На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Таможенные союзы и зоны свободной торговли в мировой экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
 

      Введение

     Анализ  современной мировой экономики  и происходящих в ней интеграционных процессов позволяет выделить две основные тенденции. Одна из них – количественный рост стран, объединенных в различные международные экономические союзы и другие международные экономические альянсы, что является свидетельством нарастающей глобализации экономики. Другая тенденция – непрерывное совершенствование форм и методов реализации мировой экономической интеграции, что говорит о происходящих в этом процессе глубоких качественных изменениях.
     К концу XX в. практически все цивилизованные страны, (к таким принято относить независимые государства, признанные Организацией Объединенных Наций), которых насчитывается около двухсот, стали членами различных международных экономических организаций. Так, к 1998 г. членами Международного валютного фонда (МВФ) являлись 183 страны, 180 государств состояли членами Всемирного банка (ВБ), более 130 стран входят во Всемирную торговую организацию (ВТО), свыше сотни стран – члены Всемирной организации труда (ВОТ) и т.д.
     Кроме названных экономических организаций, представляющих всемирное хозяйство, в современном мире, практически во всех частях земного шара действует множество межгосударственных экономических учреждений, представляющих широкий спектр форм локальной международной экономической интеграции.
     Американские  ученые-экономисты выделяют четыре основные формы экономической интеграции:
     1. Зона свободной торговли (free trade area, FTA). Между странами-участниками отменяются все таможенные пошлины. Для стран, не входящих в зону свободной торговли, внешние таможенные тарифы сохраняются.
     2. Таможенный союз (customs union). В таможенном союзе все внутренние тарифы заменяются внешними.
     3. Общий рынок (common market). В общем рынке все характеристики таможенного союза дополняются отсутствием ограничений на перемещение факторов производства.
     4. Экономический союз – унифицируется  стратегия экономического развития, налогообложение, создается наднациональный орган, решения которого обязательны для каждого члена экономического союза.
     В других исследованиях добавляется  пятая форма – платежный союз, которая некоторыми экономистами трактуется как «экономический и валютный союз».
     Однако  четкой системы форм межгосударственной экономической интеграции пока не сформировалось.
     Важно отметить, что международное право  не препятствует участию любой страны одновременно в нескольких международных  экономических организациях.
     В своей работе я рассмотрю первые две формы экономической интеграции: зону свободной торговли и таможенный союз.
 

      Сущность, формы  организации и  роль 
зон свободной торговли и таможенных союзов 
в мировой экономике

     1.1 Зоны свободной торговли в мире

     Зона  свободной торговли означает, что между странами-участницами соглашения существует свободная торговля, однако каждая из стран самостоятельно устанавливает внешние тарифы в торговле с третьими странами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание зоны свободной торговли промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений.
       Соглашения о зонах свободной торговли должны охватывать значительную долю торговли между странами, однако торговля некоторыми товарами, например продукцией сельского хозяйства или оборудованием военного назначения, может не попадать под действие соглашения. По отношению к сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и в настоящее время в Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) Соглашения о создании зон свободной торговли, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин. Это означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о зоне свободной торговли.
     Для предотвращения ситуации, когда страна с наиболее низкими таможенными тарифами на какой-либо товар будет использоваться для провоза импорта на рынки других стран-участниц соглашения, режим беспошлинной торговли распространяется только на товары, сертифицированные как произведенные в странах, договорившихся о создании зоны свободной торговли.
     К положительным чертам таких соглашений следует отнести стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран-участниц. Функционирование зоны свободной торговли позволяет странам совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие стран-участниц зоны свободной торговли, регулирование деятельности в соответствующей области происходит без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами стран-участниц по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) – по экономическим. Эти решения уже на данной стадии должны носить обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности приобретают преференциальное по отношению к внутренним законодательным актам положение.
     В настоящее время существует несколько  зон свободной торговли, включая  Североамериканскую зону свободной торговли (North American Free Trade Agreement, NAFTA), Европейскую ассоциацию свободной торговли (European free trade association), Балтийскую зону свободной торговли, Соглашение о свободе торговли стран Юго-Восточной Азии (Association of South East AsianNations) и т.д.
     Cоглашение  о создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), включающей Австрию, Данию, Норвегию, Португалию, Швецию, Швейцарию и Великобританию (`внешняя семерка`), было подписано 20 ноября 1959 г. Вскоре в ассоциацию вступила Финляндия. Зависимые от этих стран европейские гос-ва, а также их колонии за пределами Европы также могли стать членами ассоциации. В соответствии с провозглашенным в соглашении общим принципом любое суверенное гос-во может подать заявку на членство в ассоциации. Фарерские острова присоединились к ней в декабре 1968 г., а Исландия - в марте 1970 г
     В преамбуле к соглашению подчеркивается, что ЕАСТ основана для стимулирования создания многосторонней ассоциации, охватывающей все страны - члены Организации европейского экон. сотрудничества (ОЕЭС), включая 6 стран - членов Европейского экон. сообщества (Общего рынка), в соответствии с правилами, изложенными в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ). Однако образование ЕАСТ было расценено как оборонительная мера по отношению к Общему рынку.
     В своем соглашении ЕАСТ декларирует  четыре основные цели: 1) сохранение полной занятости в странах - членах ЕАСТ; 2) обеспечение справедливой конкуренции между членами этой организации; 3) недопущение перекосов при взаимных поставках сырья между странами - членами ЕАСТ; 4) развитие мировой торговли путем снижения торговых барьеров. Однако в нем не было выражено намерения создать Таможенный союз или Общий рынок.
     Дальнейшее  существование ЕАСТ было поставлено под угрозу введением Великобританией ограничений на импорт в конце 1968 г., а также ее повторной заявкой на членство в Общем рынке в середине 1970 г. 1 января 1973 г. Великобритания, Дания и Ирландия вступили в Общий рынок.
     В 1991 г. Европейское сообщество и ЕАСТ заключили пакт, направленный на создание зоны свободной торговли в составе 19 стран, от Исландии до Средиземного моря, после его ратификации в 1993 г. странами-участницами и Европейским парламентом. Этим пактом было создано Европейское экон. пространство.
     Соглашение  о свободе торговли стран Юго-Восточной  Азии или Ассоциация стран Юго-Восточной Азии была создана по решению конференции министров иностранных дел Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин 8 августа 1967 в Бангкоке. В Декларации отмечалось, что АСЕАН открыта для всех стран Юго-Восточной Азии, признающих ее принципы, цели и задачи. Этим документом был зафиксирован статус ежегодной конференции министров иностранных дел,как главного рабочего органа АСЕАН, правомочного принимать решения по реализации положений Декларации, обсуждать коренные проблемы деятельности Ассоциации, решать вопросы приема новых членов. Штаб-квартира расположена в Индонезии, г. Джакарта.
     Это одна из крупнейших региональных организаций, объединяющая все страны Юго-Восточной  Азии. Провозгласила своей целью  содействие экономическому, социальному  и культурному развитию стран-участниц, обеспечение безопасности от вмешательства извне. Создавая зону свободной торговли, члены Ассоциации ставили цель активизировать внутриасеановскую торговлю товарами и услугами, расширить и диверсифицировать субрегиональный товарооборот и в условиях роста взаимной торговли повысить конкурентоспособность экономик своих стран. АФТА призвана также способствовать политической консолидации стран региона, подключению к экономическому сотрудничеству менее развитых стран ЮВА.
     Высший  орган – собирающаяся один раз  в три года Конференция глав государств и правительств. Центральный руководящий орган – ежегодная встреча министров иностранных дел. Имеется постоянный секретариат, так же имеются 11 специализированных комитетов.
     Балтийская  зона свободной торговли – соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 году.
     Центрально-европейское  соглашение о свободной  торговле - соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992 году.
     Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей, подписанное этими двумя странами в 1983 году.
     Зона  свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой, - соглашение было подписано перечисленными странами в 1992 году.
     Бангкокское соглашение – торговая зона, образованная Бангладешем, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1993 году.
 

     1.2 Таможенные союзы  в мире

     Таможенный  союз – соглашение двух или нескольких государств об упразднении таможенных границ и пошлин между ними (свободная торговля) и введении единого таможенного тарифа для других государств. Подобные правила торговли могут охватывать значительную долю торговли между странами-членами союза, однако не распространяться на торговлю продукцией некоторых секторов экономики, например сельского хозяйства.
     В соглашении о создании таможенного  союза оговариваются следующие моменты:
      снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;
      перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;
      устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства;
      унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;
      согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;
      введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;
      создание общей системы преференций.
     Как уже отмечалось, деятельность в рамках зоны свободной торговли не обусловливает  создание постоянно действующих  органов. Для таможенного союза возникает необходимость в регулирующих институтах. Обычно страны-участницы таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат.
     Становление теории экономической интеграции и, в частности, таможенных союзов обычно связывают с именем канадского ученого Якоба Вайнера. В соответствии с теорией таможенного союза Вайнера в результате его создания в экономике возникают два типа эффектов:
      статические, являющиеся непосредственным результатом создания таможенного союза;
      динамические – экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.
     Среди статических эффектов наибольшее значение имеют «эффект создания торговли» и «эффект отклонения торговли».
     «Эффект создания торговли» возникает в  связи с устранением импортных пошлин в рамках таможенного союза и переориентации местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник.
     В результате масштабы торговли возрастают, а благосостояние всех стран, в том числе и не участвующих в процессе интеграции, увеличивается.
     «Эффект отклонения торговли» по сути является противоположным «эффекту создания торговли» и заключается в  переориентации местных потребителей с закупки товара у более эффективного вне интеграционного источника поставки на менее эффективный внутри интеграционный.
     Существующие  расчеты показывают, что «эффект  отклонения торговли» перекрывается эффектом создания торговли, что в целом приводит к росту благосостояния. Так, по оценке Б. Балассы, образование ЕС имело весьма существенный эффект создания торговли. Если до создания ЕС каждый процент роста ВНП приводил к увеличению торговли между странами на 2,4%, «эффект отклонения торговли» практически отсутствовал [3].
     В рамках таможенного союза, проводя единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным тарифам, различные внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это дает импульс к изменению структуры потребления и производства.
     Возможны  два варианта развития событий: устанавливаемый  на внешних границах таможенного союза внешний тариф на какой-либо товар может быть выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры, или ниже. Если внешний тариф выше, то странам-членам таможенного союза приходится отказываться от более дешевого внешнего источника снабжения в пользу более дорогих внутри интеграционных ресурсов. Такие меры могут применяться исходя из самых различных соображений, например из стратегических посылок: страны сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д. с тем, чтобы уйти от внешней зависимости.
     В мире насчитывается 11 таможенных союзов, включая недавно созданный Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси.
     Во  многих частях мира таможенные союзы  созданы давно и успешно действуют. К примеру, Южноафриканский таможенный союз – один из старейших таможенных союзов в мире. Он был основан в 1910 году. по Соглашению о таможенном союзе между Союзом Южной Африки (Union of South Africa), Бечуаналендом (the High Commission Territories of Bechuanaland), Базутолэндом (Basutoland) и Свазилендом (Swaziland), а впоследствии, когда его участники получили независимость, соглашение было переутверждено 11 декабря 1969 года. Союз, заключенный между ЮАР, Ботсваной, Лесото и Свазилендом, был назван Южноафриканским таможенным союзом [13].
     Около 20 лет назад оформилась одна из крупнейших зон свободной торговли, позднее  преобразованная в таможенный союз – МЕРСОКУР. Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай начали процесс интеграции несколько раньше, чем НАФТА, и добились к настоящему времени значительных успехов в экономической и политической областях. Реализация положений Асунсьонского договора в 1991 году позволила им не только увеличить масштабы взаимной торговли более чем в 3 раза, но и заложить основы экономического союза. В соответствии с соглашением об учреждении МЕРКОСУР (январь 1995 года) в зоне свободной торговли четырех стран ликвидированы таможенные пошлины и другие ограничения на 90% товаров, согласованы общие внешние тарифы на 85% импортируемых товаров, налажен механизм регулярных консультаций на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел, экономики, финансов, торговли, социального обеспечения, культуры, в ходе которых осуществляется координация национальных политик. Для руководства процессом интеграции в переходный период в конце 1994 г. были созданы Совет общего рынка (в составе министров иностранных дел), Группа общего рынка – исполнительный орган, функционирующий постоянно и имеющий административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео, а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.
     Договор МЕРКОСУР предписывает отмену нетарифных ограничений, за исключением мер регулирования торговли вооружением, боевой техникой, боеприпасами, радиоактивными материалами, драгоценными металлами, а также рестриктивных мер, направленных на защиту здоровья и нравственности граждан, национального культурного достояния. Кроме того, сохраняется ряд нетарифных регулирующих мер, не имеющих ограничительного характера, которые подлежат упорядочению и гармонизации. Однако эта сложная и объемная работа, проводимая специальным комитетом МЕРКОСУР по нетарифным ограничениям, пока не завершена. В настоящее время Комиссия по торговле разрабатывает общий регламент по защите от демпинга.
     Как и было условлено, с 1 января 1995 года на внешних границах блока стали  действовать общие таможенные тарифы (ОТТ) на импорт из третьих стран, охватывающие примерно 85% товарных позиций единой таможенной номенклатуры МЕРКОСУР.
     В настоящее время МЕРКОСУР – это  крупнейший интегрированный рынок  Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения (более 200 миллионов человек), 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли континента.
      Одним из совокупных результатов экономической интеграции этих стран служит возросшая привлекательность данного субрегиона для иностранных инвесторов и других стран – потенциальных участников процесса объединения (присоединение Боливии, заявления Чили, Венесуэлы, Колумбии о намерении вступить в МЕРКОСУР).
     МЕРСОКУР, Восточноафриканское сообщество, Южноафриканский таможенный союз, Андская система интеграции.
 

     Механизм  функционирования зон свободной торговли 
и таможенных союзов на примере НАФТА 
и Таможенного союза России, Белорусси и Казахстана

2.1 Североамериканская зона свободной торговли

     Успех западноевропейской интеграции заставил США кардинально изменить свою экономическую и внешнюю политику, делать ставку не на бывшие десятилетиями приоритетными отношения с западноевропейскими "друзьями-соперниками" и союзниками по НАТО, а на более тесное взаимодействие с соседями по континенту, а также всестороннее экономическое, а посредством его и политическое сотрудничество со странами гигантского бассейна Тихого океана.
     В развитие этих идей и был разработан и заключен договор о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА).
     НАФТА представляет сегодня крупнейшую региональную зону свободной торговли, где 392 млн. человек производят совокупный ВНП стоимостью 8,7 трлн. долл. (1997 г.), и ее участником являются США, Канада и Мексика.
     Объединение дало дополнительный импульс взаимной торговле, и уже за первые шесть месяцев 1994 г. только Соединенным Штатам рост экспорта их товаров и инвестиций в Канаду и Мексику принес дополнительно 100 тысяч рабочих мест, а темп роста этого экспорта за тот же период вдвое превысил аналогичный темп роста во все остальные страны мира. Возрос и импорт США из этих двух стран – благодаря ослаблению взаимного таможенного режима. В целом же в соответствии с подписанным Соглашением о североамериканской интеграции на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами должны быть ликвидированы (за исключением некоторых, особо важных для каждой страны отраслей, специально поименованных в соглашении), таможенные барьеры – отменены.
     Создание  в 1994 г. НАФТА отражает новый подход в теории и практике интеграции. Впервые государство «третьего мира» добровольно объединилось с двумя высокоразвитыми странами. Разница по показателю ВНП на душу населения составляет более 8 раз (3 680 в Мексике против 28 740 в США и 19 290 долларов в Канаде в 1997 году).
     С полномасштабным вступлением в  силу соглашения об интеграции Мексика  должна получить дополнительные возможности  доступа к передовой североамериканской технологии. Однако большинство специалистов отмечают негативный характер влияния интеграции на Мексику. В США – увеличение числа рабочих мест, в Мексике – рост безработицы, сильнейший финансовый кризис зимой 1995 г., снизились темпы экономического роста, прежде всего в промышленности.
     Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий около 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в начале 1980-х, отказа от импортозамещающей стратегии развития.
     Через региональное объединение с США  Мексика стала постепенно интегрироваться  в глобальную экономику. Особое значение для нее имело также положительное  решение вопроса о внешнем  долге после значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское правительство добилось крупных кредитов от США для реализации соглашений по свободной торговле. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки. Прямые иностранные инвестиции в Мексику только за 1993–1999 гг. выросли вдвое.
     Вступлению  в НАФТА в Мексике предшествовало ухудшение положения в сельском хозяйстве. Если в середине 40-х годов производство сельхозпродукции на душу населения ежегодно возрастало на 3%, в середине 70-х – на 3,5%, то в 1981—1992 гг. оно снизилось на 18,5%. Следствием аграрного кризиса стало превращение Мексики в чистого импортера сельхозпродукции. Доля импорта в продовольственном потреблении населения увеличилась с 5% в 70-е годы до 25-30% в начале 90-х годов. С 1991 г. в Мексике проводится аграрная реформа, имеющая те же стратегические установки Всемирного банка, что и в странах СНГ: расширение сферы частной собственности на землю с перспективой полного вытеснения общинной собственности, сокращение государственной поддержки, либерализация цен и внешней торговли.
     По  мнению специалистов, открытие сельского  хозяйства Мексики в таких условиях для международной конкуренции и вступление в НАФТА поставили под угрозу производство важнейших продуктов питания: зерна, мяса и молока. Так, в 1966—1970 гг. Мексика импортировала 230 тысяч тонн зерна в год, в 1971—1976 гг. – более 2 миллионов, 1977—1982 гг. – 5,4 млн., 1983—1987 гг. – 6,9 млн. тонн. С 1990 года Мексика ежегодно ввозит главным образом из США более 10 млн. тонн зерновых. Кроме того, она стала уже самым крупным в мире импортером порошкового молока.
     Несмотря  на колоссальный разрыв в уровне производительности труда, затраты в Мексике на производство, например, одной тонны кукурузы составляют 17,8 человеко-дней против 1,1 в США; по овощным культурам более выгодно развивать производство в Мексике. Однако и по ним сохраняется экспансионистская роль США. Так, в 1994 г. экспорт мексиканских овощей в США вырос только на 2%, а североамериканских в Мексику – на 41%. По данным ИМЭПИ РАН (Института международных экономических и политических исследований Российской академии наук), НАФТА дала возможность США увеличить занятость в сельском хозяйстве на 50 тысяч человек за счет увеличения экспортных поставок в Мексику.
     Таким образом, пример НАФТА демонстрирует  использование интеграционных преимуществ одной страны в ущерб развития другой, что связано как с неподготовленностью политических кругов Мексики заключать недискриминационные соглашения, так и с объективными причинами разрыва в уровне экономического развития этих стран.
     Интерес США к расширению своего экспорта и в другие страны мира выражается в намерении, инициируемом НАФТА, создать  к 2005 г. всеамериканскую зону свободной торговли, охватывающую все Западное полушарие, в соответствии с решениями совещания в верхах в Майами. Общность языка, исторических корней, религии и культуры создают уникальную социально-политическую среду для возможного объединения экономического базиса расположенных здесь стран. Кроме того, США фактически берут инициативу в свои руки, используя объективно сложившуюся готовность стран двух континентов к объединению и неспособность их воплотить эту идею в жизнь. Так, небольшие государства Центральной Америки еще в начале 60-х годов, не без влияния начавшегося процесса западноевропейской интеграции, провозгласили собственную интеграционную модель для центральноамериканского субрегиона. Согласно документу об ее учреждении («Договор Манагуа»), предполагалось развитие полномасштабного экономического взаимодействия, направленного на создание в субрегионе зоны свободной торговли, а затем Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР). Политический и экономический кризис, на много лет поразивший эти страны, фактически «заморозил» процесс интеграционного сближения, но отнюдь не похоронил ни саму идею, ни конечную цель этого сближения, которая по-прежнему стоит на повестке дня всех двусторонних переговоров и форумов лидеров государств субрегиона.
     «Внедрение» США в латиноамериканский интеграционный процесс, как еще недавно полагали специалисты, могло развиваться в основном через активизацию своего «младшего партнера» по НАФТА – Мексики в Центральноамериканском регионе. Мексика заключила с ЦАОР соглашение о создании к 1996 г. совместной зоны свободной торговли с целью ускорения экономического развития центральноамериканских стран и скорейшего включения их в орбиту мексиканского торгового влияния. С другой стороны, наблюдатели полагали, что само вступление Мексики в НАФТА чисто технически способно осложнить процесс ее сближения с южными соседями, однако ни сама идея, ни подписанное соглашение Мексики с ЦАОР не подвергалось сомнению и тем более нападкам со стороны мексиканских северных соседей.
     В ходе последующих конференций министров торговли 34 стран Западного полушария (в июне 1995 г. и марте 1996 г.) выявились два основных подхода к развитию интеграции. Первый инициируют США (при поддержке других членов НАФТА) и Чили. Они предлагают разработать основы будущего интеграционного процесса по секторам экономической деятельности и расширять НАФТА путем присоединения к этому соглашению других стран региона в индивидуальном порядке. Другой путь предлагают Бразилия, другие члены МЕРКОСУР и страны Андской группы – через развитие субрегиональных интеграционных объединений и их поэтапное слияние.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.