На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность и формы проявления финансов предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тема: Сущность и формы проявления финансов предприятия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка гр. 4ФОСП
                                                                                             Мирзоева Кристина 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание  

Введение  …………………………………………………….. 3
1. Сущность, функции и принципы финансов предприятий …………7
   1.1 Место финансов предприятия в общей системе финансов
Государства ……………………………………………………………… 7
   1.2 Финансы предприятия: сущность, формы, функции и источники формирования ……………………………………………………………. 13
   1.3 Принципы организации финансов  коммерческих организаций и предприятий ………………………………………………………………. 21
2. Анализ  финансов ОАО «Компании Юнимилк» ……………………... 26
   2.1 Организационно-экономическая характеристика  деятельности ОАО «Компании Юнимилк» ……………………………………………………. 27
   2.2 Анализ финансового состояния ОАО «Компания Юнимилк» …… 34
   2.3  Процесс управления финансовыми ресурсами  предприятия ОАО «Компания Юнимилк» …………………………………………………….. 53
3. Концепция развития финансов в ОАО «Компании Юнимилк» и инвестиционная политика …………………………………………………. 61
3.1 Совершенствование структуры управления финансовыми ресурсами ОАО «Компании Юнимилк»………………………………………………… 61          3.2 Мероприятия, направленные на увеличение прибыли предприятия …. 69
3.3 Расчет экономической  эффективности от предлагаемых  мероприятий .. 71
Заключение …………………………………………………………………. 74
Список  используемых источников ……………………………………… 76 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

     Финансы предприятия представляют собой систему денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе кругооборота ресурсов предприятия, формирование его денежных доходов и накоплений.
     Финансы предприятий обеспечивают кругооборот  основного и оборотного капитала, взаимоотношения с государственными органами, налоговой системой, бюджетами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми компаниями и так далее. В каждом государстве любая государственная система включает финансовую систему. Она состоит из двух подсистем:
           общегосударственные финансы;
      - финансы хозяйствующих субъектов.
           Формы проявления финансов предприятий:
Отношения с другими хозяйствующими субъектами в процессе формирования и распределения выручки (нематериальные отношения):
           - штрафы, пени, неустойки;
      - отношения аренды;
      - выпуск и реализация ценных бумаг;
      - совместная деятельность;
      - коммерческое кредитование;
      - отношения с работниками по выплате заработной платы. В настоящее время целесообразно выделять самостоятельную группу финансовых отношений, которые складываются у предприятия со своими работниками по поводу распределения прибыли: выплаты дивидендов, выплаты за паи в уставном капитале.
     Финансовые отношения с собственными структурными подразделениями. Сюда же относятся отношения внутри производственных объединений и отношения предприятия со своими дочерними структурами.
Отношения с налоговой службой.
Значительная часть отношений - отношения с банковской системой. Это не просто система расчетов и кредитования, ведь появились новые формы отношений: факторинг, траст, залоги и так далее.
Отношения с различными страховыми компаниями по всем видам страхования.
Отношения с органами государственного управления (таможня, Министерство внешних отношений, различные бюджеты, внебюджетные фонды и так далее).
      Участвуя в экономических отношениях, финансы взаимодействуют с различными экономическими категориями, поэтому на поверхности выделяют границы финансовых отношений - т.е. какая операция, инструмент экономики относится к финансовой сфере. Чтобы определить границы финансовых отношений, финансовой науке надо найти отличительные признаки финансов, присущие финансовым отношениям и отражающие их специфику:
    Финансы - денежная категория (связана с денежными средствами). Хотя и в период военного коммунизма существовала продразверстка, выплата налогов производилась в натуре. И сейчас на региональном уровне уплата в бюджет части продукции предприятия, которое работает за “черный нал”, или по бартеру. Эти отношения не относятся к финансовым.
    Финансы связаны не с любыми формами движения денежных средств. Существуют 2 основные формы - обмен и распределение. Обмен - когда происходит замен денежной формы на товарную, или навстречу товарному эквиваленту движется денежный. При распределении происходит движение только денежного эквивалента, причем только в одностороннем порядке, хотя и допускается возврат денежных средств через определенное время. Финансы связаны только с распределением.
    Финансы связаны с распределительным процессом, осуществляемым на безэквивалентной, безвозвратной основе, а кредит - на основе срочности, платности, возвратности. В законодательстве Германии налог определяется как взнос, который не влечет определенных обратных обязательств со стороны государства.
    Распределение, осуществляемое с помощью финансов, связано с понятиями “финансовые ресурсы” и “денежные фонды”. Распределение происходит путем формирования и использования денежных фондов, т.е. финансы используют фондовый метод распределения.
      Финансы - это экономическая категория, связанная с распределением финансовых ресурсов путем формирования и использования денежных фондов на безэквивалентной основе.
    Объектом  исследования является финансы предприятия, а  анализ формы его проявления предметом непосредственного изучения.
     Цель  данной курсовой работы - изучение финансов организаций и направления их развития на примере ОАО «Компании Юнимилк»,  изучение литературы по данной проблеме, анализ финансовой деятельности предприятия, выявление путей совершенствования организации финансов.
    Задачи  исследования:
    1. Определить место предприятий  в финансовой системе государства;
    2. Установить значение, сущность и  формы проявления финансов предприятия;
    3. Определить функции финансов  предприятия;
    4. Выявить сущность финансового механизма и его роли в реализации финансовой политики;
    5. Рассмотреть финансовый механизм  предприятия;
    6. Установить, каким образом отраслевая  принадлежность влияет на финансы  предприятий.
    При написании курсовой работы были использованы различные методы исследования, среди  которых можно выделить:
    - сбор и анализ библиографических  источников по теме исследования;
    - анализ нормативно-правовой базы;
    - систематизация и обобщение полученного  материала (синтез), и другие методы  исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность, функции  и принципы финансов предприятий
1. Место финансов  предприятия в  общей системе  финансов 
государства 

  Финансы предприятия представляют собой  систему денежных отношений связанных  с формированием, распределением и  использованием денежных доходов и  фондов денежных средств целевого назначения с целью обеспечения воспроизводственных процессов.
  Финансовые  отношения многообразны по своему характеру. При создании предприятия возникают  финансовые отношения с:
- учредителями;
- акционерами;
- членами  трудового коллектива;
- по  поводу формирования уставного фонда;
- членских  взносов;
- выпуска  акций.
  Государство при этом регламентирует источники  формирования имущества предприятия, форменные вклады в уставный фонд, его размер.
  В дальнейшем по мере производства и  реализации продукции финансовые отношения предприятия расширяются и возникают:
    финансовые отношения предприятия со своими работниками по вопросам выплаты заработной платы, премий, оказания материальной помощи, предоставления ссуд без процентов, удержание стоимости брака, штрафных санкций и т.д.;
    финансовые отношения с различными хозяйствующими субъектами в связи с уплатой и получением штрафов за нарушение хозяйственных договоров, получение доходов от совместной деятельности, вложением средств в корпоративные ценные бумаги и т.д.;
    финансовые отношения с бюджетом по поводу уплаты государственных и местных налогов, отчислений в централизованные фонды, получение налоговых кредитов, бюджетных ссуд, ассигнований из бюджета и т.д.;
    финансовые отношения с органами кредитной системы по поводу размещения временно свободных денежных средств на специальных счетах в банках, получение и возврата кредита и других операций;
    финансовые отношения внутри предприятия связанные с формированием и использованием фонда потребления, накопления, резервного и других фондов целевого назначения.
  Традиционная  система финансовых отношений предприятия  изменяется в условиях рыночной экономики. Финансовые отношения предприятия  сопровождаются движением финансовых ресурсов, образованием потоков денежных средств в сторону предприятия и от него.
  Деятельность  работы любой фирмы, в том числе  и финансовой не может рассматриваться  изолированно. В частности, система  управления финансами компании является элементом более крупной системы. С позиции макроэкономики в народном хозяйстве различают 4 экономических субъекта:
    государственный сектор;
    предпринимательский сектор;
    сектор домашних хозяйств;
    сектор "заграница".
  Каждый  сектор пронизан сетью финансовых отношений  и, безусловно, имеется специфика  в управлении финансами в отдельной сфере. Вместе с тем, очевидно, что финансы каждого из них являются лишь элементом взаимосвязанной системы финансов в целом.
  Один  из вариантов представления системы  финансов страны представлен на рисунке 1. 

 

Рисунок 1. Структура финансовой системы РФ
  Как правило, коммерческие финансовые операции между субъектами осуществляются через  банковскую систему, которая и представлена в центре схемы. В нижней части  приведен блок "финансовые рынки". В отличие от субъектов финансовых отношений, представленных в других блоках схемы, финансовый рынок выполняет посредническую функцию. Он не является собственником финансовых ресурсов, а лишь помогает оптимизации использования совокупных финансовых ресурсов. Основными участниками финансовых рынков являются инвесторы и финансовые посредники, финансовые и инвестиционные компании, банкирские дома и т.д. Первые предлагают рынку свободные денежные средства, которые организуют их размещение, а также помогают компаниям, нуждающимся в долгосрочном финансировании найти оптимальную структуру источников доходов. В блоке "финансы организации" представлены два типа различающихся субъектов: не коммерческие и коммерческие организации. Схематично структура предприятия различных организационно - правовых форм представлена на рисунке 2. 

 

Рисунок 2. Основные организационно - правовые формы предприятия
  В зависимости от цели создания и деятельности, юридические лица делятся на две  большие группы:
- коммерческие  организации;
- не  коммерческие организации.
  Согласно  ГКРФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и не имущественные права, нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде.
  Помимо  перечисленного юридическое лицо обязано  иметь собственный баланс или  смету. Юридическое лицо подлежит обязательной государственной регистрации и  действует на основании учредительных документов (устав - для унитарных предприятий и не коммерческих организаций, учредительный договор - для хозяйствующих товариществ, устав и учредительный договор - для всех других типов).
  Основная  цель коммерческих организаций извлечение прибыли с последующим распределением среди участников.
  Цели  не коммерческой организации, как правило, решение социальных задач. При этом если все же организация ведет  предпринимательскую деятельность. то полученная прибыль не распределяется, а также используется для достижения социальных и иных общественно полезных целей.
  Все коммерческие организации могут  быть обобщенно поименованы термином "предприятие".
  Одним из основных компонентов финансово-хозяйственной  деятельности предприятия являются денежные отношения. Они как раз и реализуются в рамках финансовой системы предприятия.
  Таким образом, финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений  возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических  и/или потенциальных доходов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления.
  Финансы как общеэкономическая категория  выполняют множество функций, то есть динамическое проявление своих  свойств и предназначений. В этих функциях проявляется сущность финансов как одного из важнейших компонентов организационной структуры и процесса регулирования социально-экономической системы того или иного уровня.
Применительно к предприятию основным из них  является:
    инвестиционно - распределительная функция;
    фондообразующая функция;
    доходо - распределительная функция;
    обеспечивающая функция;
    контрольная функция.
  Выделенные  функции позволяют сформировать логику плана действий направленных на решение следующих вопросов:
Куда  вложить имеющиеся финансовые ресурсы?
Как сформировать источники финансирования?
Как удовлетворить  требования собственного предприятия?
Как обеспечить ритмичность текущей финансово - хозяйственной деятельности предприятия?
Не сколько  успешно выполняют свои функции  все агенты и технический персонал?
  На  первый взгляд инвестиционно - распределительная функция финансов в большей степени свойственна государственным финансам, когда аккумулированные денежные средства в основном распределяются на нужды потребления всех членов общества и финансирование стратегически важных и социальных программ.
  Тем не менее, эта функция имеет место  и в приложении к хозяйственному субъекту и заключается в распределении  финансовых ресурсов внутри предприятия  способствующему наиболее эффективному их использованию.
  Безусловно, в системе государственных финансов и системе финансов предприятий они различаются по многим критериям, параметрам, способам реализации.
  В частности если на уровне государства  распределительная функция имеет  нормативный предписательный характер и не всегда исходит из приоритета экономической эффективности, то в приложении к предприятию ее характер рекомендательный, а матировка и реализация исходя из экономической целесообразности.   В рамках системы управление предприятием данная функция проявляется в его распределении ресурсов исходя из разнообразных классификационных регулировок.
  Основные  из них:
структурные подразделения предприятия и/или  виды деятельности;
виды  активов.
  Распределение совокупного ресурсного потенциала предприятия среди подразделений (видов деятельности) в наиболее синтезированном виде выражается в рамках инвестиционной политики, когда относительно большее или меньшее внимание уделяется тому или иному подразделению.
  Основным  критерием в этом случае является, как правило, прогнозируемое рентабельное производство.
  Если  некоторые структурные подразделения  прогнозируют доход относительно больший  по сравнению со средним уровнем, тогда оно получает дополнительные финансовые ресурсы в рамках инвестиционной программы.
  Необходимо  отметить, что необходимо учитывать риск и следовать логике диверсификации финансово - хозяйственной деятельности, согласно которой не рекомендуется "складывать все яйца в одну корзину".
  Распределительная функция финансов предприятия с  позиции структуры его активов  проявляется в стремлении оптимизировать активную сторону баланса.
  Наиболее  наглядный пример такой оптимизации  решение вопроса о величине денежных средств, которыми должно располагать  предприятие для нормальной его  работы.
  Очевидно, что не выгодно держать, на счете  чрезмерно большие денежные средства, так как они "омертвляются" или не работают, а неоправданно низкий остаток денег может привести к банкротству через нарушение платежной дисциплины. 
 
 

1.2 Финансы предприятия: сущность, формы, функции и источники формирования 

  Финансы коммерческих предприятий и организаций — это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.
  Финансы предприятий имеют сущность и внешние формы проявления. Под сущностью понимается внутреннее содержание финансов, которое определяет их как особую стоимостную категорию — финансовую. Сущность и формы проявления финансов предприятий взаимно связаны. Но степень их устойчивости неодинакова.
  Формы проявления финансов подвержены более частому  изменению, чем их сущность. Так, до 1965 г. финансовые отношения предприятий  с государственным бюджетом в  части распределения прибыли  проявлялись в форме отчислений от прибыли в доход государственного бюджета. В годы хозяйственной реформы эти отношения осуществлялись в трех формах: плате за производственные фонды; фиксированных (рентных) платежах; взносах в бюджет свободного остатка прибыли.
  Выделяют  следующие формы проявления финансов предприятий:
  Отношения с другими хозяйствующими субъектами в процессе формирования и распределения  выручки;
  Отношения, складывающиеся у предприятий со своими работниками по поводу распределения  прибыли (выплата дивидендов и т.п.);
  Финансовые отношения с собственным персоналом организации:
  Отношения с налоговыми органами;
  Отношения с иными государственными органами;
  Отношения с банковской системой;
  Отношения со страховыми компаниями.
  Сущность финансов предопределяется не только производственными отношениями вообще, но и уровнем их развития, масштабами и ролью государства в экономических процессах.
      По  своему экономическому содержанию всю  совокупность финансовых отношений можно сгруппировать по следующим направлениям:
      1) между учредителями в момент создания предприятия — связаны с формированием собственного капитала и в его составе уставного (акционерного, складочного) капитала. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы хозяйствования. В свою очередь уставный капитал является первоначальным источником формирования производственных фондов, приобретения нематериальных активов;
      2) между предприятиями и организациями  — связаны с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. Это финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов, готовой продукции и т.п., отношения со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи, таможней, иностранными фирмами и т.п. Эти отношения являются основными, поскольку от их эффективной организации во многом зависит конечный финансовый результат коммерческой деятельности;
      3) между предприятиями и его  подразделениями (филиалами, цехами, отделами, бригадами) — по поводу финансирования расходов, распределения и использования прибыли, оборотных средств. Эта группа отношений влияет на организацию и ритмичность производства;
      4) между предприятием и его работниками  — при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятия, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц. От организации этой группы отношений зависит эффективность использования трудовых ресурсов;
      5) между предприятием и вышестоящей  организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является предприятие. Финансовые отношения возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов, финансировании целевых отраслевых программ, проведении маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ, проведении выставок, оказании финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств. Эта группа отношений связана, как правило, с внутриотраслевым перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие предприятий;
      6) между коммерческими организациями  и предприятиями — связаны  с эмиссией и размещением ценных  бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий. От организации этих отношений зависит возможность привлечения дополнительных источников финансирования предпринимательской деятельности;
      7) между предприятиями и финансовой  системой государства — при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, финансировании из бюджета;
      8) между предприятиями и банковской  системой — в процессе хранения  денег в коммерческих банках, получения и погашения ссуд, уплаты  процентов за банковский кредит, покупки и продажи валюты, оказания других банковских услуг;
      9) между предприятиями и страховыми  компаниями и организациями — при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;
      10)между  предприятиями и инвестиционными институтами — в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.
      Каждая  из перечисленных групп отношений  имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер и их материальной основой является движение денежных средств. Движением денежных средств сопровождается формирование собственного и в его составе уставного капитала предприятия, начинается и завершается кругооборот средств предприятия, формирование и использование денежных фондов и резервов.
  Финансы предприятия выполняют три функции:
    обеспечивающую
    распределительную
    контрольную.
  1. Сущность обеспечивающей функции финансов субъектов хозяйствования заключается в создании на предприятии фондов денежных средств в оптимальном размере. Все производственные расходы должны быть покрыты собственными доходами. Временная дополнительная потребность в средствах покрывается за счет кредита и других заемных средств. При этом оптимизация источников денежных средств – одна из главных задач управления финансами предприятия, поскольку при излишке средств снижается эффективность их использования, а при недостатке возникают финансовые трудности, которые могут привести к серьёзным последствиям.
    2. Распределительная функция финансов предприятий тесно связано с обеспечивающей. Посредством распределительной функции происходят формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство капитала, создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом. Распределительная функция основана на том, что финансовые ресурсы фирмы подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, кредиторами, контрагентами. С распределительной функцией финансов связано формирование денежных фондов коммерческих предприятий и организаций посредством распределения и перераспределения поступающих доходов. К ним относятся: уставный капитал или уставный фонд, резервный фонд, добавочный капитал, фонд накопления, фонд потребления, валютный фонд и др.
  Распределительные отношения затрагивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их работников, акционеров, кредитных и страховых институтов. Поэтому первостепенная задача — их оптимальная организация. Выполнению этой задачи способствует контрольная функция финансов.
  При нарушении нормального кругооборота средств, увеличении затрат на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг снижаются доходы хозяйствующего субъекта и общества в целом, что свидетельствует о недостатках в производственном процессе, недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективность производства. Анализ финансовых показателей позволяет оценить итоги хозяйственной деятельности и при необходимости применить меры финансового воздействия с целью улучшения финансовых результатов.
  3. Контрольная функция финансов связана с применением различного рода стимулов и санкций, а также нормативных и расчетных показателей финансовой деятельности предприятия. Она предполагает осуществление финансового контроля за результатами производственно-финансовой деятельности фирмы, а также за процессом формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с текущими и оперативными планами. Объективная основа контрольной функции - стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов. Распределить и использовать доходов больше, чем создано в процессе производства продукции (выполнения работ и оказания услуг) и получено после их реализации, невозможно. Размер получаемых хозяйствующим субъектом доходов определяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности производства, снижения затрат, рационального использования финансовых ресурсов зависят конкурентоспособность предприятия, его финансовая устойчивость. Таким образом, контрольная функция является производной от распределительной. Финансовый контроль на фирме имеет две формы:
· контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
· контроль за реализацией стратегии финансирования.
  Контрольная функция финансов предприятии способствует выбору наиболее рационального режима производства и распределения общественного  продукта и национального дохода на предприятии и в народном хозяйстве.
  Источниками формирования финансовых ресурсов является совокупность источников удовлетворения дополнительной потребности в капитале на предстоящий период, обеспечивающим развитие предприятия. Эти источники подразделяются на собственные (внутренние) и заемные (внешние).
    Собственные средства включают:
• уставный капитал;
• добавочный капитал;
• нераспределенную прибыль.
    Прежде всего, предприятие ориентируется  на использование внутренних (собственных)  источников финансирования.
    Уставный капитал – основной  источник собственных средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а сумма государственного и муниципального предприятия – величину уставного капитала. Уставный капитал изменяется предприятием, как правило, по результатам его работы за год после внесения изменений в учредительные документы.
    Увеличить (уменьшить) уставный  капитал можно за счет выпуска  в обращение дополнительных акций  (или изъятия из обращения какого-то  их количества), а также путем  увеличения (уменьшения) номинала старых акций.
    К добавочному капиталу относятся:
• результаты переоценки основных фондов;
• эмиссионный  доход акционерного общества;
• безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели;
• ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений;
• средства на пополнение оборотных фондов.
    Нераспределенная прибыль – это  прибыль, полученная в определенном  периоде и не направленная  в процессе ее распределения  на потребление собственниками  и персоналом. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде.
    Для покрытия потребности в  основных и оборотных фондах  в ряде случаев для предприятия  становится необходимым привлечение  заемного капитала. Такая потребность  может возникнуть по независящим  от предприятия причинам. Ими  могут быть необязательность партнеров, чрезвычайные обстоятельства, реконструкция и техническое перевооружение производства, отсутствие достаточного стартового капитала, наличие сезонности в производстве, заготовках, переработке, снабжении и сбыте продукции и другие причины.
    Таким образом, заемный капитал,  заемные финансовые средства  – это привлекаемые для финансирования  развития предприятия на возвратной  основе денежные средства и  другое имущество. Основными видами  заемного капитала являются: банковский  кредит, финансовый лизинг, товарный (коммерческий) кредит, эмиссия облигаций и другие.
 Заемный  капитал подразделяется на:
• краткосрочный;
• долгосрочный.
    Как правило, заемный капитал  сроком до одного года относится  к краткосрочному, а больше года  – к долгосрочному. Вопрос  о том, как финансировать те или иные активы предприятия – за счет краткосрочного или долгосрочного капитала – необходимо обсуждать в каждом конкретном случае. Эффективность вложения заемного капитала определяется степенью отдачи основных или оборотных средств.
    Внешними источниками финансирования  могут быть либо кредиты, либо  ценные бумаги (акции, облигации  предприятия), их выпуск.
    Внешние источники формирования  финансовых ресурсов – это  привлекаемые со стороны собственные  и заемные финансовые средства, обеспечивающие развитие предприятия (эмиссия акций и облигаций, привлечение финансового и товарного кредита и т.п.).
      Положительный финансовый результат хозяйственной  деятельности коммерческих организаций и предприятий свидетельствует об эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами, и, наоборот, отрицательный результат или отсутствие его — о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства и возможности банкротства предприятия. 
 
 

1.3 Принципы организации финансов коммерческих организаций и предприятий 

      Финансовые  отношения коммерческих организаций  и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная ответственность, обеспечение финансовыми резервами.
      Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли. Рынок стимулирует коммерческие организации и Предприятия к поиску новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Коммерческие организации и предприятия с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в формировании уставного капитала других хозяйствующих субъектов. Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимоотношения коммерческих организаций и предприятий с бюджетами разных уровней. Коммерческие организации и предприятия всех форм собственности в законодательном порядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику. Начисление амортизации по основным средствам, приобретенным до 1998г., происходит по нормам, установленным законодательно.
      Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа — одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70% и более.
      К основным собственным источникам финансирования коммерческих предприятий и организаций относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Доля собственных источников в общем объеме инвестиций российских предприятий в 1996 г. составила 70%, что соответствует уровню развитых рыночных стран. Однако общий объем денежных средств достаточно низкий и не позволяет осуществлять серьезные инвестиционные программы. В настоящее время не все коммерческие организации и предприятия способны реализовать этот принцип. Предприятия и организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.
      Принцип материальной заинтересованности — объективная необходимость этого принципа обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности — извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах предпринимательской деятельности проявляется не только ее участниками, но и государством в целом. На уровне отдельных работников предприятия реализация этого принципа может быть обеспечена высоким уровнем оплаты труда. Для предприятия этот принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики, экономически обоснованной амортизационной политики, созданием экономических условий для развития производства. Само предприятие может способствовать реализации данного принципа соблюдением экономически обоснованных пропорций при распределении вновь созданной стоимости, формировании фонда потребления и фонда накопления. Интересы государства могут быть соблюдены рентабельной деятельностью предприятий, ростом производства и соблюдением налоговой дисциплины. Очевидно, что в настоящее время имеются слабые предпосылки для реализации этого принципа: существующая система налогообложения носит ярко выраженный фискальный характер, из-за сложности экономической ситуации в стране многие коммерческие организации и предприятия не выполняют обязательств перед своими работниками по выплате заработной платы в установленные сроки и, наконец, падение производства не позволяет обеспечить интересы государства, полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.
      Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством. Предприятия, нарушающие договорные обязательства, расчетную дисциплину, сроки возврата полученных кредитов, налоговое законодательство и т.п., уплачивают пени, штрафы, неустойки. К нерентабельным предприятиям, не способным отвечать по своим обязательствам, может быть применена процедура банкротства.
      Руководители  предприятий несут административную ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991г. № 2118—1 «Об основах налоговой системы в РФ».
      К отдельным работникам предприятий  и организаций применяются система штрафов в случаях допущения брака, лишение премии, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины.
      Этот  принцип реализован в настоящее время наиболее полно.
      Принцип обеспечения финансовыми  резервами диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Кроме того, в экономической борьбе за покупателя предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском невозврата денег в срок. Финансовые вложения предприятий также связаны с риском невозврата вложенных денежных средств, либо получением дохода ниже предполагаемого. Наконец, могут иметь место прямые экономические просчеты в разработке производственной программы. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение предприятия в критические моменты хозяйствования.
      Финансовые  резервы могут формироваться  предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет. Акционерные общества обязаны формировать финансовый резерв в законодательно установленном порядке. На практике, из-за низких финансовых возможностей, не все предприятия образуют финансовые резервы, необходимые для их финансовой устойчивости.
  Предприятие как социально - экономическая система, имеющая основной целью генерирование  прибыли целесообразность любых  своих действий рассматривает, в основном, с позиции их экономической выгодности.
  В терминах финансов, предприятие может быть представлено как совокупность притоков и оттоков денежных средств, имеющих  место в результате ранее сделанных  инвестиций. Для того чтобы совокупность этих потоков была оптимальной, в любом предприятии формируется некая организационная структура управления финансами. Эта структура призвана не только оптимизировать ресурсный поток, но и обеспечить реализацию описанных выше функций финансов.
  В основе системы управления так называемая организационная структура, то есть совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных и функциональных подразделений. Наиважнейшим компонентом является система управления финансами.
  В зависимости  от величины и масштаба предприятия организационная структура деятельности управления финансами может существенно варьировать.
  В малом  предприятии такая структура  может отсутствовать, а все финансовые вопросы могут решаться руководителем  совместно с главным бухгалтером.
  Что касается крупного предприятия, то подобная служба в организационном плане обосабливается и в наиболее общем виде выглядит, как представлено на рисунке 1.
        

  На приведенном  рисунке 3 структурно выделены два звенья финансовой службы предприятия:
- планово-аналитическая;
- учетно-контрольная.
  Первое  подразделение отвечает за вопросы  прогнозирование, планирование, организация  финансовых потоков. Второе организует учет, финансовый контроль и информационное обеспечение различных лиц заинтересованных в деятельности предприятия.     Все принципы организации финансов предприятий находятся в постоянном развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие состоянию производительных сил и производственных отношений в обществе.
2. Анализ финансов ОАО «Компании Юнимилк»
     2.1. Организационно-экономическая  характеристика деятельности  ОАО «Компании Юнимилк» 

  ОАО «Компания «Юнимилк» было создано в 2002 г. , Юнимилк — один из лидеров молочной индустрии России и стран СНГ. На первом этапе существования компания активно расширяла географию своего присутствия за счет приобретения предприятий на территории в России и Украины. К 2005 г. в холдинг, получивший впоследствии (с 2008 г.) название «Группа «Юнимилк», были объединены более 10 предприятий молочной промышленности. Сегодня «Юнимилк» является вторым в России (после группы компаний «Вимм-Билль-Данн») и первым на Украине производителем молочной продукции. Группа объединяет 31 молочное производство и комбинат детского питания, расположенные на территории двух стран. Среди активов группы ОАО «Кемеровский молочный комбинат», ОАО «Надежда», ОАО «Старицкий сыр» (все – Россия), ОАО «Галактон», ОАО «Кременчугский гормолокозавод» (оба – Украина) и другие предприятия. Общая численность сотрудников в компаниях группы «Юнимилк» – 14 000 (лето 2009 г.).
  Специализируется на производстве молочной продукции и детского питания. 
В структуру компании входят молокоперерабатывающие комплексы и один комбинат детского питания. Большинство предприятий, входящих в состав компании, являются локальными лидерами молочной отрасли. Оптимальное распределение заводов по территории России обеспечивает мощную сырьевую базу и эффективное логистическое покрытие важнейших региональных рынков.

  В ассортиментный портфель компании Юнимилк входят национальные бренды: "Простоквашино", "Био Баланс", "Летний День", "ПЕТМОЛ", "Актуаль", "Для всей семьи", "Смешарики", Disney, "ТЁМА" (детское питание).
  Прямые  продажи свыше 16 000 розничным и сетевым клиентам во всех регионах России.
  Второе  место по продажам на рынке молочной продукции России в объемах и  денежном обороте:
17,1% доля  рынка молочной продукции России  в объемах;
14,2% доля  рынка продукции детского питания  России в объемах.
  В 2009 г. бизнес «Юнимилка» продолжил рост. По итогам первого полугодия 2009 г. показатель EBITDA компании по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос более чем втрое – до 2,8 млрд руб., валовая прибыль – на 45% (до 6,1 млрд руб.), валовая маржа на 770 базисных пунктов (до 29,5%). В натуральном выражении продажи увеличились на 4,2% – до 622 700 т. «Юнимилк» объяснил рост валовой прибыли снижением себестоимости продукции и маркетинговыми мерами – в частности, ростом доли бренда «Простоквашино» в выручке компании (за год она поднялась с 32% до 44%). Однако такая динамика показателей сложилась и в результате эффекта девальвации рубля и временного запрета на импорт в Россию молочной продукции из Белоруссии.
  В 2010 году Компания ЮНИМИЛК завершила  сделку по объединению молочных активов  с Компанией DANONE. Указанная интеграция стала закономерным этапом развития компании. Объединение двух быстрорастущих и эффективно дополняющих друг друга бизнесов повлечет за собой значительный положительный эффект. Сочетаемость бизнесов позволит новой компании максимально использовать эффект синергии продаж и затрат, а также в перспективе значительные преимущества на растущем рынке молочных продуктов в регионе.
  Основными факторами риска, которые учитывает менеджмент ОАО «Компании ЮНИМИЛК» при ведении своей деятельности, являются:
1) Риски,  связанные с ухудшением потребительских  свойств продукции Компании, которые  могут привести к ухудшению  ее репутации как производителя  продуктов питания и негативно  отразиться на результатах его  финансово-хозяйственной деятельности.
Для минимизации  данного риска внедрена и действует  система контроля качества сырья  и продукции на всех этапах производства и реализации продукции.
2) Риски  значительного изменения законодательства, регулирующего производство и  реализацию молочной продукции.
Производство  и реализация Компанией продукции  регулируется законодательством и  нормативными актами в области гигиены, экологии, контроля качества, налогообложения  и пр.
 Существенное  изменение законодательства может  привести к тому, что продукция, производимая Компанией, не сможет соответствовать новым требованиям, которые к ней могут быть предъявлены, а также может значительно увеличить затраты, связанные с необходимостью соблюдения таких новых требований к производству и реализации продукции, что может негативно сказаться на финансовом положении Компании. Для минимизации вышеуказанных рисков осуществляется систематический мониторинг законодательства, регулирующего вопросы производства и реализации молочной продукции, контроль соответствия деятельности эмитента федеральному и местному законодательству.
3) Риски,  связанные с нестабильностью  на основных товарных рынках, на которых осуществляет деятельность  Компания.
  Ухудшение макроэкономических условий в Российской Федерации, Украине и Казахстане, снижение численности и доходов населения могут негативно сказаться на финансовом положении эмитента. Экономический спад может привести к снижению реальных доходов населения, уменьшению потребительского спроса, увеличения в структуре потребления продукции с низкой добавленной стоимостью.
  Учитывая  фундаментальный макроэкономический характер вышеуказанных факторов, Компания может оказывать только косвенное  влияние на их минимизацию, в основном, за сч?т выбора соотношения объема и качества товаров в ассортименте производимой им продукции, а также способности жестко контролировать издержки производства и реализации продукции.
4) Риски,  связанные с отсутствием возможности  реализовывать продукцию, производимую  Компанией, через оптовых продавцов  и розничные предприятия торговли.
  Разрыв  отношений с ведущими оптовыми продавцами в регионах, неспособность Компании реализовывать свою продукцию через  федеральные и региональные розничные  сети может существенно сказаться  на объемах продаж эмитента и привести к ухудшению результатов ее финансово-хозяйственной деятельности. Во избежание такого рода неблагоприятных последствий в целях минимизации влияния отдельных оптовых продавцов на объемы продаж продукции, производимой Компанией, осуществляется диверсификация системы дистрибуции. В условиях дефицита ликвидности на кредитных рынках Компания осуществляет программу жесткого контроля над дебиторской задолженностью со стороны своих товаропроводящих каналов и принимает меры к ее снижению.
  5) Усиление конкуренции в отрасли. 
Компания осуществляет деятельность на высококонкурентном рынке. Неправильно построенные рекламная политика, организация логистики и продаж, политика в области продвижения собственных торговых марок могут привести к потере доли рынка и уменьшению объемов продаж продукции. Усиление позиций иностранных производителей, обладающих большими финансовыми, технологическими, маркетинговыми ресурсами, может также привести к снижению рентабельности и ухудшению финансового положения Компании. Для минимизации вышеуказанных рисков Компания проводит активную политику по увеличению занимаемой доли товарного рынка за сч?т органического роста объемов продаж. Повышенное внимание уделяется улучшению качества продукции, разработке и внедрению новых видов продукции с улучшенными потребительскими свойствами, жесткому контролю издержек, проведению эффективной рекламной и маркетинговой политики. Компания уделяет внимание сбалансированности своего продуктового портфеля.
В целях  минимизации влияния ухудшения  ситуации в отрасли на его деятельность эмитент осуществляет стратегию, направленную на расширение производства и проводит политику по увеличению доли продукции с высокой добавленной стоимостью в структуре продаж. Компания также осуществляет жесткий контроль затрат и проводит работу по их оптимизации.
Основные результаты финансово-хозяйственной деятельности организации представлены в таблице 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Таблица 1. – Основные результаты финансово-хозяйственной деятельности организации (тыс.руб) 

Наименование  показателя 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Выручка, руб. 44 310 40 766 500 142 618 000 19 484 649 000 26 860 660 000 35 326 850 000
Валовая прибыль, руб. 44 310 19 381 380 140 971 000 5 101 119 000 7 048 871 000 8 369 167 000
Чистая  прибыль (нераспредел?нная прибыль (непокрытый убыток)), руб. -19 923 362 -159 874 000 -194 622 000 -457 416 000 262 360 000 621 691 000
Рентабельность  собственного капитала, % 106.2 89.49 -6.32 -13.65 2.45 5,63
Рентабельность  активов, % -1.76 -2.88 -2.04 -1.82 0.84 1,88
Коэффициент чистой прибыльности, % -45 288.64 -392.17 -136.46 -2.35 0.98 1,8
Рентабельность  продукции (продаж), % -21 020.45 -296.08 -77.65 7.96 6.29 6,0
Оборачиваемость капитала, раз  -0.0023 -0.23 0.04 1.52 1.36 1,5
Сумма непокрытого  убытка на отч?тную дату, руб. 138 775 272 298 650 417 493 272 034 604 351 000 3 593 383 000 3 026 877 000
Соотношение непокрытого убытка на отч?тную дату и валюты баланса, % 12.25 5.38 5.16 2.41 11.46 9.2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


     По  данным таблицы можно сделать  вывод о том, что за исследуемую  динамику лет ОАО «Компания Юнимилк» характеризуется расширением объемов производства, о чем свидетельствует рост показателя выручки к отчетному периоду по отношению к 2009г. Одновременно с ростом выручки наблюдается рост себестоимости продукции, также увеличивается прибыль организации к отчетному периоду, но в 2009 г. в связи с последствиями кризиса выручка немного сократилась. В 2010 г. Ситуация выправилась и показатель возрос по отношению к 2009 г.
     За  исследуемый период времени организация  характеризуется расширением объемов всех производственных ресурсов. И одновременно с расширением объемов всех производственных ресурсов наблюдается эффективное их использование. Но последствия кризиса корректировали тенденции изменения вышеуказанных показателей, значение коэффициентов рентабельности колебались в допустимом значении.
     Положение организации усугубляется ростом суммы  непокрытого убытка, но в 2010 году сумма  непокрытого убытка идет на спад. При  такой дальнейшей тенденции развития, в краткосрочном периоде, организация  может продолжать стабильно функционировать.
     Но, несмотря на трудный конец 2009 года и продолжение роста стоимости сырья, эмитент показывает позитивную динамику по большинству индикаторов результативности. Ожидается снижение непокрытых убытков с выходом на восходящий тренд операционной эффективности.
 


     2.2. Анализ финансового  состояния ОАО  «Компании Юнимилк»
     Проведем  горизонтальный и вертикальный анализ структуры баланса и отчета о  прибылях и убытков, чтобы получить необходимую информацию об экономической  ситуации на предприятии. Рассмотрим данные приведенные в таблице 2.
   Таблица 2 – Горизонтальный и вертикальный анализ структуры баланса (тыс.руб)
статья  баланса 2008г., тыс.р., на  конец года  Удел. вес, % 2009г., тыс.р., на  конец года  Удел. вес, % 2010г., тыс.р., на конец года Удел. вес, % 2009/2008 2010/2009
АКТИВ                
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ                 
Нематериальные  активы 22598 0,24 3 132 028 12,53 523 186 1,67 13759,76 -83,30
Основные  средства 86911 0,91 6 170 170 24,69 7 840 613 25,05 6999,41 27,07
Незавершенное строительство  62185 0,65 1 508 305 6,04 1 327 881 4,24 2325,51 -11,96
Доходные  вложения в материальные ценности -   204 246 0,82 179 174 0,57   -12,28
Долгосрочные  финансовые вложения 8879945 92,96 4 897 340 19,60 6 730 667 21,50 -44,85 37,44
Отложенные  налоговые активы 153176 1,60 465 781 1,86 496 756 1,59 204,08 6,65
Прочие  внеоборотные активы -   50 002 0,20 28 393 0,09   -43,22
ИТОГО по разделу I 9204816 96,36 16 427 872 65,74 17 126 670 54,71 78,47 4,25
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ                
Запасы  64939 0,68 1 146 863 4,59 1 448 712 4,63 1666,06 26,32
сырье, материалы и другие аналогичные  ценности 16 0,00 813 554 3,26 1 054 972 3,37 5084612,50 29,67
затраты в незавершенном производстве -   69 583 0,28 76 691 0,24   10,22
готовая продукция и товары для перепродажи  757 0,01 237 988 0,95 295 778 0,94 31338,31 24,28
товары  отгруженные  -   8 101 0,03 5 662 0,02   -30,11
расходы будущих периодов 64166 0,67 17 637 0,07 15 609 0,05 -72,51 -11,50
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 39092 0,41 39 553 0,16 231 957 0,74 1,18 486,45
Дебиторская задолженность (платежи по которой  ожидаются более чем через 12 месяцев  после отчетной даты) 20781 0,22 459 649 1,84 243 629 0,78 2111,87 -47,00
покупатели и заказчики -   343 0,00 33 451 0,11   9652,48
Дебиторская задолженность (платежи по которой  ожидаются в течение 12 месяцев  после отчетной даты) 221017 2,31 3 293 004 13,18 8 086 151 25,83 1389,93 145,56
покупатели  и заказчики  119138 1,25 1 743 849 6,98 6 576 290 21,01 1363,72 277,11
Краткосрочные финансовые вложения 464 0,00 3 610 096 14,45 1 685 354 5,38 777937,93 -53,32
Денежные  средства 1154 0,01 12 947 0,05 2 481 274 7,93 1021,92 19064,86
ИТОГО по разделу II 347448 3,64 8 562 112 34,26 14 177 077 45,29 2364,29 65,58
БАЛАНС  9552264 100,00 24 989 984 100,00 31 303 747 100,00 161,61 25,27
                 
ПАССИВ                 
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ                 
Уставный  капитал  263968 2,76 294 884 1,18 420 010 1,34 11,71 42,43
Собственные акции, выкупленные у акционеров 0 0,00 0 0,00 -75 587 -0,24 0,00 0,00
Добавочный  капитал  3311042 34,66 3 311 042 13,25 13 571 370 43,35 0,00 309,88
Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток) -493272 5,16 -668 233 2,67 -3 648 568 11,66 35,47 446,00
ИТОГО по разделу III 3081738 32,26 2 937 693 11,76 10 267 225 32,80 -4,67 249,50
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА                 
Займы и кредиты  243600 2,55 8 421 362 33,70 7 665 747 24,49 3357,05 -8,97
Отложенные  налоговые обязательства 1945 0,02 155 166 0,62 323 655 1,03 7877,69 108,59
Прочие  долгосрочные обязательства  -   1 213 461 4,86 1 427 103 4,56   17,61
ИТОГО по разделу IV 245545 2,57 9 789 989 39,18 9 416 505 30,08 3887,04 -3,81
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА            0,00    
Займы и кредиты  2568177 26,89 5 374 087 21,50 8 318 626 26,57 109,26 54,79
Кредиторская  задолженность  3656804 38,28 6 539 153 26,17 2 993 415 9,56 78,82 -54,22
поставщики  и подрядчики 28043 0,29 1 713 427 6,86 2 152 001 6,87 6010,00 25,60
задолженность перед персоналом организации 447 0,00 40 754 0,16 133 868 0,43 9017,23 228,48
задолженность перед государственными внебюджетными  фондами  5 0,00 13 946 0,06 21 516 0,07 278820,00 54,28
задолженность по налогам и сборам 720 0,01 109 579 0,44 71 179 0,23 15119,31 -35,04
прочие  кредиторы  3627589 37,98 4 661 447 18,65 614 851 1,96 28,50 -86,81
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов  0 0,00 0 0,00 310 0,00 0,00 0,00
Доходы  будущих периодов -   349 062 1,40 307 666 0,98   -11,86
ИТОГО по разделу V 6224981 65,17 12 262 302 49,07 11 620 017 37,12 96,99 -5,24
БАЛАНС  9552264 100,00 24 989 984 100,00 31 303 747 100,00 161,61 25,27
 
     Проведенный анализ позволяет сделать следующие  выводы.  В соотношение внеоборотных и оборотных активов преобладают первые, что говорит нам о соответствии структуры баланса специфике деятельности предприятия (производство пищевых кисломолочных продуктов). Однако в 2008г. наблюдается слишком большая диспропорция. В данном году внеоборотные средства составили 96,36%, против 3,64% оборотных. Но хотелось бы отметить тенденцию к снижению общей доли в балансе внеоборотных активов, в 2009г. оно составило  65,74% к 34,26%, а в 2010г. – 54,71% к 45,29%. Данная ситуация связана с тем, что организация расширяла свои производственные мощности и осуществляла долгосрочные финансовые вложения на расширение основных средств. Поэтому в 2008г. основную долю в активе баланса составили долгосрочные финансовые вложения – 92,96%, но из-за кризиса 2009г. темп прироста данной статьи сократился на 44,85% и ее доля составила 19,6%. Затем ситуация выправилась, в 2010г. наблюдался прирост 37,44%, а доля 21,5%. Хотелось бы отметить, что из-за колоссальных финансовых вложений в 2008г., в 2009г. кардинально увеличились располагаемые финансовые средства и наблюдаются очень высокие темпы прироста по многим статьям. Вторая по объему, статья во внеоборотных активах является отложенные налоговые активы, она имела тенденцию к росту. Но доля ее составляла в 2008г. 1,6%, в 2009г. – 1,86%, в 2010г. – 1,59% (таблица 1). Основные средства на протяжении трех анализируемых периода имели тенденцию к росту, благодаря большому объему долгосрочных финансовых вложений. В 2008г. данная статья составила 0,91%, в последующие года – 24,69% и 25,05%.

Рисунок 1 – Структура актива баланса  за 2008г., %.
     Незавершенное строительство в 2008г. составило 0,65%. Однако, только в 2009г. наблюдался прирост  данной статьи, а в 2010г. она сократилась  на 12%. Это обусловлено тем, что  организация все свои основные работы завершила в 2009г., но и не будем забывать влияние кризиса на финансовую политику организаций. В 2009г. доля данной статьи составила 6%, в 2010г. – 4,24%. Нематериальные активы в 2008г. составили 0,24%, в связи с политикой расширения производственных возможностей (в данном моменте – внедрение новых технологий производства кисломолочных продуктов), в 2009г. данная статья имела огромный прирост и составила 12,53%. Но, из-за приведенных выше причин, данная статья сократилась на 83,3% и ее доля составила 1,67%. Так же хотелось обратить внимание на появление в 2009г. доходных вложений в материальные ценности и прочих внеоборотных активов. В данном году их доли составили 0,82 и 0,2 соответственно. Но они имели тенденцию к сокращению (на 12,3% и 43,22%) и в 2010г. составили 0,57 и 0,09%.

     Рисунок 2 – Структура пассива баланса  за 2008г., %
     В то время как доля внеоборотных активов  снижалась, доля оборотных активов  увеличивалась. С 3,64% в 2008г. доля возросла в 2009г. до 34,26% и в 2010г. до 45,29% (рисунок 1-3). Основную долю имеет дебиторская задолженность в 2008г – 2,3%, затем на протяжении всего анализируемого периода доля возрастала и в 2009г. составила 13,18%, в 2010г. – 25,83%. Данная ситуация связана с сокращением платежеспособности клиентов и покупателей. Это подтверждает рост статьи покупатели и заказчики. Она составляет основную долю дебиторской задолженности и рост ее обуславливает рост всей задолженности. В 2008г. она составила 1,25, в 2009г. – 6,98, а в 2010г. – 21%. В связи с желанием расширить производство в 2008 году запасы составляли всего 0,68%, но в 2009г. достаточно резко возросли до 4,59%, а в абсолютных показателях возросли почти в 2 раза. Но кризис не позволил продолжить наращивать такими же темпами запасы и в 2010г. доля дошла до 4,63%, а прирост составил 26%. Основная статья – сырье и материалы, так как данная организация производит кисломолочную продукцию, то она работает непосредственно с сырьем. Как мы видим, в 2008г. доля данной статьи крайне мала, но ситуация резко меняется в 2009г. и доля становится равна 3,26%, но темп прироста на этом не останавливается и в 2010г. он составляет 29,67%, а доля 3,37%. В связи со спецификой деятельности предприятия, оно может прогнозировать объем производства на будущий год и  относить затраты на статью расходы будущих периодов. Данная статья имеет тенденции к снижению, это вызвано сокращением спроса из-за экономического кризиса. Наибольшее снижение было в 2009г. – 72,5%, но в 2010г. ситуация немного улучшилась – 11,5%. Так как темп прироста сокращался, то и доля данной статьи уменьшалась (в 2009г. – 0,07, в 2010г. – 0,05%). Можно отметить положительную динамику, в след за ростом объемов сырья, растет и объем готовой продукции, то есть сырье не залеживается на складах, а работает. В 2008г. доля данной статьи была всего лишь 0,01%, но в последующие годы она росла: в 2009г. увеличилась до 0,95, а в 2010г. – 0,94%. В 2009г. можно отметить появление затрат в незавершенном производстве и товаров отгруженных. Первая статья в 2010г. выросла на 10,22%, а вторая сократилась на 30,11%. Затраты в незавершенном производстве возникли из-за введения новых технологий, подразумевающих продолжительное изготовление продукции. Появление отгруженных товаров связано либо с последствиями кризиса, либо благодаря новым видам продукции, которые направлены на экспорт.  Можно отметить такую негативную тенденцию, как появление и рост долгосрочной дебиторской задолженности от покупателей и заказчиков. В 2009г. она была на очень низком уровне, но в 2010г. составила 0,11%. Данная ситуация вызвана проблемами у клиентов предприятия в связи с последствиями финансового кризиса в экономике. Как мы видим, вслед за ростом запасов, растет и НДС по приобретенным ценностям. В 2008г. его доля – 0,41%, в 2009г. наблюдался прирост всего на 1,18% и в итоге составил 0,16% от всего актива, но затем наблюдается резкий рост на более чем 400%, а доля становится – 0,74%. Краткосрочные финансовые вложения имеют небольшую долю (менее чем 0,01%), вызвано это большой долей долгосрочных вложений. Но в то время как долгосрочные в 2009г. сокращались, активизировались краткосрочные вложения, их доля составила 14,5%., но так как основная часть необходимых работ было выполнено в 2009г., то данная статья сократилась на половину и в 2010г. составила 5,4%. Что касается денежных средств, то в 2008г. их доля была незначительной – 0,01%, это не могло не влиять на состояние ликвидности и для того, чтобы не стать неплатежеспособной, организация увеличила долю денежных средств в 2009г. до 0,05%, а в 2010г. до 7,93%.

   Рисунок 3 – Структура актива баланса за 2009 г., %
      Оптимальное соотношение долгосрочных и краткосрочных  обязательств приблизительно 1:1. Как  мы видим, данное соотношение в балансе  данного предприятия не наблюдается. В 2008г. долгосрочные обязательства  составили всего 2,57%, а краткосрочные 38%, это говорит нам о том, что организация нерационально использует свой заемный потенциал. Но можно отметить тот факт, что достаточную долю имеет собственный капитал, который может покрывать долгосрочные вложения (32,36%). В 2009г мы наблюдаем небольшое выправление ситуации: долгосрочные обязательства вместе с краткосрочными увеличились и соотношение стало примерно 4:6. Это скорее всего связано с экономическим кризисом и предприятие решило подстраховаться, боясь что будет проблема с возможностью погашать краткосрочные займы. В то же время сократились и капитал с резервами до 12%. Но в связи с восстановлением рынка в 2010г. организация сократила долю внешней задолженности: по долгосрочной на 4%, а краткосрочной – 5,24%, а капитал и резервы увеличились в 2,5 раза. В 2010г. они составили соответственно: 30%, 37% и 33%. Данное соотношение разделов пассива достаточно комфортно для данного предприятия.  
   
   Рисунок 4 – Структура актива баланса  за 2009 г., %
     В связи с расширением своей  деятельности, организация увеличивала свой уставной капитал. Хотя его доля в 2009 и 2010гг. не превышала и 1,5:, темпы ее прироста ее увеличивались: в 2009 – 12%, в 2010г. – 42%. Добавочный капитал имеет большую долю в пассиве предприятия и в 2010г. его доля возросла, по сравнению с 2008г. на 10%. На протяжении трех лет мы видим, что организация имеет отрицательную нераспределенную прибыль, это вызвано плохо продуманной финансовой политикой (предприятие больше расходует, чем зарабатывает), и как мы видим данный показатель растет и при том большими темпами. Его доля в 2008 – 10%, в 2009 – 2,67%, а в 2010 – 11,66%. Организации необходимо выправлять ситуацию (чрезмерная направленность на расширение производства) и стараться перейти на получение положительной нераспределенной прибыли. Что касается долгосрочных займов и кредитов, то они составляют основную долю долгосрочных обязательств и в связи с их изменением изменялся и весь раздел. Как было отмечено выше, прирост наблюдался только в связи с кризисом. Доля в 2008 – 2,5, в 2009 – 33,7, в 2010г. – 24,5%. В связи с кризисными тенденциями в экономике на предприятии росли отложенные налоговые обязательства и в 2010г. их прирост составил более 100%, а доля 1,03%. Мы видим, что в пик кризиса 2009г. организации пришлось прибегнуть к услугам прочих кредиторов. Данная статья имела рост в 17,6% в 2010г. и доля составила 4,56%.
   
     Рисунок 5 – Структура актива баланса  за 2010 г., %
     Как было отмечено выше, основную долю составляла краткосрочная задолженность, это  вызвано спецификой деятельности предприятия. Организация производит в основном скоропортящиеся продукты питания, поэтому оборот у нее высокий, что позволяет использовать краткосрочные кредиты. Основную долю  V-го раздела составляет кредиторская задолженность: в 2008 – 38%, в 2009 – 26%, в 2010 – 9,6%. Мы видим, что прирост данной статьи наблюдается только в кризисный 2009 год – 79%, а в 2010 – ситуация выправляется и уже идет сокращение на 54%. Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, на протяжении всего анализируемого периода, возрастала. В 2009 доля статьи составила 6,86%, в 2010г. наблюдался прирост на 25,6% и доля составила 6,87%. Так же наблюдался рост задолженности перед персоналом и государственными внебюджетными фондами.   Их суммарная доля не превышает и 0,5%. Хотелось бы отметить снижение задолженности по налогам и сборам в 2010г. на 35%, а доля составила 0,23%. Основную долю в 2008г. составила задолженность перед прочими кредиторами (38%), но наблюдается положительная тенденция по сокращению ее доли в общем балансе. В 2009 доля составила 19%, а в 2010г. сократилась на 87% и составила 1,96%.
    

   Рисунок 6 – Структура пассива баланса  за 2010 г., %
     Проведя анализ баланса, стоит отметить, что  из-за большой доли долгосрочных финансовых вложений в 2008г. доля некоторых статей некорректно отражала настоящую картину. В целом, на протяжении трех лет предприятие старалось улучшить качество структуры баланса и, не смотря на кризисные тенденции в экономике, в 2010г. организации удалось добиться оптимального соотношения разделов баланса.
     Проанализируем  вторую форму бухгалтерской отчетности. Рассчитаем динамику изменения финансовых показателей «Юнимилк». Проведем горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках.
   Таблица 3 – Горизонтальный и вертикальный анализ структуры отчета о прибылях и убытках (тыс.руб)
Наименование  показателя 2008г уд.вес, % 2009г уд.вес, % 2010 уд.вес, % темп прироста 2009/2008 темп прироста 2010/2009
Доходы  и расходы по обычным  видам деятельности                
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов и аналогичных  обязательных платежей) 19484
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.