На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Росийская империя во втрой половине 19 века

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

 

Введение

 
      Тема  данной работы – Российская империя  во второй половине Х1Х века.
      Историческая  актуальность данной работы связана  с тем, что  вторая половина Х1Х  века насыщенный социальными, внутриполитическими  и внешнеполитическими событиями. Во второй половине XIX в. в России  бурно начали развиваться капиталистические отношения. Их становление оказывало влияние на все сферы жизни общества. Развивалась промышленность, возникали новые промышленные районы. Сельское хозяйство все в большей мере связывалось с рынком. Росли крестьянские промыслы, продолжался процесс экономической специализации районов. Но дальнейшее развитие российской промышленности и экономики  было замедленно существованием крепостного права. Имевшиеся в стране противоречия вели к обострению борьбы, и недовольству крестьян сложившейся ситуацией.  К тому же ситуация в стране еще в большей мере обострился в результате поражения России в Крымской войне, реультаты которой показали отставания России от стран Запада, сделавших к тому времени  рывок в своем социально-экономическом развитии. Попыткой преодоления кризиса были буржуазные реформы, проведенные в правление Александра II.
      Однако  надо отметить, что сравнительно благополучная ситуация для царизма после реформы 1861 г. привела к тому, что на рубеже XIX-XX вв. реформистские тенденции в России оказались в тупике. В конце XIX в. Россия продолжала оставаться страной самодержавной.
      Цель  данной работы – рассмотреть социально-экономическое  и политическое положение Российской империи во второй половине Х1Х века.
      Задачи  данной работы:
      1. Рассмотреть общую характеристику развития Российской империи во второй половине Х1Х века
      2. Проанализировать  буржуазные реформы  60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х  гг.
      3. Показать социально-экономическое  развитие Российской империи  во второй половине Х1Х века.
      Предмет работы – социально-экономическое и политическое положение пореформенной России во второй половине Х1Х века.
      Источниковой  базой работы явились монографии по истории отечества  второй половины  Х1Х века, статьи из журнала «Отечественная история»   Буганова В.И., Зырянова П.Н.,  Захарова Л.С.,  Литвака Б.Г, Мунчаева Ш. М. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1. Общая характеристика развития Российской империи во второй половине Х1Х века

 
 
  Итак, возникшая в начале XIX в. возможность  более быстрого движения России к  мировой цивилизации была упущена. Ни правительство, ни общество еще не были готовы к решительному повороту страны в новом направлении, хотя объективная потребность в этом ощущалась и самодержавием, и обществом.
  К середине XIX в. отставание России от стран  Запада, сделавших огромный скачок в своем развитии, не уменьшилось, а возросло.
  В России практически не было к этому  времени акционерных обществ и банков, без которых крупное капиталистическое хозяйство не могло развиваться. Но самым главным тормозом на пути буржуазного развития продолжало оставаться крепостное право. В полной мере это показала Крымская война (1853-1856), которая закончилась поражением царизма.
  Прямым  следствием экономической и военной  самодержавно-крепостнической политики стали снижение жизненного уровня народа, застой в экономике.[1, с. 167]
  Усилились социальные конфликты. Крестьянские волнения находили сочувствие в среде демократической интеллигенции. Передовое дворянство и торгово-промышленная буржуазия, переживавшие падение международного престижа России после Крымской войны, консолидируются и формируют оппозицию консервативным сторонникам традиционного самодержавно-крепостнического российского общества. Борьба между ними постепенно приобретала все более острый характер, так как в конечном итоге в ней решался вопрос о власти. Не случайно Александр II, выступая перед предводителями дворянства в Москве 30 марта 1856 г., обосновывая намерение провести крестьянскую реформу, отмечал: "Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу".
  В этих условиях новую окраску приобретает  давний спор между западниками и  славянофилами об отношении к  европейской цивилизации и использованию ее опыта в России.
  В стране усиливалось настроение в  пользу реформ. Вместе с тем, поскольку  одной из особенностей исторического процесса в России была решающая организующая роль государства, любая реформа не смогла бы осуществиться даже при наличии всех необходимых объективных предпосылок без включения в этот процесс самодержавной власти. Александр II, старший сын Николая I, к моменту своего вступления на престол (в возрасте 37 лет) был хорошо подготовлен к государственной деятельности. Несколько лет он участвовал в работе Крестьянского комитета и, будучи реалистом, вполне осознавал необходимость перемен. .[2, с. 23 ] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Буржуазные реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг.

 
  Александр II, склонявшийся к отмене крепостного  права с предоставлением крестьянам определенной хозяйственной самостоятельности, т.е. земли, пошел на неординарную меру. Вместо практиковавшихся ранее ведомственных комитетов, занимавшихся отстаиванием местнических интересов, был создан вневедомственный орган— Редакционные комиссии, непосредственно подчинявшиеся царю. В их состав входили радикально настроенные чиновники, а также независимые эксперты из помещиков.
  Комиссии  учитывали мнение губернских комитетов. Новшеством стала гласность в  работе комиссий: об итогах их работы регулярно  осведомлялись высшие чиновники  государства и предводители дворянства. Кроме того, в своей работе комиссии опирались на научно обоснованные экономические расчеты. Среди реформаторов, причастных к работе редакционных комиссий, особо выделялись Я.И. Ростовцев, Н.А. Милютин, М.Х. Рейтерн, П.П.                Семенов-Тян-Шанский и др.
  Итоги работы комиссий отразились в Манифесте  царя от 19 февраля 1861 г., объявившем отмену крепостного права в России. Реформа явилась компромиссом, учитывавшим интересы крестьян, разных групп помещиков и власти.
  По  законам 60-х гг. государственные и удельные крестьяне за определенную плату получили в собственность или бессрочное пользование земли, которые они фактически обрабатывали. .[ 5,.с 23]
  Центральная проблема крестьянской реформы —  это новое положение помещичьих крепостных крестьян. Они получили личную свободу. Формально крестьяне не платили выкупа за свою свободу, но система оплаты земли, выделяемой крестьянам, была такой, что они по существу оплачивали и свою личную свободу. В основу реформы был положен принцип, по которому вся земля в дворянских поместьях считалась собственностью помещиков. Поэтому до заключения выкупных сделок крестьяне считались временнообязанными и должны были отбывать, как и прежде, барщину или платить оброк. Завершающий этап — выкуп земли. До 80 % суммы выкупа помещикам платило государство, и поэтому крестьяне становились должниками государства, погашая в течение 49 лет с выплатой процента сумму выкупа. Кроме того, крестьяне должны были заплатить государству подушную подать— традиционный личный налог. Гарантом крестьянских платежей государству служила община, сохранявшаяся по реформе. Оценочная стоимость земли была проведена таким образом, что стоимость земли, перешедшей к крестьянам, составила около 550 млн. руб., а по выкупу — более 86 млн. руб., т.е. в 1,5 раза больше. Кроме того, помещикам удалось провести землеустройство таким образом, что у крестьян отрезали часть земли, которую они обрабатывали для себя до реформы. Все это закладывало базу для обнищания и обезземеливания крестьянства.
  Вместе  с другими реформами 60-70-х гг. (земельной, финансовой и т.д.) она определяла новый курс развития страны — буржуазный.
  Россия  вступила в XIX в. абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами.
  Однако  нарастание элементов капиталистического развития, разложение феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы власти .[ 10, с. 213]
  После вступления на престол Александра I (1801) началась подготовка реформ государственного управления. С этой целью при императоре был создан "негласный комитет" (1801-1803), в состав которого вошли друзья юности Александра, представители молодого поколения родовитой знати — Павел Строганов, Виктор Кочубей, Адам Черторыйский и Николай Новосильцев.
  В 1802 г. начались некоторые изменения  в системе организации власти. Взамен петровских коллегий были введены новые органы управления — министерства: иностранных дел (до 1832 г. сохранялась Иностранная коллегия), военных сухопутных сил, военных морских дел, финансов, коммерции, юстиции, внутренних дел, народного просвещения и др. Министры назначались императором и фактически были ответственны только перед ним. Созданная при Александре I министерская система с некоторыми изменениями просуществовала до 1917 г.
  В подготовке реформ политической системы  страны особое место занял проект М.М. Сперанского, который по поручению  Александра I разработал фактически план буржуазных преобразований в стране.
  В своем проекте в 1802 г. М.М. Сперанский предлагал ввести принцип разделения властей. Проекты М.М. Сперанского предвосхищали Манифест 17 октября 1905 г. и оказали громадное влияние на развитие общественной мысли в России. М.М. Сперанский предлагал некоторое ограничение самодержавия представительным органом — Государственной думой. На местах должны были создаваться окружные и губернские думы. Верхней палатой будущего российского парламента должен был стать Государственный совет. [7. .с 123 ]
  Предложения Сперанского вступали в резкое противоречие с интересами дворянской аристократии. Поэтому единственное предложение Сперанского, которое было принято Александром I, — это создание Государственного совета.
  Государственный совет был учрежден в 1810 г. и просуществовал до февральской революции 1917 г. Он назначался императором из представителей высшей дворянской аристократии, имел законосовещательные функции, т.е. законы, издаваемые императором, должны были обсуждаться в Государственном совете. Однако это положение часто нарушалось: царь утверждал законопроекты, минуя Государственный совет. При Александре I права Сената были значительно урезаны: он превратился в высшую судебную инстанцию и никаких вопросов государственного управления не решал. Во главе Сената стоял генерал-прокурор, должность эту с учреждением в 1802 г. Министерства юстиции стал занимать министр юстиции.
  Вся полнота власти на местах в первой четверти XIX в. принадлежала губернаторам, которые назначались императором.
  Реформы государственного аппарата, которые были осуществлены в начале царствования Александра I, не изменили по существу самодержавного строя. Но с победой России в войне с Наполеоном, влиянием на общественную мысль идей Французской революции, переходом некоторых стран Европы к конституционному устройству Россия встала перед необходимостью преобразований.
  В 1815 г. была дарована Конституция Царству  Польскому. Выступая в Варшаве на открытии первого польского сейма, Александр I заявил о возможности в будущем распространить конституционные порядки на всю Россию. Под руководством Н.Н. Новосильцева, крупного государственного деятеля той эпохи, будущего председателя Государственного совета и Кабинета министров, в строжайшей тайне началась работа над проектом русской конституции. В 1820 г. проект был готов и получил название "Уставная грамота Российской империи".[7,с. 145 ]
  Это был проект конституции самодержавного государства. Так, статья 12 подтверждала: "Государь есть единственный источник всех властей гражданских, политических, законодательных и военных". В то же время провозглашалось создание буржуазного по своей сути двухпалатного парламента, на рассмотрение которого монарх должен был представлять каждый издаваемый им закон.
  Проект  конституции был подготовлен  и призван возвестить о даровании гражданам России конституционных прав, однако он так никогда и не был обнародован. Это связано с сопротивлением большей части дворянства, которое выступало против реформ.
  Вместо  реформ продолжалось укрепление крепостничества и самодержавия. После подавления восстания декабристов в декабре 1828 г. Николай I взял курс на еще большее укрепление абсолютизма. Были проведены реформы в области цензуры, создано III отделение Собственной его Величества канцелярии политического сыска.
  В период правления Николая I усилилась бюрократизация всех сторон государственной жизни страны, государственный аппарат приобрел огромные размеры и влияние, усилилась милитаризация всей жизни страны, ослабло значение Государственного совета и Сената.
  О реформах по подготовке конституционных проектов было забыто на долгие годы.
  Поражение в Крымской войне и смерть в 1855 г. императора Николая I обнаружили кризис системы самодержавно-крепостнической власти, вызвали общественный подъем, породили надежды передовой части российского общества на ослабление реакции в стране.                    
  1856 год современники характеризовали  как время оттепели. Не случайно князь Дмитрий Оболенский, видный деятель либеральной бюрократии, служивший в Морском министерстве, писал в своем дневнике: "Он (1856 г.), однако, ярко отличается от предшествующих годов, как перед наступлением весны бывают дни, хотя еще холодные, но с весенним запахом, предшественником наступающей оттепели. Свободно дышала Россия в этом году..." Была ослаблена цензура, и М.Е. Салтыков-Щедрин, возвращенный из ссылки, был поражен тем, с какой свободой заговорили все и везде — в министерствах и на улицах, в кабаках и салонах. После мертвенного оцепенения, в которое была погружена страна, наступило время, когда слово превратилось в реальную общественную силу. Гласность стала важнейшим стимулом подготовки реформ. [ 7, с. 167]
  Были  сняты запреты, введенные в университетах, разрешена свободная выдача заграничных паспортов (количество выезжающих с 1856 по 1859 г. увеличилось в 4 раза), проведено сокращение армии и т.д. К коронации Александра II в августе 1856 г. была объявлена амнистия политическим заключенным — оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831 г. В результате 9 тыс. человек освобождались от административно-полицейского надзора.
  19 февраля 1861 г. было отменено  крепостное право, что повлекло  за собой целый ряд перемен  в управлении страной. Прежде  всего это коснулось местного  управления. Основные положения  земской реформы были выдвинуты комиссией Н.А. Милютина, в ее разработке принимал участие М.Е. Салтыков-Щедрин. 1 января 1864 г. Александром II были утверждены "Положения о губернских и уездных земских учреждениях". Земская реформа положила начало всесословному выборному представительству и при этом обеспечивала большинство дворянству. В уездных земских собраниях дворяне составляли 42 %, в губернских земских управах дворян было 89,5 %. Впервые представительство в органах местного самоуправления получило крестьянство — 38 %.[7. с. 169 ]
  В уездах и губерниях создавались  выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы). Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В ведение земств отдавались устройство и содержание дорог, почты, школ, больниц, богаделен и приютов, попечение о местной торговле и промышленности, строительство церквей, содержание тюрем. В пределах этой компетенции земства находились под контролем местной и центральной власти — губернатора и министра внутренних дел, которые имели право приостановить любое постановление земского собора (съезда). И хотя исполнительной властью земства не обладали, в жизни страны они сыграли огромную роль. Это и организация местного кредита путем образования крестьянских ссудо-сберегательных товариществ, и устройство почт, и дорожное строительство, и организация в деревне медицинской помощи, народного образования. К 1880 г. на селе было создано 12 тыс. земских школ.
  Вслед за земской реформой последовала реформа городская (1870). В соответствии с ней в 509 городах России вводились новые органы самоуправления — городские думы, которые избирали из своей среды городского голову, и исполнительный орган — городскую управу. Избирать в думу и быть в нее избранными могли обладатели определенного имущественного ценза. Деятельность думы ограничивалась вопросами здравоохранения, народного образования, хозяйственными проблемами.
  Одной из наиболее последовательных буржуазных реформ была судебная реформа (1864), среди авторов которой были прогрессивные юристы — С.И. Зарудный, Д.А. Ровинский, Н.А. Буцковский. [ 3. .с 156]
  Новые судебные уставы утвердили бессословность и относительную независимость  судов, ввели гласность судопроизводства и состязательность судебного процесса, несменяемость судей и судебных следователей. Наивысшим достижением судебной реформы было введение суда присяжных. Суд присяжных выносил вердикт о виновности или невиновности обвиняемого, а меру наказания определяли судья и два члена суда. Кроме того, судебные уставы вводили институт присяжных поверенных — адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи — Сенатом. После этого они по закону не могли быть уволены или даже временно отстранены от должности в административном порядке, а лишь в случае привлечения их к суду по обвинению в уголовном преступлении, и решение об устранении их от должности также выносил только суд. Таким образом, закон вводил важный принцип несменяемости судей. Реформа частично отменяла телесные наказания. В то же время она сохранила немало черт сословности. Высшие царские сановники — члены Государственного совета, сенаторы, министры — судились особым Верховным уголовным судом. В связи с ростом революционного движения с 1878 г. значительная часть политических дел передавалась военным судам.
  Большое значение для жизни страны имели университетская реформа (1863), школьная (1864) и реформа печати (1865). Так, университетская реформа не только расширила административную и хозяйственную самостоятельность, утвердила право преподавателей и студентов решать академические проблемы, но и способствовала росту общественной активности, дала возможность объединяться в кружки, землячества, различные ассоциации. [ 3, с. 196]
  Реформа печати отменила предварительную цензуру для значительной части книг и "толстых" журналов и сохранила ее для малой периодики. Это был толчок для широкого развития либеральной печати.
  Школьная  реформа предусматривала возможность расширения школьного образования, в частности строительство земских школ, народных училищ, увеличение контингента учащихся, доступность получения начальных знаний для широких слоев населения.
  В 1861 г. началось проведение последней  из либеральных реформ —военной. Была реорганизована система военного управления — в стране вводились 15 военных округов. В армии отменялись телесные наказания, был принят новый военно-судебный устав, построенный на принципах судебной реформы 1864 г. Реформа внесла много нового в подготовку офицерства: создавались юнкерские училища для подготовки младших офицеров, военные академии для среднего и высшего командного состава. [3. с. 201 ]
  В 1874 г. вместо многолетней рекрутчины была введена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на всех юношей, достигших 20 лет без различия сословий. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший брат, старший брат которого отбывает или отбыл срок службы. В армию призывалось не более 20-25 % лиц призывного возраста, те, на кого не распространялись льготы, "тянули жребий" во время призыва.
  В результате реформы Россия сделала  определенный шаг на пути превращения  в буржуазную монархию, но самодержавие по-прежнему сохраняло за собой все главные позиции.
  Рубеж 70-80-х гг. в России — это время  революционного кризиса: усилилась деятельность революционных организаций, было предпринято несколько покушений на Александра II. [3. с. 178 ]
  В условиях обострения обстановки либеральная  бюрократия, при поддержке императора, делает попытку вернуть правительству доверие либеральной общественности путем обещания реформ. Под руководством харьковского губернатора М.Т. Лорис-Меликова была создана Верховная распорядительная комиссия по сохранению государственного порядка и общественного спокойствия, которая стремилась полицейскими репрессиями подавить революционное движение.
  Со  своей стороны правительство  пыталось привлечь на свою сторону  либеральную общественность обещанием  продолжать реформы, создать высшее представительное учреждение страны. С этой целью Комиссия Л.Т. Лорис-Меликова приступила к разработке конституционного проекта.
  Но 1 марта 1889 г. был приведен в исполнение смертный приговор Александру II, вынесенный революционной организацией "Народная воля". Организаторами и участниками покушения на Александра II были А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.И. Кибальчич, Т.М. Михайлов и Н.И. Рысаков.
  8 марта 1881 г. Кабинет министров  отверг конституционный проект Комиссии Л.Т. Лорис-Меликова. Линия реформ была оборвана. [6. с. 120 ]
  3 апреля 1881 г. организаторы и участники покушения на Александра II были казнены.
  29 апреля 1881 г. был обнародован манифест "О незыблемости самодержавия".
  14 августа 1881 г. было утверждено "Положение о мерах к охранению  государственной безопасности и  общественного спокойствия", по которому любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, а каждый ее житель подвергнут аресту, сослан без суда на 5 лет, предан военному суду. Местная администрация получила право закрывать учебные завдения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Изданное как "временное", сроком на три года, это "Положение" возобновлялось по истечении каждого трехлетия и действовало вплоть до 1917 г. [3, с. 178 ]
  Контрреформы 1882-1893 гг. свели на нет завоевания реформ 1863-1874 гг. Они ограничили свободу печати, самостоятельность местного самоуправления и его демократичность.
  В 1889 г. был введен институт земских  начальников из дворян, который фактически был поставлен над всеми крестьянскими органами самоуправления. Контроль над волостными судами, введение телесных наказаний и штрафов, назначаемых земствами, восстанавливали произвол помещиков в сельских местностях.
  В 1890 г. было издано новое земское положение, по которому дворянство получило преимущество в земских органах, а крестьяне потеряли право выбирать гласных. Царская администрация усилила контроль над земством и органами городского самоуправления, губернатору поручался надзор за ними. [3, с. 231 ]
  Городское положение 1892 г. отстранило от выборов многочисленную неимущую часть населения.
  Таким образом, контрреформы ограничили значение земских городских и судебных органов, провозгласив полную зависимость их от самодержавного полицейского аппарата, и искусственно изменили их состав за счет введения преимущественно дворян.
  Контрреформы  конца XIX в. фактически закрыли путь демократическим преобразованиям. 

 

3. Социально-экономическое  развитие Российской  империи во второй  половине Х1Х века.

 
      В пореформенной России наряду с расширением товарного земледелия происходило ускоренное развитие рынка свободной рабочей силы. Старое патриархальное крестьянство разлагалось. Ему на смену формировались два типа сельского населения — буржуазия и пролетариат. Новые процессы, начавшиеся в стране, неизбежно отразились на структуре ее населения. К концу второй половины XIX в. 2 % населения страны составили крупная буржуазия, помещики, высшие чиновники и военные, 18 % — зажиточные мелкие хозяйства, 18 % — мелкие хозяйства, 29 % — беднейшие мелкие хозяйства и 51 % — пролетарии и полупролетарии. При этом численность рабочего класса растет и весьма быстрыми темпами. Так, с 1863 по 1908 г. она увеличилась с 750 тыс. до 1800 тыс. человек, т.е. более чем в 3 раза.
      Заметный  простор получило предпринимательство, что выразилось в развитии частной промышленности, торговли, железнодорожном строительстве, росте и благоустройстве городов. Железные дороги сыграли большую роль в развитии внутреннего рынка, освоении новых районов страны, соединив огромные пространства России в единый хозяйственный комплекс. [ 9, с. 167]
      Одна  из характерных примет пореформенной  России — развитие коммерческих структур. На 1 января 1861 г. в стране было 128 акционерных обществ с капиталом в 256 млн. руб. Всего за 2 года (1861-1863) было учреждено 357 акционерных обществ, 73 банка с капиталом около 230 млн. руб. В 1864 г. возник первый акционерный санкт-петербургский частный коммерческий банк. К началу 1881 г. в России насчитывалось уже 33 акционерных коммерческих банка с капиталом 97 млн. руб. В это время шел бурный процесс создания акционерных обществ, бирж. [ 5, с. 149]
      Итак, Россия меняла свой облик.
      Особенности исторического развития придали  специфический характер российскому капитализму. Сегодня идут споры об уровне зрелости капитализма в России накануне октябрьских событий. Есть разные точки зрения: то ли это была страна слабого, среднего уровня развития, то ли страна почти полной зрелости капитализма. В настоящее время получает распространение концепция, согласно которой Россия — страна второго эшелона капиталистического развития, т.е. такая, которой свойственно догоняющее развитие. [ 4, с. 125]
      Кроме того, следует иметь в виду, что  сжатые сроки развития капитализма, регулирующая роль государства, сохранение феодальных пережитков нарушили естественную последовательность формирования капиталистических структур. Все эти факторы и составили особенность российского капитализма, в котором была представлена не только крупная фабрично-заводская промышленность, но и такие более ранние формы, как мелкотоварное производство, система домашнего труда, крестьянские промыслы и мануфактура. Формировавшийся крупный капитал одновременно и разрушал, и консервировал их, создавая тем самым препятствие для собственного развития.
      Промышленность  в России как по районам сосредоточения, так и по отраслям была развита неравномерно и характеризовалась высокой степенью концентрации промышленного производства. В конце 70-х гг. в России было около 4,5 % крупных предприятий, дававших 55 % всей промышленной продукции. Число крупных предприятий с 1000 рабочих и более с 1866 по 1890 г. выросло вдвое, численность рабочих в них — втрое, а сумма производства — впятеро. [ 10, с. 123]
      Нельзя  не сказать и о роли иностранных  инвестиций в российскую экономику. Иностранный капитал был заинтересован в дешевых рабочих руках, богатых сырьевых ресурсах, высоких прибылях, а с 80-90-х гг. и в покровительственной политике царизма. Общая сумма иностранных капиталовложений в экономику России за 1887-1913 гг. была внушительной и составила 1783 млн. руб. Однако их воздействие на развитие хозяйства страны нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны, иностранный капитал действительно способствовал ускорению капиталистического развития России. Но ценой этого были такие экономические уступки, как благоприятные пошлинные тарифы, условия производства и сбыта. Однако иностранному капиталу не удалось приспособить к своим интересам экономику России, которая не стала ни колонией, ни полуколонией. Это говорило о достаточно высоком уровне развития капитализма, о жизнеспособности российского предпринимательства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.