На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психические состояния как проблема трудовой деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                     Введение 

         Актуальность данной работы заключается в том, что среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест.  В настоящее время все большее внимание уделяется проблеме работоспособности, которая тесно связана с изучением психологических состояний человека в труде. Под работоспособностью в психологии труда понимается характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.                            
       Психологическое состояние человека — это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (как обладателя этой психики) с внешней средой, которая в каждый конкретный момент представлена в виде определенной ситуации.                                                                                              
       Состояния человека в трудовой деятельности классифицируют по признаку длительности, по ведущему компоненту, по степени напряжения их общего тонуса, по степени активной деятельности сознания, по доминирующим в их структуре свойствам личности и т. д. В. Асеев классифицирует психические состояния, возникающие в процессе трудовой деятельности, по следующим группам:                                                                       
1. Относительно  устойчивые и длительные по  времени состояния. Такие состояния  определяют отношение человека к данному конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности в труде или безразличия к труду и т.п.) отражают общий психологический настрой коллектива.                                                                        2. Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают под влиянием разного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях рабочих.                                                                                          3. Состояния, периодически возникающие в ходе трудовой деятельности. Таких состояний много. Например, предрасположение к работе (пониженная готовность к ней, “врабатывание”, повышенная работоспособность, утомление, конечный порыв) и т.д. К этой же группе В.Асеев относит психические состояния, вызванные характером работы: скука, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п. По признаку преобладания одной из сторон психики различают состояния эмоциональные, волевые (например, состояние волевого усилия); состояния, в которых доминируют процессы восприятия и ощущения (состояние живого созерцания); состояния внимания (рассеянность, сосредоточенность); состояния, для которых характерна мыслительная активность (задумчивость, вдохновение, озарение) и другие.
       Проблема психических состояний  имеет огромное значение в  организации трудовой деятельности.
       Целью курсовой работы является  изучение влияния психических  состояний сотрудников организации  на их удовлетворённость трудовой деятельностью.
       Объект курсовой работы – психические  состояния сотрудников. 
       Предмет курсовой работы –  исследование особенностей влияния  психических состояний на удовлетворённость  трудовой деятельностью.
        Гипотеза – от психического состояния личности зависит удовлетворённость трудовой производственной деятельностью.
        Задачи курсовой работы:
1. Изучение литературы  по проблеме исследования психических  состояний. 
2. Подбор психодиагностического материала для изучения психических состояний в производственной деятельности.   
3. Проведение исследования.
4. Обработка  и анализ полученных результатов  исследования.
5. Подготовка  психолого-педагогических рекомендаций  по управлению  своими психическими  состояниями.
        
Глава 1. Психические состояния  как проблема  организации  производственной деятельности.
                                                                                                                                                          1.1. Понятие психических состояний.
        Психические состояния представляют  собой целостные характеристики  психической деятельности за  определенный период времени.  Сменяясь, они сопровождают жизнь  человека в его отношениях  с людьми, обществом и т.д. В  любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).
       Наряду с психическими состояниями  отдельного человека существуют  и "массовидные" состояния, то есть психические состояния определенных общностей людей (микро- и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний - общественное мнение и общественное настроение.
       Психические состояния человеческих  общностей характеризуются целым  рядом признаков, не свойственных  вообще или свойственных в  меньшей степени состояниям индивида; массовидность; ярко выраженный  социальный характер; большая политическая значимость в жизни общества; "заразительность", то есть способность к быстрой иррадиации (распространению); "эффект группы", то есть увеличение силы и значения состояний людской общности; информативность; тенденция к закреплению                                                                                                                                           Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.
      Целостность психических состояний  проявляется в том, что они  характеризуют в определенный  промежуток времени всю психическую 
деятельность  в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики. Сложный, целостный характер психических состояний можно проиллюстрировать на примере состояния убеждения человека в чем-либо. Здесь налицо и познавательные, и эмоциональные, и волевые компоненты: знание и объективный взгляд на имеющиеся доказательства чего-либо, уверенность в правильности этого знания и, наконец, волевой стимул, побуждающий к практической деятельности и общению.
     Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).
      Психические состояния обладают  относительной устойчивостью, их  динамика менее выражена, чем  у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом  психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой.     
    Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве "строительного материала" для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности - сосредоточенностью. Под влиянием психических состояний, возникающих в ходе жизненных отношений, конфликтных ситуаций, трудовой деятельности возможна также перестройка или даже ломка относительно устойчивых качеств личности.
    Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность - неуверенность, активность - пассивность, фрустрация - толерантность и т.д.). 

Для изучения и  диагностики психических состояний  большое значение имеет их классификация. Психические состояния человека можно классифицировать по таким  основаниям:                                                                1) в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний - личностные и ситуативные;                                                                                     2) в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д;                              3) в зависимости от степени глубины - состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные;                                                                                                          4) в зависимости от времени протекания - кратковременные, затяжные, длительные и т. д;
5) в зависимости  от влияния на личность - положительные  и отрицательные, стенические,  повышающие жизнедеятельность, и  астенические;                                      6) в зависимости от степени осознанности - состояния более или менее осознанные;                                                                                                                            7) в зависимости от причин, их вызывающих;                                                                           8) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.                                            

                    1.2. Производственные психические состояния.
       Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим группам:
а) Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Они определяют отношение человека к данному конкретному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или не удовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему и т.п.) отражающий общий настрой коллектива.
б) Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают под влиянием различного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях работающих.                                                                                           
в) Состояния возникающие периодически в ходе трудовой деятельности, таких состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, вырабатывание, повышенная работоспособность, утомление; состояния вызванные содержанием и характером работы, (операции): скука, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п.
     По  признаку преобладания одной из сторон психики различают состояния, эмоциональные, волевые (например, состояние волевого усилия), состояния в которых доминируют процессы восприятия и ощущения состояния  живого созерцания; состояния внимания (рассеянность, сосредоточенность), состояния, для которых характерно мыслительная активность и т.д.
     Наиболее  важным является рассмотрение состояний  по уровню напряжения т.к. этот признак  наиболее существенен с точки  зрения влияния состояния на эффективность и безопасность деятельности.
           Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние, психической активности - необходимые условия выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго установленном порядке, мышление носит алгоритмический характер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушении, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.
       Повышенное напряжение - сопровождается деятельностью, протекающую в экстремальных условиях. Экстремальные условия - условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящих за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим - это режим работы в условиях, выходящих за условия оптимума. Отклонение от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия, или, иначе говоря; 1) физиологический дискомфорт т.е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям; 2) дефицит времени на обслуживание; 3) биологический страх; 4) повышенная трудность задачи; 5) повышенная ошибочных действий; 6) неуспех вследствие объективных обстоятельств; 7) дефицит информации для принятия решений; 8) недогрузка информации (сенсорная депривация); 9) перегрузка информации; 10) конфликтные условия.                                                                                                                                 
Напряжения  могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые  преимущественно включены в профессиональную деятельность и изменения которых  наиболее выражены в неблагоприятных  условиях.
     Интеллектуальное напряжение - напряжение, вызванное частым обращениям к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.
     Сенсорное напряжение - напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных систем и возникающие в случае больших затруднений и восприятий необходимо информации.
     Физическое  напряжение - напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.
     Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.
     Характеристики  напряжений, наиболее присущие профессиональной деятельности человека-оператора, следующие: состояние утомления. Утомление является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность и безопасность деятельности. Утомление представляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Его содержание определяется не только физиологическим,-но также психологическим, результативно Производственным и социальным факторами. Исходя из этого, утомление и должно расцениваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со стороны субъективной - как психическое со стояние, 2) со стороны физиологических механизмов, 3) со стороны понижения эффективности труда.
         Рассмотрим компоненты утомления (субъективные психические состояния):
    Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого напряжения и в неуверенности. Человек чувствует, что он не в силах должным образом продолжать свою работу.
    Расстройство внимания. Внимание - одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внимание легко отвлекается, становиться вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым.
    Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности коорденирования движений, их дезавтоматизации.
    Дефекты памяти и мышления . В состоянии утомления оператор может забыть инструкцию и одновременно помнить все, что не имеет отношения к работе.
    Ослабление воли. При утомлении ослабляется решительность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует настойчивость.
    Сонливость. Сонливость возникает как выражение охранительного торможения.
                              1.3. Стороны психических состояний.
      Возникновение и протекание психических  состояний человека зависят от  его индивидуальных психических  и нейрофизиологических качеств,  предшествующих психических состояний,  жизненного опыта (в том числе   профессионального), возраста, физического  состояния, конкретной ситуации и т.д.
    Однако, можно выделить типичные  положительные и отрицательные  психически е состояния, свойственные  большинству людей как в повседневной  жизни (любовь, счастье, горе и  т.д.), так и в профессиональной деятельности, особенно в деятельности, связанной с экстремальными  (крайними, необычными) условиями.
     Сюда следует отнести психические  состояния профессиональной пригодности,  осознания значимости своей профессии,  состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т. д.
Профессиональная  заинтересованность
      Огромное значение для эффективности  трудовой деятельности имеет   психическое состояние  профессиональной  заинтересованности. Глубокий, обоснованный, общественно и личностно мотивированный, сильный интерес к профессиональному труду является важнейшим фактором профессиональной пригодности. Именно профессиональный интерес в сочетании с волей человека к труду создаёт эмоционально-волевую готовность к профессиональной работе. Для успешного осуществления трудовой деятельности важна профессиональная заинтересованность как  личностное психическое состояние, выражающее направленность личности, ибо потеря устойчивого интереса к работе означает дисквалификацию специалиста. Специалист же, имеющий сильный профессиональный интерес,   сам ищет ситуации, которые позволили бы ему пережить состояние профессиональной заинтересованности, то есть работает активно, с полной отдачей  сил, знаний и   способностей.
     Для состояния профессиональной заинтересованности  характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в её области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и при этом указанные объекты начинают  занимать господствующее положение в сознании специалиста. Наконец, состояние профессиональной заинтересованности в подавляющем большинстве случаев сопровождается приятными эмоциональными  переживаниями.
     Но следует отметить, что во  избежание узкого профессионализма, для предотвращения профессиональной деформации личности   состояние профессиональной заинтересованности  должно сочетаться и протекать на фоне любознательности  как направленности человека на получение знаний в различных областях культуры и жизни вообще, так и общей интеллектуальной отзывчивости. В  свою очередь, любознательность здесь будет  выступать и в  качестве  черты личности, и в качестве активного личностного  психического   состояния, выражающего потребность в ориентировке и связанного с избирательным отношением к действительности.
Творческое  вдохновение
      Разнообразие и творческий характер  профессиональной деятельности  делают возможным возникновение  у работника психических состояний,  близких по  своему содержанию  и структуре к состоянию творческого вдохновения, свойственного учёным, писателям, художникам, актёрам, музыкантам. Состояние творческого вдохновения  представляет  собой сложный комплекс  интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Оно выражается в творческом подъёме; обострении восприятия; повышении способности воспроизведения ранее запечатлённого; возрастании мощи воображения; возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений; проявлении обилия  мыслей и лёгкости нахождения существенного; полной сосредоточенности и росте физической энергии, которые приводят к очень большой работоспособности, к психическому состоянию радости творчества и нечувствительности к усталости. Это состояние подготавливается систематическим трудом профессионала, его обширными знаниями и длительными раздумьями над конкретным делом. Вдохновение профессионала – это всегда единство его таланта, знаний и кропотливого  каждодневного труда. Важное значение для эффективности профессиональной деятельности имеет  психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным её элементам – в частности.
Решительность                                                                                                                
      Во многих профессиях важную  роль играет решительность как     психическое состояние готовности быстро принять решение и привести его в исполнение. Однако решительность – это ни в коем случае не спешка, торопливость, необдуманность, излишняя самоуверенность. Необходимыми условиями решительности является широта мышления, проницательность, мужество, большой жизненный и профессиональный опыт, знания, планомерность работы. Поспешная же «решительность», как и нерешительность, то есть психическое состояние, характеризуемое недостатком психологической готовности принять решение и ведущее к необоснованной отсрочке или невыполнению действий, чреваты неблагоприятными последствиями и не раз приводили к жизненным, в том числе и профессиональным, ошибкам.   

   Глава 2. Исследование психических  состояний трудовой (производственной) деятельности работников Калужского Турбинного Завода.
                                                                                                                                                                    2.1. Пилотажное исследование  психологических состояний личности с помощью методики М. Люшера и опросника для изучения привлекательности работы (труда) ПТР.
   Данное  исследование направленно на изучение психических состояний.   В  качестве объекта исследования были выбраны респонденты в количестве 10 человек, 5 из которых – женщины, 5 – мужчины, все они работники одного цеха К.Т.З.
   Цель  эксперимента: определить психологическое  состояние работников, а так же  выявить у них привлекательность  труда.
  Нами были  проведены следующие методики:                                                                                          1) Методика: Цветовой тест М. Люшера.
2) Опросник для  изучения привлекательности работы (труда) ПТР.                                                                                                                                    1) Цветовой тест М. Люшера.
 Процедура  проведения.
         Процедура обследования протекает  следующим образом: испытуемому  предлагается выбрать из находящейся  перед ним таблицы самый приятный  цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент.
        Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны.                 
        Через две-пять минут нужно  снова полностью повторить процедуру  выбора, сказав при этом, что исследование  не направлено на изучение  памяти и что испытуемый волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно.

        (Исследование проводилось на  ноутбуке оnline, выбранные испытуемыми цвета занесены в таблицу в приложении № 1).

Общая характеристика цветового теста  М. Люшера.
      Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Зарубежные психологи применяют тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.                                                                                                                 
       В настоящее время существует  два варианта теста: краткий  и полный. Краткий вариант ЦТЛ  представляет из себя набор (таблицу) 8-ми цветов: — серого (условный номер — 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).
       Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
      Основные цвета:                                                                                                                      1)синий - символизирует спокойствие,  удовлетворенность; 
2)сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
3)оранжево-красный  — силу волевого усилия, агрессивность,  наступательные тенденции, возбуждение; 
4)светло-желтый  — активность, стремление к общению,  экспансивность, веселость. При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые 5 позиций.
       Дополнительные цвета: 
5)фиолетовый;
6)коричневый;
7)черный;
8)нулевой.  Нулевой символизируют негативные  тенденции — тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям. 
                       Таблица №1
                                                    Результаты теста Люшера 


и т.д.................


Испытуемые                                                     Выбор цвета
Синий Зелёный Красный Жёлтый  Фиолет. Корич. Чёрный  Серый

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.