На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Региональный менеджмент и маркетинг

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Сочинский государственный университет туризма  и курортного дела 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине
«Региональная экономика и управление»
на тему
Региональный  менеджмент и маркетинг 
 

Выполнил  студент группы 08-згму
Балабанов Илья 
 
 
 
 
 

2011
Оглавление
Введение 4
1. Региональный менеджмент 6
1.2 Сущность и задачи регионального управления 6
1.3 Принципы и методы регионального управления 9
2. Теория, методология и социально этические проблемы регионального маркетинга 10
2.2 Зарубежный опыт маркетингового управления промышленного региона 15
Заключение 24
Список литературы 26 
 

 


 


Введение

 
    Актуальность  рассмотрения проблемы разграничения  понятий и определений, выяснение сущностного содержания некоторых экономических категорий обусловливаются возросшей ролью регионального управления, становлением местного самоуправления, влиянием территориальных организаций на социально-экономическое развитие территорий. В связи с этим необходимы:
    • учет местных ресурсов и специфики  при выработке критериев, методики и инструментария управления использованием социально-экономического потенциала;
    • опора на экономическое состояние  и уровень развития муниципальных  образований и регионов;
    • страхование от влияния на происходящие процессы внутренних и внешних факторов, без чего невозможны высокоэффективная организация управления и принятие решений местными органами власти и управления. Проблемы совершенствования управления социально-экономическим потенциалом в целях ускорения социально-экономического развития регионов, муниципальных образований в процессе регионального воспроизводства в условиях децентрализации — тема новая, мало изученная в отечественной науке и практике.
    Отечественная экономическая наука с 70-х годов  истекшего столетия основное внимание уделяла изучению теории и разработке практических рекомендаций, касающихся регионального воспроизводства и управления ресурсами. Вместе с тем многие вопросы интенсификации использования потенциала развития муниципальных образований, разработки жизнеспособных моделей эффективного использования местных ресурсов остаются недостаточно изученными и дискуссионными в науке и злободневными — в практической деятельности. В их числе:
    • эффективность управления социально-экономическим  потенциалом в регионах;
    • соотношение местных, региональных и федеральных интересов;
    • формирование местных и региональных рынков и их  инфраструктуры;
    • инвестиционная политика;
    • управление имуществом при различных  формах собственности;
    • повышение эффективности использования  местных pecypсов;
    • интенсификация использования ресурсов и другие проблемы.
    Что касается вопросов отработки методики оценки влияния специфики территориальной организации и развитости социально-экономического потенциала на финансово-экономическое состояние муниципальных образований и регионов, выработки инновационных подходов в управлении экономическим развитием учетом объективных внешних и внутренних факторов, то они  сегодня остаются на уровне дискуссий.
    К числу наиболее существенных причин, оказавших заметное влияние на темпы  перехода России к рыночным отношениям, весь ход социально-экономических  преобразований в стране, носится  явная недооценка территориального (регионального) фактора. Процесс децентрализации  государственного управления идет медленно, нередко встречая сопротивление  центра. В то же время, получив значительные полномочия, ряд регионов (субъектов  Федерации) становится на путь сепаратизма, нарушений конституционных основ политической целостности государства. Нередки факты, когда принятые субъектами Федерации законодательные акты противоречили Конституции Российской Федерации.
    Исключительная  важность действительно научного обеспечения  радикальных рыночных преобразований, создания (сохранения) единого рыночного  пространства в сочетании с формированием  региональных рынков, с развитием  местного самоуправления определила острую необходимость более углубленного изучения вопросов повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере регионального управления.
    В данной работе нам предстоит изучить два направления регионального развития:
    1) региональный менеджмент
    2) региональный маркетинг
 

      
    Региональный  менеджмент 
 
    Можно выделить следующие условия и  предпосылки формирования регионального менеджмента в современных российских условиях.
    1. Система новых отношений создается  в условиях, когда планово-директивные  методы управления региональным  хозяйством разрушены, а рыночные находятся в процессе формирования. Следовательно, создаваемой системе региональных и муниципальных субъектов управления приходится постоянно адаптироваться к новым условиям и принципам функционирования.
    2. В новых условиях субъекты  Федерации сосредоточили большую  часть властных и хозяйственных  функций. Регион является основным  субъектом собственности, который  делегирует функции собственника широкому кругу хозяйствующих субъектов. В этих условиях естественно возникает стремление к большей экономической самостоятельности региональных и муниципальных образований.
    3. Упразднение государственной отраслевой  системы управления экономикой диктует необходимость формирования новых, партнерских отношений в системах: субъект Федерации — муниципалитет; муниципалитет — основное производственное звено; субъект Федерации — основное производственное звено.
    4. В этих условиях меняются регулирующая  и стимулирующая функции субъектов регионального управления, которые, с одной стороны, поощряют любое предпринимательство, стимулируя субъекты хозяйствования этой сферы деятельности, а с другой — вынуждены формировать механизм взаимодействия с предприятиями и организациями всех форм собственности на взаимовыгодных условиях юридически равных партнеров.
    5. Чтобы обеспечить заинтересованность  субъектов Федерации в развитии рыночных отношений в производственной и социальной сферах, необходимо законодательно закрепить их функции, компетенцию и ресурсы в строгом соответствии с целями регионального управления и объемом решаемых задач.

1.2 Сущность и задачи  регионального управления

 
    Региональный  менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой  совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона.
    С точки зрения современной российской практики региональный менеджмент это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям.
    Суть  перехода от планово-директивной системы  управления хозяйством региона к  региональному менеджменту состоит  в таких изменениях, как:
    • ориентация развития региона на решение  социальных проблем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества;
    • формирование организационно-экономических  условий для реализации всеми  хозяйствующими субъектами региона  принципов экономической свободы  и хозяйственной самостоятельности;
    • ориентация инвестиционной и структурной  политики региона на спрос и потребности рынка, на запросы внутри- и внерегиональных потребителей и организация производства тех видов продукции, которые пользуются спросом на межрегиональном и зарубежном рынках и могут способствовать повышению финансовой самостоятельности региона;
    • формирование и развитие регионального  маркетинга как основы разработки и  реализации программ текущего и стратегического  развития региона;
    • переход от региональной статистики к региональному мониторингу с использованием современной информационной базы для осуществления системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологической ситуации в регионе;
    • оценка конечного результата регионального  менеджмента в зависимости от степени соответствия уровня экономического развития региона и уровня жизнедеятельности  населения (социальные стандарты, бюджетная  обеспеченность, структура доходов и расходов семей, экология, демографическая ситуация, экологическая безопасность и др.). Региональный менеджмент можно рассматривать как науку и практику управления социально-экономическими процессами региона в условиях рыночной экономики. Научные основы регионального менеджмента — это система научных знаний, которая является его теоретической базой: принципы регионального менеджмента; методы и модели регионального менеджмента; механизмы регионального менеджмента; система регионального менеджмента. Научные основы регионального менеджмента в нашей стране находятся в стадии формирования. Зарубежный опыт мало пригоден к специфике территориальной организации России с ее огромными пространствами,  многообразием природно-климатических, национальных, исторических и других особенностей. Тем не менее опыт формирования регионального менеджмента в странах с рыночной экономикой может быть использован для анализа нашего собственного опыта и практики, а также для использования некоторых его элементов в формирующейся системе регионального менеджмента в России.
    Региональный  менеджмент функционирует в соответствии с законами развития рыночной системы  хозяйствования, и его механизм должен обеспечивать гибкое регулирование социально-экономических процессов в регионе в изменяющихся рыночных условиях.
    Перед региональным менеджментом как наукой управления стоит задача найти и  разработать механизмы, методы и  средства, которые позволят обеспечить наиболее эффективное достижение целей и задач регионального развития.
    Задачи  и объект регионального  управления. Задачи регионального менеджмента многообразны и обусловлены особенностями переходного периода.
    В процессе перехода от планово-централизованной к рыночной системе регулирования хозяйства региона разрушаются вертикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизонтальные, внутри- и межрегиональные связи. С переводом части хозяйства региона на рыночные отношения изменяется функциональная структура механизма регионального управления, что ведет к деформации и сокращению его организационной и иерархической структур. Резко возрастает роль опосредованных методов взаимодействия субъектов и объектов федерального, регионального и муниципального управления, усложняются их хозяйственные связи, отношения по поводу использования собственности и т.д. Все это служит объективной основой для становления и развития регионального менеджмента, задачи которого отличаются от задач планово-директивной системы территориального управления.
    В число основных задач регионального менеджмента входят:
    • обеспечение расширенного воспроизводства  условий жизнедеятельности населения  региона, высокого уровня и качества жизни;
    • экономическая и социальная трансформация  хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;
    • оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и  муниципальных образований;
    • обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;
    • формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической  политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.
    Исходя  из сущности, содержания и задач  регионального менеджмента, сформулированных выше, его объект можно классифицировать по следующим основным признакам.
    1. Принадлежность объекта к той  или иной форме собственности (федеральная, муниципальная, собственность субъекта Федерации).
    2. Характер продукции или услуг,  производимых субъектом хозяйствования (продукция целиком или в основном  потребляется внутри региона, продукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.).
    3. Характер и степень воздействия  субъекта хозяйствования на экономические,  социальные, экологические и другие  процессы в регионе.
    4. Воспроизводство условий жизнедеятельности  населения, удовлетворение потребностей  людей вне сферы производства (охрана здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и культуре, социальная защита и поддержка).
    Анализ  приведенной классификации объектов позволяет сделать вывод о том, что к объектам регионального менеджмента можно отнести все хозяйственные единицы региона. Однако непосредственным объектом регионального менеджмента являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъектов Федерации, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство условий жизнедеятельности населения вне сферы производства. На указанные объекты региональный менеджмент оказывает прямое (непосредственное) воздействие, на все другие объекты — опосредованное.

1.3 Принципы и методы регионального управления

    Содержание  регионального менеджмента как  совокупности принципов, методов, форм и средств целенаправленного  воздействия на социально-экономические процессы, протекающие в регионе, сложно и разнопланово. Анализ зарубежной практики, а также опыта регионального менеджмента в России показывает, что его эффективность во многом зависит от соблюдения вполне определенных, проверенных самой жизнью принципов, обусловленных законами рыночной экономики.
    К основным принципам регионального менеджмента относятся: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции.
    Суть  принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального менеджмента на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.
    Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.
    Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном менеджменте через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности.
    Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.
    Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По такому принципу осуществляются перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции. Принцип выделенной компетенции более детально будет рассмотрен ниже.
    Методы  регионального менеджмента также  обусловлены системой рыночного хозяйства региона. Под методами регионального менеджмента принято понимать совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона. В практике регионального менеджмента используются два основных метода: методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и методы опосредованного воздействия. Как отмечалось ранее, первые из них в большей мере касаются объектов, относящихся к собственности субъектов Федерации, вторые — по всем другим объектам.
    Теория, методология и  социально этические  проблемы регионального  маркетинга
 
     Экономическая реформа, нацеленная на создание в России условий для становления развитых рыночных отношений, подвела прочную  базу под практическую маркетинговую  деятельность в форме рыночной концепции  управления предприятиями, ориентированной  на удовлетворение платежеспособного  спроса в регионе. В конце 80-х – 90-х годах многих предприятиях и в коммерческих компаниях были созданы службы маркетинга, а во внешнеторговых организациях – отделы маркетинговых исследований и цен.
     Однако  истиной остается и то, что перестройка  управления предприятиями на принципах  регионального маркетинга в значительной степени зависит от позиций стратегического  руководства этих предприятий. Поэтому  пропаганда регионального маркетинга как глобальной рыночной концепции  управления остается одной из главных  задач российских маркетологов.
     Сегодня региональный маркетинг можно рассматривать  как научную (учебную) дисциплину, как  систему теоретических, методологических, и практических знаний, предметом  изучения которой являются внутри- и межрегиональные обменные процессы на уровне субъектов рыночных отношений, а также прямые иностранные инвестиции ради получения предпринимательской  прибыли. Целями регионального маркетинга как научной дисциплины являются исследование проблем и выработка  рекомендаций для создания наиболее благоприятных условий осуществления  процессов обмена на конкурентных рынках с соблюдением баланса интересов как продуцентов (владельцев), так и потребителей товаров, услуг, включая и иностранные инвестиции.
     Региональный  маркетинг может выступать и  как современная философия предпринимательства, нацеленная на поиск неудовлетворенных  потребностей на региональных рынках и на их наиболее полное удовлетворение путем предоставления товаров и  услуг, включая финансовые, и достижения тем самым коммерческих результатов  наиболее эффективным способом.
     Другая  сторона маркетинга – это рыночная концепция управления региональными производственными, коммерческими и финансовыми операциями, ориентированная на установленный платежеспособный спрос на региональных рынках. Многие специалисты в области маркетинга за рубежом и в России склонны рассматривать это проявление сущности маркетинга как глобальную функцию управления транснациональными корпорациями, т.е. как более широкое по сравнению с маркетингом понятие международный менеджмент.
     И, наконец, маркетинг может соотноситься с разработкой и проведением  в жизнь конкретных планов-программ по созданию и реализации в регионах определенных товаров, товарных ассортиментов  и товарных систем, в т.ч. и на зарубежных отделениях и филиалах ТНК. Другими  словами, это маркетинг конкретных товаров и услуг на зарубежных  рынках.
     Так как НТП, без сомнения, уже превратился в один из основных факторов производства и главную производительную силу современного общества, итоги науки, техники и передовых технологий, влияют на рынок, в т.ч. и на региональный двояко. С одной стороны, растет капиталоемкость продукции, предназначенной для обмена на национальном и международном рынках при одновременном увеличении трудоемкости, но на исключительно высоком профессиональном уровне. Интеллектуальная составляющая в стоимости такой продукции является превалирующей и именно эта составляющая определяет потребительные достоинства новых, особенно пионерных товаров.
     С другой стороны, бурный натиск науки, техники  и технологии на производство в самых  разных, даже старых, традиционных отраслях экономики приводит к быстрому моральному старению товара и к необходимости  быстрой перестройки предприятий  на выпуск более современных и  совершенных товаров. Другими словами, наблюдается устойчивая тенденция  сокращения жизненного цикла товаров, относящихся к категории готовых  изделий, и особенно к массовым товарам  культурно-бытового назначения.
     Производства  инновационного товара распостраняется от региона его происхождения до региона с относительно низкими технологическими и производственными возможностями при инвестиционной поддержке со стороны региона-инноватора. Смысл этой концепции регионального маркетинга состоит в том, что любой удачно разработанный и выведенный на рынок инновационный товар доводится до масштабного межрегионального рынка в виде стандартизованного товара, доступного для достаточно широких сегментов этого рынка. Относительно дешевые факторы местного производства инновационного товара стимулируют инвестиционную деятельность региона-инноватора.
     Далее мы считаем необходимым остановиться на некоторых, казалось бы, второстепенных для поднятой темы вопросах, а именно социально-этических аспектах маркетинга, рассматриваемых прежде всего в масштабах региона и операций. Чисто экономические интересы субъектов межрегиональной хозяйственной деятельности часто вступают в противоречие с окружающей их внешней средой, поскольку возникает дисбаланс интересов участвующих в обменных процессах сторон. Более того, неограниченное стремление к расширению хозяйственной деятельности ради получения прибыли все чаще несет непоправимый вред среде обитания, ущемляет интересы и права потребителей, разрушает деловую среду вследствие использования методов недобросовестной конкуренции, стремления к получению односторонних преимуществ, в частности через монополизацию рынков и сговоров с конкурентами.
     Этика и мораль деловых отношений, социальные проблемы общества и их решение в  рамках социально ориентированной  миссии корпораций, диспозитивные и  обязательные нормы регулирования  регионального маркетинга по нашему мнению, одна из основных тем.
     Завоевывая  и подчиняя себе все новые ресурсы  биосферы, человечество добилось грандиозных  успехов на пути к благосостоянию общества, к созданию условий развития своего вида. Достаточно вспомнить, что  с начала XX века и до наших дней население Земли увеличилось более чем в три раза, промышленное производство возросло в 50 раз, а потребление природного топлива – в 30 раз. Самое важное заключается в том, что четыре пятых этого прироста приходится на вторую половину столетия.
     В результате таких крупномасштабных изменений, благодаря НТП и превращению  науки в основную производительную силу общества возник мир с новыми реалиями, которые не всегда находят  адекватное отражение в сознании и поведении людей, в экономике, политике и процессах управления и регулирования на предпринимательском, региональном государственном и  глобальном (международном) уровнях.
     Антропогенное воздействие на природу привело  сегодня к необходимости принятия срочных и всеобъемлющих мер  для решения проблем выживания.
     Задача  управления отношениями общества и  природы из-за увеличения скорости, масштабов и сложности взаимодействия вызвала необходимость учета  при принятии решений о дальнейшем экономическом росте факторов взаимозависимости  между благополучным развитием  человеческой цивилизации и состоянием окружающей среды.
     Экологический аспект в управлении ТНК как выражение  активных действий в рамках создания условий для устойчивого развития общества становится императивом выживания  человечества.
     Концепция социально-этического маркетинга, ориентированная  на удовлетворение разумных потребностей носителей платежеспособного спроса, нацеленная на обеспечение долговременного  благосостояния не только отдельной  корпорации, но и общества в целом, не только созвучна в основных положениях с позиций экологического менеджмента, но и дополняет ее и обогащает за счет привлечения внимания к проблемам выживания человечества, а также связанных с ним проблем сознательной хозяйственной деятельности, совершенствования процессов обмена товарами и услугами.
     Нормы социально-этического маркетинга лимитируют в известном смысле предпринимательскую  инициативу и производственно-хозяйственную  деятельность в регионах, ставят ее в зависимость от социально ориентированного общественного развития и необходимости  сохранения и улучшения среды  обитания.
     Стремление  крупных фирм к постоянному расширению, преимущественному положению на региональном рынке, максимизации способами  и повышения реализационных цен  было до недавнего времени общепризнанной мотивационной основой предпринимательской  и любой другой хозяйственной  деятельности. Маркетинг эпохи массового  производства и массового сбыта – типичный пример именно такого содержания и целей предпринимательской деятельности, в т.ч. и в форме иностранных прямых инвестиций, которая в конечном счете приводила в условиях плохо регулируемого рынка к перепроизводству товарной массы, углублению циклических кризисов, бесконтрольному использованию природных ресурсов и другим разрушительным для общества экономическим, социальным и экологическим последствиям.
     Предприятие, корпорация есть экономическая основа общества, но оно же, действуя в собственных  интересах без учета интересов  общественной надстройки, может вызвать  деструктивные изменения в социальных, экономических структурах и в  самом экологическом равновесии среды обитания.
     Социальное  начало в человеческом творчестве следует, видимо, рассматривать как основное, главное, целеполагающее. В то же время  социальная модель в широком смысле есть комбинация концепций, отдельных  взглядов, ценностных ориентировок, поведенческих  предпочтений и т.п., которая формирует  определенное восприятие действительности всеми членами сообщества и служит фундаментом для его организации  во временном отрезке.
     Однако  описание модели развития общества близко к понятию корпоративной (фирменной) культуры, определяющей в том числе и содержание всей совокупности деятельности крупных корпораций. Эта модель включает в себя сложный, но достаточно системный комплекс идей, ценностей, норм и принципов поведения, которыми руководствуются все сотрудники фирмы от высшего звена управ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.