На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Политическая самоидентификация

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     12. Политическая культура  и политический  процесс.
     Г. Алмонд Политическая культура – система ориентаций и установок относительно политической системы и ее составляющих, а также образцов политического поведения.
     Г. Алмонд и С. Верба предложили свое видение структуры системы ориентаций, составляющей политическую культуру. Они считали, что эта структура состоит из ориентаций различных типов:
        “когнитивные ориентации” - знание и убеждение о политической системе, ее роли и тех, кто выполняет политические роли
        “аффективные ориентации” – чувства относительно политической системы, ее роли и тех, кто выполняет политические роли
        “оценочные ориентации” - убеждения, мнения о политических объектах (своеобразная комбинация ценностных стандартов, знаний и аффективных ориентаций)
     Другую  типологию ориентаций, составляющих структуру политической культуры, исследователь  В. Розенбаум. Он выделяет несколько  групп политических ориентаций в  зависимости от объекта, составляющих в совокупности, по его мнению, политическую культуру:
        Ориентации относительно институтов государственного управления. Эта группа, в свою очередь, состоит из нескольких типов:
        Ориентации относительно “других” в политической системе.
     А- Политическая идентификация, то есть осознание принадлежности к какой-либо группе, политическому образованию (нация, государство, город, район, политическая партия и т.д.).
     В- Политическая вера , то есть убежденность индивида в том, что другие акторы политической жизни означают для него нечто хорошее (или плохое), готовность сотрудничать с различными группами или наоборот противостоять им
     С- Ориентации относительно правил игры, включающие в себя представления о том, какие правила игры должны соблюдаться в политической жизни, отношение к правам и обязанностям, к политическим мнениям, к диссидентам и т.п.
        Ориентации относительно своей собственной политической деятельности
     А- Политическая компетентность, то есть ориентации на регулярное или нерегулярное участие в политической жизни (частота участия в выборах и других видах политической активности, знание о политических событиях, интерес к политике)
     В- Политическая действенность, то есть представления о степени ответственности власти за свои действия, о важности гражданской активности и участия в политической жизни, о возможности оказывать влияние на политические решения посредством участия
      Исходя  из этих посылок, Г.Алмонд и С. Верба выделили три основных модели («идеальных типа») политической культуры:
    «парохиальная» (parochial culture) политическая культура (иногда ее называют приходской, традиционной, патриархальной). Этот тип политической культуры характеризуется полным отрывом населения от политической системы, полным отсутствием знаний о ней. В таких обществах отсутствуют специализированные политические роли, основные акторы (вожди, шаманы и др.) реализуют одновременно и политические и экономические и религиозные функции.
    «подданическая» политическая культура (subject culture). Этому типу политической культуры свойственно пассивное политическое поведение, ориентация на господствующие официальные ценности и нормы, отсутствие самостоятельного осмысления этих ценностей. В целом у людей преобладает своего рода потребительско-патерналистское отношение к политической системе:
    «партисипаторная» политическая культура (participant culture) или культура участия (активистская политическая культура). «Партисипаторному» типу политической культуры свойственно активное участие индивидов в политической жизни, основанное на достаточно высокой политической грамотности граждан и их убежденности в способности повлиять на процесс принятия политических решений посредством собственного участия.
 
     13. Культурцентристская стратегия в познании политических процессов.
     Культурцентристская программа (Баденская школа неокантианства (Виндельбанд, Рикер, Дильтей), Тейлор и др.).
     Формирование  культурцентристской и кризис натуралистической программы были связаны с осознанием различий природы и культуры, социальной реальности и природной, с развитием таких наук о человеке и обществе, как антропология, история, культурология, этнология, психология и др. Уже к концу XIX - началу XX вв. стало очевидным, что науки о культуре (т.е. гуманитарные науки) должны иметь свой собственный фундамент, отличный от фундамента естествознания, т.е. пришло осознание того, что нельзя просто переносить методы естествознания исследование социальной реальности.
     Культура  в данной исследовательской программе  занимает центральное место, в противоположность  натуралистической программе, где  точкой отсчета были различные проявления природной зависимости. Культурцентристская программа рассматривает общество как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами. Именно эти факторы определяют ход всемирной истории и деятельности отдельных людей.
     В контексте данного подхода представителями  Баденской школы неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) была поставлен проблема специфики социального познания, его форм, методов отличия от естественных наук и т.п.
     Формирование  культурцентристской стратегии в познании социальных процессов, предполагает построение социальной теории на принципах «неклассичности». В качестве специальных методологических средств, реализуемых социальной теорией неклассического типа, выступают принципы индивидуализации, понимания, интерпретации, поскольку неклассическая рациональность в познании социальных феноменов предполагает, что социальное исследование возможно только на основе включения теоретика в процессы информационного обмена и коммуникации в качестве его участника, следствием чего и является субъект-субъектная ориентированность методологии.  

     14. Этапы и логика  развития социокультурной  методологии
     метод междисциплинарного изучения сложных  процессов жизни общества, основанный на историческо-аналитических, социологических, социально-философских подходах. В рамках социокультурного анализа культура исследуется в соотнесении с социальным пространством, которое рассматривается в широком смысле слова как внеприродная, связанная с человеческой деятельностью реальность.
     Этапы развития Самого понятия «социокультурность».
     Выделяются два, достаточно определённых, этапа, а именно:
     Первый  этап – период с конца ХVIII века по конец ХХ века, который ознаменовался осознанием «социокультурного» лишь как следствия исторического развития общества.
     Второй  этап – период со второй половины ХХ века по настоящее время, который характеризуется некоторой трансформацией отношения к «социокультурному» уже как к элементу общественного сознания.[1]
     Исследуя  ведущие направления формирования социокультурной методологии в  России, можно выделить её следующие  моменты:
     Первым  разработчиком научной концепции  «социокультурного» является А.С. Ахиезер. В его концепции нет никакого субъекта социального развития, кроме общественного субъекта, т.е. человека как носителя конкретной и определенной культуры, а также – конкретных и определённых общественных отношений. Изучение этого предмета, т.е. человека, не может быть произведено только в комплексе социальных сфер философии, социологии, экономики, культурологии и т.д. Это изучение станет объективным только в рамках интегративного (синтетического) подхода.
     В основе социокультурного подхода лежит  положение о том, что какими бы мотивами своей деятельности человек  ни руководствовался бы, всё равно, все это отражается, прежде всего, в культуре. Поэтому, как и Ахиезер, мы трактуем культуру как, своего рода, своеобразный социальный дискурс.
     Особенность и специфика социокультурного подхода  к изучению человека и общества состоит, прежде всего, в том, что культуру мы воспринимаем как какую–либо определенную конкретную культуру, а не культуру – вообще. Конечно, изучение же культуры «вообще» в принципе возможно, но тогда  мы переходим от конкретики на абстрактный  уровень.
     Следующим разработчиком другой социокультурной  теории – теории «культурного ядра», является Ракитов А.И., по мнению которого, «любую культуру следует рассматривать  как двухкомпонентную структуру  – ядро культуры и защитный пояс». При этом, как он считаем, «ядро» культуры вбирает в себя конкретные «нормы, стандарты, эталоны и правила  деятельности, а также систему  ценностей, выработанных в реальной истории данного этнического, профессионального или религиозно-культурного целого».
     При анализе и проектировании процессов  в рамках общесоциальной ситуации социокультурный субъект трактуется как член общества, переживающий проблемы и испытывающий на себе обстоятельства, характерные для общества в целом и влияющие на всю совокупность условий его жизнедеятельности. Выделение общесоциальной проблемной ситуации — это фиксация рассогласования социально значимых параметров жизнедеятельности на уровне общества в целом — ценностно-ориентационных, процессуальных, предметно-результативных, институциональных, инфраструктурных (если рассматривать социокультурную сферу узко — как совокупность учреждений и организаций отраслевого характера)[1].
     В рамках социокультурной среды (т.е. предмета деятельности человека) и  сферы активности человека, можно  выделить определенные компоненты —  поля жизнедеятельности (которые одновременно могут выступать областями проектной деятельности или приоритетными направлениями социально-культурного проектирования). Эта классификация происходит в зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело: 
1. культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованности); 
2. художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни; 
3. социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей — их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения); 
4. духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, так и на интесубъективном уровне — как внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни); 
5. политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности); 
6. экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире).

     Каждый  компонент - поле социокультурной среды  по характеру его составляющих можно  представить в виде трех уровней: 
1. предметно-пространственное окружение человека: памятники истории и культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т.д.; 
2. информационная составляющая среды (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация); 
3. ценностно-ориентационная составляющая (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).
 
 

     15. Символический интеракционизм в социокультурной методологии.
     СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (лат -взаимодействие) — теоретике-методолог, направление преимущественно в амер. социологии, социальной психологии и культурологии, сформировавшееся в Чикаго в 20-30-х гг.. С.и. сосредоточивается на анализе символич. аспектов социальных взаимодействий. Символич. интеракционистов объединяет не строгая теория, а общность видения социального процесса, трактуемого как процесс выработки и изменения социальных значений, постоянного определения и переопределения ситуаций взаимодействия их участниками. В ходе этого переопределения меняется и объективная (с т.з. взаимодействующих индивидов) среда социальной деятельности, ибо мир, по представлениям интеракционистов, имеет полностью социальное происхождение. Разл. группы вырабатывают разл. миры, к- рые меняются в процессе изменения значений в ходе социального взаимодействия. Под этот, наиболее общий «знаменатель» — наиболее общее определение С.и. — подходят Ч. Кули, У. Томас, Дж. Мид, У. Джеймс, Р. Парк, Р. Блумер, Э. Хьюз, А. Стросс, Г. Бекер, Т. Шибутани, М. Кун, Т. Партленд, К. Бёрк, Э. Роффман и др. Первых пятерых относят к числу основоположников направления, первому поколению представителей С.и. Концепция представителя философии прагматизма У.Джеймса может рассматриваться как мировоззренчески родственная С.и.; работы Джеймса стали источником вдохновения для многих, более поздних, представителей направления. Социальный психолог Кули разработал ряд понятий и методов (концепция первичных групп, ряд понятий психологии личности, концепции «симпатич. интроспекции», близкой интерпретативному методу С.и., вошедших в теор. и методол. арсенал С.и. Социолог Томас стал автором концепции «определения ситуации»; кратко она формируется как «теорема Томаса»: «Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям». Это выразит. афористич. формулировка одного из гл., мировоззренчески значимых положений С.и. Парк определил область, ставшую впоследствии основной областью исследования для С.и., — социологию отклоняющегося поведения.  
 
Подлинный основоположник теор. концепции С.и. — философ, социолог, социальный психолог Дж.Р.Мид. С позиций философии прагматизма Мид рассматривал реальность как совокупность ситуаций, в к-рых действует субъект. Об-во и социальный индивид конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других, «обобщенного другого» — этапы превращения организма в рефлективное социальное Я, состоящее из двух структурных составляющих — «I» и «mе». «I» — элемент спонтанного и бессознательного в социальном индивиде, «mе» — интернализованная точка зрения группы. Происхождение Я целиком социально, а гл. его характеристика — способность становиться объектом для самого себя. Причем внешний социальный контроль преобразуется в самоконтроль. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символич. содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в к-рых она участвует. Структура завершенного Я отражает единство и структуру социального процесса. Становление социального индивида, по Миду, опосредствуется языком. Мид, а за ним и все интеракционисты уделяют огромное влияние словам как гл. орудиям стабилизации и объективации того, что иначе осталось бы текучим и совершенно субъективным опытом. Именно слова дают людям возможность формировать общие определения ситуации, общие видения объектов, делающие возможным систематич. социальные взаимодействия. 

     Стадии  социализации в раннем возрасте:
    Стадия имитации, на которой ребенок повторяет (копирует) отдельные действия, присущие той или иной роли, например, укладывает куклу или прикладывает к ней стетоскоп.
    Игровая стадия (стадия индивидуального играния роли) (play stage), на которой ребенок играет целостную роль, но в «социальной группе» своих игрушек (папа, мама, врач, и т. д.). На этой стадии и происходит «принятие роли другого».
    Стадия игры (коллективного играния ролей) (game stage), где ребенок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными действующими лицами
     Ко  второму поколению С.и. относят Блумера и Хьюза; третье и четвертое поколение (Бекер, Стросс, Шибутани и др.) относят к т.н. чикагской школе С.и., для к-рой характерен интерес к процессуальным аспектам взаимодействия; Кун и Партленд относятся к т.н. айовской школе, более интересующейся стабильными, «ставшими» символич. структурами. Этому же поколению принадлежат К. Бёрк и Роффман, справедливо причисляемые к т.н. социодраматургич. подходу, сторонники к-рого объясняют социальную жизнь как реализацию метафоры драмы, анализируя взаимодействие в таких терминах, как актер, маска, сцена, сценарий и т.д., причем Бёрк использует театр, термины почти в буквальном смысле, тогда как Роффман использует театр и драму как метафору об-ва, сохраняя ее дух, но развивая собственный понятийный ряд.  

      
16. Социокультурные  факторы в детерминации  политических процессов

     В человеческом сознании в зависимости  от того, на каком этапе развития находится индивид, переплетаются  между собой различные интересы и ценности. Можно с уверенностью сказать, например, что наряду с рациональными  элементами, прививающимися в сознании индивида в ходе производственной деятельности, немалое место занимают культурные ценности. В отличие от экономических, культурные ценности эмоционально окрашены и призваны фиксировать в сознании прежде всего то, что связано с традициями и социальным опытом, а не то, что сделалось результатом размышлений.
     В одних случаях говорят о религиозных, в других — об этнических, в третьих  — о кастовых или сословных  ценностях. Но во всех случаях они оказываются своего рода "мировоззренческой подпоркой", помогающей человеку найти ответы на самые сложные вопросы существования. Любая ценность поэтому совершенно безгранична и должна восприниматься или осмысливаться особым способом — как писал об этом М. Бахтин — "в категориях не-бытия, в категориях цели и смысла" (4). В этом, собственно говоря, и заключается главная причина устойчивого и долговременного воспроизводства ценностей (в том числе и в превращенных формах) в общественном и индивидуальном сознании. Один из примеров такой долговременности — сакральное восприятие марксизма в России после Октябрьской революции 1917 г ., ставшее результатом насильственного искоренения из общественной жизни религии и церкви. Вместо ожидаемого замещения религиозных ценностей рациональными, "научно-атеистическими" произошла подмена одной религии (православия) другой (коммунизмом).
     Поскольку социокультурные факторы трансформируются в человеческом сознании в определенные ценности, то совершенно очевидной  оказывается тесная корреляция между  политикой и культурой. Эта корреляция сделалась предметом отдельных  политологических исследований относительно недавно (50—60-е гг. нашего столетия), с приходом в мировую науку  таких признанных ныне ученых, как  Г. Алмонд, С. Верба, Г. Пауэлл, Л. Пай. Их разработки прочно закрепили в арсенале политической науки понятие "политическая культура", означающее чаще всего превалирующие в общественном сознании политические ориентации, позиции, навыки и ценности. Это объемная и недостаточно разработанная в политологии проблематика. Не имея возможности останавливаться на ней подробно, отметим лишь, что было бы чрезвычайно важно внимательно проанализировать, в частности, взаимосвязи между характером политической власти и различными носителями культурной традиции в обществе — языком, обычаями, верованиями, мифами и обрядами, официальным и народным искусством. Несомненно, в дальнейшем прояснении нуждается и сам термин "культура", чрезвычайно емкий, многозначный и потому не всегда вполне операциональный.
     Таким образом, социально-экономическая и  социокультурная среда оказываются  взаимодополняющими, помогая осмыслить  особенности функционирования политического  режима, а значит, и саму его природу, более разносторонне. Эти факторы  являются как бы "фоновыми" в  политическом процессе, но они могут  и будут нами рассматриваться  в дальнейшем и как долгосрочные ресурсы режима, а потому без их учета анализ природы и перспектив его жизнеспособности не может быть полным. 
 

     17. Методологические основания для  построения теорий политического  процесса
     Характеристика  политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодействия субъектов  по поводу государственной власти. Однако в силу того, что по своим  масштабам политический процесс  совпадает со всей политической сферой, некоторые ученые отождествляют  его либо с политикой в целом (Р. Доуз), либо со всей совокупностью поведенческих акций субъектов власти, изменением их статусов и влияний (Ч. Мэрриам). Сторонники же институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти (С. Хантингтон). Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды. Р. Дарендорф делает акцент на динамике соперничества групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Рич трактуют его как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов и их влияние на общество. 
 
Все эти подходы так или иначе характеризуют важнейшие источники, состояния и формы политического процесса. Однако их наиболее существенные отличия от иных основополагающих трактовок мира политики состоят в том, что они раскрывают постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических явлении Ориентируясь на рассмотренные подходы, можно считать, что политический процесс представляет собой совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнен ими ролей и функционировании институтов, а также во всех ин элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов. Иными словами, категория «политический процесс» фиксирует и раскрывает ту реальную с состояний политических объектов, которая складывается как в соответствии с сознательными намерениями субъектов, так и в результате многообразных стихийных воздействий. В этом смысле политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и делает акцент на практических видоизменениях явлений. Таким образом, политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве. 
 
В силу такой интерпретации политического процесса его центральной характеристикой выступает изменение, которое означает любые модификации структуры и функций, институтов и форм, постоянных и переменных черт, темпов эволюции и других параметров политических явлений Изменения означают как трансформацию свойств, которые не затрагивают основных структур и механизмов власти (например, могут меняться лидеры, правительства, отдельные институты, но ведущие ценности, нормы, способы отправления власти сохраняются в прежнем качестве), так и модификацию несущих, базовых элементов, которые в совокупности способствуют достижению системой нового качественного состояния.
 

     18. Индивидуальное сознание и политическая действительность
     Индивидуальное  сознание – это  совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку.
     ОБЩЕСТВЕННОЕ  СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их простой суммой. Каждое индивидуальное сознание неповторимо, и каждый индивид коренным образом отличается от другого индивида именно содержанием своего индивидуального сознания. Поэтому общественное сознание не может быть просто механическим объединением индивидуальных сознаний, оно представляет собой всегда качественно новое явление, посколькуявляется синтезом тех идей, взглядов и чувств, которые вобрало в себя из индивидуальных сознаний. 
     Политическое  сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых общество осознает сферу политики. Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания, так как в нем отражаются экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Политическое сознание оказывает значительное влияние на группировку политических сил общества в борьбе за власть и, соответственно, на все остальные сферы социальной жизни.
     Ценности  – характеристика индивидуального  сознания, имеющая ярко выраженную социальную природу. Другими словами  можно сказать, что политические ценности – это усвоенные, приспособленные  индивидом (под влиянием личного  интереса, ситуации и т.д.) социально-групповые  представления. Эти представления  усваиваются личностью в процессе социализации и служат своего рода «фильтром», с помощью которого формируются  конкретные политические установки.
     Ценности  являются представлением человека об идеальном объекте или ряде объектов (например, о политической партии вообще или о свободе слова), в то время  как установки характеризуют  отношение людей преимущественно  к конкретным объектам. Данное разделение является, конечно, условным. Кроме  того, ценности оказывают значительное влияние на формирование конкретных политических установок, поэтому могут  рассматриваться как один из элементов  установок.
     Ключевую  роль во взаимоотношениях «внутреннего»  и «внешнего» поведения человека играет политическая установка: она  «предшествует действию, являясь  его начальным этапом, настроем на действие»
     Таким образом применительно к уровню политического под установками (attitudes) следует понимать отношение человека к тем или иным политическим объектам (институтам политической системы, лидерам и т.д.), его субъективную готовность вести себя определенным образом по отношению к этим объектам.
     При этом важно отметить, что на формирование политической установки значительное влияние оказывает социальный контекст: политические установки служат выражением глубоких социально обусловленных  мотивационных потребностей, таких  как ощущения включенности в структуру  социальных связей, близости с социальным окружением, безопасности, самопознания и самоутверждения и т.п.
     Важной  функцией установки, помимо преобразования потребностей и мотивов в действия, является и оценочно-ориентационная функция: «она обеспечивает человека способностью реагировать на ситуацию и внешние  объекты (например, на ситуацию неудовлетворенной  потребности и объекты, способствующие или препятствующие ее удовлетворению) на основе прошлого опыта. Установка  приводит в действие психические  процессы и практические действия, адекватные ситуации и объектам, потому что в ней содержится предшествующая ситуации готовая «модель» этих процессов  и действия». Другая существенная функция  установок состоит «в их способности  не только опредмечивать… возникшие на бессознательных глубинах психики потребности, но и практически выступать в качестве относительно самостоятельных потребностей и мотивов».
     19. Политические отношения  и системы взаимодействий  различных социальных  языков. Семиотический  анализ.
     В 80-е г.г. возникает центр семиотических исследований, связанный с анализом дискурсов. Он концентрируется вокруг Т. Ван Дейка. Исследователи центра начинают уделять внимание не только содержательным аспектам, но и технике анализа политического дискурса. С этого момента можно говорить о становлении самостоятельного методологического подхода анализа политических процессов.
     Для изучения политического дискурса представители  данного методологического направления  широко используют методы семиотического анализа (изучение дискурса-рамки), а  также риторики и литературоведения (анализ конкретного дискурса-произведения).
     Исследуя  дискурс-рамку (языки), ученые выделяют различные уровни организации политического  дискурса-рамки. В частности такими уровнями считаются словари, простой  язык, допускающий существование  одной точки зрения на явление  и общепринятого смысла, сложный  язык, допускающий существование  множества точек зрения и субъективных смыслов, а также миф.
     Одним из наиболее развитых направлений анализа  в рамках данного подхода является контекстный анализ политического  дискурса, а точнее его отдельных  составляющих. В результате такого контекстного анализа выявляются особенности  смыслов отдельных составляющих политического дискурса, формирующиеся  под воздействием внешних для  него факторов (социально-экономических, культурных и политических условий). При этом признается, что дискурс  не является простым отражением процессов, происходящих в других областях социального  мира, например, в экономике. Он объединяет смысловые элементы и практики всех сфер общественной жизни. Для объяснения процесса его конструирования используется концепция артикуляции. Соединяясь, разнородные элементы образуют новую  конструкцию, новые смыслы, новую  череду смыслов или дискурс. Напр., лейбористское правительство, пришедшее  к власти  в Англии в 50-х гг., выстроило свою программу, используя различные идеологические компоненты: государство всеобщего благосостояния, обещания всеобщей занятости, кейнсианская модель управления, национализация определенных индустрий, поддержка предпринимательства, холодная война. Эта стратегия была не просто выражением интересов определенных социальных слоев общества, ответом на изменения в экономике; она явилась результатом объединения различных политических, идеологических и экономических моделей, в результате чего был сконструирован новый дискурс.
     Обращение при анализе дискурса-произведения к достижениям риторики и литературоведения  предполагает, в первую очередь, использование  методов, связанных с анализом сюжета. Здесь существуют хорошо зарекомендовавшие  себя схемы и модели, которые позволяют  представить отдельные политические события и процессы (митинг, избирательный  процесс и т.п.) как дискурс  со своим сюжетом, смыслами и прочими  параметрами и спрогнозировать  его развитие. Большое внимание уделяется  исследованию альтернативных сюжетов  на основе одной исходной модели, а  также изучению сюжетов с открытыми  концами. Эта техника и технология позволяет получить хорошие результаты при анализе политического процесса как динамической характеристики политики. 

     20. Социокультурный  контекст российской  политической сферы
     Процессы  модернизации, происходящие в обществе, определили новые объекты культуры: средства труда, предметы потребления, услуги, научные и философские  идеи, которые существенно увеличивают  культурный потенциал общества. Развитие средств массовой коммуникации ввело  в культурный контекст большое количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Бурную эпоху переживает  индустрия культуры и досуга. Сегодняшний потенциал культуры составляют созданные за последнее время объекты культуры — научные теории, произведения искусства, законы, промышленные изделия, архитектурные сооружения; знания о том, как можно их использовать в обыденной жизни, навыки такого использования, сконцентрированные не только в специализированных областях культуры, но и в обыденной культуре; культурное наследие прошлого, знания и навыки использования которого сконцентрированы, в основном, в специализированных областях культуры. Ресурсы развития культурной жизни составляют традиционные социальные институты, предназначенные для трансляции культурного потенциала, его освоения и использования членами общества: министерства, средние и высшие учебные заведения, научно-исследовательские центры, учреждения культуры, творческие союзы, средства массовой информации.
     В настоящее время в обществе наблюдаются  тенденции и процессы, негативно  характеризующие современную социокультурную  ситуацию. Так:
     -  увеличивается разрыв между инновационным  потенциалом культуры и массовой  способностью его освоения и  использования в повседневной  социокультурной практике. Динамизм  общественной и культурной жизни  вызвал значительное усложнение  структуры и содержания отношений  людей друг с другом, с природным  и искусственным окружением, которое  выражается в уровне психической  и социальной напряженности, которым  сопровождается такого рода усложнение. Наиболее существенными проблемами, отражающими характер социокультурного  окружения людей и не имеющими  пока эффективных средств решения,  являются: массовая неосвоенность имеющихся в культуре инноваций; расхождения между запросами различных членов общества и возможностями их удовлетворения; отсутствие технологических средств обобщения и интегрирования нового социокультурного опыта;
     - в социальной сфере все более  заметной становится тенденция  социального расслоения по таким  социокультурным основаниям как  образ и стиль жизни, социальная  идентичность, позиция, статус. Одним  из источников социально-культурных  и личностных проблем являются  интенсивные миграционные процессы, разрушающие культурную целостность  поселений, «выключающие» из процесса  культурного саморазвития большие  социальные группы, активизирующие  люмпенизацию рабочих и раскрестьянивание жителей сельской местности. Социально-экономические преобразования, массовая миграция, насильственная политика предыдущих десятилетий, направленная на преодоление различий между городом и селом, разрушили традиционные формы связи и отношения человека с социальной, природной и культурной средой, вызвали отчуждение человека от земли, от жизни общества, от собственной судьбы. Социально-культурный кризис в обществе усугубляется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, исторической памяти. Все более заметным становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.