Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная ситуация развития детей с ДЦП в разных типах учреждений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План
Введение……………………………………………………………………….….1
1.Причины  ДЦП и его симптомы…………………………….…………..……2
1.1 Причины ДЦП……………………………………………………….……….2
1.2 Симптомы детского  церебрального паралича  и классификация…….3
2.Сеть  определенных специализированных учреждений для образования и социальной защиты детей с ДЦП……………………………………………6
2.1 Специальные образовательные  учреждения………………………….…6
3. Социальная ситуация  развития детей  с ДЦП в разных  типах учреждений……………………………………………………………………….9
3.1 Организация социально-психологической  работы с детьми  страдающими ДЦП………………………………………………………….....10 

Заключение……………………………………………………………….….….14
Список использованных источников……………………………………..…15 
 

Введение 

Социальная ситуация развития при ДЦП — специфическая  для каждого возрастного периода  система отношений субъекта в  социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая  им в совместной деятельности с другими  людьми. Понятие С. с. р. было введено  Л.С.Выготским как единица анализа  динамики развития ребенка, т. е. совокупности законов, которыми определяются возникновение  и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.
     Социальная  ситуация развития детей с  церебральным параличом имеет  существенные отличия от социальной  ситуации развития физически  здоровых детей. Особенности социальной  ситуации развития детей с  диагнозом ДЦП определяются рядом  объективных и субъективных факторов. Объективные составляющие - это регулярные  госпитализации ребенка, сопровождающиеся  разлукой с родителями; особое  положение ребенка в семье,  в группе физически здоровых  сверстников, обусловленное заболеванием (физическим неблагополучием); соматовегетативные  проявления заболевания (потливость, головные и желудочные боли  и т.п.). Важно учитывать переживание  больного ребенка как внутреннее  отношение к этим объективным обстоятельствам. Своеобразие социальной ситуации развития является значимым источником ощущения ребенком своей неполноценности, которое может рассматриваться как ключевое переживание. 

1Причины ДЦП и его симптомы 

1.1 Причины ДЦП 

     Анализ причин, приводящих к возникновению ДЦП, показал, что в большинстве случаев выделить одну из них не представляется возможным. Как правило, имеет место сочетание нескольких неблагоприятных факторов как в период беременности, так и при родах.
     Согласно данным многих исследователей, в 80% случаев возникновения церебрального паралича поражение мозга происходит в период внутриутробного развития плода. В дальнейшем внутриутробная патология может отягчаться интранатальной. Тем не менее, в каждом третьем случае причину церебрального паралича установить не удается.
     Современная медицина описывает свыше 400 факторов, влияющих на течение внутриутробного развития. Причиной же возникновения церебральной патологии в 70-80% случаев является действие на мозг комплекса вредных факторов.
Гипоксия  ребенка в утробе матери или сразу после рождения. Так, у большинства детей причиной заболевания является патология беременности матери (токсикоз, нарушение плацентарного кровообращения, инфекции), что приводит к недоразвитию структур головного мозга ребенка, особенно участков мозга, отвечающих за формирование рефлекторных механизмов и поддержку равновесия тела. Из-за этого происходит неправильное распределение мышечного тонуса в скелете, возникают патологические двигательные реакции.
Родовые травмы, вызванные различными видами акушерской патологии (узкий таз матери, неправильное его строение, слабость родовой деятельности, затяжные или стремительные роды, а также роды после продолжительного безводного промежутка, неправильное предлежание плода), лишь в небольшом количестве случаев служат единственной причиной, приводящей к повреждению мозга плода. В большинстве случаев тяжесть родов определяется уже имеющейся патологией ребенка, появившейся в результате его внутриутробного повреждения.
Гемолитическая  болезнь новорожденных ядерная желтуха»), при которой происходит интоксикация головного мозга ребенка. Желтуха может быть вызвана различными механизмами – несовместимостью крови матери и плода по группе или резус-фактору, а также печеночная недостаточность новорожденного.
Острые  или хронические  заболевания матери, в первую очередь гипертоническая болезнь, пороки сердца, анемия, ожирение, сахарный диабет, краснуха и т.п. Другими «материнскими» факторами перинатального риска является прием во время беременности некоторых лекарств, в частности транквилизаторов, а также некоторые действия, связанные с профессиональной деятельностью, алкоголизм, стрессы, психологический дискомфорт, физические травмы. В последние годы большое значение в этиологии ДЦП придается влиянию на плод различных инфекционных агентов, особенно вирусного происхождения.
Нарушение нормального хода беременности – токсикозы, угрозы прерывания, а также иммунологическая несовместимость матери и плода.
Осложнения  при родах. При этом следует учитывать, что при наличии патологий внутриутробного развития ребенка роды часто имеют тяжелое и затяжное течение. Таким образом, создаются условия для возникновения механической травмы головы и асфиксии, часто являющихся по сути вторичными факторами, которые вызывают дополнительный разлад первично пораженного мозга. К факторам, более всего содействующим развитию церебрального паралича, большинство исследователей относят преждевременные роды.
Закупорка артерии головного  мозга и развитый ишемический инсульт (внутриутробный или при родах).
     Интересен и тот факт, что при церебральном параличе имеет место поражение преимущественно лиц мужского пола. В среднем ДЦП у мальчиков встречается в 1,3 раза чаще и имеет более тяжелое течение, чем у девочек. Например, три четверти случаев умеренной и тяжелой тетраплегии при церебральном параличе встречаются среди лиц мужского пола и имеют при этом тенденцию к более тяжелым двигательным нарушениям, чем у женщин. 

1.2 Симптомы детского церебрального паралича и классификация 

     Симптомы ДЦП колеблются от едва заметной неуклюжести до тяжелой мышечной спастичности (напряженности), которая мешает движениям рук и ног и приковывает ребенка к инвалидному креслу. Тяжесть проявлений связана с массивностью повреждения мозга. Эти проявления могут быть очень незначительными, заметными лишь для профессионалов медиков, или могут быть явными и очевидными для родителей и других окружающих людей.
     Как правило, проявления детского церебрального паралича мало заметны в раннем детстве, но становятся более очевидными при созревании нервной системы ребенка. Ранние признаки развития ДЦП включают: плохой контроль головы, переворачивание, хватание предметов рукой, сидение без поддержки, ползание или ходьба.
     Задержка безусловных рефлексов, которые в норме исчезают через 3—6 месяцев после рождения.
     Преобладающее использование одной руки (праворукость или леворукость) к возрасту 18 месяцев. Это указывает на слабость или патологический мышечный тонус одной стороны, и может быть одним из ранних признаков ДЦП.
Патологический  мышечный тонусМышцы могут быть очень тугими или чрезмерно расслабленными (гипотоническими). Из-за повышения тонуса конечности могут находиться в непривычном и невыгодном положении. Например, спастичные мышцы ног могут привести к перекрещению ног, напоминающее ножницы.
Патологические  движенияДвижения могут быть непривычно резкими, внезапными или медленными и червеобразными. Они могут быть неконтролируемыми или бесцельными.
Скелетные деформацииБольные на детский церебральный паралич часто имеют укорочение конечности на пораженной стороне. Без коррекции, это может вызвать перекос таза и формирования сколиоза (искривления позвоночника).
Контрактуры суставовУ пациентов с детским церебральным параличом часто движения в суставах становятся тугими, с ограниченной амплитудой движений. Это вызывается неравномерным давлением на сустав разных мышечных групп за счет изменения их тонуса и силы.
Задержка  умственного развитияНекоторые, хотя далеко не все дети с ДЦП имеют задержку умственного развития. Преимущественно, чем более выраженная умственная задержка, тем высший общий уровень инвалидности ребенка.
СудорогиТреть всех детей с ДЦП имеют судороги. Судороги могут начаться в раннем возрасте или через несколько лет после повреждения мозга, которое послужило причиной церебрального паралича. Физические проявления судорог могут быть частично замаскированными патологическими произвольными движениями.
Проблемы  с речьюРечь частично зависит от движений языка, губ и горла. Некоторые дети с церебральными параличами не могут нормально управлять этими мышцами и таким образом не могут нормально разговаривать.
Проблемы  с глотаниемГлотание является очень сложной функцией, которая требует точного взаимодействия многих групп мышц. Пациенты с ДЦП, которые не могут достаточно контролировать работу этих мышц, имеют проблемы с сосанием, с приемом пищи и жидкости, контролем выделения слюны. У них часто развивается слюнотечение. Это может сопровождаться риском аспирации — вдыхания в легкое пищи или жидкости через рот или нос. Это может обусловить развитие инфекции или даже удуший.
Потеря  слухаЧастичная потеря слуха не является редкой при церебральных параличах. Ребенок может не откликаться на звуки или иметь задержку развития речи.
Нарушения зренияТри четверти детей с церебральными параличами имеют косоглазие (страбизм), то есть отклонения наружу или вглубь одного глаза. Это вызвано слабостью мышц, контролирующих движения глаз. Эти люди часто страдают близорукостью. Если косоглазие своевременно не корригировать, оно с течением времени может послужить причиной серьезных проблем со зрением.
Проблемы  с зубамиЛюди с церебральными параличами чаще имеют кариес. Это вызвано врожденными недостатками зубной эмали, а также трудностью с чисткой зубов.
Проблемы  с контролем испражнения  и мочеиспусканияОни обусловлены недостаточностью контроля над работой соответствующих групп мышц. 

     Различают четыре основные разновидности церебрального паралича:
Спастический, при котором мышцы жесткие и слабые; встречается приблизительно у 70% детей с церебральным параличом. При спастическом церебральном параличе возможно нарушение подвижности рук и ног (квадриплегия), главным образом ног (диплегия) или руки и ноги только на одной стороне (гемиплегия). Пораженные руки и ноги плохо развиты, слабы, подвижность их нарушена.
Хореоатетоидный, при котором в отсутствие сознательного контроля мышцы самопроизвольно подергиваются; встречается приблизительно у 20% детей с церебральным параличом. При этом движения рук, ног и тела медленны, затруднены, плохо контролируются, но могут быть резкими, как бы толчкообразными. На фоне сильных переживаний подергивания еще более усиливаются; во сне патологические движения отсутствуют.
Атаксический, при котором нарушена координация, движения ребенка неуверенные; возникает приблизительно у 10% детей с церебральным параличом. Отмечаются слабость мышц и дрожь. Детям с этим заболеванием трудно выполнять быстрые или мелкие движения. Походка неустойчива, поэтому ребенок широко расставляет ноги.
Смешанный, при котором сочетаются проявления двух разновидностей церебрального паралича, как правило, спастического и хореоатетоидного; встречается у многих больных детей. При всех разновидностях церебрального паралича речь может быть неразборчивой, поскольку ребенку трудно контролировать мышцы, участвующие в произнесении звуков. Часто дети с церебральным параличом имеют и другие нарушения, например сниженный интеллект, у некоторых задержка умственного развития выражена значительно. Однако приблизительно 40% детей с ДЦП имеют нормальный или почти нормальный интеллект. Приблизительно у 25% детей с церебральным параличом (как правило, спастическим) наблюдаются приступы судорог (эпилепсия). 

2. Сеть определенных специализированных учреждений для образования и социальной зациты детей с ДЦП 

В современных  условиях образование и социальная защита детей-инвалидов с ДЦП  перерастает из разряда социально-медицинской  проблемы в общую социальную задачу, предполагающую, во-первых, системное  взаимодействие для оптимизации  этого процесса всего социокультурного окружения человека (семья, дом-интернат, школа и т.д.); во-вторых, активное использование всех направлений  социально-регулирующего воздействия (медицинское, финансово-экономическое, психолого-педагогическое и т.д.).
     Именно поэтому на сегодняшний день актуальной научной и практической проблемой выступает социологическое исследование как системы социальной защиты детей-инвалидов, так и направлений совершенствования этого явления применительно к различным уровням общественной организации (государственной, региональной, местной). Перефразируя известное образное выражение одного из классиков науки, мы можем сказать, что во многом по тому, как общество относится к детям-инвалидам, как организована система социальной защиты этой общественной группы, можно судить о состоянии и социальном здоровье общества в целом. 

2.1 Специальные образовательные учреждения 

     •коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования;
     •коррекционные образовательные учреждения;
     •коррекционные учреждения начального профессионального образования.
     Также в некоторых учреждениях общего образования существуют специальные классы и группы, подчиняющиеся тем же регламентам.
Специальные (коррекционные) учреждения делятся на 8 видов:
     Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида Сурдопедагогика
     Специальное  (коррекционное) образовательное  учреждение I вида создаётся для  обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.
     Образовательный  процесс осуществляется в соответствии  с уровнем общеобразовательных  программ трех ступеней общего  образования:
     •1  ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения — 5 — 6 лет (в зависимости от учебных предметов) или 6 — 7 лет (с учетом подготовительного класса). В 1 класс коррекционного учреждения I вида принимаются, как правило, дети с 7-летнего возраста. Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. На первой ступени общего образования в начальных классах (1 — 3 классы) проводится работа по становлению личности ребенка, выявлению и целостному развитию его способностей, формированию у школьников умения и желания учиться. В начальных классах у учащихся формируется речевая деятельность (умение вступать в общение с окружающими, воспринимать речь окружающих на слухо-зрительной основе и обмениваться информацией). В средних классах (4 — 6 классы) продолжается работа по формированию личности неслышащего ребенка, его учебной деятельности, развитию устной и письменной речи, совершенствованию умения пользоваться языком как средством общения, по развитию познавательных способностей и навыков самостоятельной умственной деятельности.
     •2  ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения — 5 — 6 лет). На второй ступени общего образования (7 — 10 классы) продолжается работа по формированию личности неслышащего воспитанника, закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой для продолжения образования, полноценного включения обучающегося, воспитанника в жизнь общества. Продолжается систематическая работа по развитию устной и письменной речи обучающихся, коррекции их произношения и развитию слухового восприятия.
     •3  ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года). На третьей ступени общего образования у обучающихся совершенствуется устная и письменная речь, продолжается коррекционная работа по формированию произношения и развитию остаточного слуха. Проводится специальная работа по социально-трудовой адаптации.
     Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида Сурдопедагогика
     Коррекционное  учреждение II вида создается для  обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе. Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путем создания слухо-речевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию.
     Для  обеспечения дифференцированного  подхода в обучении слабослышащих  и позднооглохших детей создаются  два отделения (воспитанники могут  переводиться из одного отделения  в другое):
     •1  отделение — для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
     •2  отделение — для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
     Образовательный  процесс осуществляется в соответствии  с уровнями общеобразовательных  программ трех ступеней общего  образования:
     •1  ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения в 1 отделении — 4 — 5 лет, во 2 отделении — 5 — 6 или 6 — 7 лет). В 1 класс (группу) 1 и 2 отделений зачисляются дети с 7-летнего возраста, посещавшие дошкольные образовательные учреждения. Для детей 6 — 7-летнего возраста, не посещавших дошкольные образовательные учреждения, во 2 отделении может быть организован подготовительный класс. На 1 ступени общего образования осуществляется коррекция словесной речи на основе использования развивающейся слуховой функции и навыков слухо-зрительного восприятия, накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, навыками связной речи, развитие внятной речи, приближенной к естественному звучанию.
     •2  ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения в 1 и 2 отделениях — 6 лет). На 2 ступени общего образования проводится коррекционная работа по дальнейшему развитию речи, слухового восприятия и навыков произношения.
     •3  ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения в 1 отделении — 2 года). На 3 ступени общего образования обеспечивается овладение воспитанниками устной и письменной речью до уровня, необходимого для интеграции их в общество.
     Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов Тифлопедагогика
     Коррекционные  учреждения III и IV видов обеспечивают  обучение, воспитание, коррекцию первичных  и вторичных отклонений в развитии  у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.
     При  необходимости может быть организовано  совместное (в одном коррекционном  учреждении) обучение незрячих и  слабовидящих детей, детей с  косоглазием и амблиопией.
     Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида Логопедия
     Коррекционное  учреждение V вида создается для  обучения и воспитания детей  с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.
     Коррекционное  учреждение V вида имеет в своем  составе два отделения, хотя  на практике может ограничиваться  и одним:
     •в 1 отделение принимаются дети, имеющие  общее недоразвитие речи тяжелой  ступени (алалия, дизартрия, ринолалия,  афазия), а также дети, страдающие  общим недоразвитием речи, сопровождающимся  заиканием;
     •во  2 отделение принимаются дети  с тяжелой формой заикания  при нормальном развитии речи.
Специальное (коррекционное) образовательное  учреждение VI вида
     Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.
     Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида
     Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
     Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида Олигофренопедагогика
     Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. 

3. Социальная ситуация развития детей с ДЦП в разных типах учреждений  

     Имеется развернутая сеть специальных учреждений для детей с ДЦП с различными отклонениями в состоянии слуха (глухих и слабослышащих), зрения (слепых и слабовидящих), с нарушением интеллекта (дебилов и имбецилов), с нарушением опорно-двигательного аппарата, с комбинированными нарушениями и т.д.
     Обычное обучение детей с тяжелыми, выраженными отклонениями в развитии затруднено, а в ряде случаев и просто невозможно. Такие дети занимаются в специализированных дошкольных учреждениях по особым программам, с использованием системы специальных методов и приемов. 

3.1 Организация социально-психологической  работы с детьми  страдающими ДЦП 

Выраженные двигательные расстройства и нарушения речи при  детском
церебральном  параличе затрудняют общение этих детей  с окружающими,
отрицательно  влияют на все их развитие, способствуют формированию
негативных черт характера, появлению поведенческих  нарушений, формированию острого чувства неполноценности.
     Разнообразные двигательные, перцептивные, когнитивные, аффективные и речевые расстройства, как правило, сложные, иногда изолированные, но чаще сочетанные, требуют комплексной медико-психолого-педагогической коррекции.
     Одним из важнейших аспектов такой работы является создание условий для полноценного личностного развития детей с ограниченными возможностями движений в ходе реализации мер по психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации с последующей интеграцией их в современное общество.
     Систематическое наблюдение за развитием учащихся в ходе учебно-
воспитательного процесса, динамическое, комплексное, всестороннее и
целостное изучение ребенка рассматривается как  основа социально-
психологического  сопровождения образовательного процесса детей с
церебральным  параличом. С учетом полученных результатов  психолого-
педагогического изучения ребенка корректируется образовательный  маршрут, разрабатываются индивидуальные программы обучения, проводится анализ их реализации. Модель социально-психологического сопровождения детей с церебральным параличом имеет свою специфику, которая определяется психологическими особенностями детей, деформацией их личностного развития, иногда дисгармоничными отношениями с родителями.
     Организация и содержание процесса социально-психологического сопровождения исходит из того, что главное отличие педагогического и психологического воздействия состоит лишь в личной близости учителя, социального педагога и психолога к ребенку. Социальный педагог – это друг, помощник, а психолог – независимый эксперт. В процессе совместной работы специалистами реализуются разные цели. Целью работы учителя, социального педагога является создание условий для саморазвития личности ребенка через познание себя, психолога – коррекция на основе самопознания возникших нарушений, сопровождающихся осознанием себя другим, “неполноценным” членом общества.
     Таким образом, главная задача социально-психологической поддержки ребенка с церебральным параличом – помочь ему так построить познание самого себя, чтобы оно стало действенной силой благоприятного саморазвития и саморегуляции.
     Решает эту задачу социально-психологическая служба сопровождения, создание которой осуществляется поэтапно:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.