Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Профессиональный стресс и психосоматические заболевания людей

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………………...3
I. Стресс. Причины, развитие и различные проявления стресса…………………….…5
II. Стрессовые ситуации в профессиональной деятельности…………………………..7
2.1 Причины  профессиональных стрессов………………………………………………8
2.2 Виды  профессионального стресса……………………………………………….…10
2.3 Негативные  последствия стресса…………………………………………………...11
III. Методы борьбы со стрессом………………………………………………………...12
3.1 Тренинги  для руководителей………………………………………………………..14
3.2 Тренинги  для персонала…………………………………………………………..…15
3.3 Выравнивание  микроклимата в коллективе………………………………………..16
3.4 Психодиагностика  стресса…………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………………….12
Список  литературы………………………………………………………………………23
 

Введение
       В 21 веке актуальной является проблема профессионального  стресса и психосоматических  заболеваний людей. Это вызвано  тем, что в современном мире (и  на современном производстве) часто  возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим  механизмом стресса), и тогда эта  энергия начинает разрушать самого человека.
       В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человека начинают разрывать  на части механизмы дистресса, когда  энергия не может реализоваться  в каких-то конструктивных действиях.
       Во  всех этих и подобных случаях фактически речь идет об ущемлении человеческого  достоинства в условиях современного производства. Но особую проблему составляют случаи, когда человек ущемляется в самом главном - в справедливой оплате его труда. Общество, таким  образом, отказывает в праве человеку чувствовать себя не только полноценным  специалистом, приносящим пользу данному  производству, но и чувствовать себя полноценным гражданином и личностью. Все это, в итоге, создает базу и для стресса, и для фрустрации, и для глубочайшего внутреннего  кризиса работника. Конечно, частично такой работник может успокоить себя тем, что "важны не деньги, а сам процесс труда" или "ощущение того, что твой труд полезен людям, даже безотносительно того, насколько люди благодарят работника". Но в глубине души ущемленный в зарплате работник все равно сохраняет обиду (если у него еще осталось хоть какое-то достоинство). И эта обида, которая должна быть направлена на тех, от кого зависит оплата труда, направляется на самого работника (согласно механизму образования дистресса, разрушающего самого человека).
       Стресс, связанный с работой, - это возможная  реакция организма, когда к людям  предъявляются требования, не соответствующие  уровню их знаний и навыков. В ходе недавно проведенного опроса в 15 странах  Европейского союза 56% рабочих отмечали высокие темпы работы, 60% - жесткие  сроки ее выполнения, 40% - ее монотонность, свыше трети не имели возможности  оказать какое-либо влияние на порядок  выполнения заданий. Связанные с  работой стрессовые факторы способствуют развитию проблем со здоровьем. Так, 15% работающих жаловались на головную боль, 23% - на боль в области шеи и плеч, 23% - на усталость, 28% - на стресс и 33% - на боль в спине. Почти каждый 10-й сообщил, что к нему на рабочем месте применяют тактику запугивания.
       Цель  работы – выявить основные причины  профессиональных стрессов и определить методы борьбы с ними.
 

I. Стресс. Причины, развитие и различные проявления стресса
       Стресс (в психофизиологии) (от англ. stress - напряжение) - напряжение неспецифических адаптационных  механизмов организма, сопровождающееся комплексом защитных физиологических  реакций в ответ на действие чрезвычайно  сильных или длительно действующих  раздражителей (стрессоров). Термин предложен  канадским патофизиологом Г. Селье в 1936 году.
       Стрессовая  реакция может возникать под  влиянием травмы, холода, ожога, избытка  или дефицита информации, при действии на организм различных патогенных раздражителей. Стресс может быть следствием неудовлетворенных  притязаний или эмоциогенных воздействий (эмоциональный стресс).
       Развитие  стресса проходит 3 стадии, или фазы:
       1) фаза тревоги (повышение активности  симпатической нервной системы  и усиление секреции надпочечниками  адреналина, норадреналина и глюкокортикоидов  в ответ на действие стрессора);
       2) фаза резистентности (повышение  неспецифической устойчивости организма  к неблагоприятным воздействиям  под действием гормонов);
       3) фаза истощения (утрата надпочечниками  способности к требуемой секреции  глюкокортикоидов и резкое ухудшение  состояния организма).
       У разных людей один и тот же фактор может вызывать различные проявления и последствия стресса, что обусловлено  разной реактивностью организма.
       Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может  варьировать от небольшого изменения  эмоционального настроения до таких  серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда.
       Существует  несколько способов классификации  стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические  проявления стресса (при этом к физиологическим  проявлениям условно относят  также биохимические и гормональные процессы). Ранее подобная классификация  реакций организма была применена  при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу.
       Так, Д.Ж. Натт выделяет четыре компонента, играющих важную роль при формировании состояния тревожности:
         • настроение (например, волнение);
         • когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов);
         • физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор); поведенческие реакции.
       В соответствии с этим подходом мы также  будем отдельно рассматривать поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и  физиологические проявления стресса, естественно, понимая, что между  этими формами проявления стресса  существуют тесные объективные взаимосвязи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Стрессовые ситуации в профессиональной деятельности
       Как минимум треть суток мы проводим на работе, поэтому значительное количество стрессовых ситуаций, в которые мы попадаем, связано именно с ней. Существует мнение о пользе стресса на рабочем месте, но к нему стоит относиться очень осторожно. Ведь если следовать научной трактовке термина "стресс" – "вредящая здоровью реакция организма" – то говорить о его пользе не приходится. Под "полезным стрессом" подразумевается влияние внешней среды, стимулирующее людей к более продуктивной деятельности. Стресс же, вызванный внутренними факторами в организации, скорее, демотивирует сотрудников и делает их работу неэффективной.
       Изначально  считалось, что профессиональному  стрессу наиболее подвержены руководители компаний. В психологии стресса существует так называемый тип личности "А", к которому относятся владельцы компаний, менеджеры высшего звена, а также люди творческих профессий. Действительно, уровень эмоциональных перегрузок у них очень велик: необходимость принятия решений высокой степени ответственности, неопределённость ситуации, недостаток необходимой информации, слишком частые или неожиданные изменения информационных параметров – всё это является источниками стресса.
       Однако  в стрессовое состояние, губительное  для успешного ведения бизнеса, попадают не только топ-менеджеры, но и  рядовые сотрудники. Менеджеры по работе с клиентами, продавцы, секретари  – именно им иногда приходится принимать  на себя первую, самую сильную, волну  недовольства клиента, выслушивать  претензии, требования, а зачастую и  оскорбления в свой адрес. Их положение  усугубляется ещё тем, что им часто  не хватает полномочий, необходимых  для того, чтобы добиться улучшения  работы организации. Всё это, естественно, приводит к отрицательным эмоциям, стрессу, и, соответственно, понижает продуктивность работы.  
 
 
 
 

2.1 Причины профессиональных  стрессов 
       Признаки, по которым можно определить, что  человек находится в состоянии  стресса, делятся на три основные категории:
       • Физические. К ним относятся: хроническая  усталость, слабость, нарушения сна  и дыхания, холодные конечности, повышенная потливость или сухость кожных покровов, аллергические реакции, склонность к частым простудным заболеваниям, изменения аппетита (постоянное чувство  голода или полная потеря аппетита), резкие изменения веса, устойчивые нарушения кровяного давления и  сердечного ритма, появление болей  различного характера. Эти признаки могут быть вначале незначительными  раздражителями, но, усиливаясь со временем, привести под воздействием стресса  к серьезным заболеваниям.
       • Эмоциональные признаки проявляются  в беспокойстве, сниженном общем  фоне настроения, склонности к частым слезам, вялости и апатии, повышенной утомляемости, ощущении потери контроля над собой и ситуацией; в безразличии  к окружающим и близким, своей  собственной судьбе, повышенной возбудимости, озабоченности, появлении чувства  беспомощности, необычной гневливости  и агрессивности, чувстве паники, постоянной раздражительности и  нервозности по незначащим поводам.
       • Поведенческие признаки стресса  относятся к особенностям взаимодействия человека с окружающим миром: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность  к принятию решений, постоянное откладывание дел на потом, злоупотребление алкоголем, курением, лекарственными препаратами, невнимание к внешнему виду, навязчивые движения и т.д.
       • Таким образом, можно увидеть, что  стресс оказывает серьезное влияние  на физическое и психическое здоровье человека.
       Стресс  на рабочем месте может возникнуть из-за перегрузки или, наоборот, недостаточной  загруженности. При этом сотрудник, считающий, что его рабочая нагрузка не соответствует занимаемой должности  и получаемой заработной плате, испытывает не меньший стресс, чем работник, загруженный непосильной работой.
       Также серьёзный стресс грозит сотруднику, от которого требуется быстрое и  качественное выполнение нескольких трудно совместимых функций. Очень важно, чтобы работник имел четкое преставление о своих должностных обязанностях, границах собственных полномочий, а также отчётливо представлял систему оценки своего труда. Человек, точно знающий, что последует за тем или иным его действием, он чувствует себя гораздо спокойнее.
       Еще одной причиной стресса может  быть выполнение сотрудником новых, не соответствующих его опыту  обязанностей – например, при переходе на более высокую должность. Опасностью является и необходимость изо  дня в день заниматься нелюбимым  делом.
       Однако  чаще всего в качестве источника  стрессового состояния сотрудников  выступает стиль менеджмента  в компании. Руководители должны помнить, что положительная стимуляция сотрудников  способна увеличить качественные показатели их работы с гораздо большей эффективностью, чем постоянное давление и чрезмерная требовательность. А при возникновении  негативных ситуаций стоит переключать  внимание с поиска причин произошедшего  на результаты, которых необходимо достичь.
       Профессиональный  стресс часто бывает вызван внешним  физическим фактором (шум, теснота помещения, плохая вентиляция или освещение  рабочего места и тому подобное) или поведением других сотрудников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Виды профессионального  стресса
       Можно выделить следующие основные виды профессионального  стресса:
       Информационный  стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в  условиях высокой ответственности  задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью  ситуации (или недостоверной информацией  о ситуации) и быстрой переменой  информационных параметров.
       Эмоциональный стресс возникает при реальной или  предполагаемой опасности (чувство  вины за невыполненную работу, отношения  с коллегами и др.). Нередко  разрушаются глубинные установки  и ценности работника, связанные  с его профессией.
       Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в  повышенной конфликтности, в неспособности  контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств  защиты от манипулятивного воздействия  и т.п.
       Выделяются  также стрессовые сценарии и различные  варианты проявления стресса в труде. При этом многое зависит от индивидуальных особенностей работника. Варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям:
       - в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то \"стрессует\" каждый день, но в небольших дозах; друге - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно;
       - в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя (работник обвиняет самого себя); на коллег и начальников (работник винит других работников);
         в зависимости от механизмов  запуска стрессовых реакций: в  основном стрессовый сценарий  запускается почти автоматически  (по внешне незначительному поводу); но возможно и длительное "вызревание" стресса с последующим достаточно быстрым его "раскручиванием". 
 
 
 
 
 

2.3 Негативные последствия  стресса 
       К негативным последствиям стресса можно  отнести:
       - снижение трудоспособности, ухудшение показателей работы (качественных и количественных);
       - снижение адаптационных возможностей организма;
       - деформации личности: переживания одиночества, опустошения, депрессии, хронической усталости и выгорания.
       - физиологические проблемы, болезни адаптации (сердечно-сосудистые заболевания, язвенная болезнь желудка, гипертония, болезни органов дыхания, особенно бронхиальная астма). Стресс является главным фактором, влияющим на появление или обострение многих заболеваний. Эта связь стрессогенных факторов и возникновения, связанных с ними, заболеваний подробно рассматривается в психосоматической медицине. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Методы борьбы со стрессом
       Преодоление стресса определяется как усилия, направленные на снижение влияния стресса  на состояние индивида (Эдвардс, 1988). Преодоление стресса, равно как  и сам стресс, испытываемый на работе, является комплексным и динамическим процессом. Усилия, связанные с разрешением  данных проблем, диктуются оценкой  текущей ситуации либо как угрожающей и чреватой нанесением ущерба, либо вызывающей беспокойство (то есть по существу стрессовой). Преодоление - это индивидуальный процесс, нивелирующий взаимосвязь  между стрессом и его последствиями.
       Методы  разрешения данной проблемы зависят  от специфических комбинаций соображений, убеждений и стиля поведения, которые становятся результатом  стресса, и могут проявляться  вне зависимости от типа стресс-фактора. Способ преодоления стресса диспозиционная переменная. Методы разрешения данной проблемы достаточно стабильны на протяжении неопределенного периода вемени и для различных ситуаций, они  находятся под влиянием индивидуальных особенностей характера, но отличаются от последних. Различие между ними носят  достаточно общий и абстрактный  характер. Примерами таких методов, могут быть управляемое притупление (Миллер, 1979) и чувствительное угнетение (Хьюстон и Ходжес, 1970). Индивидуальные особенности личности, возраст, жизненный  опыт, пол, интеллектуальные способности  и знания влияют на то, как человек  преодолевает стресс. Методы борьбы со стрессом являются результатом как  уже имеющегося опыта, так и ранее  приобретенных знаний.
       Шэнан (1967) давно предложил один из методов, который он назвал приспособленческим.
       Данный  приспособленческий набор включал  четыре основных составляющих:
         Наличие энергии, направленной  непосредственно на потенциальный  источник неприятностей; 
         Четкое разграничение внутренних  и внешних по отношению к  индивиду факторов;
         Выбор в пользу решения проблемы, а не уклонения от конфронтации  с ней; 
         Установление равновесия между  внешними требованиями к индивиду  и его собственными потребностями 
       Сегодня в нашей стране отмечается значительный рост спроса на тренинговые услуги по стресс-менеджменту. Управление стрессом считается гораздо более продуктивным, чем стремление полностью изолировать  от него людей.
       Стресс-менеджмент подразумевает проведение системы  мероприятий, которые делятся по своей целевой аудитории на следующие  три группы: работа с руководителем, тренинги для персонала и выравнивание микроклимата в коллективе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.1 Тренинги для руководителей
       Такие тренинги проводятся, как правило, индивидуально  и опираются на результаты оценки эффективных и малоэффективных  компонентов поведения руководителей. Все последующие усилия направляются на минимизацию использования неуспешных стратегий, особенно в сложных бизнес-ситуациях. В результате проведенных занятий  руководитель должен выработать умение справляться с такими воздействиями  внешней среды как частая и  неожиданная смена ситуации, неопределенность и многими другими факторами, определяющими рабочий день топ-менеджера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Тренинги для персонала
       Аналогичные тренинги проводятся и для персонала. Помимо проведения тренингов нужно  довести до работников несколько  способов борьбы со стрессом в повседневных условиях. Вот некоторые из них:
       1. При появлении первых симптомов  раздражения попытайтесь расслабиться  и глубоко дышать: медленный глубокий  вдох и еще более медленный  выдох в воображаемый воздушный  шарик. Причем каждый шар нового  цвета. Выдох – и улетел  в небо красный шар, унося  тревоги. Выдох – и синий,  наполненный печалью, последовал  за красным. А за ними желтый - с раздражением, зеленый – с  завистью, ревностью и так далее;
       2. Эффективно бороться со стрессами  помогает физическая активность. Научно доказано, что при движениях  (беге, ходьбе, танцах, плавании) выделяются  в кровь эндорфины, обладающие  эндогенным анальгезирующим действием.  Эндорфины способны полностью  ликвидировать болевые ощущения  и улучшать настроение.
       3. Учитесь отдыхать. Согласно учению  великого русского физиолога  Павлова, лучший отдых – это  смена деятельности. Для тех, кто  проводит день за компьютером  или бумагами, после трудового  дня вредно валяться на диване  перед телевизором. Необходимо  выбрать активный вид отдыха, пусть это будет аэробика, плавание  или работа на приусадебном  участке, главное, чтобы этот  вид деятельности приносил удовлетворение. А в выходные - за город, на  природу, во время отпуска отправляйтесь  в путешествие за новыми впечатлениями  и приключениями.
        4. Витаминотерапия. Стрессовое состояние заставляет человеческий организм включать все внутренние резервы, чтобы поддержать его работоспособность употребляйте в пищу полезные продукты, насыщенные витаминами С (яблоки, помидоры, шиповник) и В (сухофрукты, капуста, свекла, миндаль, куриная печень, рыба и т.д.). 
 
 
 

3.3 Выравнивание микроклимата  в коллективе
       Микроклимат в коллективе зависит от очень  многих факторов: от того, как подобраны  сотрудники в отдел (дополняют ли они друг друга или каждый ведет  свою индивидуальную линию, не обращая  внимания на сослуживцев), как строится процесс мотивации персонала, насколько  личные цели сотрудников согласуются  с целями организации, какое внимание уделяется карьерному росту сотрудников  внутри компании и т. д. Все это  можно назвать профилактическими  мерами, позволяющими не допустить  дестабилизации в коллективе и создать  атмосферу доверия и взаимопомощи даже в сложных ситуациях.
       Мероприятия же по стресс-менеджменту проводят на корпоративном уровне, они определяют идеологию компании в форме тезисов  и принципов, которыми руководствуется  весь персонал в своей работе. Приведем пример таких принципов: "Нет поражений, есть только обратная связь" или "Из каждой сложной ситуации есть как  минимум три выхода". Представьте, насколько повысится потенциал  и стрессоустойчивость компании, если каждый сотрудник в своих  действиях будет руководствоваться  такими убеждениями.
       Нередко руководство компании жалуется, что  после того или иного тренинга сотрудники применяют освоенные  в ходе обучения методики лишь 2-3 месяца, а потом опять работают по-старому. Причина часто кроется в том, что руководство продолжает использовать прежние методы управления сотрудниками, которые получили новые знания. Выход  один - не только обучать сотрудников, но и вносить изменения в идеологию, корпоративную культуру компании. Именно поэтому программы по стресс-менеджменту  выстраиваются так, чтобы охватить персонал всех уровней и повлиять на работу компании в целом. Хочется  привести высказывание руководителя, который реализовал в своей компании программу по стресс-менеджменту: "Раньше на еженедельных совещаниях, где сотрудники отчитывались о проделанной работе, мне приходилось выслушивать  долгие рассказы с объяснениями, почему не удалось выполнить то или иное задание должным образом. Теперь я просто спрашиваю: "А что вы сделали для того, чтобы у вас  все получилось? Какие три выхода из возникшей сложной ситуации вы нашли? Какие дополнительные ресурсы  вам требуются, чтобы работа выполнялась  без сбоев?" При таком подходе  производительность труда сотрудников  повысилась в несколько раз, да и микроклимат в коллективе улучшился, так как все внимание персонала направлено на поиск решений, а не на разбор причин неудач".
       Стресс-менеджмент уверенно занимает свою нишу на рынке  кадровых услуг. И хочется верить, что с его помощью удастся  снизить уровень психологических  нагрузок, которые испытывают руководители и сотрудники бизнес-структур, наладить бесперебойную работу в компании, направленную на получение хорошего результата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3.4 Психодиагностика  стресса
     История развития и становления современной  психологической и психотерапевтической помощи населению в России невелика – ей всего несколько десятков лет. Изначально являясь в основном преемницей зарубежных психотерапевтических достижений, психотерапия на территории постсоветского пространства в силу специфических общественно-исторических обстоятельств не могла не приобрести свои особенности. Исследования, направленные на выявление специфики российской психотерапии, пока не проводились. В связи с этим правомерно задаться вопросом о том, каковы особенности и характер психологической и психотерапевтической помощи в России, каков портрет современного российского адресата психотерапевтической помощи и каков образ специалиста, оказывающего эту помощь. Все вышеперечисленное обуславливает актуальность и практическую значимость исследования.
     Для ответа на поставленные вопросы было проведено пилотажное исследование предложений психологической и  психотерапевтической помощи 4 типов: среди индивидуальных специалистов, психологических и частных медицинских  центров, государственных учреждений, оказывающих психологическую и  психотерапевтическую помощь и размещающих  информацию о себе и своей деятельности в Интернете. Критерием отбора являлось наличие персонального сайта, а  также нахождение информации о специалисте (организации) в верхних строках  поисковой системы Yandex в ответ  за запрос «психотерапия». Было проанализировано по 10 предложений психотерапевтической помощи каждого типа. Исследовались  следующие переменные: название организации; дата основания организации; информация о самом специалисте (центре); спектр предоставляемых психологических  услуг; спектр предоставляемых иных (не психологических) услуг; партнеры специалиста (центра), в том числе реклама  через баннеры; обещаемые психотерапевтические результаты; практикуемое психотерапевтическое направление; круг разрешаемых психологических  проблем; описание специалистов центра (пол, образование, членство в профессиональных обществах, ассоциациях, вид практикуемой психотерапии, название и характер тренингов, которые ведет специалист, т.д.); программы тренингов (название, на что направлены, какой обещают  результат); темы, обсуждаемые на форуме центра, часто задаваемые вопросы. Главным фокусом данных тезисов являются некоторые наиболее важные предварительные результаты пилотажного исследования частных медицинских центров.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.