На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Желтая пресса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………..………………………………3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ «ЖЕЛТОЙ» ПРЕССЫ…..………………………………..5
1.1 Становление  и развитие зарубежных «желтых»  изданий………………….5
1.2 Эволюция российской  «желтой» прессы…………………………………..12
ГЛАВА 2 ТИПОЛГИЯ  «ЖЕЛТОЙ» ПРЕССЫ В РОССИИ  ………………...19
2.1. Тематика  «желтой» прессы………………………………………………..19
2.2. Жанрово-стилевая специфика «желтой прессы»………………………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...33
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ 

  Актуальность  курсового исследования.  В последнее время во всем мире,  особенно в России – отмечается постепенный спад  интереса к «желтой прессе». Но все, же  она остается популярным изданием, тиражи ее растут и приносят доход и, что самое главное она является важной частью современной массовой культуры. Распространение «желтой прессы» в масс-медиа – это результат глобальных социокультурных сдвигов и эволюции массового общества XXв. Ученные подчеркивают, что новизна, быстротечность, разнообразие и ускорение – вот что определяет сегодняшнее цивилизованное существование. Уставший мозг «обычного» человека чаще всего предпочитает более легкую информацию, которая позволяет не перегружать психику. Стремление уйти от стрессов и проблем породило «эскейпизм» - бегство от реальности, что способствует популярности развлекательных средств массовой информации. «Пожелтение» СМИ как социальное явление оказало существенное влияние на изменение массовой психологии общества, формируя особый тип потребителя информации – «человека-массы». Исследователи и журналисты столкнулись с множеством проблем, основная из которых – отсутствие точного определения границ и системного анализа феномена «желтой» прессы.
    «Желтая» пресса – явление комплексное и достойное отдельного исследования. Назрела необходимость подробного изучения типологических особенностей «желтой» прессы.
  Степень изученности темы. Благодаря деятельности ведущих специалистов факультета журналистики российских университетов Я.Н. Засурского, С.Г. Корконоснко, Е.П. Прохорова, А.А. Грабельникова и др1. не только заложена база для типологического разделения печати, но и частично затронуты проблемы развития «желтой» прессы, как за рубежом, так и в нашей стране. Но  недостаточно исследованной остается роль «желтой» прессы в формировании идеалов современной журналистики и ее социокультурного статуса в иерархии современных мировых СМИ.
  Объект  исследования – желтая пресса.
  Предмет исследования - типологические особенности и  современное состояние «желтой» печати в России.
  Цель работы заключается в том, чтобы изучить научные данные о роли и месте «желтой» прессы в системе СМИ.
  Основные  задачи исследования:
  - проследить становление и развитие «желтой» прессы;
  - проанализировать типологию «желтой» прессы;
  - дать классификацию «желтой»  прессы;
  При проведении исследования мы опирались  на труды Аграновского В.А., Ворошилова В.В., Есина Б.И., Гиляровского В., Прохорова Е.П., Соколова В.С., Лазарева Э.А., Бережной А.Ф. 

  Методы  исследования: принцип историзма и социокультурного рассмотрения «желтой» журналистики. Выводы строились на основе источников, разнообразных по количеству и характеру фактологического материала. Основными методами исследования являются историко-культурный и сравнительный.
  Эмпирическая  база исследования – газеты «Желтая газета», «Экспресс газета», «Комсомольская правда», «Твой день», «Жизнь», интернет-издание «Желтая пресса».
  Структура курсового исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе отражены зарождение и эволюция «желтой» прессы. Во второй главе представлена характеристика специфических черт популярных массовых изданий.
  ГЛАВА ПЕРВАЯ 

  ИСТОРИЯ «ЖЕЛТОЙ» ПРЕССЫ 

  1.1. Становление и развитие зарубежных «желтых» изданий
  В 90-е годы XIX века ознаменовали собой начало крупных перемен в прессе США. Некоторые исследователи называют эти годы «историческим водоразделом журналистики», а период развития прессы после 90-х – «эпохой нового журнализма», которая пришла на смену «персональному». Основной признак «персонального» журнализма выражался в подчинении линии газеты политическим, личным или деловым интересам самого газетного предпринимателя или группы политиков, коммерческая выгода не находилась на первом месте. Многомиллионная армия малограмотных и не отличающихся взыскательным вкусом читателей была вытеснена за границу журналистской сферы. Однако ситуация резко изменилась с введением всеобщего начального образования. «Центовая пресса» первая перестала обращать внимание на географические, классовые и культурные барьеры. Только при условии массового распространения выпуск дешевых газет, доступных малоимущим читателей оборачивался выгодой для издателя. Все больше место стало отводиться рекламе, как главному источнику дохода. Главной отличительной чертой нового вида периодической печати стала оперативность. Борьба за читателей толкала издателей «Penny Press» на изобретение эффектных приемов подачи материала, на сенсационности. Например, газета «The Sun», появившаяся в 1833 году, одними из первых решили такую сложную задачу, как распространение тиража через розничную продажу. Они легко поступались правдивостью ради тиража, ради сенсации2. Наиболее сильным соперником «The Sun» в борьбе за массового читателя явилась Нью-Йоркская «центовая» газета «The New York Herald». Ее издатель Д.Г.Беннет залог коммерческого успеха газеты видел не в том, что в ней сказать, а как сказать. «Дело газеты не сообщать, а поражать», - заявил он однажды3. Журналисты обращались в первую очередь к информации из зала суда. Сексуальная тематика, мотивы смерти, хроника скандалов, преступления, насилие заняли господствующее место на первых полосах. В описание происшествий добавлялось как можно больше натуралистических подробностей. В 1841 году начала выходить газета «The New York Tribune». Эти три газеты явились основоположницами американской массовой журналистики.
  К «эпохе нового журнализма», темами выступлений  чаще становились сенсационные факты  коррупции в правительственных сферах. С необычной активностью, газеты начали включаться в президентские избирательные компании. Репортер стал центральной фигурой журналистики. Возросли требования к оперативности отклика прессы на разнообразные события. Все эти новые веяния с наибольшей полнотой и последовательностью воплотил Джозеф Пулитцер, венгерский эмигрант, участник Гражданской войны в США, военный корреспондент, а затем газетный магнат, видный политический и общественный деятель4. Решающим событием в его деятельности стало приобретение в 1883 году газеты «The New York World», которую издатель сделал моделью «нового журнализма». Газета сразу привлекла к себе широкое внимание. Сенсационный характер репортажей усиливался броскими заголовками. Однако главным новаторством стали редакционные «крестовые походы» - различные общественные компании, предпринимаемые газетой. Например, добивались принятие закона о наказании за покупку голосов избирателей, организовывали «крестовые походы» против коррумпированных чиновников, торговли «живым товаром» и т.д. Другим новшеством является постоянная «редакционная полоса», в последствии ставшей важной частью любой газеты. В статьях редакционной полосы комментировались «крестовые походы», печатались выступления известных политических деятелей, сообщались результаты разоблачительных компаний5. «The New York World» стала первой американской газетой, использовавшей цветные приложения и комиксы. Объем газеты расширился за счет карикатур и иных иллюстраций. Впервые в американской прессе появились серии политических карикатур в качестве «рисованных передовиц». Некоторые исследователи полагают, что с этого началась «современная эра газетной иллюстрации»6.
  Пулитцер  ввел особый вид сенсационного, или, как он сам называл его, «динамического репортажа», создание которого требовало от репортера журналистского подвига7. В «желтой» журналистике четко прослеживается принципиальная особенность: перемещение с центра внимания самого факта на его подачу. Газеты на рубеже XIX-XX веков начинают применять так называемый, «детективный» прием репортажа. Именно отсюда ведет свою историю жанр исследовательской журналистики. Например, редакция «The New York World» послало своего репортера под видом сумасшедшего в дом для душевно больных, чтобы раскрыть злоупотребление больничного персонала. Однако именно в это время возникает практика вторжения в частную жизнь людей, получившая название «журналистики замочной скважины». «Желтая» пресса по мере своего развития, сделала два полезных дела. 1-общественность начала воздавать должное репортерам за их работу; 2-именно «желтые» репортеры первыми стали разоблачать коррумпированных чиновников и политиков. Впервые в мире журналисты стали выполнять функции полиции. Президент США Рузвельт назвал их «разгребателями грязи» (или макрейкерами). Таким образом, утверждение о том, что популярная пресса всего лишь воспитывала дурной вкус, не совсем корректна. С «желтыми» газетами сотрудничали видные представители различных областей культуры, в том числе Эмиль Золя, Бернард Шоу, Чарльз Эдвард Рассл.
  Уильям Рендолф Херст. История знаменитой корпорации начала отсчет с 4 марта 1887 года8, когда имя Херста появилось на странице газеты «The San Francisco Examiner» в графе владелец. Этот день навсегда изменил каноны американской журналистики. Херст заполнил газету шокирующими новостями, издатель часто сам являлся их автором. Он изменил не только название газеты («The New York Journal»), но и редакционную политику в целом. Ради повышения тиража, магнат требовал от журналистов подавать новости в сенсационном духе. Газеты должны писать об убийствах, настаивал он, поскольку это «часть новостей». Когда подходящих событий не было, просто сочиняли. Сенсационно – развлекательный стиль стал ведущим в эстетике печатных изданий, ориентированных на вкусы и потребности «человека-массы». Упор на сенсацию в освещении катастроф, преступлений, скандалов, разводов, сексуальных историй подчеркивался введение в газетную практику «устрашающих заголовков», набранных крупным шрифтом в черном или красном цвете. Причем ради привлечения внимания заголовочные комплексы часто сознательно вводили читателя в заблуждение. «Желтая» газета использовала большое количество фотографий, отдавая предпочтение захватывающим снимкам и, в частности, иллюстрациям с места различного вида преступлений.
  Термин «желтая» пресса обязан своим появлением жесткой конкурентной борьбе между Джозефом Пулитцером и Уильямом Херстом. Как известно, жизнь данному выражению дал «желтый малыш»9, герой комиксов под названием «Переулок Хогана». Появляясь в газете из номера в номер, этот персона забавлял читателей своим видом, поступками и комическими рассуждениями. У.Херст переманил его создателя Ричарда Аутколта – художника пулитцеровской газеты «New York World» - в свою газету «New York Journal». Пулитцер нанес ответный удар, наняв другого иллюстратора, который создал отдельный сюжет о «желтом малыше». Таким образом, один и тот же персонаж стал появляться в обеих газетах. Между изданиями возникла громкая тяжба. В 1896 году Э.Уортмен, редактор «New York Press» презрительно назвал конкурирующие издания «желтыми»10. Этот  термин подхватили и другие газеты. Таким образом, термин «желтая» пресса первоначально означал периодику, печатающую определенный вид комиксов с конкретным героем. Позднее он приобрел более глубокий смысл, который сохранился и по сей день. Есть так же версия, что такой термин появился в связи с тем, что эти газеты были отпечатаны на бумаге плохого качества, которая имела желтоватый оттенок.
  В начале ХХ века функционирование «желтой» прессы было связано с демократизацией аудитории. Редакторы учитывали ее потребности, ориентировались на изменение массовой культуры. Рост городов, сопровождавшийся интенсификацией труда, способствовал популярности подобных изданий. Большая часть аудитории не нуждалась в аналитической публицистике и серьезном анализе фактов. Одним из последствий появления «желтой» прессы стало стремительное развитие индустрии новостей в США.
  К началу второй мировой войны бурное развитие «желтой» прессы резко затормозилось  практически во всех странах, где  она существовала. Причиной стали многочисленные изменения, которые произошли как на внутриполитической, так и на внешнеполитических аренах. В одних странах сменился общественный строй, в других прессу стало жестко контролировать государство, в третьих – все внимание аудитории переключилось на восприятие освещений военных действий. Это лишило массовую журналистику возможности выйти на первый план. Качественная пресса пусть на короткий период, но  потеснила массовые издания.
  Ситуация  меняется в 50-х 60-х годах, когда аудитория постепенно отходит от военных переживаний и переходит к новому витку. Этот виток – сексуальная революция. Естественно, что массовая культура сразу же откликнулась на этот спрос через литературу и особенно журналистику. Если первые «желтые» издания настолько редко использовали эротические темы и иллюстрации на своих страницах, что сексуальную тематику никак нельзя было назвать чертой данного типа, то в 50-х 60-х, благодаря Хью Марнстону Хефнеру, завершается  формирование типологии, «желтой» прессы. Он стал первым издателем, официально сделавшим ставку на привлечение массового читателя через освещение темы секса. В первом номере журнала Хефнер опубликовал свой манифест, в котором заявил: «Молодой человек вступает в жизнь, не зная,  как ему вести себя в ней. «Playboy» берет на себя миссию гида, и мы говорим всем этим парням, что есть главное в жизни…»11. На каких же мужчин был рассчитан журнал? На тех, кого стали называть плейбоями. На интересующихся только едой, алкоголем, модной одеждой, развлечениями и – разумеется – сексом. Издатель также стал уделять серьезное внимание сенсационным материалам12. В конце 60-х появился журнал «Penthouse».  Его издатель Гуччоне стал публиковать то, что «Playboy»  печатать отказывался. На свет появился порнографический журнал. В 1974 году на арену борьбы вышел журнал «Hustler». Он   занял третье место после «Playboy» и «Penthouse»  среди изданий подобного рода. Эротика превратилась в прибыльное дело не только для владельцев журналов. Секс проникал в газеты, кино, на телевидение и даже радио.
  
Великобритания
  Сходные процессы образования «желтой» журналистики происходили и в Великобритании, хотя и несколько позже, чем в США. В 1881 году Д.Ньюнес основал массовый еженедельник «Tit-Bits» («Пикантности»). Новаторство Ньюнеса состояло в методах, при помощи которых он стал рекламировать свою продукцию и привлекать читателя13. В основу редакционной политики впервые в истории английской прессы  была заложена ориентация на массовые вкусы. Информация в еженедельник отбиралась по принципу занимательности, а не важности. Однако масштабы данного предприятия, не идут ни в какое сравнение с газетной империей основателей и идеологов английской «желтой» прессы братьев Хармсвортов, получивших впоследствии титулы лордов – Нортклифа и Ротермира. Они начали свою деятельность в 1888 году с издания дешевых журналов. Именно Хармсворт дал знаменитое определение  сенсационной новости: «Если собака укусит человека, - это не новость. Вот если человек укусит  собаку, пишите об этом в газету, пишите скорее; это не только новость, это сенсация»14
  В 1896 году Альфред Хармсворт приступил  к выпуску «Daily Mail», которую некоторые исследователи назвали «сейсмографом общественного вкуса». Газета сразу завоевала массовую популярность и достигла тиража в 300 000 экземпляров. К окончанию Англо-бурской войны в 1902 году ежедневный тираж достиг миллиона экземпляров, став на тот момент крупнейшим в мире. Подобно Херсту, Нортклиф не обошел вниманием техническую сторону газетного производства: он полностью реформировал систему набора и верстки. Короткие спокойные заголовки отошли в прошлое, их место заняли сенсационные, набранные заглавными буквами, призванные задеть общественное  любопытство. Главные новости находились на первой полосе, здесь же крупным шрифтом печаталось начало «гвоздевого» материала, окончание которого переносилось на внутренние страницы. Таким образом, в процессе поиска продолжения интересной информации читатели знакомились с содержанием всей газеты. Для британских изданий подобная практика оказалась новаторской.
  Хармсворты  стали первыми  английскими газетными  издателями, ставшими на путь концентрации в своих руках контроля над  большим количеством периодических  изданий. Шесть еженедельных газет  в Лондоне, две за пределами столицы, 14 еженедельников,  издание в столице Франции – такова была собственность Хармсвортов спустя десять лет после начала их бизнеса15.
  За  короткий срок «новый журнализм» завоевал господствующие позиции на читательском рынке Англии. Тиражи этих изданий превосходили тиражи всех остальных печатных органов.
  1.2 Эволюция российской «желтой» прессы 

    Вступление России в эру капитализма, революционные настроения – все это не могло не отразиться на характере российских газет. Вся система периодики претерпела существенные изменения. Теперь она формировалась не по воле чиновников, а под влиянием запросов читательского рынка. Официальная печать отступила на задний план, а на первый выдвинулись частные газеты. К 1895 году в России было 93 ежедневных изданий общественно-политического характера16.  Пресса  разделилась на две большие группы: так называемые солидные  газеты, обслуживающие высшее общество, и массовые,  «для народа», которые и стали предшественниками российской «желтой» прессы.
  До 60-х годов нишу газет для народа занимали разнообразные «листки», чей фривольный тон, грубое остроумие, яркие иллюстрации и дешевизна служили гарантиями общественного интереса. Одним из типичных представителей такого рода прессы стал еженедельный «Оберточный листок» (1860). В нем печатались правительственные сообщения, справки, городская хроника и беллетристика. Газета распространялась через торговые заведения - в нее заворачивали покупки. Подобные издания принято называть бульварными или «желтыми». Однако роль такой печати в середине XIX века была противоречива, двойственна. С одной стороны, у нее не было возможности выступить против правительства. С другой – факты, излагавшиеся на страницах подобных газет, противоречили сообщениям официальной печати.
    «Желтых» газет, приобретших популярность, оказалось довольно мало: «Петербургский листок» (1864-1917), «Петербургская газета» (1867-1917), «Московский листок» (1881-1917), «Газеты- копейки» 1900-х годов и еще несколько утренних и вечерних «листков», выходивших в столицах  и крупных городах. Теоретические основы развития подобного рода изданий начались закладываться ещё в 40-х годах XIX столетия. Это свидетельствует о назревшей в России потребности в «желтых» газетах, о появлении массового читателя, требующего развлекательной информации. Об этом говориться, например, в некоторых рекомендациях издателя газеты «северная пчела» Ф.В.Булгарина: «Публика наша любит только тогда политику, когда в политике таскают друг друга за волосы и бьют по рылу»17. Издателям первых Российских «желтых» газет приходилось интуитивно находить способы привлечения аудитории. Потому в этих изданиях широко освещалась тема счастливого случайного обогащения, охотно сообщались факты личной жизни известных людей, печатались справочные материалы. Репортерская практика получила здесь особое развитие. Сбору фактов придавалось важнейшее значение, однако они не анализировались, а просто сообщались.
  Экономическое и идеологическое преобразования ярче всего проявились в северной столице  Российской империи. Именно здесь 15 января 1864 года начала выходить первая «желтая» газета – «Петербургский листок», издатели которой официально признали политикой редакции служение интересам простого городского читателя. Номер обычно открывался информационными подборками, а не громоздкими передовыми, как в солидных газетах. В последствии появились отделы и рубрики: «Слухи и вести», «Сцены с натуры», «Судебные вести», «Дневник приключений» и др18. Из всех городских новостей редакция отбирала самые сенсационные, самые скандальные, «страшные»19. Краткие хроникальные заметки, репортажи, зарисовки с самого начала преобладали на страницах газеты, а в 90-х годах к ним прибавилось интервью. О том что «Петербургский листок» нашел свою нишу, свидетельствовал рост его тиража от 10 тыс. экземпляров 1880 году до 31 тыс. – в 1913-м20. Газете пришлось вести конкурентную борьбу, как с «большой столичной прессой», так и с однотипным конкурентом – «Петербургской газетой».
  В момент своего появления (1864) «Петербургская газета» представлялась читателям  в качестве политического и литературного издания. Данному типу соответствовала и жанрово тематическая структура: передовица, открывающая номер, рубрика «Провинциальные известия», фельетон, литературно-критические и театральные обзоры21. Однако в подражании солидным изданиям газета не добилась успеха, поэтому обратилась к освещению городской жизни. Обе газеты издавали иллюстрированные приложения, но в самих изданиях рисунок утвердился только в середине 90-х годов. Повышенная иллюстративность стала одним из отличительных признаков бульварных изданий.
    «Московский листок» Николая  Пастухова  тоже набирал силу. Внешний вид этой газеты (первый номер вышел 1 августа 1881 года) долгое время оставался маловыразительным. У Пастухова, однако, все было рассчитано: это был экономный убористый шрифт, плохая бумага- все это затрудняло чтение, но она хорошо шла на самокрутки (не вспыхивала при затяжках), что повышало спрос на газету22. В тематике преобладала московская жизнь, чаще ее бытовые стороны, преподносимые в легком репортажном стиле. «Уже в первый год издания «Московский листок» заинтересовал Москву обилием и подробным описанием множества городских происшествий как бы чудом, на другой день попадавших на страницы газеты»23. Издатель требовал от сотрудников не только оперативности, но точного, достоверного изложения событий. Сенсационность сообщаемых фактов играла далеко не последнюю роль в работе репортера. «Часто беды и несчастья одних людей, становились развлечением других»24. «Сенсации придумывались, сплетни печатались, и газета являлась в Москве первой представительницей «желтой» прессы»25. Издание успело стать основоположником российской криминальной журналистики26. Для привлечения  внимания к газете Пастухов, одним из первых в отечественной журналистской практике, стал использовать значительные по объему иллюстрации – от четверти до полосы. С приобретением собственной типографии Пастухов увеличил формат и объем «Московского листка» при той же цене. В начале XX века «Московский листок» вышел за рамки городской газеты. Пережив в 1905-1907 годах «ужасные дни», «Московский листок» продолжил развитие своей информационной политики. Экономическая и политическая ситуация благоприятствовали расцвету пастуховской фирмы. Газета основала несколько приложений. Кроме того, подписчики газеты получали «бесплатную премию»27. Резкие перемены в содержании и форме «Московского листка» произошли в связи с началом Первой мировой войны. Издатели, однако, не поступились ради столь важной темы дорогостоящей рекламой на первой полосе: вести с фронтов публиковались на внутренних страницах. А.П.Киселев в книге «История оформления русской газеты 1702-1917 гг.» считает, что это второстепенное расположение главных материалов номера в какой-то мере возмещалось крупными кеглями заголовочных шрифтов. Кегли заголовков увеличились в 4-5 раз. Это явилось радикальной переменой в облике массовой газеты. Заголовочный комплекс, стал служить беспроигрышным средством привлечения читательского внимания.
  Сходные черты обнаруживаются и в «Газетах-копейках» - последней и наиболее упрощенной разновидности массовой газеты в системе дореволюционной прессы. Первая из них появилась в Петербурге 19 июня 1908 года. Издатели М.Городецкий (редактор) и В.Анзимиров. А.Киселев считает, что отличительной особенностью внешнего облика «Газеты-копейки» был ее малый размер (29х40 см.) при объеме 4-8 страниц. Как оформительское новаторство «газеты-копейки» следует рассматривать появление небольших «чердаков» - публикаций, разверстанных горизонтально в верхней части полосы. Общая тематическая и графическая картина была такой же, как и в «Петербургском листке»: «… сенсации на фоне ярких заголовочных пятен и черных массивов текста, опечатанные на серовато-желтой курительной бумаге»28. Благодаря низкой цене и высокой информационной насыщенности, доходчивой форме и броским новаторским способам подачи информации, умению приспособиться к запросам своего читателя, петербургская «газета-копейка» быстро приобрела популярность. Спустя 10 месяцев после первого номера она расходилась 150-тысячным тиражом. Успеху Товарищества издательского дела «Копейка» во главе с М.Городецким сопутствовала выпускаемая серия приложений к газете, которые распространялись по низкой цене29. «Копеечные газеты» стали самыми высокотиражными газетами России.
  Увеличение  объемов платных публикаций и  резкий рост доходов превращали газету в доходное предприятие. Можно было встретить утверждения о том, что «газета представляет собой такое же капиталистической предприятие, как добывание угля или фабрикации спирта»30. Вместе с тем, обозревая прошлое русской печати, следует отметить, что возникновение «желтых» газет явилось значительным этапом в развитии их содержании и формы. Массовые газеты, подобные «Петербургскому листку» и «Московскому листку», не боялись экспериментировать, внесли в газетное дело свежую демократическую струю, заложили основу законов, по которым живут современные СМИ, приблизили к рядовому читателю из простонародья газету – самый распространенный во второй половине XIX века вид периодического издания. К тому же, как и за рубежом, «желтые» газеты первыми назвали имена репортеров. Массовые газеты позволили этим мобильным, находчивым, остроумным и подчас смелым людям достичь общественного признания.
  Первая  часть истории российской «желтой» прессы закончилась с приходом к  власти большевиков. Взяв под свою опеку печать объявлений, правительство лишило газеты всяких средств к существованию. Процветать стали только издания правящей партии. О популярных газетах забыли более чем на семьдесят лет…
  Новым витком расцвета «желтой прессы» стал конец 80-х. В России XX   века  плотина цензуры начала разрушаться, и главным каналом популяризации прессы стали научные дискуссии о половых взаимоотношениях, о семейной гармонии, о биологической совместимости. До этого момента тема сознательно замалчивалась. В связи с известными социальными преобразованиями 80-90-х гг. газеты и журналы обратились к освещению интимной стороны жизни.
    На основании всего нами изученного  можно сделать вывод, что Российская «желтая» пресса появилась не в конце 80-х годов XX века, а гораздо раньше – во второй половине XIX века. Развиваясь параллельно с американской и английской (а иногда и опережая их), самостоятельно открыла новые способы привлечения читателей, нестандартные формы влияния на аудиторию. Следовательно, русская массовая печать, тяготеющая к «желтизне» имеет свои генетические корни. На нынешнем . этапе интерес к «желтой» прессе поутих. В своем современном виде она ничем не отличается от западной  Она не уступает ни в качестве, ни в количестве, ни в содержании.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА ВТОРАЯ 

  ТИПОЛОГИЯ «ЖЕЛТОЙ» ПРЕССЫ РОССИИ 

  2.1 Тематика «желтой» прессы
   
    Характерным признаком «желтой прессы» являться специфика ее взаимодействия с аудиторией. Качественная пресса позиционирует себя по отношению к своему читателю как издание, побуждающее к соразмышлению. Массовая пресса ориентируется на описание максимально актуальных  социально-бытовых проблем. «Желтая» пресса ориентируется, прежде всего, на читателя, которому нужно дать развлекательную информацию, не приглашая к соразмышлению. Экскурс в историю формирования «желтой» прессы как типа издания и изучение текстов этого вида печати позволил выделить наиболее характерные типологические черты «желтой» прессы.
  Одной из характеристик рассматриваемого феномена является эпатирующее освещение табуированной тематики. Оно заключается в отказе от неприкосновенности любых, даже самых скрытых от публичного обсуждения сфер человеческого бытия. Особенно большой интерес «желтая» пресса проявляет к трем видам табуированной информации.
  Во-первых, это интерес к интимным отношениям Изучаемый тип изданий эксплуатирует данную тему особым образом, абсолютизируя ее сенсационную и биолого-натуралистическую составляющую, порой обращаясь к освещению данного тематического пласта только с одной стороны – порнографической. Публикация обнаженной натуры и гипертрофированное внимание к гениталиям преследует цель привлечения внимания непритязательного, но, тем не менее, массового читателя. Ядро иллюстративного материала в «желтых» газетах России сегодня составляют либо изображения фотомоделей, либо фото читательниц, присланные на различные «откровенные» конкурсы. Например, конкурс «Шлите фото - и духи станут вашими.»31.
  Еще ярче данную методику демонстрируют  разнообразные текстовые материалы  «желтой» прессы, в которых гипертрофируется роль сексуальных отношений. «Желтые» газеты пытаются приписать себе функции гида в вопросах сексуального воспитания. Но делают это двумя способами. С одной стороны, нередко на страницах подобных изданий  публикуются материалы, посвященные серьезным половым проблемам – совместимости партнеров,  нетрадиционной сексуальной ориентации, детской проституции. С другой стороны, в освещении этих тем всегда находиться пикантный момент, неожиданный поворот, используются либо юмористический, либо шокирующий момент. Например, в материале  «желтого» интернет издания32 «Мэр Тамбова насиловал безработного с помощью колдовского обряда» читателям рассказывается шокирующая, а скорее даже смешная история о том, что бывший мэр использует черную магию для решения своих любовных проблем. «Желтая» пресса игнорирует главный постулат культуры по отношению к освещению темы интимных отношений, а именно наличие достаточно веских причин для нарушения табу. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: интимная сторона жизни человека всегда была и будет важной темой СМИ.  Сексуальная тематика, ее мотивы, может служить водоразделом в определении качественного  и некачественного  информационного товара в современных масс-медиа.

  Во-вторых, «желтая» пресса проявляет чрезмерный интерес к личной жизни людей, оказавшихся в центре общественного внимания. Более детальное рассмотрение данной сферы характерно для любого вида печати. В качественной прессе этот прием широко используется для раскрытия характера героя, материала или для журналистского расследования. Необходимо заметить, что если качественная пресса ограничивает глубину проникновения в частную жизнь этическими границами, то «желтая» эти границы смело нарушает. В таком случае часто возникает конфликт между правом публики на информацию и правом человека на личную жизнь и безопасность.

  Нами  выделены два уровня вмешательства  «желтой» прессы в частную жизнь: «мягкое» и «жесткое». Примеры «мягкого»  вмешательства – это сообщения  о различных официальных и  полуофициальных событиях из жизни знаменитостей (свадьбы, разводы, рождения и т.п.). Например, материал «желтого» интернет-издания33
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.