На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет капитала и резервов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 79. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание 
 

Введение…..……………………………………………………      4                                                               1. Обзор литературы…………………………………………          7
2. Уставный  (складочный) капитал (уставный фонд), учет его формирования и изменения на предприятиях различных организационно-правовых форм ………………………….................
2.1. Понятие  капитала………………………………………………16
2.2. Учет уставного капитала………………………………………17
2.3. Формирование и учет уставного капитала в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и в хозяйственных товариществах …………………............................22
2.4. Формирование и учет паевого (неделимого) фонда производственных и потребительских кооперативов ………… 25
2.5. Учет уставного фонда государственных и муниципальных унитарных организаций………………………………....................26
3. Учет выкупленных собственных акций и долей. Расчет стоимости чистых активов……………………………........................
3.1. Учет  собственных акций (долей), выкупленных  обществом…………………………………………………………  29
3.2. Чистые активы………………………………………………    30
4. Учет  резервного и добавочного капитала………………………...
4.1. Учет  резервного капитала…………………………………… 34
4.2. Учет  добавочного капитала…………………………………  35
5. Учет  нераспределенной прибыли (непокрытого  убытка)………..
5.1. Понятие доходов……………………………………………… 39
5.2. Обобщение  информации о прочих доходах   и расходах отчетного периода………………………………………………… 41
5.3. Учет  расчетов по налогу на прибыль………………………   44
6. Учет  резервов предстоящих расходов………………………… 52
7. Учет  целевого финансирования ………………………..................
7.1. Понятие  средств целевого финансирования, их источники  55
7.2. Учет  государственной помощи……………………………… 56
7.3. Учет  средств, поступивших от других  организаций и физических лиц безвозмездно…………………………………… 58
Заключение………………………………………………………..  59
Библиографический список……………………………………     60
Приложения………………………………………………………   63
Решение курсового задания…………………………………………..
Приложения……………………………………………………..……..
 
 
 
 
        Введение 

    Организации для осуществления хозяйственной деятельности приобретают имущество - оборотные и внеоборотные средства. Источники их приобретения не однородны по структуре, экономической сущности, специфике формирования и использования. В качестве наиболее важных, относящихся к группе собственных рассматриваются: уставный капитал, прибыль, резервный и добавочный капитал, целевое финансирование. Точная, достоверная и своевременная информация об этих источниках чрезвычайна важна не только для внутренних, но и для внешних пользователей. Поэтому основными задачами бухгалтерского учета являются: правильное отражение размера уставного капитала и всех его изменений; контроль за размером, порядком образования и использования капиталов и резервов организации, целевого финансирования; правильное отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности.
    Бухгалтерский учет - основное звено формирования экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления процессами производства и продажей продукции - способствует совершенствованию организации производства, оперативного и долгосрочного планирования, прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности.
    В настоящее время в России в  условиях переходной экономики в  зависимости от организационно-правовой формы собственности, действуют различные виды организаций. В результате возникла необходимость адаптировать бухгалтерский учет и отчетность к требованиям переходного периода, что, в свою очередь, повлекло преобразование всего учета в более оперативную, не обремененную громоздкими регистрами доступную информационно-управленческую систему. В результате существенным изменениям подверглись теоретические и методологические основы бухгалтерского учета, а именно: содержание и определение предмета бухгалтерского учета, его объекты и основные задачи. Все это потребовало принятие нового Федерального закона Российской Федерации о бухгалтерском учете и других нормативных актов и методических указаний.
    Бухгалтерский учет, являясь одной из основных функций управления и признанным языком бизнеса, подлежит изучению студентами всех управленческих и финансово-экономических специальностей. В системе бухгалтерского учета формируется свыше 70% информации, характеризующей различные процессы деятельности организаций, элементарные факты финансово-хозяйственной деятельности (хозяйственные операции), состояние имущества субъектов хозяйствования, его источников, величины доходов, расходов и финансовых результатов. Без указанных сведений немыслим процесс принятия управленческих решений.
    Первоначальным  и основным источником формирования имущества организации является ее собственный капитал, зафиксированный в учредительных документах. Создание собственного капитала является необходимым условием образования и функционирования любого юридического лица, что и определяет значимость, емкость и своеобразность выбранной темы.
    Не  меньшее значение для развития предприятия  имеет наличие в составе собственных  средств добавочного и резервного капитала и нераспределенной прибыли.
    Собственный капитал в торговых организациях представляет собой совокупность имущества, прав и денежных средств, необходимых организациям для осуществления их уставной деятельности, покрытия убытков, создания нового имущества. Структурно собственный капитал состоит из уставного (складочного) капитала, добавочного капитала, резервного капитала и нераспределенной прибыли.
    В современных экономических условиях основной задачей учета собственного капитала торговой организации становится задача формирования наиболее полной и достоверной информации о величине собственного капитала и структурном соотношении его составляющих – для внешних потребителей информации, а также о порядке распределения прибыли – для внутренних потребителей информации.
    Целью данной работы является  овладение  теоретическими основами учета уставного (складочного) капитала во всех организациях независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности, организационно-правовых норм и видов деятельности, раскрытие расчетов в корреспонденции с другими счетами бухгалтерского учета, обобщения всей информации о состоянии и движении капитала организации.
    Для достижения данной цели имеет место определить следующие задачи:
    обобщение разных мнений, точек зрения авторов по вопросам темы исследования;
    определение капитала как объекта бухгалтерского учета;
    отражение в учете особенностей по формированию капитала в торговых организациях различных организационно-правовых форм;
    освещение учета собственных акций (долей), выкупленных обществом;
    рассмотрение чистых активов;
    ознакомление с учетом резервного капитала, добавочного капитала;
    определение понятия доходов;
    получение обобщенной информации о прочих доходах и расходах отчетного периода;
    исследование учета расчетов по налогу на прибыль;
    формирование понятия средств целевого финансирования и их источников;
    содержание учета государственной помощи;
    организация учета средств, поступивших безвозмездно от других организаций и физических лиц;
    подведение итога особенностей учета;
    подготовка заключения по вопросам раскрываемой темы.
    Методологической  основой написания курсовой работы послужили               
законодательные и нормативные акты, учебники, учебные  пособия, а также материалы периодической печати российских и зарубежных авторов.
  При подготовке курсовой работы применялись следующие методы исследования:
      - монографический метод;
      - метод сравнения;
      - обобщение теоретического материала.
      Курсовая  работа была выполнена с помощью  ПК (E MACHINES E725).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Обзор литературы 

    Изменения, происходящие в экономической системе  страны, требуют соответствующего механизма управления процессами, включая одну из его существенных частей – бухгалтерский учет.
    В течение последней трети нынешнего  века в экономически развитых странах  усилились интеграционные процессы. Эта тенденция затронула и  бухгалтерский учет, проявляясь в его гармонизации.
    Возникновение новых экономических и правовых отношений между хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм собственности настоятельно требует  проработки теоретических и прикладных аспектов проблемы перестройки бухгалтерского учета в условиях перехода к рыночной экономике.
    В последние годы в бухгалтерском  учете в России происходят довольно серьезные изменения, вызванные  рядом факторов как внутреннего, так и внешнего характера, которые  создают определенную среду. [ 1, c.5]
    Наряду  с показателями, отражающими состав и размещение имущества, в бухгалтерском  учете используются и показатели, характеризующие источники его  образования. Вне зависимости от организационно-правовых видов и  форм собственности имущество по источникам образования подразделяется на 2 группы: собственные (обязательства перед собственниками) и заемные (обязательства перед третьими лицами). [2, c.7]
    Собственные (обязательства перед собственниками) источники имущества образуют материальную базу организации в денежном выражении. Они состоят из собственного капитала, фондов, амортизации, бюджетного финансирования, средств, полученных в порядке дарения. [11, с.56]
    Классическое  определение капитала дается в первом томе «Капитала» Карла Маркса. Он рассматривает капитал как экономическую категорию, стоимость которой посредством эксплуатации (использования) рабочей силы приносит прибавочную стоимость, т.е. самовозрастает. Здесь речь идет о том, что своим трудом наемная рабочая сила создает большую стоимость, чем затрачено на свою покупку. Источниками получения прибавочной стоимости являются сферы заготовления, производства и реализации, где капитал выступает в качестве средства производства и предмета. Вложения капитала позволяют организации расширять свою деятельность и, как следствие, увеличивать прибыль для последующего развития. [10, c.63] 

    Понятие капитала в разных источниках трактуется по-разному.
    В Гражданском кодексе Российской Федерации говорится о том, что  уставный капитал определяет минимальный  размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. [9]
      Почти такое же определение  капитала дает и  Анциферова  И.В., она пишет, что капитал  - это стоимостная оценка имущества  организации, в пределах которой  организация отвечает перед учредителями  и кредиторами. [2, c.205]
    Но  помимо правовой, ею выделены еще две  точки зрения.
      С точки зрения бухгалтерского  учета уставный капитал – это  стоимостная оценка акций, долей,  паевых взносов или иных форм  вкладов учредителей (участников) организации.
    С экономической точки зрения уставный капитал -это минимальная сумма материальных и денежных ресурсов, необходимых для финансового и материального обеспечения первого производственного цикла. Иначе, это начальный капитал, необходимый для осуществления финансовой и хозяйственной деятельности в целях получения прибыли.
    В учебнике под редакцией П.С. Безруких капитал рассматривается как совокупность материальных ценностей и денежных средств, финансовых вложений и затрат на приобретение прав и привилегий, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности организации. [6, c.69]
    Американские  же ученые Б. Нидлз, Х. Андерсон, и Д. Колдуэлл считают, что это экономические  ресурсы, находящиеся в распоряжении собственника фирмы, которые отражают совокупность денежных ценностей (денежных средств и долговых обязательств покупателей); материальных ценностей (товарные запасы, земельные участки, здания и оборудование) и активов, выраженных в форме нематериальных прав (патенты, авторские права и товарные знаки). [17, c,159]
    С трактовками капитала, которые дают П.С.Безруких и американские ученые, согласен и профессор Бабаев Ю.А., он считает, что в целом они правильно раскрывают понятие капитала, используемого в бухгалтерском учете. [3, c.97]
    Подводя итог, Бабаев полагает, что по существу, капитал, являясь экономическим ресурсом, представляет собой совокупность собственного и привлеченного капитала, необходимого для осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации.
    С данным определением солидарна и  Соснаускене О.И., которая говорит о том, что и в международных стандартах финансовой отчетности (далее МСФО) капитал рассматривается как совокупность привлеченного и собственного капитала. Она пишет, что собственный капитал является важнейшим источником формирования оборотного капитала, обеспечивает имущественную и оперативную самостоятельность, необходимую для рентабельной предпринимательской деятельности. Его размер свидетельствует о степени финансовой устойчивости предприятия, его положении на финансовом рынке. [25, c.105] 

    Так, по мнению доктора экономических наук и профессора Бабаева Ю.А., капитал следует рассматривать в качестве экономической и учетно-правовой категории. [3, c.96]
    В понимании Кондракова Н.П. капитал  – это экономическая категория, которая возникает в сферах заготовления, производства и реализации, создает прибавочную самовозрастающую стоимость, выступает в виде средства производства и предметов труда. [11, c.29]
    Академик  М.И.Баканов считает, что капитал  как учетно-правовая категория включает в основном средства, которые заработаны в процессе функционирования организации и инвестирование которых во внеоборотные и оборотные активы в конечном итоге направлено на получение прибыли. [2, c.106]
    С экономической точки зрения уставный капитал – это минимальная сумма материальных и денежных ресурсов, необходимая для финансового и материального обеспечения первого производственного цикла. Т.е. сумма уставного капитала не должна быть меньше стоимости необходимых основных и оборотных средств, хотя в классической экономической теории предполагается, что потребность в оборотных средствах должна погашаться также за счет заемных средств и устойчивых пассивов.
      В свою очередь, Пошерстник Н.В. рассматривает резервный капитал как страховой капитал организации, предназначенный для возмещения убытков от хозяйственной деятельности. Средства резервного капитала служат гарантией бесперебойной работы предприятия и соблюдения интересов третьих лиц.
    Добавочный  капитал представляет собой часть  собственного капитала организации, образованную в результате переоценки основных средств (в сторону увеличения их стоимости), а также в результате получения эмиссионного дохода при реализации акций акционерных обществ по цене, превышающей номинальную стоимость. [22, c.84]
    Любушкин  считает, что важным компонентом собственного капитала является нераспределенная  прибыль организации, представляющая конечный финансовый результат. Рост прибыли  определяет потенциальные возможности организации, по прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции. [13, c.205]
    А Положение по бухгалтерскому учету  дает другое определение и утверждает, что доходами организации признается увеличение экономических выгод  в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или)погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). [17, c.54]
    Следовательно, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). [18, c.62]
    Кроме того, у торговой организации могут  возникнуть чрезвычайные расходы (убытки от пожаров, стихийных бедствий) и  чрезвычайные доходы (страховое возмещение, ценности, оставшиеся после списания имущества), которые наряду с операционными  и внереализационными доходами и расходами будут формировать показатель прибыль (убыток) до налогообложения.
    После уплаты налога на прибыль образуется чистая прибыль (убыток) отчетного периода. После распределения прибыли  в установленном порядке (создание резервного капитала, формирование специальных фондов, начисление дивидендов и т.д.) у торговых организаций остается нераспределенная прибыль, которая является важнейшей составляющей собственного капитала организации. [2, c.132]
    Аналогично, и учет целевого финансирования каждый рассматривает по-своему.
    По-мнению Бакаева, целевое финансирование представляют собой средства, предназначенные на финансирование тех или иных мероприятий целевого назначения, а именно: содержание детских и культурно-просветительных учреждений, подготовку кадров, научно-исследовательские работы, капитальные вложения, строительство жилых домов, на покрытие убытков и др. [1, c.118]
    Любушкин  думает иначе: целевое финансирование представляет собой источник средств организации, предназначенный для осуществления мероприятий целевого назначения. Средства для осуществления мероприятий целевого назначения поступают от других организаций, из бюджета, от граждан. [13, c.106]
    Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 13/2000 утверждает, что государственная помощь, предоставленная в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов  и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах. [20, c.112]
    Необходимость общепринятых и широко известных правил составления отчетности была по-настоящему осознана после краха 1929 года на мировых фондовых рынках, ставшего начальной точкой многолетнего экономического кризиса в индустриально развитых странах. Кризис выявил недостаточность применявшейся системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, концептуальные принципы составления которых существенно отличались друг от друга в разных странах и даже в разных компаниях. Отчетность разных фирм оказывалась непонятной, несопоставимой и неоднозначной.
    В начале 30-х годов прошлого века в  США начали разрабатывать систему  общепризнанных стандартов бухгалтерского учета и отчетности. На этой основе со временем возникла система ГААП США, дошедшая до наших дней и получившая распространение а Канаде, Англии, Мексике, Италии и других странах. В Европе пошли по пути обязательного применения компаниями национальных планов счетов бухгалтерского учета по модели известного австрийского бухгалтера   Э. Шмалленбаха. В последствии из этих планов счетов возникла система национальных счетов для учета внутреннего валового продукта и других показателей  национальной экономической статистики.
    Широкое распространение транснациональных корпораций поставило на повестку дня разработку общепринятых Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Этот вопрос обсуждался в начале 1960 г. В Организации Объединенных наций.
    С 1973 года в Лондоне работает Комитет  по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). В настоящее время завершена реструктуризация КМСФО, имеется полное понимание того, что финансовая отчетность корпоративных компаний во всех странах должна составляться по единым правилам. Европейский Союз, США, другие страны мира решили в течение 5-7 лет полностью перейти на составление финансовой отчетности в полном соответствии с МСФО.
    Комитет по международным стандартам финансовой отчетности руководствуется при составлении МСФО общими принципами их подготовки, в которых сформулированы цели, к которым стремится Комитет при разработке и утверждении МСФО. Принципы подготовки и составления финансовой отчетности сформулированы в виде отдельного документа, предваряющего свод МСФО, который не является стандартом, не заменяет стандарты, не содержит требований и рекомендаций, обязательных для применения в бухгалтерском учете при подготовке и составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности. Подчеркивается, что если некоторые положения отдельных стандартов (МСФО) противоречат Принципам, то применяются положения утвержденного стандарта. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности полагает, что при разработке и уточнении новых версий МСФО их расхождения с Принципами будут уменьшаться и постепенно сойдут на нет.
    В Принципах излагаются основные цели финансовой отчетности и общие концепции, лежащие в основе их составления и представления.
    Целью финансовой отчетности является представление необходимой полезной информации всем потенциальным пользователям, заинтересованным в получении информации о финансовом положении предприятия (либо консолидированной группы предприятий) и его изменениях, о результатах хозяйственной деятельности, эффективности управления и степени ответственности руководителей за порученное дело. В документе о принципах сформированы различные информационные потребности пользователей отчетной бухгалтерской информации:
    - потенциальных инвесторов, акционеров;
    - работников предприятий и общественности;
    - заимодавцев, поставщиков и покупателей;
    - правительственных органов – налоговых, статистических, регулирующих и др.
    Принципы  провозглашают, что финансовое положение, зависящее от имеющихся в распоряжении предприятия экономических ресурсов, их размещения и ликвидности, способности  адаптироваться к изменениям внешней среды, определяется отчетным бухгалтерским балансом. Результаты деятельности предприятия, определяющие его экономическую эффективность, отражаются в отчете о прибылях и убытках. Информация об изменениях финансового положения характеризуется движением всех финансовых ресурсов, оборотных средств (ликвидности активов) либо только денежных средств в отдельном денежном документе (отчет о движении денежных средств).
    Концепция  бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная 29 декабря 1997 года Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России, исходит главным образом из тех же основных положений учета и целей бухгалтерской отчетности, определяют основы построения бухгалтерского учета в России и призвана:
    - служить основным ориентиром  при разработке новых и пересмотре  действующих нормативных актов  по бухгалтерскому учету;
    - быть основным руководством при  принятии решений  по вопросам, еще не урегулированным нормативным актам;
    - помогать потребителям бухгалтерской  отчетности.
    В настоящее время финансовая отчетность в полном соответствии с МСФО добровольно  составляет более 40 тысяч транснациональных  корпораций, имеющих более 200 тысяч  дочерних и зависимых организаций по всему миру. Европейская комиссия заявила о том, что она рассматривает МСФО как подходящую основу для гармонизации финансовой отчетности внутри Европейского Союза. Ряд государств, в том числе и Российская Федерация, решили привести в соответствие с МСФО свои национальные правила бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Концепция развития бухгалтерского учета в России на период до 2010 года предусматривает постепенный переход открытых акционерных обществ на составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО.
    В последнее десятилетие существенно  расширились каналы финансирования компаний, независимо от банковского  кредитования, то есть прямые заимствования  путем распространения ценных бумаг  на фондовых рынках. Рост биржевых спекуляций инициировал появление на рынке множества «производных ценных бумаг». В конце прошлого века на мировом фондовом рынке обращались ценные бумаги, номинальная стоимость которых (около 360 трлн. Долларов США) почти на порядок превышала стоимость годового продукта всех стран мира (The New York Times, 15.02.99). Сейчас эти показатели еще больше.
    Многие  фондовые биржи мира приняли МСФО для финансовой отчетности компаний, ценные бумаги которых обращаются у  них. В октябре 1998 года в декларации министерств финансов и руководителей центральных банков стран Большой семерки содержался призыв к IOSCO (Международная организация комиссий по ценным бумагам) как можно скорее провести анализ основных стандартов, который позволил бы принять систему МСФО для составления и представления отчетности на всех фондовых биржах мира.
    В апреле 2000 года Европейская комиссия приняла решение о составлении  сводной финансовой отчетности в  соответствии с МСФО всем компаниям, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках.
    Федеральная комиссия по ценным бумагам США решила не позднее 2007 года перейти на финансовую отчетность по МСФО и отказаться от применения ГААП США на фондовых рынках.
    Российская  Федерация не может стоять в стороне  и в 1998 году Министерство финансов Российской Федерации разрешило российским организациям, представляющим финансовую отчетность зарубежным фондовым биржам, составлять сводную финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО и не представлять такую отчетность по нормам российских ПБУ. Готовится нормативный акт, обязывающий все открытые акционерные общества России составлять финансовую отчетность по МСФО. [12, c.54]
    Международного  учета как общепринятой системы ведения счетов не существует. В каждой стране действует собственные нормативные требования к организации учета. Вместе с тем выделяются несколько моделей (систем) бухгалтерского учета.
    Британо-американская модель характеризуется наличием принципиальных основ учета. Методику ведения записей на счетах формирует профессиональный бухгалтер с учетом принципов и своего профессионального суждения. В такой модели большую роль играют профессиональные саморегулирующие организации бухгалтеров и аудиторов и учет ориентирован на инвесторов и кредиторов организации.
    Континентальная модель применяется в странах Европы и отличается значительной законодательной регламентацией. При этом учет базируется на четких правилах и ориентирован в основном на государственные органы (в частности, для возможности контроля над налогообложением).
    Южноамериканская модель также базируется на законодательных правилах, а также отличается большим вниманием к учету в условиях инфляции и отражению связанных с ней корректировок в учете.
    Отдельно  нужно рассматривать исламскую  модель учета, отражающую этико-религиозные  ограничения и мотивы предпринимательской деятельности в условиях шариата (исчисление обязательных налогов, запрет ссудного процента (ростовщичества), максимализация социальной полезности). Как отдельную систему в современных условиях экономисты начинают выделять интернациональную модель. Она создается для отражения в системе двойной записи требований МСФО. Такая модель полезна в странах, где МСФО приняты в качестве государственных, а также для ведения параллельного учета и трансформации национальной отчетности в международную. В целом бухгалтерский учет в каждой стране тяготеет к той или иной из описанных систем. [16, c.90] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Уставный (складочный) капитал (уставный  фонд), учет его  формирования и  изменения на предприятиях  различных организационно – правовых форм. 

    2.1 Понятие капитала 

    Каждая  организация независимо от организационно-правовых форм собственности должно располагать  экономическими ресурсами, т.е. капиталами, для осуществления финансово-хозяйственной  деятельности.
    При рассмотрении этого вопроса возникают  различные понятия – капитал собственный, привлеченный капитал, активный капитал и пассивный капитал. Здесь капитал рассматривается как совокупность материальных ценностей и денежных средств, финансовых вложений и затрат на приобретение прав и привилегий, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности организации.
    Американские  ученые считают, что экономические  ресурсы, находящиеся в распоряжении собственника фирмы, которые отражают совокупность денежных ценностей (денежные средства и долговые обязательства покупателей); материальных ценностей (товарные запасы, земельные участки, здания и оборудования) и активов, выраженных в форме нематериальных прав (патенты, авторские права и товарные знаки).
    Эти определения в целом раскрывают понятие капитала, используемое в бухгалтерском учете.
    По  существу, капитал, являясь экономическим ресурсом, представляет собой совокупность собственного и привлеченного капитала, необходимого для осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации.
    Привлеченный  капитал – это кредиты, займы и кредиторская задолженность, т.е. обязательства перед физическими и юридическими лицами.
    Собственный капитал – это капитал за вычетом привлеченного каптала (обязательства), который состоит из совокупности уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли и прочих резервов (целевые фонды и резервы).
    Активный  капитал  это стоимость всего имущества по составу и размещению, т.е. все то, чем владеет организация как юридически самостоятельное лицо.
    Пассивный капитал – источники имущества (активного капитала) организации; состоит из собственного и привлеченного капитала.
    Все представленные понятия можно выразить следующим уравнением: 

    Активы    =   Финансовые                 +             Собственный
                            обязательства                                    капитал
                          (экономические                               (привлеченный
                                ресурсы)                                            капитал) 

    Иногда  собственный капитал выступает  как остаточный, поскольку он отражает совокупность средств, которые остаются в распоряжении организации после  выплаты финансовых обязательств. В  этом случае уравнение выглядит так: 

    Собственный          =         Активы       -            Финансовые
        капитал                                                                обязательства 

    В международных стандартах финансовой отчетности капитал рассматривается  как совокупность привлеченного  и собственного капитала. 

    2.2 Учет  уставного капитала 

    Первоначальным  источником формирования имущества  организации является ее уставный капитал. В соответствии с Гражданским  кодексом РФ в зависимости от организационно – правовой формы организации различают:
    Уставный  капитал хозяйственных обществ (открытых и закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью); он представляет собой совокупность вкладов учредителей в имущество организации в денежном выражении при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами, обеспечивает гарантии интересов ее кредиторов.
    Складочный  капитал хозяйственных товариществ, отражающий совокупность долей (вкладов) участников полного товарищества и товарищества на вере, внесенных для обеспечения его финансово-хозяйственной деятельности. По законодательству эти организации не имеют в составе учредительных документов устава.
    Уставный  фонд государственных и муниципальных унитарных организации представляет совокупность основных и оборотных средств, безвозмездно выделенных организации государством или муниципальными органами.
    Паевой  и неделимый фонд производственных и потребительских кооперативов формируется у них за счет паевых взносов, в виде денежных средств и другого имущества для совместного ведения предпринимательской деятельности.
    Уставный  капитал формируется при образовании  организации из средств собственника. Размер уставного капитала оговаривается  законодательством и зависит от организационно-правовой формы создаваемого субъекта хозяйствования.
    Так, согласно ст. 99 ГК РФ, уставный капитал  акционерных обществ состоит  из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. Число  акционеров открытого акционерного общества законодательством не ограничено, а распространение акций может осуществляться путем открытой или закрытой подписки и через свободную продажу.
    В соответствии с Федеральным законом  от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» распространение акций закрытого акционерного общества должно осуществляться только среди учредителей или другого, ранее определенного круга лиц, число которых не должно превышать 50 человек.
    В течение трех месяцев с момента  государственной регистрации акционерами  должно быть оплачено не менее 50% акций, остальные 50% - в течение первого года деятельности.
    Неденежные  вклады, вносимые в оплату за акции, оцениваются по соглашению учредителей, однако такая оценка не может превышать  суммы, указанной независимым оценщиком.
    Согласно  ст. 90 ГК РФ, уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью состоит из стоимости вкладов его участников. В соответствии с названным Федеральным законом на момент государственной регистрации уставный капитал должен быть оплачен участниками в размере не менее 50%. Оставшаяся часть – в течение первого года деятельности. Неденежный вклад участника номинальной стоимостью свыше 200 МРОТ  подлежит оценке независимым оценщиком.
    В соответствии с нормативными документами  уставный капитал для разных групп  организаций оплачивается полностью  или частично на момент их государственной регистрации. Перед регистрацией организация открывает специальный накопительный счет в банке, с которого банк до момента государственной регистрации владельца счета не производит никаких операций. После регистрации накопительный счет преобразуется в расчетный счет. Если в течение года с момента регистрации организации ее частично оплаченный уставный капитал не будет доведен до заявленного в учредительных документах, организация обязана зарегистрировать уменьшение уставного капитала. Если уменьшенный уставный капитал по сумме меньше установленной законодательством нижней границы, организация подлежит ликвидации.
    Увеличение  или уменьшение уставного капитала вызывает необходимость внесения изменений  в учредительные документы. Пополнение уставного капитала может производиться за счет взносов учредителей, отчислений от прибыли (при ее распределении) или других источников, ранее сформированных из прибыли. Уменьшение уставного капитала может быть следствием сокращения состава учредителей организации (что нередко приводит к ее реорганизации либо ликвидации). В экстренных случаях, при отсутствии других источников, за счет уставного капитала может покрываться убыток прошлого года.  

    Характеристика  счетов учета уставного капитала                                                               
Номер и наименование счета Отношение к  балансу Операции по дебету Операции по кредиту
80 «Уставный  капитал» Пассивный Уменьшение  уставного капитала по номиналу (после  внесения изменений в учредительные документы) Увеличение  уставного капитала по номиналу (после внесения  изменений в учредительные документы)
81 «Собственные  акции (доли)» Активный Фактические затраты  по выкупу собственных акций Списание аннулированных собственных акций по фактическим затратам
82 «Резервный  капитал» Пассивный Использование резервного капитала на покрытие убытка за отчетный год и на погашение облигаций акционерного общества Отчисления  в резервный капитал по законодательству и по решению организации
83 «Добавочный капитал» Пассивный Погашение сумм снижения стоимости внеоборотных активов по результатам их переоценки, направление средств на увеличение уставного капитала, распределение сумм между учредителями и т.п. Прирост стоимости  внеоборотных активов по результатам переоценки, эмиссионный доход
84 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)» Активно-пассивный Использование прибыли Формирование  прибыли
    [7, c.209]
    Учет  уставного капитала (и его разновидностей) ведется на пассивном счете 80 «Уставный  капитал». В зависимости от меры ответственности перед акционерами и участниками общества счет 80 может иметь следующие субсчета:
    80-1 «Объявленный (зарегистрированный) капитал» - в сумме, указанной в уставе и других учредительных документах;
    80-2 «Подписной капитал» - по стоимости акций, на которые произведена подписка, гарантирующая их приобретение;
    80-3 «Оплаченный капитал» - в размере средств, внесенных участниками в момент подписки и реализованных в свободной продаже;
    80-4 «Изъятый капитал» - в сумме стоимости акций, изъятых из обращения путем выкупа их обществом у акционеров.
    По  кредиту счета 80 «Уставный капитал» отражается сумма вкладов в уставный капитал при образовании организации  после ее регистрации в сумме  подписки на акции или безвозмездно вносимой учредителями или государством, а также увеличение уставного капитала за счет дополнительных вкладов и отчислений части прибыли организации. После государственной регистрации организации ее уставный капитал в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами, отражается по кредиту счета 80 «Уставный капитал» и дебету счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал».
    По  дебету счета 80 при уменьшении уставного  капитала производятся записи сумм:            
    - вкладов, возвращенных учредителям; 
    - аннулированных акций: 
    - уменьшения вкладов или номинальной  стоимости акций;
    - части уставного капитала, направляемого  в резервный капитал, и т.  П.
    Сальдо  счета 80 показывает размер уставного капитала, зафиксированного в учредительных документах организации.
    Государственное предприятие образуется (создается) по решению государственного федерального органа власти, а муниципальное унитарное предприятие – решением органа местного самоуправления.
    Учет  хозяйственных операций по формированию и изменениям уставного капитала:
    - Отражена сумма объявленного  уставного капитала
    Д 75 К 80
    - Учредителями внесены имущественные  вклады
    Д 01; 10; 04; 08; 58; 50; 51; 55    К 75
    - На пополнение уставного капитала действующей организации направлены:
    Д 84 К 80 – отчисления от прибыли при ее распределении
    Д 83 К 80 – средства добавочного капитала
    Д 82 К 80 – средства резервного капитала
    Д 75 К 80 – взносы учредителей
    - За счет средств уставного  капитала покрыт убыток
    Д 80 К 84
    - Выкуплены и аннулированы собственные  акции (доли) у акционеров (соучредителей):
    Д 81 К 50, 51, 55 – на сумму затрат по выкупу
    Д 80 К 81 – номинальную  стоимость акций (долей)
    Д 91 К 81 – сумму разницы
    - В качестве вклада по договору простого товарищества организацией-участником, ведущей общие дела, отражены поступившие от других организаций-товарищей:
    Д 50, 51, 52 К 80 – денежные средства 
    Д 01, 08, 10  К 80 – прочее имущество                               
    - Организацией-участником, ведущей общие дела, отражен возврат:
    Д 80 К 50, 51, 52  - денежных средств
    Д 80 К 01, 08, 10 – прочего имущества
    Аналитический учет по счету 80 «Уставный капитал» ведется по учредителям организации, стадиям формирования капитала и  видам акции (простые и привилегированные).
    Формирование  и учет уставного капитала в акционерных  общества, (открытых и закрытых), в  обществах с ограниченной ответственностью в производственных и потребительских  кооперативах, в государственных  и муниципальных унитарных предприятиях в основном совпадает, но имеются некоторые особенности, связанные с их правовым формированием. 

    2.3 Формирование и учет уставного  капитала в акционерных обществах,  обществах с ограниченной ответственностью  и в хозяйственных товариществах 

    В акционерных обществах (АО) бухгалтерского учета уставного капитала и расчетов с учредителями осуществляется в соответствии с нормативными документами, регламентирующими этот процесс.
    Минимальный размер уставного капитала для закрытых акционерных обществ составляет 100 минимальных размеров месячной оплаты труда (МРМОТ), установленной законодательством, и 1000 МРМОТ – для открытых.
    Уставный  капитал акционерного общества оценивается  по номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. На день регистрации акционерного общества его уставный капитал должен быть оплачен не менее чем на 50%.
    В процессе соей деятельности акционерное  общество может увеличить или  уменьшить уставный капитал. Увеличение уставного капитала происходит за счет:
    - выпуска дополнительных и увеличения номинальной стоимости ранее выпущенных акций
    Д 75 субсчет 1 К 80
    - прироста имущества за счет  его переоценки
    Д 83 К 80
    - нераспределенной прибыли
    Д 84 К 80
    Уменьшение  величины уставного капитала возможно:
    - в результате снижения номинальной  стоимости акций
    Д 80 К 75 субсчет 1
    - за счет выкупа собственных  акций у акционеров; поскольку  акции могут быть выкуплены  по ценам выше или ниже их  номинальной стоимости, то в  случае когда цена выкупа превышает  номинальную стоимость, имеют  место расходы, а когда цена выкупа ниже – доходы. Выкупленные акции учитываются на счете 81 «Собственные акции (доли)». Во всех случаях выкупа делаются соответствующие бухгалтерские записи:
    Д 81 К 50, 51, 52, 55 – выкуп собственных акций;
    Д 81 К 91 – на сумму доходов, возникающих при выкупе;
    Д 91 К 81 – на сумму расходов при выкупе;
    Д 80 К 81 – уменьшение уставного капитала на сумму выкупленных у акционеров акций. 

    Пример. АО выкупила за наличный расчет 20 собственных акций при номинальной стоимости акций 600 руб. по цене 500 руб. В бухгалтерском учете произведены записи: 

    Д 81 К 76 – 10 000 – покупная стоимость выкупленных акций, принятых в кассу;
    Д 76 К 50 – 10 000 – оплата из кассы за акции;
    Д 81 К 91 – 2 000 (12 000 – 10 000) – доходы от приобретения собственных акций (увеличение стоимости акции до номинальной);
      Д 80 К 81 12 000 – уменьшение уставного капитала путем списания выкупленных акций.
    При перепродаже акций их списывают  с кредита сета 81 в дебет счетов денежных средств (50, 51). Аннулированные акции списываются на уменьшение уставного капитала (Д 80 К 81). Разницу в стоимости проданных и аннулированных акций списывают на добавочный капитал:
    Д 83 К 81 – на уменьшение;
    Д 81 К 83 – на увеличение.
    Особое  место в бухгалтерском учете  АО занимают расчеты с учредителями  по выплате дивидендов (75/2 «Расчеты по выплате доходов»). Здесь следует обратить внимание на разработку дивидендной политики, суть которой заключается в выборе оптимального соотношения долей чистой прибыли, одна из которых предназначена для выплаты дивидендов, а другая – для инвестирования (вложения в развитие других организаций) или реинвестирования (вложения в развитие собственной организации). Для контроля второй части (инвестирования и реинвестирования) целесообразно предусмотреть субсчет по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Это позволит проводить более точный контроль за эффективностью использования капитала АО.
    Начисление  дивидендов и их выплата в бухгалтерском  учете АО оформляется с помощью  следующих проводок:
    Д 84 К 70 – начисление дивидендов;
    Д 70 К 68 – удержание подоходного налога (налога на доходы);
    Д 70 К 50 – выплата дивидендов.
    Учет  в обществах с  ограниченной ответственностью (ООО). Согласно Федеральному закону от 8 февраля 1998 г, № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», бухгалтерский учет уставного капитала и расчетов с учредителями может осуществляться почти так же, как в АО, с той лишь разницей, что ООО не может выпускать акции. Здесь уставный капитал формируется за счет взносов (вкладов) учредителей, а поэтому выступает в форме складочного капитала.
    Минимальный размер уставного капитала ООО не может быть менее 100 МРМОТ. ООО имеет  право увеличивать или уменьшать  величину своего уставного капитала с общего согласия вкладчиков. Увеличение уставного капитала ООО может происходить за счет:
    •  добавочного капитала – Д 83 К 80;
    •  свободного остатка прибыли – Д 84 К 80;
    •  дополнительных взносов учредителей  – Д 75 К 80 (начисление);
       Д 50, 51  К 75 (взнос).
    Уменьшение  уставного капитала может быть в  случае:
    •  выбытия членов из ООО (общество обязательно  должно выплатить участнику действительную стоимость его доли или выдать в натуральном виде имущество такой же стоимости). При этом делаются записи:
    Д 80 К 75       
    Д 75 К 50, 51, 10, 01
    Учет  в хозяйственных товариществах (обществах) также имеет свои незначительные особенности. Уставный капитал в хозяйственных товариществах формируется в форме складочного капитала учредителей и пополняется за счет созданного и приобретенного имущества. Взносы могут быть осуществлены в денежной форме и материальными ценностями. Возврат пая (доли) и совместного имущества производится, в основном, в денежной форме.
    Согласно  Гражданскому кодексу РФ (ГК РФ), хозяйственные товарищества, как юридические лица, могут функционировать в форме полного товарищества и товарищества на вере.
    Полное  товарищество – это юридическое лицо,  уставный капитал которого создается за счет вкладов учредителей; сумма этих вкладов и составляет первоначальный размер уставного (складочного) капитала. Участники такого товарищества солидарно несут ответственность перед кредиторами в размерах, пропорциональных взносам в складочный капитал. Каждый участник обязан внести к моменту регистрации не менее 50% своего вклада в складочный капитал. Остальная часть должна быть внесена в сроки, установленные учредительным договором. Минимальный размер складочного капитала не регламентируется. Прибыль и его убытки распределяются между участниками пропорционально их вкладам.
    Товарищество  на вере – это юридическое лицо, которое состоит из действительных участников и участников-вкладчиков. Действительные участники несут полную совместную ответственность по обязательствам всем своим имуществом. Участники-вкладчики отвечают по обязательствам только в пределах своего вклада. Уставный капитал товарищества на вере формируется из вкладов участников в материальной и денежной форме; при этом доля каждого участника заранее предусматривается в учредительных документах.
    Расчеты по вкладам в уставный капитал  в хозяйственных товариществах учитывают на субсчете 75/1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал». В аналитическом учете вклады участников показываются отдельно. 

    2.4. Формирование и учет паевого (неделимого) фонда производственных и потребительских кооперативов 

    Производственные  кооперативы (кооперативные хозяйства, колхозы, сельскохозяйственные и рыболовецкие артели) организуются для совместной производственной деятельности граждан и юридических лиц. Эта деятельность основана на личном участии и предполагает объединение паевых взносов. Уставный капитал производственного кооператива называется  (неделимым) фондом.
    К моменту государственной регистрации  производственного кооператива его члены обязаны внести не менее 10% паевого взноса; остальную часть они могут вносить в течение года с момента регистрации.
    Минимального  размера паевого фонда в производственном кооперативе не существует. Увеличение или уменьшение паевого фонда осуществляется с одновременным изменением устава. Имущество, находящееся в собственности кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом» Часть паевого фонда кооператива, приходящаяся на неделимые производственные объекты, включается в неделимый фонд, не подлежащий разделу. При выходе из кооператива эти суммы могут компенсироваться денежными выплатами.
    Учет  паевого (неделимого) фонда ведется на счете 80  «Уставный капитал» на отдельных субсчетах. Суммы, зачисляемые на эти субсчета в общем порядке, отражаются через дебет счета 75 «Расчеты с учредителями». Аналитический учет по субсчетам ведется по каждому члену кооператива, каждой сумме пая и каждому объекту неделимого фонда.
    Потребительские кооперативы включают объединения  физических и юридических лиц: гаражно-строительные, садоводческие и огороднические, дачные и др. Основными документами, регламентирующими функционирование потребительских кооперативов, являются ст. 117 ГК РФ и иные нормативные документы. Деятельность этих кооперативов основывается на объединении имущественных паевых взносов его членов. Взносы составляют паевой фонд кооператива, который является аналогом уставного капитала.
    Потребительский кооператив не предполагает составления  учредительного договора, поэтому учет формирования его паевого фонда может осуществляться с использованием счетов 75 «Расчеты с учредителями» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Учитывая, что паевой фонд имеет целевое назначение, оговоренное в уставе кооператива, дополнительно используется счет 86 «Целевое финансирование». В бухгалтерском учете делаются записи:
    Д 86  К 80 – сумма паевого взноса;
    Д 75 субсчет 1, 76    К 86  - задолженность членов кооператива по взносам в паевой фонд;
    Д 50, 51   К 75, 76  - взносы членов кооператива.
    Члены кооператива обязаны в течение  трех месяцев после утвержденного  годового баланса покрывать возникшие  убытки путем внесения дополнительных взносов. Кооперативы имеют право заниматься предпринимательской деятельностью. Получаемая прибыль распределяется между его членами. В этом случае кооперативы ведут раздельный учет обоих видов деятельности.
    При ликвидации кооператива убытки покрываются в обязательном порядке за счет дополнительных взносов, а при недостаточности – за счет имущества членов кооператива. 

    2.5.    Учет уставного фонда государственной и муниципальной унитарной организации
    Уставный  капитал государственных и муниципальных унитарных организаций носит название уставного фонда.
    Уставный  фонд – это сумма основных и оборотных средств, безвозмездно выделяемых собственником – государством (региональным или местным органом власти) организации для постоянного обеспечения финансово-хозяйственной деятельности.
    Согласно  нормативным документам, размер уставного  фонда должен быть не менее 1 000 МРМОТ. Имущество унитарного организации принадлежит ему или на праве хозяйственного ведения, или оперативного управления; оно не распределяется по вкладам, долям и паям между работниками. Это определяет особенности уставного фонда унитарного организации – он неделим, поскольку единственным учредителем является государственный орган. При этом унитарная организация может выступать  учредителем  других   коммерческих и некоммерческих организаций, созданных в России и за рубежом.
    Бухгалтерский учет здесь ведется на активно-пассивном  счете 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 3 «Расчеты с государственными и  муниципальными органами».
    Регистрация уставного фонда (создание унитарного организации) и его формирование оформляются записью:
    Д 75 субсчет 3 К 80 – регистрация уставного фонда;
    Д 01, 04, 06, 07, 10, 41, 50, 51   К 75 субсчет 3 – на сумму вклада в уставный фонд (формирования фонда).
    По  решению собственника уставный фонд унитарного организации может увеличиваться и уменьшаться. При увеличении уставного фонда производят бухгалтерские записи:
    Д 84 субсчет 1  К 80 – за счет собственных средств организации (прибыли);
    Д 86   К 80 – за счет целевого финансирования.
    В случае изъятия у унитарной организации  государственным органом имущества  или денежных средств производятся записи:
    Д 75 субсчет 3 «Расчеты с государственным  и муниципальным органом»  К 91  - изъятие имущества из уставного фонда;
    Д 75 субсчет 3  К 51 – изъятие денежной суммы из уставного фонда.
    Одновременно  на остаточную стоимость изымаемого имущества и на списание амортизации под закрытие организации производятся записи:
    Д 02, 05   К 01, 04  - на сумму накопленной  амортизации объектов;
    Д 91 субсчет 3 «Выбытие основных средств», субсчет 4 «Выбытие нематериальных активов»   К 01, 04 -  на остаточную стоимость  возвращаемого имущества;
    Д 91   К 91 субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - на закрытие счетов продажи с перечислением сальдо по назначению;
    Д 91 субсчет 9 «Сальдо прочих доходов  и расходов»  К 99  - на списание сальдо по изъятию имущества государственных  предприятий;
    Д 80 К 75 субсчет 3 – закрытие организации.
    Собственник унитарной организации определяет порядок использования имущества и распределения доходов; распределение прибыли от деятельности унитарной организации оформляется следующими записями:
    Д 84 К 70, 75 субсчет 3 – начисление доходов;
    Д 70, 75 субсчет 3  К 68 – удержание подоходного налога;
    Д 70, 75 субсчет 3  К 50, 51 – выплата доходов.
    Аналитический учет по счету 75 субсчет 3 ведется по каждой организации в отдельности. 

    Вывод: уставный капитал образуется как совокупность средств, внесенных собственниками организации в соответствии с условиями учредительного договора. Согласно Гражданского кодекса РФ организации, в том числе и торговые, могут быть созданы в зависимости от организационно-правовой формы в виде хозяйственных товариществ и обществ. Хозяйственные товарищества, в свою очередь, делятся на полные и товарищества на вере (коммандитные), при этом и те и другие формируют складочный капитал, состоящий из вкладов участников товариществ (ст. 73, 85 ГК РФ). Хозяйственные общества могут быть созданы в виде обществ с ограниченной ответственностью, дополнительной ответственностью и акционерных обществ (открытых и закрытых). Указанные общества формируют уставный капитал (ст. 90 и 99 ГК РФ). Торговые организации могут быть созданы и в виде производственного кооператива, в этом случае формируется паевой фонд (ст. 109 ГК РФ). Государственное и муниципальное торговое предприятие может быть создано в виде унитарного, которое будет иметь уставный фонд, т.е. совокупность средств, выделенных ему государством или органом местного самоуправления (ст. 114 ГК РФ). В акционерных обществах уставный капитал определяет тот минимальный размер имущества, который гарантирует соблюдение интересов кредиторов (ст. 99 ГК РФ). 
 

    3. Учет выкупленных  собственных акций  и долей. Расчет стоимости чистых активов 

    3.1 Учет собственных акций (долей), выкупленных обществом 

    Акционерные общества могут выкупать акции у  акционеров с целью их последующей  перепродажи, аннулирования или  распределения среди своих работников. Выкупленные у акционеров акции учитывают на счете 81 «Собственные акции (доли)». Стоимость выкупленных акций отражают по дебету счета 81 и кредиту счетов учета денежных средств.
    Собственные акции, выкупленные у акционеров, должны учитываться по сумме фактических затрат. Ранее они принимались к учету по номинальной стоимости.
    Выкупленные акции не дают права голоса на акционерных  собраниях, по ним не начисляются и не выплачиваются дивиденды. На балансе организации они могут отражаться до одного года после их выкупа.
    При перепродаже акций они списываются  с кредита счета 81 в дебет счетов учета денежных средств. Аннулированные акции списываются на уменьшение уставного капитала (дебет счета 80, кредит счета 81).
    Разница в стоимости проданных и аннулированных акций списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы»:
    •   на расходы – дебет счета 91, кредит счета 81;
    •    на доходы – дебет счета 81, кредит счета 91.
    В акционерных обществах разрешается  создавать за счет чистой прибыли специальный фонд акционирования работников. При образовании данного фонда целесообразно осуществлять внутреннюю запись по счету 84:
    Д 84  К 84 субсчет «Фонд акционирования работников».
    Сумма средств, необходимая для выкупа акции, может быть зарезервирована на специальном счете в банке (дебетуют счет 55 «Специальные счета в банках», кредитуют счет 51 «Расчетные счета»).
    Выкупленные акции отражают по дебету счета 81 «Собственные акции (доли)» с кредита счета 55 или 51. Безвозмездное распределение выкупленных акций между работниками отражают по дебету счета 84, субсчет «Фонд акционирования работников», и кредиту счета 81. При продаже выкупленных акций работникам полученные денежные средства отражают по дебету счета 55 или 51с кредита счета 81. Одновременно вырученные средства направляются на формирование указанного фонда. 

    3.2 Чистые активы организации 

    Показатель  стоимости чистых активов введен частью I Гражданского кодекса РФ для оценки степени ликвидности организаций отдельных организационно-правовых форм.
    Чистые  активы – это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов организации, принимаемых к расчету, суммы ее обязательств, принимаемых к расчету.
    Активы, участвующие в  расчете, - это денежное и неденежное имущество организации, в состав которого включаются по балансовой стоимости следующие статьи:
    •    внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе актива баланса;
    •    оборотные активы, показываемые во втором разделе актива баланса, за исключением задолженности участников (учредителей) по их вкладам в уставный капитал и стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров.
    При наличии у организации на конец  года оценочных резервов (по сомнительным долгам, под снижение стоимости материальных ценностей и под обесценение  ценных бумаг) показатели статей, в  связи с которыми они созданы, принимаются в расчете с соответствующим уменьшением их стоимости на стоимость данных резервов.
    Пассивы, участвующие в  расчете, - это обязательства организации, в состав которых включаются следующие статьи:
    •    статьи четвертого раздела пассива  баланса – долгосрочные обязательства банкам и иным юридическим и физическим лицам;
    •    статьи пятого раздела баланса – краткосрочные обязательства банкам и иным юридическим и физическим лицам, расчеты и прочие пассивы, кроме сумм, отраженных по статье «Доходы будущих периодов».
    Оценка  статей баланса, участвующих в расчете стоимости чистых активов, производится в валюте Российской Федерации по состоянию на конец соответствующего квартала и отчетного года.
    Методика  расчета стоимости чистых активов  приведена в табл.
    Если  по окончании второго и каждого  последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов. В случае когда стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального размера уставного капитала, общество обязано принять решение о своей ликвидации.
    При непринятии мер по уменьшению своего уставного капитала или по ликвидации кредиторы вправе потребовать от общества досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения им убытков. В этих случаях орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лип, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, могут предъявить в суд требование о ликвидации общества. 

    Таблица
    Расчет  оценки стоимости чистых активов  акционерного общества

и т.д.................


    Наименование показателя Код строки бухгалтерского баланса На начало отчетного года На конец отчетного периода
    I Активы                  
    1. Нематериальные активы                  
    2. Основные средства                  
    3. Незавершенное строительство                  
    4. Доходные вложения в материальные ценности                  
    5. Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения1                  
    6. Прочие внеоборотные активы2                  
    7. Запасы                  
    8. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям                  
    9. Дебиторская задолженность3                  
    10. Денежные средства                  
    11. Прочие оборотные активы                  
    12. Итого активы, принимаемые к расчету (сумма данных пунктов 1-11)                  
II. Пассивы                  
    13. Долгосрочные обязательства по займам и кредитам                  
    14. Прочие долгосрочные обязательства4 5                  
    15. Краткосрочные обязательства по займам и кредитам                  
    16, Кредиторская задолженность                  
    17. Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов                  
    16. Резервы предстоящих расходов                  
    19. Прочие краткосрочные обязательства5                  
    20. Итого пассивы, принимаемые к расчету (сумма данных пунктов 13-19)                  

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.