На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы личности в отечественной психологии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

Введение

     Моя работа посвящена изучению подходов к проблеме личности в теориях отечественных психологов 19 - 20вв., сравнительному анализу концепций структуры личности и кризисов ее развития.
     Личность  и общество, значимость личности и  её роль в общественной жизни - эти  вопросы волновали и отечественных  и зарубежных психологов, социологов, философов начала 20в., в рамках такой формулировки проблемы, они видели перспективы не только развития психологии личности, но и общества в целом.
     Созданные в тот период теории до сих пор  вызывают споры, что свидетельствует  об их непреходящей ценности, о том, что открытия того времени являются благодатным полем для исследования природы человека и в 21в. На основе имеющегося в истории психологической науки знания возможно решение многих методологических проблем, встающих перед психологией в наши дни, этот опыт даёт и более точное представление о современном научном знании, которое, в ретроспективе, становится более объёмным и адекватным.
     Цель  моей работы состоит в сравнительном  анализе различных подходов к  проблеме личности и кризисов её развития, которые разрабатывались учёными  разных психологических школ и направлений, существовавших в 19 – 20вв в отечественной психологии, и в изучении важнейших факторов, определяющих как общие черты, так и отличия разнообразных психологических концепций.
     Сравнительный анализ подходов к проблеме личности в сравнительном анализе концепций, дает возможность понять особенности отечественной психологической науки на рубеже 19-20вв. и своеобразие ее отношения к проблеме личности.
     Особое  значение имеет тот факт, что многие характерные для того времени  проблемы, ошибки и достижения, созвучны современным. Сложность и неоднозначность вопросов, встающих при изучении проблемы личности, требует внимательного отношения к опыту, накопленному в разных психологических теориях, введения значимых идей и открытий в контекст современной науки. Большое количество работ, обращавшихся и обращающихся в настоящее время к проблеме личности, трудностей и кризисов, возникающих в процессе ее становления, свидетельствует о том, что современная наука все еще далека от решения этих вопросов, а потому любые новые данные представляются важными и значимыми.

Подход к изучению проблемы личности отечественных ученых

     В качестве конкретно-научной методологии  изучения проблем личности в отечественной психологии был принят деятельностный подход (или субъектно-деятельностный). Отмечается, что в психологии понятие «деятельностный подход» чаще всего употребляется в двух значениях. В более узком смысле под деятельностным подходом понимается теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев).
     В более широком смысле под деятельностным подходом понимается методологическое направление исследований, в основу которого положена категория предметной деятельности. Это направление стало исходным в исследованиях большинства отечественных психологов. К их числу относятся такие известные представители отечественной психологической науки, как Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн. Данный подход также составляет основу концепций К. А. Абульхановой-Славской и др. Особенно большой вклад в разработку деятельностного подхода внесен А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Согласно данному подходу движущие силы и направленность развития определяются совместной деятельностью ребенка с взрослым. Основным условием психического и личностного развития является согласующаяся с логикой внешнего объекта, организованная другим человеком (взрослым) и совместно с ним выполняемая деятельность.
     Источники становления деятельностного подхода  мы находим в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и теории деятельности А. Н. Леонтьева и его последователей. А. Н. Леонтьев утверждал, что личность человека “производится”, создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Таким образом, индивидное под влиянием развития и формирования человека изменяется, но не переходит в личностное. Личностное же новообразование формируется только под влиянием разнообразных и многочисленных форм деятельности человека. Совершая деятельность, человек производит свою личность. А. Н. Леонтьев отмечал, что в ходе развития субъекта отдельные его деятельности вступают между собой в иерархические отношения, которые и характеризуют личность, составляют ее ядро. При этом виды и формы деятельности в процессе жизни человека естественно развиваются. Однако это приводит, по его словам, не просто к расширению “каталога”. Происходит центрирование их вокруг немногих, главнейших. Это и есть сложный процесс развития личности, который имеет свои этапы, свои стадии.
     Деятельностный  подход в исследовании процесса развития личности обозначен А. Н. Леонтьевым в следующих словах: «формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг действительностей, который они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами». В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов - новых видов деятельности.
Впервые методологическая предпосылка исследования развития и становления личности в зависимости от конкретных условий ее деятельности была сформулирована С. Л. Рубинштейном. В работе «Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики)» он выдвинул, а позже глубоко разработал личностно-деятельностный принцип, раскрыл его философский, педагогический и психологический аспекты. Одной из главных характеристик деятельности С. Л. Рубинштейн считал сложнейшую диалектику объективного и субъективного. Он дал не только общее понимание деятельности, но и показал соотношение деятельности и личности.
     С. Л. Рубинштейну удалось раскрыть деятельность не как абстрактную  структуру, а применительно к конкретному индивиду, действующему в определенных исторических условиях.
Именно  такое исследование индивида и было введено с помощью личностно-деятельностного  принципа.
     При этом он показал, что сознание не повторяет  структуру деятельности, а включается в нее, оно открыто для новых воздействий социального через деятельность индивида. Эти мысли С. Л. Рубинштейн сформулировал в принципе: психика формируется в деятельности. Выявленная связь открыла путь к теоретическому исследованию формирования и развития личности.
     С. Л. Рубинштейн писал, что «в деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершенствуется». Новая трактовка сознания и деятельности дала возможность решать проблему развития личности и ее способностей через конкретные виды деятельности.
     Утвердив  деятельность как важнейшую характеристику личности, С. Л. Рубинштейн изменил исходный принцип непосредственного соотнесения психического с социальным, что, в свою очередь, позволило ему создать концепцию творческопреобразующей деятельности и концепцию творческой личности, которая способна не только усваивать общественный опыт, то есть быть исполнителем и приспосабливаться к социальности, но и преломлять, и преобразовывать воздействия. С этого времени начинается исследование личности не только как активного, но и как творческого существа, что обусловило интерес к индивидуализированным формам человеческой деятельности, которая не исчерпывается частными вопросами индивидуальных различий, а связана с смыслением направленности развития личности, развитием ее индивидуальности.
     Идеи  С. Л. Рубинштейна относительно личности как субъекта деятельности были развиты  и углублены К. А. Абульхановой-Славской в разработанной ею концепции жизнедеятельных отношений личности. Способ построения и реализации личностью себя (нахождение своего места в обществе, в труде, коллективе и среди других людей) связан с выявлением основных жизненных отношений. Через эти отношения происходит ее движение и развитие, они регулируют то, как личность проявляет себя в каждой из своих деятельностей, в каждой из решаемых задач, в поступках и поведении.
     Отношения личности - это не только ее субъективные мотивы, цели, стремления и т.д. Они характеризуют «ее способ включения себя в общий ход жизни с учетом и объективной логикой этой жизни, и своих, уже измеренных, объективированных, примененных, получивших объективную оценку возможностей». Жизненные отношения проявляются в постановке задач, избирательности к ним, настойчивости, последовательности в их решении, определяемых социально и личностно значимыми ценностями. Исходя из этого, основная характеристика личности содержит в своем основании социальное «движение», которое и обусловливает индивидуальное развитие. В свою очередь, развитие личности связано с ее самоопределением, а также с типом и способом разрешения противоречий, в которые вступает личность с социальной действительностью, собственной жизнью, окружающими людьми.
     Способность личности к самоорганизации, саморегуляции, к развитию и осуществлению себя как субъекта деятельности объясняется активностью личности. Присвоение субъектом жизненных ценностей выступает как внутреннее самоопределение, как развитие способностей, что создает условия для объективирования себя на более высоком уровне по отношению «к ходу жизни в целом». Этот высший уровень самоопределения соответствует тому, что личность в состоянии вносить собственные вклады в жизнь общества. Активность личности при этом определяется также уровнем сознания и самосознания, способностью адекватно оценивать свои реальные достижения и неудачи. Данная способность формирует дополнительную мотивацию по отношению к текущим задачам, которые определяются целью деятельности. Объяснение человеческих форм активности через понятие “субъект деятельности” было дано также и Б. Г. Ананьевым. Ребенок, считал он, с самого начала вступает в объективный мир со своей особой человеческой активностью (субъектом деятельности), поэтому его отношения изначально субъектно-объектные. Следуя мысли С. Л. Рубинштейна о том, что человек первично выступает в качестве субъекта действий и практической деятельности, он пришел к выводу, что “субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности». Человек как субъект деятельности и общения рассматривался Б. Ф. Ломовым. По его мнению, обязательным условием изучения личностных свойств является признание приоритета активности самой личности, которая определяется не только ее включенностью в различные виды общественных отношений, присвоением общественного опыта, приобщения к нему, а прежде всего изменением, преобразованием этих отношений. Во внутреннем плане это выражается в самодетерминации. Сознательную саморегуляцию субъектом своей жизнедеятельности в системе общественных отношений Б. Ф. Ломов называл самоопределением. Он считал, что субъект и личность на ранних этапах онтогенеза совпадают, но личность как сознательный субъект деятельности является более поздним образованием. Понятие субъекта не просто обозначает того, кто действует, сознает, относится и т.д. Оно исходно характеризует личностное в человеке, избранные способы осуществления действий, осознания мира в зависимости от социальной позиции, от степени ее сформированности. Оценивая деятельностный подход как чрезвычайно важный и плодотворный, так как в нем обнаруживается деятельностная природа человека, значение продуктивной деятельности для формирования и проявления личности, Б. С. Братусь однако не считает возможным принять лишь его, так как он “обнаруживает известную недостаточность”. Согласившись с мыслью, что личность не имеет иных, кроме деятельности, путей формирования и реализации себя, он вместе с тем подчеркивает, что личность не сводится и не растворяется без остатка в любой из форм деятельности, не сливается полностью и безраздельно с субъектом деятельности. Она составляет особое, системное, прямо не сводимое к деятельности и не выводимое из деятельности образование, существенной характеристикой которого является нравственно-ценностное (или ценностно-смысловое) отношение к происходящему.
     Благодаря работам С. Л. Рубинштейна, Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева, деятельностный подход сложился, оформился и стал господствующим в психологии личности. Дальнейшее развитие деятельностный подход получил в концепции персонализации, разработка которой началась в начале 80-х годов.

Основные  концепции исследования проблемы личности отечественных психологов 20 века

Концепция С.Л. Рубинштейна

     Сергей  Леонидович Рубинштейн родился 18 июня 1889 г. в Одессе. С малого возраста он пытается осмыслить проблемы добра и зла, поставленные Горьким и Достоевским. Многочисленные этические учения, с которыми он был знаком, в том числе и христианские, толкали на признание неизбежности добра и зла, извечности, а потому неразрешимости их противоречия. Это подтверждала и привлекшая его внимание в молодую пору идея Толстого о непротивлении злу насилием (даже сама смерть Толстого необыкновенно поразила его воображение своей философской осмысленностью и этической завершенностью). Но его самостоятельное решение — необходимость борьбы со злом, и не просто злом, но именно с насилием. Такое — антитолстовское — решение определило его встречу с Марксом.
     В тот период, им был написан огромный философский труд (опубликованный лишь в своей незначительной части  в форме статьи «Принцип творческой самодеятельности» 1922 г. и оставшейся в рукописях).
     В своей статье он рассматривает познание не как созерцание, а как активную деятельность. На основе этой идеи он формулирует  принцип единства сознания и деятельности. Положение о единстве сознания и  деятельности было сформулировано на определенном этапе развития психологии (в 30-40-е г. 20 в.) с целью разрешения ситуации, которая сложилась в психологии вследствие преимущественного влияния двух направлений - интроспективной психологии и бихевиоризма.
     Постановка  вопроса о связи сознания и деятельности потребовала раскрытия того, как и где образуется эта связь. Личность, по Рубинштейну, является основанием этой связи. За кажущейся простотой постановки вопроса о связи сознания и деятельности стоит сложность преодоления отрыва сознания от личности и подстановки его на место личности.
     На  первых этапах развития отечественной  психологии введение понятия личностного  принципа было связано с преодолением идей функционализма, преодоления отрыва личности от сознания и деятельности. На этом этапе основной акцент делался на роли деятельности в развитии личности. Чтобы перейти от представления о личности как накопителе отдельных функций к исследованию личности как таковой, нужно было определить структуру личности. Личность как целое, согласно С.Л. Рубинштейну, выражается через триединство: чего хочет человек (потребности, установки), что может (способности, дарования), что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере). Если раньше (в 30-40-е г.) понятие личности использовалось для реализации принципа единства сознания и деятельности, то теперь (в 50-е г.) в работах «Бытие и сознание», «Принципы и пути развития психологии» оно соотносится с понятием детерминизма. С помощью этого принципа нужно было показать специфику психической деятельности, не отрывая от связей с другими явлениями материального мира. Сущность детерминизма определяется Рубинштейном через диалектику внешнего и внутреннего. Личность рассматривалась как высший уровень организации материи, как регулятор сознания по отношению к деятельности. Личность и ее психические свойства являются одновременно и результатом, и предпосылкой деятельности.
     Важным  моментом в исследовании личности, по Рубинштейну, являются особенности  ее включения в более широкий  контекст - не только в деятельность, но и в жизнедеятельность. «Сущность человеческой личности, - говорит Рубинштейн, - находит свое завершающее выражение в том, что она имеет свою историю».
     Эта особенность выражается в понятии  «субъект жизни». Это – «личность в более высоком плане». «Личностью в подчеркнуто специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть своя позиция, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в результате большой сознательной работы».
     Личность  как субъект жизни имеет три уровня организации:
     1) психический склад - индивидуальные  особенности протекания психических  процессов; 
     2) личностный склад - качества характера  и способности; 
     3) жизненный склад - нравственность, ум, умение ставить жизненные  задачи, мировоззрение, активность, жизненный опыт.
     Особое  место в его концепции занимает проблема сознания и самосознания. Рубинштейн противопоставляет свое понимание самосознания идеалистическому, где оно замкнуто на себе. Это  понимание самосознания включает отношение к себе, к миру, но не прямое, а опосредованное жизненными проявлениями субъекта, всей жизнью личности. Не сознание вырастает из самосознания, а, наоборот, самосознание проявляется через активность субъекта в отношении к миру.

Концепция Л.С. Выготского

     Лев Семенович Выготский, родился в 1896 г. и как часто бывает, что вклад выдающейся личности несоизмерим с длительностью ее жизни. К сожалению, Л. С. Выготский прожил очень мало, но оставил очень большое научное наследие. По образованию Л. С. Выготский не был психологом: он получил смешанное образование — юридическое и филолого-историческое. В психологию он пришел относительно поздно. Считается, что первые научно-психологические работы Л. С. Выготского относятся к 1924 г., когда их автору было уже 28 лет. С 1924 по 1934 г. ему оставалось десять лет жизни, и все то, что он сделал в психологии, пришлось на это его последнее десятилетие! Работал Л. С. Выготский в очень многих областях психологии.
     Он  был один из методологов психологии, много времени посвятивший разработке программы и приемов эмпирического исследования психики ребенка. За десять лет интенсивной научной работы в области психологии им было написано свыше 180 работ, среди них такие как «Психология искусства», «Мышление и речь», «Педагогическая психология», «Исторический смысл психологического кризиса».
     Центральной категорией, которой Выготский уделял первостепенное внимание была категория  сознания. Л.С. Выготский искал новый  путь в объяснении психических явлений, во многом опираясь на идеи марксизма. Чтобы понять внутренние психические процессы, нужно было выйти за пределы организма, и искать их объяснение в общественных отношениях человека со средой.
     Его концепция была названа культурно-исторической, потому что интерпретацию сознания и психических процессов можно было вывести только из их развития и становления. Главная идея Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических функций. Они формируются у ребенка в процессе онтогенетического развития в общении со взрослым. Развитие, по Выготскому, связано с усвоением культурных знаков, самым совершенным из которых является слово. В связи с проблемой высших психических функций обсуждается феномен натуральных психических функций, которые являются врожденными и непосредственными. Развитие, согласно Выготскому, идет по двум линиям. «В развитии ребенка представлены (не повторены) оба типа психического развития, которое мы в изолированном виде находим в филогенезе: биологическое и историческое, или натуральное и культурное, развитие поведения. В онтогенезе оба процесса имеют свои аналоги (не параллели). Это основной и центральный факт, исходный пункт нашего исследования: различение двух линий психического развития ребенка, соответствующих двум линиям филогенетического развития поведения» (Выготский Л.С. История развития высших психических функций. «Оба плана развития - естественный и культурный - совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка», писал Выготский. Натуральные функции - механическая память, непроизвольное внимание, воспроизводящее воображение, образное мышление являются феноменами органического развития, которое совершается в культурной среде и превращается в исторически обусловленный биологический процесс. «В то же время культурное развитие приобретает совершенно своеобразный и ни с чем не сравнимый характер, поскольку оно совершается одновременно и слитно с органическим созреванием, поскольку носителем его является растущий, изменяющийся, созревающий организм ребенка». К высшим психическим функциям относятся - логическая память, произвольное внимание, творческое воображение, мышление в понятиях. Первые - натуральные - развиваются по принципу стимул-реакция, вторые опосредствуются знаком.
     Л.С. Выготский формулирует две гипотезы: 1) об опосредствованности высших психических  функций, и 2) о происхождении внутренней деятельности из внешней путем интериоризации.
     Эксперименты, проведенные на разных функциях показали, что сначала овладение поведением происходит во внешнем (социальном) плане, в сотрудничестве со взрослым, а затем знаки и сами функции постепенно становятся внутренними. Этот закон носит название общего генетического закона культурного развития - «…всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли».
     Формирование  личности, по Выготскому, представляет собой процесс культурного развития. Он писал, что можно поставить  знак равенства между личностью  ребенка и его культурным развитием. Личность формируется в результате такого исторического развития, и сама по себе исторична. Показателем личности является соотношение натуральных и высших психических функций. Чем больше в человеке представлено культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность.

Концепция А.Н. Леонтьева

     Алексей Николаевич Леонтьев - выдающийся отечественный  психолог, организатор науки, создатель  теории деятельности. Известны такие  его работы, как «Очерк развития психики», «Проблемы развития психики», «Потребности, мотивы и эмоции», «Деятельность. Сознание. Личность». Концепция А.Н. Леонтьева продолжала линию Л.С. Выготского, утверждая роль социальной детерминации в развитии личности. Основой замысел теории личности А.Н. Леонтьева можно понять исходя из решения им основной критической задачи - преодоления натуралистического понимания личности.
     Ведущим понятием его концепции является категория деятельности. Она рассматривается  «как процесс, внутренние противоречия и трансформации которого порождают психику как необходимый момент его развития». Благодаря феномену деятельности, А.Н. Леонтьев преодолевает принцип стимульности, согласно которому организм реагирует на воздействия, исходящие от среды. Принцип предметности деятельности изменяет позицию субъекта в процессе взаимодействия с объектом, поскольку последний трактуется двояко: «первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может».
     Исходной  и основной формой деятельности выступает  деятельность внешняя, чувственно-практическая. В процессе исторического развития внешней деятельности возникают внутренние процессы, которые приобретают относительную самостоятельность и способность отделяться от практической деятельности путем интериоризации; существуют переходы и в противоположном направлении - от внутренней деятельности к внешней путем экстериоризации. Обе формы имеют общее строение.
     В предметной деятельности выделяются относительно самостоятельные единицы - действия и операции. Во внутренней деятельности такими являются мотив, цель, условие. «Особенность анализа целостной деятельности, связанного с выделением ее единиц, состоит в том, что он направлен на раскрытие ее внутренних системных связей и отношений». При выделении таких единиц деятельности правомерно задать следующие три вопроса: «Ради чего совершается деятельность?» (мотив деятельности), «На что она направлена?» (цель), «Какими способами реализуется?» (средство).
     Личность  по Леонтьеву - внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Понятие личности обычно сопоставляется с понятием индивида. «Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенность конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид - продукт филогенетического и онтогенетического развития. Личность - относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека; она «производится», создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности».
     Структура личности раскрывается им через понятие мотива и деятельности. Он утверждает, что «исходя из набора отдельных психологических или социально-психологических особенностей человека никакой «структуры личности» получить невозможно, что реальное основание личности человека лежит не в заложенных в нем генетических программах, не в глубинах его природных задатков и влечений и даже не в приобретенных им навыках, знаниях и умениях, в том числе и профессиональных, а в той системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями».
     Единицей  анализа личности выступает личностный смысл как отражение в сознании человека отношения мотива к цели. Личностный смысл обычно соотносится  с понятием значения. А.Н. Леонтьев утверждает, что значение не может быть использовано как единица анализа личности, поскольку действительность отражается в нем в независимой от индивида, личности форме. «Значение - это то обобщение действительности, которое кристаллизовано, фиксировано в чувственном носителе его - обычно в слове или в словосочетании. Это идеальная, духовная форма кристаллизации общественного опыта…». «Итак, значение - это ставшее достоянием моего сознания … обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже умения как обобщенного «образа действия», нормы поведения и т.д.».
     А.Н. Леонтьев приводит пример того, как  изменяется личностный смысл при  изменении мотива деятельности. Например, чтение студентом научной литературы выступает для него как сознательная цель. Мотивом же может быть и стремление приготовить себя к будущей профессии, и желание формально сдать экзамен. Зная, что личностный смысл определяется отношением мотива к цели, мы в этих двух случаях по-разному проинтерпретируем смысловое содержание деятельности студента.
     Проблема  исследования личностных смыслов была тем направлением, в русле которого идеи, сформулированные А.Н. Леонтьевым, продолжают развиваться его сотрудниками и последователями в разных направлениях психологии - общей, клинической, возрастной, инженерной и т.п.

Концепция Б.Г. Ананьева

     Борис Геннадьевич Ананьев - виднейший отечественный психолог, автор таких работ, как «Человек как предмет познания», «О проблемах комплексного человекознания». Им было разработано понятие возраста как основной единицы периодизации жизненного пути человека. Он ставил задачу исследовать связи биологических особенностей и социальных достижений личности. Особенностью концепции Ананьева является включение человека в более широкий, чем деятельность, контекст - в контекст человекознания.
     Как и в трудах других отечественных  психологов, идея социальной детерминации личности занимает в концепции Ананьева одно из центральных мест. Социальный фактор рассматривается им опосредованно, через понятия социального статуса, социальной ситуации, образа жизни и проч. Он наиболее тщательно исследовал проблему индивидуального развития человека. В этой комплексной проблеме он выделял понятия индивида, личности, субъекта, человека. Личность рассматривается им как наиболее позднее образование по сравнению с индивидом. Это «связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения… предметной деятельности… Подобно тому, как начало индивида - долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности - долгий многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека».
     Б.Г. Ананьев предложил антропологический  подход к исследованию человека, который  был реализован с помощью проведения системных и многолетних генетических исследований. В этих исследованиях он показывает, что индивидуальное развитие - внутренне противоречивый процесс, зависящий от многих детерминант. Развитие, согласно Ананьеву, это возрастающая интеграция, синтез психофизиологических функций. Эта интеграция обеспечивается различными механизмами. Структура личности, например, организуется по двум принципам - субординационному, или иерархическому, при котором сложные социальные свойства подчиняют себе более элементарные, психофизиологические, и координационному, при котором взаимодействие свойств строится на паритетных началах. Проблема интеграции позволила Ананьеву включить психическое развитие в более широкий контекст - онто-, социо- и персоногенез.

Концепция В.Н. Мясищева

     Владимир  Николаевич Мясищев - психолог, психиатр, психотерапевт, разработал психологию отношений. Он подчеркивал, что система общественных отношений формирует субъективные отношения человека ко всем сторонам действительности. Отношение - одна из форм отражения человеком окружающей его реальности. «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности».
     Отношения личности - ее потребности, интересы, склонности являются продуктом взаимодействия человека с конкретной средой. Среди  видов отношений он называет эмоциональное  отношение, интерес и оценочное  отношение. «Отношение - сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.