспроизводятся в играх.
         Для старших дошкольников при правильном руководстве их игровой деятельностью  типично стремление узнать как можно  больше о том, во что они играют. Очень важно не пропустить возникших  у детей вопросов - они всегда обращены к взрослым, но воспитатель  должен чувствовать познавательный настрой играющих. Вовремя поданная реплика иногда служит ключом для  развития интереса, потребности в  знании.
         Роль  взрослого в самостоятельных  играх старших дошкольников специфична. С одной стороны, он охраняет их самостоятельную  игру, если она имеет определенную воспитательную и развивающую ценность. С другой стороны, он аккуратно направляет замысел и действия детей, используя  в основном косвенные приемы руководства (совет, вопрос, подсказка, изменение  игровой среды и т.д.) косвенные  приемы руководства оправдывают  себя, когда они применяются в  проблемных ситуациях, в которых  определяются игровые задачи. Создавая названные ситуации, воспитатель  гибко влияет на замысел игры, на развитие сюжета, на усложнение способов отображения действительности. При  этом, выступая, как равноправный партнер. Он может включаться в игру для  связи отдельных игровых моментов, или подавать со стороны реплики-советы по содержанию игры для коррекции ролевых отношений, или незаметно видоизменять игровую среду.
         Для обогащения содержания игр семейной тематики эффективными оказываются  сюжетные линии, как «В семье родился  ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей  дедушки», «Семья на даче», «Семейный  совет», «Праздники в семье», «Поэтическая гостиная», «Вместе с братом», «После работы», «Ждем маму» и другие.
 

         
         II Глава. Экспериментальная работа.     
           Цель практической части – доказать влияние сюжетно – ролевой игры на формирование интереса к своей семье  у детей старшего дошкольного возраста.
                Задачи практической части:
    Выявить исходный уровень развития интереса своей семье у детей старшего дошкольного возраста.
    Апробировать в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста систему встреч, сюжетно – ролевых игр, дидактических игр, по формированию интереса к  своей семье.
    Выявить изменения в  уровне развития интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста и сравнить полученные результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
 
 

          2.1. Констатирующий  эксперимент.
               Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень имеющихся представлений и интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста.
              Задачи констатирующего эксперимента:
    Выявить уровень представлений о своей семье у детей старшего дошкольного возраста.
    Выявить уровень сформированности интереса у детей старшего дошкольного возраста к своей семье.
         Для реализации задачи выявления представлений о своей  семье был проведён с детьми опрос на тему «Семья» и рисуночный тест «Моя семья». Опрос проходил индивидуально с каждым ребенком, в спокойной обстановке.
              Вопросы  для опроса были следующие:
    Как ты думаешь, что такое семья?
    Перечисли мне членов твоей семьи.
    Знаешь ли ты имя отчество своих родителей?
    Знаешь ли ты, кем работают, твои  родители?
    Знаешь ли ты, кем работают, твои  дедушка и бабушка?
    Как ваша семья любит проводить свободное время?
         7.   Знаешь ли  ты с кем или с чем связан  выбор твоего имени (в честь  кого - то, любимое имя…)?
          Каждый ответ  ребенка анализировали. Для анализа  ответов продумали критерии оценок:
         1 балл ставился, когда ребенок отвечал неверно или отказывался отвечать на заданный вопрос.
         2 балла ставилось, когда ребенок ответил на вопрос правильно, но не полно и смог раскрыть ответ с помощью дополнительных вопросов
         взрослого.
         3 балла ставилось за правильный ответ на вопрос, когда ребенок раскрывал проблему полностью, без помощи взрослого.    
         После анализа ответов  детей, мы определили уровень представлений  о семье каждого ребенка. Уровни развития разработаны на основе программы  «Детство» В.И. Логиновой.
         Низкий  уровень(7 – 11 баллов) представлений имеют те  дети, которые не проявляют интереса к своей семье, у них не сформировано представление о семье, не понимают смысл слова «семья», не могут назвать членов своей семьи.
         Средний  уровень(12 – 17 баллов) представлений имеют те дети, у которых представление о своей семье, ее членах сформированы, но не в должной мере. Дети проявляют интерес к своей семье, но не называют всех членов семьи, понятие «семья» раскрывается ими не полностью.
         Высокий уровень(18 – 21 балла) представлений имеют те детей, у которых сформировано представление о семье, его членах, родственных связях. Ребенок знает смысл слова «семья», называет всех членов своей
         семьи. Ярко выражен интерес к своей  семье.
               Шкала оценок баллов:
               Низкий уровень представлений о семье - 7 – 11 баллов
               Средний уровень представлений о семье – 12 –17 баллов
               Высокий уровень представлений о семье - 18 – 21 балла
              Перед  проведением исследования с детьми  были  установлены доверительные  отношения. Ребенку задавался  вопрос, на который он давал  ответ. Дети охотно соглашались  на беседу.
              Был  проведён рисуночный тест «Моя  семья», с целью выявления системы  представлений о семье, ее членах. Детям было дано задание «нарисуй  свою семью» без объяснения  значения слова «семья». Дети  рисовали в спокойной обстановке  и в своих рисунках изобразили  свою семью так, как они себе  ее представляют.
                 Низкий уровень представлений у тех дети, которые задание не выполнили, т.е. нарисовали рисунки на отвлеченные темы. Это значит, что они не понимают значения слова «семья» и их предпочтения с семьей не связаны.
              Средний уровень представлений у тех детей, на чьих рисунках присутствовали не все члены семьи, а это значит, что ребенок задание выполнил не полностью.
             Если ребенок  изобразил свою семью в полном  составе, т.е. нарисовал всех  членов семьи, у него  высокий уровень, так как он понял задание «нарисуй свою семью», а также можно сделать вывод, что он осознает из кого состоит его семья и проявляет интерес к членам своей семьи.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.