На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экономические учения периода феодализма в странах Западной Европы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

    Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

    Сибирский государственный  университет телекоммуникаций и информатики 
     
     

Специальность

«Экономика и управление на предприятии»

 
 
 
 
 
 
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ПЕРИОДА ФЕОДАЛИЗМА В СТАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 

    Реферат по  истории экономических учений 

    студента 4-го курса  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Новосибирск  2010
 

 

2 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ
      Введение                                                                             3 - 4 

1. Основные черты и этапы развития  феодальной экономики                     4 - 7
стран Западной Европы 

2. Экономические воззрения канонистов («отцов церкви»)                        7 - 11
3. Сельское  хозяйство Западной  Европы в период
развитого феодализма                                                                                     11- 14
    Заключение                                                                                                 14 - 15
         
    Список используемых источников                                                              16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3
ВВЕДЕНИЕ
Тема моего  реферата – «Экономические учения периода феодализма в странах  Западной Европы». Это один из крупных и важных периодов в экономическом развитии человечества, которое изучается историей экономики. В сущности, предметом  истории экономики  принято  считать  экономическое  движение  общества,  особенности его  изменений  и  их  связь  с  различными  сторонами  общественной  жизни.
Важную  роль  в  историко-экономическом  анализе  играют  исследование
развития  отдельных  отраслей  хозяйства,  организационных  форм
общественного  производства,  выявление  условий  и  предпосылок
революционной  смены  одной  общественно –  экономической  формации  другой, последствий  революционных  переворотов. Именно с этого взгляда я буду рассматривать  феодальный строй. Первый вопрос, которой я буду освещать, является – этапы развития экономики. Затем я расскажу  о характерных чертах присущих этому периоду. И все вышесказанное, я отражу на примере ведущих стран эпохи, таких как Франция, Германия, Англия  и других.
Феодальному обществу предшествовал рабовладельческий. В этот период произошло разделение труда на умственный и физический. Главной особенностью уже сформировавшегося строя, которая привела его к гибели, является то, что подавляющая часть труда рабов и результатов этого труда расходовались непроизводительно. Отношение  на собственность, само устройство общества стали изживать себя,  таким образом, стал появляться  феодальный строй. Этот период намного короче первобытного и рабовладельческого, он охватил всего лишь несколько столетий. Причиной этому служит то, что развитие производственных сил шло довольно медленно. В связи с этим понадобилось много времени для установления новых отношений по поводу общественного производства
материальных  благ. Итак, какой же период нужно относить к средневековью?  После падения Римской империи в V веке, которое произошло в результате множества факторов, в том числе и нашествия варваров, в Европе начала формироваться социально-экономическая система, отличная от античной и первобытно общинной. Итальянские гуманисты эпохи Ренессанса период между концом Римской империи и их современностью называли «средние века». В 17 веке этот термин стал употребляться и историками, которые делили всемирную историю на Античность, Средние века и Новое время. В дальнейшем установилась ассоциативная связь Античности с рабовладением, Средневековья – феодализмом, а нового времени – с буржуазным развитием.
К средним векам  историки относят 5-17 века. Этот период был более
прогрессивным, чем древняя история. Как уже  было обозначено выше, это 

4
сказалось в  более высокой производительности общественного труда и главное - в создании предпосылок дальнейшего хозяйственного развития человечества. В этот период развивались страны Западной  Европы, сложились большинство современных государств; возникали современные города; формировались языки.
Благодаря развитию производительных сил Средневековая Европа превзошла
восточные цивилизации, которые имели более древнюю  историю. Одним из
важнейших событий  Средневековья явились великие  географические открытия, благодаря которым сформировался мировой ранок и колониальная система. И итогом феодализма стало зарождение новой социально экономической системы – капитализма. 

1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.
Характерной чертой формирующихся западноевропейских государств было то, что их экономика  в той или иной  мере основывалась на феодальных отношениях. Преобладающей формой хозяйствования выступала крупная земельная собственность, сосредоточенная в руках феодалов. В их хозяйствах работали лично зависимые (крепостные) крестьяне. В отличие от рабов крестьяне не являлись полной собственностью феодалов, а получали от них земельные наделы при условии, что часть урожая они будут отдавать господам в форме оброка, а так же являться со своим инвентарём и рабочим скотом на их поля для отработки барщины. К экономической зависимости добавлялась и юридическая: государство закрепляло крестьян за определёнными феодалами, и крестьяне уже не имели права самостоятельно их покинуть. Феодалы так же могли в пределах своих хозяйств чинить суд над крепостными крестьянами. Западноевропейская феодальная экономика задержалась на основе и в результате распада двух социально-экономических систем: рабовладельческого общества и первобытной общины. Между этими системами существовал огромный разрыв: в то время как экономика рабовладельческого общества демонстрировала несомненные успехи, родоплеменное общество находилось на очень низком уровне развития.
В таких странах, как Византия, Испания, Италия, Франция, где особенно ощущалось влияние Древнего Рима, феодализм явился закономерным преемником рабовладения на территориях этих стран происходило дальнейшее превращение колонов в феодально-зависимых крестьян, а крупное землевладение выступало в хозяйственных формах, унаследованных от римских латифундистов. Одновременно на территории Западной Европы происходил процесс разложения сельской общины, постепенно уступавшей место феодальным отношениям. В этом процессе большую роль сыграло государство, которое при помощи военных дружин разрушало общину и способствовало закабалению крестьян.
5
В скандинавских  странах, а также в Англии, Германии, Чехии, Польше, Венгрии, где римское влияние было не столь сильным, становление феодального хозяйства происходило на основе непосредственного внутреннего разложения общины и постепенного зарождения в её недрах частной собственности. Но и в том, и в другом случае это был шаг вперёд в социально – экономическом развитии, поскольку труд крестьян, хотя и феодально-зависимых, был более эффективным по сравнению с предшествующими формами организации труда.
Преимущество  новых форм ведения хозяйства проявлялось в постепенном преодолении ограниченности крестьянских общин. Феодалы заставляли крестьян работать в два-три раза интенсивнее, чем прежде, с тем, чтобы они производили продукции гораздо больше, чем могли потребить их семьи. В больших масштабах велась расчистка лесов, расширялись посевные площади, совершенствовались орудия труда и т.д.
Основной формой взаимоотношений в тот период являлась феодальная рента, которая  поступала в распоряжение землевладельцев. На первых этапах преобладала отработочная рента (барщина), потом – натуральная рента (натуральный оброк), а на более поздних этапах – денежная рента, хотя чаще всего эти виды использовались одновременно, с преобладанием того или иного вида ренты в разные периоды.
Большое распространение в западной Европе получила система прекариев, особенно на ранних стадиях феодализма. Эта система включала в себя право пользования землёй, предоставляемое земельным собственником на более или менее длительный  срок. Например. Свободный крестьянин впадал в нужду или стремился защитить своё хозяйство от набегов кочевников и притеснений сильных соседей. Тогда он вступал под патронат к феодалу и «дарил» ему свою землю. Затем он получал её назад как прекарий, но при условии выполнения различных повинностей в пользу феодала. Тем самым свободные крестьяне – общинники по собственной воле вовлекались в феодальную зависимость.
Большую роль в  закрепощении крестьян и присвоении крестьянских земель сыграло раннефеодальное  государство. Короли щедро раздаривали  своим приближённым земельные угодья. Первоначально земли раздавались в форме бенефиция (дословно – «благодеяния»), то есть в пожизненное пользование на условиях военной или административной службы. Позже бенефиций превращался в феод (по немецки – «лён»), что означало возможность наследственного владения данными земельными угодьями при условии уплаты определённых взносов. Вместе с земельными пожалованиями  

6
крупные феодалы  получали от короля иммунитет (неприкосновенность), право на  бесконтрольную деятельность в пределах своих владений.
Развитие западноевропейской экономики эпохи феодализма можно  условно разделить на три этапа. Первый из них – Раннее Средневековье (V- X века), когда происходило формирование крупной феодальной собственности, постепенная утрата крестьянами – общинниками личной свободы, закладывались основы будущих государственных образований. Этот период характеризовался также феодальной раздробленностью и междоусобными войнами королей и феодалов.
Аграрный сектор играл преобладающую роль по сравнению с торговлей и ремеслом. Для этой эпохи был характерен натуральный тип хозяйства и, следовательно, слабое развитие торговых отношений, массовое использование ручного труда, а также достаточно низкий уровень представлений о внешнем мире, который уступал даже античным знаниям.
Второй этап (XI – XV века) характеризовался тем, что феодальные отношения достигли своего расцвета. В этот период, называемый Высоким Средневековьем, успешно развивалось не только сельское хозяйство, но и ремёсла, торговля в городах, формировались крупные централизованные государства. На третьем этапе (в XVI –XVII веках), в эпоху Позднего Средневековья, происходило разложение феодальной экономики, создавались основы рыночного хозяйства, формировались колониальная система и всемирный рынок.
Феодализм как общественно-экономическая формация имеет очень широкие  границы во времени (в Западной Европе — с V по XV-XVI вв). Различными путями шло и возникновение этого способа производства: в некоторых странах оно явилось результатом разложения рабовладельческого строя (Западная Европа).
При всем различии путей возникновения феодализму повсюду присущи некоторые общие черты. Основой феодального способа производства является собственность класса феодалов на землю и неполная собственность на зависимых от них крестьян, владеющих средствами производства. Феодалы и крестьяне — основные классы феодального общества. Феодальный строй характеризовался господством натурального хозяйства, примитивной и рутинной техникой. Эксплуатация осуществлялась при помощи внеэкономического принуждения. 
Феодализм в своем развитии прошел три стадии: период раннего феодализма, период зрелого, развитого феодализма, период позднего феодализма, на последнем этапе которого начались его разложение и кризис.

7
В период раннего феодализма хозяйство носило в основном натуральный характер, лишь незначительная часть продуктов поступала на рынок. Прибавочный продукт присваивался феодалом в форме отработочной и продуктовой ренты. Но постепенно общественное разделение труда развивается. Отделение ремесла от сельского хозяйства положило начало росту феодальных городов, ставших центрами промышленного производства. Эти процессы привели к росту товарооборота. 
В период развитого феодализма на основе углубления общественного разделения труда торговля получила уже значительное развитие. Товарно-денежные отношения играют все возрастающую роль. Происходит переход к денежной ренте. Стадия разложения феодализма характеризуется возникновением в недрах феодального строя капиталистических отношений и зарождением на этой основе буржуазной политической экономии.

Особый интерес для нас, с точки зрения становления экономической теории, имеют те экономические идеи, которые высказывались в непосредственной связи с характеристикой экономических процессов: торговли, ростовщичества. 
Подобно идеологам класса рабовладельцев защитники интересов класса феодалов, особенно в период раннего феодализма, отрицательно относились к торговле и ростовщичеству. Позднее они ищут компромисса, своеобразным выражением такого приспособления взглядов теоретиков феодализма была теория «справедливой цены». Интересы отдельных слоев господствующего класса далеко не во всех вопросах совпадали. Это нашло свое отражение в экономической мысли. 
При этом в большинстве случаев экономическая мысль была облечена в религиозную оболочку, потому что духовенство было единственным образованным слоем в феодальном обществе. Поскольку «отцы церкви» в своих «трудах» исходили из церковных канонов (канонами назывались законы церкви), их называли канонистами. Наиболее выдающимися мыслителями были Августин (IV—V вв.) и Фома Аквинский (XIII в.) - в Западной Европе. 
Экономические взгляды «отцов церкви» выражали интересы господствующего класса - феодалов и ставили себе целью обосновать необходимость феодального строя и феодальной эксплуатации. Экономическая мысль эксплуатируемого класса была направлена против крепостничества и феодальной эксплуатации, а также часто облекалась в религиозную оболочку в виде различных «ересей».

2. Экономические воззрения канонистов («отцов церкви»)

 
Августин, прозванный церковниками «Блаженный» (354-430 гг), жил в
8
период, когда хозяйство носило ярко выраженный натуральный характер, когда феодальная система лишь зарождалась и классы феодального общества только складывались. 
Экономические воззрения Августина были отражением экономического строя раннего средневековья и выражали интересы нарождающегося класса феодалов. Он исходил из необходимости развивать хозяйственную деятельность, направленную к удовлетворению потребностей людей. В противовес идеологам рабовладельческого общества, презрительно относившимся к труду, Августин призывал всех трудиться. Ссылаясь на то, что в момент сотворения мира бог дал человеку приказ трудиться, а также на «священное писание», согласно которому апостол Павел сказал: «Кто не работает, да не ест». 
Физический труд Августин ставил наравне с умственным трудом. Земледелие Августин считал «чистейшим из всех искусств» (отраслей хозяйства) и выдвигал его на первое место. 
Хотя Августин проповедовал необходимость трудиться, его взгляды не только не отражали интересы эксплуатируемых народных масс, но служили защите интересов нарождающегося класса феодалов. Он оправдывал закрепощение крестьян. Задачу церкви он видел не в том, чтобы освободить крепостных крестьян, а в том, чтобы сделать их покорными воле своих хозяев. Вознаграждение трудящимся за страдания в этой жизни Августин обещал в загробном мире. 
Августин резко выступал против богатства и заявлял, что «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в царство небесное». По его мнению, трудом надо создавать только необходимое, создавать же излишки можно только с целью раздавать милостыню, помогать другим. Отрицательное отношение Августина к богатству объяснялось тем, что феодализм находился еще в стадии становления и крупные феодальные богатства еще не образовались. Тем не менее, стремление церкви к накоплению богатства, которое изображалось ею как фонд «помощи ближним», Августин оправдывал. 
К крупной торговле и к ростовщичеству Августин относился отрицательно. На крупную торговлю он смотрел как на средство ограбления населения и считал несправедливым делом. Задача купца, говорил он, состоит в том, «чтобы дешево купить и дорого продать... А так как это является порочным, то всякий, кто хочет быть справедливым, должен против этого восставать». 
Ростовщичество Августин рассматривал как средство, направленное к созданию денег. Ростовщики получают проценты «ни за что, за время, а время — это дар божий», поэтому получение процента несправедливо и противоречит законам церкви. 
Отрицательное отношение Августина к крупной торговле и к ростовщичеству объясняется слабым развитием товарно-денежных отношений и преобладанием натурального хозяйства в период раннего

9
средневековья. 
Представителем экономической мысли позднего средневековья является Фома Аквинский. Фома Аквинский (1225—1274 гг.) был завершителем взглядов канонистов. Он жил в то время, когда феодальная система и феодальные классы уже сложились, выросли феодальные богатства и достигли значительного развития товарно-денежные отношения. 
Ф. Аквинский был крупным средневековым богословом, учение которого и поныне является официальной философией Ватикана. 
Фома Аквинский - последовательный идеолог класса феодалов. Рассматривая общественное разделение труда как естественное, природное явление и считая, что оно лежит в основе деления общества на сословия, Фома Аквикский утверждал, что люди рождаются разными по своей природе. «Как у пчел,— говорил он,— одни собирают мед, другие строят из воска ячейки, а королева совершенно не участвует в материальных трудах, так и у людей: одни должны возделывать землю, другие - строить дома, а часть людей, будучи свободна от мирских забот, должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных». Исходя из этого, он делал вывод, что крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности, заниматься умственным трудом. 
Проводя резкое различие между физическим и умственным трудом и объявляя физический труд делом крепостных крестьян, Фома Аквинский, как и античные мыслители, презрительно относился к физическому труду. Такое его отношение к физическому труду объясняется тем, что к этому времени в феодальном обществе уже сложился класс несвободных крепостных крестьян. 
Как идеолог класса феодалов Фома Аквинский стремился оправдать богатство. Богатство, по его мнению, не содержит в себе ничего предосудительного. Оно является результатом человеческой деятельности, так же как и право частной собственности. 
Подобно тому, писал Фома Аквинский, как человек от природы гол, а одежда есть результат его собственного изобретения, так и право частной собственности дано не природой, но человеческим разумом, она на нем покоится и в силу этого стала необходимым институтом человеческой жизни. Все эти рассуждения направлены на то, чтобы оправдать собственность феодалов и их право на этой основе распоряжаться крепостными крестьянами. 
Важное место в учении Фомы Аквинского занимает теория «справедливой цены». С развитием товарно-денежных отношений в феодальном обществе, естественно, возникла проблема цен. Закон стоимости, как говорил Энгельс, действовал задолго до возникновения капиталистического способа производства. В средние века как крестьянин, так и ремесленник имели более или менее ясное представление о том, сколько труда каждый из них

10
затрачивает на производство своих товаров, поэтому при обмене и тот и другой определяли цену своих товаров в зависимости от труда, затраченного на их производство. Такая цена, которая основывалась на трудовых затратах, то - есть на обмене эквивалентов, считалась справедливой ценой. Христианская мораль, требовавшая такого справедливого обмена, основанного на справедливой цене, была, в сущности религиозно-этическим истолкованием реально действовавшего закона стоимости. У Фомы Аквинского учение о справедливой цене носит двойственный и противоречивый характер. С одной стороны, справедливая цена — это «правильная» цена, соответствующая трудовым затратам. С другой стороны, он доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не обеспечивает продавцу возможности жить соответственно своему положению в обществе. Поэтому, в конечном счете, справедливой ценой Фома Аквинский считал такую цену, которая, во-первых, учитывает труд, затраченный на производство товара, и, во-вторых, дает возможность продавцу жить соответственно своему социальному положению. 
Следовательно, с точки зрения Фомы Аквинского, справедливой признавалась не одинаковая, а разная для разных сословий цена на один и тот же товар. Таким образом, теория «справедливой цены» Фомы Аквинского ставит своей целью оправдать сословные привилегии и отражает интересы класса феодалов и купечества. Необходимо отметить, что некоторое сходство с трудовой теорией стоимости проступает только внешне, так как учение Фомы является не научным обобщением действительности, а ее искажением. 
Безоговорочно оправдывая получение земельной ренты, Фома Аквинский по отношению к прибыли и проценту занимал двойственную позицию. Как идеолог класса феодалов он был сторонником натурального хозяйства и, подобно своим предшественникам, враждебно относился к крупной торговле и ростовщичеству. Но по мере развития товарно-денежных отношений все возрастающее значение приобретало богатство в денежной форме. Многие монастыри, занимаясь торговлей и ростовщичеством, сосредоточили в своих руках большие богатства в денежной форме. Чтобы представить эту деятельность в приглядном виде, Фома Аквинский, сам себе противореча, пытается найти доводы, оправдывающие получение торговой прибыли и процента. 
Некоторые виды торговли, с его точки зрения, являются «честной» торговлей, полезной для общества. К такой торговле он относил, в частности, ввоз в страну предметов первой необходимости. Прибыль, получаемая при этом купцами, не противоречит, по мнению Фомы Аквинского, христианской добродетели, ее следует рассматривать как плату за труд. Уровень прибыли является нормальным, если она обеспечивает семье купца принятый обычаями уровень потребления. 
В середине XIII в. взимание процента было запрещено и неоднократно осуждалось церковью. Форма Аквинский также клеймил ростовщичество как

11
греховный промысел. Но, отдавая дань времени, он уже допускал исключения. Изощряясь в словесной эквилибристике, он находит целый ряд случаев, когда получение процента становится допустимым. Так, с его точки зрения, взимание процента допустимо в том случае, когда должник использовал ссуженные ему деньги с целью извлечения прибыли; нельзя также возбранять кредитору получать от должника «бескорыстные подарки»; имеются у Фомы Аквинского и заявления о том, что процент должен рассматриваться как вознаграждение за риск, связанный с предоставлением ссуды.
3. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ПЕРИОД РАЗВИТОГО ФЕОДАЛИЗМА
В период феодализма развитие производительных сил было в основном чисто количественным, экстенсивным: распахивалось все больше земли, росло количество скота, и получалось соответственно больше продуктов земледелия и скотоводства. Повсеместно установилось трехполье. Пашня делилась на три поля: одно засевалось озимым хлебом, второе яровым, третье отдыхало под паром, и ежегодно происходило чередование полей. 
 
Толчком к дальнейшему развитию отношений в сельском хозяйстве стали крестовые походы XI—XIII вв. До них быт, одежда и пища феодала принципиально не отличались от крестьянских. Но на Востоке рыцари-феодалы увидели роскошь верхов общества, которая служила показателем престижа: ведь по уровню цивилизации Восток тогда существенно превосходил Европу. И вернувшись, домой, феодал уже стыдился носить домотканую одежду. Теперь ему нужны были тонкие восточные ткани, восточные пряности, дорогая посуда и мебель. Но все это не производилось в своем феоде, все это надо было покупать. А чтобы покупать, надо иметь деньги, то есть продавать часть произведенного в феоде. 
 
Феодальное хозяйство начинает терять свою замкнутость и натуральность, втягивается в торговлю, становится все менее феодальным. Этот процесс продолжался несколько веков и выражался в поочередной ликвидации форм феодальной ренты, в переводе их на деньги. Такой перевод феодальной ренты на деньги принято называть коммутацией. 
 
Процесс этот имел особенности в различных странах. Во Франции процесс начался с ликвидации барщины. Барщина - принудительный труд крестьян в хозяйстве самого феодала, то, что в феодализме осталось от рабства. При барщине у крестьянина нет материальной заинтересованности, поэтому производительность труда очень низкая. И барщину в первую очередь заменяли денежными платежами (денежным оброком). Ликвидация барщины

12
означала ликвидацию собственного хозяйства, собственной пашни феодала: на ней было некому работать. 
 
Крестьян коммутация связала с рынком, предоставила больше возможностей крестьянской инициативе. Не следует, однако, думать, что эта эволюция феодального способа производства давала крестьянам одни только преимущества. Продать на рынке продукцию, чтобы заплатить ренту деньгами, в уровнях слабого еще развития товарно-денежных отношений было труднее, чем отвезти эту продукцию на двор феодала. К тому же, кроме феодальной ренты, крестьяне должны были платить десятину церкви и растущие налоги государству. При переходе к денежной ренте у крестьян появился новый эксплуататор — ростовщик. Чтобы заплатить оброк и налог, крестьянин нередко был вынужден брать ссуду у ростовщика, и попадал к нему в кабалу. 
 
К тому же Франция в это время была ареной постоянных войн, разорявших крестьянское хозяйство. Деревни состояли из глиняных хижин под соломенными крышами, без окон. В тесном помещении ютилась семья вместе со скотом и домашней птицей. А крестьянские восстания во Франции следовали одно за другим. 
 
В Англии феодальные отношения формировались в процессе двух завоеваний. В V в. она была завоевана германскими племенами англосаксов. Местное население, бритты, было частью истреблено, частью обращено в рабов и зависимых людей, а часть его бежала на континент и заселила нынешнюю Бретань. Появление зависимой группы бриттов стало толчком к началу феодализации. Впрочем, этот процесс тормозило то обстоятельство, что основную часть завоевателей составляли крестьяне-воины, которых подчинить феодалам было очень трудно. 
 
Но в середине XI века Англия снова была завоевана Вильгельмом-завоевателем, герцогом Нормандии. Это и завершило процесс феодализации: завоевателями были норманны и франки, пришедшие с континента, где феодализм уже укоренился. 
 
Одна из особенностей английского феодализма — очень слабая феодальная раздробленность. Частью это было связано с островным положением страны, частью с тем, что феодализм был установлен в процессе завоеваний. Это обстоятельство содействовало развитию торговли, складыванию внутреннего рынка и в целом ускоряло экономическое развитие Англии. 
 
Другая особенность — ранняя специализация сельского хозяйства. Из-за климатических условий еще в XII в. ведущей отраслью стало овцеводство

13
(разведение  овец на шерсть). Но шерсть производилась, прежде всего на продажу, поэтому сельское хозяйство стало товарным. 
 
Развитие товарно-денежных отношений ускоряло экономические процессы, и коммутация в Англии прошла уже в XII—XIII вв. В XIV в. феодальная рента утратила прежнее значение. На первый план выдвинулись новые дворяне - джентри, которые уже не считали своей профессией военное дело, а занимались производством шерсти на рынок с использованием наемного труда. Торгуя шерстью, они постепенно сливались с буржуазией города. У английских дворян того времени было даже в обычае отправлять одного из сыновей на выучку к купцу. 
Германия перешла к феодализму позже Англии и Франции. Это было связано с тем, что она находилась дальше от старых центров цивилизации, от Рима. Если Галлия была в прочной зависимости от Рима и испытала сильное влияние римской культуры, то Германию римляне так до конца и не завоевали. Поэтому экономические процессы там происходили с некоторым опозданием. 
К тому же Германия была покрыта лесами, а леса тормозили развитие сельского хозяйства. Чтобы отвоевать землю у леса, нужен был коллективный, общинный труд, и это задержало разложение общины. Поэтому феодальные отношения здесь формировались лишь в XI—XIII в. 
Развитие феодальных отношений в XII в. было приостановлено экспансией рыцарей на восток. До этого территория Восточной Германии была занята славяно-литовскими племенами, но в XII в. немецкие рыцари начали захватывать эти земли, оттесняя и истребляя местное население. Для колонизации новых владений приглашались крестьяне с запада, естественно, на льготных условиях. Наличие свободных для заселения земель задержало феодализацию. 
Особенностью Германия было сильная и затянувшая феодальная раздробленность. В сущности, до 1871 г. Германии не было, мы лишь условно называем Германией множество мелких и крупных государств, которые потом были объединены в единое германское государство. Это значит, что Германия была и экономически раздробленной, что не существовало единого германского рынка. Главным результатом всех этих обстоятельств было то, что здесь вообще не было коммутации. Развитие товарно-денежных отношений, которое в Западной Европе вело к ликвидации крепостного права и появлению коммутации, в Германии было следствием усиления крепостничества. 
В условиях феодальной раздробленности внутренний рынок сельскохозяйственной продукции еще не сложился, что тормозило рост товарности крестьянского хозяйства. Избыток сельскохозяйственной продукции шел преимущественно на экспорт, а продавать продукцию за границу у феодалов было больше возможности, чем у крестьян. Поэтому в

14
торговлю, в товарное производство здесь втягивались  не крестьяне, а сами феодалы. Но для  продажи требовалось больше продукции, чем для личного потребления. Поэтому феодалы расширяли свои поля. Тем самым они увеличивали барщину, потому что поле феодала обрабатывается трудом крестьян. А барщина, как уже сказано, требовала крепостной зависимости крестьян, поэтому усиливалось и крепостничество. Крепостное право доходило здесь до степени рабства. Некот
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.