Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальная экология

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                  Санкт-Петербургский Государственный  Университет Культуры и Искусств
                                                Факультет культурологии и социологии
                                                                  Кафедра социологии 
 
 

                                          Реферат
              
                  на тему: «Социальная экология». 

 
  

                                                                                           
                                                                                        
                                                                             
 
 
 
 

                                                  
                                                                Санкт-Петербург
                                                                           2011 

СОДЕРЖАНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________ 3
Глава 1. Социальная экология – наука о глобальных проблемах современности _____________________________________________4
1.1 Источники возникновения  социальной экологии______________ 4
1.2 Предмет и задачи  социальной экологии______________________ 6
Глава 2. Технический  прогресс как источник социально - экологических проблем __________________________________________________7
2.1 Конфликт технологии  и экологии___________________________ 7
2.2 Социально-экологические  проблемы современности___________ 9
2.3 Экологическое  содержание научно-технической революции___ 11
Глава 3. Технический  прогресс как способ преодоления
социально-экологических проблем______________ ______________12
3.1 Философские взгляды  на решение глобальных проблем человечества 12
3.2 Основные принципы  природосберегающих технологий_______ 14
3.3 Экотехнология – основа перехода к ноосферному  типу
цивилизации__________________________________________ 15
3.4 Технико-технологическая  составляющая концепции
устойчивого развития_______________________________________ 17
Заключение__________________________________________________ 18
Библиографический список____________________________________ 19 

  

                                                                                 2
ВВЕДЕНИЕ.
На исходе ХХ века резко усилилось деструктивное  антропогенное, главным образом  технологическое, давление на окружающую среду, что привело человечество к глобальному кризису. Современная  цивилизация оказалась в той  точке всемирно-исторического процесса, именуемой различными исследователями  по-разному ("моменты" - И. Тэн, "узлы" – А.Солженицын, "надломы" – А. Тойнби и т. п.), которая определяет динамику и направление цивилизационного развития на длительную перспективу. Противоречие между ростом народонаселения и возможностью удовлетворения его материально-энергетических потребностей, с одной стороны, сравнительно ограниченными возможностями естественных экосистем – с другой, приобретают антагонистический характер. Их обострение чревато необратимыми деградационными изменениями биосферы, радикальной трансформацией традиционных природных условий функционирования цивилизации, что также создаёт реальную угрозу жизненно важным интересам будущих поколений человечества.
Необходимость осмысления и преодоления сложившейся ситуации выдвинула экологическую проблематику на одно из первых мест в иерархии глобальных проблем современности. Всё чаще на различных форумах учёных, общественных и политических деятелей звучат тревожные  заявления о том, что совокупная человеческая деятельность способна коренным образом подорвать природное  равновесие биосферы и тем самым  поставить цивилизацию перед  угрозой гибели. Всё более активно  обсуждаются социальные проблемы нарастающего экологического и технологического риска. Опыт последних десятилетий неопровержимо свидетельствует, что в подавляющем большинстве экологических бедствий основным виновником становится всё чаще не непредсказуемость действия технологических средств или природных стихий, а непродуманная, непредсказуемая деятельность человека, наносящая своим техногенным воздействием нередко непоправимый вред природе. Поэтому в экологических исследованиях в разных странах мира всё более ощутим поворот к учёту социальных факторов как в создании экологической проблемы, так и в её решении. Становится всё более ясно, что от экологического императива объединённое в планетарном масштабе человечество должно переходить к
                                                               3
экологически ориентированному сознанию, мышлению и действию, к  экологически ориентированному социальному  развитию. Именно под этим углом  зрения рассматривает экологическую  проблему недавно сложившаяся отрасль  научного знания – социальная экология. В центр своего внимания она помещает изучение экстремальных ситуаций, возникающих  вследствие нарушения равновесия во взаимодействии общества с природой, выяснение антропогенных, технологических, социальных факторов развёртывания  таких ситуаций и нахождения оптимальных  путей и средств преодоления их разрушительных последствий. Таким образом, хотя разрешение различных противоречий во взаимоотношениях между человеком и средой его обитания, обеспечивающее выход цивилизации на уровень рационализации, оптимизации и гармонизации в системе отношений "человек-общество-биосфера" – вопрос практики, необходимо предварительное изменение концептуального аппарата, и в этом процессе философия должна сыграть главную роль, помогая экологической переориентации современной науки, влияя на социально-политические и технологические решения в экологической области и способствуя, в конечном счёте, модификации общественного сознания и принципиальных подходов к техническому решению назревающих социально-экологических проблем.  

 Социальная экология – наука о глобальных проблемах современности.
Источники возникновения социальной экологии.
Демографический взрыв  и научно-техническая революция  привели к колоссальному увеличению потребления природных ресурсов. Так, ныне в мире ежегодно добывается 3,5 млрд т нефти и 4,5 млрд т каменного и бурого угля. При таких темпах потребления стало очевидным исчерпание многих природных ресурсов в ближайшее время. Одновременно отходы гигантских производств стали всё больше загрязнять окружающую природную среду, разрушая здоровье населения. Во всех промышленно развитых странах большое распространение получили раковые, хронические лёгочные и сердечно-сосудистые заболевания.Первыми забили тревогу учёные. Начиная с 1968 года итальянский экономист Аурелио Печчеи стал ежегодно собирать в Риме крупных специалистов из разных стран для обсуждения вопросов о
                                                                  4
будущем цивилизации. Эти встречи получили название Римского клуба. В первых докладах Римскому клубу были успешно применены к изучению тенденций развития социоприродных глобальных процессов имитационные математические методы, разработанные профессором Массачусетского технологического института Джеем Форрестером. Форрестер использовал методы исследования, созданные и применяемые в естественных и технических науках, для изучения процессов эволюции как в природе, так и в обществе, протекающих в глобальном масштабе. На этой основе была построена концепция мировой динамики. Впервые в социальном прогнозе были учтены составляющие, которые можно назвать экологическими: конечный характер минеральных ресурсов и ограниченные возможности природных комплексов поглощать и нейтрализовать отходы человеческой производственной деятельности.
Если прежние прогнозы, учитывавшие лишь традиционные тенденции (рост производства, рост потребления и рост населения), имели оптимистический характер, то учет экологических параметров сразу перевел глобальный прогноз в пессимистический вариант, показав неизбежность нисходящей линии развития общества к концу первой трети XXI столетия в связи с возможностью исчерпания минеральных ресурсов и чрезмерным загрязнением природной среды. Так впервые в науке была поставлена проблема возможного конца цивилизации не в отдаленном будущем, о чем неоднократно предупреждали различные пророки, а в течение весьма конкретного отрезка времени и по вполне конкретным и даже прозаическим причинам. Возникла потребность в такой области знания, которая бы обстоятельно исследовала обнаруженную проблему и выяснила путь предотвращения грядущей катастрофы.
Этой областью знания стала социальная экология, задача которой состоит в изучении человеческого  общества в аспекте его совместимости  с особенностями природной среды. Для проведения исследований по экологии человека требовалась теоретическая основа. Первым теоретическим источником сначала русские, а потом и зарубежные исследователи признали учение В.И. Вернадского о биосфере и неизбежности её эволюционного превращения в сферу человеческого разума – ноосферу.
                                                                5
Вторым источником формирования социоэкологии является современное техниковедение – многоаспектная совокупность технических наук. В них рассматриваются многообразные функции техники как структуры технических систем и технологий, созданных в процессе труда для облегчения всех видов человеческой деятельности в аспекте воздействия их на окружающую природную среду.
Третьим источником становления социоэкологии выступает современный комплекс социальных наук, дающих возможность раскрыть социальную сущность человека, социальную обусловленность его мыслительной деятельности, чувств, волевых импульсов, ценностных ориентаций, установок в практической деятельности, в том числе и во взаимоотношении с окружающей природной и социальной средой.
В качестве четвёртого источника выступает глобальное экологическое моделирование, методика которого разработана Дж. Форрестером. 

 Предмет и задачи социальной экологии.
В поле зрения социальной экологии попадают не только и не столько  естественные процессы взаимодействия живых организмов с природной  средой обитания, сколько процессы взаимодействия сложных эко- и социосистем с социальными по своей сущности, т.е. возникшими в результате активной общественной деятельности человека, взаимосвязями общества с искусственно созданными, до человека не существовавшими элементами среды, несущими на себе отпечаток деятельности людей. При этом разрушаются привычные перегородки между циклом естественных наук (о природе), с одной стороны, и социальных наук (об обществе и человеке как его субъекте) с другой, но одновременно конструируются новые, объединяющие предметные связи между этими двумя различными группами наук.
Таким образом, социальная экология изучает структуру, особенности  и тенденции функционирования объектов особого рода, объектов так называемой "второй природы", т.е. объектов искусственно созданной человеком предметной среды, взаимодействующей с окружающей
                                                               6
природной средой. Именно существование "второй природы" в  подавляющем большинстве случаев  порождает экологические проблемы, возникающие на стыке экологических  и социальных систем. Эти, социоэкологические в своей сущности проблемы и выступают в качестве объекта социоэкологического исследования.
Социальная экология как наука имеет свои специфические  задачи и функции. Ее главными задачами являются: исследование отношения между человеческими сообществами и окружающей географически-пространственной, социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды. Социальная экология рассматривает биосферу Земли как экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природа—общество», раскрывает воздействие человека на равновесие природных экосистем, изучает вопросы управления и рационализации взаимоотношения человека и природы. Задача социальной экологии как науки состоит также в том, чтобы предлагать такие эффективные способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле.
Изучая причины  деградации среды обитания человека и меры по её защите и совершенствованию, социальная экология должна способствовать расширению сферы свободы человека за счёт создания более гуманных отношений как к природе, так и к другим людям. 

 Технический прогресс как источник социально - экологических проблем.
Конфликт  технологии и экологии.
Если бы наши предки ограничивали свою деятельность только приспособлением к природе и присвоением ее готовых продуктов, то они никогда не вышли бы из животного состояния, в котором находились изначально. Только в противостоянии природе, в постоянной борьбе с ней и преобразовании соответственно своим потребностям и целям могло
                                                                   7
формироваться существо, прошедшее путь от животного к человеку. Человек не был порожден одной лишь природой, как это часто утверждается. Начало человеку могла дать только такая не совсем природная форма деятельности, как труд, главной особенностью которого является изготовление субъектом труда одних предметов (продуктов) с помощью других предметов (орудий). Именно труд стал основой человеческой эволюции.
Трудовая деятельность, дав человеку колоссальные преимущества в борьбе за выживание перед остальными животными, в то же время поставила его перед опасностью стать со временем силой, способной разрушить природную среду своей собственной жизни.
Неверно было бы думать, что экологические кризисы, спровоцированные деятельностью человека, стали возможны только при появлении сложной  техники и сильном демографическом  росте. Один из тяжелейших экологических  кризисов имел место уже в начале неолита. Научившись достаточно хорошо охотиться на животных, прежде всего  крупных, люди своими действиями привели  к исчезновению многих из них, в том  числе и мамонтов. В результате резко сократились пищевые ресурсы  множества человеческих сообществ, а это, в свою очередь, привело  к массовому вымиранию. По различным  подсчётам, население сократилось  тогда в 8-10 раз. Это был колоссальный экологический кризис, переросший в  социально-экологическую катастрофу. Выход из него был найден на путях  перехода к земледелию, а затем  и к скотоводству, к осёдлому образу жизни. Тем самым экологическая ниша существования и развития человечества существенно расширилась, чему в решающей мере способствовала аграрно-ремесленная революция, приведшая к возникновению качественно новых орудий труда, позволявших многократно усилить воздействие человека на окружающую природную среду. Оказалась завершена эра «животной жизни» человека, он начал «активно и целенаправленно вмешиваться в природные процессы, перестраивать естественные биогеохимические циклы».
Загрязнение природы приобрело значительные размеры и интенсивность лишь в период индустриализации и урбанизации, приведших к значительным цивилизационным переменам и к рассогласованию экономического и экологического развития. Это рассогласование приобрело
                                                             8 

драматические масштабы начиная с 50 – х гг. нашего века, когда быстрое и до сих пор немыслимое развитие производительных сил вызвало такие изменения в природе, которые ведут к уничтожению биологических предпосылок жизни человека и общества. Человек создал технологии, отрицающие формы жизни в природе. Использование этих технологий ведёт к росту энтропии, отрицанию жизни. Конфликт между технологией и экологией имеет свой источник в самом человеке, являющемся одновременно и природным существом, и носителем технологического развития.  

Социально-экологические  проблемы современности.
Экологические проблемы современности по своим масштабам  условно могут быть разделены  на локальные, региональные и глобальные и требуют для своего решения  неодинаковых средств и различных  по характеру научных разработок. Пример локальной экологической проблемы – завод, сбрасывающий без очистки в реку свои промстоки, вредные для здоровья людей. Это – нарушение закона. Органы охраны природы или общественность должны через суд оштрафовать такой завод и под угрозой закрытия заставить его строить очистные сооружения. При этом особой науки не требуется.
 Примером региональных  экологических проблем может  служить Кузбасс – почти замкнутая  в горах котловина, заполненная  газами коксовых печей и дымами  металлургического гиганта, или  высыхающее Аральское море с  резким ухудшением экологической  обстановки на всей его периферии,  или высокая радиоактивность  почв в районах, прилегающих  к Чернобылю.
Для решения таких  проблем уже нужны научные  исследования. В первом случае –  разработка рациональных методов поглощения дымовых и газовых аэрозолей, во втором – точные гидрологические  исследования для выработки рекомендаций по увеличению стока в Аральское  море, в третьем – выяснение  влияния на здоровье населения длительного  воздействия слабых доз радиации и разработка методов дезактивации почв.
                                                              9
Однако антропогенное  воздействие на природу достигло таких масштабов, что возникли проблемы глобального характера, о которых  несколько десятков лет назад никто даже не мог подозревать. Быстрыми темпами происходит загрязнение атмосферы. Пока основным средством получения энергии остаётся сжигание горючего топлива, поэтому с каждым годом возрастает потребление кислорода, а на его место поступают углекислота, окислы азота, окись углерода, а так же огромное количество сажи, пыли и вредных аэрозолей.
Начавшееся во второй половине ХХ века резкое потепление климата  является достоверным фактом. Средняя  температура приземного слоя воздуха  по сравнению с 1956-1957 гг., когда проводился Первый международный геофизический  год, возросла на 0,7 ° С. На экваторе потепления нет, но чем ближе к полюсам, тем оно заметнее. За Полярным кругом оно достигает 2° С. На Северном полюсе подлёдная вода потеплела на 1° С и ледяной покров начал подтаивать снизу4. Одни учёные считают, что потепление – результат сжигания огромной массы органического топлива и выделения в атмосферу больших количеств углекислого газа, который является парниковым, т.е. затрудняет отдачу тепла с поверхности Земли. Другие, ссылаясь на изменение климата в историческое время, считают антропогенный фактор потепления климата ничтожным и связывают это явление с усилением солнечной активности.
Не менее сложна экологическая проблема озонового  слоя. Истощение озонового слоя представляет гораздо более опасную реальность для всего живого на Земле, чем  падение какого-нибудь сверхкрупного  метеорита. Озон не допускает опасное  космическое излучение до поверхности  Земли. Если бы не озон, эти лучи разрушили  бы всё живое. Исследования причин истощения  озонового слоя планеты не дали пока окончательных ответов на все вопросы. Быстрый рост промышленности, сопровождающийся глобальным загрязнением природной среды, небывало остро поставил проблему сырьевых ресурсов. Из всех видов ресурсов на первом месте по росту потребностей на него и по увеличению дефицита стоит пресная вода. 71% всей поверхности планеты занят водой, однако пресная вода составляет лишь 2% общего количества, и почти 80% пресной воды находятся в ледовом покрове Земли. В большинстве промышленных районов воды уже ощутимо
                                                               10
не хватает, и её дефицит с каждым годом растёт. В перспективе тревожно обстоит дело и с другим природным ресурсом, считавшимся раньше неисчерпаемым – кислородом атмосферы. При сжигании продуктов фотосинтеза прошлых эпох – горючих ископаемых, происходит связывание свободного кислорода в соединения.
Экологическое содержание научно-технической  революции.
Основой взаимодействия природной среды и человеческого  общества в процессе производства материальных благ является нарастание опосредованности в производственном отношении человека к природе. Шаг за шагом человек помещает между собой и природой сначала преобразованное с помощью своей энергии вещество (орудия труда), затем преобразованную с помощью орудий труда и накопленных знаний энергию (паровые машины, электроустановки и т.д.) и, наконец, с недавних пор между человеком и природой возникает третье крупное звено опосредования - преобразованная с помощью электронно-вычислительных машин информация. Таким образом, развитие цивилизации обеспечивается непрерывным расширением сферы материального производства, которое охватывает сначала орудия труда, затем энергию и, наконец, в последнее время, информацию.
С первым звеном опосредования (изготовление орудий труда) связан скачок из мира животных в социальный мир, со вторым (применение силовых установок) - скачок в высшую форму классово-антагонистического общества, с третьим (создание и применение информационных устройств) связа­на обусловленность перехода к обществу качественно нового со­стояния в межчеловеческих отношениях, поскольку впервые появляется возможность резкого увеличения свободного времени людей для их полноценного и гармоничного развития. Кроме того, научно-техническая революция обусловливает необходимость качественно нового отношения к природе, так как до крайней степени обостряются те противоречия между обществом и природой, которые раньше существовали в неявной форме.
Вместе с тем  сильнее стало сказываться ограничение  со стороны энергетических источников труда, которые оставались естественными. Возникло противоречие между новыми (искусственными) средствами
                                                               11
обработки вещества и старыми (естественными) источниками энергии. Поиски способов разрешения возникшего противоречия привели к открытию и применению искусственных источников энергии. Но само решение энергетической проблемы породило новое противоречие между искусственными способами обработки вещества и получения энергии, с одной стороны, и естественным (с помощью нервной системы) способом обработки информации — с другой. Активизировались поиски способов снятия этого ограничения, и проблема была решена с изобретением счетно-решающих машин. Теперь, наконец, все три природных фактора (вещество, энергия, информация) оказались охвачены искусственными средствами их использования человеком. Тем самым оказались снятыми все естественные ограничения для развития производства, внутренне присущие этому процессу. 

Технический прогресс как способ преодоления социально-экологических     проблем.
Философские взгляды на решение  глобальных проблем  человечества.
Потребности формирующегося естествознания и развивающегося промышленного  производства обосновывали реальность противопоставления человека окружающей действительности. Разрушить эти  стереотипы в рамках антрополого-натуралистических  представлений пыталось французское  Просвещение. Природа (внешняя среда), трактуемая различным образом, оказывает, по мнению представителей этого направления, решающее воздействие на человека. Французские материалисты отстаивали, таким образом, принцип единства человека и природы, основываясь при этом на созерцательной, "извечно данной" гармонии между ними.
Большинство концептуальных построений ХХ века, особенно второй его  половины, объединяет философия технократизма, исходящая из того, что научно-технический прогресс создаёт предпосылки для преодоления большинства, если не всех, противоречий мирового развития, выходя на уровень общества "всеобщего благоденствия".
                                                                12
В русле технократизма были созданы многочисленные социологические теории общественного развития, среди которых наибольшую известность получили концепции индустриально­го и постиндустриального общества, постулирующие позитивную роль научно-технического прогресса. С этой точки зрения понятия «качества жизни», процветания, гармонии и стабильного существования неотделимы от роста материального благо­состояния, развития техники и технологии. Однако проявившиеся в 1960-е годы кризисные экологические последствия, технические и этические «побочные эффекты» научно-технического прогресса заставили усомниться в разумности избран­ного пути, начался пересмотр ценностей неограниченного по­требления, приведший в ряде случаев к технофобии. Впрочем, технократизм западного сознания отвергался в рамках философии "критического гуманизма" (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Маркузе и др.) за абсолютизацию рационально-технологической его ориентации, в процессе которой личность утрачивает целостность, превращаясь в "частичного человека". Выход предлагался в "духовной революции", освобождении от "демона техники", в выявлении "человеческого в человеке".
Радикальная трансформация  современного философского взгляда  на мировое развитие в рамках решения  всё более назревающих экологических  проблем произошла в начале 70-х  годов, когда была сформулирована идея пределов роста, прогнозирующая "экологический  коллапс" для цивилизации будущего при сохранении современных ориентиров мирового развития. Именно с того времени  начала формироваться современная философия экологизма - мировоззрения, исходящего из определяющего статуса проблемы взаимоотношений человека и биосферы в динамике цивилизационного процесса. Если в 70-х гг. философский экологизм имел пессимистический оттенок, то в 80-х гг. явно стал преобладать "оптимистический реализм" ввиду того, что выявилась неоднозначность феномена "технологического демона", который , с одной стороны, действительно чреват опасными, в том числе и социально-экологическими, процессами, а с другой – наряду с совершенствованием духовного потенциала личности открывает путь к реальному преодолению противоречий глобального масштаба. 

                                                               13
 Основные принципы природосберегающих технологий.
На современном  этапе развития общества разработка научного осознания единства общества и природы стимулируется необходимостью практического обеспечения такого единства. По сути дела перед обществом повсеместно встала задача экологизации техники, оптимального согласования ее с природными. За долгие годы индустриального развития набрана односторонняя инерция развития техники в экологически беззаботном режиме, и переход на качественно новый режим иногда кажется просто невыполнимым. К тому же принимаемые до сих пор меры экологизации техники радикально не решают проблемы, а лишь оттягивают ее подлинное преодоление. Борьба с загрязнением природной среды производством ведется пока преимущественно путем строительства очистных сооружений, а не путем смены существующей технологии производства. Однако одних этих мер для решения проблемы недостаточно.
Требования к степени  очистки отходов производства будут  непрерывно повышаться по мере роста  числа и мощности предприятий. В  некоторых уникальных природных  комплексах, таких, как Байкальский, например, требования к эффективности очистных сооружений уже очень высоки. По мнению специалистов, водоочистные сооружения Байкальского целлюлозно-бумажного комбината не удовлетворяют этим требованиям, хотя стоимость сооружений велика и составляет 25% от стоимости самого комбината. Следовательно, действующий ныне основной способ экологизации техники становится экономически нецелесообразным и экологически неэффективным. Возникло противоречие между старым типом технологии производства и новы­ми требованиями к защите окружающей среды. Современное производство организовано с нарушением системных принципов. Соотношение добытого и использованного в процессе производства вещества (98% и 2% соответственно) показывает, что процессы получения вещества и энергии из окружающей среды явно взяли верх над процессами утилизации изъятого вещества. Таким образом, экологический кризис запрограммирован в существующей технологии производства. Но из этого не следует, что техника в принципе несовместима с природными процессами. Она вполне совместима с ними, но при условии, чтобы
                                                                 14
производство было построено в соответствии с законами системной целостности саморегулирующихся систем.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.