На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет денежных средств и расчетов с подотчетными лицами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ.
Введение…………………………………………………………………………  2
1.Учет  денежных средств……………………………………………………….  4
1.1. Задачи  и основы организации учета  денежных средств…………………  4
1.2. Учет  денежных средств…………………………………………………….  6
1.2.1. Учет  операций по расчетному счету…………………………………….  6
1.2.2. Учет  денежных средств и краткосрочных  финансовых вложений……. 7
1.2.3. Учет  кассовых операций………………………………………………….. 9
2. Расчет  с подотчетными лицами…………………………………………….. 21
2.1. Организация  учета расчетов с подотчетными  лицами………………….. 21
2.2. Расчеты  с подотчетными лицами………………………………………….24
2.3. Учет  расчетов с подотчетными  лицами  в  рублях  и  в  иностранной 
валюте………………………………………………………………………….... 28
Заключение……………………………………………………………………… 31
Список  литературы…………………………………………………………….. 34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.
      Тема  данной работы – учет денежных средств  и расчетов с подотчетными лицами. Актуальность темы заключается в  том, что деньги выполняют одинаковые функции независимо от их формы –  наличной или безналичной, между  ними нет экономических различий, а есть лишь различия технического порядка. Между деньгами, которые  в безналичной форме хранятся в компьютере банка, и наличными  деньгами, которые лежат в сейфе  частного лица, такое же различие, как  между одной и той же денежной единицей, изображенной на банкноте и  на монете.
      При этом использование денег в безналичной  форме удобнее и дешевле, чем  их применение в форме бумажных и  металлических знаков. Эволюция денежного  обращения позволяет предположить, что к середине XXI века наличные деньги будут такой же редкостью, как  автомобиль в начале XX века.
      Большое значение имеет применение учета  денежных средств и расчетов с  подотчетными лицами в практической работе на предприятиях, учреждениях, организациях, и в практической жизни  каждого человека.
      Рабочие, служащие предприятий, учреждений, организаций  ежемесячно (а при выплате аванса за 1-ю половину месяца - 2 раза в месяц), получают заработную плату, пособия, отпускные  суммы через кассы организаций. В свою очередь, учреждения, организации  прежде чем выплатить заработную плату работникам получают по чеку средства для этих целей из кредитных  учреждений - банков. После получения  заработной платы работники приобретают  товары в магазинах, пользуются услугами различных непроизводственных сфер, производят оплату коммунальных услуг  через сберегательные кассы. Организации, магазины, сберкассы, получившие выручку  за товары, работы, услуги в обязательном порядке сдают денежные средства в кредитные учреждения, банки.
      На  предприятиях, учреждениях выдаются авансы работникам на командировочные  расходы, материально ответственным  лицам выплачиваются суммы в  подотчет в пределах установленных  лимитов для приобретения товаров, работ, услуг, необходимых предприятию  для продолжения дальнейшей работы. Подотчетные лица в установленные  предприятием сроки отчитываются авансовыми отчетами с приложением подтверждающих документов, а неиспользованные суммы  сдают в кассу предприятия. Сверхустановленные подотчетные суммы предприятия  в тот же день сдают в банки.
      На  практике широко применяются безналичные  денежные расчеты между предприятиями, организациями и учреждениями, между  поставщиками и покупателями за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные  услуги. Эти расчеты способствуют ускорению оборачиваемости оборотных средств, своевременному поступлению денежных средств, что непосредственно влияет на бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции.
      «Деньги выполняют одинаковые функции независимо от их формы – наличной или безналичной, между ними нет экономических  различий, а есть лишь различия технического порядка. Между деньгами, которые  в безналичной форме хранятся в компьютере банка, и наличными  деньгами, которые лежат в сейфе  частного лица, такое же различие, как  между одной и той же денежной единицей, изображенной на банкноте и на монете.
      При этом использование денег в безналичной  форме удобнее и дешевле, чем  их применение в форме бумажных и  металлических знаков. Эволюция денежного  обращения позволяет предположить, что к середине XXI века наличные деньги будут такой же редкостью, как  автомобиль в начале XX века». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Учет  денежных средств.
1.1. Задачи и основы  организации учета  денежных средств.
      Хозяйственные связи - необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность  процесса производства и своевременность  отгрузки и реализации продукции. Оформляются  и закрепляются хозяйственные связи  договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком  товарно-материальных ценностей, работ  или услуг, а другое - их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.
      Четкая  организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости  оборотных средств и своевременное  поступление денежных средств.
      Важное  значение для хозяйственной и  финансовой деятельности организации  имеют система денежных потоков, своевременность расчетов с клиентами, тщательно налаженный учет кредитных  и расчетных операций.
      Денежные  средства – аккумулированные в денежной форме на счетах в банках, доходы и поступления, находящиеся в  постоянном хозяйственном обороте  организации и используемые ею для  собственных целей.
      Денежные  средства организации находятся  в кассе в виде наличных денег  и денежных документов, на счетах в  банках, выставленных аккредитивах, чековых  книжках, на специальных и депозитных счетах.
      Денежными средствами производятся расчеты с  поставщиками за приобретенные у  них основные средства, сырье, материалы  и другие материально-производственные запасы, с покупателями за купленные  ими товары, с заказчиками за выполненные  работы и оказанные услуги, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям, с бюджетом по различного рода платежам, с другими юридическими и физическими лицами по разным хозяйственным  операциям.
      Денежные  расчеты производятся в виде безналичных  платежей, либо наличными деньгами.
      Под расчетными отношениями понимается обязательство покупателя оплатить в установленные сроки стоимость  материальных ценностей, услуг и  прочей задолженности после выполнения поставщиком договорных обязательств или право поставщика востребовать от покупателя сумму оплаты за отгруженную  ему продукцию или оказанные  услуги. Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями имеет большое значение, т.к. оказывает  непосредственное влияние на ускорение  оборачиваемости оборотных средств, своевременное поступление денежных средств ведет к сокращению задолженности.
      У предприятия возникают взаимоотношения  с персоналом, выполняющим производственное задание, что влечет за собой расчеты  с работниками предприятия, с  органами социального обеспечения  и другими организациями и  лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.
      Между предприятиями, учреждениями и организациями  расчеты производятся безналично. Безналичные  расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета  плательщика на счет получателя с  помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между  предприятиями и организациями  выступают соответствующие учреждения банков (государственные и коммерческие).
      Отношения между банками и клиентами  носят договорный характер. Клиенты  самостоятельно выбирают банки для  кредитно-расчетного обслуживания и  могут производить все виды банковских операций в одном (по расчетным операциям) или нескольких банках (по кредитным  операциям).
      При проведении расчетных операций банки  контролируют соблюдение предприятиями  платежной и договорной дисциплины, а также содействуют применению наиболее целесообразных норм расчетов. Безналичные расчеты за товарно  – материальные ценности, выполненные  работы и оказанные услуги предприятия  ведут по акцептной форме, аккредитивами, платежными поручениями, почтовыми  и телеграфными переводами, чеками, векселями.
        Порядок и формы расчетов между  получателями и плательщиками  средств определяются договором.
      Кроме расчетных счетов, в банках открываются  текущие и специальные счета  для хранения средств строго целевого назначения (Приватизационный фонд, аккредитивы, и чековые книжки).
      Любой нормальной работающей организации  необходим банковский счет. Открытие расчетного счета – один из самых  первых шагов каждой организации  после ее государственной регистрации. Этим обусловлена необходимость  для бухгалтеров, непосредственно  осуществляющих в организациях работу с банковским счетом, владеть основными  знаниями о взаимных правах и обязанностях владельцев счетов и обслуживающих  их банков, а также о правильном оформлении расчетных документов по движению денежных средств по счету. Взаимоотношения организации с  банком начинаются, как правило, с  открытия расчетного счета.
        В соответствии со статьей  486 Гражданского кодекса РФ банк  обязан заключить договор банковского  счета с любым клиентом, обратившимся  в данный банк с предложением  открыть счет в соответствии  с банковскими правилами. Следует  отметить, что банк не вправе  отказать организации в открытии счета, за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка принять еще одну организацию на банковское обслуживание. Организация вправе открыть несколько расчетных счетов в различных банках.
Основными задачами учета денежных средств являются:
    своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
    оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
    контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
    контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
    контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
    своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.
 
1.2. Учет денежных  средств
1.2.1. Учет операций  по расчетному  счету
      Банк  выполняет поручения предприятия  о перечислении или выдаче соответствующих  сумм в оплату приобретенных товарно  – материальных ценностей, по погашению  ссуд банка и займов, обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, поставщиками, другими кредиторами  для расчетов с членами трудового  коллектива по оплате труда, на командировочные, хозяйственные и представительские  расходы, приобретение горюче – смазочных  материалов, другие цели в пределах остатка средств на счете и  соблюдения очередности, предусмотренной  законодательством.
      Списание  денежных средств с расчетного счета  по требованиям, относящиеся к одной  очередности, производится в порядке  календарной очередности поступления  документов.
      Банк  контролирует операции, совершаемые  по расчетному счету. В частности, проверяет, не проводит ли предприятие - владелец счета операции, не соответствующие  характеру его деятельности, предусмотренной  уставом, нарушающие установленный  порядок использования средств  или правил расчетов. При недостаточности или отсутствии средств на расчетном счете предприятия предъявленные к оплате платежные документы банк помещает в картотеку. Документы, помещенные в картотеку, банк оплачивает по мере поступления средств на расчетный счет предприятия, соблюдая условия очередности.
      При открытии счета и в любой момент после открытия счета организация  как клиент банка может потребовать  у банка предоставить информацию о наличии лицензии на осуществление  банковских операций, информацию о  финансовой отчетности - бухгалтерский  баланс, отчет о прибылях и убытках, аудиторское заключение по итогам года, а также ежемесячные бухгалтерские  балансы за текущий год.
      Одним из основных документов, регулирующих отношения между банком и клиентом при осуществлении операций по безналичному расчету, является договор между  банком и клиентом. В договоре может быть предусмотрено, в течение какого срока банк обязан осуществлять перечисление средств по поручению клиента. Если данный срок в договоре отсутствует, то, как установлено новой редакцией Закона РФ "О банках и банковской деятельности", банк обязан осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа. Иной срок может быть установлен лишь Федеральным законом или указан в платежном документе.
      Списание  денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, может производиться только по решению  суда, а также в случаях, установленных  законом (например, при взыскании  финансовых санкций налоговым органом) или предусмотренных договором  между банком и клиентом.
  1.2.2. Учет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.
      Предприятия, осуществляя текущую, инвестиционную и финансовую деятельность, вступают во взаимоотношения с юридическими и физическими лицами, в том  числе с членами своего трудового  коллектива. Эти взаимоотношения  основаны на денежных расчетах. Большая часть расчетов по взаимным обязательствам проводится через учреждения банков, т. е. путем безналичных расчетов. Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 30 июня 1993 г. № 626 ограничены предельной суммой в 2000 тыс. руб. Все расчеты между юридическими лицами на сумму свыше 2000 тыс. руб. должны проводиться только в безналичном порядке.
      При кажущейся простоте учета денежных расчетов и, в частности, кассовых операций, тем не менее, многие практические работники  со значительным стажем работы (не говоря о начинающих) допускают грубые нарушения  действующих правил учета и расчетов наличными деньгами. Это порой оборачивается для предприятия значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций.
      При проведении расчетных операций банки  контролируют соблюдение предприятиями  платежной и договорной дисциплины, а также содействуют применению наиболее целесообразных форм расчетов.
      Безналичные расчеты за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные  услуги предприятия ведут по акцептной  форме, аккредитивами, платежными поручениями, почтовыми и телеграфными переводами, чеками, векселями. Порядок и формы  расчетов между получателями и плательщиками  средств определяются договором.
      На  учреждения банков возложено и кассовое обслуживание предприятий. Банк выдает им наличные деньги для оплаты труда, выплат по временной нетрудоспособности, премий, на командировочные, представительские и хозяйственные расходы, приобретение горюче-смазочных материалов. Полученные из банка деньги должны расходоваться строго по целевому назначению. Не израсходованные по целевому назначению деньги предприятие обязано внести на свой счет в учреждение банка.
   Основные задачи учета денежных средств на предприятиях:
- учет  и выполнение операций с наличными  денежными средствами и расчеты  с юридическими и физическими  лицами в соответствии с требованиями  действующего законодательства  и установленными правилами;
- контроль  соблюдения кассовой и расчетной  дисциплины;
- своевременное  и правильное документальное  оформление операций по движению  денежных средств;
- строжайший  повседневный контроль сохранности  наличных денег, валюты и ценных  бумаг в кассе;
- своевременное  проведение инвентаризации денежных  средств.
      Предприятия ежеквартально вместе с балансом представляют пользователям отчет  по ф. "Движение денежных средств". Он заполняется нарастающим итогом с начала года на основании бухгалтерских  записей на счетах 50, 51, 52, 53, 56, 57. Сложности для заполнения эта форма не представляет, но здесь есть одна особенность. Предприятия, имеющие валютные счета в уполномоченных банках, предварительно заполняют ф. № 4 по каждому виду валютных счетов в соответствующей валюте также нарастающим итогом с начала года, после чего по курсу рубля на конец отчетного периода определяется рублевый эквивалент движения валютных средств (сальдо на начало года, поступление, выбытие, сальдо на конец отчетного периода) для включения в общую ф. № 4.
1.2.3. Учет кассовых операций.
      К кассовым относятся операции, связанные  с получением и расходованием  наличных денег непосредственно  из кассы предприятия. Эти действия предприятия регламентированы документом "Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации 22 сентября 1993 г. № 40, в соответствии с которым наличные деньги предприятия хранятся в его кассе в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятий. Всю денежную наличность сверх установленных "лимитов предприятия обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, согласованные с обслуживающим банком. Сверх установленного лимита допускается хранение наличных денег, полученных на оплату труда в течение трех дней, включая день получения их в банке.
      Обеспечение сохранности денежных средств.
      Предприятие создает условия, необходимые для  обеспечения сохранности денежных средств в кассе, при доставке их из учреждения банка и при сдаче  в банк. Министерством внутренних дел Российской Федерации утверждены. Рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке и Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий, которые подлежат исполнению и соблюдению на предприятиях всех организационно-правовых форм и видов деятельности.
      Для кассы выделяют особое помещение  и сейфы, которые по окончании  работы кассир закрывает ключом и  опечатывает сургучной печатью. Ключи от сейфов и печать хранятся у кассира, а дубликаты ключей в опечатанных кассиром пакетах - у руководителя предприятия. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой  руководителем, результаты которой  фиксируют в акте. При утрате ключей руководитель информирует о происшествии органы внутренних дел. Не разрешается  хранить в кассе наличные деньги и другие ценности, не принадлежащие  предприятию, и входить в помещение  кассы лицам, не имеющим отношения  к ее работе.
Документальное  оформление поступления  наличных денег.
      Наличные  деньги поступают в кассу предприятия  с расчетного счета в банке, от покупателей, заказчиков и др. Поступление  денег в кассу оформляют по приходным кассовым ордерам, который выписывает работник бухгалтерии, подписывает главный бухгалтер или лицо, на это уполномоченное приказом (распоряжением) руководителя предприятия. К приходному ордеру выписывается квитанция, которая вручается лицу, внесшему деньги, или прикалывается к выписке банка (при поступлении наличных из банка). До передачи в кассу приходный ордер обязательно регистрируют в журнале регистрации приходных и расходных документов.
      Действующим правилом запрещено выдавать приходные  кассовые ордера на руки лицам, вносящим деньги. Приходный кассовый ордер  передают для исполнения непосредственно  в кассу, где кассир проверяет  правильность его оформления, наличие  и подлинность подписи главного бухгалтера, принимает деньги, подписывает  приходный ордер и квитанцию. Деньги по кассовым ордерам принимают  только в день их составления.
      При приемке наличных денег кассиры  должны руководствоваться документом "Признаки и правила определения платежеспособности банковских билетов (банкнот) и монет банка России". Этим документом определены: признаки платежеспособности, допустимые повреждения платежеспособных банкнот, порядок обмена банкнот и монет, порядок экспертизы денежных знаков.
Документальное  оформление выдачи наличных денег.
      Наличные  деньги выдают из кассы на основании  расходных кассовых ордеров (ф. КО-2) или других документов (платежных  ведомостей, заявлений на выдачу денег, счетов), на которых ставят специальный  штамп, заменяющий расходный кассовый ордер. Все документы на выдачу денег  должны быть подписаны руководителем  предприятия и главным бухгалтером  или уполномоченными ими лицами. Если на документах, прилагаемых к  расходному кассовому ордеру, имеется  разрешительная надпись руководителя, то его подпись на ордере необязательна. Расходный кассовый ордер составляют в бухгалтерии, регистрируют в журнале  регистрации приходных и расходных  кассовых ордеров и передают кассиру  для исполнения. Выдача расходных  кассовых ордеров на руки лицам, получающим деньги, не допускается.
      При выдаче денег отдельному лицу кассир требует предъявления паспорта или  иного документа, удостоверяющего  личность; записывает в расходный  кассовый ордер наименование и номер  документа, кем и когда он выдан  и отбирает расписку получателя. Предъявление документов, удостоверяющих личность, обязательно и при получении  денег по одному платежному документу, выписанному на несколько лиц. Лицам, не состоящим в списочном составе  предприятия, деньги выдают только по расходным кассовым ордерам, выписываемым на каждое лицо, или по отдельной  ведомости на основании заключенных  договоров.
      Деньги  из кассы могут быть выданы только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе (ведомости и др.).
      При выдаче денег по доверенности в ордере указывают фамилию, имя и отчество получателя и лица, которому доверено получение денег, а в ведомости  перед распиской получателя кассир делает надпись "По доверенности". Соответствующим образом оформленная доверенность остается у кассира, он прилагает ее к расходному кассовому ордеру или ведомости.
Оформление  выплат по оплате труда.
      Заработную  плату, пособия по временной нетрудоспособности и премии кассир выплачивает по платежным  ведомостям. На титульном (заглавном) листе  платежной ведомости делается разрешительная надпись в кассу о выдаче денег  за подписями руководителя предприятия  и главного бухгалтера или лиц, ими  уполномоченных, с указанием сроков выдачи денег и их суммы прописью. Так же можно оформлять разовые  выдачи заработной платы или депонированных сумм нескольким лицам. Разовые выплаты  заработной платы отдельным лицам  оформляют, как правило, расходными кассовыми ордерами.
      По  истечении трех рабочих дней после  получения денег из учреждения банка  для оплаты труда, пособий по временной  нетрудоспособности, премий кассир в  платежной ведомости против фамилий  лиц, не получивших деньги, ставит штамп  или делает пометку от руки "Депонировано", затем составляет реестр депонированных сумм. В ведомости кассир делает надпись о фактически выплаченных  и неполученных суммах, которую заверяет своей подписью. Если деньги по ведомости  выдавал не кассир, а другое лицо (раздатчик), то на ведомости дополнительно  делают соответствующую надпись, а  лицо, выдавшее деньги, ее подписывает. На выданную по платежной ведомости  сумму выписывают расходный кассовый ордер, или непосредственно на платежной  ведомости ставится штамп "Расходный  кассовый ордер №..".
      Документальное  оформление сдачи наличных денег  на расчетный счет предприятия. Наличные деньги, полученные в банке для оплаты труда, не использованные в трехдневный срок, а также всю денежную наличность, превышающую установленный лимит хранения наличных денег, предприятие обязано сдать в обслуживающее учреждение банка. Кассир предприятия выписывает объявление на взнос наличных денег, в котором указывает источник образования вносимых средств (выручка за работы и услуги, не выданная заработная плата и т. п.). Учреждение банка выдает кассиру квитанцию на принятые суммы, которая служит основанием для составления в бухгалтерии расходного кассового ордера.
Требования, предъявляемые к  оформлению кассовых ордеров.
      Кассовые  ордера должны быть четко заполнены  по всем реквизитам. В них указывается  основание для их составления  и перечисляются документы, которые к ним прилагаются. Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы немедленно после получения или выдачи денег подписывает кассир, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью "Оплачено" – с обязательным указанием даты (числа, месяца, года), чтобы исключить возможность их повторного использования.
      Действующими  правилами какие-либо исправления, хотя бы и оговоренные, в кассовых ордерах запрещены. Если при заполнении кассового ордера допустили ошибку, то его оформляют заново. 

1.3. Анализ движения денежных средств.
      Одним из основных условий финансового  благополучия предприятия является приток денежных средств, обеспечивающий покрытие его обязательств. Отсутствие такого минимально необходимого запаса денежных средств свидетельствует о его серьезных финансовых затруднениях. Чрезмерная же величина денежных средств говорит о том, что реально предприятие терпит убытки, связанные, во-первых, с инфляцией и обесценением денег и, во- вторых, с упущенной возможностью их выгодного размещения и получения дополнительного дохода. В этой связи возникает необходимость оценить рациональность управления денежными средствами на предприятии.
      Существуют  различные способы такого анализа. В частности, своеобразным барометром возникновения финансовых затруднений  является тенденция сокращения доли денежных средств в составе текущих  активов предприятия при возрастающем объеме его текущих обязательств. Поэтому ежемесячный анализ соотношения  денежных средств и наиболее срочных  обязательств (срок которых заканчивается  в текущем месяце) может дать достаточно красноречивую картину избытка (недостатка) денежных средств на предприятии. Другой способ оценки достаточности денежных средств состоит в определении длительности периода оборота.
      Для расчета привлекаются внутренние учетные  данные о величине остатков на начало и конец периода (желательно, месяца) по счетам денежных средств (50"Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет", 55 "Специальные счета  в банках" и др.).
      Для исчисления величины среднего оборота  следует использовать кредитовый оборот, очищенный от внутренних оборотов за анализируемый период, по счету 51 "Расчетный  счет", имея в виду, что большинство  предприятий совершают безналичные расчеты со своими контрагентами, а выдача денежных средств через кассу (например, заработная плата работников или оплата хозяйственных расходов) предполагает их предварительное получение в банке. Открытие специальных счетов в банке и их использование (чековые книжки, аккредитивы) за счет собственных средств также связано с перечислением средств с расчетного счета на соответствующие специальные счета. В этих случаях использование для исчисления величины оборота суммы кредитовых оборотов по счетам 50, 52, 55 привело бы к двойному счету и в итоге к значительному искажению показателя оборачиваемости денежных средств на предприятии. Но если на предприятии существенная часть расчетов проходит через кассу (оплата продукции, услуг поставщиков и подрядчиков осуществляется за наличные средства) и (или) специальные счета формируются на заемной основе, т. е. суммы, проводимые по кредиту счетов 50 "Касса" и 55 "Специальные счета в банках", предварительно не отражаются на счете 51"Расчетный счет", то указанные расходы денежных средств должны быть прибавлены к сумме кредитового оборота по счету 51 "Расчетный счет". Если сформировать величину чистого оборота денежных средств затруднительно, можно рассчитать оборачиваемость по каждому счету учета денежных средств (50, 51, 52 и т. д.) в отдельности и по динамике данных показателей сделать выводы об изменении скорости оборота этих средств.
      Для того чтобы раскрыть реальное движение денежных средств на предприятии, оценить  синхронность поступления и расходования денежных средств, а также увязать  величину полученного финансового  результата с состоянием денежных средств, следует выделить и проанализировать все направления поступления (притока) денежных средств, а также их выбытия(оттока).
      Приток  денежных средств в рамках текущей  деятельности связан в первую очередь  с получением выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также авансов от покупателей  и заказчиков; отток - с уплатой  по счетам поставщиков и прочих контрагентов, выплатой заработной платы работникам, производственными отчислениями в  фонды социального страхования  и обеспечения, расчетами с бюджетом по причитающимся к уплате налогам. С текущей деятельностью предприятия  связана также выплата (получение) процентов по кредитам.
      Движение  денежных средств в разрезе инвестиционной деятельности связано с приобретением (реализацией) имущества долгосрочного  пользования.В первую очередь это касается поступления (выбытия) основных средств и нематериальных активов. Финансовая деятельность предприятий связана в основном с притоком средств вследствие получения долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов, эмиссии акций, а также с их оттоком в виде погашения задолженности по полученным ранее кредитам и выплаты дивидендов.
      В зарубежной практике составляется более  детализированный отчет о движении денежных потоков, согласно которому особо  выделяется движение денежных средств  в разрезе текущей деятельности, налогообложения (уплата налогов), обслуживания финансов (уплата и получение процентов, дивидендов), инвестиционной и собственно финансовой деятельности.
Анализ  движения денежных средств проводится прямым и косвенным методами. Анализ денежных средств прямым методом дает возможность оценить ликвидность предприятия, поскольку детально раскрывает движение денежных средств на его счетах и позволяет делать оперативные выводы относительно достаточности средств для платежей по текущим обязательствам, для инвестиционной деятельности и дополнительных выплат. В то же время этому методу присущ серьезный недостаток, поскольку он не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения денежных средств на счетах предприятия.
      Как было выяснено, величина притока денежных средств существенным образом отличается от суммы полученной прибыли, и тому есть несколько причин. Назовем основные из них.
1. Прибыль  (убыток), или финансовый результат,  отражаемый в отчете о финансовых  результатах и их использовании,  формируется в соответствии с  принципами бухгалтерского учета,  согласно которым расходы и  доходы признаются в том учетном  периоде, в котором они были  начислены (вне зависимости от  реального движения денежных  средств):
- учет  реализованной продукции по моменту  ее отгрузки (выставления расчетных  документов покупателям) связан  с расхождением величины отгрузки  и поступления денежных средств  от покупателей. Причина такого  расхождения
- изменение остатков дебиторской задолженности;
- наличие  расходов, имеющих отношение к  будущим периодам, приводит к  тому, что реальная сумма платежей  отличается от себестоимости  продукции, в которую, как известно, включаются расходы только отчетного  периода;
- наличие  отложенных платежей, т. е. начисленных,  но не произведенных в отчетном  периоде расходов, увеличивает себестоимость  продукции на указанные расходы,  а оттока денежных средств  не происходит;
- деление  расходов на капитальные и  текущие. Если текущие расходы  напрямую относятся на себестоимость  реализованной продукции, то капитальные  возмещаются в течение длительного  периода времени через амортизационные  отчисления. Однако именно капитальные  расходы сопровождаются зачастую  наиболее значительным оттоком  денежных средств.
2. Источником  увеличения денежных средств  не обязательно является прибыль(к  примеру, приток денежных средств  может быть обеспечен за счет  их привлечения на заемной  основе). Точно так же отток  денежных средств зачастую не  связан с уменьшением финансового  результата.
3. Приобретение  активов долгосрочного характера  и связанный с этим отток  денежных средств не отражаются  на величине прибыли, а их  реализация меняет совокупный  финансовый результат на сумму  результата от данной операции. Изменение денежных средств при  этом определяется суммой полученной  выручки от реализации.
4. На  величину финансовых результатов  оказывают влияние расходы, не  сопровождающиеся оттоком денежных  средств (например, амортизационные  отчисления), и доходы, не сопровождающиеся  их притоком (например, при учете  реализованной продукции по моменту  ее отгрузки).
5. На  расхождение финансового результата  и прибыли непосредственное воздействие  оказывают изменения в составе  собственного оборотного капитала. Увеличение остатков по статьям  текущих активов приводит к  дополнительному оттоку денежных  средств, сокращение - к их притоку. Деятельность предприятия, накапливающего запасы товарно-материальных ценностей, неизбежно сопровождается оттоком денежных средств; однако до того момента, пока запасы не будут отпущены в производство (реализованы), величина финансового результата не изменится.
6. Отток  денежных средств, связанный с  закупкой товарно-материальных ценностей,  определяется характером расчетов  с кредиторами. Наличие кредиторской задолженности позволяет предприятию использовать запасы, которые еще не оплачены. Следовательно, чем больше период погашения кредиторской задолженности, тем большая сумма неоплаченных запасов находится в обороте предприятия и тем значительней расхождения между объемом материальных ценностей, отпущенных в производство (себестоимостью реализованной продукции), и размером платежей кредиторам. Совокупный результат, характеризующий состояние денежных средств на предприятии, складывается из суммы результатов движения средств по каждому виду деятельности.
      При косвенном методе финансовый результат  преобразуется с помощью ряда корректировочных процедур в величину изменения денежных средств за период(разность сумм на начало и конец периода). В методических целях можно выделить определенную последовательность осуществления  таких корректировок. На первом этапе устанавливают соответствие между финансовым результатом и собственным оборотным капиталом. Для этого устраняют влияние на финансовый результат: операций начисления износа (как расходов, не сопровождающихся оттоком денежных средств) и операций, связанных с выбытием объектов долгосрочных активов. Бухгалтерские операции начисления износа заключаются, как известно, в отнесении на себестоимость продукции доли амортизационных отчислений.
 Поскольку  уменьшение прибыли вследствие  этих операций не ведет к  сокращению денежных средств,  для получения реальной величины  денежных средств суммы начисленного  износа (оборот по кредиту счетов 02 "Износ основных средств", 05 "Амортизация нематериальных активов", 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов") должны быть добавлены к чистой прибыли. Если такая информация оказывается недоступной (речь, разумеется, идет о внешних пользователях), в упрощенном расчете может быть использована величина изменений по соответствующим статьям бухгалтерского баланса.
      Выбытие объектов основных средств и прочих внеоборотных активов вызывает убыток в размере их остаточной стоимости, который фиксируется на счетах 47 "Реализация и прочее выбытие  основных средств" и 48 "Реализация прочих активов" и затем списывается  на уменьшение финансового результата в дебет счета 80 "Прибыли и  убытки" (за исключением случая безвозмездной  передачи объектов). Вполне понятно, что  никакого воздействия на величину денежных средств операции списания с баланса  остаточной стоимости имущества  не оказывают, поскольку связанный с ними отток средств произошел значительно раньше - в момент их приобретения. Следовательно, сумма убытка в размере недоамортизированной стоимости должна быть добавлена к величине чистой прибыли.
      Для того чтобы оценить реальный приток денежных средств на предприятие  от его покупателей, рассмотрим механизм отражения бухгалтерских операций на примере счета 62 "Расчеты с  покупателями и заказчиками". Сальдо этого счета представляет собой  задолженность покупателей на начало (конец) периода, оборот по дебету - возникновение (увеличение) задолженности, оборот по кредиту - ее погашение (с учетом того, что при расчетах на условиях предоплаты суммы, полученные от покупателей и  заказчиков, отражаются по кредиту  счета 64 "Расчеты по авансам полученным", оценка движения денежных средств на нем будет рассмотрена позднее).
      У операций, отражаемых на пассивных  счетах, механизм воздействия на движение денежных средств обратный. Если остаток  по счетам обязательств в отчетном периоде увеличивается, это означает, что по ним было заплачено меньше, чем показано в расходах (себестоимость  реализации завышена), и сумма увеличения должна быть прибавлена к чистой прибыли. Если сальдо уменьшается, следовательно, по обязательствам было заплачено больше, чем указано в отчете о финансовых результатах, и сумма уменьшения должна исключаться из величины чистой прибыли.
  До сих пор мы рассматривали операции, формирующие величину чистой прибыли. Между тем на большинстве предприятий отток денежных средств связан и с использованием чистой прибыли (штрафы, уплачиваемые из чистой прибыли, проценты за кредит, относимые и уплачиваемые за счет чистой прибыли, выплаты по фонду потребления, дивиденды и др.). Если такие расходы имели место, проводят дополнительные корректировочные процедуры (условно назовем их третьим этапом корректировки), связанные с исключением указанных сумм расходов из чистой прибыли.
  Анализ движения денежных средств дает возможность сделать обоснованные выводы о том:
- в  каком объеме и из каких  источников были получены поступившие  на предприятие денежные средства  и каковы основные направления  их использования;
- способно  ли предприятие в результате  своей текущей деятельности обеспечить  превышение поступлений денежных  средств над платежами, и если  да, то насколько стабильно такое  превышение;
- в  состоянии ли предприятие расплатиться  по своим текущим обязательствам;
- достаточно  ли полученной предприятием прибыли  для обслуживания его текущей  деятельности;
- достаточно  ли собственных средств предприятия  для инвестиционной деятельности;
- чем  объясняются расхождения величины  полученной прибыли и наличия  денежных средств и др.
Анализ  дебиторской задолженности
  Значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе текущих активов определяет их особое место в оценке оборачиваемости оборотных средств. В наиболее общем виде изменения объема дебиторской задолженности за год могут быть охарактеризованы данными баланса. Для целей внутреннего анализа следует привлечь сведения аналитического учета: данные журналов- ордеров или заменяющих их ведомостей учета расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками по авансам выданным, подотчетными лицами, с прочими дебиторами.
  Для обобщения результатов анализа составляют сводную таблицу, в которой дебиторская задолженность классифицируется по срокам образования.
О покупках организации  за наличный расчет
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.