На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Административный процесс, сущность, виды, принципы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального  образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский  имени В.Б.Бобкова филиал
Российской  таможенной академии
__________________________________________________
Кафедра административного и таможенного права 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине «Административное право»
на тему «Административный процесс, сущность, виды, принципы.» 
 
 
 
 

                                                                      Выполнила: студентка 3-го курса заочной 
                                                                      формы обучения факультета 
                                                                      таможенного дела
                                                                      группа 3511
                                                                    
                                                                      Подпись _____________________________ 
 

                                                                      Научный руководитель:
                                                            _____________________________________ 

                                                                      Подпись _____________________________
                                                                                   
                                                                                   «________» _______________________________ 2011г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2011

Оглавление:

Введение

1. Административное  право;

2. Административный  процесс, понятие;

3. Виды административного процесса;

4. Принципы административного  процесса;

Заключение

Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ

    Один  из путей совершенствования законодательства, закрепленный в Концепции правовой политики нашего государства, заключается  в восполнении пробелов в правовом регулировании и углублении его  в наиболее важных сферах общественных отношений.

На сегодняшний день одной из важных сфер общественных отношений являются отношения, регулируемые административным законодательством.

    Административно - правовые отношения - это урегулированные  нормами административного права  общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

    Административно-правовые отношения представляют собой разновидность  правовых отношений, разнообразных  по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам.

Однако следует  выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся:

- права и  обязанности сторон данных отношений  связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти;

- всегда одной  из сторон в таких отношениях  выступает субъект административной  власти (орган, должностное лицо);

- административные  правоотношения практически всегда  возникают по инициативе одной из сторон;

- если произошло  нарушение административно-правовой  нормы, то нарушитель несет  ответственность перед государством;

- разрешение  споров между сторонами, как  правило, осуществляется в административном  порядке.

- административные  правоотношения являются власте-отношениями, построенные на началах "власть-подчинение", где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Административное  право. 

    Административное  право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности)
    Предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:
а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
г) отдельные  управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.
    Административное право с учётом специфических особенностей государственно-управленческой деятельности как правовой формы реализации власти охватывает своим регулятивным воздействием чрезвычайно широкий круг общественных отношений управленческого типа. Тем самым отчётливо проявляется многообразие административно-правового регулирования. Например, финансовое право регулирует строго ограниченные рамками его предмета общественные отношения. Административное право таких строгих границ не имеет. Следовательно, трудно найти какой-либо специальный вопрос, который можно было бы назвать чисто административно-правовым.
    Наиболее  тесно административное право взаимодействует с конституционным (государственным) правом. Конституционное право является ведущей отраслью российского права и закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место её субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, их взаимоотношений с субъектами других ветвей единой государственной власти (ст. 10, 11, 71-72, 77, 83-88, 102-103, 110-117, 125 Конституции Российской Федерации); права и свободы человека и гражданина, значительная часть которых практически реализуется в сфере государственного управления (ст. 85, 103, 111, 117) и т. п. Многие стороны организации и деятельности механизма исполнительной власти определяются федеральными и иными законодательными нормами. Административное право берёт исходное начало в нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом правовой механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы исполнительной власти; административно-правовой статус конкретных участников управленческих общественных отношений и административно-правовые средства его защиты; формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы её отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и т. п.
    Гражданское и административное право регулируют нередко с внешней стороны  исходные общественные отношения имущественного характера, ориентируясь на преобладающее значение тех или иных элементов метода правового регулирования. Аналогично решается вопрос о соотношении трудового и административного права. Наиболее сложно проведение граней между, например, административным правом и такими отраслями, как финансовое,
    Земельное право. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесённых к предмету названных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами.
    Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов. 
 
 

Административный  процесс, понятие. 

    Административный  процесс как сложное социально-правовое явление и вид социальной деятельности выражен во вне двояким образом. С одной стороны, как элемент социального управления он включен в механизмы реализации исполнительной и судебной власти. С другой стороны, административный процесс выступает в качестве вида юридического процесса и имеет характерные юридические признаки. Установление связей административного процесса с этими двумя родовыми системами позволяет составить представление о его особенностях.
    Доказано, что процессуальная форма деятельности, во всем многообразии и специфике ее появлений, непосредственно определяется содержанием той ветви государственной власти, которую эта форма обслуживает. Административный процесс отражает характерные черты исполнительной власти, аналогично тому, как гражданский и уголовный процессы отражают особенности власти судебной. Административный процесс имеет ярко выраженную управленческую процедуру, производную от исполнительно-распорядительной деятельности органов публичного управления. Властный характер управления предопределяет характеристику административного процесса как юридической формы реализации исполнительной власти в процессе государственного управления (управленческом процессе).
    Связь административного процесса с государственным  управлением как деятельностью  исполнительных органов власти можно проследить, показав основные элементы содержания государственной управленческой деятельности. Общеизвестно, что содержание государственного управления состоит из нескольких взаимосвязанных между собой видов деятельности: а) принятие нормативных юридических актов органами исполнительной власти (правотворчество); б) применение правовых норм органами исполнительной власти, в том числе при рассмотрении споров и применении мер административного принуждения; в) организационная работа аппаратов органов исполнительной власти; г) вспомогательные технологические действия материально-технического характера.
    Управленческие  деятельности осуществляется не хаотично, а организованно в соответствии со сложившимися правилами, требованиями и традициями. Упорядоченность управленческих действий обеспечивает эффективность государственного управления. В связи с чем, органы публичного управления выработали конкретные процедуры осуществления различных видов управленческой деятельности. Управленческая процедура - это официально установленный порядок проведения управленческой деятельности. Система процедур управленческой деятельности образует управленческий процесс. Часть этих процедур имеет юридическое содержание и осуществляется в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов. В частности, в форме юридических процедур (производств) осуществляется принятие нормативных и индивидуальных правовых актов в ходе правотворчества и правоприменения. Именно эта часть управленческой деятельности органов исполнительной власти, осуществляемая в форме юридических процедур (производств), входит в содержание административного процесса.
    Следует обратить внимание и на иные виды деятельности, являющиеся структурными элементами административного  процесса. Административный процесс  включает в себя все возможные управленческие действия, реализуемые с целью осуществления функций и целей управления в различных органах государственной власти и местного самоуправления. Важно подчеркнуть, что к административному процессу относятся исключительно управленческие действия юридического характера, совершенные в соответствии с правилами юридических процедур. В этом смысле базу административного процесса составляют многочисленные организационно-процедурные правоотношения, возникающие в деятельности аппаратов управления органов всех ветвей власти, в том числе и законодательной, и судебной власти, а равно в органах местного самоуправления, в силу единой природы управленческой деятельности. В качестве примера возможно указать на процедуры подготовки и принятия индивидуальных и локальных нормативных правовых актов; рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан; процедуры разрешения индивидуальных дел в пределах служебных правоотношений, в частности, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иные.
    Административный  процесс не может жестко увязываться  с правоотношениями, в которых  в качестве обязательного субъекта представлен орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление. Административно-процессуальная деятельность имеет место в работе судов. В качестве средства обеспечения охраны и защиты административных отношений, возникающих в связи с деятельностью исполнительной власти. В деятельности судов административный процесс представлен в виде правосудия по делам об административных правонарушениях и судебного контроля за органами исполнительной власти. Производство по делам об административных правонарушениях в судах возникает в связи с необходимостью применения административных наказаний, отнесенных законом к компетенции суда. Судебный контроль в форме производств, возникающих из публичных правоотношений, направлен на проверку правомерности осуществления управленческих юридических действий органами управления и их должностными лицами, на судебную защиту граждан от действий и решений органов исполнительной власти, нарушающих их права и свободы.
    Таким образом, фактическое содержание административного  процесса охватывает четыре типа административно-процессуальной деятельности, реализуемой различными органами публичной власти:
1. правотворческую  деятельность органов и должностных  лиц исполнительной власти, а  также субъектов, имеющих правотворческие  полномочия по принятию подзаконных  нормативных актов в сфере  исполнительной власти;
2. положительную,  организационно-процедурную деятельность  по осуществлению функций и  целей управления, возникающая при  применении регулятивных норм  материального административного  права;
3. юрисдикционную  деятельность по рассмотрению  споров в сфере реализации исполнительной власти и по применению мер административного принуждения, в том числе административных наказаний, назначаемых судами;
4. судебный контроль  за законностью деятельности  органов и должностных лиц  исполнительной власти.
    Широкое понимание административного процесса соответствует современным тенденциям законодательной деятельности и правотворчества органов исполнительной власти. В последние годы принято множество нормативных актов, устанавливающих порядок осуществления управленческой деятельности в различных сферах и областях управления и административного судопроизводства, которые гарантируют эффективное применение норм административного права, результативность управленческой деятельности и правовую защиту граждан от неправомерных действий и бездействия со стороны органов управления и их служащих. Однако анализ законодательства РФ и его субъектов, ведомственных нормативных актов, устанавливающих управленческие отношения, позволяет сделать вывод об отсутствии всесторонней правовой основы, системы нормативных актов, которые регламентирует административно-процессуальную деятельность. Разумеется, что вне формы и методы управленческого процесса невозможно установить правовым путем, но правовое государство обязано к этому стремиться. Максимально широкий подход к пониманию содержания административного процесса создает теоретические и политико-правовые предпосылки к всесторонней правовой регламентации управленческих процедур и завершения формирования административно-процессуального права в качестве цельной и самостоятельной отрасли в системе права.
    Предельно широкий подход к содержанию административного  процесса сформирован на основе освобождения сложившихся в административном праве двух основных концепций понимания  административного процесса: «юрисдикционной» концепции и «управленческой» концепции. Концепции административного процесса возникли в результате научной дискуссии, развернувшейся в средине 60-х годов. Основные положения юридической теории административного процесса были изложены Н.Г. Салищевой в монографии «Административный процесс в СССР». Взгляды сторонников управленческой концепции впервые были в обобщенном виде отражены в монографии В.Д. Сорокина «Проблемы административного процесса» . Обе концепции административного процесса нашли своих сторонников, которые и в современных условиях продолжают усилия по их развитию.
    Юрисдикционная  концепция предлагает ограничительное, узкое толкование административного  процесса по аналогии с уголовным  и гражданским процессом. Под  административным процессом понимается вид исполнительно-распорядительной деятельности по применению административного принуждения, то есть урегулированный правом порядок юрисдикционной деятельности при рассмотрении индивидуальных управленческих дел. В этом смысле административный процесс еще называют негативным административным процессом, административно-юрисдикционным процессом, правоохранительным процессом. Утверждается, что административный процесс возникает при наличии спора между сторонниками административного правоотношения или решения вопроса о применении принуждения. Всю иную деятельность предлагается считать не административно-процессуальной, а организационно-процедурной. В соответствии с юрисдикционным толкованием процессуальные нормы регламентируют административный процесс наряду с материальными нормами. И в совокупности составляют институт административного права. Отрицается существование административно-процессуального права в системе российского права. В отдельных случаях позиция представителей юрисдикционного подхода еще более сужает содержание административного процесса до так называемого «традиционного» понимания юридического процесса, охватывающего исключительно процессуальную деятельность судов - административное правосудие.
    Управленческая  концепция рассматривает административный процесс преимущественно как юридическую форму реализации исполнительной власти, процесс применения норм материального административного права, в который помимо применения административного принуждения включается применение регулятивных норм. В связи с этим административный процесс называют позитивными или организационно-процедурными процессом.
    Административный  процесс включает систему действий по разрешению конкретных управленческих дел, которые возникают как внутри аппарата управления, так и за его пределами. Помимо юрисдикционной деятельности управленческая концепция относит к административному процессу деятельность по разрешению любых иных индивидуальных юридических дел органами публичного управления и правотворческую деятельность органов исполнительной власти по принятию правовых актов управления. В этом смысле административный процесс обеспечивает функционирование органов исполнительной власти - это юридическая форма управленческой деятельности. Но управленческая концепция не исключает, что к административному процессу может быть отнесена любая деятельность, в ходе реализации которой возникают правоотношения, регулируемые административно-процессуальными нормами, в том числе и деятельность судей по разрешению административных споров и дел об административных правонарушениях. Управленческий подход предполагает постепенное расширение содержания административного процесса за счет тех вопросов государственной деятельности, которые получают законодательное обеспечение и приобретают форму административно-процессуальной деятельности, в частности, отдельных видов контрольно-надзорных процедур, процедур прохождения государственной службы и других.
    Таким образом, в административном праве  фактически существует три подхода  к пониманию административного процесса, которые условно можно обозначить: юрисдикционный, управленческий и действительно широкий, за пределами которого стираются границы между формами реализации норм материального права, между материальными и процессуальными нормами, между формами юридической деятельности.
    Отметим, что концепция широкого подхода  в предлагаемом понимании находится  в стадии формировании и требует  детальной проработки и обоснования.
    Важным  моментом в формировании представления  об административном процессе является установление соотношения административного процесса с юридическим процессом. Общепризнанно, что административный процесс - это вид юридического процесса, обладающий определёнными особенностями. На первый взгляд простая задача соотношения признаков юридического и административного процессов осложняется тем обстоятельством, что в общей теории права имеет место минимум пять подходов в определении содержания юридического процесса и процессуального права.
    С учетом различной степени детализации  обобщенное представление ученых-администраторов об юридическом процессе находится в пределах разброса мнений, при котором юридический процесс воспринимается как деятельность компетентных органов государства, осуществляемая в процессуальной форме. Соответственно, процессуальное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе правотворчества и процессе применения норм материального права.
Нет единства среди  административистов, исследующих проблемы административного процесса в современной России, и относительно признаков юридического прор
    Административный  процесс в России: проблемы теории и законодательного регулирования. Актуальные проблемы административного  процесса в Российской Федерации. Автореферат  Административный процесс: проблемы теории, перспективы правового регулирования.
    Тем не менее, как представляется, не вызывает обоснованных возражений утверждения  о том, что юридический процесс - это:
    1. сознательная целенаправленная  деятельность; разновидность социального  процесса;
    2. этой деятельности присущ властный характер, поскольку в ней реализуются властные полномочия государственных и муниципальных органов;
    3. эта деятельность имеет юридическое  содержание, направлена на решение  юридических дел и достижение  определенного юридического результата;
    4. результаты процесса оформляются в официальных юридических документах;
    5. юридический процесс - это правовая  форма реализации функций органов  власти. Его виды и особенности  организации определяются характером, видом власти, которую он обслуживает.
    6. ему свойственна достаточно полная (или в основном) регламентация деятельности юридическими процессуальными нормами.
Все эти признаки в полной мере присуще административному  процессу как виды административного  процесса. 
 
 

Виды (признаки)  административного процесса. 

    1. Административный процесс - это  не любая властная деятельность, а исключительно юридическая  по своему содержанию, целям и  результату. В связи с этим, необходимо  отграничивать административный  процесс, прежде всего от управленческого  процесса, с одной стороны, и от иных видов юридической деятельности, с другой.
Управленческий  процесс - система официально признанных действий по реализации функций управления. Это общепризнанный установившийся процесс управленческой деятельности и сама управленческая деятельность, порядок реализации которой устанавливается нормами права, а по отдельным направлениям без правового регулирования (так называемые «неправовые формы управления»). К ним частично относится организационная работа аппаратов управления, делопроизводство, информационно-обеспечивающие и материально-технические действия. Они могут содержать элементы властеотношений за пределами конкретного правового регулирования. В то же время, административный процесс по содержанию, формам и методам отличается, например, от уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной, гражданско-процессуальной и иных видов юридической деятельности, реализуемых в пределах соответствующих правоотношений.
    2. Административно-процессуальная деятельность осуществляется уполномоченными на то субъектами публичной власти. Методологически неверно жестко увязывать административный процесс с деятельностью органов исполнительной власти или с административной юстицией. Это искажает реальную картину состояния юрисдикционного процесса в современных условиях.
    Следует согласиться с тем, что каждый вид юридического процесса имеет  свой властный источник - соответствующую  ветвь государственной власти. И  в этом смысле административный процесс в первую очередь и преимущественно реализует функции исполнительной власти. Но при этом следует учитывать три аргумента, позволяющих избежать формализма во имя «чистоты» теоретических конструкции и предельной поляризации подходов. Во-первых, исполнительная власть может быть реализована в форме правотворческой и правоприменительной, в том числе и юрисдикционной, деятельности. Во-вторых, состав субъектов определяется прежде всего юридическими содержанием действий субъектов публичной власти. В-третьих, закрепленные процессуальных действий в законодательных актах, традиционно относимым к иным отраслям права, не к административному праву, не означает автоматически, что эти действия не входят в содержание административного процесса.
    Подтверждая единый характер управленческой деятельности, мы должны признать, что в форме административного процесса реализуются функции как государственный исполнительной власти на уровне федерации и ее субъектов, так и муниципальной исполнительной власти. Если за основу определения административного процесса в качестве самостоятельного вида юридического процесса взять не только управленческую, но и непосредственно связанную с управлением деятельность, то к административному процессу следует отнести деятельность судов по применению традиционно признаваемых административными мер принуждения (административное наказания, установление административного надзора за ранее судимыми лицами, меры пресечения правонарушений и т.п.), а также разрешение судами, административных споров, возникающих из публичных правоотношений, в порядке судебного контроля за деятельностью исполнительной власти (сейчас традиционно регулируется Гражданско-процессуальным кодексом). Очевиден и тот факт, что субъектами управленческого процесс являются аппараты представительных органов власти, деятельность которых также организована в форме административных процедур. В этих условиях единственный корректный термин, дающий возможность объединить субъектов административно-процессуальной деятельности - «органы публичной власти». Естественно, что субъектами являются и должностные лица названных органов.
    Не  следует, что утверждение воспринимать как попытку из числа участников административно-процессуальной деятельности граждан, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций, иных участников административного процесса. Органы публичной власти являются не единственными, но основными участниками административного процесса, поскольку именно они рассматривают юридические дела, осуществляют основную массу административно-процессуальных действий и принимают решение по делу. На органы публичной власти возложены законодательством обязанности по обеспечению процессуальной формы деятельности, в том числе, обязанность требовать соблюдение порядка осуществления деятельности от иных участников процесса. Тем самым подчеркивается их ведущая роль в реализации целей административного процесса.
    3. Административный процесс имеет  свое юридическое содержание, цель  и результат. Юридическое содержание  административного процесса состоит в том, что он является деятельностью по разрешению административных юридических дел. Юридическое дело - вопрос, проблема, ситуация возможность разрешения которой связана с использованием юридических средств, прежде всего норм права. Административное дело следует понимать как возникающий в сфере публичного управления вопрос, связанный с применением, административно-правовых норм в предусмотренной нормативными актами процессуальной форме. Назначение административных дел состоит в обеспечении применения норм не только материального и процессуального административного права, но и других материальных отраслей. Результатами разрешения административных дел могут быть как индивидуальные правовые акты, с помощью которых административно-правовые нормы применяются к конкретным лицам, так и подзаконные нормативные акты к органам исполнительной власти. Нет противоречия в том, что процесс правоприменения норм административного материального и процессуального права совмещаются в одном административном деле с принятием подзаконного нормативного акта, то есть административным правотворчеством. Процедуры принятия нормативных актов органов управления урегулирован нормами административно-процессуального права, которые и применяются для организации разрешения данного административного дела. Очень часто нормотворческие административные дела заканчиваются помимо принятия нормативного акта, принятием так называемого «смешанного» акта, содержащего и индивидуальные предписания и нормы административного либо административно-процессуального права, например, наставление (устав, инструкция) и приказ и о его утверждение, о порядке введения в действие, исполнения и контроля. В этом выражается сложная исполнительно распорядительная природа публичного управления и исполнительной власти. Безусловно, не следует забывать и о «фактической» цели административных дел - достижение какого либо блага для участников правоотношений: разрешение спора, наказание правонарушителя, возможность воспользоваться субъективным правом и т.п.
    4. Административный процесс - это властная деятельность в сфере публичного формирования, осуществляемая в процессуальной форме. Под процессуальной формой обычно понимается способ упорядочения властной деятельности, совокупность процедурных требований, предъявляемых к участникам
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.