На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Контроллинг в организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание: 

 

Введение

В последнее  время современная экономика  неразрывно связана с таким понятием как "управленческий учет". Один из подходов к определению этого понятия является термин "контроллинг". В настоящее время управленческий учет рассматривается как система сбора и интерпретации информации о затратах, издержках и себестоимости продукции, что приближает его к термину "контроллинг", при этом большое внимание уделяется нормативному характеру подобной информации и ее значению для получения "внешней отчетности" предприятия.  Термин контроллинг не случайно является однокоренным со словом "контроль", это подчеркивает связь учета с управлением. Упрощенно можно считать, что это расширенная система организации учета для целей контроля за деятельностью предприятия.

1. Контроллинг как  методика совершенствования  практической деятельности  предприятия

1.1 Понятие контроллинга.

Общеизвестно, что в зависимости от решаемых задач предприятие может быть рассмотрено с различных точек  зрения, например:
    Как система движения товарно-материальных ресурсов;
    Как социально-технологическая система;
    Как система движения финансов и т.д.
Естественно, каждая точка зрения рождает свой способ учета и управления на предприятии. В настоящее время в мире используется комплекс консалтинговых услуг по созданию методики учета и управления крупным  предприятием с точки зрения движения финансов, который называется "контроллинг".
Контроллинг - это набор методик, направленных на совершенствование учетной политики и управленческой практики предприятий, исходя из финансовых критериев успешности функционирования предприятия. С помощью его могут быть решены следующие традиционные проблемы учета и управления:
    Низкая платежная дисциплина структурных подразделений;
    Неконтролируемая дебиторская задолженность;
    Слабое управление затратами: отсутствие четкого понимания структуры затрат и их целесообразности;
    Неверное определение прибыльности филиалов и видов бизнеса;
    Нехватка оборотных средств;
    Уплата необоснованно высоких налогов в местный и федеральный бюджеты.
Контроллинг не только позволяет считать затраты  по-новому, более естественно, но и стимулирует высшее руководство думать в финансовых категориях, перемещая технологическое управление непосредственно к производственному процессу.
Технологическое управление делегируется соответствующему руководителю среднего уровня и, тем  самым, локализуется в рамках тех подразделений предприятия, которые ведут определенную технологическую деятельность. Области бизнеса, где применение контроллинг наиболее эффективно-многопрофильные холдинги, разветвленные финансово-производственные структуры. То есть те виды бизнеса, где можно достаточно естественно разделить финансовое и производственное управление. /1,2/
Есть  виды бизнеса, где дистанцироваться от текущих производственных проблем  не всегда удается. Это растянутые во времени процессы типа стройки электростанции, стадиона или судна на верфи (технологический процесс длится несколько лет и переструктурировать затраты без прерывания технологического процесса не всегда просто). Здесь наиболее велика вероятность изменения производственных планов. Производственный процесс может разворачиваться не всегда так, как предполагалось - финансирование может прерываться и выход на прибыль происходит в непрогнозируемый момент времени. Или же, например, уже по ходу строительства периодически возникает возможность сделать что-то не так, как было запланировано - купить комплектующие у нового производителя или внести усовершенствования в конструкцию. В таких областях проведение контроллинга наименее эффективно.

1.2 Функции контроллинга.

    Контроль  за состоянием экономики предприятия;
    Сервисная функция;
    Управляющая функция;
    Функция подготовки (разработки) методологии принятия решений и их координации, а также контроля восприятия этой методологии руководством;
    Контроль экономичности работы подразделения.
1) Суть: контроль равновесия прибыль/затраты. Равновесие осуществляется тем, что определяют промежутки времени заданной величины, сравнивают с фактическим и определяют, не нужно ли вмешательство, разработка противодействующих мер для достижения желаемого результата фирмы. Контроллинг – это система регулирования затрат и результатов деятельности, помогающая избежать неожиданностей и «зажечь красный свет», когда угрожает опасность.
2) Суть: представление необходимой информации руководству. Информационное обеспечение контроллинга реализуется при помощи систем:
    Учета;
    Нормирования;
    Контроля.
Ориентировано на достижение целей деятельности фирмы.
3) Суть: переоценка стратегии, корректировка целей.
4) Суть: Осуществляется с использованием данных по отношениям ставок покрытия, общих результатов деятельности для обеспечения функций управления.
5)   Суть: интересует уровень затрат, но не интересует процесс формирования этих затрат.

2. Основные этапы работ по постановке системы контроллинга

2.1 Диагностика

 
Типичными проблемами, с которыми сталкивается большинство предприятий, являются:
    Отсутствие "прозрачности" системы учета затрат, позволяющей установить причины их возникновения и определить их экономически оправданную величину;
    Недостаточный уровень ответственности и мотивации персонала на снижение уровня   затрат и повышение эффективности деятельности компании;
    Низкая оперативность получения фактической информации о текущей деятельности филиалов и компании в целом (расчеты, наличие финансовых ресурсов и т.п.);
       Несовершенство (с точки зрения решения управленческих задач) системы
  внутренней  финансовой отчетности;
    Недостаточно высокая финансовая дисциплина линейных подразделений;
    Недостаточная эффективность и несистематичность процедур планирования доходов, расходов и финансовых потоков;
    Недостаточная отлаженность системы первичного документооборота.

2.2 Формализация бизнеса компании

Формализация  организационно - функциональной структуры - описание основных структурных подразделений  каждого филиала и дочерней компании, участвующих в бизнесе, их функциональных обязанностей и вертикально-горизонтальных связей. В результате этого процесса разрабатывается  схема управления и распределения функций между службами подразделений.
Формализация  финансовой схемы компании - описание услуг, оказываемых линейными подразделениями компании друг другу и внешним контрагентам; построение схем. При этом получают разработанную схему движения услуг.
Формализация  платежной системы - описание основных финансовых потоков между подразделениями  и за пределы компании.
Результат: схема движения финансовых ресурсов.
Формализация  системы учета - характеристика организации  учетного документооборота первичной  информации, используемого плана  счетов и типовых хозяйственных  операций, применяемой информационной системы.
Результат этого -  описание учетного документооборота, таблица плана счетов, альбом типовых хозяйственных операций, характеристики используемых информационных систем./1,2,7/
Формализация  системы учета затрат и финансовой модели компании - определение основных принципов учета, группировки и калькуляции затрат по направлениям деятельности и видам бизнеса.
Результат: описание существующей системы учета  затрат и калькуляции 
себестоимости.
Формализация  системы внутренней отчетности - характеристика документов внутренней отчетности, используемых для принятия управленческих решений.
Результат: описание форматов, процедур подготовки и предоставления документов внутренней отчетности.

2.3 Анализ эффективности существующих систем, методик и процедур

Система учета затрат - исследование возможности управления затратами с целью повышения прибыльности компании.
Организация учета - изучение соответствия системы  требованиям подготовки внешней  и внутренней отчетности, оперативности  и достоверности используемой информации, необходимого уровня аналитики.
Система планирования доходов, расходов и финансовых потоков - оценка ее эффективности с  точки зрения контролируемости, обеспечения  ресурсами, подготовки планов и т.п.
Результат: определение проблем и их взаимосвязи ("дерево проблем") по каждому из направлений.
Разработка  предложений и рекомендаций:
На основе проведенных исследований разрабатываются  следующие документы:
1.1. Рекомендации  по выделению внутри компании Центров финансового учета, основных принципов их функционирования (полномочия, ответственность, система стимулирования), а также необходимых изменений в организационно-функциональной структуре./5,6,7/
1.2. Концепция  развития систем учета затрат  и определения финансовых результатов,  планирования доходов, расходов  и финансовых потоков.
1.3. Варианты  предложений по совершенствованию  корпоративной системы учета  (включая конфигурацию и параметры  Информационной системы) и их  обоснование.
1.4. Развернутый  план мероприятий по внедрению  предложенных рекомендаций, развитию  информационной системы и корпоративной системы учета (на следующие этапы работы).
1.5. Оценка  экономического эффекта от внедрения  предложенных вариантов.
Все предложения  и рекомендации должны представляются в отчете с учетом ожидаемых организационных  изменений в компании.

2.4 Проектирование организационно-функциональной структуры

Организационно-функциональная структура компании - распределение  бизнес-процессов между рабочими местами, подразделениями компании, образующее структуру подразделений  компании (с учетом их задач, иерархической подчиненности).
Для эффективного достижения целей деятельности в  компании должны существовать адекватные целям функциональная и организационная  структуры.
Требование  адекватности означает:
    полноту (выполнение всех необходимых для достижения целей компании функций);
    целостность и непротиворечивость (соответствие организационной структуры функциональной, отсутствие дублирования функций).
Разработка  организационно-функциональной структуры  компании предусматривает:
    проект нормативной организационно-функциональной структуры компании;
    рекомендации по оптимальному распределению функций между подразделениями и   сотрудниками внутри подразделений;
    определение "функциональных портретов" должностей, требований к отдельным   рабочим местам;
    анализ и рекомендации по оптимизации методов реализации функций;
    описание процесса внедрения нормативно спроектированных функциональной и  организационной структур.
Должностная инструкция (описание рабочего места): задачи, подчиненность, права и обязанности, выполняемые функции, методы реализации функций, процедуры отчетности, процедуры работы с документами.
Должностные инструкции являются важной и неотъемлемой частью системы управления. /3,4/
Они содержат набор функций (должностных обязанностей) и точные указания каждому сотруднику организации по их выполнению. Здесь придерживаются принципа: "Точное и полное описание организационных процедур деятельности каждого сотрудника компании может обеспечить ее надежное высокоэффективное функционирование". Целью этого процесса является повышение управляемости деятельностью компании.
При этом используют следующие методы по управлению:
    системный анализ;
    методный анализ;
    тренинги-семинары.
В результате реализации этих методов организационно-функциональная структура и система и должностных инструкций сможет позволить:
    наладить четкий механизм взаимодействия подразделений;
    создать у каждого сотрудника организации точное представление не только о его   должностных обязанностях, но и методах их выполнения, что позволит экономить   время на их выполнение;
    благодаря точному и детальному описанию каждой процедуры сотрудника снизить   субъективность трактовки своих обязанностей и тем самым объективизировать весь   процесс организационной деятельности;
    снизить вероятность возникновения непредвиденных (нештатных) ситуаций   благодаря точному выполнению должностных инструкций;
    адекватно и эффективно реагировать на возникающие нештатные ситуации благодаря   механизму адаптации, являющемуся неотъемлемой частью спроектированной системы   управления.

2.5 Разработка Методики учета затрат и определения финансовых результатов

Ключевым  этапом работ по построению системы контроллинга на предприятии является разработка документа под названием Методика учета затрат и определения финансовых результатов (МУЗ). Этот документ закладывает основу построения корпоративной системы учета. В рамках его разработки выполняются следующие работы:
    построение единой для всех структурных подразделений классификации статей   затрат;
    определение методики нормирования затрат для разделения затрат на экономически   оправданные (полезные) и избыточные;
    создание методики расчета себестоимости продуктов и услуг компании;
    разработка методики определения финансового результата (прибыли) в разрезе   структурных подразделений, видов бизнеса, услуг.
Для того чтобы построить такую методику и дать ее в руки руководителей  предприятия, проводится предварительное обследование предприятия с различных точек зрения. Естественно, методика учета затрат не возникает на пустом месте - в качестве основы используется то лучшее, что уже наработано в Activity Based Costing, Direct Costing и пр. и апробировано в условиях отечественного хозяйствования.
В основе построения методики учета затрат для  конкретного предприятия лежит  подход, состоящий, несколько упрощенно, в следующем: предприятие делится  на единообразно управляемые части - центры финансового учета (ЦФУ).
При этом вводятся в рассмотрение: центры прибыли, центры затрат и центры инвестиций.
Проявляется связь между различными видами деятельности и их долей в себестоимости  продукции.
На этом же этапе формализуется финансовая схема организации: кому какие услуги оказываются (в том числе и внутри холдинга), каковы финансовые потоки. На основе анализа выполняется оптимизация финансовой схемы с точки зрения налогообложения при соблюдении всех требований законодательства за счет устранения налогооблагаемых внутренних оборотов и других методов./7/

2.6 Разработка Процедур подготовки и сдачи финансовой отчетности

Это логическое продолжение предыдущего пункта. Кроме процедур и регламентов  для создания первичных финансово-значимых документов, всегда есть необходимость в отчетах, справках, выборках, по различному агрегированных вторичных документах. Все необходимые для принятия решения документы и первичная информация должны поступать те места и тем людям, которые в них нуждаются.
Далее на основе методики учета затрат и определения финансовых результатов разрабатываются Регламент составления Бюджета Доходов и Расходов, Регламент составления и исполнения Бюджета Движения Денежных Средств и Процедура ценообразования компании. Разработка и последующее внедрение этих документов позволяет:
    планировать доходы и расходы компании для обеспечения ее безубыточности и прогнозирования финансового результата (что важно для оптимизации налогообложения);
    обеспечивать проведение разумной ценовой политики;
    на основании прогноза доходов и расходов планировать финансовые потоки
    предприятия и наладить платежную дисциплину.
Прокомментируем наиболее важные упомянутые выше документы  и методики.

Разработка  методики составления  Бюджета доходов  и расходов (БДР)

Разрабатывая Бюджет доходов и расходов, можно отталкиваться от той идеи, что из рыночных соображений бывает целесообразно планировать как безубыточность бизнеса предприятия на некоторый промежуток времени, так и убыточность (сводя ее, естественно, к минимуму). Цель БДР - связать доходы от возможной (прогнозируемой) реализации и расходы на создание продукции в необходимом количестве.
При создании БДР надо предварительно определить:
    нормы затрат по видам бизнеса;
    для центров затрат - минимальный уровень затрат (не связанный с размером бизнеса - для поддержания функционирования);
    объем реализации (в денежном выражении)
Чтобы определить эти показатели необходимо воспользоваться:
    процедурами определения норм затрат по каждому виду деятельности;
    процедурой разработки плана по реализации;
    процедурой определения сметы затрат по видам деятельности;
    другими необходимыми методиками и процедурами (вспомогательными).
Таким образом, определяется, что можно  сделать для обеспечения безубыточности при данном уровне реализации и данном уровне производственных и непроизводственных издержек, полученных по методике учета затрат. При этом, имея БДР, можно принять решение о перераспределении ресурсов или скорректировать уровень того или иного вида бизнеса предприятия (ранжировать их по вложениям). Разработка методики составления Бюджета движения денежных средств (БДДС)./7/

Бюджет  движения денежных средств  создается на основе Бюджета доходов  и расходов.

Бюджет  движения денежных средств - это, в определенном смысле, - способ исполнения Бюджета доходов и расходов. В БДДС освещается решение вопросов с приоритетами оплаты, связываются входящие и исходящие платежи. БДДС, будучи составленным по определенной методике, включает в себя:
    график движения денежных средств;
    процедуру прохождения платежей.
Бюджет  движения денежных средств позволяет  в любой момент управлять ликвидностью предприятия, определять наличие и  сроки появления свободных денежных средств, освобождать руководителя от работы с плановыми финансовыми документами (работа с внеплановыми, разумеется, остается).

Проектирование  Методики ценообразования

Это определение (на основе Методики учета затрат и  Бюджета доходов и расходов) экономически обоснованных цен, которые принесут предприятию при заявленном объеме производства и реализации требуемые (запланированные) доходы.

2.7 Проектирование системы оплаты труда

На этом этапе предполагается выполнение следующих  процедур:
    Возможен пересмотр или разработка штатного расписания;
    Перераспределение объемов работ между сотрудниками исходя из вновь   утвержденного регламента учетного документооборота;
    Разработка и утверждение системы материального поощрения и нематериального   стимулирования эффективного труда сотрудников.

2.8 Проектирование Плана счетов и Типовых хозяйственных операций

Следующим шагом к построению четкой модели бизнеса предприятия является разработка корпоративного плана счетов головной компании и планов счетов филиалов, которые позволяют получать данные в соответствии с Методикой учета затрат. Под планом счетов здесь понимается непосредственно классификация счетов и субсчетов, аналитический учет по счетам, типовые хозяйственные операции. Вполне возможно одновременное использование нескольких планов счетов, по-разному обслуживающих потребности предприятия в учете. В рамках работ по данному этапу все параметры производственно-хозяйственных операций классифицируются и находят свое отражение на счетах, субсчетах, в аналитике.

2.9 Разработка Регламента учетного документооборота

Для запуска  методики учета затрат в работу, необходимо создать "Регламент учетного документооборота". То есть определить, кто, чем и когда отчитывается, куда эти документы стекаются  и что содержат. Понятно, что спроектировать и запустить систему документооборота, обслуживающую методику учета затрат заранее, то есть до формирования самой методики, нельзя.
Спроектировать  систему документооборота означает погрузить учитываемые параметры  в нужные документы, установить регламент создания и прохождения этих документов, сроки их сдачи, формы документов, а также определить круг лиц, которые ответственные за заполнение или принятие решения по этим документам.
Далее Регламент учетного документооборота утверждается руководством. После обучения специалистов желательно введение регламента приказом по предприятию. /5,6,7/

2.10 Создание концептуального проекта информационной системы

Одним из результатов системы контроллинга, кроме создания финансово прозрачной системы управления, является формулирование требований к Корпоративной Информационной Системе (КИС). Для адекватной автоматизации приведенных выше методик и процедур КИС должна отвечать, по крайней мере, следующему набору требований:
    Поддержка многофилиальности;
    Поддержка многих независимых планов счетов;
    Разделение между управленческим и бухгалтерским контуром;
    Возможность отражения в системе БДР и БДДС.
Кроме того, нельзя забывать об особенностях работы крупных предприятий нашей  страны (большое количество сотрудников, многопрофильность бизнеса, сложная схема учредительства и получения дивидендов, широкая номенклатура товаров и услуг, большое количество поставщиков, потребителей, субподрядчиков, практика взаимозачетов и бартера и пр.). Более того, выбираемая КИС должна иметь возможность подстраиваться (конфигурироваться) под реалии будущего (законодательные, производственно-хозяйственные и иные), чтобы не стать тормозом в совершенствовании бизнеса завтра.

3. Использование контроллинга для эффективного управления предприятием

Поиск путей повышения эффективности  управления бизнесом  может быть обращен в сторону совершенствования  отдельных  управленческих функций. Усложнение процесса принятия решений  ведет к необходимости разделения функций и выделения отдельных  видов действий в самостоятельные управленческие подсистемы. Одной из таких подсистем  образует функция контроля эффективности бизнеса. Контроль является завершающей стадией единого планово-управленческого цикла, особенностью которого является  проверка соответствия достигнутых результатов и выдвинутых целей, сложившихся на момент проведения контроля, и сопоставления этих условий с итоговыми показателями деятельности фирмы. Такое совмещение формирует особый вид управленческой деятельности, получившей в международной практике название «контроллинг». Особенностью контроллинга является его направленность на перспективу, поиск путей дальнейшего развития предприятия на базе анализа факторов, обусловивших получение тех или иных результатов.
Назначением и задачами контроля является:
констатация и оценка достигнутых результатов  предпринимательской деятельности, формулировка основных выводов;
оценка  конкретного вклада отдельных функциональных подразделений и работников в  развитие предприятия;
структурная оценка эффективности отдельных мероприятий в производственной, коммерческой и финансовой деятельности;
всесторонняя  оценка эффективности стратегического  и тактического планирования;
формирование  обратной связи с целью информирования руководства и сотрудников предприятия  о результатах контроля и получения ответной реакции. 
Началом контроля является оценка результатов, а окончанием - анализ факторов, обусловивших их получение, и раскрытие причин отклонений фактических показателей  от запланированных (в ту или иную сторону). Для обеспечения поиска перспективных направлений деятельности предприятия (что свойственно контроллингу) необходимо сопоставить полученные результаты со сложившимися на момент контроля рыночными условиями. Для этой цели в рамках контроля предусматривается проведение ситуационного анализа. /6/
Анализ  рынка, заключающийся в выявлении  всех обстоятельств, связанных с  реальными и потенциальными партнерами предприятия, нацелен на получение  исчерпывающей информации обо всех элементах рынка, в центре внимания которого, как правило, находятся  потребители. В отдельных случаях повышенное внимание может быть обращено и на другие элементы рынка - поставщиков, посредников. Для анализа используются данные, полученные с помощью маркетингового исследования и собственные материалы фирмы, в частности, данные службы сбыта, отдела маркетинга, рекламы и другие. Объектом анализа случают рынки и рыночные сегмент, на которые ориентировалась деятельность предприятия в контролируемом периоде, а также возможности для иной сегментации рынка, которая может в большей степени соответствовать концепции маркетинга.  Анализ должен не только исследовать структуру рынка, но и определять возможные тенденции и перспективы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.