На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Жестокое обращения с детьми в семье

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  общего и профессионального образования
Свердловской  области
ГБОУ  СПО «Ирбитский гуманитарный колледж»
050711 «Социальная  педагогика» 
 
 
 
 

Предотвращение жестокого обращения с детьми в семье 

Социальный  проект 
 
 
 

Выполнила: Черенёва
Анастасия Анатольевна
Группа: 59
Форма обучения: очная
Руководитель: Кейль
 Наталья  Леонидовна 
 
 
 
 

Ирбит
2011
Введение
     Дети - наиболее ранимые члены нашего общества, чьи права и свободы
грубо нарушаются. Невинные, наивные, растущие и учащиеся, они зависят от
взрослых, когда речь идет об их обучении, поддержке и защите. Но в действительности многие дети переживают ужас насилия, становятся жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых своей семьи или социального окружения. В современной зарубежной и отечественной литературе жестокое обращение, как правило, рассматривается как одна из возможных причин аномального развития ребенка, что приводит к таким негативным явлениям как детская и подростковая преступность, алкоголизм, наркомания, беспризорность, бродяжничество.
     Проблема  насилия и жестокого обращения  с детьми в современной России - одна из самых острых и актуальных. Нарастающей угрозы духовному, социальному, психическому и физическому здоровью людей и особенно детей, не умеющих в силу своего возраста противостоять насилию, заставляет искать пути позволяющие создать условия для безопасности жизни ребенка, способы оказания помощи ему с целью обеспечения социальной ориентации и раскрытия личностного потенциала.
Вопросу предотвращения жестокого обращения с ребенком в семье посвящено данное методическое пособие.
     Методическое  пособие направлено на получение  специалистами, работающими с детьми специальных знаний и навыков, которые  позволят повысить эффективность практической работы с семьями, допускающими жестокое обращения с детьми. Пособие разработано в рамках технологии работы с семьями находящимися в социально опасном положении и включает в себя две части.
     Первая  часть содержит классификацию и  описание видов насилия. В
предложенных  материалах раскрыты основные причины возникновения жестокого обращения с детьми, а также негативные последствия для ребенка его пережившего. Приведены нормативно-правовые документы международного, федерального, краевого краевого уровней, составляющие основу системы защиты детей от насилия и жестокого обращения. Так же методическое пособие содержит информацию о возможных путях выявления домашнего насилия в отношении несовершеннолетних. Для создания единого понятийного пространства авторы пособия разработали словарь для специалистов, работающих по данной проблеме.
     Вторая  часть методического пособия  включает непосредственно саму
технологию  по предотвращению насилия к ребенку  в семьях в социально опасном  положении (СОП).
     Технология  обеспечивает непрерывность и единство подходов в оказании многопрофильной помощи семье в СОП и ребенку. Такая помощь должна оказываться с момента выявления признаков насилия в семье со стороны родителей (лиц их замещающих), родственников проживающих совместно с ребенком (детьми), до момента восстановления адаптационных возможностей ребенка и нормального функционирования семьи, способной обеспечить приемлемые условия для проживания, воспитания ребенка и его социализации.
     Основные  принципы, которых придерживаются разработчики технологии:
     1. Принцип соблюдения интересов  несовершеннолетнего. Во главу  угла ставятся интересы ребенка  во всех спорных ситуациях,  в которых существует конфликт  интересов взрослых граждан и  несовершеннолетних. Специалист от-
деления профилактики безнадзорности несовершеннолетних (ОПБ) всегда
встает  на сторону интересов последнего. Ребенок и его семья является не
объектом  репрессивного воздействия, но субъектом реабилитации.
     2. Принцип добровольности. Данный  принцип основан на постулате:  насильно вернуть в нормальную  жизнь невозможно – для этого нужно желание со стороны всех членов семьи. Это значит: для того, чтобы преступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым членом семьи (в том числе и с предполагаемым насильником) необходимо вступить с ним в доверительный
контакт, получить согласие на дальнейшее сотрудничество.
     3. Принцип доверия к несовершеннолетнему.  Данный принцип подразумевает  принятие на веру любой информации, которую несовершеннолетний преподносит  в процессе общения. Это необходимый  фактор в установлении доверительных отношений с ребенком.
     В настоящем методическом пособии  рассматриваются три основных эта-
па организации  работы по предотвращению насилия в  семьях СОП:
    теоретический, правовой;
    информационный;
    организационный
   1. Теоретический, правовой этап является базовым. Задача этого этапа заключается в создании единого понятийного пространства всех специалистов, работающих с детьми по проблеме жестокого обращения с несовершеннолетними в семье. При этом социальные службы, в чьи обязанности входит профилактика жестокого обращения с ребенком и защита его прав, должны обладать достаточными правовыми знаниями для качественного осуществления своих обязанностей. Именно такое объединение теоретических и правовых знаний создает единый комплекс, действующий во
благо ребенка. Этот этап является основой, фундаментом  для разработки
и реализации социальных технологий, направленных на решение проблем
предотвращения  жестокого обращения с ребенком в семье.
     2. Информационный этап  позволит всем субъектам профилактики быть
включенными в общий процесс реабилитации семей и детей в СОП. Единая информационная сеть позволяет оперативно работать с информацией,
общие базы данных позволяют оперативно реагировать  на возникающие
проблемы  и формировать эффективные профилактические программы,
опираясь  на анализ имеющейся информации.
     Основные  задачи деятельности в рамках информационного  этапа:
     - формирование каналов оперативной  информации, т.е. в рамках технологии  должны быть разработаны порядки  действий специалистов при обнаружении  случая (как поступает информация, куда поступает u1080 информация, порядок предоставления информации при запросе и т.п.)
     - учет выявленного случая, т.е.  пополнение базы данных, которую  ведет КДН и ЗП по семьям  СОП, допускающим жестокое обращение  с детьми (кто предоставляет информацию специалистам ОПБ, в какой форме предоставляется
информация, в каких случаях специалисты  ОПБ направляют информацию
для пополнения базы данных и т.п.);
     - анализ информации и преобразование  ее в средство воздействия  на проблемную ситуацию;
     - формирование общественного мнения  через средства массовой информации.
     3. Организационный  этап включает организацию работы специалистов
ОБП в  работе с семьями находящимися в  СОП по предотвращению жестокого  обращения с детьми.
     Основные  задачи организационного этапа:
     - обеспечение эффективности и  качества реабилитационного процесса  во взаимодействии всех субъектов  профилактика;
     - проведение мониторинга эффективности  работы с семьями в СОП;
     - организация комплексной просветительской  деятельности среди населения (статьи и выступления в СМИ, лекции в школах, буклеты и листовки для широких слоев населения, профилактические беседы с привлечением специалистов разных ведомств).
     Последовательная  реализация этапов организации работы по предотвращению случаев жестокого обращения в семье с детьми должна дать реальный положительный результат реабилитации семей в социально опасном положении.
Жестокое  обращение с детьми.
Формы, причины, последствия.
     Единого определения понятия «жестокое  обращение» не существует.
Первой причиной отсутствия общепринятого обобщенного определения является то, что определение понятие жестокого обращения должно содержаться в национальных законодательствах страны и учитывать этнические, культурные, исторические, религиозные, социальные особенности страны.
     Жестокое  обращение с детьми – сложное  социальное явление, отдельные стороны  которого изучаются разными науками (социологией, психологией, медициной, уголовным и семейным правом). Такой  комплексный характер жестокого  обращения с ребенком является второй причиной отсутствия общепринятого обобщенного его определения.
     Понятие «жестокое обращение с детьми»  было введено в зарубежную научную  литературу не юристами, а врачами  и психологами, оказывавшими помощь пострадавшим детям. Для представителей этих специальностей целью работы с ребенком было устранение негативных последствий, которые вызвало перенесенное насилие, а не наказание виновного. Поэтому они, формулируя определение жестокого обращения с детьми, прежде всего, исходили из тяжести и характера причиненного ребенку вреда, а не из характера и мотивов действий взрослого. Именно сходство негативных последствий для личности ребенка привело к объединению в одно понятие жестокого обращения с ребенком не только насилия, которое может быть выражено только в действии, но и пренебрежения основными нуждами ребенка, которое выражается в бездействии.
     Т.Я. Сафонова предлагает такое определение  жестокого обращения.
     «Под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка понимают любые действия или бездействия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свобода».
Таким образом, определение жесткого обращения  должно включать три
обязательных  элемента:
    описание деяния (действия или действия и бездействие);
    описание последствий деяния;
    круг лиц, деяния которых рассматриваются как жестокое обращение.
Вероятно, самым кратким, но в то же время и очень точным определением
жесткого  обращения с детьми является определение  Д. Гила – «действия, препятствующие достижению ребенком его физического или психологического потенциала». Автор данного определения исходит из того, что одним из основных последствий жестокого обращения с ребенком зарубежные исследователи считают «неспособность к процветанию», то есть к полноценному развитию.
     Жестокое  обращение с детьми является частным  случаем насилия по отношению  к детям. От других форм насилия жестокое обращение отличают особенности отношений, существующих между ребенком и насильником. О жестоком обращении с ребенком можно говорить лишь тогда, когда насилие совершается родителями или лицами, выполняющими функции родителей (опекунами, попечителями, постоянно проживающими в семье отчимами или мачехами, воспитателями интернатных учреждений). Эти лица призваны заботиться о ребенке, в силу своего положения они пользуются в его глазах безусловным авторитетом, он доверяет им, доложен выполнять их требования. Поэтому в тех случаях, когда указанные лица злоупотребляют своим положением, применяют к ребенку насилие, он лишается поддержки значимых взрослых, не имеет возможности защитить себя, вследствие чего эти действия вызывают значительно более тяжелые последствия, чем насилие со стороны незнакомых лиц. Кроме того, в большинстве случаев из-за закрытости семьи от социального контроля жестокое обращение с ребенком не ограничивается одним эпизодом,
а продолжается длительное время, что также  усугубляет его последствия.
     Значение  жестокого обращения  с детьми как социального  явления велико. Оно  оказывает негативное влияние не только на здоровье, благосостояние и развитие ребенка, но также во многом предопределяет жизнь  будущих поколений. Когда дети вырастут, станут взрослыми, и будут воспитывать собственных детей, их поведение во многом будет определяться впечатлениями детства.
Традиционно жестокое обращение с детьми подразделяется на четыре частные формы:
    физическое насилие;
    психическое насилие;
    сексуальное насилие;
    пренебрежение основными потребностями ребенка.
Мы будем  придерживаться определения жестокого  обращения, которое
дал кандидат медицинских наук Е. И. Цымбал. «Любые умышленные действия или бездействие со стороны родителей, лиц, их заменяющих, лиц, на которых возложены по закону обязанности по воспитанию ребенка, а также лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком, причинившие вред физическому или психическому здоровью ребенка или вследствие которых нарушилось естественное развитие ребенка либо возникла реальная угроза для его жизни или здоровья. В зависимости от характера преобладающего вреда, причиненного ребенку следует говорить о следующих формах жестокого обращения:
    физическое насилие (вред причиняется жизни или физическому здоровью);
    психическое насилие (вред причиняется психическому здоровью);
    сексуальное насилие (нарушается психосексуальное развитие);
    пренебрежение основными нуждами (нарушается психофизическое развитие)».
     Оценка  эффективности и  отчетности.
     К сожалению, основным методом решения проблем домашнего насилия
над детьми остается система санкций в отношении  родителей, совершивших насилие. В  виде лишения их юридических прав на ребенка, осуществляемого по
инициативе административных и правоохранительных органов —  опеки и попечительства, а также прокуратуры по решению суда — с последующим помещением детей в приют, СРЦН или закрытое государственное воспитательное учреждение (интернат, детский дом).
     Необходимо  признать, что одних санкций по отношению к родителям и
отлучению ребенка  от семьи, даже если они применяются в действительно тяжелых случаях физического или сексуального злоупотребления и хронического пренебрежения, явно недостаточно и неэффективно.
     Наказание родителей лишением прав на ребенка  можно приравнять к ответному  насилию на насилие, минимизирующему возможности для таких родителей осознать всю пагубность своего поведения и в дальнейшем интегрироваться в нормальную социокультурную жизнь. Тем более что в этих случаях допускается явная несправедливость: изъятием детей, а не насильника из привычной домашней обстановки, по сути, наказывают «жертву», которая в результате начинает страдать уже не только от жестокого обращения, но и от психической депривации и дискомфорта новой, непривычной, казенной обстановки.
     Ибо, даже переживая плохое обращение, многие дети, и особенно маленькие, испытывают по отношению к своим «родным мучителям» самые разные, амбивалентные чувства: они и ненавидят, и любят их одновременно, а их страху перед наказаниями сопутствуют психологическая зависимость и искренняя привязанность. После разлучения они еще сильнее чувствуют себя никому ненужными, виноватыми, плохими, отрезанными от привычного, укрепляющего их веру в себя и предоставляющего хоть какую-то опору круга и, теряя ощущение реальности, переживают разлуку как нервную, дополнительную травму и стресс.
     На  сегодняшний день появилась возможность  для налаживания конструктивных отношений в таких семьях. Специалисты  в случае, когда отсутствуют принципиальные показания к немедленной изоляции жертвы от виновника насилия, могли бы осуществлять коррекционную и профилактическую работу с семьей как с системой и с каждым членом семьи в отдельности не изолируя ребенка из привычной обстановки и не нанося ему дополнительной травмы. Для организации такой работы с семьями, допускающими насилия по отношению к ребенку специалистам необходим инструмент. Таким инструментом может стать технология работы по предотвращению насилия по отношению к ребенку в семье.
     Цель технологии: создание приемлемых условий для проживания, развития и успешной социализации ребенка.
     Задачи:
    информирование специалистов о проблеме насилия в семье с целью
ее осознания, и последующего распространения  этих знаний среди
населения;
    обучение специалистов приемам выявления случаев семейного насилия, вмешательства в ситуацию и проведению работы со случаем в рамках своей профессиональной компетенции;
    идентификация факторов риска жестокого обращения со стороны семьи;
    определение характера необходимых изменений в семье;
    определение необходимости вмешательства со стороны органов опеки и попечительства и других субъектов профилактики для решения вопроса о мерах по обеспечению безопасности ребенка и защите его прав и законных интересов;
    изучение способности семьи к изменению и готовности родителей (законных представителей) к сотрудничеству со специалистом;
    позитивная социализация жертв насилия;
    профилактика социальной дезадаптации несовершеннолетних подвергшихся насилию в семье;
    информирование населения об имеющихся в обществе ресурсах по оказанию помощи и содействию семье по выходу из ситуации;
    информирование населения о специализированных учреждениях, где может быть оказана реабилитационная помощь, а также доведение до сведения граждан процессуальных аспектов получения необходимой помощи;
    распространение информационных материалов, позволяющих произвести самовыявление дисгармоничных семейных отношений и насилия в семье.

Приложение 1

Анкета 1. Вопросы к анкете «Семейное насилие»
1. Считаешь ли  ты себя жертвой насилия?
Да
Нет
2.Какому виду  насилия ты подвергался?
- Физическое  насилие
- Психологическое  насилие
- Экономическое  насилие
- Сексуальное  насилие
- Другое
3. Наблюдали  ли вы насилие в собственной  семье?
-Да
Нет
4. Какие чувства  вы испытывали, когда наблюдали  насилие в вашей семье?
Страх
Ненависть
Злобу
Ужас
Незащищенность
Безразличие
Подавленность
Вину
Стыд
5. В отношении  кого, с вашей точки зрения, чаще  всего совершается насилие в  семье?
-В отношении  родственников
-В отношении  матери
-В отношении  отца
В отношении  самого ребёнка
Животных
6. Кому вы можете рассказать о ситуации, связанной с насилием?
Родителям
Друзьям
Родственникам
Позвонить по телефону доверия
Учителям
Специалистам  Центра
Приложение 2
Результаты анкетирования
Диаграмма 1. Результаты анкетирования (%)
Какому виду насилия ты подвергался?
Диаграмма 2. Какому виду насилия ты подвергался?
Наблюдали ли вы насилие в собственной семье?
Диаграмма 3.Какие  чувства вы испытывали, когда наблюдали  насилие в вашей семье?
Диаграмма 4.
В отношении  кого, с вашей точки зрения, чаще всего совершается насилие в семье?
Диаграмма 5.
Кому вы можете рассказать о ситуации, связанной  с насилием?
Диаграмма 6.
Приложение 3
Анкета 2. Изучение сущностных характеристик насилия  в семье глазами подростков.
Анкета для  детей
1. Как часто  ты проводишь свободное время со своими родителями?
- Каждый день
- раз в неделю
- раз в месяц
- Другое:
-редко
-как придется
-когда есть  время
-в выходные
2, Кому из  членов семьи ты мог бы доверить  свои секреты?
- Маме
- Папе
- Брату
- Сестре
- Бабушке
- Дедушке
- Никому
- Кому-то другому:
-подруге (другу)
-двоюродной  сестре
-тете
-опекунам
-кошке
3. За что наказывают  тебя твои родители?
- За плохие  отметки в школе
- За пропуски  занятий
- За то, что  не прибрал (-а) в квартире
- За то, что  не вовремя вернулся (-ась) вечером  с прогулки
- За плохое  поведение
-За вранье
Другое
4. Какой вид  наказания чаще всего используют  твои родители?
- Ругают за  поступок
- Лишают карманных  денег
Не разрешают:
- общаться с  друзьями (подвергают домашнему  аресту)
- смотреть телевизор,
- играть на  компьютере
- Ставят в  угол
- Бьют
- Никогда не  наказывают
5. Согласен ли  ты с методами наказания своих  родителей?
- Да
- Скорее да, чем  нет
- Нет
- Скорее нет,  чем да
6 .Будешь ли  ты наказывать своих детей,  когда станешь взрослым?
Да
Нет
За что?
- за плохое  поведение
- за плохие  отметки
- за вредные  привычки
7. По твоему  мнению насилие - это:
-Унижение одного  человека другим
- Причинение  физического вреда другому человеку
- Подчинение  себе другого человека
- Другое
8. Как ты относишься  к насилию?
- Осуждаю насилие
- Скорее осуждаю,  чем нет
- Отношусь нейтрально
- Допускаю, что  в некоторых случаях оно возможно
- Решительно  отстаиваю права детей, женщин, мужчин, пожилых людей
9. Как ты думаешь,  какие виды насилия встречаются  в современной семье?
- Физическое  насилие
- Психологическое  насилие
- Сексуальное  насилие
- Экономическое  насилие
10. Кто из членов  семьи чаще всего, по твоему  мнению, подвергается насилию?
- Младшие братья  и сестры
- Старшие братья  и сестры
- Папа, мама
- Дедушка, бабушка
- Домашние животные
- Другое
11. Ты считаешь  наказание детей в семье - это  насилие?
Да
Скорее да, чем  нет
Нет
Скорее нет, чем  да
12. Какое наказание  ты расцениваешь как насилие  над ребенком?
- Оскорбление  словами
- Физическое  воздействие
- Лишение удовольствия
- Запрет на  деятельность, приносящую удовлетворение
- Сексуальное  домогательство
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.