На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Романо-германская правовая система

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Новосибирский  институт экономики, психологии и права» 

Кафедра государственно - правовых наук 
 
 

Курсовая  работа по теории государства  и права 

Тема: «Романо-германская правовая система» 
 

                Выполнил: Студент II ого курса
                очного  отделения
                группа  Ю-62
                Дьяков  Я.В.
                Руководитель:
                доцент  Городилова И.А. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Новосибирск 2008г.
 

     
     Оглавление:  

Введение 3
1. Отличия понятий правовая система и система права
2. Основные  исторические этапы формирования Романо-германской правовой системы
3. Источники  права в романо-германской правовой  системе
3.1 Понятие источник права
3.2 Виды источников права
4. Роль  судебной практики и научной  доктрины
Заключение
Список  используемых источников и литературы
 

     
     Введение 

     В мире существует большое количество государств, и каждое из них имеет  свое право. На данный момент существует около двухсот национальных систем, для простоты их изучения и было положено начало науке сравнительного права. Она необходима для того, чтобы сравнить имеющиеся на данный момент национальные системы и привести их к каким–то общим чертам.
     В юридической литературе выделяются такие правовые системы как: система Континентального право или Романо-германская правовая семья, правовая система общего права или Англо-саксонская правовая семья, Социалистическая правовая семья, Мусульманская правовая семья и смешанная правовая система.
     Данная  курсовая работа будет посвящена  изучению Романо-германской правовой системы. В которую вошли страны континентальной Европы, страны латинской Америки, многие страны Африки, Япония и т.д.
     В начале рассмотрения это правовой системы  необходимо понять, что есть правовая система и ее отличия от системы  права. Затем необходимо изучить  источники права, основным из которых является закон. Также рассмотрим основные этапы формирования данной правовой системы.
     Также необходимо отдельно рассмотреть такой  спорный вопрос о роли судебной практики и доктрины. Являются ли они источником права в Романо-германской правовой системе. 

 

     
     1. Отличия понятий  правовая система  и система права 

     Для того чтобы начать разговор о Романо-германской правовой системе, необходимо разобраться, что следует понимать под «правовой  системой». Потому, что в качестве основополагающего объекта сравнительного правоведения выступает категория «правовая система». Так же нужно понять являются ли синонимами понятия правовая система и система права.
     В работах ученых-юристов имеются  весьма разноречивые определения правовой системы. В разных странах преобладают свои подходы к изучению правовой системы: в США – прагматический, во Франции – сравнительно-правовой, в Германии – философский.1
     Однако  при всем единодушии в главном  в определении правовой системы  учеными разных стран существуют различия в частностях, что привело к наличию различных определений.
     В современной юридической литературе также даются неодинаковые определения  правовой системы, и почти каждое из них имеет свое «рациональное зерно». Это объясняется, прежде всего, тем, что правовая система – сложное социальное явление, многогранность которого можно определить только с помощью системы научных категорий. Какое-либо одно определение не может исчерпать характеристики всех ее свойств. Тем не менее, желательно некоторое, хотя бы относительное, единство во взглядах на категорию «правовая система».2
     В соответствии с принципом единства логического и исторического  общее определение правовой системы  должно отразить реальную историю и многообразие форм права. Для понимания правовой системы ключевыми, по мнению Саидова А.Х, являются категории «право-понимание», «правотворчество», «правоприменение». Поэтому исследование правовой системы должно охватывать, во-первых, систему взглядов, идей, представлений, теорий, т.е. правопонимание в данный исторический период; во-вторых, анализ нормативной основы, ее структуры; в-третьих, систему осуществления права.3
     Правовая  система – динамична, она находиться в постоянном развитии и не может  оставаться такой же, процесс изменения  происходил на всем протяжении истории. Но, тем не менее, не все ее элементы развивались в одинаковом темпе.
     На  данный момент в юридической литературе существует два понятия правовой системы – узкое и широкое, более сложное.
       В узком смысле под правовой  системой понимается право определенного государства, терминологически обозначаемое как « национальная правовая система». При этом понятие «правовая система» - не синоним понятия «система права», так как последнее – понятие институционное, раскрывающее взаимосвязь, соотношение и строение отраслей права, что предопределяется факторами как объективного, так и субъективного порядка.4
     Правовая  система – понятие более широкое. Терминология здесь весьма разнообразна. Например, Р. Давид использует термин «семья правовых систем», К.О. Эберт  и М. Рейнстайн – «правовые круги», И. Сабо – «форма правовых систем», С.С. Алексеев – «структурная общность».5
     Более распространен термин «правовая  система»
     В понятии «правовая система» в отличие от понятия «система права» отражается не столько внутренняя согласованность отраслей права, сколько автономность правовой системы в качестве самостоятельного социального образования.6
     В каждой национальной правовой системе  обнаруживается, во-первых, определяемые общими закономерностями права черты, т.е. признаки, свойственные всем правовым системам, праву вообще (всеобщие признаки); во-вторых, черты, объединяющие в рамках правовой семьи и правовой группы (внутрисемейные и внутригрупповые черты); и, наконец, в-третьих, черты, свойственные только данной национальной правовой системе (специфические).7 

 

     
     2. Основные исторические  этапы формирования  Романо-германской  правовой системы  

     Исторические  корни этой правовой семьи относятся  к римскому праву (I в. до н. э. – VI в. н. э.)8Данная правовая система сформировалась в континентальной Европе; здесь и сейчас ее главный центр, несмотря на то, что вследствие экспансии и рецепции многочисленные неевропейские страны присоединились к этой системе или позаимствовали у нее отдельные элементы.9
     Она сложилась на основе изучения римских, канонических и местных правовых традиций права в итальянских, французских и германских университетах, сформировавших в XII – XVI веках на базе Свода законов Юстиниана в общую для многих европейских странах юридическую науку.10
     Новое общество вновь осознало необходимость права; оно начало понимать, что только право может обеспечить порядок и безопасность, которых требует божественный замысел и которые необходимы для прогресса.11
     Формирование  романо-германской правовой семьи было подчинено общей закономерной связи права с экономикой и политикой и не может быть понято вне учета сложного процесса развития товарно-денежных отношений в недрах средневекового общества, прежде всего отношении собственности, обмена, первоначального накопления, перехода от внеэкономического к экономическому принуждению и т.п.12
     Зарождение  романо-германской правовой системы  в XII и XIII веках никоим образом не является результатом утверждения  политической власти или централизации, осуществленной королевской властью. Этим романо-германская правовая система отличается от английского права, где развитие общего права было связано с усилением королевской власти и с существованием сильно централизованных королевских судов. На Европейском континенте ничего подобного не наблюдалось. Система романо-германского права, напротив, утверждается в эпоху, когда Европа не только не составляет единого целого, но сама идея такого рода кажется несбыточной. В эту эпоху становится очевидным, что усилия папства или империи не приведут к восстановлению в политическом плане единства Римской империи. Система романо-германского права никогда не основывалась ни на чем ином, кроме общности культуры. Она возникла и продолжала существовать независимо от каких-либо политических целей; это важно подчеркнуть.13
     Первым  шагом к возрождению римского права стало то, что его стали снова изучать в университетах. Это означает то, что стали использовать понятия сформулированные еще римскими юристами.
     Университеты, в которых возрождалось изучение римского права, предлагали одно решение: вновь ввести в действие римское право. Однако возможно было и другое решение: создать новое право на основе существующих обычаев или — за отсутствием таковых — на основе судебной практики. Можно было взять полностью готовое право и принять его; но можно было и создать по мере необходимости что-то совсем иное.14
     Процесс создания чего-то иного получил название «рецепция римского права». Рецепция (от лат. receptio – принятие) – это восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественно-правового развития.15 
     Вначале эта рецепция носила доктринальные формы: римское право непосредственно не применялось, изучались его понятийный фонд, весьма развитая структура, внутренняя логика, юридическая техника. Действительно, римское право – непреходящая ценность правовой культуры человечества.16
     XVIII век стал новым этапом развития Романо-германской правовой системы. До этого времени изданные королем единолично приказы признавались законами. Но только школа естественного права выступила против этой концепции.
     Она видит в короле законодателя; она  признает за ним полномочия изменять право для исправления прошлых ошибок и придавать авторитет нормам, полностью соответствующим естественному праву. Под влиянием этих идей страны Европейского континента стали ориентироваться на новую форму кодификации, весьма отличавшуюся от предшествовавших компиляций. Кодификация подводит нас к новому периоду в истории романо-германской правовой семьи, к периоду, когда функции создания и развития права осуществляет главным образом законодатель.17
     Так же школа естественного права  достигла успеха в кодификации. Кодификация  – это процесс сведения к единому нормативно-правовых актов путем переработки их содержания. Кодификация всегда носит официальный характер. В процессе кодификации отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правового акта, формируется структура кодифицированного акта составляющего специальное содержание.18
     Кодификация не ограничивается изменением только формы, она дает систематическое  объединение содержания, а потому кодификация не ограничивается одним действием в момент составления кодекса законодательством. Он может черпать свой материал и из обычного права и из судебной практики, и из иностранного права, и из научных материалов.19
     Кодификация позволила по словам Давида Р, «положила  конец достаточно многочисленным юридическим архаизмам, правовому партикуляризму, множественности обычаев, мешавшей практике».
     По  словам того же самого Давида Р. Необходимы два условия. Во-первых, кодификация  должна быть творением просвещенного  суверена, не подвластного путам прошлого и желающего закрепить — даже в ущерб привилегиям старого порядка — новые принципы справедливости, свободы и достоинства индивидуализма. Во-вторых, нужно, чтобы такая кодификация была осуществлена в крупной стране, оказывающей влияние на другие страны.
     Кодифицированное  право является одной из характерных  отличий Романо-германской правовой системы от других правовых систем.
     Такой подход к праву позволил найти  много сторонников. Тем самым  Романо-германская правовая система  стала распространяться за континентальной Европы. В настоящее время в Романо-германскую правовою семью входит подавляющего большинства государств Центральной и Южной Америки (бывших колоний Испании, Португалии и Франции), право Японии, Южной Кореи, Индонезии, Таиланда и некоторых других азиатских стран. Правовые системы многих африканских государств, а также стран Ближнего и Среднего Востока тяготеют к романо-германскому праву. В Афро-Азиатском регионе романо-германское право вступает в сложное взаимодействие с мусульманским и обычным правом.20  

 

     
     3.Источники  права в романо-германской  правовой системе 

     3.1 Понятие источник права 

     Рассмотрение  данного вопроса следует начать с определения источника(формы) права. Под источником права понимается: “форма выражения, объективизации нормативной государственной воли. Источник права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества.”21Это определение носит общий характер.
     В Романо-германской правовой семье нет  единого определения источников права и единого о них представления.22Р.Давид писал – “Изложить теорию источников права – нелегкое дело”.
     Правовые  системы, составляющие романо-германскую семью, многочисленны, и каждая из них имеет свои специфические по сравнению с другими черты. Более, того даже в каждой системе национального права этот вопрос весьма сложен и зачастую спорен. Способ, с помощью которого дается ответ на этот вопрос, может зависеть от отрасли права, в отношении которой он поставлен.23
     Говоря  об источниках права следует учесть некоторые обстоятельства довольно типичные для романо-германского  права. В своей работе Марченко М.Н  советует обратить внимание на то, что:
    Источник права представляется традиционно не в одном каком-либо отдельно взятом аспекте, а в совокупности нескольких, взаимосвязанных между собой и дополняющих друг друга сторон.
    Несмотря на многообразие взглядов и подходов к определению понятия “источник права”, в романо-германской правовой семье традиционно доминировал формально-юридический подход.
    Формально-юридическое призвание “источник права” как доминирующего начала и представления о нем в системе романо-германского права никогда не абсолютизировалось и не отрывалось от представлений об источниках права.
    Среди источников права, понимаемых в формально-юридическом смысле, ведущая роль отводиться закону.
 
     2.2 Виды источников  права 

     Марченко  М.Н. в своей рабате определяет общие  источники права для правовых систем, входящие в Романо-германскую правовую семью:
    Нормативно-правовые акты во главе с законом.
     В странах Романо-германской правовой семьи, считается, что для юриста лучшим способом установления справедливого, соответствующего праву решения  является обращение к закону24
     Даже в судебных решениях значимость закона в романо-германской правовой системе становится очевидным, что судье в принятии решения отводится второстепенная роль. Действия судьи здесь лучше всего определены термином "подчинение закону, т. е. его задача сводится к поиску и применению той правовой нормы, которая наилучшим образом описывает спорную ситуацию.25
     Так же во всех странах Романо-германской правовой семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высший юридический авторитет, выражающийся в том числе и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов.26
     Чтобы оценить практическую значимость судебного  контроля за конституционностью законов, следует учитывать различные  факторы. Так, масштабы этого контроля, меньше, если конституция относится к разряду нежестких, сравнительно легко изменяемых. Масштабы эти будут меньше и в тех странах, исполнительной власти предоставлено право приостанавливать действие конституции. Сказанное относится ко многим странам Африки и Америки.27
     В большинстве континентальных стран  приняты и действуют гражданские( либо гражданские или торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые  другие кодексы.28
     Концепция принимаемых в законодательном  порядке норм исходит из того, что в эту систему норм включаются нормы, содержащиеся не только в актах, принимаемых законодательными органами, но и в актах, исходящих от “исполнительной – распорядительной и административных органов.29
     В различных странах Романо-германского права, характер, название актов далеко не одинаковы. К примеру во Франции кроме законов в систему нормативно- правовых актов входят регламентарные акты, издаваемые согласно ст.37 Конституции Франции, по вопросам, “не входящих в сферу законодательства”. К тому же виду источников права относятся ордонансы – акты принимаемые в соответствии со ст. 38 Конституции Франции правительством (Советом министров).30 Согласно ст.76 Конституции Италии к системе нормативно-правовых актов относятся законодательные декреты.31 Также к системе нормативно-правовых актов в Италии относятся декреты президента, имеющие силу закона, и регламенты.32
    Обычаи
     Обычай  – правило поведения, сложившееся  на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений.33
     Обычай довольно редкое в Романо-германском праве, по-своему уникальное явление, которое не только не приветствуется по вполне понятным причинам, но, наоборот, всячески ограничивается, а в некоторых национальных системах законодательно запрещается.34
     В целом положение обычая в системе Романо-германского права весьма своеобразно.
     Он  может действовать не только “в дополнение к закону”, но и “кроме закона”. Возможны ситуации, когда  обычай занимает положение “против  закона” (к примеру, в навигационном  праве Италии, где морской обычай превалирует над нормой Гражданского кодекса).35
     Таким образом обычай потерял характер самостоятельного источника права  на современном развитии Романо-германского  права.
    Судебная практика, судебные прецеденты
     Прецедентом является такое юридически значимое поведение власти, которое имело место хотя бы один только раз, но может служить примером для последующего поведения этой власти. Иными словами, правовой прецедент – это решение юрисдикционных и административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении аналогичных дел.36
     Любое судебное решение, основанное, например, на аналогии закона или на общих  принципах, может восприниматься другими  судами после прохождение решения  через кассационную инстанцию как фактический прецедент.37
     Данному виду источника права многие исследователи  уделяют особое внимание.
     Это обусловливается, с одной стороны, практической значимостью прецедента как источника континентального права, а с другой – противоречивостью, точнее – неопределенностью его положения, места и роли в системе других источников романо-германского права.38
     Тот же Марченко М.Н выделяет три группы. В первую группу входят страны которые  полностью поддерживают прецедент. В других правовых системах прецедент вовсе не воспринимается. И в третьей группе – Романо-германской системе прецедент занимает весьма неопределенное место в источников права.
     Рассматривая  прецедент как один из источников права прежде всего следует обратить внимание, “ на исторически сложившиеся в странах Романо - германского права весьма противоречивые традиции и обычаи”.39
    Международные договоры
     С развитием интернациональных связей большое значение для систем права  отдельных стран приобретает  международное право. В некоторых государствах международным договорам придается большая юридическая сила, чем внутренним законам. Конституция ФРГ 1949г., например, устанавливает, что “общие нормы международного права” имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории(ст.25).40
     Что же касается толкования норм международных  договор то оно может быть отнесено к компетенции наднациональных  юрисдикций. В этих случаях при серьезных сомнениях в том, как должен толковаться такой договор, национальным судом следует отказаться от его интерпретации. Таково, в частности, положение дел с Римским и Парижским договорами, которыми в 1951 и 1957 годах были созданы разные европейские сообщества.41 
    Доктрина
     В Романо- германском праве термин доктрина употребляется довольно широко. В работе Марченко М.Н под доктриной понимает следующее.А именно: Как учение, философско-правовая теория; Как мнения ученых-юристов по тем или иным вопросам, касающиеся сущности и содержания различных юридических актов, по вопросам правотворчества и правопонимания; Как научные труды наиболее авторитетных исследователей в области государства и права; в виде комментариев различных кодексов, отдельных законов, “аннотированных версий» (моделей) различных нормативно-правовых актов.
     Именно  доктрина вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права. К тому же сами творцы права  не могут быть свободны от влияния  правовых доктрин: более или менее  осознано, но им приходится становиться  на сторону той или иной юридической концепции, воспринимать ее предложения и рекомендации42
     В странах романо-германской правовой семьи, так же можно выделить простые административные циркуляры, указывающими, как администрация понимает правовую норму и как она намерена ее применять. Административные чиновники зачастую знают право лишь по служебным инструкциям, которые они получают в форме циркуляров; а чаще всего они предпочитают ограничиваться этими инструкциями, чтобы не иметь неприятностей от вышестоящего начальства.43
 

     
     4. Роль судебной практики и научной доктрины 

     В течение длительного времени  доктрина была основным источником права  в романо-германской правовой семье; именно в университетах были главным  образом выработаны в период XIII—XIX веков основные принципы права. И  лишь относительно недавно с победой идей демократии и кодификации первенство доктрины было заменено первенством закона.44
     Такое изменение повлияло только на иерархию доктрины в системе источников права. Тем не менее не смотря на то, что  многие авторы относят доктрину к вторичным источникам права, не означает что она стала менее значимой.
     Не  будучи признанной в качестве формального  источника Романо-германского права, доктрина в то же время оказывает  огромное влияние не только на правоприменителя и интерпретатора действующего права, но и на законодателя. К доктрине обращаются члены высших и местных законодательных органов при подготовке и обсуждению проектов законов и других нормативных актов.45
     Обращение к доктрине в рамках Романо-германского  права следует и во многих других случаях. Исследователями данной правовой семьи не без оснований отмечается, что для судей континентального права «вполне обычным» является обращение в процессе судебных разбирательств к мнению других юристов, выраженному в общетеоретических трудах по праву или же в специальных трактатах, комментариях к различным кодексам, монографиях и статьях.46
     Так же доктрина создает словарь и  правовые понятия, которыми пользуется законодатель. Именно доктрина оказывает, наряду с другими факторами, оказывает непосредственно воздействие на законодателя, который часто лишь выражает те тенденции, которые установились в доктрине, и воспринимает подготовленные ею предложения.
     Второй  наиболее спорный по своему статусу  источник права который следует  рассмотреть, это судебная практика.
     В разных странах Романо-германского  права в течении всего процесса исторического развития данной правовой семьи в ее пределах не было выработано ни общей концепции относительно места и роли, а так же значимости прецедента в системе других источников права, ни единообразной практики их применения судами.47
     Давид Р. выделяет два различия между нормами  создаваемыми законодателем и нормами выработанные судебной практикой:
     Во-первых судебная практика действует в рамках, установленных для права законодателем, тогда как деятельность самого законодателя состоит именно в установлении этих рамок. Значение права, создаваемого судебной практикой, уже в силу этого ограниченно, и положение в романо-германских правовых системах с этой точки зрения противоположно тому, которое существует в странах английского общего права.
     Во  – вторых правовая норма — это  второе из различий, — созданная  судебной практикой, не имеет того авторитета, которым обладают законодательные  нормы. Она достаточно непрочна, ее можно в любой момент отбросить или изменить в связи с рассмотрением нового дела. Судебная практика не связана нормами, которые она сама создала, она даже не может общим образом сослаться на них для обоснования принимаемого решения. Если в новом деле судьи применяют норму, которую они уже применяли ранее, то это делается не потому, что она приобрела обязательный характер; она его не имеет. Поворот в судебной практике всегда возможен, и судьи не обязаны его обосновывать. Этот поворот не посягает на рамки права, не угрожает принципам права. Норма, созданная судебной практикой, существует и применяется лишь в той мере, в какой судьи (каждый судья) считают ее хорошей. Понятно, что в этих условиях трудно говорить о норме.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.