На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Педагогическая система Я. А. Каменского как развитие философских и педагогических идей гуманизма

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Вятский государственный гуманитарный университет 
 
 

Кафедра педагогики 
 
 

Контрольная работа по дисциплине
«История образования и педагогической мысли»
на тему: «Педагогическая система Я. А. Каменского
как развитие философских и педагогических идей гуманизма» 
 

Работу  выполнила:
Студентка 4 курса ЕГФ
Специальности «Биология» ОЗО
Группы  Б-41
Гончарова Л. А. 

Работу  проверила:
Лебедева  Ольга 
Владимировна 

Киров 2012
    Содержание:
    Введение……………………………………………………………………....3
    Биография Яна Амоса Коменского……………………………………..5
    2. Философские воззрения……………………………………………..….13
    3. Педагогическая система Я.А. Коменского…………………….……...14
    4.  Гуманизм педагогической системы Каменского…………………..….23
    Заключение……………………………………………………………….…26
    Список  литературы………………………………………………………...28 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение
     Образование в Европе в 500-1789гг прошло длительный путь развития от всеобщего невежества до всеобщего обязательного начального образования. Около 500г пал древний  Рим, завоеванный германским имением  вандалов. Исчезла культура, а вместе с ней и классическое образование. Сохранилось только христианское образование  священников в монастырских и  церковных школах. В них господствовало догматическое обучение, основанное на вере и заучивание наизусть молитв и других священных текстов. Логическое мышление развивалось путем схоластических рассуждений, целью которых было теоретическое обоснование церковных  догматов. Постепенно в городах организовывались церковные и общинные школы для  ремесленников, купцов, горожан. Орден  иезуитов, организованный при каталогической церкви, разработал иезуитскую систему образования, существующую и в настоящее время.
     Её  цель воспитание преданности каталогической религии. В 11-м веке появились первые европейские университеты. Система университетского высшего образования широко распространилось по всей Европе. Первые университеты организовали профессора, прибывшие из Константинополя. В 1538г в Страсбурге появилась первая гимназия, готовившая учащихся к поступлению в университет. 
     Новое время в историко-педагогическом развитии открывается удивительным феноменом:  рождением педагогической системы, необычайно смелой по замыслу, постановке педагогических вопросов и предложенным решениям, отличающейся сложной архитектоникой. Этой системой педагогика «отпочковывалась» от философии как новая отрасль научного знания с собственным предметом исследования, научной аргументацией, исследовательской проблематикой, собственным «языком» – понятийно-терминологическим аппаратом.
     Эта система плод титанического труда  гениального чешского педагога, мудрого  философа-гуманиста Я.А.Каменского, трансформировавшего в своем  мировоззрении, в своей философии  образования величайшие достижения человеческого духа предшествующих веков культурного развития. Его  «Великая дидактика» (1632г) – начала всех начал в педагогике нового времени.
     Актуальность  данной работы обуславливается тем, что Коменский был новатором  в области дидактики, выдвинувшим  много глубоких, прогрессивных дидактических  идей, принципов и правил организации  учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные  четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность  учебного дня и т. д.). Рекомендации его по этим вопросам до сих пор  в основных чертах применяются в  школах различных стран. Кончено, далеко не все эти идеи были выдвинуты  и разработаны самим Коменским. Так, например, урок как учебный метод  применялся за несколько веков до «Великой дидактики», но впервые в  истории человечеств Коменский  свел воедино все эти педагогические методы.
     Задачей данной работы является:
- освещение  личности Я.А. Коменского;
- отражение  гуманизма педагогической системы в трудах Яна Коменского;
- рассмотрение  философских и педагогических идей Яна Амоса Коменского.
     Со  второй половины XIX века значение Коменского стало все более уясняться  прогрессивными педагогами (особенно в славянских странах и в России). Педагогическая теория Коменского имеет  научный характер и является большим  вкладом в мировую культуру. 
 
 
 
 
 
 
 

    Биография Яна Амоса Коменского.
     Сначала немного истории, так как это  поможет нам понять, как происходило формирование взглядов этого выдающегося деятеля педагогической науки. Ян Амос Коменский родился в 1592 году в местечке Нивнице, находящегося недалеко от моравского города Угерский Брод. Его отец Мартин был имел собственную мельницу, он был довольно образованным человеком, хорошо знал Библию и, как активный член секты «Чешские братья» проводил большую просветительскую работу среди народа [11].
     В 1604 г. на Яна обрушилось первое несчастье: эпидемическое заболевание унесло его отца, мать и двух братьев. У  Коменского осталась единственная сестра - Маргарита. Сиротам назначили опекунов, но Ян уже не мог продолжать начатую  учебу, и лишь изредка посещал  школу. В 1604 г. Коменского взяла к  себе в г. Стражнице его тетка со стороны отца. Она отдала его в местную школу «братьев» и там он учился один год. Но в 1605 г. Стражнице захватили венгерские войска и почти полность сожгли его. Коменский вынужден был вернуться в Нивнице [5].
     В 1609 г. он поступает в латинскую  школу г. Пшерова, которую закончил с отличием. Так как он пошел в эту школу уже в достаточно зрелом возрасте (ему было уже 16 лет), то он смог серьезно и самостоятельно оценить ее достоинства и недостатки. После латинской школы Коменский прошел трудовую подготовку в области различных ремесел в одной из школ секты «Чешские братья» которая готовила в проповедники учеников, проявлявших особые способности. Коменский был отправлен общиной учиться в Германию для получения высшего образования.
     В 1611 г. Коменский поступает на богословский факультет Грборнского университета. В университете господствовало протестантско-кальвинистское направление, которое в идейном отношении стояло близко к секте «Чешские братья». В это время богословский факультет Пражского университета тоже готовил протестантское духовенство, но господствовавшие здесь гусисты - утрактивисты враждебно относились к «Чешским братьям».
     Года, проведенные в Герборнском университете (1611-1613), имели большое значение в идейном развитии Коменского. Здесь формируются его общественно-политические и философские воззрения, здесь он получает широкое образование, знакомиться с педагогическими взглядами разных времен и народов. Коменский приобретает известность как талантливый студент и становится исследователем во многих отраслях знания. Большую часть в его творческих успехах сыграли его учителя - профессора Альстред и Пискатор [11].
     Роль  Альстреда в формировании философских воззрений Коменского очень велика. Альстред являлся автором целого ряда философских трудов, и проявлял критическое отношению к догматическому толкованию учителя. Он придерживался прогрессивных взглядов на значение науки. Альстред считал, что изучение природы должно служить на благо человека, и происходить с помощью наблюдения и опытов. Совокупность многих опытов создает индукцию, являющуюся матерью науки. Эти передовые для своего времени идеи оказали сильное влияние на взгляды Коменского.
     В университетские годы Коменский  знакомится с философской литературой, изучает Платона, Аристотеля, Цицерона и других великих античных философов. В 1613 году он пишет записи к одному из диспутов и называет их «Спорные вопросы, собранные в саду философии». Основным вопросом в этих записях  является вопрос об источниках и путях  познания. Этот вопрос он ставит и в  работе «Берет ли всякое познание исток  из ощущения», которая была опубликована в 1914 г [5]
     В феврале 1613 года Коменский заканчивает  Герборнский университет и едет в Амстердам, а через несколько месяцев зачисляется в знаменитый Гейдельбергский университет. Об этом периоде учебы сохранилось мало сведений.
     Весной 1614 г. Коменский возвращается на родину. Он назначается руководителем Пшеровской братской школы. С этого времени в жизни Коменского начинается новая эра. Он с большим увлечением работает в любимой школе и очень много делает для того, чтобы облегчить обучение. Он пишет такие работы как «Правила более легкой грамматики» и «Письма к небу». В пшеровский период своей деятельности Коменский знакомится с философскими и педагогическими произведениями немецкого ученого Иоганна Андреэ, который произвел на него впечатление как чрезвычайно образованный, прогрессивный педагог и мыслитель своего времени. Особенно большое влияние на Коменского оказали дидактические воззрения Андреэ, к которым в дальнейшем Коменский неоднократно обращается в своих трудах.
     В 1618 г. община «Чешские братья» назначила  Коменского пастырем-проповедником  в г. Фульнек в Северной Моравии, где он одновременно руководил и братской школой. В этом году он женится на падчерице бургомистра города Пшерова Магдалиной Визовской, которая стала Коменскому большим другом и помощником. Известно, что Коменский много сделал для повышения уровня и благосостояния населения Фульнека, особенно бедняков и осуществил большие изменения в Фульнекской школе. Фульнекс модно считать наиболее значительным в развитии педагогического учения Коменского [11]
     После того как Габсбурги в 1620 г. победили в битве у Белой горы и казнили  многих патриотов, а потом добрались  до Фульнека, Коменскому как активному протестанту оказалось небезопасно оставаться здесь. С этого момента начинается тяжелый период скитаний и жизни в нелегальных условиях. Беда за бедой настигала Коменского. В 1621 г. в Фульнеке католики сожгли дом Коменского с его многочисленной библиотекой и ценными рукописями. А в 1622 г. занесенная испанскими войсками чума унесла жизни его жены Магдалины и обоих детей.
     Коменский покидает Моравию и скрывается в  маленьком г. Брандисе, где пишет роман-трактат философско-социального направления «Лабиринт света и рай сердца». В этой работе он критикует феодальные отношения и феодальное общество. В 1624 г. в Брандисе Коменский познакомился с дочерью епископа Марией-Доротеей и женился на ней. До брака Доротея принимала участие в тайной работе общины братьев, а связав свою судьбу с Коменским, стала одним из активных деятелей этого движения.
     Весной 1625 г. Коменского отправляют в Польшу для выяснения возможности прибежища  чехам в этой стране. По возвращении  Коменский ведет пропаганду об освобождении отечества. Летом 1626 г. Коменский с женой и тестем укрываются в Северо-Восточной Чехии, в Биле-Тржемешне в замке чешского помещика Иржи Садовского. Здесь он пишет дидактическую работу на чешском языке, которая определила круг основных вопросов дидактики и их решение в «Великой дидактике».
     31 июля 1627 г. император Фердинанд  II провозгласил католичество официальной  религией. В указе протестантам  предлагалось поменять религию  или покинуть Чехию. Многим  патриотам пришлось оставить  родину и перебраться в Польшу. 8 февраля 1628 г. Коменский поселился в польском городе Лешно, который издавна служил убежищем для «Чешских братьев». В Польше в общей сумме Коменский проводит 28 лет.
     Сразу после переезда Коменский стал преподавать  в гимназии «братьев» естествоведческие  предметы, а в 1635 г. его избирают на должность ректора гимназии [5]. В эти годы Коменский проводит большую работу по усовершенствованию “Великой дидактики”, которую завершает в 1632 году. Параллельно с работой над «Великой дидактикой» Коменский пишет учебник латинского языка «Открытая дверь языков и всех наук», который произвел переворот в системе преподавания этого важного предмета.
     В 1633-1638 гг. Коменский продолжает работу над «Великой дидактикой» и решает издать ее на латинском языке, чтобы  она была доступна для всех народов. Но сначала он отправляет рукопись своему другу Иоахиму Гюбнеру, попросив его высказать свое мнение об этой работе. Получив отрицательный отзыв, Коменский долгое время воздерживался от издания «Великой дидактики». Только спустя 20 лет она была опубликована в Амстердаме в полном собрании дидактических сочинений. Эта классическая работа Коменского - основополагающий труд научной педагогики и она переведена почти на все языки мира. Помимо этого в Лешно Коменский пишет работы по естествознанию и начинает планировать «Пансофию». Интересно отметить тот факт, что об этой разработке узнал один английский меценат, крупный коммерсант и к тому же образованный человек Самуэл Гартлиб и обратился к Коменскому с письмом, в котором послал некоторую сумму денег и просил его написать «Пансофию» и заранее прислать ему план этой работы. Коменский составил план “Пансофии” и выслал его в Лондон. Гартлибу очень понравился замысел «Пансофии», и он без ведома автора издал этот план в Лондоне в 1637 г. под названием «Введение к опытам Коменского». Вторично эта книга была напечатана через два года под названием «Предвестник пансофии». Эта работа Коменского получила широкий отклик как среди выдающихся мыслителей Европы того времени, так и среди государственных деятелей.
     В Лешно Коменский также создает философско-психологическую работу «Кузнец счастья, или Искусство советовать самому себе», пишет учебник «Геометрия», научную работу «Восход и заход главных звезд от восьмого небесного собрания», учебную книгу «Краткая космография», «Первейшую философию», «Гражданскую или политическую историю». Также он написал сочинение богословско-религиозного характера «Путь покоя», в котором он защищает протестантско-христианские позиции «Чешских братьев» [11]
     Прославленного  педагога и мыслителя Коменского в 1638 г. приглашают в Швецию для преобразования школьной системы. Коменский отказался  от этого приглашения, так как  был в то время занят работой  над «Пансофией». Гартлиб, пользующийся большим влиянием в английском парламенте, ставит вопрос о приглашении Коменского в Англию для осуществления идеи пансофии. В соответствии с идеями Коменского Гартлиб ставил вопрос об учреждении в Англии международной коллегии наук, которая смогла бы обобщить и свести воедино все достижения из различных областей науки и знания. Коменский получил согласие от синода и направился в Англию.
     В сентябре 1641 г. Коменский прибыл в  Лондон и поселился в семье  Гартлиба. Но в момент прибытия страна была охвачена огнем гражданской войны. В такой политической ситуации парламенту было не до образования и культуры. Поэтому план Коменкого и Гартлиба не осуществился. Несмотря на это, в период пребывания в Англии Коменский сумел написать труд пансофического характера «Путь света», в которой развивает идею всеобщей гармонии и мира между народами и ставит вопрос о создании международного языка и об учреждении всемирного совета.
Политическая  обстановка в Англии не способствовала осуществлению идей Коменского в  ближайшие годы, и он решил вернуться  в Лешно. Однако в это время известный коммерсант Людвиг ван Геер приглашает его в Швецию для работы. Под влиянием государственного канцлера Швеции Оксенштирие, который пытался убедить его в неосуществимости идеи «Пансофии», Коменский прекратил работу над ней и занялся вопросами методики преподавания латинского языка, хотя и считал эту работу второстепенной [11]
     В 1646 г. Коменский представил в Стокгольме высшему жюри университета еще не законченные дидактико-методические труды и в их числе – «Новейший  метод преподавания языков». В этой работе изложена методика преподавания латинского языка, основанная и построенная на индуктивном методе. Сперва - пример, затем - правило; предмет и параллельно - слово; свободное и осмысленное усвоение, а не мучительное зазубривание - таковы основные начала этого метода. В соответствии с указаниями жюри Коменский приступил к подготовке к печати и других трудов. А весной 1647 г. Коменский снова приступил к работе над «Пансофией».
     В 1648 г. скончался главный епископ  «Чешских братьев» и синод пригласил  на эту должность Коменского. Он вернулся в Лешно, где ему суждено было стать последним руководителем общины. В период второго пребывания в Лешно Коменский отредактировал работу Ласицкого «История братьев» и написал работу «Свет во мраке», которая была издана в 1657 году.
     В октябре 1648 г. Весгфальским миром закончилась Тридцатилетняя война. По положению договора вера подданных определялась той верой, которую исповедует их господин, что давало равные права кальвинистам, лютеранами католикам, но только феодалам. Чехия по этому договору оказалась под господством Габсбургов, и поэтому католицизм по-прежнему оставался государственной религией. Чешские изгнанники, бежавшие в Польшу, навсегда лишились возможности вернуться на родину. В марте 1650 г. был проведен конгресс представителей общин «Чешских братьев», который принял постановление сохранить свою церковь и незыблемо соблюдать свой прежний устав [5]
     В 1650 г. Коменского пригласил к себе покровитель Венгрии граф Сигизмунд  Ракочи, который предложил ему консультировать руководство школой в г. Шарош-Патаке, а также осуществить свой пансофический план. Коменский охотно принял приглашение, поскольку в Венгрии «Чешским братьям» оказывали покровительство и помощь. В октябре 1650 г. Коменский с женой и детьми поселился в Шарош-Патаке. Венгерский период (четыре года) был одним из самых плодотворных периодов в жизни Коменского. Практическая работа в гимназии в значительной степени обусловила теоретическую разработку им различных вопросов педагогики. Коменскому не удалось полностью перестроить гимназию в соответствии с идеями, изложенными в «Пансофической школе», но он сумел открыть три по-новому организованных класса, обучение в которых велось по учебникам самого Коменского и в духе его дидактической концепции.
     Из  трудов этого времени особенно большое  значение имеет бессмертная книга  «Мир чувственных вещей в картинках», которая быстро распространилась по всей Европе как замечательный учебник  для изучения латинского языка. Этот учебник важен тем, что в нем  последовательно реализован принцип  наглядности. Эта книга оставалась признанным учебником почти до конца XIX века. Еще с десяток трудов педагогическо-дидактического характера написаны Коменским за годы пребывания в Шарош-Патаке.
     В 1654 г. Коменского вызывают в Лешно, где он продолжает свою деятельность, но в Лешно он проводит очень мало времени, так как в 1655 г. между Польшей и Швецией началась война. «Чешские братья» считали победу Швеции предпосылкой для освобождения Чехии и сочувствовали шведам [11]
     Это, а также то, что Коменский написал  панегирик в честь короля Швеции Карла Густава, вызвало недовольство правящих кругов Польши «Чешскими братьями». Когда польские войска взяли г. Лешно, они предали город огню, и разоренные чехи вынуждены были бежать не только из Лешно, но и из Польши. Во время пожара сгорела большая часть рукописей Коменского и все его проповеди, а сам он бежал в Силези и поселился в г. Фарнкфурте. Но вскоре он получил приглашение от сына своего друга Людвига ван Геера переехать в Амстердам, и в 1656 г. он вновь переезжает. Амстердамский сенат выделил чешским беженцам 2 млн. флоринов, а Коменского пригласил на должность профессора и назначил ему ежегодно 800 флоринов, чтобы он мог спокойно жить и продолжать работу над пансофическими трудами. Коменский из скромности отказался от должности профессора, но с горячей благодарностью принял помощь сената.
     Амстердамский период жизни Коменского имеет всемирно-историческое значение в развитии педагогической мысли. Здесь в 1657 г. по постановлению  амстердамского сената и при материальной поддержке ван Геера было осуществлено издание Полного собрания дидактических сочинений, который содержит два тома и включает в себя почти все труды великого чешского педагога.
     С начала 60-х годов Коменский почти  прекратил работу над вопросами  дидактики и последние 10 лет своей  жизни посвятил практической деятельности по освобождению своей родины и разработке проблем мира и сотрудничества между  народами. В эти годы он создает  сочинение, которое называет “Всеобщий  совет людским поколениям и в  первую очередь - ученым, служителям религии, европейским властям об упорядочении дел человеческих. Коменский начал  писать некоторые работы, вошедшие в это сочинение, еще в 1645 году, но не успел, и завещал их привести в порядок своему сыну. Многие рукописи были утеряны, и найдены только в 1934 г.
     «Общий  совет об исправлении дел человеческих»  полностью впервые был опубликован  в 1966 г. Чехословацкой академией  наук. «Общий совет» - зеркало общественно-политического  мировоззрения Коменского.
     В 1667 г. он публикует работу «Ангел мира», в которой призывает человечество к миру и решению спорных вопросов государства на основе доброй воли, а не путем использования оружия и насилия [5, с. 233].
     Уставший  от трудов и борьбы, лишенный родины, измученный Коменский пишет сочинение  «Единственно необходимое», в котором  мыслитель подводит итоги своей  жизни. С глубокой горечью пишет  Коменский: «Вся моя жизнь протекала  не на родине, а в непрерывных  скитаниях, мое пристанище постоянно  менялось, нигде не находил я себе прочного приюта».
     Последним сочинением Коменского было «Продолжение братского завещания», которое является автобиографией Коменского. Коменский скончался 15 ноября 1670 года, похоронен в Наардане, вблизи Амстредама, во французской церкви. 
 
 
 
 
 

    Философские воззрения.
     По  своим философским взглядам Коменский  был близок к материалистическому сенсуализму, который самому Коменскому представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания — чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени — эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.
     Вместе  с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется  влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.
     Исходя  из познаваемости мира, Коменский  считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делая вывод о возможности  управлять им. Поскольку человек  представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться  общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Педагогическая  система Я.А. Коменского. 
     Источники выработки мировоззрения: античная философия, Ф. Бэкон, Ф. Рабле. Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.
     Коменский впервые в истории дидактики  не только указал на необходимость  руководствоваться принципами в  обучении, но раскрыл сущность этих принципов:
1) принцип  сознательности и активности;
2) принцип  наглядности;
3) принцип  постепенности и систематичности  знаний;
4) принцип  упражнений и прочного овладения  знания и навыками.
Принцип сознательности и  активности
Этот  принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где  отстутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм. Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий догматизм и показал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.Коменский считает главным условием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: «Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)» [5]. Коменский также считает основным свойством сознательного знания не только понимание, но и использование знаний на практике: «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую это принести повседневную пользу в общежитии». Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное обучение. Самым главным из них является требование: «При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает». Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. Коменский пишет: «Никакая повивальная бабка не в силах вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжения самого плода». Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения Коменский считал бездеятельность и лень учащегося. В своем труде «Об изгнании из школ косности» Коменский раскрывает причины лени и дает ряд указаний о том, как ее искоренить.
     Коменский считает, что «косность есть отвращение к труду в соединении с леностью. С нею связаны:
1) беглость  от работы и уклонение от  задаваемых работ;
2) вялое,  холодное, поверхностное и безучастное  исполнение их;
3) медлительность  и прекращение уже начатых  работ».
     Лень  учащихся, по Коменскому, выражается в  том, что они «не думают, как  бы приобрести самим себе свет истинного  и полного просвещения, и еще  менее того принимают на себя труд, потребный для достижения такого просвещения». Коменский считал, что  изгонять лень нужно трудом [12]. Воспитание активности и самостоятельности Коменский считает важнейшей задачей: «Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижения прочного знания, добродетели, и наконец, блаженства».
Принцип наглядности
     Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа [4]. В основе учения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология. Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.