На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Управление рисками на водных объектах

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      МИНЕСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      Государственное образовательное учреждение
      Высшего профессионального образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Управление рисками на водных объектах 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь 2011 

Введение
1. Основные понятия  и термины………………………………………………....3
2. Основные положения………………...………………………………………...5
3. Порядок проведения анализа риска аварий гидротехнических сооружений………………………………………………………………………..8
    3.1 Организация  и планирование работ………………………………………9
    3.2 Идентификация  опасностей………………………………………………12
    3.3 Оценка  риска ……………………………………………………………...15
    3.4 Разработка рекомендаций по уменьшению риска………………………17
4. Методы проведения анализа риска аварий гидротехнических сооружений………………………………………………………………………21
5. Требования к оформлению результатов анализа риска аварий гидротехнических сооружений…………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Основные понятия и термины
    Безопасность  гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов
    Декларация  безопасности гидротехнического  сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности с учетом его класса.
    Критерии  безопасности гидротехнического  сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.
      Оценка безопасности гидротехнического сооружения - определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации нормам и правилам, утвержденным в порядке, определенном Федеральным Законом «О безопасности гидротехнических сооружений».
      Допустимый уровень риска аварии гидротехнического сооружения - значение риска аварии гидротехнического сооружения, установленное нормативными документами.
      Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
      Опасность аварии гидротехнического сооружения - угроза, возможность причинения вреда здоровью, жизни людей, имуществу и окружающей природной среде вследствие аварии гидротехнического сооружения.
      Риск аварии гидротехнического сооружения - мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии гидротехнического сооружения и тяжесть ее последствий для здоровья, жизни людей, имущества и окружающей природной среды.
      Анализ риска аварии гидротехнического сооружения - процесс идентификации опасностей и оценки (качественной и/или количественной) частоты (вероятности) и последствий аварии гидротехнического сооружения для здоровья, жизни людей, имущества и окружающей природной среды
    Оценка  риска аварии гидротехнического сооружения - процесс, используемый для определения частоты (вероятности) и степени тяжести последствий реализации опасностей аварии ГТС для здоровья, жизни людей, имущества и окружающей природной среды. Оценка риска аварии ГТС включает оценку частоты (вероятности) и последствий возможной аварии ГТС и сравнение полученных результатов с допустимым уровнем риска аварии гидротехнического сооружения
    Управление  риском аварии гидротехнического  сооружения - реализация оптимальной системы законодательных, экономических, технических, организационных и социально-психологических мер, направленных на снижение риска аварии гидротехнического сооружения.
 

     2.Основные положения
    Анализ  риска аварий гидротехнических сооружений является частью системного подхода  к принятию организационно-технических решений, процедур и практических мер по предупреждению или уменьшению опасности аварий гидротехнических сооружений для жизни людей и их здоровья, ущерба имуществу и окружающей природной среде.
      Анализ риска - центральное звено в процедурах обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, базирующееся на всей доступной информации о сооружениях и определяющее меры по контролю за уровнем их безопасности. Процедура анализа риска - составная часть декларирования безопасности гидротехнических сооружений, экспертизы деклараций безопасности ГТС, определения критериев безопасности ГТС, расчета вероятного вреда, который может быть причинен третьим лицам в результате аварий, возможных на ГТС, экономического анализа безопасности гидротехнических сооружений по критериям «стоимость - безопасность - выгода», обоснования страховых ставок и тарифов, выбора приоритетов при планировании ремонтно-восстановительных работ и других видов оценки состояния гидротехнических сооружений и уровня их безопасности.
      Методология анализа риска аварий  сложных технических систем успешно  применяется в ряде опасных  отраслей промышленности - атомной  энергетике, нефтехимии, производстве  взрывчатых веществ и т. д.  Широкое распространение методов  анализа и оценки риска аварий в промышленности стало возможным на базе обширных данных об интенсивности отказов стандартных элементов и блоков технологического оборудования и систем противоаварийной защиты.
    Необходимость учета разнообразной по характеру  и полноте исходной информации о природно-климатических и социально-экономических условиях районов размещения ГТС, а также исключительное разнообразие условий их эксплуатации существенно затрудняют формализацию процедуры анализа и оценки риска аварий. При этом, если отказы затворов водосбросных сооружений весьма схожи с отказами оборудования в промышленности, поскольку возникают, как правило, при отказах элементов механического или электрического оборудования, стандартизованного в достаточной мере, то практически все виды отказов плотин и дамб при сверхрасчетных воздействиях на ГТС, а также вследствие нарушений устойчивости и прочности сооружений совершенно непохожи на таковые в промышленности. Особую сложность представляет анализ риска аварий ГТС в результате человеческого фактора (ошибочные действия персонала, запаздывание, бездействие в аварийных ситуациях, ошибки изысканий, проектирования, строительства и т. д.), который не поддается сегодня аналитическому моделированию ни в одной отрасли техногенной деятельности, но остается одной из главных причин аварий и неполадок.
      Основная задача анализа риска  аварий гидротехнических сооружений  заключается в использовании  всей доступной информации о  сооружениях для оценки вероятности  (среднегодовой частоты) и последствий  для отдельных людей, групп населения, имущества и окружающей природной среды от реализации опасностей, свойственных авариям ГТС. По результатам анализа риска при необходимости разрабатываются рекомендации по повышению уровня безопасности анализируемых гидротехнических сооружений (рис. 2.1).
    Анализ  риска в обязательном порядке  включает три основных стадии:
    1) идентификация опасностей - выявление  всех возможных нежелательных  явлений, процессов и событий,  способных привести к аварии  анализируемого сооружения; по результатам идентификации опасностей разрабатывается перечень сценариев аварий, возможных на сооружении;
    2) анализ частоты - оценка (качественная  и/или количественная) среднегодовой  вероятности реализации выявленных  на предыдущей стадии нежелательных  явлений, процессов и событий, а также основных сценариев аварий, возможных на сооружении;
    3) анализ последствий - оценка (качественная  и/или количественная) ущерба (вреда)  от возможных на анализируемом  гидротехническом сооружении аварий, наносимого персоналу объекта,  населению, имуществу и окружающей природной среде.

Рис. 2.1. Основные составляющие процедуры анализа и оценки риска аварий ГТС 

    Результаты  анализа риска аварий гидротехнических сооружений позволяют получить объективную  информацию о состоянии сооружений и уровне их безопасности, данные о наиболее опасных процессах и воздействиях на сооружение, способных привести к его аварии, обоснованные рекомендации по уменьшению риска аварий ГТС.
 

     3. Порядок проведения  анализа риска  аварий гидротехнических  сооружений
    Для обеспечения качества и согласованности результатов процесс анализа риска аварий гидротехнических сооружений должен включать следующие основные этапы:
-организация и планирование работ;
-идентификация опасностей;
-оценка риска;
-разработка рекомендаций по уменьшению риска.
3.1 Организация и  планирование работ
    На  этапе организации и планирования работ по проведению анализа риска  аварий конкретного гидротехнического  сооружения необходимо:
    1) описать причины и проблемы, вызвавшие  необходимость анализа риска  ГТС;
    2) определить объект исследования - анализируемое сооружение или  природно-техническую систему, формируемую  на базе ГТС (рис. 2), и дать  его описание;
    3) подобрать необходимую группу  исполнителей для проведения  анализа риска аварий гидротехнического  сооружения;
    4) определить и описать источники  информации о ГТС, территории  его размещения, уровне его безопасности;
    5) указать ограничения исходных  данных, финансовых ресурсов и  других факторов, определяющих глубину,  полноту и детальность процесса  анализа риска аварий ГТС;
    6) определить цели анализа риска  аварий ГТС;
    7) выбрать методы анализа риска  с учетом целей исследования, объема и качества исходных  данных о сооружении, состава  группы исполнителей и уровня  их квалификации;
    8) определить (по возможности) критерии допустимого риска аварий ГТС данного типа, класса и назначения.
    Экспертная  группа для проведения анализа риска  аварий гидротехнического сооружения, как правило, должна включать специалистов в области гидрологии, геотехники, проектирования ГТС, представителей эксплуатационного персонала сооружений и т. д. Координация действий рабочей группы должна выполняться специалистами в области анализа риска аварий гидротехнических сооружений.
      Определение и описание источников  информации о гидротехническом  сооружении, территории его размещения, уровне его безопасности должно включать сведения о проектной и исполнительной документации, правилах эксплуатации сооружения, материалы отраслевой системы надзора за состоянием ГТС, данные об имевших место авариях и неполадках на исследуемом ГТС и подобных сооружениях, а также сведения о результатах анализа риска сооружений-аналогов (если таковые существуют).
      Ограничения исходных данных, финансовых  ресурсов и других факторов, определяющих  глубину, полноту и детальность  процесса анализа риска аварий гидротехнического сооружения, должны быть четко зафиксированы и обоснованы (например, отсутствие на объекте проектных и исполнительных документов на ГТС отрицательно скажется на результатах оценки соответствия параметров и состояния сооружения проекту, но при наличии временных и финансовых ресурсов может быть восполнено архивными материалами проектной организации).
      Цели анализа риска аварий  должны быть определены и зафиксированы  на этапе организации и планирования  работ, исходя из причин и проблем, вызвавших необходимость проведения анализа риска, с учетом ограничений исходных данных, финансовых ресурсов и других факторов. На разных этапах жизненного цикла гидротехнического сооружения могут определяться конкретные цели анализа риска.
    На  этапе проектирования гидротехнического  сооружения целью анализа риска  может быть: 

    -идентификация возможных опасностей и априорная сравнительная оценка риска аварий ГТС для различных вариантов его размещения и проектных решений при обосновании оптимального варианта;
    -обоснование допустимости (приемлемости) риска аварий проектируемого ГТС для персонала, населения, имущества и окружающей природной среды территории;
    -обеспечение информацией для разработки инструкций по обеспечению безопасности проектируемого ГТС, планов ликвидации аварийных ситуаций, планов действий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и т. д.;
    -обоснование страховых тарифов и ставок для заключения договора страхования гражданской ответственности объекта - владельца ГТС;
    -разработка декларации безопасности проектируемого сооружения и т. д.
    На  этапе ввода в эксплуатацию гидротехнического  сооружения целью анализа риска  может быть:
    -идентификация возможных опасностей и оценка риска аварий, возможных на этапе ввода ГТС в эксплуатацию, уточнение оценок риска, полученных на предыдущих этапах жизненного цикла объекта;
    -корректировка графика завершения строительства ГТС и уточнение степени готовности сооружений к вводу в эксплуатацию;
    -проверка соответствия условий ввода ГТС в эксплуатацию требованиям безопасности;
    -разработка и уточнение инструкций по вводу в эксплуатацию ГТС;
    -разработка декларации безопасности ГТС на стадии ввода в эксплуатацию;
    -уточнение плана мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций на ГТС, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и т. д.
    На  этапе эксплуатации и реконструкции  гидротехнического сооружения целью  анализа риска может быть:
    -уточнение информации об основных опасностях (например, при изменении социально-экономической инфраструктуры в нижнем бьефе гидроузла);
    -оценка соответствия состояния ГТС и условий его эксплуатации современным нормам и правилам;
    -определение приоритетных мер по ремонту и реконструкции ГТС, обоснование эффективности затрат на ремонт и реконструкцию;
    -разработка декларации безопасности эксплуатируемого ГТС;
    -расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии ГТС, обоснование страховых тарифов и ставок;
    -квалифицированное расследование причин имевших место аварий и неполадок на ГТС;
    -разработка рекомендаций по организации безопасной эксплуатации ГТС, взаимодействию с органами надзора, страховыми компаниями и т. д.;
    -совершенствование планов локализации аварийных ситуаций и действий в чрезвычайных ситуациях;
    -разработка противотеррористических паспортов объектов и т. д.
    На  этапе вывода из эксплуатации и консервации  гидротехнического сооружения целью  анализа риска может быть:
    -обоснование необходимых и достаточных мер по выводу из эксплуатации и консервации объекта, обеспечивающих его безопасность на указанных стадиях жизненного цикла ГТС;
    -обоснование возможности размещения новых объектов на территории законсервированного сооружения и т. д.
    Критерии  допустимого риска аварий гидротехнических сооружений могут быть заданы нормативно-правовыми  актами или (до выхода в свет нормативов) определены на этапе организации и планирования работ. Основные требования к выбору критериев допустимого риска - их обоснованность и определенность. В общем виде основой для определения критериев допустимого риска являются:
    -отечественное и зарубежное законодательство по безопасности гидротехнических сооружений;
    -правила и нормы безопасности в области гидротехники;
    -дополнительные требования специально уполномоченных органов надзора и контроля за безопасностью ГТС;
    -сведения об имевших место авариях гидротехнических сооружений различных типов и их последствиях;
    -региональные законодательные и нормативные акты;
    -соглашение о допустимости риска аварий ГТС между заинтересованными сторонами;
    -опыт практической деятельности. 
 

    3.2 Идентификация опасностей
    Идентификация опасностей для конкретного гидротехнического  сооружения должна включать следующие основные шаги: 1) предварительный анализ опасностей ГТС; 2) разработка перечня возможных нежелательных процессов и событий, приводящих к аварии ГТС; 3) формирование перечня основных сценариев возникновения и развития аварий и ЧС на ГТС; 4) ранжирование основных сценариев возникновения и развития аварий и ЧС на ГТС по уровню риска для персонала объекта, населения, имущества и окружающей природной среды; 5) выбор дальнейших направлений деятельности по анализу риска аварий ГТС.
      Предварительный анализ опасностей (ПАО) гидротехнического сооружения - первый обязательный шаг идентификации  опасностей выполняется с целью  выявления опасных элементов  и конструкций ГТС и воздействий на них, способных привести к аварии анализируемого сооружения (рис. 3.2.1). Это один из наиболее ответственных этапов анализа риска, поскольку не выявленные на этапе ПАО опасности не подвергаются дальнейшему рассмотрению и исчезают из поля зрения группы специалистов, выполняющих анализ риска аварий ГТС. Результаты ПАО рекомендуется оформить в виде протокола, содержащего так называемую таблицу результатов предварительного анализа опасностей. По результатам ПАО разрабатывается перечень возможных нежелательных процессов и событий, приводящих к аварии анализируемого ГТС, - вероятных причин аварий анализируемого гидротехнического сооружения. При разработке указанного перечня следует учитывать тип и класс сооружения, его назначение, условия размещения и эксплуатации, природно-климатические, социально-экономические и экологические факторы, а также сведения об авариях и ЧС, имевших место на аналогичных сооружениях.
    . На основе анализа вероятных  причин аварий ГТС и результатов ПАО разрабатывается перечень основных сценариев возникновения и развития аварий и ЧС на анализируемом ГТС, учитывающий особенности гидротехнического сооружения и территории возможного аварийного воздействия. Указанный перечень должен быть максимально полным и учитывать по возможности все опасности, способные инициировать аварии ГТС, приводящие к чрезвычайной ситуации. Последнее требование может быть удовлетворено путем обсуждения результатов деятельности группы специалистов, выполняющей анализ риска конкретного ГТС, с экспертами по безопасности ГТС, не участвовавшими в процедуре предварительного анализа опасностей.

           Рис. 3.2.1 Основные шаги процедуры  идентификации опасностей 

      Ранжирование основных сценариев  возникновения и развития аварий и ЧС на ГТС по уровню опасности для персонала, населения, имущества и окружающей природной среды рекомендуется выполнять с помощью матрицы «частота - тяжесть последствий». На этом этапе последствия аварии ГТС целесообразно оценить экспертным путем на качественном уровне.Цель ранжирования - определить, какие элементы и конструкции исследуемого ГТС и воздействия на него наиболее опасны с точки зрения возможности аварии сооружения и какие представляют меньший интерес.
    В ряде практических приложений может применяться матрица качественной оценки риска гидротехнических сооружений ,в которой вместо уровней риска А - D используется понятие категорий аварий по уровню риска.
    По  результатам ранжирования основных сценариев возникновения и развития аварий и чрезвычайных ситуаций на анализируемом гидротехническом сооружении группа исполнителей принимает решение о выборе дальнейших направлений деятельности. Результаты идентификации опасностей весьма полезны при разработке актов комиссионных обследований гидротехнических сооружений конкретных объектов, для обоснования основных сценариев аварий, возможных на ГТС, выявления сценариев аварий ГТС с максимально возможными последствиями или наиболее вероятных сценариев, а также классификации чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате таких аварий. 
 

    3.3 Оценка риска
    . Основными задачами оценки риска аварий ГТС являются:
-оценка частот (среднегодовых вероятностей) возникновения и развития аварий ГТС по всем основным сценариям, идентифицированным на стадии предварительного анализа опасностей (ПАО);
-оценка последствий возникновения и развития основных сценариев аварий ГТС;
-обобщение полученных оценок.
                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                              Таблица 3.3.1
Категорирование  по уровню риска аварий, возможных  на ГТС                                                                                 
 
 

    Для оценки (количественной и/или качественной) ожидаемых частот аварий гидротехнических сооружений используются следующие подходы: 1)статистический, заключающийся в максимально полном использовании статистики аварий и неполадок, а также данных о надежности объектов-аналогов; 2)графоаналитический, заключающийся в использовании логических методов анализа «деревьев отказов» и «деревьев событий» или расчетных моделей сооружения; 3) экспертный, заключающийся в выработке оценки путем учета мнений специалистов в данной области.
    При этом процедуры анализа риска  аварий гидротехнических сооружений можно подразделить на три категории: анализ, основанный на действующих нормах; качественный анализ и/или количественный анализ.
    Следует отметить, что пределы и степень  детализации анализа риска могут  отличаться для разных подходов, допускающих как качественные, так и количественные оценки.
    Для гидротехнических сооружений ввиду  явного недостатка репрезентативных статистических данных об отказах элементов ГТС  и аварий на объектах-аналогах, уникальности сооружений, отсутствия исчерпывающих  исходных данных о сооружениях, условиях размещения и эксплуатации целесообразно применение сочетания указанных подходов и процедур, адаптированных к специфике целей и задач анализа риска конкретного ГТС.
      Оценка последствий аварий ГТС  (количественная или качественная) включает анализ возможных аварийных воздействий ГТС на основные группы реципиентов риска, к которым относятся:
    -персонал объекта - владельца гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации;
    -население прилегающей территории, попадающей в зону затопления при гидродинамической аварии или лишенной энергоснабжения при остановке электростанции в результате аварии ГТС;
    -имущество третьих лиц (предприятия, здания и сооружения промышленных и селитебных зон);
    -окружающая природная среда.
    Для оценки последствий необходимо оценить негативные эффекты аварийного воздействия ГТС - физические (глубина затопления, скорость воды, температура и т.д.), социально-экономические (потери устойчивости затопленных зданий и сооружений, характер и продолжительность прекращения энергоснабжения и т.д.) и экологические (затопление сельхозугодий, ущерб рыбным запасам, загрязнение природных вод, почв, грунтов и т.д.). При оценке последствий аварий ГТС необходимо использовать модели аварийных процессов на ГТС и критерии поражения людей, имущества и окружающей природной среды с учетом неизбежных ограничений в выборе таких критериев.
      Этап оценки риска должен (помимо  оценки частоты и последствий  нежелательных опасных явлений,  событий и процессов, способных  привести к аварии ГТС) включать анализ неопределенностей и точности полученных результатов. Основными источниками неопределенностей при анализе и оценке риска, как показывает практика, являются недостаточность информации о надежности сооружения и его элементов, человеческих ошибках, особенно в нештатных ситуациях, а также неизбежные допущения и ограничения при моделировании аварийных процессов на ГТС. Анализ неопределенностей - это перевод ограничений и допущений, а также недостатка исходных данных, используемых при анализе риска, в погрешность (неопределенность) результатов. Источники неопределенности должны быть идентифицированы и представлены в результатах анализа риска аварий ГТС.
      При необходимости по результатам  анализа и оценки частоты выявленных  опасных событий и их последствий определяется значение риска аварий ГТС в целом путем обобщения показателей риска (частот и последствий) всех выявленных опасных событий (рис.3.3.1). Здесь также возможны как количественные, так и качественные оценки.
    Собственно  оценка риска по результатам предыдущих этапов - это процесс выработки решения, является ли определенный качественно или количественно риск аварий ГТС допустимым, а меры контроля за безопасностью ГТС - адекватными. В случае количественной оценки риска аварий ГТС и наличия нормативных значений критериев допустимого риска сооружений данного типа, класса и назначения процедура оценки риска включает сравнение вычисленных показателей риска аварий конкретного ГТС с критериями допустимого риска. В случае качественных оценок риска суждение о допустимости риска аварий ГТС выносится группой экспертов-исполнителей. Аналогичным образом проверяется адекватность мер контроля за уровнем безопасности ГТС.
    Если  риск опасного события, приводящего  к аварии ГТС, признан недопустимым, а меры контроля за уровнем безопасности сооружения -неадекватными потенциальной опасности, то на этапе оценки риска определяется характер дополнительных мер контроля состояния сооружения и уровня его безопасности.
    
    Рис. 3.3.1 способы обобщения оценок составляющих риска аварий ГТС. 
 

    3.4 Разработка рекомендаций по уменьшению риска
    Рекомендации  по уменьшению риска аварий гидротехнического  сооружения разрабатываются на заключительном этапе анализа риска в случае, если вычисленный или качественно  определенный риск опасных событий и процессов, приводящих к аварии ГТС, признан недопустимым и значимым по своим последствиям для основных групп реципиентов риска.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.