На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Ротор»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
Введение…………………………………………………………………………..…..3-4
Глава 1. Теоретические основы анализа  и оценки
             конкурентоспособности предприятия………………………………….…5-44
   1.1 Сущность и основные понятия  конкурентоспособности предприятия…..5-8
   1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия……….…9-39
       1.2.1 Экономические факторы……………………………………………11-14
       1.2.2 Региональные…………………………………………………...……15-31
       1.2.3 Международные………………………………………………..……32-35
       1.2.4 Факторы конкуренции………………………………………………36-37
       1.2.5 Факторы социального поведения……………………………..……38-39
   1.3 Оптимальное удовлетворение потребностей  потребителей как один 
         из   способов повышения конкурентоспособности предприятия………40-44
Глава 2. Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия……45-51
Глава 3. Анализ конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Нипромтекс»………………………………………………………………...……52-60
Глава 4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
 ОАО «Ротор»…………………………………………………………………...…61-73
Заключение……………………………………………………………………...……..74
Список используемой литературы……………………………………………...……75 
 
 

     Введение
     В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых, адекватных условиям конкуренции, инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.
     Основными направлениями деятельности аппарата маркетинга являются изучение спроса, приспособление производства к требованиям  рынка и активное воздействие  на него. В маркетинге как способе  организации и управлении производственной и сбытовой деятельностью нашли  применение и получили развитие достижения целого ряда областей научного познания: социальной психологии, экономики, теории управления, математической статистики, программирования и т. д.
     Маркетинг - это вид человеческой деятельности по удовлетворению спроса на материальные и нематериальные, социальные ценности посредством взаимовыгодного обмена. Таким образом, маркетинг одновременно является системой мышления и системой действий.
     Современный маркетинг — это не только ориентированный  на рынок образ мышления и действий, но и координация всех без исключения процессов и обстоятельств, так  или иначе связанных с рынком или обществом.
     Успешность  функционирования предприятий легкой промышленности в современных условиях зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ими потребителям. Только выход на рынок с конкурентоспособным  товаром дает возможность предприятию  выжить в условиях рынка. Предприятия, вкладывающие силы в неконкурентоспособный  товар обречены на гибель.
     Тем самым приходится признать необходимость  разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи  общепризнанных законов экономики, менеджмента, маркетинга и логистики  и других наук.
     Курсовая  работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников.
     В первой главе «Теоретические основы анализа и оценки      конкурентоспособности предприятия» выделяются факторы, влияющие на конкурентоспосбность предприятия, проводится их классификация.
     Во  второй главе: «Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия» приводятся различные виды и методы анализа факторов конкурентоспособности предприятий.
     В третьей главе: «Анализ конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Нипромтекс»» производится анализ конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Нипромтекс».
     В четвертой главе: « Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Ротор» производится подробный анализ с составлением необходимых таблиц и сопутствующих выводов.
     В заключении отражены выводы теоретического и практического характера.
     В списке использованных источников приводится перечень монографий и другой литературы, изученной в процессе разработки данной темы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы анализа и  оценки
конкурентоспособности предприятия
     1.1 Сущность и основные  понятия конкурентоспособности предприятия
     В последнее время большое значение приобрела конкурентоспособность  различных предприятий, которые  занимаются в разных отраслях деятельности.
     Конкурентоспособность как обобщенная экономическая категория  характеризует экономическую ситуацию, включая проектные, производственные, распределительные и потребительские  аспекты результатов экономической  деятельности.
     Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической  системы и является многоплановой  экономической категорией, в которую  можно рассматривать на нескольких уровнях:
     - конкурентоспособность продукции  (товаров);
     - конкурентоспособность предприятий;
     - конкурентоспособность отраслей;
     - конкурентоспособность страны.
     Под конкурентоспособностью продукции  понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешних рынках.
     Конкурентоспособность производителя (предприятия) можно  определить как относительную характеристику, отражающую отличия процесса развития данного производителя от производителя  – конкурента. Конкурентоспособность  характеризует возможность и  динамику приспособления производителя  к изменяющимся условиям конкуренции  на рынке.
     Конкурентоспособность – это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень  соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов.
     Из  этого определения вытекают следующие  утверждения:
     - полностью конкурентоспособной  может быть признана только  такая продукция, которая обладает  различными по своей природе  показателями, не уступающими (по  крайней мере) соответствующим показателям  проданного товара в условиях  конкретного рынка;
     - основой для оценки конкурентоспособности  любого вида продукции должно  являться комплексное исследование  рынка методами современного  маркетинга, что позволит не просто  определить некоторый абстрактный  «базовый образец», но и правильно  оценить место анализируемого  объекта на данном рынке в  сопоставлении с аналогичными  оценками реальных и возможных  субъектов рынка;
     - при приобретении товара потребитель  останавливает свой выбор на  том образце среди аналогичных,  который в наибольшей степени  удовлетворяет его потребность;
     - для покупателя товара исключительно  важное значение имеет величина  затрат, необходимых для удовлетворения  соответствующих потребностей. При  этом в случае наукоемкой продукции  потребитель обычно несет затраты  как при приобретении товара, так и при его эксплуатации. Общую сумму затрат при анализе  конкурентоспособности называют  «ценой потребления»;
     - доля предприятия на рынке  зависит от ее доли в предыдущий  период и потенциала конкурентоспособности  продукции в данный момент  времени: высокий потенциал способен  нарушить существующее на рынке  равновесие или изменить характер  протекания переходных процессов  перераспределения в свою пользу; низкий потенциал не способен  оказать влияние на рыночные  процессы.
     Выделяют  основные категории  конкуренции:
     - рыночная конкуренция – борьба  предприятий за ограниченный  платежеспособный спрос потребителей  в рамках ограниченного сегмента  рынка или рынка в целом;
     - конкурентоспособность товара –  степень его притягательности  для совершающего реальную покупку  потребителя;
     - потребительская ценность товара  – максимальная цена, которую  покупатель считает для себя  выгодным при оплате за данный  товар;
     - запас конкурентоспособности товара  – разность между потребительской  ценностью товара и той ценой,  за которую он был реально  куплен. Для потребителя представляет  собой неоплаченную, доставшуюся  ему даром долю потребительской  ценности;
     - принцип компенсации для предприятий  – закономерность, состоящая в  том, что стремление придать  товару наилучшие характеристики  в одних отношениях заставляет  в какой-то мере поступаться  его достоинствами в других  отношениях.
     Конкурентоспособностью  еще называется степень притягательности данной продукции для совершающего реальную покупку потребителя.
     Конкурентоспособность связана не с отличными характеристиками продукции как таковыми, а с  его привлекательностью для делающих покупку потребителей.
     Анализ  конкуренции необходимо проводить  в двух аспектах. Первый аспект –  анализ деятельности конкретных фирм, которых можно рассматривать  как ближайших конкурентов предприятия. Но, помимо непосредственного влияния  определенных предприятий, необходимо иметь в виду влияние фактора, называемого «конкурентная среда». Такую среду образуют все предприятия-конкуренты вместе. Поэтому важной составной частью анализа конкуренции является анализ конкурентной среды, который включает:
     -анализ  основных факторов, определяющих  интенсивность конкуренции на  конкретном рынке;
     -оценку  общего характера конкурентной  среды и интенсивности конкуренции;
     -прогнозирование  тенденций изменения конкурентной  среды и отдельных ее факторов.
     Факторы характеризуются разной сферой действия, интенсивностью и продолжительностью действия. Выделяют шесть основных групп факторов, которые связаны  с различными субъектами микросреды.
     Интенсивность основных факторов определяется группой  экспертов и показывает различное  влияние на ситуацию конкурентоспособности.
     Суммарное же действие факторов определяет характер конкурентной среды, статус конкретного  предприятия на рынке. Существует методика, с помощью которой можно оценить  значимость различных факторов конкуренции  по силе их влияния на рынок товара и сделать общий вывод об уровне конкуренции на данном рынке.
     При рассмотрении основных факторов и тенденций  их изменения можно количественно  оценить значимость (силу влияния) этих факторов по степени проявления их признаков на рынке, возможный характер их изменения.
     Внешне  конкурентоспособность предприятия  проявляется как его платежеспособность, финансовая устойчивость, инвестиционная привлекательность. Для оценки конкурентоспособности  могут быть использованы методики финансового  анализа и другие методы количественного  и качественного анализа. 
 
 

     1.2 Факторы, влияющие  на конкурентоспособность  предприятия
     Факторы конкурентоспособности – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут изменять конкурентоспособность предприятия в сторону повышения и в сторону уменьшения.
     К факторам конкурентоспособности относят: финансовое положение предприятия; состояние базы для собственных  НИОКР и уровень расходов на них; наличие передовой технологии; обеспеченность высококвалифицированными кадрами; способность  к продуктовому и ценовому маневрированию; наличие сбытовой сети; состояние  технического обслуживания; возможность  кредитования; действенность рекламы и средств стимулирования
     Вся совокупность факторов конкурентоспособности  предприятия по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние.
     Внутренние  факторы – объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности (научно-технический потенциал, финансово-экономический потенциал, кадровый потенциал, эффективность рекламы, условия хранения, транспортировки, упаковки продукции, уровень сервисного и гарантийного обслуживания и т. д.)
     Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.
     Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие  в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или  могущие оказать воздействие  на её функционирование. Анализ внешней  среды представляет собой процесс, посредством которого можно контролировать внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в пять компонентов: экономические, региональные, международные факторы, а также факторы конкуренции и социальнолго поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2.1 Экономические факторы
     Изучение  экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются  и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как  величина валового национального продукта, темпы инфляции, уровень безработицы  и т.п. Каждый из этих факторов может  представлять либо угрозу, либо новую  возможность для фирмы. Что для  одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность.
      В среднесрочной перспективе, в ближайшие  несколько лет, вряд ли удастся значительно  подтянуть отстающие социальные показатели России к уровню ее экономического развития.
      Это связано с тем, что под влиянием глубокого финансово-экономического кризиса существенно изменились в худшую сторону условия хозяйствования, и страна перешла на новую, сниженную траекторию экономического роста. Примерно в 1,5 раза сократился прирост ВВП, в 2 раза — инвестиций, в 2—3 раза — реальных доходов населения, стагнирует жилищное строительство. Старая модель экономического развития, базирующаяся на устаревшей материально-технической базе народного хозяйства и отсталой структуре экономики с зависимостью от развития топливных и сырьевых отраслей, с низкой долей высокотехнологических производств себя изживает. При низкой норме инвестиций, слабых стимулах развития и недостаточной квалификации кадров социально-экономическое развитие замедляется.
      При небывало высокой цене на нефть федеральный бюджет по-прежнему сводится с дефицитом, который ожидается в 2011 г. в размере 1,5% ВВП. При этом доходы бюджета в 2011 г. будут в номинале существенно ниже в сравнении с докризисным 2008 г., уровень которого удастся превзойти, по расчетам Министерства финансов, только в 2013 г. Однако за это время инфляция составит 30—40%, так что в реальном выражении доходы государственного бюджета восстановят докризисный уровень только в 2015—2016 гг.
      Прогнозы  Минэкономразвития показывают, что  может ожидать нас в среднесрочной  перспективе в ближайшие три  года (табл. 1). 
      Таблица 1 
       Прогноз Минэкономразвития по основным показателям народного хозяйства  на 2011–2013 гг., прирост, %
      Старая  модель экономического развития ведет  нашу страну в тупик, все больше увеличивая отставание экономики России по основным экономическим и социальным показателям от стремительно развивающейся мировой экономики в целом и, особенно, экономик развивающихся стран, чей ВВП даже в кризисном 2009 г. вырос на 2%, в 2010 г. — на 5,3%, а с 2011 г., по прогнозу МВФ, вырастет на 6,5%. Кроме того, норма инвестиций у развивающихся стран поддерживается на уровне 35% в сравнении с 21% в России. Поэтому стратегические задачи социально-экономического развития России, нацеленные на достижение в обозримый исторический период сначала уровня развитых, а затем и уровня самых развитых стран, смогут быть выполнены только при переходе к новой модели экономики. Формирование такой модели — наша ключевая, основополагающая, неотложная задача.
      Новая модель прежде всего должна быть моделью  всесторонней модернизации социально-экономической системы. 
 

      Предстоит модернизировать реальный сектор экономики:
      — обновить за 10—12 лет материально-техническую  базу страны, сократив средний срок службы машин и оборудования с 19 до 8—10 лет;
      — преобразовать структуру народного  хозяйства в направлении повышения доли готовой продукции с высокой добавленной стоимостью; прежде всего, в разы поднять удельный вес высокотехнологичных, наукоемких и инновационных производств, удвоив роль экономики знаний (науки, информационных технологий, образования, биотехнологии, здравоохранения) в формировании ВВП России;
      — утроить жилищное и инфраструктурное строительство, создать современную транспортную систему, сделав эти отрасли локомотивом развития всего народного хозяйства страны.
      При этом должны быть созданы экономические  и социальные условия для ускоренного  развития. С этой целью в ходе структурных институциональных реформ нужно модернизировать:
      — отношения собственности, освободив  госсобственность от коммерческих предприятий и организаций, не выполняющих государственные функции, проведя новый крупный рыночный этап приватизации и подняв долю частной собственности с 30—35% до 65—70%, радикально подняв малый и средний бизнес;
      — финансовую сферу, включая всестороннюю «банкизацию» страны с доведением суммарных  активов банков до 150—200% ВВП с  нынешних 75%.
      Эта социально-экономическая модернизация, естественно, должна быть подкреплена  модернизацией судебно-правовой системы, проводящимся реформированием вооруженных сил, необходимыми политическими изменениями.
      При новой модели социально-экономического развития норма инвестиций должна быть повышена до 35—40%, что позволит ускорить развитие экономики страны до 5—6% в год и тем самым создать экономическую базу для решения назревших социальных проблем.
      Речь  идет, прежде всего, о коренном улучшении  жилищной обеспеченности граждан с доведением нормы комфортного жилья, приходящегося на одного человека в России хотя бы до 40 м— минимального уровня развитых стран. Реформирование, в котором нуждаются все виды российского образования — школьное, вузовское, среднее профессиональное, высшее и послевузовское, — позволит возвратить Россию в число передовых по уровню образования и качеству человеческого капитала стран мира.
      Самой трудной задачей в социальной сфере станет реформирование всей системы  здравоохранения и подтягивание ее уровня до уровня передовых стран мира. Речь идет о том, что за 20—25 лет предстоит сократить смертность в России с 14 до 9 человек в расчете на 1000 человек населения, а младенческую смертность до 4 человек на 1000 родившихся детей, поднять рождаемость до 14, увеличить продолжительность жизни до 79 лет, в том числе мужчин до 75. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2.2 Региональные факторы
     Изменчивая  рыночная внешняя среда представляет собой область постоянного рыночного  беспокойства для организации. В  анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут  оказать непосредственное воздействие  науспехи и провалы организации. К этим факторам относятся: изменения  демографического условия, жизненные  циклы различных изделий или  услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения  и уровень конкуренции в отрасли. В целом анализ различных региональных факторов дает возможность руководству уточнить его стратегии и укрепить позицию фирмы по отношению к конкурентам.
       Демографические проблемы Белгородской области по сравнению с другими регионами Центрального округа в целом менее остры .
        Волна миграционного прироста в 1993–1998 гг. затронула все регионы Черноземья (рис. 1), однако Белгородская область оказалась единственным во всей России регионом, (исключая республику Ингушетию, принявшую огромное количество беженцев из Чечни и Северной Осетии), где приток мигрантов был столь интенсивным и продолжительным. До сих пор в области сохраняется положительный миграционный баланс.
        
       Рисунок 1. Динамика коэффициентов миграционного прироста (убыли) в регионах Черноземья за 1993–2007 гг.
       Для русскоязычных переселенцев из стран  СНГ, демобилизованных офицеров и мигрантов  из северо-восточных регионов России Белгородская область оказалась  привлекательной не только своими благоприятными природными условиями и стабильной политической и экономической обстановкой. Приток и закрепление мигрантов  в регионе стимулировались специальными программами администрации области: предоставлением льготных кредитов на строительство жилья, обеспечением бесплатными земельными участками, решением проблем занятости переселенцев. С помощью этих мер, помогавших адаптации  мигрантов, удалось привлечь часть  наиболее активного и образованного  населения в села и малые города, построить более десятка новых  поселков для переселенцев. Основная масса мигрантов оседает в  сельской местности, но все-таки неподалеку от городов, используя преимущества более низкой стоимости жизни  на селе и доступности городских  услуг и мест приложения труда (рис. 2). Максимальный миграционный прирост  имели пригородные Белгородский и Старооскольский районы, а также  прилегающие к ним Шебекинский, Яковлевский, Борисовский и Губкинский.
       
 
       Рисунок 2. Коэффициент миграционного прироста (убыли) в отдельных муниципалитетах области в 2002 г.
       Среди тех, кто переселился в Белгородскую область за последние 10 лет, подавляющее  большинство составляют русскоязычные  мигранты из бывших республик СССР, поэтому в области сохранился почти мононациональный состав (русские  — 92,9%, украинцы — 3,8%), мало отличающийся от данных переписи населения 1989 г. Незначительно  выросла только численность армян, азербайджанцев и татар.
       Опорой  экономического благополучия Белгородской области служит крупный комплекс черной металлургии, созданный на базе богатейших месторождений КМА в  городах Старый Оскол и Губкин. Вес этой отрасли в экономике  области растет: в 2002 г. она давала около 40% всей промышленной продукции  области, а в 2004 г. – уже половину (к сожалению, данные на более позднюю  дату несопоставимы из-за изменения  системы классификации в статистическом учете – с ОКОНХ на ОКВЭД). На крупнейших Лебединском и Стойленском  ГОКах и Яковлевском руднике  добывается более трети всей железной руды в РФ, значительная часть которой  идет на экспорт. Но по объемам выплавки стали и производству готового проката  черных металлов Белгородская область  заметно отстает от ведущих производителей - Вологодской, Липецкой, Кемеровской  и Челябинской областей. Горнодобывающая  промышленность вступает в конфликт с важнейшей сельскохозяйственной функцией территории. Открытая добыча железной руды в карьерах ухудшает качество земельных угодий и сокращает  площадь ценных черноземов, благодаря  которым в области сформировался  развитый агропромышленный комплекс. На производство пищевых продуктов (по ОКВЭД) приходится 38% продукции обрабатывающих производств, Белгородская область  производит более 12% сахара-песка в  России и 10% растительных масел.
       
       Рисунок 3. Динамика промышленного производства, % к 1990 г.
       Промышленность  области сконцентрирована в трех городах (рис. 4): основные объемы промышленной продукции (60%) дает узел черной металлургии  Старый Оскол – Губкин, производственные мощности которого принадлежат холдингу «Металлоинвест» (Оскольский электрометаллургический  комбинат, Лебединский ГОК) и ОАО  «Новолипецкий металлургический комбинат» (Стойленский ГОК). На Белгород, специализирующийся на машиностроении и производстве строительных материалов, приходится всего 20% промышленного  производства. Белгородская область  – один из немногочисленных регионов РФ, где наряду с региональной столицей есть еще индустриальный центр, более  мощный в экономическом отношении - Старый Оскол. С одной стороны, состояние  экономики этого города во многом определяет социально-экономическое  благополучие всей области, поскольку  именно здесь расположены предприятия, обеспечивающие крупнейшие налоговые  поступления в региональный бюджет. С другой – на этапе современного кризиса именно такие монопрофильные города со специализацией на черной металлургии, как Старый Оскол и Губкин, представляют собой зону высокого риска.
       
       Рисунок 4. Доля отдельных городов и районов в объем промышленного производства области в 2002 г.
       Белгородская  область, наряду с Воронежской, лидирует в Черноземном Центре по душевому объему сельскохозяйственного производства. Земледелие специализируется в основном на производстве сахарной свеклы (около 12% российского производства, 3-е  место среди регионов РФ), подсолнечника (3% сбора семян подсолнечника, 11-е  место) и зерна. При постоянно  растущем спросе пищевой промышленности производить технические культуры довольно выгодно, поэтому их посевные площади в последние годы увеличиваются, несмотря на угрозу истощения земель. Благодаря лучшей ситуации в растениеводстве  спад в сельском хозяйстве был  менее глубоким, к 1999 г. производство сельскохозяйственной продукции сократилось  до уровня 60% от показателя 1990 г. Последующий  экономический рост агросектора, замедлившийся  в начале 2000-х и более бурный с 2005 г., позволил уже в середине 2000-х  вернуться на уровень 1990 г., а к 2007 г. превзойти его почти в 1,5 раза. Однако в животноводстве Белгородской области сложилась более проблемная ситуация, поголовье крупного рогатого скота сократилось втрое и продолжает снижаться.
       В агросекторе ведущую роль играют сельхозпредприятия, часть из них  объединена в крупные агрохолдинги (самый известный – «Стойленская Нива»), которые монополизируют сбыт и переработку продукции. Фермерство развито недостаточно и сконцентрировано в пригородных зонах крупных  городов (Старооскольский, Белгородский и Яковлевский районы). Фермерские хозяйства производили в 2003 г. только 3,3% продукции растениеводства и 1,3% продукции животноводства. 
       Уровень экономической активности населения  Белгородской области (62,1% в 2007 г.) ниже среднего по РФ (67,1%) из-за меньшей активности женщин и недоучета самозанятости  сельского населения. Спад экономической  активности в кризисный период (от 67,9% в 1992 г. до 58,8% в 1998 г.) был более  сильным, чем в среднем по стране. Кратковременный рост уровня экономической  активности (до 65,7% в 2001 г.) в период бурного  экономического подъема вновь сменился убыванием в течение 2000-х гг. Уровень  занятости колеблется год от года, но остается одним из наименьших в  регионах Центральной России (в 2007 г. он составил 59,5%). Динамика отраслевой структуры занятости Белгородской области отлична от общероссийских тенденций. Со второй половины 1990-х  гг. при общем сокращении аграрной занятости в стране она значительно  выросла в регионах Юга и Черноземного Центра, что усилило концентрацию сельскохозяйственного производства в наиболее благоприятной природно-климатической  зоне. В 2001 г. агросектор сосредоточил максимальное количество занятых Белгородской области, опередив промышленность (рис. 5).
       
       Рисунок 5. Структура занятости по основным отраслям экономики (по ОКОНХ), %
       Изменения в состоянии рынка труда отражает динамика уровня общей безработицы (рис. 6). Тренд общей безработицы в Белгородской области за последние 12 лет в целом совпадал с общероссийским, но при этом перепады на региональном уровне были более резкими, поскольку состояние экономики области и, следовательно, рынка труда сильно зависит от внешней конъюнктуры.
       В условиях современного кризиса рынок  труда Белгородской области, с одной  стороны, подвержен повышенному  риску безработицы. С другой стороны, можно ожидать, что крупный бизнес, владеющий производственными активами в монопрофильных городах черной металлургии, будет стремиться сохранить  ядро занятых, высвобождая в основном персонал низкой квалификации и уменьшая издержки за счет сокращения рабочего времени, а, соответственно, и его  оплаты.
       
       Рисунок 6. Динамика уровня общей безработицы
       Среди экономически развитых субъектов Европейской  России Белгородская область не выделяется высокой покупательной способностью доходов населения, измеряемой отношением среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума (рис. 7). До середины 2000-х гг. область сильно отставала и по достигнутому уровню, и по темпам роста этого показателя. Однако за 2004-2007 гг. благодаря экономическому росту уровень доходов населения значительно вырос (в 1,4 раза) и достиг нижней границы интервала, характерного для группы относительно развитых регионов (среднедушевые доходы в 3,0-3,8 раза выше прожиточного минимума).
       
       Рисунок 7. Соотношение душевых денежных доходов и прожиточного минимума
       Как и в большинстве других регионов страны, в области ярко выражено внутрирегиональное неравенство доходов  населения. Различия в величине заработной платы по отраслям промышленности очень  велики: в черной металлургии заработки  в 3,3 раза выше средних по области, а  в отраслях бюджетной сферы и  сельском хозяйстве они составляют всего лишь половину от среднеобластных. Различия по отдельным муниципалитетам  соответствуют их отраслевой специфике. (рис. 8).
       
       Рисунок 8. Заработная плата в отдельных муниципалитетах в 1998 и 2002 гг., в % к средней по области
       Белгородская  область во время финансового  кризиса избежала сильного роста уровня бедности (рис. 9). Незначительное по сравнению с другими регионами-лидерами и РФ в целом сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума за 1999-2003 гг. позволило предположить, что в области существует барьер для дальнейших позитивных изменений – значительная занятость в сельском хозяйстве. Здесь сохраняется низкая заработная плата и широко распространены неденежные формы оплаты труда (натуроплата, техническая помощь сельхозпредприятий своим работникам и т.п.). Кроме того, недоучитываются доходы сельского населения от личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Однако экономический рост второй половины 2000-х гг. способствовал росту доходов населения и существенному снижению уровня бедности к 2007 г.
       
       Рисунок 9. Уровень бедности в некоторых развитых регионах
       По  важнейшему показателю – вводу жилья  на душу населения, область остается одним из лидеров в России, все 1990-е годы сохранялись объемы ввода  советского времени. После некоторого спада в начале 2000-х гг. рост в  жилищном строительстве возобновился с еще более высокими темпами (рис. 10). Более половины жилья вводится за счет средств населения: в области  действует региональная программа  поддержки жилищного строительства, в рамках которой выделяются кредиты  на строительство, а поставки стройматериалов  частично оплачиваются продукцией личного  подсобного хозяйства. Хотя такие «бартерные»  отношения далеко не всегда эффективны, но при дефиците денежных средств у населения, особенно в 1990-е годы, они позволили решить жилищную проблему многим сельским семьям и мигрантам.
       
       Рисунок 10. Ввод жилья в некоторых субъектах ЦФО
     В настоящее время Белгородская область  является одним из лидеров в агропромышленном производстве. Все это явилось  результатом реализуемой в области  политики, создавшей условия для  привлечения в аграрный сектор инвестиций, интенсивного развития крупнотоварных форм хозяйствования и осуществление  соответствующей поддержки региональных органов власти.
     Сельскохозяйственные  организации области производят более 2,6 процента зерна, 2,7- молока, 3- яиц, 19,5 – сахарной свеклы, 6 % -мяса, 12%- масла  растительного, 13% - сахара от общего объема по Российской Федерации и от объема производства по ЦФО: зерна - 13,8 процента, мяса -27, молока- 4, сахара и масла  растительного 29 и 40 процентов соответственно.
     По  объему производства мяса на душу населения  область занимает первое место среди  регионов России и Центрального федерального округа.
     Анализ  динамики развития институциональной  структуры сельскохозяйственного  свидетельствует о том, что в  связи с резким падением сельскохозяйственного  производства в общественном секторе  в период реформ, с 1991 по 1995 г. наблюдается  значительное увеличение доли частного сектора в сельскохозяйственном производстве, продолжавшееся вплоть до 1995 г. В дальнейшем с ростом производства в общественном секторе институциональная структура приобрела В 2008 г. доля производства основной продукции была представлена следующим образом: на долю СХО приходилось около 68,4% сельскохозяйственной продукции, хозяйств населения –28,1%, и 3,5% К(Ф)Х .
Таблица 2
Доля  различных категорий хозяйств в  валовой продукции сельского  хозяйства Белгородской области (в  фактически действовавших ценах), %
Типы  хозяйств Годы
1990 1995 2003 2004 2005 2006 2007 2008
СХО 73,7 50,2 52,5 54,5 53,9 60,8 64,8 68,4
Хозяйства населения 26,3 47,9 44,7 42,9 43,3 35,5 31,9 28,1
К(Ф)Х - 1,9 2,8 2,6 2,8 3,7 3,3 3,5
Хозяйства всех категорий 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100, 100,0 100,0
       В результате проводимой в области  политики, интенсивное развитие получили крупные интегрированные структуры. В области в различные годы насчитывалось от 18 до 22 крупных  интегрированных формирований холдингового типа. В настоящее время в состав агрохолдингов области входит 75% сельскохозяйственных организаций; самостоятельно работают лишь 25% сельскохозяйственных организаций. Агрохолдинги обрабатывают 69,6% пашни и получают 68% прибыли  по основной деятельности.
       Анализ  динамики производственно-экономических  показателей сельскохозяйственных организаций Белгородской области  свидетельствует об эффективности  осуществляемой политики.
       Как известно, в экономической теории уровень производительности труда  характеризуется количеством продукции, создаваемой в единицу времени (выработка – прямой показатель), или затратами времени на производство единицы продукции (трудоемкость –  обратный показатель).
       Анализ  данных статистики о количестве работающих и валовой продукции в различных  типах сельскохозяйственных предприятий  Белгородской области за период с 2002 по 2008 г. позволяет определить динамику производительности труда (таблица 3).
Таблица 3
Динамика  производительности труда, тыс. руб
  2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Интегрированные структуры 88,915 114,718 159,141 196,614 303,281 477,695 626,635
Самостоятельные хозяйства 120,982 134,288 163,136 161,840 212,407 288,687 335,209
 
       Анализ  темпов прироста производительности труда  с 2002г. позволяет констатировать непрерывно возрастающую динамику, характерную как для интегрированных структур, так и для самостоятельно работающих хозяйств. Однако темп роста производительности труда в интегрированных формированиях опережает аналогичные показатели по самостоятельным хозяйствам в более чем 2 раза (таблица 4). 
 

Таблица 4
Динамика  распределение земли, трудовых ресурсов, произведённой продукции, рентабельности и производительности труда различных  типов с/х организаций Белгородской области (2002-2008гг.)
год площадь пашни Количество  работающих, тыс. чел. Произведено валовой продукции тыс. Рентабельность Произвордительность труда, тыс. руб
  Холдинги Самостоят ельные  хозяйства
Интегрир. структуры, тыс.
Самост. хозяйства
Интегрир. структуры, руб.
Самост. хозяйства, тыс. руб
Интегрир. структуры, %
Самост. хозяйства, %
Интегрир. структуры
Самост. хозяйства
2002 1046455 310970 73,008 24,302 6491499 2940105 -1 25 88,915 120,982
2003 1055338 310155 67,702 23,050 7766607 3095329 8 27 114,718 134,288
2004 986030 365127 56,895 25,078 9054326 4091118 8,2 11 159,141 163,136
2005 966512 363645 48,788 23,972 9592383 3879617 -2,0 9,4 196,614 161,840
2006 854077 396813 37,653 22,781 11419421 4838842 -0,3 10 303,281 212,407
2007 887531 300043 38,341 14,972 18315289 4322218 13 15 477,695 288,687
2008 912528 274616 37,524 12,904 23513846 4325534 8,4 15 626,635 335,209
      Кстати, миграционный приток населения в  Россию — положительное сальдо миграции — с 2001 г. в среднем за год оказывается  меньше потерь от смертности трудоспособного  населения не только в сравнении  с развитыми странами (здесь положительное  сальдо в 1,5—2 раза ниже), но даже в сравнении с развивающимися странами.
      Особенно  низка средняя продолжительность  жизни мужского населения России. В 2009 г. она составляла 62,8 года —  почти такая же, как в беднейшей  стране мира Индии, где уровень экономического развития в шесть раза ниже, чем  в России. Даже в беднейших странах  — Киргизии, Туркмении, Молдове —  этот показатель составляет 65—67 лет; в  Бразилии — 69 лет, в Китае — 71 год, в Мексике — 74 года, в Республике Корея — 79 лет и т. д. Напомним, в развитых странах этот показатель составляет 77—80 лет.
      Обращает  на себя внимание также крайне низкий уровень обеспеченности российского населения комфортным жильем, по этому показателю Россия даже не входит в первую сотню стран мира, уступая всем развитым странам и большинству развивающихся. Средняя обеспеченность жильем российского населения на конец 2009 г. составила 22,4 м2на человека. При этом 23% жилищного фонда не обеспечено водопроводом и 27% — канализацией. В сельской местности, где проживают более 38 млн человек (27% населения), 53% жилья не имеет водопровода и 62% — канализации. Горячего водоснабжения не имеют 35% населения страны, в том числе 75% сельского населения. По стандартам, помещение без водопровода, канализации, горячего водоснабжения вообще не может считаться жильем. При этом средняя обеспеченность населения развитых стран Европы комфортным жильем составляет от 40 до 60 мна душу населения — вдвое-втрое больше, чем в России, а в США — 70 м2, т. е. вчетверо больше.
      Мы  не затрагиваем здесь таких показателей  уровня жизни, как экология и безопасность жизни. По этим показателям Россия тоже стоит в конце списка развитых и развивающихся стран: у нас  плохая экология, высокая смертность населения на дорогах, один из самых  высоких в мире уровней самоубийств  и убийств и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2.4 Факторы конкуренции
     Изучение  конкурентов, т.е. тех, с кем организации  приходится бороться за ресурсы, которые  она стремится получить из внешней  среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место  в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить  слабые и сильные стороны конкурентов  и на базе этого строить свою стратегию  конкурентной борьбы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.