На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат История риторики в Европейских странах

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ 

На тему: «История риторики в Европейских странах» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          
 
 
 
 
 
 
 

2009 

План: 
 

Введение 

    1. Из истории  риторики и красноречия 

     2. Античная риторика 

     3. Риторика Аристотеля 

     4. Риторика в Риме: Цицерон 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

             Риторика – наука об убеждающей речи. С самого начала своего существования риторика обслуживала нужды говорящего и пишущего.
            Риторика необходима для всех  людей, которым в силу их профессиональной принадлежности  приходится говорить. Сегодня, как и давние времена, наибольший интерес в риторике проявляет «говорящий класс». То есть люди, так или иначе связанные с публичным пространством,-журналисты, политики, политологи. Когда риторика зарождалась, в роли публичного пространства  выступала агора – городская площадь. Сегодня эта аудитория  средств массовой информации  - эфир,  газетные полосы,  часто посещаемые сайты и т.д. Однако интерес  к риторике проявляют и те, кто обращается  к небольшой аудитории, к группе людей или даже к одному человеку, скажем, партнерам по переговорам. В этом смысле в риторике заинтересованы бизнес, торговля, дипломатия, сфера обслуживания, медицина, педагогика. Во всех этих случаях риторика также обслуживает нужды говорящего, показывает, как делать тексты, как строить речь, учит говорить убедительно. Возможно не лишним будет указать,  что изучение риторики для говорящего и риторики для слушающего полезно любому человеку, который имеет дело с текстом. Не  умея анализировать тексты, мы лишаемся возможности совершенствовать свои навыки создания текстов;  следовательно, практикующий оратор или автор должен обладать хотя бы минимальными знаниями, которые помогали бы ему извлекать практическую пользу из тех текстов, которые они читает. С другой стороны, для того чтобы качественного анализировать тексты, необходимо понимать, почему их автор совершил именно этот, а не иной выбор, почему он  пошел именно по такому пути, отказавшись от других возможностей. А понимать это можно в том случае, если сам понимающий настолько владеет системой  понятий, которые он использует для анализа, что может самостоятельно создавать тексты.
            Классическая риторика  включала  пять разделов:
    Инвенцию
    Диспозицию
    Элокуцию
    Меморию
    Демонстрацию
            Первая часть занималась выработкой аргументации,  разработкой общей концепции риторического текста. Вторая – вопросами композиции этого текста. Третья – языковыми средствами. Четвертая учила, как запоминать речь, пятая – самому произношению.  
 
 
 
 

      Из истории риторики и красноречия
 
             История риторики, которая является ровесницей европейской культуры в целом, начинается  приблизительно два с половиной тысячелетия, а потому естественно, что на протяжении этого огромного периода риторика переживала как 2хорошие, так и «плохие» времена. И длительная история риторики как дисциплины лишний раз  доказывает, что в этом знании есть определенная польза.
            Риторика – это вечная спутница  демократии. Риторика возникла, а также переживала расцвет в те периоды, когда публичное общение не сталкивалось с особыми ограничениями, когда была возможность и необходимость говорить то, что ты думаешь, прямо и открыто.
           Именно этим обусловлено и  активное возрождение  риторики в наши дни. Попытки создания эффективных демократических институтов невозможны без существования развитых коммуникаций, в рамках которых любой член общества имеет право выражать свое собственное мнение. И в силу того что длительное время в нашей стране практически не было подлинно публичных  коммуникаций, риторика оказалось достаточно востребованной.
            Нельзя сказать, что риторика  существует только там, где  есть демократия. Правильным было  бы более неопределенное утверждение:  судьба демократии  сказывалась и на судьбе риторики. В зависимости от того,  насколько развитыми были демократическими институты общества, риторика либо вообще практически исчезла из сферы практики и науки, либо приобрела особые формы , получила переосмысление.
Например, в советском Союзе, несмотря на все заявления о демократичности строя, расхождения с государственной идеологией строго каралось, а потому и риторики в традиционном смысле этого слова не было. Конечно, существовало ораторское искусство, которое кое-что заимствовало из риторики. Однако эта дисциплина обслуживала потребности лекторов,  преподавателей,  и меньшей степени  - журналистов  и политических деятелей: по крайней мере, о существование риторики как оружие в политической, идеологической и прочей борьбе было почти забыто.
          Рассмотрим историю риторики  более детально, обращая внимание  на то, какие основные изменения   затрагивали  ее в каждую  историческую эпоху.  

II Античная риторика 

           Считается, что риторика возникла  в V веке до нашей эры на Сицилии, когда была свергнута сиракузская тирания и люди столкнулись с необходимостью вести множество споров и тяжб, которые требовали умения убеждать. Среди первых наиболее ярких риторов можно называть Горгия (483-367 гг. до н.э.), которые иногда называют основателем риторики. Этот статус,  приписываемый Горгию, достаточно сомнителен, поскольку нам известно, Горгий был учеником Лисия – сиракузского оратора,  который основал собственную школу, а сам Лисий был учеником Коракса. Согласно древним представлением,  риторика была дана людям Меркурием по приказу Юпитера.
            Возникновение риторики тесно  связано с греческой цивилизацией. Сам термин «риторика» - греческого  происхождения:  он восходит к  слову «rhetor»  греческому названию оратора,  от которого и было образовано слово «rhetorike» - « искусство создания и произнесения речи». Кстати, и по-русски слово «риторика» раньше не редко писалось иначе, ближе к греческому оригиналу  - «реторика».
           Возникновение риторики тесно связанно с деятельностью  софистов – древнегреческих философов, которые известны прежде всего тем, что полагали, будто доказать можно что угодно,  главное – выбрать правильные средства доказательства. Это широкое понимание убеждения, которое включает в себя и манипулирование сознанием неправильных и недопустимых способов доказательства, впоследствии было подвергнуто суровой критике. И не без оснований.  Однако эта особенность зарождения риторики очень важна. По-видимому, именно из-за этого практически на всем протяжении истории этой дисциплины за риторикой сохранялась репутация не совсем «честного» инструмента.  По крайнем мере, такое мнение можно было встретить у некоторых крупных культурных деятелей в любой период европейской истории. Хотя риторика достаточно быстро освободилось от этого морального сомнительного груза, особенности ее рождения, наложили отпечаток на ее дальнейшее существование.
        Чтобы лучше понять, в чем состояла  эта первоначальная установка  ранних риторов, приведем в  качестве примера известный силлогизм «Рога», который приписываются одному из софистов 

Все, что  ты не потерял, ты имеешь.
Ты не потерял рога.
Следовательно, у тебя есть рога. 

            Ошибочность этого рассуждения  очевидна, однако опровергнуть его  не так просто: оно построено  в соответствии  с логическим законами. Ради справедливости здесь надо отметить  один важный момент. Возможно, в том, что такие рассуждения рассматривались кА вполне допустимые, тоже была необходимость. По крайней мере, сначала необходимо узнать, какие способы доказательства существуют чтобы потом отобрать из них те, которые действительны приемлемы.
            Впрочем, нельзя сказать, что  софисты были плохими ораторами  и не могли убеждать, используя  более приемлемые средства. С  этой точки зрения любопытным  представляется  следующая история  из жизни Протагора – одного из наиболее ярких представителей этого движения. Протагор учил одного молодого человека искусству убеждения бесплатно; за обучение он должен был заплатить в том случае, если выиграет свою первую тяжбу. Когда по окончании обучения Протагор вдруг потребовал плату  и стал угрожать судом, справедливо указав, что если он, Протагор, выиграет дело, то ученик будет обязан заплатить по решению суда; если же он проиграет, то эта будет первая успешная тяжба его ученика, а следовательно, ученик будет ему заплатить. На это ученик возразил ему, что если Протагор выиграет дело, то он сможет отказаться от уплаты в силу заключенного соглашения, если же он выиграет это дело, то сможет не платить по решению суда. Протагор, как сообщается в источниках, отказался от уплаты.
          Тем не менее  роль софистов  была достаточной важной. А все  дело в том что они первыми  решились поставить под сомнение  то, что все остальные понимали  на веру. С этой точки зрения  их влияние на культуру в  целом  было огромным. Более того, если бы не софисты видимо, философы вообще не открыли бы такового явления, как истина. И действительно, если бы небыло обнаружено, что под сомнение можно поставить все без исключения, то нельзя было бы увидеть итого, что какие-то вещи в действительности  нельзя отрицать!
            Важную роль в становлении  риторики сыграл древнегреческий  философ Платон хотя его влияния не было однозначным. Модель сократического диалога, то есть диалога, в котором  участники при помощи умело  поставленных вопросов ищут истину, оказала очень большое внимание на становление риторики. В отличие от традиционного понимания риторики как искусство убеждать, идеал Платона, отразившейся в образе Сократа из его диалогов, состоял не только в убеждении, то есть одностороннем процессе воздействия на слушающего,  но и в поиске истины.  Утверждение Платона о том, что нельзя овладеть искусством красноречия, не познав истины, очень важно для риторики – и не только с теоретической, но и  с практической точки зрения. По крайней мере, это утверждение  позволяет выделить особую перспективу в разработке речи и преподнесении ее слушателям:  уже одно то, что оратор показывает в своей речи не готовый результат, а процесс его нахождения, проводя слушателей  по тому пути,  который он проделал сам, делает речь гораздо более убедительной. Платон очень негативно относился к софистам  и к софистической риторике. Именно Платон  поставил под сомнение моральные основы, на которых базировалась риторика софистов.
            Критика софистов, предпринятая Платоном, не кажется особенно обоснованной, поскольку вряд ли является объективной  и совершенно не предвзятой, лишенный эмоциональности, которая, как известно, с истиной далеко не всегда совместима. 

III Риторика Аристотеля 

            Особый этап развития риторики справедливо связывают с именем Аристотеля  (384-322 гг. до н. э.) –древнегреческого философа логика и ритора. Среди его работ, имеющих непосредственное отношение к риторике, следует называть трактаты «Риторика», «Топика» и «О софистических опровержениях».
            Аристотелю удалось реабилитировать  риторику, исключив  использование  риторики.  Связанное с манипулированием  сознанием, при помощи указания  на то, что риторика должна  пользоваться только допустимыми  средствами убеждения. Наследие софистов нуждалось в такой кардинальной переработке, в отсеивании того, что не может использоваться при доказательстве своей точки зрения. Еще одно важнее достижение Аристотеля – это открытие собственно риторических доказательств.  По мнению Аристотеля, оратор должен опираться на логику,  однако не должен забывать  и о ценностной  и психологической стороне убеждения. Все это нашло отражение в противопоставлении логоса, этоса и пафоса. Риторика посвящена анализу разных типов аудитории: Аристотель оправдано связывает, например, с возрастом слушателей их особенности, которые оратор должен учитывать  создании речи.
           Немалое влияние Аристотель  уделял  дружеской беседе,  обогащающей  соучастников, приносящей радость.  Не обойдена вниманием и деловая речь, связанная с составлением документов,  текстов, законов, договоров, с торговыми отношениями и т.д.
             Аристотель создавал учение об  этосе, логосе, и пафосе – основных  категориях научной риторики.
            Этос – это уместность речи, ее соответствие нравственным ожиданиям слушателей, которые могут принять эту речь или отвергнуть. В этом тезисе подразумевается уважение к слушателям, обращение к адресату.
            Пафос – это смысл создателя речи, развиваемый перед слушателями. В этом тезисе сосредоточена позиция говорящего, его убеждения.
            Логос – словесные, языковые средства, а также логика, их оратор использует для достижения цели, для убеждения.
          Всякий вид речи (судебная, совещательная  и эпидейктическая) есть неизбежное единство этоса, пафоса и логоса. В три вида речи выступают в единстве, во взаимодействии. Так, в речи судебной этос – это народный суд, действительно имевший место в Афинах, это диалог, в котором должна восторжествовать справедливость. Пафос – стремление выяснить правду, добиться ясной картины отношений сторон. Логос -  имеет свою цель все передать точно и ясно, выразить обстоятельства спора с предельной безупречностью мысли и словесного оформления.
            То же применительно к народному  собранию, к  совещательной речи: этос несут в себе все участники – те, кто выражают свое мнение, кто  в конечном счете, принимает решение или отвергает его, их совесть; пафос -  цель отстоять свою позицию, свое понимание истины; логос – словесное совершенство,  мастерство выражения, выразительность, которая особенно ценится  в ситуациях торжества. Именно этой ступени зачастую срабатывает сила убеждения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.