На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ прибыли ОАО "Саранский хлебокомбинат"

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


CoolReferat.com
Анализ  прибыли
Курсовая работа
Анализ прибыли  АО «Саранский хлебокомбинат»
Реферат.
Данная  курсовая работа содержит 38 страниц, 9 таблиц, 23 формулы, 30 источников.
Перечень ключевых слов: прибыль, рентабельность, себестоимость, коэффициент, фонд.
Объект исследования: предприятие ОА «Саранский хлебокомбинат».
Цель работы: анализ прибыли и рентабельности предприятия  в условиях рыночной экономики.
Методы исследования: сравнение, сопоставление, анализа  оценки и обобщения.
Полученные результаты: на основании проведенного анализа выработаны пути и методы увеличения рентабельности.
Степень внедрения: Частичная.
Область применения: в практике работы экономиста. 
 
Содержание.                                                                                                 
 С.
Введение                                                                                  5
1. Теоретические основы  организации прибыли и рентабельности                         
·  Прибыль и рентабельность и их экономическая
сущность                                                                                  7
1.2   Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности                                                  13
2.     Анализ прибыли и рентабельности (на примере предприятия АО «Саранский хлебокомбинат»)  
·  Факторный анализ прибыли и рентабельности
на АО «Саранский хлебокомбинат»                                  18
2.2   Анализ распределения и использования прибыли   27
3.     Пути улучшения использования прибыли
и увеличения рентабельности на предприятии
3.1   Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики                      31
3.2   Пути и методы увеличения рентабельности на АО «Саранский хлебокомбинат»                                             32
Заключение                                                                          35
Список использованной литературы                                 37  
ВВЕДЕНИЕ  
      Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны.  Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли. 
      Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий.  Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства.  Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа. 
      Прибыль — многозначная экономическая категория.  От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования.  Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.  
      Тема прибыли и рентабельности особенно остра для российских предприятий, поскольку затяжной экономический кризис, составляющими которого являются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли.  К тому же оказавшись с начала реформ в условиях “свободного экономического плавания”,  предприятия уже не могут полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования.   
      Реальное положение в экономике сегодня таково, что из всех возможных источников инвестирования, реальным для предприятий остается лишь акционирование и использование части прибыли (так как амортизационные отчисления сегодня практически не идут на инвестиционные цели, а банковский кредит пока недоступен, из-за высоких процентных ставок). 
      Вследствие выше перечисленного, анализ прибыли на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным.  Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения. 
      Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.  Объектом исследования является АО ”Саранский хлебокомбинат”.  Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
    изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
    определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
    выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на АО “Саранский хлебокомбинат”;
    проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на АО “Саранский хлебокомбинат”.
         В данной работе использована бухгалтерская отчетность предприятия за девять месяцев 2000 и 1999 годов; постановления и законодательные акты правительства РФ и РМ; работы российских экономистов на данную тему.
1. Теоретические основы  организации прибыли  и рентабельности 1.1. ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ  
      Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.  Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. 
      Прибыль это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности (18, с 37). 
      Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции.  
      Во-первых, прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.  Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.  По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства. 
      Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников (3, с. 13).  
      Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов.   Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию.  Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т.е. необходима для оценки деятельности фирмы и ее возможностей в будущем. 
      В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями (17 с. 44). 
      Многоканальное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства.  Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость вправе решать на какие цели и в каких  размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.
Свою роль играют и  убытки. Они высвечивают ошибки и  просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.  
      Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом.  Поэтому прежде всего важно определить состав прибыли предприятия. 
      Емким информативным показателем является валовая прибыль. Валовая прибыль - сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией (14, с. 39). Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг.  
      В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Валовая прибыль включает прибыль (убыток) от реализации товарной продукции; прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.  
      Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы валовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов. 
      Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию (18, с. 42).  
      Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами поступают в бюджет. Из выручки также исключаемая сумма наценок (скидок), поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных (оборотных) и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки.  
      При реализации продукции, имеющей натурально-вещественную форму, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полной себестоимости продукции, определяемыми на объем реализуемой продукции. В натуральном выражении он включает остатки готовой продукции на начало отчетного периода, не реализованные в предшествующем периоде, и выпуск товарной продукции отчетного периода за минусом той части продукции, которая не может быть реализована в конце отчетного периода. Под периодом понимается квартал, или год. Состав остатков нереализованной продукции на начало и конец периода зависит от избранного предприятием метода учета выручки - по поступлению денег на расчетный счет (в кассу) предприятия или по отгрузке продукции, расчетные документы по которой предъявлены покупателю.  Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров. 
      Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции. В строительных организациях выручка отражает стоимость законченных объектов строительства или работ, выполненных по договорам подряда и субподряда. В торговле, снабженческих и сбытовых предприятиях выручка соответствует валовому доходу от продажи товаров (сумма наценок или скидок в процентах к стоимости реализуемых товаров). На предприятиях транспорта и связи выручка отражает денежные средства за предоставляемые услуги по действующим тарифам (17, с. 51). 
      Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера.  На долю этой прибыли приходится несколько процентов балансовой прибыли. В ее состав входят прибыли (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе предприятия. 
      Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия —  это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.  
      У предприятия могут образовываться излишние  материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин.  Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Предприятие вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, продавать отдельные объекты, товарно- материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.  
      Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии), валютные ценности, ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли. 
      Финансовые результаты от внереализационных операций - это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду. Финансовые вложения означают такое размещение собственных средств предприятия в деятельность других предприятий, которое дает возможность получить доходы. Под долгосрочными финансовыми вложениями понимаются затраты предприятия по вкладу средств в уставной капитал других предприятий, приобретению акций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок более года. К формам краткосрочных финансовых вложений относятся приобретение краткосрочных казначейских обязательств, облигаций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок менее года (20, с.155-156).
Доходы от долевого участия в уставном капитале другого  предприятия представляют часть его чистой прибыли, которая поступает учредителю в заранее обговоренном размере, или в виде дивидендов по акциям, пакетом которых владеет учредитель. Доходами от ценных бумаг являются проценты по облигациям, краткосрочным казначейским обязательствам, дивиденды по акциям. По средствам, предоставляемым взаймы, предприятие получает доходы по условиям договора между кредито-  и ссудозаемщиком.  
      В состав внереализационных прибылей (убытков) также входят  сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством); другие доходы и расходы (убытки, потери).  
      Необходимость и важность определения состава валовой прибыли обусловлена следующим:
- во-первых, в связи  с тем, что подавляющую часть  валовой прибыли (95-97%) предприятие  получает от реализации товарной  продукции, анализу именно этой  составляющей должно быть уделено  главное внимание;
- во-вторых, не смотря на это, абстрагироваться от рассмотрения состава и структуры  прибыли от реализации имущества и внереализационных доходов, а также факторов, влияющих на их изменения,  никак нельзя. 
      Цель предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности.  В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность — относительный показатель и показывает степень доходности предприятия.  Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли (10, с. 16). 
      Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия.  По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.  При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. 
      Основные показатели можно объединить в следующие группы:
    показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции;
    показатели, рассчитанные на основе производственных активов;
    показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.
            Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности), отражаемым в отчетности предприятия:
                               
                                                               
                                                
      Данные показатели характеризуют прибыльность продукции (19, с. 48-49).  Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.  В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализуемой продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации (объему продаж).  Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции. 
      Рентабельность отдельных        видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости.  Она определяется как процентное соотношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.
                                                        
      В связи с этим, при планировании ассортимента производимой продукции учитывается насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции.  Поэтому важно сформировать структуру продукции так, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли (19, с. 50). 
      Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств:  все производственные активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства и долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. Например:
                                               
                                                        
                                                          
      Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризуют степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и заемных средств. 
      Данные показатели весьма практичны в связи с тем, что отвечают интересам участников.  Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех производственных активов, потенциальных инвесторов и кредиторов — доходность акций и т.д. 
      Третья группа показателей формируется аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.
                                       
                                       
                                       (1.1.)                                         
      Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечивать кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами.  Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности (1.1), широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой.  Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются признаком интенсивного типа производства и финансового “здоровья” предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятий.  Эта работа находится лишь в начальной стадии. 
      Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения.  Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.
1.2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ  ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕЛИЧИНУ  ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ  
       
      Так как прибыль — важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, то в увеличении прибыли заинтересованы все участники производства.  Прибыль относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Однако анализ динамики валовой прибыли, темпов ее прироста, факторов, влияющих на величину прибыли и темпы ее прироста, себестоимости, выручки представляет значительный интерес.  Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в валовой . Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании (15, с.31). 
      Чтобы управлять прибылью необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.  
      На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия.  Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования (1, с. 47).  
      По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.  
      К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).  
      К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессвных технологий).  
      Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре валовой прибыли предприятия.  Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.
Важнейшим из них является себестоимость.  Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно — стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации (18, с. 55).
Количественно в структуре  цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно  сказывается на росте прибыли  при прочих равных условиях.
К показателям снижения себестоимости относятся следующие показатели:
- показатели, связанные  с повышением технического уровня  производства (внедрение новой прогрессивной  технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических  характеристик изделий);        
- показатели, связанные  с улучшением организации труда  и управления (совершенствование  организации, обслуживания и управления  производством, сокращение затрат  на управление, сокращение потерь  от брака, улучшение организации  труда);
Основными задачами анализа себестоимости промышленной продукции являются:
- установление динамики  важнейших показателей себестоимости; 
- определение затрат  на рубль товарной продукции; 
- выявление резервов  снижения себестоимости. 
Анализ затрат на производство по элементам и статьям калькуляции, проводится с целью выявления отклонений, определения состава элементов и статей калькуляции, удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов, которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли на себестоимость продукции.
Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции.  Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли.  Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства.
Зависимость величины прибыли от объема реализации при  прочих равных условиях прямо пропорциональная.  Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции: чем он выше — тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении  из расчета упущенной будущей прибыли.  В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении.
Размер выручки  от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен (9, с.13-14).
Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются  самими предприятиями в зависимости  от конкурентоспособности данной продукции, спроса, и предложения аналогичной продукции другими производителями (за исключениями предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством).  Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.
Для принятия многих управленческих решений важно знать  не только факторы, влияющие на величину и структуру себестоимости, но и  причины, определяющие изменение рентабельности.
Подобный анализ строится в соответствие с используемой на конкретном предприятии системой показателей рентабельности. С учетом рассмотренных ранее групп показателей, факторный анализ может строится следующим образом.
Рентабельность продукции  определяется за счет изменения цены продукции и ее себестоимости (материальных затрат).
Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного  периода соответственно.  Тогда по определению:  
      K0=(N0-S0) / N0.                                                 
      K1=(N1-S1) / N1.          
 ?K=K1-K0.                                                                 
       
      где        P1,P0 — прибыль от реализации отчетного и базисного                                                   периодов  соответственно;  
                      N1,N0 — реализация продукции (работ, услуг)                                                соответственно;  
                      S1, S0 — себестоимость продукции (работ, услуг)                                                соответственно;  
                      ?K — изменение рентабельности за анализируемый период.
Влияние фактора изменения  цены на продукцию определяется расчетом (по методу цепных подстановок): 
      ?KN=(N1-S0) / N1 - (N0-S0) / N0.                                                
Соответственно влияние  изменения себестоимости даст общее изменение рентабельности за период: 
      ?KS=(N1-S1) / N1 - (N1-S0) / N1.                                                
Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период: 
      ?K=?KN-?KS.                                                                 
       
      Таким образом, рентабельность продукции напрямую зависит от объема реализации, то есть выручки и себестоимости продукции. Для роста рентабельности необходимо выполнение одного из следующих условий: рост выручки при неизменно, либо снижающейся себестоимости; снижение себестоимости при постоянном объеме выручки; либо больший темп роста выручки по сравнению с темпом роста величины себестоимости. 
      Рентабельность производственных активов также легко моделируется по факторным зависимостям. Например: 
              KП.К.=P/(F+E)=(P/TR)*(TR/(F+E))  
                      где:        KП.К — рентабельность производственных активов;  
                             P — чистая прибыль;  
                            F — стоимость основных производственных фондов; 
                      E — средняя сумма оборотных средств; 
                      TR — выручка от реализации. 
      Эта формула раскрывает связь между рентабельностью фондов KП.К , производственных активов (P/(F+E)), рентабельностью реализации (P/TR), и фондоотдачей (TR/(F+E)). Экономический смысл заключается в том, что формула прямо показывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов (19, с. 52-55). 
      Необходимо рассмотреть еще одну факторную модель рентабельности:  
       
              P/PK=(P/TR)*(TR/TK)*(TK/PK)  
       
                      где:        PK — собственный капитал; 
                              TK — совокупный капитал. 
      Как видно, рентабельность собственного капитала (P/PK) зависит от изменений уровня рентабельности продукции (P/TR), скорости оборота совокупного капитала (TR/TK), и соотношения собственного и заемного капитала.  Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.  Изучение подобной зависимости имеет большую доказательную силу для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени результатов своей деятельности. 
      Однако необходимо сделать следующую оговорку.  При анализе факторов, определяющих уровень рентабельности по элементам формул иногда искажается экономический смысл явлений, так как сами по себе абсолютные величины не показывают эффективность использования авансированных для производства средств.  К примеру, любое увеличение средней стоимости основных производственных средств вызовет снижение уровня рентабельности.  В действительности же технический прогресс сопровождается, как правило, увеличением фондовооруженности работников и величины ОПФ, что является главным двигателем повышения эффективности производства, в том числе и рентабельности (2, с. 270). 
       2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ (на примере ОАО                    «Саранский Хлебокомбинат»).         2.1 Факторный анализ прибыли и рентабельности на АО “Саранский Хлебокомбинат”  
      Анализ формирования прибыли на предприятии складывается из изучения финансовых результатов и анализа факторов, влияющих на величину и структуру изменений прибыли. 
      Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве следующих показателей:
- исследование изменений  каждого показателя за текущий  анализируемый период (“горизонтальный” анализ);
- исследование структуры  соответствующих показателей и  их изменений (“вертикальный”  анализ) (20, с. 68). 
      Для оценки и анализа уровней и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составляется следующая таблица:
Таблица 2.1. Финансовые результаты деятельности АО "Саранский  хлебокомбинат"
Показатель 9 мес. 2000 г., тыс. руб. 9 мес.1999 г., тыс. руб. 2000г.  к  1999 г., %
Выручка от реализации (без НДС) 17852679 16115794 110,78
Полная себестоимость  продукции 16622938 14721995 112,91
Прибыль от реализации ТП 1229741 1393799 88,23
Сальдо доходов  и расходов от операционных и внереа-лизационных  операций -329905 5958 55 раз
Балансовая  прибыль 899836 1399757 64,29
Налог на прибыль 314880 489501 71,60
Чистая прибыль 584956 910256 60,61
Нераспределенная  прибыль 85725 430095 19,93
         Анализ данных таблицы показывает, что по сравнению с аналогичным периодом 1999 года за 9 месяцев 2000 года произошло ухудшение основных финансовых показателей. Прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась на 164058 тыс. руб., или на 11,77%; балансовая прибыль — на 499921 тыс. руб. (35,71%); чистая прибыль — на 367033 тыс. руб. (39,39%). 
      Наиболее отрицательным моментом явилось значительное снижение показателя чистой прибыли, так как именно ее наличие создает стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия; а также то, что снижение величины чистой прибыли происходит гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшение балансовой прибыли, а тем более — прибыли от реализации товарной продукции, что сигнализирует о не вполне “здоровом” финансово-производственном положении предприятия. 
      Вертикальный анализ демонстрирует, что в составе балансовой прибыли в 2000 году прибыль от реализации товарной продукции составила 136,66%, в 1999 году — 99,57%.  При прочих равных условиях подобные структурные изменения в составе балансовой прибыли следовало бы рассматривать в целом положительно, так как они характеризуют повышение активности предприятия в производственной деятельности.  Однако в данном случае столь значительный рост этого показателя объясняется вовсе не повышением производственной активности предприятия, а значительным ухудшением отдачи от операционных и внереализационных операций, что неизбежно влечет за собой снижение и других показателей прибыли.  К внереализационным операциям здесь относятся данные по операциям, связанным с движением имущества предприятия — списание имущества по причине морального износа; списанная дебиторская задолженность; штрафы, пени и т.д. 
        Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменений по каждому фактору прибыли от реализации и определить их влияние на изменения прибыли. Подробный анализ будет основываться на ряде показателей (таблица 2.2). Важнейшими из них являются объем производства продукции, полная себестоимость продукции и реализация товарной продукции в базисном и отчетном годах. Вспомогательными показателями будут служить данные по реализации товарной продукции, себестоимости и прибыли от реализации товарной продукции в отчетном году в ценах базисного года.
Таблица 2.2. Данные для  расчетов факторов, вляиющих на прибыль.
Показатель По базису (9 мес. 1999 г.) По базису на фактически реа-лизованную про-дукцию Фактически по отчету (9 мес. 2000 г.) Динамика                         
  усл. об. тыс.руб. усл. об. тыс. руб. усл. об. тыс.руб. %
Реализация  ТП N0 16115794 N10 13600008 N1 17852679 110,2
Полная себестоимость  S0 14721995 S10 12323729 S1 16622938 112,9
Прибыль от реализации ТП P0 1393799 P10 1176250 P1 1229741 88,2
Объем производства,  т Q0 6740 —  Q1 5688 84,4
         Определяем степень влияния на прибыль отдельных факторов:
а)  Одним из определяющих факторов, прямо повлиявших на уменьшение прибыли от реализации ТП на Саранском хлебокомбинате, явилось значительное снижение объема производства — на 15,6%. Увеличение же выручки от реализации на 10,78% объясняется прежде всего изменениями отпускных цен на продукцию.  Данное влияние рассчитывается следующим образом: 
      ?P1=N10-N1 
      ?P1=17852679-13600008=4252671 тыс. руб.  
      Эта дополнительная прибыль получена в том числе за счет инфляции, изменения отпускных цен и, отчасти, — за счет изменений в структуре товарной продукции.  Более детальный анализ требует рассмотрения цен по всей номенклатуре выпускаемой продукции на основе данных бухгалтерской отчетности.
б) Расчет влияния  на прибыль изменений в объеме продукции (собственно объема продукции в оценке по базовой себестоимости). 
      ?P2=P0*K1-P0  
              где, K1 — коэффициент роста объема продукции:        K1=S10/S0         
      ?P2=1393799 -1393799=-217587 тыс. руб.  
      Таким образом, влияние фактора снижения объема производства составило  -217587 тыс. руб.
в) Расчет влияния  на прибыль изменений в структуре  продукции. Данный коэффициент сводится к определению разницы коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции по базисной себестоимости. 
      ?P3=P0*(K2-K1) 
                      где K2=N10 / N0 . 
      ?P3=1393799*( - )=5,84 тыс. руб.  
      Полученная положительная величина демонстрирует, что в структуре продукции произошли положительные изменения, повлекшие за собой более медленное снижение величины выручки от реализации по сравнению с себестоимостью продукции в базисных ценах.
г) Расчет влияния  на прибыль изменения себестоимости. Коэффициент выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью.  В данном случае это влияние составило: 
      ?P4=S10-S0. 
      ?P4=12423729-166229388=-4199209 тыс. руб.
Столь значительное изменение себестоимости поддается анализу при более подробном рассмотрении состава затрат на Саранском хлебокомбинате.
Таблица 2.3. Структура  себестоимости на АО "Саранский  хлебокомбинат"
Показатель 9 мес. 1999 г., тыс. руб.  9 мес. 2000 г., тыс. руб. Динамика, %
Мат. затраты 9521670 10170260 106,81
Затраты на  оплату труда 673294 703033 114,42
Прочие прямые затраты 4171392 5286333 126,73
Накладные расходы 355633 463311 130,28
Итого 14721995 16622938 112,91
         Как видно из таблицы 2.3., в структуре себестоимости наибольший рост затрат наблюдается по статьям: прочие прямые затраты, включающие общезаводские расходы, амортизацию и др.; материальные затраты, включающие расходы на сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, ТЗР и т.д.  Стоит также отметить значительный рост накладных расходов (130,28%), в которые входят затраты по сбыту и реализации продукции, расходы на рекламу, упаковку и т.д.  Можно предположить, что со временем доля этих затрат будет неуклонно возрастать, так как в условиях рынка недостаточно произвести продукцию, - необходимо приложить значительные усилия, иной раз превышающие в стоимостном выражении другие затраты, для успешного сбыта.
д) Расчет влияния  на прибыль изменений себестоимости  за счет структурных сдвигов в составе продукции исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции. 
      ?P5=S0*K2-S10. 
      ?P5=14721995*0?8438931-12423729=60 (тыс. руб.). 
      Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль перерасхода (экономии), вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (невыполнение плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.д.) — ?P6. 
      Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации товарной продукции за отчетный период: 
      ?Pа=P1-P0. 
                    где P1  и P0 — прибыль от реализации товарной продукции                                         за отчетный и базисный периоды соответственно; ?Pа —                                 общее изменение прибыли от реализации товарной                                         продукции . 
      ?Pа=1229741-1393799=-164058 (тыс. руб.). 
      или: 
      ?Pб=  
                      где ?Pi — изменение прибыли за счет i-го фактора. 
      ?Pб= =4252671+(-217587)+5,854+(-4199209)+60=-164059,2 (тыс. руб.). 
      Небольшое отклонение между ?Pа и ?Pб объясняется влиянием фактора ?P6 — его величина равна 1,2 тыс. руб.  
      Для более наглядного сопоставления влияния каждого фактора на прибыль от реализации товарной продукции следует составить следующую таблицу:
Таблица 2.4. Факторы, воздействующие на прибыль.
Фактор Абсолютная величина тыс. руб. Удельный вес, %
?P1 4252671,000 49,05000
?P2 217587,000 2,51000
?P3 5,854 0,00006
?P4 4199209,000 48,44000
?P5 60,000 0,00670
?P6 1,200 0,00001
Абсолютная  сумма отклонений 8669534,050 100,00000
         Данные таблицы 2.4. демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно воздействуют два фактора, а именно — изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции, влияние же других факторов не столь заметно — менее 3%. 
      Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции на Саранском хлебокомбинате возрастает лишь за счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от конъюнктуры.  Внутренние же факторы — такие как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное состояние предприятия далеко от благополучного.  
      Однако необходимо заметить, что цены на ряд товарных позиций, выпускаемых Саранским хлебокомбинатом  регулируется Правительством  РМ, и, следовательно, не могут адекватно меняться вслед за изменениями себестоимости, так как предприятие приобретает сырье и материалы по свободным ценам.  А если учесть, что тарифы на энергию, газ, воду диктуются монополиями, то становится очевидным, что предприятие попало в своеобразные тиски: “наверху” — регулируемые государством цены (по сути фиксированные), а “внизу” — необходимость закупки сырья и материалов по нерегулируемым ценам. 
      Анализ рентабельности на Саранском хлебокомбинате будет строится исходя из двух систем показателей:  рентабельности продукции;  рентабельности предприятия.
а) Показатель рентабельности продукции характеризует прибыльность продукции за определенный период.  С помощью методов факторного анализа определяется влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости. 
      Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного периодов соответственно.  Тогда в соответствие с методикой из 1.2: 
      K0= ; 
      K1= .
Изменение рентабельности (?K) равно 6,89-8,65=1,76%.
Влияние фактора изменения  цены на продукцию: 
      ?KN= .
Влияние фактора изменения  себестоимости: 
      ?KS=  
      ?K=?KN + ?KS = 8,89+(-10,65)=-1,76%  
      Таким образом, за счет изменения полной себестоимости, а точнее ее увеличения на 13,04%, рентабельность продукции снизилась на 10,65%.  Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%.  Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 1,76%.  Т.е. выполняется условие, описанное в главе 1.2. о том, что при более быстром росте себестоимости по сравнению с ростом прибыли от реализации общая рентабельность продукции снижается адекватно интенсивности этих изменений.
б) Анализ факторов, влияющих на рентабельность производства будет  проводится методом цепных подстановок.  В данной работе используется трехфакторная модель, позволяющая рассчитать изменение рентабельности производства по трем факторам: рентабельности продукции, фондоемкости продукции и оборачиваемости оборотных средств. 
      В основе модели лежит соотношение: 
      R= ; 
              где:        R — рентабельность предприятия; 
                      P — прибыль от реализации продукции; 
                      K — капитал предприятия (стоимость активов - оборотных                                         средств и основных фондов). 
      С учетом перечисленных выше факторов, формула примет вид: 
      R= ; 
              где:        F — основные производственные фонды предприятия; 
                      E — оборотные средства предприятия; 
                       — рентабельность продукции; 
                       —        фондоемкость продукции; 
                       —  оборачиваемость продукции. 
      Факторный анализ будет строится в таблице 2.5. 
      Таблица 2.5. Расчеты по факторному анализу
рентабельности Саранского хлебокомбината
Показатель Условные обозначения
1999 г. 2000 г.
1 2 3 4
Выручка от реализации, тыс. руб. N 16115794 17852679
Основные  производственные фонды, тыс. руб. F 7696698 7499012
Оборотные средства, тыс. руб. E 2987397 3852474
Полная себестоимость  товарной продукции, тыс. руб. C 14721995 16622338
Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб. P 1393799 1229741
Рентабельность  предприятия 0,1305 0,1083
       
Расчеты для  трехфакторной модели:      
1. Прибыльность  продукции P/N 0,0865 0,0689
2. Фондоемкость  продукции F/N 0,4776 0,4200
3. Оборачиваемость  оборотных средств E/N 0,1854 0,2158
Таблица 2.6.  Расчет отклонений
Показатель Условные  обозначения
Отклонения
1 2 3 4
    абсолют. гр.4-гр.3
относит. гр.5/гр.3 *100%
Выручка от реализации, тыс. руб.   1736885 10,78%
ОПФ, тыс. руб.   -197686 -2,57%
Оборотные средства, тыс. руб.   865077 28,96%
Себестоимость, тыс. руб.   1900343 12,91%
Прибыль от реализации ТП   164058 -11,77%
Рентабельность  капитала   -0,0222 -17,01%
Прибыльность  продукции   -0,0176 -20,35%
Фондоемкость   -0,0576 -12,06%
Оборачиваемость   0,0304 16,40%
         Показатели, сведенные в таблицах 2.5. и 2.6. предназначены для дальнейшего использования в факторном анализе рентабельности предприятия. 
      Из таблицы 2.6. видно, что общий прирост рентабельности предприятия за год (?R) составил -0,0222 или -2,22%.  Рассмотрим какое влияние на эти изменения оказали различные факторы.
    Влияние фактора рентабельности продукции
       а) рассчитываем  условную рентабельность по прибыльности  при условии, что изменилась  только рентабельность продукции,  а значение остальных факторов  остались на уровне базисных: 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.