На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Лоббирование как социальная технология

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Лоббирование  как социальная технология 
 

История вопроса
Процесс лоббирования интересов неизбежно проявляется  в обществе с момента образования  государственной власти. Понятия  «лобби», «лоббист», «лоббирование» пришли из англоязычной политической лексики, а в английский язык из средневековой латыни. Первоначально понятие «лобби» употреблялось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях, а в 40-х годах XVII столетия так называли вести-бюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента. В лобби депута-ты уходили голосовать и там они имели возможность встречаться с другими заинтере-сованными в их деятельности лицами, которые не допускались на пленарные заседа-ния этой палаты. Что касается американской истории, то возникновение термина за-фиксировано довольно точно: в нынешнем, политическом значении слово «лобби» появилось в 1808 г. в протоколах конгресса 10-го созыва. В последующие десятилетия возникли его производные - «лобби», «лоббист», «лоббирование» - и примерно с сере-дины прошлого века эти термины стали наиболее употребительными в американском политическом лексиконе.
Лоббированием называют процесс влияния заинтересованных групп на принятие решений властными  структурами. Вокруг понимания данного  термина нет особых споров ни у  ученых, ни у практиков. Небольшие разногласия имеются не в принципи-альных, а в частных оценках этого явления.  

А именно:
1. Кто является  субъектом лоббистской деятельности: «группы интересов»; «группы давления»  и т.п.
2. Какие у  данного явления правовые основы и  как оно вписывается в мо-рально-этические нормы.
3. Чьи интересы  на самом деле отстаивают субъекты  лоббирования: обще-ственные; интересы  заказчика или свои собственные. 
Артур Бентли, основатель плюралистической теории групп, использовал  катего-рию групп интересов как инструмент для объяснения политического процесса. Его объяснения были столь механистичны, что даже использовали некоторые заимство-ванные термины из физики.  Конкуренция между группами в лоббировании своих ин-тересов считалась условием, обеспечивающим свободу и справедливость без обраще-ния к концепциям «социальных интересов», «общественных интересов» или «общего блага». Результаты политических решений объясняются теорией групп давлением, оказываемым на государство. Как отметил один из «плюралистов» Латам Е.: «Каждый нормативный документ представляет собой некий компромисс, поскольку разрешение межгрупповых конфликтов - это процесс обсуждения и поиска согласия» . В плюрали-стической теории встречаются и такие утверждения, как: «... правительство ожидает, что его решения будут лоббироваться» .
В отечественной  научной литературе известен ряд  работ, где лоббирование вы-ступает  объектом исследования. Среди них - монография Зяблюка Н.Г. «Практика  лоббистской деятельности в США» . Автор предлагает всесторонний анализ сущности лоббизма, формы его проявления, методы воздействия на органы государственной вла-сти, рассматривает его организационную структуру, кадровый состав и т.д. Проблемы лоббирования в России затрагиваются в работах о системе представительства различ-ных интересов, группах интересов, взаимодействии предпринимательских структур с органами государственной власти. Исследование Зудина А.Ю. направлено на описание системы представительства бизнеса в России и определение политических стратегий групп давления бизнеса при взаимодействии с государством. Среди них особо выделя-ется стратегия лоббизма, а также и стратегии власти в отношениях с группами давле-ния бизнеса, что вносит определенный вклад в формирование механизма взаимодейст-вия бизнеса и государства . Перегудов С.П. и Семененко И.С. также особо выделяют при изучении лоббизма группы экономических (бизнес-) интересов . Довольно обшир-на литература о заинтересованных группах в постсталинском СССР. Наиболее извест-ны исследования Лепехина В.А. , работа авторского коллектива под руководством Нещадина А.А. . Ряд авторов признают лоббизм как неустранимый элемент регуляции политических, социальных и экономических процессов в современных обществах. С их точки зрения, степень стабильности демократических преобразований определяется мерой социального признания и юридического регламентирования лобизма . и т.д.
Исследователями признается, что лоббизм - объективное  явление демократиче-ской политической системы, неизбежная принадлежность общества, которое допускает плюрализм в качестве нормы своей жизнедеятельности. В той или иной форме лоб-бизм фактически существует в любом обществе, но степень развитости его самого, ци-вилизованности, интенсивности использования и продуктивности зависят от характера политического режима, структуры политической системы, политической культуры, исторических традиций и других особенностей каждой конкретной страны. Лоббиро-вание в сущности не ограничивается только взаимодействием частных организаций и государства. В литературе существует ряд работ, посвященных проблеме лоббирова-ния внутри организации, когда, например, борьба за ренту рассматривается, как сопер-ничество менеджеров отделов фирмы, руководство которой пытается заставить ме-неджеров отделов потратить их время на продуктивную деятельность, а не на непро-дуктивное присвоение ренты. 
Общим же нормативным  показателем интенсивности и  результативности лобби-стской деятельности являются разрешающие способности  политической системы, под каковыми понимаются, прежде всего, количество и качество имеющихся в ней точек доступа, воспользовавшись которыми группы интересов могут включиться в процесс принятия решений органами государственной власти.
Этап углубленного изучения лоббирования в российской политологии начинается с 1995 года - предпринимаются попытки теоретического осмысления роли и функций лоббистской деятельности в политической системе. Это связано с подготовкой и обсу-ждением депутатами Государственной Думы законопроекта о лоббистской деятельно-сти, существенно повысившего интерес политологов к теме лоббирования. В связи с этим появился ряд научных публикаций, содержащих материалы по зарубежному опы-ту, а также работы чисто практической направленности (пособия, руководства), пре-имущественно выполненные практикующими лоббистами, учебными и аналитически-ми центрами.  Также уделяется внимание анализу групп интересов отечественного бизнеса, серьезно влияющим на становление политической системы страны и являю-щимся одним из ключевых ее элементов.  Поскольку эмпирические исследования лоббирования часто сталкиваются с препятствиями, вытекающими из особенностей объекта, последние издания способствуют пониманию сущности и эффектов лоббиро-вания. В последнее время все более акцентируется внимание на проблематике групп интересов как ключевых социальных акторов - участников трансформационных сдви-гов. В своей работе «Группы интересов на Западе и России. Концепции и практика» Семененко И.С. исходил из необходимости анализа сочетания политического и социо-культурного измерения их воздействия на процессы принятия решений. Такой подход дает возможность прогнозирования трансформационных процессов в условиях гло-бального мира, а также выявления российской специфики как неотъемлемой части ми-рового опыта и мирового знания о современных общественных процессах .
Среди исследователей лоббизма не возникает существенных споров о понимании некоторых  аспектов данного явления. Там, где  возникают рыночные отношения, функ-ционирующие  в рамках демократической политической системы, общество неизбежно начинает структурироваться в сторону усложнения, превращаясь по мере созревания рыночных механизмов и стабилизации демократических процессов в развитую систе-му множества разнообразных, хорошо организованных экономических и иных группо-вых интересов. Между ними устанавливаются столь же сложные отношения сотрудни-чества и соперничества, продуктивного взаимодействия и суровой конкуренции. В ре-зультате постоянно формируются те или иные групповые притязания, вспыхивают межгрупповые противоречия и конфликты, удовлетворить или погасить которые во многих случаях способно только государство. Но каким образом должна функциони-ровать система принятия политических решений, чтобы эффекты неизбежно сущест-вующего процесса лоббирования были позитивны? 
Государство объективно само стимулирует у групп интересов потребности быть представленными. Следует учесть, что государственное регулирование социально-экономических процессов - это, прежде всего, бюджетное и налоговое регулирование. Бюджет всегда находится в центре политического процесса. В условиях рыночной экономики, функционирующей в демократическом обществе, групповые интересы имеют право быть представленными в органах государственной власти и всячески бу-дут стремиться к такому представительству. Для некоторых групп, далеких от "кори-доров власти", маловлиятельных либо не способных финансировать мощные кампании воздействия на государственные органы, это практически единственный шанс. 

В целом, генезис  лоббизма как политического феномена включает два важных этапа:
1. Существование лоббизма как нелегитимного явления, но реальной прак-тики.
2. Легитимизация  лоббизма и его последующее  развитие в качестве одной  из форм влияния на принятие  политических решений. 
Для сравнения  можно взять две модели: американскую и российскую. Несмотря на то, что в США еще в 1864 году термин «лоббирование» прижился и означал покуп-ку голосов в коридорах конгресса, такая практика считалась предосудительной и лоб-бизм, как явление получил правовое обоснование много позже. В России на протяже-нии многих веков государева служба считалась местом чиновничьего кормления, и лоббизм процветал как ни в одной стране мира. В советский период он существовал фактически, т.к. и в аппарате ЦК, и в Совмине лоббировались интересы министерств и ведомств, отраслей, региональных элит и других корпоративных объединений. В со-временной России лоббизм не имеет правовой основы, но реально существует и в го-раздо более широком варианте, чем парламентский лоббизм. Отметим, что во всем ми-ре этот термин связан именно с давлением на процесс принятия законодательных ре-шений. В российских условиях, нередко от исполнительной власти зависят и доступ бизнес-структур к необходимым ресурсам, и ситуация в других корпоративных груп-пах. 

Сущность социальной технологии
Под социальной технологией лоббирования мы понимаем совокупность взаимо-связанных моделей, методов и конкретных способов подготовки, организации и реали-зации комплекса законных действий представителей «организованных интересов», на-правленных на оказание ими измеримого влияния на органы государственной власти и местного самоуправления, выражающегося в принятии (или непринятии) конкретных политических решений.
Сознательно сужая  определение лоббирования рамками  закона, мы подразумева-ем, что было бы ошибочно такие незаконные методы, как подкуп, шантаж и т.д. вно-сить в понимание лоббирования, однако при анализе нельзя не принимать данные формы давления во внимание.
Под политическим решением понимается любое управленческое решение любого уровня и ветви  власти, когда одновременно существует несколько различных альтер-натив возможного решения.
Наиболее противоречивы  точки зрения авторов в отношении  субъектов лоббиро-вания. В современной  политологии лоббирование определяется через категории «группа давления», «заинтересованная группа» или сходные термины. 

Субъекты лоббирования
Основными субъектами лоббистских технологии и движущей силой лоббистской деятельности являются «группы давления», «лоббисты», отстаивающие свои особые интересы. Главным  движущим мотивом их поведения является стремление реализо-вать свой интерес путем удовлетворения запросов «заказчиков». Причем лоббист или лоббистская структура и «заказчик» могут быть как одним лицом, так и выступать нейтрально по отношению к своему заказчику, т.е. играть роль «коммуникатора-посредника». В этом случае лоббистская структура выступает, скорее, как инструмент, а лоббист - как участник процесса. В условиях отсутствия лоббизма как легитимного явления возникает большое количество промежуточных структур, осуществляющих лоббистскую деятельность в виде публичного продвижения своих идей («паблик ри-лейшнз»).
Перед тем, как  описать разновидности организаций  интересов, целесообразно рассмотреть  сферы интересов, мотивирующих организации  на политическую актив-ность. 

1. Экономические  и неэкономические (идеологические) интересы.
С точки зрения большого числа политологов, (и не только марксистов), защита экономических  интересов превалирует среди  целей политической активности. Несмот-ря на то, что многие общественные кампании напрямую не связаны с финансовыми интересами, до тех пор, пока государство вовлечено в прямое или косвенное управле-ние макроэкономикой, экономический конфликт будет определять политический про-цесс. Природа другого конфликта интересов, движущего политикой, состоит в защите не материальных, но определяющих образ жизни сообщества ценностей, таких, как политические права, свобода, безопасность, культура, мораль, религия. Эту сферу можно назвать «идеологическими интересами». 

2. Общественные  и частные интересы.
Политики, должностные лица, лоббисты зачастую апеллируют к категории "об-щественный интерес" или "общественное благо". Поэтому представляется важным по-нять, что подразумевается под данной категорией. В западной политической мысли существует старая традиция указания на понятие "общественное благо". Однако споры среди ученых, юристов и журналистов о том, что же все-таки является общественным интересом, существует ли в законодательстве определение этому понятию, существует ли вообще объективно «общественное благо», до сих пор не умолкают. В российском уголовном, конституционном праве, в некоторых нормах избирательного законода-тельства и, конечно же, в информационном законодательстве часто даются ссылки на общественный интерес при отсутствии определения понятия «общественный интерес». Вольная трактовка этого понятия позволяет в некоторых случаях манипулировать по-ведением многих людей. Самое общее определение общественного блага - это «сохра-нение и развитие сообщества». Можно использовать понимание, близкое к тому, что использует Дж.Берри в работе «Лоббирование для людей» , где под организациями «общественных интересов» понимаются группы, которые реализуют задачи, достиже-ние которых не является частной целью отдельных членов или группы членов. Под сферой же частных интересов понимается та область интересов индивида, где он дей-ствует как родитель, бизнесмен, собственник, и т.д., т.е. как член определенной рефе-рентной группы, а не член общества.
Наиболее распространенные типологии групп интересов основываются на клас-сификации интересов, приведенной выше. В политологии сложилась достаточно раз-ветвленная типология групп интересов, учитывающая разнообразные черты их строе-ния и деятельности.
По характеру  деятельности группы интересов могут  быть разделены на «одноце-левые» и «многоцелевые». Например, относящиеся к первому типу лоббирующие структуры, стремящиеся обеспечить принятие какого-либо определенного законода-тельного акта в парламенте, складываются и существуют только в связи с достижени-ем данной цели. После же результативного решения своей задачи они либо распадают-ся, либо переориентируются на другую, не менее конкретную цель. Деятельность же многоцелевых групп многопрофильна и не ограничена спецификой задач того или иного рода. Так, например, многие группы давления могут не только взаимодейство-вать с правительством по поводу принятия решений в какой-либо сфере управления, но и участвовать в избирательных кампаниях и т.д.
Когда мы рассуждаем о частных организациях в политике, прежде всего, мы ду-маем о добровольных организациях, имеющих членство. Некоторые организации име-ют индивидуальное членство, в других членами могут быть только организации, в-третьих, присутствует и индивидуальное, и коллективное членство. Чаще всего, среди членских организаций встречаются такие, как ассоциации промышленников и пред-принимателей, торговые ассоциации, профсоюзы, сельскохозяйственные группы, иные профессиональные ассоциации (в т.ч. научные общества), гражданские и правозащит-ные группы, организации социальной защиты, благотворительные организации.
 Однако, практически  половину организаций, лоббирующих  свои интересы в ор-ганах власти, составляют такие группы, как  корпорации, крупные медицинские  учреж-дения, учреждения образования,  средства массовой информации, аналитические  цен-тры - все те, кто является или может стать бюджетополучателем, либо на кого распро-страняется любое иное регулирующее воздействие государства. Эти организации, как правило, не имеют членства.
Рассмотрим на примере бюджетного процесса Санкт-Петербурга, какие могут быть субъекты лоббирования. Как правило, субъекты лоббирования отстаивают доста-точно узкие интересы. Теоретически выработка бюджета в немалой степени представ-ляет собой политический компромисс в пользу этих интересов. При этом стороны явно или неявно признают, что если бы всем силам удалось в полной мере удовлетворить свои особые интересы, государственный бюджет разросся бы до полной неуправляе-мости. Пришлось бы ввести слишком высокие налоги, либо дефицит бюджета достиг бы недопустимо высокого уровня. Процесс политического торга неизбежно приводит к появлению «выигравших» и «проигравших»; как и в любом другом переговорном про-цессе, завершающемся договором, редко бывает, что какая-то сторона остается полно-стью довольной результатом. Поскольку бюджет не может удовлетворить интересов всех, иногда говорят, что хороший бюджет представляет собой равномерное распреде-ление разочарований.
К «внешним»  субъектам лоббирования относятся, во-первых, некоторые основ-ные группы населения со специфическими интересами. Для анализа бюджетного про-цесса  в России важно понять, каким политическим влиянием обладают эти группы, а  также какие еще политически значимые общественные интересы могут играть замет-ную роль в бюджетном процессе.  

Итак,
1. Пенсионеры  и инвалиды.
Выплаты пенсионерам  и инвалидам составляют (по крайней  мере, в большинстве стран) значительную часть бюджетных расходов. В доходах  данной группы государст-венные выплаты занимают преимущественное место, поэтому пенсионеры и инвалиды крайне чувствительны к любым изменениям социальной составляющей расходной час-ти бюджета. Кроме того, они, как правило, относятся к наиболее активным избирате-лям, что и делает их весьма влиятельной силой в бюджетном процессе.
2. Бедные (или  малоимущие).
Малоимущие слои населения сами по себе не пользуются большим влиянием на принятие политически  значимых решений. Они, как правило, не имеют организован-ной структуры для защиты своих интересов, мало участвуют в деятельности политиче-ских партий и их кандидатов. Их интересы обычно представлены - если вообще пред-ставлены - другими политическими силами, ратующими за социальную справедли-вость.
В Санкт-Петербурге работает одна некоммерческая организация Благотворитель-ный фонд «Ночлежка», известная встречающейся в продаже газетой «На дне», средст-ва от продажи которой идут на помощь бездомным. Фонд «Ночлежка» совместно с го-родской Администрацией реализовывала целую программу, направленную на ту же цель. Как оценил председатель Правления этой НКО Валерий Соколов, получение средств из бюджета стало возможным благодаря длительному и сложному процессу взаимодействия руководителей фонда с профильными комитетами Администрации Санкт-Петербурга и Законодательного Собрания. Иными словами - лоббирования ин-тересов фонда и соответственно его клиентов . Сам В.Соколов неоднократно участво-вал в избирательных кампаниях, в том числе в качестве кандидата. 
3. Профсоюзы. 
Во многих странах профсоюзы представляют собой значительную политическую силу, поскольку имеют потенциальное влияние на большое число избирателей и не-редко в период выборов оказывают поддержку определенным кандидатам и политиче-ским партиям. Поскольку политические решения государства прямо или косвенно за-трагивают рост занятости в разных секторах, профессиональные союзы и ассоциации стремятся влиять на решения, участвовать в дебатах по вопросам бюджета.
4. В особую  группу следует выделить группы  интересов ветеранов Великой Оте-чественной, Афганской, Чеченской войн, молодежи (кстати, многие из групп сформи-ровались на основе Комсомола), жителей блокадного Ленинграда и другие (ЖСК, са-доводческие товарищества, Русское географическое общество). То есть такие, чье представительство было корпоративно оформлено еще в период существования СССР. Эти НКО являются старейшими получателями бюджетных средств. Ранее они получа-ли средства по программам социальной защиты и различных фондов (которые теперь включены в бюджет). Эти каналы финансирования начали «закрываться» с 1996 года и минимизировались в 1998 году. В настоящее время эти организации постепенно теря-ют свою привилегированность. Однако необходимо учитывать сохранившиеся у орга-низаций связи в органах власти, позволяющие более успешно лоббировать поправки в бюджет, и традицию особого покровительственного отношения властей к данным группам. Избираемым на должности лицам позволяет предполагать солидарное голо-сование данных групп интересов в ходе выборов их организационная оформленность и с существующие мнение об их избирательной активности.
5. Промышленность, финансовые группы.
Вне всяких сомнений, отрасли промышленности играют максимальную роль в принятии решений органами власти. Одни отрасли проявляют обеспокоенность  по по-воду особого налогового режима, затрагивающего их интересы; другие реагируют на меры государственного регулирования (которые могут отражаться или не отражаться на бюджете); третьи проявляют интерес к программам государственных поставок как потенциальному источнику прямых госзаказов; четвертые добиваются целевых госу-дарственных субсидий, практикуемых в России много лет.
6. Регионы (по  отношению к федеральному уровню) и местное самоуправление (по  отношению к региональному уровню  власти).
Во-первых, это  лоббирование включения в бюджет мер политики и программ, ориентированных на развитие отдельных территорий. Значительное число муници-пальных образований в Санкт-Петербурге серьезно зависят от регионального бюджета, являясь объективно дефицитными, и поэтому постоянно находятся в процессе лобби-рования своих интересов в органах власти Санкт-Петербурга.
7. Другие. 

Активизация множества  других внешних субъектов лоббирования наступает на определенных этапах бюджетного процесса. Все более актуальной проблемой  стано-вится охрана окружающей среды, и на эти цели могут выделяться значительные бюд-жетные ресурсы. Свои интересы в бюджете стремятся реализовать религиозные орга-низации, организации в области культуры, науки, воспитания, образования, медицины. Малый бизнес предпринимает попытки лоббировать меры, способствующие повыше-нию их прибылей. Даже проблема визового режима в Калининграде была предметом применения лоббистских технологий.
Помимо этого, следует помнить, что международные  организации, скажем, Меж-дународный Валютный Фонд или Мировой банк, могут иметь политическое влияние на страны посредством финансовых рычагов с целью реализации своих интересов.
Далеко не все  субъекты лоббирования, стремящиеся  влиять на бюджет, находятся за пределами  органов государственной власти.
С точки зрения, например, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, при-нимающего бюджет, или Губернатора, его подписывающего, каждый из отраслевых комитетов администрации  и ниже по вертикали - каждое из структурных  подразделе-ний, занимающихся разработкой бюджета, преследует свои особые интересы, реализа-ция которых зачастую возможна лишь в ущерб другим интересам. Таким образом, оп-ределенная политическая борьба идет между «организованными интересами» внутри органов государственной власти, ответственных за разработку и принятие бюджета.  

На примере  бюджетного процесса Санкт-Петербурга среди них можно выделить:
1. В исполнительной  власти (а сегодня там занятых  порядка 6000 человек, плюс на  муниципальных предприятиях - 337000 человек):
а) 23 официальных комитета, которые возглавляют ведущие члены Администра-ции. К основным влиятельным комитетам относятся:
- Комитет по  финансам, отвечающий за подготовку  и контроль бюджета, налого-вую  и инвестиционную политику и  финансовые вопросы;
- Комитет по  экономике и промышленной политике, который имеет управленче-ские полномочия для содействия развитию Санкт-Петербурга, продвижения реформ и внутренних инвестиций, а также, в частности, в сфере установления тарифной полити-ки в отношении выработки энергии, телекоммуникаций и транспортного сектора;
- Комитет по  управлению городским имуществом, отвечающий за управление и  распоряжение имуществом, принадлежащим  городу, и программу приватизации, кото-рая продолжает осуществляться.
- Комитет по  поставкам топлива и энергии и инженерной поддержке, который ведает обеспечением города топливом и водой несколькими государственным про-мышленными концернами, такими как ТЭК, Водоканал, Ленсвет, Теплоэнерго, Ленгаз, Ленэнерго.
б) 20 территориальных  управлений, являющихся административными единицами городского правительства, на определенном этапе также занимающихся составлением и последующим осуществлением городского бюджета и последующим контролем за ним.
2. В законодательной  власти (50 депутатов, имеющих помощников, плюс адми-нистративный аппарат). Непосредственно политическое влияние фракций в ходе пред-варительного рассмотрения в постоянных комиссиях и координационных группах снижено тем, что при организационном формировании этих структур путем последо-вательных соглашений достигается определенный баланс. Вместе с тем анализ поли-тических сил в Собрании может позволить предвидеть общие направления бюджетной политики. 

Основные блоки, составляющие технологию лоббирования
Конкретные элементы системы лоббирования интересов  могут быть разными, однако, имеются некоторые основополагающие блоки, составляющие технологию лоббирования. Для достижения поставленных целей нет необходимости в каждом слу-чае применять абсолютно все конструкционные блоки, а также использовать опреде-ленный порядок. В каждом конкретном случае лоббирование интересов является от-дельным проектом, обладающим всеми признаками проектной деятельности, а именно:
- наличие цели;
- изменение вещественной  системы или предметной области;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.