На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Инфраструктура производственного процесса

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Концепция обеспечения инфраструктуры производственного  процесса.
Тема 1.1. Содержание и структура  производственного  процесса на предприятии.
Понятие и  основные элементы производственного  процесса. Структура производственного  процесса: основные, вспомогательные и обслуживающие процессы. Стадии основного процесса. Естественные процессы. Простые и сложные процессы. Понятие операции, их виды. Принципы организации производственного процесса.
Производственный  процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих процессов труда и орудий труда в целях создания потребительских стоимостей – полезных предметов труда, необходимых для производственного или личного потребления. В процессе производства рабочие воздействуют на предметы труда при помощи орудий труда и создают новые готовые продукты, например станки, телевизоры и т.д. Предметы и орудия труда, будучи вещественными элементами производства, на предприятии находятся в определенной взаимосвязи друг с другом: конкретные предметы могут быть обработаны только определенными орудиями труда; уже сами по себе они обладают системными свойствами. Однако живой труд должен охватывать эти вещи, и тем самым начинать процесс превращения их в продукт. Таким образом, производственный процесс – это прежде всего трудовой процесс, поскольку ресурсы, используемые человеком на его входе, как информация, так и материальные средства производства, являются продуктом предшествующих процессов труда. Различают основные, вспомогательные и обслуживающие производственные процессы.
Основные  производственные процессы – это процессы, в ходе которых непосредственно изменятся форма, размеры, свойства, внутренняя структура предметов труда, в результате чего они превращаются в готовую продукцию. Например, на заводе к таким процессам относятся изготовление деталей и сборка из них подузлов, узлов и готовых деталей в целом.
Вспомогательные производственные процессы объединяют такие процессы, результаты которых используются непосредственно в основных процессах либо для обеспечения их бесперебойного и эффективного осуществления. Например, изготовление инструментов, приспособлений, запасных частей для ремонта оборудования и т.п.
Обслуживающие производственные процессы – это процессы труда по оказанию услуг, необходимых для осуществления основных и вспомогательных производственных процессов. Например, транспортировка материальных ценностей, складские операции всех видов, технический контроль качества продукции и т.д.
Основные, а  в некоторых случаях и вспомогательные, производственные процессы протекают в разных стадиях. Стадия – это обособленная часть производственного процесса, когда предмет труда переходит в другое качественное состояние. Например, материал переходит в заготовку, заготовка в деталь и т.д.
Основные  производственные процессы протекают в следующих стадиях: заготовительной, обрабатывающей, сборочной и регулировочно-настроечной.
Заготовительная стадия предназначена для производства заготовок деталей. Она характеризуется весьма разнообразными методами производства. Например, раскрой или резка заготовок деталей из листового материала, изготовление заготовок методами литья, штамповки, ковки и т.д. Основная тенденция развития технологических процессов на этой стадии заключается в приближении заготовок к формам и размерам готовых деталей. Т Орудиями труда на этой стадии являются отрезные станки, прессовоштамповочное оборудование, гильотинные ножницы и др.
Обрабатывающая  стадия – вторая в структуре производственного процесса – включает механическую и термическую обработку. Предметом труда здесь являются заготовки деталей. Орудиями труда на этой стадии в основном служат различные металлорежущие станки, печи для термической обработки, аппараты для химической обработки. На этой стадии деталям придают размеры, соответствующие заданному классу точности.
Сборочная (сборочно-монтажная) стадия – это производственный процесс, в результате которого получаются сборочные единицы (мелкие сборочные единицы, подузлы, узлы, блоки) и готовые изделия. Предметом труда на этой стадии являются детали и узлы собственного изготовления, а также полученные со стороны (комплектующие изделия). Различают две основные организационные формы сборки: стационарную и подвижную. Стационарная сборка – это когда изделие изготавливается на основном рабочем месте (детали подаются). При подвижной сборке изделие создается в процессе перемещения от одного рабочего места к другому. Орудия труда здесь не так разнообразны, как на обрабатывающей стадии. Основными из них являются всевозможные верстаки, стенды, транспортирующие и направляющие устройства (конвейеры, электрокары, роботы и др.).
Регулировочно-настроечная  стадия – заключительная в структуре производственного процесса, которая проводится с целью получения необходимых технических параметров готового изделия. Предметом труда здесь являются готовые изделия или их отдельные сборочные единицы, орудия труда, универсальная контрольно-измерительная аппаратура и специальные стенды для испытаний.
Составными  элементами стадий основного и вспомогательного процессов являются технологические операции, а далее на приемы движения необходимо для разработки технически обоснованных норм времени выполнения операций.
Операция – часть производственного процесса, которая, как правило, выполняется на одном рабочем месте без переналадки и одним или несколькими рабочими (бригадой).
В зависимости  от степени технического оснащения  производственного процесса различают  операции: ручные, машиноручные, машинные, автоматические и аппаратные.
Как основные, так и вспомогательные, а иногда и обслуживающие производственные процессы состоят из основных и вспомогательных элементов – операций. К основным относятся операции, непосредственно связанные с изменением размеров, форм, свойств и внутренней структуры предмета труда относительно друг друга. К вспомогательным относятся операции, выполнение которых способствует протеканию основных, например перемещение предметов труда, контроль качества, снятие и установка, хранение и т.д.
В организационном  отношении основные и вспомогательные  производственные процессы (их операции) условно подразделяются на простые и сложные.
Простыми называют процессы, в которых предметы труда последовательно проходят несколько связанных между собой операций, в результате которых образуются частично готовые продукты труда (заготовки, детали, т.е. неразъемные части изделия).
Сложные процессы – это когда в результате соединения частных продуктов получаются готовые продукты труда, т.е. сложные изделия (станки, машины и др.)
Движение  предметов труда в производственном процессе осуществляется так, что результат труда одного рабочего места становится исходным предметом для другого, т.е. каждый предыдущий во времени и в пространстве дает работу последующему, и это обеспечивается организацией производства.
От правильной и рациональной организации производственных процессов (особенно основных) зависят результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, экономические показатели его работы, себестоимость продукции, прибыль и рентабельность производства, величина незавершенного производства и размер оборотных средств.
Основные  принципы организации  производственных процессов
Организация производственного процесса на любом  машиностроительном предприятии, в  любом его цехе, на участке базируется на  рациональном сочетании во времени и в пространстве всех основных, вспомогательных и обслуживающих процессов. Это позволяет выпускать продукцию при минимальных затратах труда. Особенности и методы этого сочетания различны в разных производственных условиях. Однако при всем их многообразии организация производственных процессов подчинена некоторым общим принципам: дифференциации, концентрации и интеграции, специализации, пропорциональности, прямоточности, непрерывности, параллельности, ритмичности, автоматичности, гибкости, оптимальности, профилактики и электронизации, стандартизации и др.
Принцип дифференциации предполагает разделение производственного процесса на отдельные технологические процессы, которые в свою очередь подразделяются на операции, переходы, приемы и движения. При этом анализ особенностей каждого элемента позволяет выбрать наилучшие условия для его осуществления, обеспечивающие минимизацию суммарных затрат ресурсов всех видов. Так, поточное производство многие годы развивалось за счет все более глубокой дифференциации технологических процессов.
При использовании  современного высокопроизводительного гибкого оборудования (станки с ЧПУ – числовым программным управлением, обрабатывающие центры, роботы и т.д.) принцип дифференциации переходит в принцип концентрации операций и интеграции производственных процессов. Этот принцип предполагает выполнение нескольких операций на одном рабочем месте (многошпиндельные многорезцовые автоматы с ЧПУ). Операции становятся более объемными, сложными и выполняются в сочетании с бригадным принципом организации труда.
Принцип специализации представляет собой форму разделения общественного труда, которая, примерно развиваясь, обусловливает выделение на предприятии цехов, участков, линий и отдельных рабочих мест. Эти подразделения изготавливают продукцию ограниченной номенклатуры и отличаются особым производственным процессом.
Принцип пропорциональности предполагает равную пропускную способность всех производственных подразделений, выполняющих основные, вспомогательные и обслуживающие процессы. Нарушение этого принципа приводит к возникновению «узких» мест в производстве или, наоборот, к неполной загрузке отдельных рабочих мест, участков, цехов, к снижению эффективности функционирования всего предприятия. Поэтому для обеспечения пропорциональности проводятся расчеты производственной мощности как по стадиям производства, так и по группам оборудования и производственным площадям.
Принцип прямоточности означает такую организацию производственного процесса, при которой обеспечиваются кратчайшие пути прохождения деталей и сборочных единиц по всем стадиям и операциям от запуска в производство исходных материалов до выхода готовой продукции. Поток материалов, полуфабрикатов и сборочных единиц должен быть поступательным и кратчайшим, без встречных и возвратных движений. Это обеспечивается соответственной планировкой расстановкой оборудования по ходу технологического процесса. Классическим примером такой планировки является поточная линия.
Принцип непрерывности предусматривает, чтобы рабочий трудился без простоев, оборудование работало без перерывов, предметы труда не пролеживали на рабочих местах. Наиболее полно этот принцип проявляется в массовом или крупносерийном производствах при организации поточных методов производства, в частности при организации одно- и многопредметных непрерывно-поточных линий. Он обеспечивает сокращение цикла изготовления изделия и тем самым способствует интенсификации производства.
Принцип параллельности предполагает одновременное выполнение частичных производственных процессов и отдельных операций над аналогичными деталями и частями изделия на различных рабочих местах, т.е. создание широкого фонда работы по изготовлению данного изделия. Параллельность в организации производственного процесса применяются в различных формах: в структуре технологической операции – многоинструментальная обработка (многошпиндельные многорезцовые автоматы) или параллельное выполнение основных и вспомогательных элементов операций; в изготовлении заготовок и обработке деталей; в узловой и общей сборке. Этот принцип обеспечивает сокращение продолжительности производственного цикла и экономию рабочего времени.
Принцип ритмичности обеспечивает выпуск одинаковых или возрастающих объемов продукции за равные периоды и соответственно повторение через эти периоды производственного процесса на всех его стадиях и операциях.
Принцип автоматичности предполагает максимальное выполнение операций производственного процесса автоматически, т.е. без непосредственного участия в нем рабочего либо под его наблюдениям и контролем. Особенно важна автоматизация обслуживающих процессов. Автоматизированные транспортные средства и склады не только выполняют функции по передаче и хранению объектов производства, но и могут регламентировать ритм всего производства.
Принцип гибкости обеспечивает эффективную организацию работ, дает возможность мобильно переходить к выпуску другой продукции при освоении её производства. Он обеспечивает сокращение времени и затрат на переналадку оборудования при выпуске деталей и изделий широкой номенклатуры.
Принцип оптимальности состоит в том, что выполнение всех процессов по выпуску продукции в заданном количестве и в сроки осуществляется с наибольшей экономической эффективностью или с наименьшими затратами трудовых и материальных ресурсов. Оптимальность обусловлена законом экономии времени.
Принцип профилактики предполагает организацию обслуживания оборудования, направленную на предотвращение аварий и простоев технических систем. Это достигается с помощью системы планово-предупредительных ремонтов (ППР).
Принцип электронизации обусловливает широкое использование возможностей ЧПУ, основанных на применении микропроцессорной техники, что позволяет создавать принципиально новые системы машин, сочетающие высокую производительность с требованиями гибкости производственных процессов. С помощью ЭВМ и промышленных роботов, обладающих искусственным интеллектом, можно выполнять самые сложные функции в производстве без участия в нем человека.
Использование мини- и микроЭВМ с развитым программным  обеспечением и многоинструментальных станков с ЧПУ позволяет выполнять все операции по обработке деталей или большую их часть с одной установки на станке за счет автоматической смены инструментов. Набор режущего инструмента для такого станка может достигать 100 – 120 единиц, которые устанавливаются в револьверной головке или инструментальном магазине и сменяются по специальной программе.
Принцип стандартизации предполагает широкое использование стандартизации, унификации, типизации и нормализации при создании и освоении новой техники и новой технологии, что позволяет избегать необоснованного многообразия в материалах, оборудовании, технологических процессах и резко сократить продолжительность цикла создания и освоения новой техники (СОНТ).
При проектировании производственного процесса или производственной системы следует исходить из рационального использования выше изложенных принципов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема. 1.2. Сущность и составляющие производственной инфраструктуры. Функциональные подразделения, обеспечивающие основной производственный процесс.
В современной  экономической теории анализ инфраструктуры – актуальная тема. Впервые понятие  «инфраструктура» появилось в буржуазной политэкономии в конце 40-х гг. 20 века, а в России только в 70-е  годы. Это было связано, с одной  стороны, процессами усугубления общественного разделения труда, а с другой стороны – невозможностью полноценного развития инфраструктуры только через рыночный механизм.
В отечественной  экономической литературе нет единого  мнения относительного понятия инфраструктуры. Наиболее обобщенным определением инфраструктуры в отечественной экономической литературе можно считать следующее: «Инфраструктура – это совокупность вспомогательных отраслей (подотраслей) производственной и непроизводственной сферы».
Результативность  хозяйственной деятельности предприятия определяется уровнем организации не только основных производственных процессов. В условиях постоянного совершенствования технической базы производства все большую значимость приобретают проблемы рациональной организации вспомогательных и обслуживающих процессов, т. е. развитие инфраструктуры предприятия.
Инфраструктура (от лат. infra –ниже, под и struktura –построение, размещение) — это совокупность составных частей любого объекта, имеющих  подчиненный (вспомогательный) характер и обеспечивающих условия для нормальной работы объекта в целом.  Процесс формирования инфраструктуры, как сферы общественного производства прошел ряд этапов:
    Отделение ремесла от земледелия;
    Появление городов;
    Отделение торговли от земледелия и промышленности;
    Вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий и видов деятельности;
    Увеличение привлеченных людских ресурсов.
Производственная  инфраструктура является объективно существенной экономической категорией, способствующей процессу расширенного производства.
При становлении  любого типа экономики, главенствующую роль, как правило, отдают производству, которое является основой для  развития общества. Это определяет первоначальное значение производственной инфраструктуры.
Под производственной структурой предприятия или фирмы принято понимать состав его производственных сооружений, филиалов, цехов, хозяйств и служб, формы их специализации и взаимосвязи.
Структура зависит от следующих факторов:
    Характер продукции – конструктивные особенности изделий, трудоемкости их изготовления;
    От типа производства;
    От масштабов производства, которое определяют: размеры предприятия, объем годового выпуска продукции, численность служащих, стоимость ОПФ, формы специализации производственных подразделений, степень кооперации с другими предприятиями.
Существуют  две главные формы специализации:
      Технологическая;
      Предметно-замкнутая.
При первой – цеха и участки специализируются на выполнении однородных технологических  процессах и операциях. По этому  принципу построены многие заготовительные, механообрабатывающие, термические цеха. Форма является традиционной: высокий уровень исполнителей, качество продукции, простота технического оборудования.
При второй форме подразделения специализируются на полном изготовлении одной или  нескольких групп конструктивных и технологически однородных деталей. Достигается максимальная замкнутость производства. Характерно для крупного и массового производства.
Промышленные  предприятия характеризуются определенным составом технико-экономических признаков, отличных от других сфер деятельности:
    Финансово-экономическая самостоятельность – законченность бухгалтерского баланса, права юридического лица, собственный расчетный счет в банке, право образования различных фондов.
    Производственно-техническое единство – соответствие располагаемого технологического оборудования к характеру производства определенной продукции.
    Законченность всех технологических процессов и внутренних производственных связей.
    Единство технического и производственного руководства в лице главного инженера.
В соответствии с видами производственных процессов  цеха разделяются на: основные, вспомогательные  и обслуживающие.
Производственная  инфраструктура характеризуется тем, что она оказывает материальные и нематериальные производственные услуги, которые носят вспомогательный характер.
Сегодня выделяют три важнейших направления развития инфраструктуры:
    Производственная инфраструктура, обсуживающее производство;
    Социальная инфраструктура;
    Инфраструктура рынка.
Под производственной инфраструктурой понимается совокупность организационно-обособленых структурных подразделений, призванных осуществлять обслуживание и обеспечение функционирования основного производства для создания материальных ценностей и их реализации по времени, месту и количеству.
Производственная инфраструктура существенно влияет на экономику предприятия. В современных условиях хозяйствования в сфере технического обслуживания производства на разноотраслевых предприятиях работает 45—50% общей численности персонала. Это обусловлено не столько большими объемами работ по обслуживанию основного производства, сколько тем, что много вспомогательных и обслуживающих операций очень сложно механизировать. 


Возрастание роли и значения производственной инфраструктуры объясняется тем, что:
    повышение уровня механизации и автоматизации производственных процессов увеличивает объемы и сложность работ по ремонту и наладке оборудования, требует расширения номенклатуры инструмента, оснастки и приспособлений;
    переход к новым технологиям и интенсификация режимов работы оборудования повышают требования к качеству и увеличивают потребность в различных видах энергии;
    усложнение производственных процессов и углубление внутрипроизводственных связей между подразделениями увеличивают объем работ по транспортировке различных грузов;
    постоянно возрастают нагрузки на коммуникационные сети природоохранные сооружения.
Для достижения высоких производственных результатов важно создать в трудовом коллективе комфортную социальную базу и благоприятный психологический климат, обеспечить социальную мотивацию труда, т. е. сформировать социальную инфраструктуру.
В целом  успешное хозяйствование в рыночных условиях является невозможно без сбалансированного развития как основного производства, так и производственной и социальной инфраструктур предприятия.
Социальная  инфраструктура  - совокупность объектов и отраслей, сфер обслуживания (транспорт, связь, торговля, здравоохранение), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения.
Инфраструктура  рынка – совокупность учреждений, организаций, различных государственных  и коммерческих фирм, обеспечивающих успешную деятельность всех видов рынка и рыночных отношений.
Существуют  следующие методы оценки инфраструктуры:
    Коэффициент Энгеля;
    Методика Беннета;
    Статистические данные;
    Экономические индексы.
Производственная  инфраструктура делится на две составляющие:
    Виды производственного обслуживания: ремонтное, транспортное, складское хозяйства и технический контроль качества продукции.
    Виды производственного обеспечения: инструментальное, энергетическое, информационно-вычислительное хозяйства и фасилити-менеджмент (современный подход к созданию нормальных производственных условий деятельности).
 
 
 
 
Тема 2. Инструментальное обеспечение  производственного  процесса. 

2.1 Организация и  планирование инструментального  обеспечения.
Задача  инструментального  хозяйства - своевременное изготовление и обеспечение производства  высокопроизводительными и экономичными  инструментами  и технологической оснасткой,  а также поддержание их в работоспособном состоянии  в  период эксплуатации.
Работа по обеспечению  инструментами  и  технологической оснасткой выполняется  подразделениями  инструментального  хозяйства и ведется по двум направлениям: 
- инструментальное производство; 
- инструментальное обслуживание.

Структура инструментального  хозяйства представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Структура  инструментального хозяйства
Функции инструментального  хозяйства: 
1) разработка нормативов потребления инструмента и оснастки; 
2) планирование, изготовления, приобретения, ремонта инструментов и оснастки; 
3) изготовление инструментов и оснастки; 
4) приобретение; 
5) организация хранения и обслуживание цехов; 
6) ремонт и восстановление; 
7) заточка; 
8) утилизация; 
9) надзор за надлежащим использованием.

Планирование  и нормирование потребности  в  инструменте и технологической оснастке
Потребность предприятия в инструменте и  технологической  оснастке (далее в инструменте) складывается из расходного и оборотного фондов.
Расходный фонд - это годовая потребность в инструменте для выполнения запланированного объема и номенклатуры продукции. Расчет потребности по каждому виду инструмента ведется по утвержденным нормам расхода и годовой производственной программы.
Оборотный фонд - запас инструментов (Zоб) для обеспечения нормальной работы  производства, образующийся: 
- из складских запасов в ЦИСе и ИРК (Zскл); 
- эксплуатационного фонда на рабочих местах (Zр); 
- инструментов в заточке (Zз); 
- инструментов в ремонте (Zрем); 
- инструментов на контроле (Zк).

Zоб = Zскл + Zр + Zз + Zрем + Zк.
Размер запасов  в основном устанавливается по системе "максимум- минимум",  то есть каждый вид инструментов имеет три нормы запаса: 
- максимальный Zmax
- минимальный Zmin
- запас в "точке заказа" Zт.з.

Эти нормы  запаса рассчитываются по формулам:
Zmax = Rдн Tпз + Zmin
Z
min = Rдн Tс.изг
Z
т.з  = Rдн Tн.изг,

где Rдн - среднедневная потребность ИРК цехов в данном инструменте (шт); 
Tп.з - периодичность пополнения запаса ( дн.); 
Тс.изг и Tн.изг - время срочного и нормального изготовления партии инструментов или приобретения  партии  покупных инструментов (дн).

Запас точки  заказа (Zт.з) отражает такую величину  запаса, при которой  должен выдаваться заказ на изготовление или приобретение инструментов. Объем партии заказа (Zпарт) равен
Zпарт = Zmax - Zmin.
Изготовление  инструментов. Если предприятие не может приобрести необходимые ему инструменты на специализированных инструментальных заводах или такое приобретение дороже собственного производства, то изготовление такого инструмента осуществляет в собственных инструментальных цехах. Обычно,  инструментальные цехи организуются по технологическому принципу. В их состав входят отделения или участки: станочное, слесарно-сборочные, лекальные, шлифовально-заточные, заготовительные, термические, контрольные, восстановления инструментов, измерительная лаборатория, кладовые и т.д.
Специализация подразделений цеха зависит от вида основной продукции предприятия  и ее объемов.
Приобретение  инструментов является функцией бюро покупных инструментов.
Организация инструментального обслуживания непосредственно в производственных подразделениях предприятия предполагает бесперебойное снабжение рабочих мест  инструментами, их правильную эксплуатацию, своевременный и качественный ремонт.
Рабочие места  производственных цехов обслуживают ИРК, в функции которых  входит: 
- получение из ЦИС (ЦАС) инструментов; 
- организация их хранения и учета; 
- выдача на рабочие места; 
- организация ремонта и восстановления инструментов; 
- организация контроля; 
- списание пришедших в негодность инструментов.

В ЦИСе (ЦАСе) хранится основная часть запасов  инструментов предприятия.
Ремонт  и восстановление инструментов производится, в зависимости от их особенностей и количества, либо в ремонтных отделениях, расположенных непосредственно в цехах основного производства, либо на специализированных участках инструментальных цехов.
Заточка инструментов. Для заточки инструментов в цехах организуются заточные отделения. Заточки сложных инструментов, требующих специального  дорогостоящего оборудования (червячные фрезы, шеверы, долбяки, протяжки, резцовые головки для конических винтовых колес и т.д.), производят централизованно в инструментальных цехах.
Одной из важных функций является организация технического надзора за эксплуатацией инструментов:
- их состояния; 
- соблюдением правил эксплуатации; 
- выполнением правил хранения; 
- правильной заточкой и т.д.
 
 
 

2.2. Содержание и организация  энергетического  обеспечения.
Задачи энергетического хозяйства предприятия: 
- обеспечение бесперебойного снабжения производства всеми видами энергии; 
- наиболее полное использование мощности энергоустройств и их содержание в исправном состоянии; 
- снижение издержек на потребляемые виды энергий.

В зависимости  от особенностей технологических процессов  на предприятиях потребляются различные виды энергий и энергоносителей, для обеспечения которыми и создается  энергетическая служба. Это электроэнергия, тепловая энергия (перегретый пар, горячая вода), сжатый воздух, газы (природный газ, углекислота, аргон, азот, хлор, кислород, водород), вода разной степени очистки, а также централизованные системы отопления, канализации (ливневой, сточной, фекальной, химически загрязненной), вентиляции и кондиционирования воздуха.
Примерная структура энергетической службы приведена  на  рис. 2.2.

Рис. 2.2. Структура  энергетической службы предприятия
Функции энергетической службы предприятия: 
- разработка нормативов, касающихся  энергетической службы; 
- планирование потребности во всех видах энергии и энергоносителей, составление энергетического баланса предприятия; 
- планирование ППР оборудования; 
- планирование потребности в запчастях; 
- организация выработки (обеспечения) предприятия всеми видами энергии; 
- оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами энергии; 
- организация ремонтных работ оборудования; 
- разработка технической документации для проведения монтажных, ремонтных работ оборудования и энергетических коммуникаций (сетей); 
- организация обслуживания энергетического оборудования, сетей, линий связи; 
- контроль за качеством ремонтных работ; 
- организация монтажных, пусконаладочных работ нового оборудования, демонтаж и утилизация списанного энергетического оборудования; 
- надзор за правилами эксплуатации оборудования; 
- контроль за расходами всех видов энергии.

Расчет  потребности  в энергии и энергетический баланс предприятия
Организация и эксплуатация энергохозяйства  основаны на планировании производства в энергии и определении  источников ее покрытия. Потребность в энергоресурсах устанавливается на основе норм их расхода и годовой программы выпуска продукции.
Кроме расхода  энергии на производственные цели, учитываются ее затраты на освещение, вентиляцию, отопление, а также потери энергии в заводских сетях. Потребность в технологической  энергии рассчитывается исходя из норм расхода по операциям или видам оборудования.
Энергетический  баланс  предприятия составляется в виде таблицы (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Энергетический баланс предприятия
Вид энергии Потребность в год
Источники получения
Собственное производство Сторонние источники
Электроэнергия 100 млн. кВт.ч. - 100 млн. кВт.ч
Тепловая  энергия 32 Гкал 12 Гкал 20 Гкал
Вода питьевая 100 000 м3 80 000 м3 20 000 м3
и т.д.         
 
 
 
 
2.3. Содержание и организация  информационной инфраструктуры  фирмы.
В деятельности практически любого предприятия, как  малого, так и крупного, как специализирующего  на оказании услуг или продажах, так и на производстве высокотехнологичной продукции, необходимо добиться синергии в производственном процессе, обслуживании клиентов, реализации комплекса маркетинговых мероприятий, да и в целом в осуществлении всех функций. Отсюда, информационные технологии (понимание необходимости использования которых осознано уже вне сомнения всеми компаниями, желающими добиться успеха) не просто ведут к повышению эффективности, а скорее могут расцениваться как значимый нематериальный актив компании - однако только в том случае, когда они используются не разрозненно, а интегрировано, и представляют собой единую информационную инфраструктуру.
Информационная  инфраструктура представляет собой  систему организационных структур, обеспечивающих функционирование и  развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.
Информационная  инфраструктура:
    включает совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи;
    обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам.
Информационная инфраструктура может быть определена как социо-техническая конструкция, включающая экономических агентов, ресурсы и процессы, обеспечиваемые информационно-коммуникационными технологиями, и простирающиеся за границы бизнес-сети фирмы. Другой термин, которому придается в данном случае то же значение - социо-технические сети( socio- technical networks).
Информационная  инфраструктура различных компаний может быть как внутренней, так  и внешней. Внутренняя инфраструктура больше характерна для высокотехнологичных  компаний, в основном производственного характера. Главная цель таких компаний – обеспечить качество продукта, соответственно принцип построения информационной инфраструктуры более детерминирован. Внешняя инфраструктура характерна для компаний, занимающихся продажами или оказанием услуг (например, банковская сфера), у таких компаний много клиентов и главной их целью является продать продукт/услугу как можно большему числу клиентов. В связи с этим информационная инфраструктура строится на принципе случайности.

Свойства  и особенности информационной инфраструктуры

Характерно, что в условиях стабильного развития информационная инфраструктура (ИИ) как  бы «находится в тени»: невидимое  в нормальных условиях качество хорошо работающей ИИ становится видимым в  случае аварии (например, отключения энергии). Именно поэтому проблема построения эффективной информационной инфраструктуры остается актуальной. Построение больших ИИ, все элементы которых связаны между собой, требует значительного времени. При этом построение ИИ не может быть окончательным: с течением времени появляются новые требования, к которым инфраструктуры должны адаптироваться. Адаптация и изменения носят скорее эволюционный характер: невозможно изменить всю инфраструктуру целиком в один момент (новая версия ИИ всегда опирается на старую). Здесь, как и при построении любой бизнес-стратегии, необходимо использование механизма постоянного совершенствования, отслеживания новых возможностей и решений.
Важнейшим свойством информационной инфраструктуры является открытость: с одной стороны, в системах нового поколения практически  отсутствуют технологические ограничения  на число охваченных ИТ-системой пользователей, вендоров, областей приложения, операторов сети; с другой стороны, системы такого уровня способны эффективно функционировать только при условии, что обмен информацией происходит с высокой степенью интенсивности, и доля информации, сохраняемой «в секрете», в идеале стремится к нулю.
Таким образом, информационная инфраструктура это не просто структура, предназначенная для усовершенствования или автоматизации чего-либо существующего, а технология, специально предназначенная для открытия спектра новых действий.
Уже ни для  кого не секрет, что эффективность деятельности любой организации базируется на правильном и адекватном построении информационной инфраструктуры предприятия. Принципы ее построения зависят от множества факторов, среди которых сфера и специфика деятельности компании, ее цели, размеры и другие. Так, например, в настоящее время уже самые маленькие компании (с числом сотрудников в несколько человек) имеют в той или иной форме корпоративную сеть для обмена файлами между сотрудниками, но и в таких небольших компаниях эффективность может быть значительно увеличена при умелом использовании необходимых в настоящий момент информационных систем. Развитие информационных технологий становится ядром преобразований в компании, а рынок информационных систем остается одним из самых быстрорастущих, предлагая все новые возможные варианты построения информационной инфраструктуры.

Технология CRM

Серьезный анализ темы CRM (Customer Relationship Management) начался еще в середине 50-х годов, однако к созданию таких систем западные компании приступили около 15 лет назад. Разработка CRM-систем изначально велась в крупнейших компаниях - лидерах рынка, в течение почти 10 лет системы имитировались и отлаживались и, в результате, в начале 90-х годов возник спрос на такие решения. Сначала подобные программы помогали отдельному продавцу в его ежедневных трудах. Такие программные системы получили название Управление контактами (Contact Management). С развитием компьютерных систем, появлением сетей, системы Contact Management "выросли" и превратились в системы автоматизации деятельности отделов продаж- Sales Force Automation. Следующая ступенька развития программных систем в этом направлении - появление CRM-систем или автоматизация деятельности компании во всем многообразии ее взаимоотношений с Заказчиками. Такие системы охватывают весь цикл работы с клиентами, от первого контакта до сервисного обслуживания. Стандартные системы такого класса, кроме упомянутых выше систем типа Contact Management и Sales Force Automation должны включать еще два типа систем: Customer Support и Quality Management.
К определению CRM можно подойти с разных сторон. В разрезе информационных технологий Customer Relationship Management представляет собой  набор определенного ПО и технологий, позволяющих автоматизировать и  совершенствовать бизнес-процессы в области продаж, маркетинга, обслуживания и поддержки клиентов. C другой стороны, по определению PriceWaterhouseCoopers СRM - это стратегия, нацеленная на создание долговременных и прибыльных взаимоотношений с Заказчиками через понимание их индивидуальных потребностей. Таким образом, CRM представляет собой стратегию, которая может быть выбрана в качестве направления развития бизнеса практически любой компанией, то есть концепция CRM предлагает определенный подход к построению бизнеса, а не просто способ автоматизации отдельных процессов.
Системы CRM наиболее эффективны там, где компаниям  приходится работать с большим количеством  клиентов, причем работа с клиентом носит долгосрочный характер и предполагает многократную продажу продуктов/услуг. Именно поэтому ключевыми рынками для CRM стали: банки, телекоммуникации, страхование, оптовая и розничная торговля, услуги, фармацевтика, производство. Таким образом, общепринятое мнение, что технологии CRM как раз наиболее приемлемы для предприятий с внешней инфраструктурой, то есть, они помогают наладить такие взаимоотношения с клиентами, чтобы обеспечить максимальные продажи товаров/услуг. Однако можно предположить, что такие технологии применимы и для промышленных предприятий, которые также должны быть заинтересованы в реализации произведенной продукции, хотя конечно функции планирования ресурсов и повышения качества имеют достаточно большой приоритет.
Что касается сегодняшней ситуации на рынке, то в  настоящее время до 90% предприятий  планируют инвестиции в CRM. Столь высокий уровень объясняется многочисленными реальными примерами прибыльности технологий этого класса. По данным Technology Evaluation, в последующие пять лет компании потратят около 150 млрд. евро на то, чтобы в корне модернизировать свои сбыт, маркетинг и обслуживание. CRM-инструментарий станет центром этих преобразований, поскольку технология CRM может стать ключевым моментом в построении информационной инфраструктуры предприятия, отражая наиболее современные тенденции бизнеса, заключающие в ориентации на клиента. Области, которые традиционно принято относить к "сфере влияния" CRM, – сервис, маркетинг и продажи. Совместная информационная поддержка этих трех направлений позволяет взглянуть на бизнес в новом клиентоориентированном ракурсе.
Следует отметить, что в настоящее время существует огромный разрыв между концепциями данных технологий и существующими продуктами, а тем более внедренными системами. Концепция CRM строится на обеспечении возможности комплексного обслуживания клиентов, начиная от идентификации потенциальных клиентов, их ведения, заключения договоров до приема заказов, предоставления услуг, выставления счетов и последующей поддержки. Задачей CRM-продуктов является интеграция этих процессов и предоставление пользователю информации в унифицированном виде. На практике же большинство продуктов рассматриваются как дополнительный элемент в IT-архитектуре предприятия, реализующий ту или иную отдельную функцию, но редко обеспечивающий интегрированную систему.

Построение  информационной инфраструктуры с помощью CRM

Формирование  информационной инфраструктуры должно в первую очередь рассматриваться  не как автоматизация отдельных  процессов, а как комплексная  и долгосрочная стратегия развития компании. Ядром данной стратегии  может стать клиентоориентированный подход, реализованный с помощью технологии CRM. Применимость CRM-подхода в данном случае представляется наиболее актуальной в связи со все возрастающим пониманием компаниями их социальной ориентации, а именно того, что они существуют для удовлетворения определенных потребностей общества.
Социальный  аспект построения внешней информационной инфраструктуры заключается в том, что данная инфраструктура будет  использоваться всеми сотрудниками организации, а также будет оказывать  определенное влияние на клиентов, как реальных, так и потенциальных, а, следовательно, и на общество, как потребителя продуктов/услуг компании. Например, такие кампании как Oracle, Microsoft, IBM, Intel, ориентированные на массового пользователя, продукция которых глубоко вошла в жизнь общества, влияют и на социальную структуру общества, а, следовательно, построение информационной инфраструктуры носит социальный характер, или имеет место социо-инфраструктура. Наконец, организационный аспект построения внешней информационной инфраструктуры во многом связан с социальным (ответственность перед сотрудниками) и стратегическим, и заключается в том, что инфраструктура должна быть интегрирующим звеном в цепи взаимоотношений компании, общества, ее сотрудников.
Следовательно, формируя информационную инфраструктуру, компания должна в первую очередь определить стратегическое направление своего развития, исходя из специфики деятельности и того влияния, которое компания оказывает на общество в лице своих клиентов. И затем уже определяется технологическое решение, наиболее подходящее поставленным целям деятельности и определенным ориентирам. Также следует помнить, что информационная технология, ставшая ядром инфраструктуры, должна постоянно развиваться по мере развития компании, быть восприимчивой к изменениям окружающей среды и адекватно реагировать на них. Тем самым информационная инфраструктура станет тем конкурентным преимуществом, которое позволит добиться наилучших результатов. 
 
 
 
 

2.4. Сущность и содержание  централизованного  управления инфраструктурой  организации (фасилити  менеджмент). 

Фасилити  менеджмент (ФМ) представляет собой  практический метод, который предусматривает  анализ, документирование и оптимизацию  всех, значимых с точки зрения затрат, процессов, протекающих в зданиях, сооружениях и других объектах, с  учетом реальных рабочих мест и интересов пользователя (собственника) здания. При этом речь идет не столько о кратковременном снижении затрат, сколько о выработке предпосылок для уменьшения их в будущем.
Существует  достаточно много определений и  толкований термина ФМ, которые по содержанию лишь частично отличаются друг от друга. Приведем вначале четыре наиболее известных, в качестве исходного пункта для дальнейших рассуждений:
Фасилити  менеджмент – это практика координации  реальных рабочих мест с людьми, с работой организации. При этом ФМ объединяет в себе основы экономики предприятия, архитектуры, инженерии и управления персоналом (американский подход);
Фасилити  менеджмент – это цельная стратегическая программа по поддержанию в постоянной готовности всех систем и подсистем  здания и соответствия их изменяющимся требованиям (европейский подход);
Фасилити  менеджмент – это рассмотрение, анализ и оптимизация всех значимых, в смысле затрат, процессов вокруг здания, любого другого объекта или  проведенной на предприятии работы (услуги), которые не относятся к основной деятельности организации (немецкий союз фасилити менеджмента);
Фасилити  менеджмент – это совокупность всех работ (услуг) для оптимального использования  производственной инфраструктуры объекта  на основе единой стратегии (ассоциация менеджеров Германии).
Обобщая представленные выше формулировки, можно сказать, что  ФМ - это направление менеджмента, которое базируется на следующих  понятиях: цельность, четкость и жизненный  цикл. Таким образом, можно трактовать ФМ как стратегическую концепцию для организации, управления и эффективного использования всех материальных ресурсов внутри здания. Под материальными ресурсами (Facilities) понимаются все земельные участки, здания, строения, инфраструктура, приборы, машины и т.д. Эти ресурсы представляют собой, с точки зрения экономиста - средства производства, бухгалтера – материальные активы, юриста – движимое и недвижимое имущество. При этом рассматриваются административные и промышленные здания, магазины и др. виды недвижимости.
Рассмотрим составляющие ФМ более подробно.
Первый существенный аспект ФМ - это цельное, всестороннее рассмотрение и учет всех материальных ресурсов с различных позиций. Если раньше, например, для решения вопросов внутри отдельных служб предприятия  информация использовалась и была достаточной только в пределах их собственных полномочий и компетенции, то сейчас в центре внимания находится соответствующий ресурс, который рассматривается всеми с различных точек зрения. Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что приходится "видеть дальше собственного носа".
ФМ соединяет  в себе не только технические или  экономические задачи, но и практически  координирует их между собой, что  является самым важным.
Следующий аспект - это взаимоотношения между  собственником и пользователем здания, объекта. Оба они имеют совершенно различные точки зрения на имеющуюся в их распоряжении недвижимость и ожидают соответственно противоположные результаты. Собственник (инвестор) рассматривает ее как объект инвестиций и держит в фокусе ожидаемую ренту. Пользователь - напротив ожидает оптимальной поддержки производственных процессов, протекающих в здании, хорошего сервиса, соответствующего качества, а главное – низких затрат. Отсюда становится понятно, почему жизненный цикл является немаловажной составляющей ФМ. ФМ принимает во внимание каждую отдельную фазу жизненного цикла материального ресурса, например, если это здание, то оно рассматривается от момента его замысла, через проектирование, строительство, передачу пользователю, эксплуатацию, до момента его реконструкции или сноса. Известно, что затраты, возникающие при эксплуатации здания, могут быть предусмотрены уже на стадии проектирования и приблизительно равны сметной стоимости строительства через 7 лет после начала эксплуатации. Кроме того, при среднем сроке жизни здания 50 лет, период его эксплуатации равен 45 лет и затраты на содержание и эксплуатацию составляют 80-90% всех затрат.
Третья составляющая ФМ - это четкость, ясность всех процессов  внутри предприятия. Цель – кристально прозрачное предприятие, в котором постоянно имеется вся информация о материальных ресурсах и их использовании.
Задачи фасилити менеджмента:
Первая задача – экономия средств при эксплуатации здания. Она достигается двумя  путями: сокращением затрат на потребляемые зданием ресурсы, в первую очередь энергетические, и оптимальным размещением оборудования и персонала.
Вторая задача – обеспечение комфортного выполнения протекающих в здании бизнес-процессов, в первую очередь поддержание  в помещениях оптимальных параметров окружающей среды.
Третья, но далеко не последняя по значению задача, - способность служб и подсистем  здания предотвращать возникновение  экстремальных ситуаций, а при  их появлении – предотвращать  или сокращать до минимума материальные потери.
С технической  точки зрения все три задачи связаны  между собой. В то же время организационно они могут в определенной степени  вступать в противоречие друг с другом. Например, обеспечение режима безопасности в здании может вступить в конфликт с требованием простоты перемещения сотрудников внутри него. Таким образом, необходимо взвесить все "за" и "против" для нахождения разумного баланса.
Выделяют  три направления фасилити менеджмента:
Техническое управление зданием включает в себя все работы, которые необходимы для содержания и оптимальной эксплуатации строительных и технических приборов здания:
    Управление энергоснабжением и энергосбережением;
    Управление техническим обслуживанием сантехники, лифтов, систем вентиляции и кондиционирования, освещения сигнализации;
    Управление сетями ЭВМ;
    Управление системой удаления отходов.
Управление  инфраструктурой здания охватывает весь комплекс услуг, которые улучшают практическое использование здания:
    Управление организацией рабочих мест;
    Управление системой безопасности;
    Управление отдыхом и системой питания персонала;
    Управление средствами связи;
    Управление эвакуацией и переездами;
    Управление уборкой помещений.
Коммерческое  управление зданием включает все  работы (услуги) из технического управления и управления инфраструктурой с точки зрения экономики недвижимости:
    Управление проектами ремонтам реконструкции;
    Управление договорами по эксплуатации;
    Управление арендой;
    Управление закупками и использования инвентаря;
    Сметы расчёты, контроль финансов.
Все три  вышеперечисленных направления должны рассматриваться в контексте площадей, которыми обладает организация, занимающая объект недвижимости. Как известно, любая организация состоит из трех подсистем: производственной, административной и подсистемой их обеспечения.
Управление  производством никогда не связывает  напрямую создание благоприятных условий  труда с экономическим выгодами, поэтому все жизнеобеспечивающие  функции закреплены за различными подразделениями  организационной структуры. В основном все они находятся в ведении главного инженера. Их делят между собой отдел главного энергетика, отдел главного механика, хозяйственный отдел, отдел охраны труда, служба вневедомственной охраны.
Практически любая организация обладает сегодня  большим набором различных сервисных служб, управление которыми во многом сводится координацией усилий этих подразделений. Все эти службы, заметно различающиеся между собой, должны действовать не порознь, а как единый комплекс. Однако, в подавляющем большинстве российских организаций, они функционируют автономно вне всякой координации с друг другом. Подчинение одному административному лицу (замдиректора по общим вопросам или проректору по хозяйственной части, или управляющему делами и т.п.) не устраняет того факта, что каждая служба ревностно оберегает собственную "территорию". Вся сервисная часть организации в целом представляет достаточный механический набор служб, выполняющих свои узкопрофессиональные обязанности. А это одна из причин того, что многие направления и сферы деятельности организации на сегодняшний день ускользают из поля зрения сервисных служб. Только в том случае слаженного функционирования возможно достижение ими своей задачи. Таковой является периодическое снижение внутренних издержек организации. Именно это должно являться ключевым моментом в работе специалиста по управлению службами обеспечения. Так, например, важными направлениями экономии внутренних непроизводственных затрат могут являться такие мероприятия, как: организация внутреннего пространства, обеспечение оптимальной конфигурации инженерных и информационных сетей, организация эффективного рабочего места.
Современной тенденцией является также нежелание  организации содержать в своем  составе весь комплекс служб обеспечения. Все больше и больше организаций  для выполнения функций, которые обычно возлагались на штатных сотрудников, нанимают консультантов со стороны или привлекают для этой цели более мелкие фирмы. Например, предпочитают выводить за штат или передавать другой организации обслуживающий персонал: уборщиц, водителей, курьеров, охрану и т.д. Происходит это по двум причинам: во-первых, чем меньше численность сотрудников, тем меньше фонд заработной платы и тем меньше налогов платит организация; во-вторых, меньше фонд заработной платы – меньше себестоимость продукции. Данное направление получило название - оутсерсинг (outcourcing).
Другим интересным направлением является контрактинг (contracting), когда администрация муниципального образования заключает специальный договор с фирмой-производителем конкретного оборудования (например, систем отопления, вентиляции и кондиционирования): администрация – фирма-производитель – муниципальное учреждение, который позволит снизить соответствующие затраты в муниципальных учреждениях (школах, дворцах культуры, театрах) за счет установки современного оборудования с последующим выкупом его администрацией. После полной оплаты установленного оборудования оно переходит в собственность администрации, а само муниципальное учреждение значительно снижает свои затраты на данный ресурс и тем самым уменьшает нагрузку на местный бюджет.  
 
 
 
 
 

Тема 3. Инфраструктура обслуживания производственного  процесса

3.1. Организация и  планирование ремонтного  обеспечения

Задача  ремонтной службы предприятия - обеспечение постоянной работоспособности оборудования и его модернизация, изготовление запасных частей, необходимых для ремонта, повышение культуры эксплуатации действующего оборудования, повышение качества ремонта и снижение затрат на его выполнение.
Ремонтную службу предприятия возглавляет  отдел главного механика предприятия (ОГМ). Структура ремонтной службы представлена на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Структура  ремонтной службы предприятия
Функции ремонтной службы предприятия:
- разработка нормативов по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.