На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предпочтения потребителя и законы потребления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Предпочтение  потребителя и  законы потребления 

Введение…………………………………………………………………3
1. Рациональный  выбор потребителя и законы  потребления……….5
1.1 Полезность  и анализ потребительских предпочтений……………5 
1.2 Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности…………………………………………………………...7
1.3 Порядковый (ординалистский) подход к анализу  полезности….9
1.4 Бюджетная  линия, или в чем суть экономического  ограничения выбора потребителя?........................................................................13
1.5 Графическая  картина потребительского равновесия. Внутренняя и угловые точки  потребительского оптимума…………………...14
1.6 Реакция  потребителя на изменение дохода. Линия «доход-потребление»……………………………………………………….16
1.7 Кривая  Энгеля……………………………………………………...17
1.8 Реакция  потребителя на изменение цены. Линия «цена-потребление»……………………………………………………….18
1.9 Эффект  замены и эффект дохода…………………………………19
2. Современнее  взгляды на предпочтения потребителя…………...22
2.1 Риск  в поведении потребителя……………………………………22
2.2 Выбор  между отдыхом и зарплатой……………………………...30
3. Оценка  эффективности общегосударственной  статистики поведения потребителей  в Республике Беларусь………………..33
 Заключение…………………………………………………………41
 Список  литературы………………………………………………...43
 Приложение………………………………………………………...44  

 ВВЕДЕНИЕ  

 Мы  всегда стоим перед выбором:  на что израсходовать ту ограниченную  сумму денег, которой располагаем  в данное время, - купить порцию  мороженного, чашку кофе или  апельсин? Если же величина нашего денежного дохода достаточно велика, то мы можем выбрать между приобретением, например, телевизора или путевки в дом отдыха. В большинстве случаев выбор делается между различными наборами потребительских товаров и услуг. Ответ на вопрос, что лежит в основе потребительского выбора, дает теория поведения потребителей. Приобретая на рынке отдельные товары и услуги, сами того не подозревая, мы ведем себя в повседневной жизни в соответствии с этой теорией, подобно тому, как известный мольеровский герой не подозревал, что он говорит прозой. Эта теория исследует механизм взаимодействия потребностей и спроса.
 Основной  целью написания курсовой работы  является исследование поведения  потребителя на рынке товаров  и услуг. 
 Основными  задачами, рассматриваемыми в ней,  являются
- определение  под влиянием каких факторов  складывается индивидуальный спрос; 
- объяснение  понятий «потребительский выбор»  и «рациональный потребитель»;
- выявление  факторов, влияющих на предпочтения  потребителей;
- ответ  на вопрос, почему отдельный индивид выбирает ту или иную структуру потребления.
 В  работе также рассматривается  влияние риска на поведение  и предпочтения потребителей. Этот  вопрос освещается во второй  главе курсовой работы.
 В  последней третьей главе дается  оценка эффективности общегосударственной статистики поведения потребителей Республики Беларусь. Этот вопрос является очень важным, так как именно предпочтения и поведение индивидуальных потребителей формируют рынок товаров и услуг, а также именно он может выступать в качестве реального отражения благосостояния государства в целом.
 Тема  курсовой работы «Предпочтения  потребителя и законы потребления»  выбрана неслучайно, так как этот  вопрос является одним из наиболее  существенных среди других экономических  проблем. 
 Актуальность этой темы объясняется также переходом к рыночным условиям хозяйствования, в связи с чем, основная экономическая проблема заключается в поисках оптимального варианта удовлетворения насущных потребительских потребностей в условиях ограниченности бюджета и ресурсов.
 При  написании данной работы были  использованы такие литературные  источники, как «Микроэкономика»  под редакцией Е.Б. Яковлевой,  «Современная микроэкономика: анализ  и применение» Д. Хаймана и  другие. Полный список информационных  источников представлен в конце работы.
 Для  более детального и точного  освещения затронутых в исследовании  вопросов курсовая работа снабжена  приложением.  

1. РАЦИОНАЛЬНЫЙ  ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЯ И ЗАКОНЫ  ПОТРЕБЛЕНИЯ  

1.1 Полезность  и анализ потребительских предпочтений  

 Теория  спроса изучает поведение экономического  субъекта, обобщенно называемого  «потребитель». Потребитель бывает  индивидуальный. Более или менее  ассоциированный (семья, домашнее  хозяйство, социальная группа  и пр.), а также общественный, представленный населением города, региона или страны в целом. В данном разделе микроэкономики выясняется, как потребитель организует свою экономическую деятельность, т.е. как он принимает и реализует решение о потреблении. Для этого в свою очередь необходимо выяснить. Какие мотивы двигают потребителем, определяя его решение о покупке того или иного набора благ, как формируются и расходуются его денежные средства, какие решения будут оптимальными, как принятое решение повлияет на индивидуальный и рыночный спрос.
 Цель  потребителя в любой экономической системе сводится к воспроизводству, возобновлению и развитию своей полноценной жизнедеятельности на основе потребления определенной совокупности благ и услуг. Некий положительный результат, извлекаемый потребителем из процесса потребления блага, называется полезностью.
 Экономисты  неоднократно пытались избавиться  от термина «полезность», имеющего  некоторый оценочный характер, найти  ему подходящую замену. Так, известный  русский экономист Н.Х. Бунге  предлагал использовать термин «годность» (nutze – нем.). «Потребность в наркотических веществах, - писал он, - несомненна, но можно ли сказать, что опиум и гашиш полезны для курильщиков, - они только годны как вещество для опьянения».
 Итало-швейцарский  экономист и социолог В. Парето предлагал заменить термин «полезность» неологизмом ophelimite, означавшим соответствие между вещью и желанием. Французский экономист Ш. Жид предлагал использовать термин «желаемость», считая, что он «не предполагает у желания нравственных или безнравственных черт, разумных или безрассудных».
 Тем  не менее, термин «полезность»  пережил своих критиков и используется  поныне.
 Максимизация  полезности считается основным  мотивом потребительского поведения  в экономике, если предположить, что потребитель принимает решение, руководствуясь принципом экономической рациональности.
 Рыночный  спрос формируется из совокупности  решений о покупке отдельных  потребителей. Если отдельный суверенный  потребитель в процессе принятия  решения придерживается принципа  рациональности, то он те блага или наборы благ, которые обеспечивали бы ему наибольшую полезность. При этом следует отметить, что полезность трактуется им исключительно субъективно, индивидуально, - то, что полезно для одного, может быть вредно для другого, а то, что полезно сейчас, может оказаться вредным впоследствии. Кроме того, в достижении своих предпочтений потребитель всегда ограничен величиной располагаемых средств. Значит, в процессе принятия решения речь идет об оптимизации полезности – о достижении максимально доступной полезности при заданных бюджетных ограничениях.
 Результат  процесса оптимизации – принятое  решение о структуре и количестве  приобретаемых по определенным  ценам благ называется потребительским  выбором. 
 Теория  обычно делит выбор на три  этапа – анализ потребительских предпочтений, анализ наличных бюджетов и собственно выбор как результат оптимизации.  

1.2 Количественный (кардиналистский) подход к анализу  полезности  

 Проблема  измерения полезности – одна  из самых сложных в экономической  теории. Ввиду того, что понимание полезности весьма индивидуально, психологично, неустойчиво и относительно, измерить полезность впрямую представляется практически невозможным. В прошлом (последняя треть XIX века) для удобства исследования экономисты пытались производить количественные оценки полезности и даже придумывали для этого специальные счетные единицы. Такой подход к измерению полезности получил название количественного (кардиналистского) подхода. Однако условность, абстрактность, субъективность количественных измерений были настолько очевидными, что от подобных попыток пришлось отказаться.
 Сторонники  количественного подхода к анализу  полезности – видные экономисты XIX века У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас и другие предлагали  для удобства исследования спроса измерять общую полезность от потребления блага в неких количественных показателях. Подобно тому, как энергетическая ценность продуктов питания измеряется в калориях, были предложены специальные единицы для измерения полезности – «ютили». Например, потребление одного стакана молока приносит потребителю 10 ютиль и т.д. Количественной школе принадлежат большие достижения в теории потребления, среди которых – открытие предельной полезности и закона ее убывания, обоснование равновесия потребителя на основе эквимаржинального принципа, исследование психолого-экономических законов потребления.
 Предельная  полезность – это полезность  каждой дополнительной единицы  блага, поступающей в потребление,  или же – частная производная  функции полезности по объему  потребления i-ого блага:
MU(x) = ?U/?x = U’(x).  

 При  фиксированных объемах потребления  всех прочих благ зависимость  общей и предельной полезности  от потребления i-ого блага  показана на рис. 1.
 Отрезок  ОС показывает полезность фиксированной  потребительской корзины при нулевом потреблении i-ого блага. Длина отрезка OD равна тангенсу угла наклона касательной к графику функции полезности U в точке А. Из графика а видно, что угол наклона касательных убывает с ростом хi, значит MU(xi) тоже убывает. Если MU(xi)<0, то прирост потребления блага приводит к сокращению полезности.
 Принцип  убывающей предельной полезности  называется первым законом Госсена.  Он говорит о том, что с  ростом потребления какого-либо  одного блага при фиксированном  объеме потребления всех остальных благ общая полезность (Т) возрастает убывающими темпами, а предельная полезность (MU) при этом убывает. Математически это означает, что MU(xi)=U’(xi)>0; MU’(xi)= U”(xi)<0.
 По  Госсену, убывание предельной  полезности понимается двояко. С  одной стороны, при однократном потреблении нескольких долей одного блага полезность каждой дополнительной доли сокращается. С другой стороны, при последовательном многократном потреблении того же блага каждый новый акт потребления приносит потребителю все меньше и меньше полезности.
 Предположим  теперь, что блага 1,…,n имеют цены  Р1 ,…,Рn . если потребитель располагает  фиксированным бюджетом (доходом  в единицу времени) – I, то  задача оптимизации полезности  сводится к такому распределению  бюджета между благами, чтобы общая полезность от купленного набора была бы наибольшей. Оптимум потребителя достигается, когда:
1. Средства  распределены таким образом, что  для всех купленных товаров  имеет место равенство: 
 MU(x1)/P1=MU(x2 )/P2 =…=MU(xn)/Pn =?,
 где ? – величина, характеризующая предельную полезность денег.
2. Для  всех некупленных товаров MU(xm)/Pm ? ? 
 Утверждение  1 называется вторым законом Госсена.  Оно утверждает, что при оптимуме  потребителя уровень полезности, получаемой от расходования последней  денежной единицы, одинаков для всех покупаемых товаров. В этом и состоит смысл эквимаржинального принципа.
 Этим  законом доказывается также обратная  зависимость спроса на товар  и рыночной цены. Очевидно, что  если рыночная цена i-ого блага  растет, то для восстановления исходного равенства 1 потребитель должен сокращать его потребление и увеличивать таким образом предельную полезность.  

1.3 Порядковый (ординалистский) подход к анализу  полезности  

 Порядковый  подход к анализу полезности  и спроса является более современным и основывается на гораздо менее жестких предположениях, чем количественный подход. От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпочтительности».
 Порядковый  подход базируется на следующих  аксиомах.
 •  Аксиома полной (совершенной) упорядоченности.  Потребитель способен упорядочить  все возможные наборы товаров  с помощью отношений предпочтения (>) и безразличия (~). Это означает, что для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что либо А>В (А предпочтительнее, чем В), либо В>А (В предпочтительнее, чем А), либо А~В (А и В равноценны).
 Обратим  внимание на то, что символы А и В здесь обозначают не отдельные товары, а товарные наборы.
 Очевидно, что данная аксиома не является  слишком жесткой. Она лишь исключает  возможность ответа «не знаю»  на вопрос: «Какой из этих двух  товарных наборов Вы предпочитаете?».  Потребитель может выбрать любой из них либо сказать, что оба представляют для него одинаковую ценность.
 •  Аксиома транзитивности. Если А>B>C, или A~B>C, или A>B~C, то A>C. Эта  аксиома гарантирует согласованность  предпочтений. Она, например, исключает  возможность следующей ситуации: A>B, B>C и одновременно C>A.
 Аксиома  транзитивности содержит и еще  одно утверждение, а именно: если A~B и B~C, то A~C. Однако интерпретация  ее сопряжена с известными  сложностями. Пусть, например, индивидууму  безразлично, положить в стакан чая 6 или 7 г сахарного песку, 7 или 8 г и т.д. Но тогда в силу только что высказанного утверждения ему должно быть безразлично, положить ли в него 6 или, скажем, 100 г сахара, что маловероятно. Парадокс объясняется наличием определенного порога восприятия. Для устранения его может потребоваться привести единицу измерения в соответствие с порогом восприятия (например, измерять песок не граммами, а чайными ложечками).
 •  Аксиома ненасыщения. Если набор  А содержит не меньшее количество  каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то A>B.
 Таким  образом, предполагается, что увеличение  потребления любого товара –  при фиксированных объемах потребления  других товаров – улучшает  положение потребителя. 
 Если  перевести эту аксиому на язык  количественной теории полезности, то она исключает возможность нисходящей ветви линии TU и отрицательных значений предельной полезности. В принципе теорию потребительского выбора можно построить и без этой аксиомы. Но она значительно упрощает все последующие рассуждения.
 •  Аксиома независимости потребителя.  Удовлетворение потребителя зависит  только от количества потребляемых  им благ и не зависит от  количества благ, потребляемых другими. 
 Это,  прежде всего, означает, что потребителю  не знакомы чувства зависти  и сострадания. В принципе и от этой аксиомы можно отказаться, что иногда и делается, в частности при анализе процессов потребления, сопровождающихся внешними эффектами и внешними затратами.
 Первый  этап исследования потребительского  выбора состоит в анализе потребительских предпочтений или желания потребителя выбрать тот или иной набор благ. Для простоты будут рассмотрены потребительские наборы, состоящие всего лишь из двух благ, например, если набор (потребительская корзина) А состоит из 10 кг муки и 2 кг соли, то это обозначается А (10,2), или в общем виде А (х, у). На рисунке 2 графически изображена функция полезности потребителя. Предположим, что хочется достичь уровня полезности U’. Чтобы определить все наборы благ, соответствующие данной полезности, надо «рассечь» график функции горизонтальной плоскостью на уровне U’. Получившаяся на плоскости в координатах х, у (рисунок 2б) кривая называется линией уровня, или изоклиналью. Какому-либо другому уровню полезности соответствует другая линия уровня, причем, чем правее и выше она располагается, тем больше уровень полезности.
 Согласно  аксиома упорядоченности, потребитель  способен ранжировать полезности  либо считать разные наборы  благ равноценными по полезности. По отношению к последним потребитель  в своем выборе проявляет «безразличие». В связи с этим в теории потребления линия уровня называется кривой безразличия.
 Кривая  безразличия – это линия, каждая  точка которой представляет собой  наборы благ (х,у), равноценных между  собой с точки зрения потребителя. 
 Картой безразличия называется полная совокупность кривых безразличия индивидуального потребителя (рисунок 2б). Карта безразличия полностью отражает все его индивидуальные предпочтения. Когда потребитель не ограничен бюджетом, то, поступая рационально, он выбирает максимальную полезность.
 Кривые  безразличия обладают следующими  свойствами.
1. Кривые  безразличия (для нормальных, полноценных  товаров) имеют отрицательный  наклон. Это свойство следует  из определения функции полезности  о максимальной полезности, извлекаемой из потребления блага, а также из аксиомы о ненасыщаемости.
2. Как  уже отмечалось, кривая безразличия,  лежащая правее и выше какой-либо  другой кривой, содержит более  предпочтительные наборы. Это вытекает  из аксиомы о ненасыщаемости  и свойства 1. Линии уровня на рисунке 2б расположены по возрастанию полезности, а, следовательно, предпочтительности.
3. Кривые  безразличия не пересекаются, иначе  говоря, через каждую точку может  быть проведена только одна  кривая безразличия. Если данное  свойство не выполняется, то тогда нарушается аксиома транзитивности.
4. Кривая  безразличия может быть проведена  через любую точку в пространстве  потребительских благ. Это вытекает  из аксиомы о полной упорядоченности. 
5. Кривые  безразличия, как правило, выпуклы  к началу координат. Другими словами, наклон кривой безразличия уменьшается по мере роста потребления какого-либо блага. Это свойство объясняется действием закона убывающей предельной полезности.
 Наклон  кривой безразличия показывает  относительные предпочтения потребителя по отношению к товарам, входящим в набор, и называется предельной нормой замещения (MRS).
 Предельная  норма замещения благом х блага  у (MRS) представляет собой объем  блага у, от которого должен  отказаться потребитель, чтобы  увеличить потребление блага х на единицу при неизменном уровне полезности.
MRS = -?y/?x  при U=const (рисунок 3а). Геометрически  при малых ?x MRS равен наклону  касательной к кривой безразличия  в любой точке, например, в точке  А. По мере увеличения потребления  блага х (т.е. «насыщения»), величина MRS убывает, а касательная становится все более пологой.
 На  рисунке 3б,в показаны карты  безразличия характерные для  абсолютно взаимозаменяемых товаров,  когда MRS= const, и для абсолютно  взаимодополняемых товаров, когда  MRS=0.
 Связь  MRS с предельной полезностью определяется  соотношением:
MUx /MUy = -?y/?x=MRSxy .  

 Известны  примеры, когда кривые безразличия  имеют положительный наклон. В  таких случаях принято говорить, что одно из благ, входящих  в корзину, приносит потребителю отрицательную полезность, то есть, по сути, является «антиблагом».  

1.4 Бюджетная  линия, или в чем суть экономического  ограничения выбора потребителя?  

 Выбор  потребителя зависит не только  от предпочтений, но и от экономических  факторов. Потребитель старается максимизировать полезность, он ограничен бюджетом. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть не больше дохода. Если весь свой фиксированный доход (I) потребитель тратит на покупку товаров х и у в количествах Qx и Qy и по ценам Px и Py ,то бюджетное ограничение может быть записано так: I=Px*Qx+Py*Qy . Решив это уравнение относительно Qy, можно получить уравнение бюджетной линии:
 Qy = -Px/Py*Qx + I/Py.
 Бюджетная линия - это геометрическое место точек, представляющих наборы благ, покупка которых требует одинаковых затрат. Соотношение цен товаров Px /Py определяет наклон бюджетной линии, а отношение I/Py указывает на точку пересечения бюджетной линией оси y.
 Предположим,  что на покупку фруктов еженедельно  выделяется 5 рублей. Одно яблоко стоит 50 копеек, а банан – 1 рубль. Какие же комбинации яблок и бананов могут быть куплены при бюджете 5 рублей в неделю (рисунок 4)? Если бы потребитель все деньги истратил на бананы. То он приобрел бы их в количестве 5 штук (5:1). Если бы весь доход был истрачен на яблоки, то их было бы куплено 10 штук. Отложим количество бананов на оси абсцисс, количество яблок – на оси ординат, соединим эти точки между собой и тем самым получим графическое изображение бюджетной прямой (прямой цен или прямой расходов). Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, стоят ровно 5 рублей. Наборы, представленные точками ниже бюджетной линии, обойдутся потребителю дешевле (набор В стоит 2 рубля 50 копеек). Товарные наборы, соответствующие точкам, расположенным выше бюджетной линии, будут недоступны для потребителя в силу ограниченности его бюджета (набор В стоит 5 рублей 50 копеек).  

1.5 Графическая  картина потребительского равновесия. Внутренняя и угловые точки  потребительского оптимума.  

 Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации потребительского равновесия. Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность существующем бюджетном ограничении.
 Совместим  карту безразличия и бюджетную  линию в одной системе координат  (рисунок 5) . Выбирая оптимальный  набор, потребитель ставит перед  собой две цели: 1) потратить весь  доход, поэтому его не интересуют  комбинации, лежащие ниже бюджетной  линии (В0). Наборы, расположенные выше бюджетной линии, недоступны потребителю по средствам (В4); 2) занять максимально удаленную от начала координат кривую безразличия, чтобы получить максимальное удовлетворение. Наборы В1 и В3 обеспечивают самый низкий уровень полезности. Двигаясь вдоль бюджетной линии от набора В1 к набору В2, потребитель переходит к более высокой кривой безразличия и, следовательно, увеличивает полезность.
 Потребитель  израсходует все свои деньги  и получит максимально возможное  удовлетворение, если он приобретет комбинацию товаров, соответствующую точке, где бюджетная линия совпадает с касательной к наивысшей из доступных кривых безразличия (точка В2). В этой точке наклон бюджетной линии (Рx/Рy) равен наклону кривой безразличия (dy/dx). Следовательно, условие равновесия может быть записано как Px/Py=MRSxy или dy/dx = Px/Py. Другими словами, в точке потребительского оптимума предельная норма замены двух благ равна обратному отношению цен этих благ.
 Равновесие  потребителя, изображенное на  рисунке 5, называется внутренним, поскольку точка оптимума (В2) лежит «внутри» графического двумерного пространства товаров. Но бывают случаи, когда бюджетная линия и кривая безразличия имеют разный наклон на всем их протяжении и точка касания их вообще отсутствует. Тогда оптимальное решение определяется положением, наиболее близким к касанию и называется угловым. Оно определяется пересечением бюджетной прямой одной из осей координат и кривой безразличия (рисунок 6).
 На  рисунке 6а оптимум потребителя  достигается в точке М, поскольку в предложенном варианте MRSxy? Px/Py. Oбратная ситуация изображена на рисунке 6б, поскольку здесь MRSxy ? Px/Py и, значит, оптимальное решение находится в точке N. Таким образом, угловое решение в порядковой теории полезности предполагает покупку только одного вида товара. В реальной рыночной ситуации (многопродуктовая модель) угловое решение является скорее правилом, поскольку никто не покупает все виды товаров, предлагаемых рынком. Итак, при заданных доходе и ценах потребитель выбирает на бюджетной линии точку, которая принадлежит самой удаленной от начала координат и, следовательно, самой полезной с учетом бюджетного ограничения кривой безразличия. При переходе от мгновенного к короткому периоду, а от него к длительному возрастает вероятность изменения дохода и цен.  

1.6 Реакция  потребителя на изменение дохода.
 Линия  «доход-потребление».  

 Увеличение  дохода при фиксированных ценах  делает возможным для потребителя  покупку наборов, которые раньше  были ему недоступны; при этом  бюджетная линия отодвигается от начала координат. При снижении дохода – ситуация обратная. Смещение бюджетной линии приводит к новой точке равновесия, поскольку на каждом уровне дохода потребитель выбирает самый полезный набор благ. Если соединить все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие разным величинам дохода, то получится кривая «доход-потребление», которая обозначается английскими буквами IEP (Income Expantion Path) или ICC (Income Consumption Curse). На рисунке 7 линия IEP представляет множество всех оптимальных наборов (Е, Е’, Е”) при изменении дохода потребителя (I Бывают и другие ситуации, когда с ростом дохода потребление одного товара увеличивается, а другого сокращается (рисунок 8). Линия IEP имеет отрицательный наклон, если один из товаров является инфериорным, то есть с ростом дохода потребление этого товара снижается.  

1.7 Кривая  Энгеля.  

 На  основании линии «доход-потребление»  можно построить кривую Энгеля, напрямую выражающую зависимость  между денежным доходом потребителя  и количеством приобретаемого товара. Для супериорных товаров кривая Энгеля имеет положительный наклон, но здесь возможны два варианта: 1) с увеличением дохода возрастает угол наклона кривой, что свидетельствует о сокращении дополнительных приобретений товара (рисунок 9а). Такой характер кривой типичен для продуктов питания. 2) с увеличением дохода уменьшается угол наклона кривой, так как возрастают дополнительные приобретения товара (рисунок 9б). В качестве такого товара могут выступать предметы роскоши, медицинские услуги, образование, отдых, туризм.
 Возможна  ситуация, когда товар при достижении  определенного уровня дохода  превращается из супериорного  в инфериорный. Обычно с ростом  дохода потребитель начинает  отказываться от изделий из  кожезаменителей, предпочитая натуральную кожу (рисунок 10). Товар Х (сумка из кожезаменителя) – супериорный при доходе меньше, чем I1, и инфериорный – при доходе больше I1.
 На  практике нас чаще всего интересуют  расходы на агрегированные группы  товаров – продовольственные,  непродовольственные, услуги и т.д. В этом случае кривая Энгеля модифицируется в кривую расходов Энгеля, характеризующую расходы на ту или иную группу товаров в зависимости от уровня дохода покупателя. Энгель установил, что с ростом дохода доля его, направляемая на жилье и связанные с ним расходы, а также на одежду, остается примерно неизменной, а доля других расходов возрастает.  

1.8 Реакция  потребителя на изменение цены.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.