На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Рынок, его структура и инфрасктуктура

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение 

     Рынок возник еще на стадии варварства и  на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской  деятельности, активно воздействовал  на формирование производственных и  личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.
     В условиях рыночных отношений центр  экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии.
     Все это требует глубоких экономических  знаний. Ведь в условиях рыночной экономики  выживет лишь, тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.
     Рынок - одна из самых распространенных категорий  в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной  практики и экономической теории. Зачастую понятие "рынок" применяется  как всем известное и не требующее каких-либо пояснений. Так, понятие рынка в распространенных на Западе теориях экономике хотя и является ключевым, но имеет весьма поверхностное определение и не привлекает особого внимания. В рамках этой парадигмы рынок берется как некая данность (как человек, воздух, земля и т.д.), требующая ответа на вопрос: не что это такое, а как он устроен, как функционирует. В действительности, имеются самые различные толкования рынка у нас и за рубежом, что и послужило основанием для утверждений, будто до сих пор никому неизвестно, что такое рынок. Нельзя не заметить, что учение К.Маркса дает ответ на вопросы, почему и как возник рынок, на основе каких закономерностей он развивался, каковы его исторические границы, что такое рынок как экономическая категория. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Понятие рынка. 

     В рыночной экономике основополагающим элементом является рынок.
     Рынок, обмен, обращение – все эти  категории тесно связаны между  собой и на бытовом уровне часто  отождествляются. Наличие общественного разделения труда приводит к необходимости возникновения обмена деятельностью и продуктами труда. В этом смысле обмен есть экономическая категория, присущая всем экономически эпохам. Наиболее типичной формой обмена является бартер.
     Бартер  – это непосредственный обмен одного товара на другой товар (Т-Т) без посредства денег.
     Между понятиями «обмен» и «товарное  обращение» есть различия.
     Товарное  обращение – это товарный обмен, опосредованный деньгами (Т-Д-Т).
     Как видно, обращение связано с денежным обращением и предполагает наличие развитой денежной системы. Однако на протяжении многих столетий товарное обращение оставалось спорадическим явлением. И лишь когда оно приобретает всеобщий характер, можно говорить об утверждении системы рынка. Это случилось 6-7тыс. лет назад.
     Первоначально рынком называли место, где люди обменивались товарами и услугами. По мере развития товарного производства развивается  и усложняется как сам рынок, так и понимание его экономистами. Рынок многогранен, поэтому изучать  его можно со всех сторон. Именно этим объясняется наличие в экономической литературе множества определений рынка.
     Наиболее  простое определение рынка, присущее любой модели рыночной экономики (американской, японской, скандинавской и др.): рынок есть соединение спроса и предложения. Однако это определение не выявляет глубинных свойств рынка как экономического феномена. Более точно роль рынка в экономической жизни выражает следующее определение: рынок – это форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже товаров. Это определение позволяет трактовать рынок как сферу экономических отношений, а не просто как столкновение безликих компонентов экономики (спроса и предложения).
     Рынок – это, с одной стороны, сфера отношений между субъектами экономики (производителями и потребителями), а с другой стороны, элемент рыночной экономики, куда входят сферы производства товаров, их распределения и потребления, а также элементы планирования и регулирования экономики.
     В качестве обобщения  можно сказать, что рынок –  это система организационно-экономических  отношении, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях производства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.
     Подходя к понятию рынка более детально, можно отметить, что наличие рынка характеризуется присутствием его обязательных элементов:
     людей (организаций) со своими потребностями;
     покупательной силы (обычно денег);
     соответствующих возможностей (купить и продать);
     желания купить (наличие покупателей, желающих купить товар);
     продавцов, желающих и имеющих возможность  произвести и продать товар.
     Из  этого определения следует:
     необходимо  знать нужды покупателей, так  как это непосредственно ведет  к созданию товара и совершению акта покупки;
     рынок может как расширяться, так и  сокращаться в зависимости от
покупательской  способности;
     путем увеличения покупательной способности  и спроса, увеличения объема производства товаров и более широкого их распространения могут быть расширены существующие рынки и созданы новые;
     рынки могут быть расширены за счет более  эффективного стимулирования желания купить посредством кредитования, рекламы и др.
     Для дальнейшего понимания сущности рынка следует выявить наиболее общие признаки рынка и их основные характеристики.
     Первый  отличительный признак рынка  – взаимодействие продавцов и  покупателей. Одна из важных для фирм, работающих на рынке, - стремление достичь равновесного состояния между спросом и предложением товаров и услуг. На практике такого равновесия в течение относительно длительного периода времени достичь довольно сложно. Чаще всего случается рыночная ситуация, когда либо спрос на товары и услуги превышает их предложение, либо предложение превышает спрос.
     В первом случае имеет место рынок, который характеризуется наличием относительно малого количества продавцов (или вообще одного монополиста), проводящих согласованную политику, и относительно большого числа покупателей, остро нуждающихся в товаре. Если такая ситуация сохраняется достаточно долго, например в силу законодательных или иных ограничений, препятствующих проникновению на данный рынок новых предпринимателей, то речь идет о так называемом рынке продавца. При таких условиях продавцу нет смысла тратить средства на реализацию маркетинга. Его продукцию все равно купят, а, проводя исследования, он понесет дополнительные затраты.
     Во  втором случае имеет место рынок  покупателя, который характеризуется большим числом разнообразных товаров и большой рыночной властью покупателя. На таком рынке каждый предприниматель (или продавец) может увеличить свои доходы, лишь создавая и реализуя продукцию, способную удовлетворить запросы покупателей. Такое положение заставляет продавца тратить дополнительные усилия по реализации своего товара, что является одним из стимулирующих факторов использования маркетинга.
     Второй  отличительный признак рынка  – его конкурентный характер. Конкурентами на рынке могут выступать такие субъекты рынка, как предприниматели (индивидуальные или различные объединения и ассоциации), индивидуальные и коллективные потребители продукции, государственные и общественные организации. На рынке покупателя неизбежна конкуренция между предпринимателями, вступающими во взаимное соперничество за внимание покупателей. И наоборот, на рынке продавца имеет место соперничество между покупателями за внимание продавца.
     Третий  признак современного рынка –  стабилизация отношений между субъектами рынка на основе интеграции, когда они, сохраняя стремление к взаимному соперничеству, вместе с тем оказываются заинтересованными в противодействии монополизации экономики. Причем такая интеграция не навязывается сверху, а обусловливается характером развития деловых отношений и обеспечивает консенсус разнообразных субъектов экономики. Примерами такой интеграции могут служить социальное партнерство в сфере регулирования занятости населения, создания систем переквалификации трудовых ресурсов и т.п.
     1.2. Функции рынка.
     Функции рынка определяются стоящими перед  ним задачами. Рыночный механизм призван  найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:
     Регулирующая функция. Через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т.е. решаются проблемы, что производить, как производить, для кого производить. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
     В то же время, являясь регулятором  хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.
     Информационная функция. Рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
     Связующая функция. Через рынок устанавливается связь производителей и потребителей. Каждый участник рынка является одновременно и покупателем, и продавцом. Он покупает необходимые ему для жизни или собственного производства товары, а продает на рынке либо произведенную продукцию, либо имущество, либо рабочую силу.
     Учетная функция. Через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что  нужно, но и то, на какие затраты  общество может пойти, чтобы получить данную продукцию. Если затраты очень высоки, то ее не смогут купить и в дальнейшем она не будет производиться. Следовательно на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена то ценам, покрывающим издержки.
     Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
     Функция установлении цены. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а, следовательно, производство и предложением данного товара. Напротив, высокий цены будут стимулировать производство, рост которого будет продолжаться до тех порт, пока не наступит равновесие между спросом и предложением, и, как следствие этого, сложится равновесная цена — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
     Координирующая функция. Рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
     Дифференцирующая  функция. Рынок дифференцирует производителей. В процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции меньше рыночной цены. В этом случаи фирма получит прибыль. Если затраты выше цены, то она понесет убытки. Дифференциация производителей, следовательно, означает развитие эффективных фирм и разорение неэффективных.
     Классификации рынков:
     По  территориальному признаку: местный, региональный, национальный, мировой
     По  субъектам, вступающим в обмен: рынок потребителей, производителей, промежуточных продавцов, государственных учреждений
     По  объектам обмена: рынки средств производства, рынок товаров и услуг, финансовый, рынок интеллектуальной собственности
     С учетом ассортимента: замкнутый, насыщенный, смешанный
     По  степени соблюдения законности: легальный (официальный), нелегальный (теневой), чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»).
     По  степени насыщенности: равновесный (спрос = предложение), дефицитный (спрос > предложение), избыточный (спрос < предложение)
     По  степени развитости экономической свободы: свободный, регулируемый.
     Можно сделать краткий вывод: рынок  есть результат естественного исторического  процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением  труда и обособлением субъектов  хозяйствования.
     Рынок имеет достоинства и недостатки. Положительными чертами являются:
     гибкость  и высокая приспособляемость  к изменяющимся условиям;
     оперативное использование новых технологии с целью снижения издержек производства и повышения прибыли;
     независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т.д.;
     способность удовлетворять разнообразные потребности  в необходимом количестве и с  высоким качеством.
     Негативные  стороны рынка касаются главным  образом социальной сферы:
     Рынок не гарантирует права на труд и доход, более того рыночная система воспроизводит сущесвенное неравенство;
     Рынок не создает стимулы для производства товаров услуг коллективного  пользования (спорт, образование, здравоохранение  и т.п.);
     Рынок ориентирован не на производство социально-необходимы товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.
     Главной задачей государства в условиях рынка является создание общественных институтов, т.е. набора правил, регламентирующих взаимоотношения всех субъектов рыночной экономики.
     Систему институтов условно можно разделить на три группы: институты на уровне предприятий, институты на межкорпоративном уровне и институты на макроэкономическом уровне. Их объектами, соответственно, являются домашний хозяйства, фирмы, государство. 

     2.Структура  рынка. 

     Структура рынка - это основные характерные  черты рынка, к числу которых  относятся: количество и размеры  фирм, степень сходства или отличия  товаров разных фирм, легкость входа  на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.
     По  структуре рынки можно подразделить по следующим критериям.
     По  экономическому назначению рынка:
     рынки благ и услуг;
     рынки средств производства;
     рынки научно-технических разработок;
     рынки ценных бумаг;
     рынки рабочей силы, жилья и т.д.
     По  товарным группам:
     рынки товаров производственного назначения;
     рынки товаров народного потребления;
     рынки продовольственных товаров;
     рынки факторов производства.
     По  пространственному признаку:
     внутрирегиональные;
     республиканские;
     межреспубликанские;
     международные.
     По  степени ограничения конкуренции:
     монопольные;
     олигапольные;
     свободные;
     смешанные;
     межотраслевые рынки.
     По  характеру продаж:
     рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают  предприятия и организации;
     рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;
     рынки госзакупок сельскохозяйственных продуктов.
     По  соблюдению законности:
     легальные, официальные;
     нелегальные, «теневые», «черные» рынки.
     Структура рынка — это совокупность отдельных  локальных рынков в границах национальной экономики страны (внутреннего рынка), а также — национальных рынков в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними.
     Различают рынки орудий труда, природных ресурсов, предметов труда, земли, рабочей  силы, труда, технологии, информации, товаров, недвижимости, услуг, интеллектуальной собственности, финансовых ресурсов и др. Большинство из них может функционировать в виде локальных рынков. В свою очередь рынок товаров подразделяется на оптовый и потребительный; рынок интеллектуальной собственности — на рынок патентов, лицензий, ноу-хау, программ математического обеспечения и др.; финансовый — на рынки инвестиций (долгосрочных кредитов), денег (краткосрочных кредитов), валюты, ценных бумаг, золота.
     В зависимости от степени монополизации различают монополизированный и олигополистический рынки. На монополизированном рынке один-два производителя (продавца) могут сосредоточить в своих руках всю массу изготовленной продукции, всю совокупность определенного вида товаров и диктовать цены на рынке. На немонополизированном рынке существует много продавцов, каждый из которых в отдельности не в состоянии влиять на процесс ценообразования. На олигополистическом рынке несколько продавцов определенных товаров или услуг могут договориться между собой (письменно или устно) о разделе сегментов рынков сбыта и влиянии на уровень цен, то есть осуществлять групповую монополию.
     Общей чертой монополизированного и регулируемого  рынков является их высокоорганизованность. Отличие данных типов рынков состоит в том, что первый охватывает полностью, монополизированный сектор экономики и лишь частично — немонополизированный, а регулируемый — всю экономику в единстве всех ее секторов, включая государственный, хотя каждый из них — в неодинаковой степени. Наконец, целью регулирования монополизированного рынка является присвоение монопольно высоких прибылей, а целью государственного регулирования — стабилизация экономической системы, согласование частных, коллективных и общественных интересов, решение общенациональных проблем, а также содействие процессу накопления капитала.
     Между разными типами рынков, их субъектами устанавливаются сложные прямые и опосредованные связи, которые  регулируются экономическими законами развития и функционирования современного рынка.
     Финансовый  рынок — это определенная совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи свободных денежных средств и их превращения в  денежный капитал. Финансовый рынок  направляет в единое русло движение других форм капитала. Деньги — наиболее подвижная и ликвидная форма богатства, а ценные бумаги — его основная форма. Финансовый и, прежде всего, — денежный рынок, в наибольшей мере отвечает требованиям совершенной конкуренции, что обусловлено однородностью товара, наличием информации о нем.
     Среди ценных бумаг различают акции, облигации (предприятий и государственных  займов) и ипотечные облигации; купоны к облигациям, векселя, чеки, депозитные сертификаты и др. Субъектами отношений, складывающихся на финансовом рынке, выступают  предприятия разных форм собственности, домашние хозяйства, коммерческие банки, финансово-кредитные организации, государство и др. Объектами финансового рынка являются личные сбережения населения, временно свободные средства, образующиеся в процессе обращения промышленного и торгового капиталов и др. Основные элементы этого рынка — спрос, предложение ссудного капитала и его цена.
     Основными продавцами капиталов являются страховые  компании по страхованию жизни и  пенсионные фонды, которые стабильно  аккумулируют денежные поступления от населения долгосрочного характера. Такой стабильности не имеют коммерческие банки, поскольку их депозиты формируются из ликвидных средств предприятий и личных сбережений населения, и часть этих денег должны оставаться и в банковском резерве для текущего обслуживания этих же субъектов. Различают краткосрочный (денежный рынок) и долгосрочный (рынок капиталов) финансовые рынки. На рынке капиталов функционируют долгосрочные займы и ценные бумаги, поэтому долгосрочный финансовый рынок делится на рынок долгосрочного кредита и рынок ценных бумаг.
     Большинство кратко- и долгосрочных кредитов предоставляют  коммерческие банки. На финансовом рынке  уровни кредитного процента для различных  категорий заемщиков зачастую дифференцированы. Так, крупные компании, как правило, получают кредит на продолжительный срок, без залога и по более низкому проценту, чем мелкие фирмы, от которых требуется залог, поручительство или гарантия. Существенное воздействие на развитие и функционирование финансового рынка оказывает государство через механизм проведения кредитной политики. В частности, государство влияет на величину учетной ставки, соотношение спроса и предложения, выступает кредитором и заемщиком, устанавливает общие правила функционирования и развития данного рынка, осуществляет над ним оперативный контроль и др.
     Рынок рабочей силы — это совокупность экономических отношений между  наемными работниками (занятыми и незанятыми), с одной стороны, и предпринимателями, а также биржами труда (как  посредниками государственными, муниципальными и корпоративными) — с другой, по поводу купли-продажи и использования рабочей силы.
     Наряду  с рынком рабочей силы существует рынок трудовых ресурсов, где объект купли-продажи — рабочая сила экономически активного населения  и выпускников высших, средних специальных и других учебных заведений, а также часть населения, занятого в домашнем хозяйстве.
     Основные  элементы (рычаги) рынка рабочей  силы — спрос, предложение и заработная плата. Спрос на рабочую силу со стороны  индивидуального, коллективного (предприятия акционерного типа) работодателя или государства зависит от спроса на товары и услуги, которые изготавливаются на предприятиях соответствующего типа, уровня технической оснащенности данных предприятий, интенсивности и производительности труда, форм и методов организации производства, экономической конъюнктуры, степени либерализации внешнеэкономической деятельности страны (в частности, возможности проникновения на национальный рынок продукции иностранных компаний), качества рабочей силы и труда, величины инвестиций, технического строения капитала и др. Предложение рабочей силы зависит от уровня рождаемости населения, продолжительности обучения и приобретения квалификации, демографической политики государства, состояния рынка жилья, престижности труда и других факторов.
     В зависимости от соотношения спроса и предложения формируются дефицитный, равновесный и избыточный рынки  рабочей силы. Типичной ситуацией  на рынке рабочей силы в развитых странах мира является превышение предложения рабочей силы над ее спросом при наличии дефицита на отдельные профессии. При этом заработная плата отклоняется вниз от стоимости товара рабочая сила, и наоборот.
     В пределах общенационального рынка  рабочей силы выделяют его отдельные  сегментные рынки или субрынки: например, рынок рабочей силы в передовых наукоемких отраслях промышленности и в старых, традиционных отраслях; рынок рабочей силы в сферах материального и нематериального производства и др. Каждый из них, в свою очередь, делится на рынок рабочей силы квалифицированных, малоквалифицированных и неквалифицированных работников с соответствующей дифференциацией работ и специальностей. Различают также рынки преимущественно физического (рабочие), умственного (служащие) и творческого труда (интеллигенция). В условиях НТР наблюдается сокращение первого и расширение двух последних видов рынков.
     Основными условиями формирования рынка рабочей  силы является создание стабильных и  эффективных стимулов к труду, действенной  системы профессиональной переориентации, подготовки и переподготовки кадров, формирование рынка жилья, интенсивное развитие малого предпринимательства и т. д.
     Спрос на рынке капитала зависит, прежде всего, от величины процента, или эффективности  вложения денег в ценные бумаги. С ростом процента спрос на средства производства и инвестиции в расширение производства, уменьшаются, и наоборот. В рынке средств производства выделяют рынки средств и предметов труда. Первый — делится на рынки нового и бывшего в употреблении оборудования, а также специфического оборудования, которое изготавливается по индивидуальным заказам, В западной экономической литературе утверждается, что производительным является не только труд, но и производственные фонды (капитальные блага), поскольку с их помощью можно получить большее количество продукции, или увеличить доход. Рынок предметов потребления. Составляющими элементами данного рынка являются производство товаров длительного пользования (телевизоров, холодильников, автомобилей, видеотехники, стиральных машин и т. д.) и текущего потребления.
     Рынок услуг — определенная совокупность экономических отношений по поводу оказания, потребления и купли-продажи  услуг. Услуга — это особенная  потребительная стоимость, удовлетворяющая  определенные потребности людей. Особенностью услуг как специфических товаров является то, что их полезность воплощена не в вещах, а в деятельности, поэтому потребление услуг совпадает с процессом их создания, и оказания, их невозможно накапливать, транспортировать и т. д.
     Различают традиционные (услуги транспорта, связи, страхования, туризм, услуги учителя, юриста, врача, культурные услуги и т. д.) и нетрадиционные (маркетинговые, инженерно-консультативные и инженерно-строительные, рекреационные, рекламные, информационные и др.) услуги. Кроме того, разграничивают материальные (транспорт, торговля и др.) и нематериальные (образование, здравоохранение и др.) услуги. В развитых странах мира в сфере услуг занято примерно 70 % трудоспособного населения. Это свидетельствует о существовании развитого рынка услуг, которые создаются как в сфере материального производства (общественное питание, торговля, быт и др.), так и в сфере нематериального производства (образование, здравоохранение, искусство, культура и др.).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.