На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Атомистическая концепция античных философов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Проблема первоначала  у представителей  материализма в  античности 

Античная ( от латинского слова "antuquus" - давний, старый, древний) философия - это та философская мысль, которая возникла и развивалась в государствах Средиземного моря - в рамках Греции и Римской империи - с конца 7 столетия до нашей эры до 6 столетия нашей эры. 
Античная философия возникла и сформировалась сначала в Древней Греции, которая на заре человеческой истории появилась еще в начале второго тысячелетия до нашей эры - в эпоху бронзового века. За полутора тысячи лет Греция прошла огромный исторический путь: от варварства - до цивилизации, от родоплеменных объединения - до государственного устройства всего греческого народа, и уже в 8 столетии до нашей эры стала наиболее развитым и передовым - и в политическом, и в экономическом, и в культурном отношениях - государством того времени. И за все это время как в обществе, так и сознании отдельных греков единым мировоззрением было мировоззрение религиозное.

Всемирно-историческое значение философии Древней Греции заключается в том, что именно она заложила фундамент философского мышления. Более того, древнегреческая  философия сразу же охватила все  проблемы мировоззрения и начала эффективно решать их. Фридрих Энгельс  справедливо отмечал, что в разнообразных  формах греческой философии уже  в зародыше, в процессе возникновения, были подняты вопросы всех позднейших философских школ Европы.
Материализм –  направление в философии, утверждающее первичный характер материи (телесного, вещественного) по отношению к идеальному (духовному, нематериальному). На протяжении всей истории развития философии можно заметить борьбу материализма с противоположным ему философским направлением – идеализмом. Материализм, как правило, связан с научным мировоззрением и развитием науки как одной из форм общественного сознания и духовной культуры. Соответственно формы философского материализма сменяют друг друга в зависимости от глубины научного постижения материи. В истории философии можно выделить следующие формы материализма:   

1. Стихийный  материализм. Это исторически  первая форма материалистической  философии в странах древнего  мира. Стихийный материализм основан  на представлении о том, что  всё существующее возникло из  нескольких изначальных стихий, материальных по своему характеру  (как правило, назывались в  качестве стихий земля, вода, огонь,  воздух). Считалось, что всё духовное  также обязано своим существованием  действию этих стихий. Основные  представители стихийного материализма: школа чарвака-локаята в Индии, школа книги Перемен в Китае, Фалес, Анаксимен, Гераклит в древней Греции.   

2. Атомистический  материализм. Основоположниками  этой формы материализма считаются  древнегреческие философы Левкипп и Демокрит. Они предположили, что всё существующее состоит из мельчайших, неразложимых далее, то есть простых, частичек – атомов. Само слово «атом» в переводе означает «неделимый». Представители атомистического материализма полагали, что все процессы и явления в мироздании могут быть объяснены действием атомов. Всё идеальное (душа, сознание, боги) тоже составлено из атомов. В дальнейшем многие идеи атомистического материализма были использованы последующими школами материалистической философии, а сама идея атома оказалась чрезвычайно плодотворной для науки. Основные представители атомистического материализма: Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар. 

Греческая философия  начала свое существования с рассмотрения проблемы о первоосновах мира. Она решала эту проблему в духе наивного материализма, поскольку усматривала эти основы в "простейших стихиях" - в простейшем веществе. От греческого слова "гилики" (вещество) первые греческий философы н получили название гиликийцев или еще - по географическому месту возникновения - Милетской философской школы (милетцы). 
Основатель Милетской школы и первый древнегреческий философ Фалеса из Милета (624-547 годы до нашей эры). первоосновой мира считал воду. "Все из води и в воду возвращается", - говорил он. Ученик Фалеса Анаксимандр (610-546), автор первого в истории европейской философской мысли произведения под названием "О природе", основным элементом ("стихией") мира считал неизмеримую и невидимую материи, которую он назвал апейроном (нечто неопределенное). Анаксимандр первым в истории попытался объяснить происхождение животного мира. Он считал, что первыми живыми существами на земле были рыбы, образовавшиеся сами собой из ила морского. Некоторые из этих рыб, говорил Анаксимандр, выбрались на землю, потеряли чешую, вместо которой у них появилась шерсть или перья, и таким образом (рыбы) дали начало всем существующим ныне животным на земле. 
Ученик Анаксимандра Анаксимен (588-525) первоосновой мира считал воздух. Он говорил, что под влиянием холода воздух сгущается в тучи, а затем в воду и землю, а разогреваясь, превращается в огонь. Таким образом все существующее возникает и содержится воздухом. Гиликийская школа в Милете просуществовала до 494 года до нашей эры, - до года захвата и разрушения города Милета персами. Философы из Милета бежали на запад, поселились на побережью Италии и стали основателями позднейшей античной философской школы элатов (элейцев), о которых мы скажем ниже.  
Некоторым образом к числу гиликийцев следует причислит и философа Гераклит из Эфеса (520-460), который тоже был занят поисками первоосновы мира и видел ее в огне. По его, Гераклита, словам, все образовывается благодаря охлаждению и отвердению огня: земля, разогреваясь огнем-теплом становится водой, вода, разогреваясь - воздухом, воздух воспламеняясь - огнем. "Мир - единый из всего, не создавался никем из богов или человеком, но был, есть и остается вечно живым огнем, который закономерно воспламеняется и закономерно затухает", писал он.  
3.3.в Подытоживая своих предшественников, философ Эмпедокл (483-423) четко изложил учение о том, что весь мир образовано путем соединения четырех самостоятельных первооснова мира, стихий: земли (твердого вещества), воды (жидкости), воздуха (газов) и огня. "Стихии" Эмпедокла и учение Гераклита о вспыхивающем огне вошли органической частью в учение христианского Нового завета о конечных судьбах мира. 4 стихии в европейской философской мысли удержались вплоть до 17 столетия, - до начала формирования такой науки, как химия. Собственно уже европейская философская и научная мысль до четырех стихий древнегреческой философии додала еще один, пятый - эфир. Понятие эфира в науку и в философию было введено еще Пифагором (580-500), который эфиром называл тончайшее вещество, которое состоит из одних лучей и заполняет собой пустое пространство между твердыми частичками материи. Таким образом мир как бы окутывался эфиром и купался в нем. В философской, научной и художественной литературе европейской культуры представление об эфире удерживалось плоть до гения 20-го столетия Альберта Эйнштейна, который теоретически и экспериментально доказал отсутствие эфира.

В Древней Греции положено начало - и сразу же в  совершенной, классической форме! - таким  типам философских школ, как  материализм и идеализм
3.6.а. Уже философы милетской школы, как то мы уже видели, стояли на позициях стихийного материализма. Один из крупнейших знатоков античной философии, немецкий профессор Е. Целлер (E.Zeller)[1814-1908], определил, что "9/10 всех философов античности были материалистами и только 1/10 из них разделяли взгляды платоновского спиритуализма" (идеализма). 
Наиболее четко и выпукло материалистическое мировоззрение выражено в творчестве Демокрита из Абдер (460 - 370). Для всего периода Древней Греции Демокрит был наиболее знающим и образованным человеком. Гегель и Маркс называли его энциклопедическим умом Греции. 
Демокрит учил, что весь мир и все его предметы и явления состоят из атомов и пустоты. Соединения атомов ведет к появлению (рождению), а их распад к исчезновению (смерти) предметов. Атомы - вечные, неделимые, неизменные; мельчайшие элементы материи. Демокритово понимание атомов прожило тысячелетия, аргументировалось научным авторитетом Исаака Ньютона и дошло вплоть до Менделеева и Эйнштейна, а у философском плане - до В.И.Ленина. 
Материалистические идеи Демокрита плодовито разрабатывал его младший соотечественник Эпикур (341-270), а также последователь двух великих греков римский философ Лукреций Кар (99 - 50). Вся история развития философского материализма не случайно называется историей развития "линии Демокрита в философии".

Материализм (лат. materialis – вещественный) – научное философское направление, противоположное идеализму. Различают материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие теории зрелости материализма. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, не сотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая знание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая о познаваемости природы.
В истории философии  материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев  общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, материализм способствовал  росту научного знания, совершенствованию  научных методов, что в свою очередь, оказывало благотворное влияние  на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил. В процессе взаимодействия материализма и специальных наук изменялись вид и формы самого материализма.
Первые учения материалистов появились вместе с возникновением философии в  рабовладельческих обществах древней  Индии, Китае и Греции – за несколько  веков до н.э. – в связи с прогрессом в области астрономии, математики и другими естественнонаучными знаниями, а ее достижения были всегда связаны с конкретными философами. Этот период называют досократовским, а философов – досократиками. Исходной точкой развития античной философии был философский материализм к нему относится Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит при различиях между ними, полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и притом вещественного, начала. Материализм в античной философии развивали Анаксагор, Эмпедокл. Материализм состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего (Элемент). Заслугой древних материалистов было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Однако внутри этой наивно-материалистической основы рано наметились отдельные воззрения, которые в последствии привели к возникновению идеализма. Раскол на материалистические и идеалистические направления появились уже у самых ранних греческих мыслителей. Эти противоречия, превратились во второй половине 5 в до н.э. и в первой половине 4 в. до н.э. в противоположность материализма и идеализма. 
 

Фалес (ок. 625 – ок. 547 гг. до н.э.) сочетал разностороннюю практическую деятельность с глубоким интересом к изучению природы и мироздания. Ученик вавилонских жрецов, занимавшихся астрономией, он сам сделал ряд открытий. Ему принадлежит год на 365 дней, и определил продолжительность в 30 дней, составил календарь. Имеются свидетельства практических достижений Фалеса: он был строителем мостов, изобретателем военных технических усовершенствований, гидротехником, создателем гидравлических часов.
Учение Фалеса о воде как о вечной, бесконечной, движущейся, вещественной первооснове, из которой происходят все вещи и  в которую они превращаются вновь, уже содержало в себе диалектическое миропонимание. Но материализм Фалеса был еще наивен, и в нем оставалось еще немало мифологических представлений.
Анаксимандр (ок. 10 – после 547 г. до н.э.). первоначалом он полагал первовещество, которое назвал «апейрон», т.е. неопределенное (беспредельное, бесконечное). «…у него (беспредельного) нет начала, но оно само кажется началом остальных вещей. Оно объемлет все и сам правит»[1]. таким образом, первый в качестве первоначала выступило вещество не в его чувственно воспринимаемой форме., а как не дифференцируемое в своих качествах, как вещество вообще, а природе свойственна стихийная диалектика бесконечного (апейрон).
Анаксимен (ок. 588 – ок. 525 гг. до н.э.), который материальным первоначалом всего сущего считал воздух. Большое значение у Анаксимена приобрела идея о влиянии количественной степени плотности на качества вещей: различные степени разрежения и уплотнения воздуха приводят к возникновению всех разнообразных веществ. Так, разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь ветром, затем – облаками, водой, землей, камнями. Души людей так же родственны воздуху. Управление миром со стороны какой-либо сверхъестественной силы Анаксименом отвергалось.
Гераклит Эфесский (ок. 520 – 460 гг. до н.э.). В основу всего существующего Гераклит вещественной первоначало – огонь, оно же представляет собой первоначало и общественный образ всеобщего процесса. Выбор огня в качестве первоначала у Гераклита был не случаен: мир или природа, согласно Гераклиту, находится в процессе непрерывных изменений, а из всего, что есть в природе, наиболее способен к изменениям, наиболее подвижен именной огонь.
Эмпедокл считал элементами материи («корнями всего  сущего») четыре первовещества – землю, воду, воздух и огонь, а движущими силами – любовь (силу притяжения) и вражду (силу отталкивания). Когда любовь преобладает над враждой, все разнородные элементы соединяются и в конце концов сливаются, образуя единый, образуя единый бескачественный шар. При преобладании вражды элементы все более разъединяются, и в конечном итоге мир распадается. Мир Эмпидокла представляет собой то полное единство, то бессвязную множественность, и это чередование происходит до бесконечности.
Анаксагор был  сторонником атомизма и придерживался  учения о неразрушимых элементах (атомах). Однако количество их он считал бесконечным  и бесконечно делимым (а бесконечные  множества, могут быть не только конечной, но и бесконечно малой).
Анаксагор был  первым ученым, дающим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.
Левкипп и Демокрит из Абдеры (ок. 460 – 370 до н.э.) сформировался атомистический материализм Левкиппа и Демокрита. Основной принцип философии Демокрита состоит в гипотезе о существовании неделимых частиц вещества (греческое слово «атомос» означает «неделимый»), который и выступает в качестве первоначала всего сущего. Атомистическая ситема Демокрита основана на принципе всеобщего детерминизма. Все в природе взаимосвязано, закон причинной связи пронизывает от начала до конца все устройство мира. Все подчинено безусловной, абсолютной связи причин и следствий. В мире нет случайных предметов и явлений.
Атомистический  материализм. Название учения показывает, что основное физическое (и философское) воззрение Левкиппа и Демокрита состоит в гипотезе о существовании неделимых частиц вещества. Греческое слово "атомос" означает: "неделимый", "неразрезаемый на части". По сообщению Симплиция, Левкипп и Демокрит говорили, что начала (физические элементы) бесконечны по числу, и их они называли "атомами" и считали их неделимыми и непроницаемыми, вследствие того что они абсолютно плотны и не заключают в себе пустоты. Они говорили, что разделение происходит благодаря пустоте, заключающейся не внутри атомов, а в телах, атомы же отделены друг от друга в бесконечной пустоте и различаются внешними формами, размерами, положением и порядком. Атомы носятся в пустоте; настигая друг друга, они сталкиваются, причем, где случится, одни отскакивают друг от друга, другие сцепляются или сплетаются между собой вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел [текст Симплиция: 38, с. 204].
Левкипп и Демокрит полагали, что бесконечно не только число атомов во вселенной, но и число возможных для различных атомов форм, т. е. их фигур, очертаний. Существуют атомы самой различной формы: шаровидные, пирамидальные, неправильной формы, крючковатые и т. п. Число этих различных форм бесконечно.
Доказательство  бесконечного числа форм атомов, конечно, не могло быть эмпирическим, вследствие невидимости и неосязаемости  этих форм, а только логическим. Таким  логическим доказательством атомисты считали отсутствие достаточного основания для утверждения, будто число атомных форм ограничено: они утверждают, сообщает Симплиций, что число форм у атомов бесконечно разнообразно "по той причине, что оно нисколько т больше такое, чем иное" [цитата из Демокрита у Дильса (54, II, S. 23); 38, с. 226].
Это учение - новый  и вполне оригинальный способ решения  естественнонаучной и философской  проблемы, которая была поставлена перед греческой мыслью элейцами с их учением, согласно которому истинно сущее бытие не может ни возникать, ни погибать. Левкипп и Демокрит (так же, как Эмпедокл и Анаксагор) согласны с этим тезисом, но вместе с тем борются против воззрений элейцев, отрицавших мыслимость множества и мыслимость движения. Необходимо построить - такова идея Левкиппа и Демокрита - учение о природе, которое, принимая основной тезис элейцев о невозможности для истинно сущего бытия ни возникать, ни исчезать, в то же время отбросило бы ложные предпосылки элейского учения и признало бы не только чувственно воспринимаемую реальность движения, но также и его мыслимость, а также реальность и мыслимость множества. Мы видели выше, что Эмпедокл пытался решить эту задачу, разработав гипотезу о четырех "корнях всех вещей" и о двух силах, которыми они приводятся в движение. Анаксагор ту же задачу пытался решить, выдвинув гипотезу о существовании бесчисленного множества весьма малых частиц, а также о существовании отдельного от всего "ума" - механической движущей силы, которая приводит эти частицы в движение. Но ни Эмпедокл, ни Анаксагор не предполагали, что элементарные частицы вещества являются частицами абсолютно неделимыми, принципиально не допускающими возможность дальнейшего разделения или раздробления. Именно эта мысль становится основой материалистической философии и физики Левкиппа и Демокрита.
Предпосылки учения атомистов требовали обоснования. Главная задача заключалась в  том, чтобы преодолеть ошибочное  скептическое и метафизическое положение элейцев, отрицавших возможность мыслить движение в пространстве, не впадая при этом в противоречие.
Атомисты не ставят вопрос о причине движения атомов. Они не ставят его не вследствие "беспечности", как думал о  них Аристотель [Met., I, 4, 985 в], а потому, что движение атомов представляется им изначальным свойством атомов. Именно как изначальное оно не требует объяснения причины. Но учение о движении атомов не есть и произвольное утверждение философа о том, что происходит в области чувственно невидимого и невоспринимаемого. Теория о невидимых нами движениях весьма малых атомов внушается нашему уму наблюдениями над процессами и явлениями, происходящими в чувственно воспринимаемой природе. Теория атомизма возникла у Левкиппа и Демокрита на основании наблюдений и некоторых аналогий.
Предметом этих наблюдений были такие общеизвестные  факты, как способность некоторых  твердых тел сжиматься. Если тела могут сокращаться в своем  объеме, значит, они состоят из частиц, между которыми имеется пустое пространство, иначе как могли бы они уменьшиться  в объеме? В соответствии с этим Демокрит (по сообщению Теофраста) пояснял, что большая или меньшая степень твердости и мягкости "соответствуют большей или меньшей степени плотности и разреженности" [55, с. 517; 38, с. 263].
Наряду с этими  соображениями в основе атомистической гипотезы, по-видимому, лежали и некоторые  аналогии, в особенности при объяснении движения атомов. Согласно одному из дошедших до нас текстов, по учению Левкиппа и Демокрита, атомы носятся или движутся в пустом пространстве во всех направлениях, "трясутся", по несколько странному выражению комментатора. У Лукреция в его философской поэме "О природе вещей" развивается прекрасный образ, восходящий - через Эпикура, последователем которого был Лукреции - к аналогии самого Демокрита. Лукреций сравнивает движение "трясущихся" во всех направлениях атомов с беспорядочными движениями пылинок в воздухе. В самом деле, если сквозь .щель. пропустить в комнату солнечный свет, то в снопе лучей этого света можно заметить сверкающие пылинки, которые носятся по всем направлениям вверх и вниз:
 Такого рода аналогии наводили Левкиппа и Демокрита на мысль, что подобно тому, как в мире, воспринимаемом нами посредством чувств, существуют такие, казалось бы, совершенно беспорядочные, направленные в различные стороны, движения мелких пылинок, так и в мире, нами не воспринимаемом (по причине чрезвычайной малости этих частиц, или элементов), постигаемом только посредством ума, происходит беспорядочное движение частиц, или "атомов", во все стороны.
Все вещи и тела видимого, ощущаемого мира, согласно их учению, возникают- в результате временного соединения невидимых и неосязаемых вещественных частиц. Эти частицы уже не обладают, вразрез с Анаксагором, потенциальной делимостью до бесконечности. Это частицы, абсолютно не делимые и потому называемые "атомами (??????)".
Сложным вопросом характеристики учения Демокрита является вопрос о том, какой представлял себе Демокрит предельную величину атомов. Вообще говоря, атомы, по учению Левкиппа и Демокрита, - : это настолько малые частицы вещества, что непосредственно, при помощи чувств, их существование не может быть обнаружено: о нем мы только заключаем на основании „ доказательств или доводов ума. Однако сохранились свидетельства, из которых видно, будто Демокрит допускал существование не только весьма малых, чувственно не воспринимаемых атомов, но и атомов любой величины, в том числе весьма больших, Тексты, имеющиеся по этому вопросу, неясны, даже противоречивы. В частности, о признании Демокритом существования весьма больших атомов говорит Эпикур (конец 4 - начало 3 в. до н. э.).
Однако Аристотель, более близкий по времени к  Демокриту, чем Эпикур, ничего не говорит о существовании у Демокрита такого мнения. В своей монографии о Демокрите (из которой цитирует Аристотеля его комментатор Симплиций) Аристотель говорит о Демокрите, будто "Демокрит полагал, что вечные начала (т. е. атомы. - В. А.) по своей природе - маленькие сущности, бесконечно многие по числу" [75, р. 133а; 38, с. 225].
Эти сущности - атомы - "настолько малы, что недоступны восприятию наших органов чувств" [75, р. 133а; 38, с. 225]. Говоря об атомах Демокрита как о "маленьких сущностях", Аристотель тут же разъясняет, что Демокрит допускал и бесконечно большую по величине сущность, а именно - пустое пространство, или пустоту. Где же, как не в этом месте, Аристотелю следовало бы сделать оговорку, что Демокрит допуская и существование очень больших атомов, если бы таков был его взгляд. Однако такой оговорки у Аристотеля нет, и это наводит на мысль, что у Демокрита не было учения о возможности существования атомов огромных размеров и что полемика Эпикура с Демокритом по этому вопросу основывается на каком-то недоразумении или ошибке в понимании Демокрита.
Важно подчеркнуть, что Левкипп и Демокрит полагали, что число атомов бесконечно. По разъяснению Симплиция, они постулировали существование бесконечного множества атомов, потому что эта бесконечность необходима для объяснения всех явлений, наблюдаемых в физическом мире:-только тем, кто считает атомы бесконечно многими по числу, удается всему дать разумное объяснение. Это обоснование - классический пример возникновения научной гипотезы.
Будучи все  без изъятия "маленькими сущностями", атомы имеют различные формы. Различиями в форме атомов Демокрит объяснял соединение атомов во" временно устойчивые образования, т. е. . в миры: будучи весьма разных форм, атомы сцепляются между собой и таким образом производят и мир и все явления в нем, точнее" производят бесчисленные миры.
Важность этого  свойства - различия их форм - отразилась и в терминологии Демокрита. Свои первоначальные частицы вещества Демокрит называет не только "атомами", но и "неделимыми формами". Но в греческом языке понятие формы иногда выражалось посредством слова, означающего "вид", "очертание". Для слова же "вид", кроме термина "эйдос", существовал также термин "идея". Слово "идея" здесь означало не "понятие" или "мысль" в современном значении, а именно "вид", "очертание", "форму". Этим значением слова "идея" Демокрит воспользовался как термином, означающим "неделимые формы", или "атомы". Не удивительно поэтому, что специальное сочинение философа об атомах (до нас не дошедшее) называлось "Об идеях". По крайней мере, таково сообщение Секста Эмпирика.
В учении об "атомах" ("идеях") Демокрит - материалист. То, что он называет "идеями", есть телесные формы, или сущности. Это бесконечные по числу; атомы, частицы вещества, движущиеся в бесконечном пустом пространстве.
Такую особенность  Демокрита в применении термина "идеи" необходимо заметить, так как впоследствии младший современник Демокрита, афинский философ Платон, стал применять тот же термин "идеи", но уже в идеалистическом смысле. И у Платона "идеи" - термин, означающий истинно сущее бытие. И у Платона "идеи" - формы. Но у Платона его "идеи" (или "виды", ."формы") - формы бестелесные. Они пребывают в особом, "занебесном", по выражению Платона, месте. Они постигаются не чувствами, а умом, отрешенным от всего чувственного. Одно и то же слово "идея" у Демокрита имеет материалистический смысл, а у Платона - идеалистический.
Но если мы принимаем, что атомы - не видимые по своей  чрезвычайной малости сущности или  формы, то возникает вопрос, какими свойствами или качествами обладают эти формы? Те ли это качества, который  наши чувства находят в физических телах окружающего нас мира - цвет, теплота, запах, звучание - или, быть может, качества атомов совсем иные?
Из высказываний самого Демокрита видно, что, согласно его учению, чувственно воспринимаемые качества тел не существуют в телах в действительности. .Различия между телами по цвету, теплоте, вкусу и т. д. не отвечают природе самих вещей. В атомах действительны не эти качества, а только различия между ними по форме, по величине, по порядку и по положению в пространстве. Эти качества, различимые у различных атомов, и пустота, в которой движутся обладающие этими качествами атомы, - это все то, что по истине существует в действительности.
Высказывание  самого Демокрита по этому вопросу - ясное, но, к сожалению, слишком краткое - дошло в цитатах поздних античных ученых Секста Эмпирика и Галена. Секст выписал из Демокрита фразу, где Демокрит говорит: "Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении горькое, в мнении теплое, в мнении холодное, в мнении цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота" [74, VII, 135; 38, с. 224].
Ту же мысль  о свойствах атомов, общую у  Левкиппа и Демокрита со всем античным атомистическим материализмом, выразил Эпикур в письме к Геродоту: "...следует думать, что атомы не обладают никаким свойством предметов, доступных чувственному восприятию: кроме формы, веса, величины и всех тех свойств, которые по необходимости соединены с формой. Ибо всякое свойство изменяется, а атомы нисколько не изменяются, потому что при разложениях сложений сложных предметов должно оставаться нечто твердое и неразложимое, что производило бы перемены... посредством перемещений некоторых частиц, и прихода и отхода некоторых" [34, II, 1947].
Учение Левкиппа и Демокрита о качествах тел было совершенно новой точкой зрения, впервые введенной в древнегреческую философию и науку. Оно оставило глубокий след в развитии последующей физики, химии и философского понимания природы. От Демокрита пошло возобновленное в XVII в. (Галилей в Италии, Декарт во Франции, Гоббс и Локк в Англии) различение двух видов качеств: согласно их взгляду, существуют наблюдаемые нами в телах качества, которые объективно принадлежат не только телам, но и составляющим тела атомам. Эти качества - коренные, или основные, физические свойства материальных предметов и материальных элементов всего существующего. И есть качества, которые нам только представляются находящимися в самих телах, но в действительности не принадлежат ни телам, ни атомам. Они воспринимаются нами в зависимости от особого отношения между основными - первичными - свойствами тел и органами нашего чувственного восприятия.
Впервые развивая это учение, Левкипп и Демокрит заложили основы будущего, сложившегося лишь в XVIII в. естественнонаучного воззрения, которое, отвлек каясь от качеств, непосредственно воспринимаемых нами в предметах и явлениях мира, провозглашает эти качества производными, вторичными и стремится обнаружить их основные, объективно принадлежащие им, но не улавливаемые нашими чувствами коренные (первичные) свойства материальных элементов природы. В XVIII столетии взгляд этот наука стала противопоставлять как новый "качественной" физике средневековых схоластиков. Однако будучи новым по отношению к понятиям схоластиков, взгляд этот восходил к учению о качествах тел, впервые развитому Левкиппом и Демокритом.
Замечательное атомистическое воззрение Демокрита развилось в неразрывной связи с понятием о вечности времени. Аристотель сообщает, что вечность времени была для Демокрита средством доказательства того, что существует невозникшее бытие. За исключением Платона, все философы, как указывал Аристотель, считали время нерожденным. "Поэтому и Демокрит доказывает невозможность того, чтобы возникло все, так как время не является возникшим"
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.