На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Античный театр: художественные особенности и общественное значение

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат на тему:
Античный  театр: художественные особенности и  общественное значение. 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:
Яковлева  Валерия
УП группа 1302 
 

Проверила:
Пимина Ирина Александровна,
Старший преподаватель 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2010 г.
Оглавление: 
 

1.Введение…………………………………………………………………3 

2.Древнегреческий театр…………………………………………………5 

3.Древнеримский театр…………………………………………………..10 

4.Общественное значение………………………………………………..16 

5.Заключение……………………………………………………………...17 

6.Список используемой литературы…………………………………….19 

1. Введение

 
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и  Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. 

Хронологические рамки этого периода, как и  любого другого культурно-исторического  явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают  со временем существования самих  античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени  становления античного общества в Греции и до V в. н.э. - гибели римской  империи под ударами варваров.  

Общими для  античных государств были пути социального  развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также  основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим  историко-культурным комплексом. Это  не отрицает, конечно, наличия в жизни  античных обществ бесспорных особенностей и различий.  

Античная (или  древняя) Греция была колыбелью европейской  цивилизации и культуры. Именно здесь  были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в  той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.  

Историю древней  Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и  культурными эпохами: - эгейский или  критомикенский (III-II тыс. до н.э.), - гомеровский (XI-IX вв. до н.э.), - архаический (VIII-VI вв. до н.э.), - классический (V-IV вв. до н.э.), - эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.).  

Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в  классический период.  
Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции древней Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.  
Историю древнего Рима принято делить на три основных периода:

- царский (VIII - начало VI вв. до н.э.)
- республиканский (510/509 - 30/27 гг. до н.э.)
- период империи  (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.)  
 

Одним из самых  замечательных явлений древнегреческой  культуры является театр. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога Диониса. Из обрядовых песен, которые  пели, облачаясь в козлиные шкуры, родилась трагедия (трагос - козёл, ода - песня); из озорных и весёлых  песен родилась комедия.  

Театральные представления  считались школой воспитания, и государство  уделяло им большое внимание. Представления  шли несколько раз в год  по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Ставились 3 трагедии и 2 комедии. Смотрели с утра до вечера, а чтобы все жители смогли посетить театр, выдавались из казны специальные театральные  деньги.
2. Древнегреческий театр 

Древнегреческий театр происходит от культовых обрядов глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач). При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия - сочетания музыки, танца, песни, слова. Собственно греческий театр произошел от празднеств в честь Диониса, длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, а затем состязания драматургов, поэтов, хоров в специально построенном для этих целей здании. Театр играл большую роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города. Эти дни объявлялись не рабочими и все население города обязано было прийти на праздник.
Дионис (Вакх - второе название бога) в греческой мифологии земледельческий бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и фиванской царевны Симелы, ставший одним из важнейших в пантеоне античных богов, символ умирающей и возрождающейся природы. Диониса отождествляли с египетскими богами Осирисом, Сераписом и Амоном, древнеиранским Митрой, Адонисом, римским Либером, имевшим в мифологии аналогичное значение. Дионис принадлежал к типу страдающих богов, поэтому связанные с ним сказания и мифы давали богатый материал для воспроизведения их в живом действии. С 534 до н.э. - года включения культа Диониса в государственную религию, празднества Дионисии стали ежегодными. В том же году выступил первый из известных нам драматургов Феспид. В марте с приходом весны в течение трех дней разыгрывались Великие Дионисии, где показывались трагедии и сатирические драмы. В январе - Ленеи, когда ставились комедии и в декабре - сельские (малые) Дионисии, праздник пробы молодого вина, когда повторялись представления, показанные в марте. На главном празднике - Великих Дионисиях в марте, когда природа пробуждалась после зимы, разыгрывалось возвращение Диониса из восточной страны, куда он был послан на воспитание. Отсюда берет начало название западноевропейского карнавала (от лат. carrus navalis т.е. корабельная телега). Спутниками Диониса были сатиры и силены, которых изображали в козлиных шкурах с конскими хвостами. Козел - непременный персонаж в мифологии Диониса. Трагедия по-гречески - песнь козлов (трагос и оде). Аналогично комедия происходит от «космос» и «оде» - песнь о шествии бражников. В дальнейшем трагедия стала использовать не только сюжеты, связанные с Дионисом, но и сюжеты троянских и фиванских циклов. Хор сатиров заменил хор людей - появилась сатировская драма, новый жанр (создатель поэт Пратин, 6-5 вв. д.н.э.). Так в древнегреческом театре образовались три жанра: трагедия, комедия, сатировская драма, которая служила заключительной частью трагедии - тетралогии.
В Афинах Великие  Дионисии начинались торжественным выносом статуи Диониса из посвященного ему храма и шествием праздничной процессии вакханок, сатиров, менад, бассаридов с жезлами, увитыми плющом, в рощу Академа, известную тем, что в ней располагалась школа философа Платона.
В ходе процессии  участники шествия плясали, распевали  дифирамбы и фаллические песни, осуществляя, таким образом, магию  оплодотворения земли. Считают, что  от дифирамбов произошла древнегреческая  трагедия (известна с 6 вв. до н.э.), от фаллических песен – комедия (известна с 5 вв. до н.э.). На следующий день процессия направлялась по улице Треножников к зданию театра на склоне холма Акрополя.
Древнегреческий театр располагался, как правило, на территории Акрополя – крепости, верхней укрепленной части города. До нас дошли древнейшие памятники  античного театра в Афинах, в Помпеях, в Аммане (Иордания). Самый крупный театр 350–330 вв. д.н.э. сохранился в Эпидавре на Пелопонессе. 

Устройство античного  театра было следующим. Театр состоял  из трех частей: орхестры с алтарем  Диониса посередине, театрона, который  располагался в виде спускавшегося  к орхестре амфитеатра, и скены. Орхестра – место действия хора, актеров, статистов. Зрительские места назывались театрон (от theasthai – смотреть). Первые ряды у орхестры предназначались для жрецов, должностных лиц государства и почетных граждан. Скена (в переводе с древнегреческого «палатка») – пристройка, место для бутафории, реквизита и переодевания актеров, примыкала к орхестре с противоположной от театрона стороны. Одна из сторон этой пристройки, обращенная к зрителям, служила декорацией, изображая здание с центральным и двумя боковыми выходами к орхестре (параскениями). То, что происходило за сценой, показывалось с помощью особой машины, которая выдвигалась из здания скены – эккилемы. Изобретение декораций традиция приписывает Софоклу: это были разрисованные доски, выдвигавшиеся из параскениев. Позднее появились проскении, пристройки к сцене на столбах, соединявшиеся с орхестрой деревянным мостиком (в переводе «место, с которого говорят»). Крыши античный театр не имел, все действие происходило под открытым небом, и это сильно затрудняло слышимость голосов. Актерам необходимо было обладать сильным голосом, хотя в некоторых театрах применялись резонирующие урны. В греческом театре была и несложная техника: особые подъемные механизмы обеспечивали появление богов – вершителей судеб – и появление актеров из-под земли по т.н. Хароновой лестнице (Харон – перевозчик в страну мертвых), т.е. из подвала через люк в полу.
Первоначально главным действующим лицом был  хор из 12 человек, при Софокле – из 15. В комедии хор состоял из 24 человек и делился на две части – полухории, он выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора – парабазах – раскрывался смысл спектакля. Постоянное присутствие хора требовало, чтобы действие не выходило за пределы одного дня. Отсюда французские классицисты 17 в. вывели правило единства времени и места. Постепенно функция хора сокращалась за счет увеличения нагрузки актеров. Первоначально актерами были авторы-драматурги, потом стали появляться профессиональные актеры с выработанной техникой, индивидуальной манерой игры. Их называли Мастерами Диониса, и, поскольку организация спектаклей была частью государственного культа, эта профессия была почетной, ей могли заниматься свободные полноправные граждане. Актер на первые роли назывался протагонистом, двое других – девтерагонистом и тритагонистом. Протагонист являлся своего рода антрепренером, именно он приглашал двух других актеров. У Эсхила хор во главе с корифеем играл ведущую роль. Софокл сократил хоровые части и увеличил число актеров с одного до двух, большое значение приобрел диалог. Еврипид ввел третьего актера. Четвертый актер появлялся в исключительных случаях. Все актеры были мужчинами (женщины не имели полноты политических прав), которые меняли несколько раз костюмы и маски. Позже к ним прибавились статисты – лица без речей. Поскольку героями спектаклей являлись мифологические персонажи, им старались придать огромный рост, что достигалось с помощью котурнов – сапог на высоких подметках, высокой шевелюры, толстых подкладок под одежду. На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись. Все маски были с раскрытыми ртами, чтобы свободно мог звучать голос исполнителя. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа. Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских – белых и светлых. Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость – рыжим, болезненность – желтым и т.д. Функцией масок было донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов.
Начиналось представление  чествованием почетных граждан, затем  приносили жертву Дионису, только потом  начиналось собственно театральное  действие, о чем возвещали звуки  флейт: выходил хор с корифеем-запевалой во главе. По мере развития древнегреческого театра удельный вес актера в спектаклях возрастал, хора – сокращался. Текст пьесы всегда был стихотворным, поэтому античных драматургов называли драматическим поэтами.
Структура античной драмы была такова: начальная часть  до вступления хора – пролог, первая песня хора, с которой он входил на орхестру, – парод (проход), дальнейшие диалоги – эписодии (привходящие), заключительная часть драмы – эксод (исход), когда хор удалялся из орхестры. У Эсхила хор играл важную роль и был главным действующим лицом. У Софокла он уже второстепенен, у Еврипида песни хора – вставки между актами. Греческая драма (трагедия) совмещала в себе декламацию, пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. Герои были игрушками в руках Судьбы-Рока, которая в образе богов (принцип античной драмы – deus ex maxina, бог из машины) вмешивалась в действие спектакля. В представлении комедии было полно буффонады, гротеска, карикатуры, оно уносило зрителя в мир фантазии, сказки.
Поскольку театр  в Греции вырос из государственного культа почитания покровителя бога земледелия, то само государство принимало  участие в организации театральных  представлений. Архонты и хореги – должностные лица – организовывали весь театральный процесс: искали авторов, актеров, выплачивали им гонорар, вкладывая в это свои средства. Расцвет античного театра совпал с расцветом демократии, философии, изобразительного искусства, литературы в эпоху Перикла, когда творили Софокл и Еврипид, создатели великих трагедий. На Великих Дионисиях в марте им отводилось главное место.
В виде тетралогий трагедии с заключающей их сатировскими драмами распределялись на три дня, после них ставились комедии. Все театральные постановки с 508 до н.э. проводились в виде состязаний – агона. Комиссия во главе с архонтом выбирала победителя, венчала его венком из плюща и увековечивала его имя протоколом на мраморной плите – дидаскалиях. В основе оценок спектаклей – непосредственная реакция зрителей, чьи аплодисменты, свист или крики возмущения сопровождали действие (театральную прессу заменял обмен мнениями на рыночной площади и в цирюльне). Эсхил – отец древнегреческой трагедии, талант которого необычайно высоко ценился, в театральных состязаниях не избежал поражений, и по этой причине был вынужден переселиться из Афин в Сицилию. Софокл, считавшийся баловнем судьбы, одержал 24 полные победы. Меньше всего побед одержал Еврипид. Несмотря на это памятники в театре Диониса в Афинах поставлены всем троим.
Театральные представления  как часть государственного культа должны были быть доступны для всех, правда, в век Перикла за право  входа в театр уже взималась  небольшая плата, но неимущие зрители  получали небольшое пособие на просмотр спектакля. Зрители впускались по билетам, на которых обозначались не отдельные  места, а клинья, на которые разбивался театр лучеобразными лестницами, в которых граждане размещались  по филам (Аттика делилась на 10 фил). Женщинам и детям считалось неприличным присутствовать на представлениях комедий, т.к. в них часто допускались непристойные шутки. Например, у Аристофана содержались многочисленные намеки и пародии на современную литературу, философию и явления общественной жизни.
Расцвет афинской драматургии (5–4 вв. до н.э.) связан с  именами трех авторов: Эсхила, его  младшего современника Софокла, и Еврипида, отца психологической драмы. Одновременно творил Аристофан – отец комедии, из произведений которого многое стало  известным об особенностях греческой  политической и культурной жизни.
Трагедии Эсхила отражали проблемы, волновавшие его  современников. К их числу прежде всего относилась проблема рока, т.е. воли богов, возмездия и нравственного  долга перед государством (Прикованный Прометей, Персы, Просительницы, Семеро против Фив, трилогия Орестея). Софокла также волновали большие философские и политические проблемы (Эдип царь, Антигона, Аякс, Филоктет, Электра). Еврипид первым стал изображать людей с присущими смертным недостатками и достоинствами, увлечениями, страстями, толкавшими их на преступления (Алкестиада, Медея, Ипполит, Андромаха, Гекуба, Троянки, Вакханки, Ифигения в Авлиде). Герои Еврипида погружены в себя, в свои переживания, внутреннюю борьбу, все безмерно страдают, поэтому его произведениям свойственен глубокий пессимизм. Ломая старые каноны, Еврипид проложил путь драматургии будущего. Недаром Аристотель назвал его самым трагическим поэтом, а Аристофан презирал за равнодушие к государственным проблемам.
Творчество комедиографа Аристофана – политически острая, злободневная сатира, темы, почерпнутые из живой исторической действительности (Всадники, Птицы, Лисистрата, Экклезиазусы, Лягушки). Его комедии наполнены юмором, переодеваниями, путаницей, недоразумениями, песнями, танцами, каламбурами, порой непристойными остротами и эротикой.
Золотой век  античного театра длился недолго. Это  был именно век. На протяжении 5 в. до н.э театр сложился, вырос и  в эллинистическое время (4 в. до н.э.) стал клониться к упадку. Трагический  жанр быстро деградировал. У комедии  была другая судьба. В эпоху эллинизма  древнеаттическая комедия уступила место средней и новой аттической комедии (авторы: Филемон и Дафил). Их произведения дошли в пересказе римских авторов Теренция и Плавта. Крупнейшим представителем комедии в эпоху эллинизма стал Менандр (Дискол-Угрюмец, Третейский суд, Отрезанная коса). Характерной чертой новой комедии стало полное равнодушие к общественной жизни, уход в жизнь частную. Наряду с театром официальным распространились театры бродячих комедиантов – флиаков и мимов. Они разыгрывали примитивные пьески часто непристойного содержания.
3. Древнеримский театр 

С конца VI в. до н. э. Рим стал аристократической республикой  во главе
с сенатом, состоящим  из знатных римских  граждан  (нобилей).  Рост  рабства,
разорение  мелких  землевладельцев  и  ремесленников,  обострение  классовых
противоречий  – все это привело в I  в.  до  н.  э.  к  установлению  в  Риме
военной диктатуры, а затем империи.
По  своему  культурному  развитию  римляне  стояли  значительно   ниже
этрусков и  греков. Через этрусков они познакомились  с греческим алфавитом  и
греческой мифологией. 

В III в до н .э.  римляне  хорошо  знали  уже  всех  греческих  богов,
которым они  дали римские имена. Греческое ремесло, искусство и  архитектура,
религия и мифология  оказали громадное влияние на культуру латинян.
В  области  литературы  и   театрального   искусства   римляне   часто
заимствовали  готовые формы у греков. Тем  не менее, римской культуре присущи  и  многие  оригинальные  черты, восходящие к  глубокой  древности.  Кроме  того,  многое,  заимствованное  у греков, подвергалось радикальной  переработке в соответствии с  потребностями и вкусами римского общества.
Истоки римского театра и драма восходят, как и  в Греции,  к сельским
праздникам сбора  урожая. Еще в отдаленные  времена,  тогда  Рим  представлял
собой небольшую  общину Лациума, по деревням справлялись  праздники в связи  с окончанием жатвы. На этих праздниках  распевали  веселые  грубоватые  песни,
так называемые фесценнины. Как и в Греции, обычно  выступали  при  этом  два
полухория, которые  обменивались друг с другом шутками  и  насмешками  подчас
язвительного  содержания.  Зародившись  еще  при  родовом  строе,  фесценнины
существовали  и в последующие  века,  и  в  них,  по  свидетельству  писателя
времен  Августа  Горация,  находила  отражение  и  социальная  борьба  между
патрициями и  плебеями.  Гораций  говорит,  что  фесценнинские  насмешки  не
щадили и знати, которая  и  постаралась   их  обуздать  –  было  установлено
строгое наказание  всякому, кто будет порицать другого  в злобных стихах.
Существовала  и другая форма примитивных зрелищ – сатура. Эти  зародыши
драмы в Риме испытали на себе влияние этрусков. Об этом интересно  рассказывает  римский историк Тит Ливий (I в. до н. э.). В 364г. до н.  э.  Рим постигло  моровое поветрие.  Чтобы  умилостивить  богов,  решили  наряду  с   другими   мерами прибегать к учреждению  сценических  игр,  “делу  новому  для  воинственного народа, так как до этого зрелища ограничивались только конскими бегами”.  Из Этрурии были приглашены актеры. Это были  плясуны,  которые  исполняли  свои танцы под аккомпанемент флейты.  Этрусским  актерам  стала  потом  подражать римская молодежь, которая прибавила к  пляске  шуточный  диалог,  написанный нескладными стихами, и жестикуляцию.  Так  возникли  постепенно  сатуры  (по дословному,  переводу   это   слово   обозначает   “смесь”).   Сатуры   были
драматическими  сценками бытового  и  комического  характера,  включавшими  в
себя диалог, пение, музыку и танцы, причем музыкальный  элемент играл  в  них
существенную  роль.
О влиянии этрусских  актеров на формирование римского театра  указывает
этрусское происхождение  слова «гистрион»,  которым  в  Риме  стали  называть
народных развлекателей.
Другим видом  ранних  драматических  представлений  также  комического
характера были в Риме ателланы. Римляне заимствовали их от  племен  осков  в
Кампании (вероятно, около 300 г. до н. э.), когда Рим вел  многолетние  войны
в Южной Италии. В Кампании был городок  по  имени  Ателла.  Возможно,  по
имени этого  городка римляне и стали называть ателланой пришедшие  к  ним  от
племени осков  комические сценки, скоро вполне акклиматизировавшиеся  в  Риме.
Сыновья римских  граждан увлеклись этими играми и стали разыгрывать их в  дни
праздников. Участие  в представлении ателлан не налагало на граждан  никакого
бесчестия, тогда  как  позже,  когда  у  римлян  появилась  уже  литературная
драма, актерская  профессия считалась постыдной.
В ателлане действовали  четыре  постоянных  комических  персонажа.  Это
были Макк, Буккон, Папп и Доссен. Макк представлял  собой  дурака,  которого
все обманывали и били. Он был обжорой и в  то же время крайне влюбчивым.  Его
изображали лысым, с крючковатым носом, ослиными ушами  и в  короткой  одежде.
Буккон был  парнем с раздутыми щеками  и  отвислыми  губами.  Он  тоже  любил
хорошо поесть, но губы отвисли у него не столько  об  обжорства,  сколько  от
болтовни. Папп – богатый, скупой и глупый старик. Доссен  –  хитрый  горбун,
невежда и шарлатан, который  своей  ученой  болтовней  умел  внушать  темным
людям к себе уважение.
Эти четыре персонажа-маски  были главными  героями  ателланы.  Твердого
текста не имелось, поэтому при исполнении ателлан открывался  широкий
простор для  импровизации. Более подробную характеристику эти  персонажи  обретают в ателлане, получившей литературную обработку (I в. до н. э.).
К народной драме  восходит и мим. Как и  в  Греции,  мим  воспроизводил
сценки из народного  быта, а иногда  и  выводил  в  шутовском  виде  богов  и
героев.
Таким образом, можно сказать, что в Риме существовали примерно  те  же
обрядовые игры, что и в Греции. Но дальше  слабых  зачатков  драмы  дело  не
продвинулось. Как мы видели, жанры ранних  драматических представлений (ателлана, мимические пляски)  были  заимствованы  римлянами  у  соседних  племен.  Это объясняется  общим  консервативным   укладом   римской   жизни   и   сильным
сопротивлением  жрецов.  Поэтому  в  Риме   не   сложилось   такой   богатой
поэтическими  образами  мифологии,  которая  в  Греции  послужила  “почтой  и
арсеналом”  греческого искусства, в том числе  и драма. 

 Римский театр эпохи республики. В обстановке общественного подъема, вызванного победоносным окончанием 1-й Пунической войны, на праздничных играх 240  г.  до  н.  э.  было  решено поставить  драматическое  представление.  Постановку  поручили  греку  Ливию Андронику, попавшему в Рим в качестве военнопленного после взятия Тарента  в 272 г. до н. э. Постановка Ливия Андроника дала толчок дальнейшему развитию римского театра.
С 235 г. до н. э. начинает ставить на сцене свои пьесы драматург Гней
Невий  (около  280-201  гг.  до  н.  э.),  который  принадлежал  к  римскому
плебейскому роду. В отличие от греческих драматургов,  написавших  обычно  в
одном определенном жанре, он сочинял и трагедии  и  комедии.  Трагедии  его
были  также  переделками  греческих  пьес.  Но  Невий  занимался  не  только
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.