На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


статья Сущность и структура этической культуры менеджера по туризму и формирование ее основ в процессе профессиональной подготовки

Информация:

Тип работы: статья. Добавлен: 25.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Сущность  и структура этической  культуры менеджера  по туризму и формирование ее основ в процессе профессиональной подготовки 

     Е.А. Лукина,
Институт  туризма и гостеприимства  (г. Москва), филиал ФГОУВПО  «Российский государственный  университет туризма  и сервиса» 

     Статья  посвящена проблеме формирования основ  этической культуры будущих менеджеров по туризму в процессе профессионального  образования. Определяется роль профессиональной этической культуры менеджера по туризму, раскрывается сущность этической культуры, рассматривается  ее структура, а также  основные функции.
     Ключевые  слова: этическая  культура, менеджер по туризму. 

     Профессиональное  туристическое образование в  современной России пользуется повышенным спросом. Это обусловлено непрерывным  ростом и развитием туристской индустрии, а, следовательно, и ростом потребности  туризма в кадрах, обладающих всеми  необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками. Говоря о качестве профессионального туристического образования, стоит уделить особое внимание вопросу о его общекультурном компоненте, в том числе, его этической  составляющей. Специалисты сферы  туризма должны обладать навыками общения  с другими людьми, иметь широкий  кругозор, разбираться в основах  устройства современной жизни, быть подготовленным к работе, связанной  с решением самых разнообразных  задач.
     Несмотря  на определенные успехи в решении  ряда проблем туристического образования, многие из них до последнего времени  практически не исследовались. К  их числу относится вопрос о формировании этической культуры будущего менеджера  по туризму в процессе обучения в  вузе. Сформированная этическая культура менеджера по туризму наряду с  профессиональными знаниями, умениями и навыками является полноценным итогом образовательного процесса. Поскольку профессиональная деятельность менеджеров по туризму относится к системе «человек—человек» и предполагает постоянные контакты с другими людьми (клиентами, коллегами, партнерами по бизнесу), при профессиональной подготовке этих специалистов большое значение имеет формирования основ этической культуры. Безусловно, формирование и развитие профессиональной этической культуры является длительным процессом, который начинается в вузе и проходит несколько этапов, а далее продолжается в период самостоятельной трудовой деятельности специалиста. Однако основы этической культуры должны быть сформированы именно в процессе профессиональной подготовки.
     Профессиональная  деятельность специалистов сферы туризма  является общественно значимой деятельностью, сферой взаимного воздействия человека на человека, вызывающей изменения  в личности каждого из них. Особенности  туристской деятельности включают необходимость  высокого уровня владения специальными знаниями, развития этической культуры и профессионально значимых личностных качеств. Взаимодействие с людьми является формой профессионального существования, профессиональной реализации менеджера  по туризму. В этом процессе имеет  место взаимодействие культур, поэтому  без преувеличения можно констатировать, что этическая культура менеджера  по туризму приобретает особое значение.
     В целом в структуре профессиональной компетенции менеджера по туризму  наряду с когнитивным компонентном, относящимся к сфере знаний, можно  выделить мотивационный, деятельностный и социально-психологический компоненты, непосредственно связанные с внутренней этической культурой специалиста.
     Так, мотивационный компонент включает комплекс отношений менеджера по туризму к своей профессиональной деятельности и профессиональным задачам; мотивы профессиональной деятельности; профессиональные ценности и профессионально-личностные ценностные ориентации специалиста.
     Деятельностный компонент выражается в соблюдении менеджером по туризму профессионально-этических норм, качеством выполнения профессиональных действий и т.д.
     Одним из наиболее важных является социально-психологический  компонент, включающий коммуникативность, адекватность межличностного восприятия и взаимодействия, умение предупреждать и разрешать конфликты.
     В настоящее время проблема формирования этической культуры специалистов, работающих в системе «человек — человек», приобретает особую актуальность. Обеднение (в условиях постиндустриального  общества) духовности человека, дало отрицательные  результаты: обесценивание многих духовно-нравственных идеалов, утрату истинных целей жизни  и нравственного облика человека, кризис общественного сознания. Педагогика профессионального образования  технократической эпохи успешно  занималась проблемой интеллектуализации процесса профессионального обучения, создавала различные дидактические  системы высшей школы. Она дала современному обществу широкую возможность для  профессионально-интеллектуального  развития специалистов. Такие цели высшей школы как становление  нравственной, духовно-этической и  творческой личности специалиста, хотя и провозглашались, но не считались  приоритетными. [3, 71]
     Аксиологический, деятельностный подходы к рассмотрению феномена культуры личности, а также системный, личностно-ориентированный, контекстный подходы к профессиональному образованию и становлению личности специалиста позволили определить концептуальные идеи для исследования процесса формирования этической культуры менеджера по туризму в условиях вуза. Можно выделить следующие базисные положения, касающиеся этической культуры специалистов сферы туризма:
    этическая культура менеджера по туризму характеризуется многофункциональностью и целостностью;
    этическая культура обусловлена теми ценностными установками, которые определяют жизнедеятельность человека, отражает личностные особенности специалиста;
    этическая культура менеджера по туризму имеет деятельностный характер, обусловлена особенностями и спецификой профессии;
    процесс формирования этической культуры менеджера по туризму динамичен, состоит из взаимосвязи, последовательности, интегрированности этапов.
     Под этической культурой менеджеров по туризму понимается уровень этических знаний, моральных принципов, нравственных навыков, проявляющихся в деятельности работников туризма при обслуживании клиентов. [4, 33]
     Этическая культура специалистов в сфере туризма  находит конкретное выражение в  активном воплощении ценностей морали и этики во взаимоотношениях работников предприятий туризма с клиентами.
     Этические основы в профессиональной деятельности менеджера по туризму формируются  из тех мировоззренческих представлений, нравственных ценностей, которые определяют профессиональное поведение работников туризма и регулируют их отношения  с потребителями. Этические принципы предписывают работнику туристской фирмы освоить такие отношения  с клиентами, которые считаются  в нашем обществе желательными, одобряемыми, стимулируются современной практикой  туризма и тем самым облегчают  процесс обслуживания, делают его  приятным и эффективным для обеих  сторон.
     Этическая культура менеджера по туризму играет существенную роль в выполнении следующих  функций: профессионально-регуляционной, социокультурной (этнокультурной), профессионально-коммуникативной.
     Поскольку этическая культура менеджера по туризму является показателем его  личной и профессиональной культуры, она выполняет профессионально-регуляционную функцию. Как в общей культуре, так и в профессиональной, существуют определенные представления о том, «как нужно» и «как должно», т.е. профессионально-этические нормы и ценности, которые зафиксированы в Глобальном этическом кодексе туризма. Стратегию и тактику своего профессионального поведения в ситуациях взаимодействия с клиентами (различными по возрасту, социальному статусу, уровню образования, потребностям и мотивам путешествия и др.) и коллегами, менеджер по туризму определяет в соответствии с требованиями и нормами профессиональной этики.
     В статьях 1 и 2 Глобального этического кодекса туризма определены следующие  принципы: «Понимание и распространение  общечеловеческих этических ценностей  в духе терпимости и уважения разнообразия религиозных, философских и нравственных убеждений являются одновременно основой  и следствием ответственного туризма; участники туристского процесса и сами туристы должны принимать  во внимание социально-культурные традиции и обычаи всех народов, включая национальные меньшинства и коренные народы, и  признавать их достоинство.
     Туристскую  деятельность необходимо осуществлять в гармонии со специфическими особенностями  и традициями принимающих регионов и стран, соблюдая при этом их законы, обычаи и традиции». [1]
     Социокультурная (этнокультурная) функция этической культуры менеджера по туризму подразумевает, что в процессе своей профессиональной деятельности будущий менеджер по туризму будет ежедневно общаться с клиентами, имеющими разные жизненные ценности и установки, цели, потребности, иногда и с разной ментальностью. Задача менеджера по туризму быть толерантным по отношению к каждому клиенты, вне зависимости от его социального положения, религиозных и политических убеждений, национальности.
     Необходимость выработки в профессиональной туристской деятельности определенных форм, способов и правил взаимодействия и коммуникации, соответствующих требованиям профессиональной этики, конкретной ситуации, а также регулирование своего профессионального, речевого поведения в соответствии с этими правилами отражается в профессионально-коммуникативной функции этической культуры.
     В составе этической культуры менеджера  по туризму представлены взаимосвязанные  подструктуры: профессионально-деонтологическая, коммуникативно-перцептивная, интерактивно-практическая, профессионально-акмеологическая.
     Профессионально-деонтологическая подструктура включает в себя знания и умения реализовывать в повседневной трудовой деятельности нормы и правила взаимоотношений, взаимодействия в личностно-деловой коммуникации; систему профессиональных идеалов и ценностей и др.
     В профессионально-деонтологической подструктуре этической культуры менеджера по туризму особое место занимает система профессиональных идеалов и ценностей. В ценностных ориентациях как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Этот компонент структуры личности представляет собой некую ось сознания, с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы, вокруг нее вращаются помыслы и чувства человека.
     По  мнению И.Ф. Исаева, профессиональные ценности существуют на разных уровнях: индивидуально-личностном; профессионально-групповом и общественно-профессиональном. Наиболее сложным социально-психологическим  образованием является совокупность индивидуально-личностных ценностей специалиста [2, 54].
     Профессиональные  ценности в исследовании И.Ф. Исаева представлены несколькими группами:
    ценности-цели (раскрывают значение и смысл целей профессиональной деятельности);
    ценности-средства (раскрывают значение и смысл способов, средств осуществления профессиональной деятельности);
    ценности-отношения (совокупность отношений специалиста к себе как профессионалу, к коллегам, клиентам, работодателям, профессиональной деятельности в целом);
    ценности-значения (обнаруживают значение и смысл различных видов знаний: социокультурных, философских, психолого-педагогических, медицинских, специальных — для успешной реализации профессиональной деятельности);
    ценности-качества (представлены многообразной системой взаимосвязанных индивидуальных, личностных, коммуникативных, статусно-позиционных, деятельностно-профессиональных и внешне-поведенческих качеств специалиста как субъекта профессиональной деятельности).
     Таким образом, под профессионально-деонтологическом компонентом этической культуры менеджера по туризму мы понимаем совокупность жизненных смыслов профессионала, включающих в идеале отношение к соблюдению норм профессиональной этики как экзистенциальной самоценности. Данное отношение реализуется в повседневном профессиональном поведении специалиста, которое характеризуется соблюдением профессионально-деонтологических принципов, правил, норм взаимоотношений с клиентами и коллегами.
     Коммуникативно-перцептивная подструктура заключается в умении менеджера по туризму понимать потребности и мотивации клиента; умении слушать, демонстрировать понимание смысла высказываний контактора; умении налаживать «обратную связь» с коллегами и партнерами в ситуации личностно-деловой коммуникации; наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение человека; знать и уметь учитывать половозрастные, этнокультурные особенности коммуникации и т.д.
     Данная  подструктура связана с высокоразвитой способностью менеджера по туризму  «владеть собой», с эмоциональной устойчивостью, которая проявляется в том, насколько терпеливым и настойчивым является специалист при осуществлении своих замыслов, насколько характерны для него выдержка и самообладание даже в самых неблагоприятных (стрессовых) ситуациях, насколько он умеет «держать себя в руках», саморегулировать профессиональное поведение в условиях отрицательных эмоциональных воздействий со стороны других людей.
     Интерактивно-практическая подструктура этической культуры менеджера по туризму включает владение основами психолигвистики, социолингвистики; адекватное использование специально-профессиональных, психолого-педагогических знаний; правильное построение монологической и диалогической, устной и письменной речи; умение адекватно определить профессионально-речевую поведения; умение управлять личностно-деловым общением.
     Поскольку этическая культура менеджера по туризму реализуется в личностно-деловом  коммуникативном взаимодействии специалиста  с клиентами и коллегами, то интерактивно-практическая составляющая становится особенно значимой. То есть, важным элементом этической  культуры является освоение менеджером по туризму технологии профессионально-коммуникативного взаимодействия, технологии профессионального  общения и т.д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.