На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ  РАБОТЕ  

      Содержание 

      Введение …………………………….…………………...……….……..….3
      Глава I. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
      §1. Сущность и содержание нравственного воспитания …………........7
      § 2. Изучение нравственной воспитанности младших школьников………………………………………………………………………..…….....14
      Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
     § 1. Содержание и методы нравственного воспитания младших школьников во внеклассной работе……………………………………………..……......21
     § 2. Результативность опытно-экспериментальной работы по нравственному воспитанию младших школьников…………….………………………….26
      Заключение  ……………………………………….………….………….....32
      Библиография......………………….……………………………………….35
      Приложения…………………………………………………………………39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение
     Нравственное  воспитание молодёжи является важнейшей  целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Наше общество уже находится на грани нравственной деградации научно-грамотной молодёжи. Нет нужды приводить ужасающие факты, широко охватывающие огромные просторы нашей страны. Требуется срочная помощь молодому поколению, чтобы оно могло осмыслить ценности своего существования. Нравственное поведение стимулируется не только требованиями общественного мнения, а также совестью и нравственными убеждениями личности. Нравственность и поведение находятся в диалектическом единстве. При этом нравственная сторона личности не терпит влияния со стороны, поэтому выполняет регулярные функции в поведении личности. Нравственная система нуждается в особых социально-психологических механизмах, которые обеспечивают индивидуальное социальное поведение. В этих условиях нравственные нормы приобретают роль мотивационных факторов поведения. Вся нравственность человека детерминирована общественно-историческими, социально-культурными и этнопсихологическими условиями.
     Нравственные  общепринятые нормы поведения поддерживаются как разумные и целесообразные с помощью различных форм общественного сознания – нравственных принципов, идеалов, табу, понятий добра и зла и т.п. Эти нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл жизни, в чувство долга, осознаётся индивидом как мотив поведения, то есть становится психологическим механизмом нравственности.
     Под воздействием воспитания и накопления жизненного опыта личность в своём  сознании концентрирует достижения нравственной культуры общества. Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и от нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний не всегда имеет значение. Именно таким путём совершаются захватнические войны и государственные перевороты. Сегодняшнее благосостояние или не благосостояние (вандализм, нищета, преступность, деградация, разрушительство, лень, безрассудство, алкоголизм, наркомания, насилие) непосредственно зависит от воспитания молодых людей. Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что зависит от нравственного воспитания. Если молодое поколение отравлено развратом, отвращением к труду, неуважением к старшим и к младшим, если юношам не ведомо, что такое благородство и добродетель это неминуемо ведёт к разрушению устоев государства и ввергает страну в пучину хаоса и беспорядка.
     Многие  политики, деятели культуры, учёные, педагоги-практики пытаются найти выход из этой сложной в нашей стране и во всём мире ситуации – нравственного обнищания людей, в частности молодёжи. Анализ философско-этической, психолого-педагогической литературы и школьной практики показывает, что проблема формирования у детей нравственных качеств является как в педагогике, так и в школьной практике очень актуальной.
     Аспекты нравственной деятельности рассматриваются  в педагогике М.Н. Аплетаевым, О.С.Богдановой, Д.М.Гришиным, С.В.Чернековой, Н.Е. Щурковой и др.
     Необходимость нравственного воспитания младших школьников обуславливается также потребностями школьной практики. Учитель в большей степени отдаёт приоритет дидактизированному воспитанию, основанному на поучении и просветительстве. Происходит накопление знаний в сфере морали, не развивающие нравственных потенциалов ученика, т.е. одно лишь нравственное просвещение не подкреплённое освоенным опытом поведения. Оно формирует личность беспомощную в ситуациях свободного выбора, не умеющего бороться за свои идеи. Уроки ведутся в одной логике, внеклассная воспитательная работа в другой. На уроке школьник выступает в основном как объект, которого пытаются нафаршировать знаниями, отвергая при этом инициативу, межличностное общение, самостоятельность.
     Таким образом, объективная потребность  практики в повышении качества нравственного воспитания подрастающего поколения в действительности обусловили выбор темы дипломной работы «Нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».
     Анализ  состояния данной проблемы позволил определить объект, предмет, цель, и задачи исследования.
     Объект  исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников.
     Предмет исследования: внеклассная работа как средство нравственного воспитания младших школьников.
     Цель  исследования: определение содержания и методов нравственного воспитания младших школьников во внеклассной работе.
     Гипотеза  исследования: Деятельность учителя по нравственному воспитанию младших школьников будет результативной, если:
     - в процессе внеклассной работы создаются условия для нравственной деятельности младших школьников;
     - в центре внимания учителя  находится личность ученика как ценность и субъект нравственной деятельности;
     - младшие школьники систематически включаются в обсуждение жизненно важных проблем нравственного характера.
     В соответствии с проблемой целью, предметом и объектом исследования была обусловлена постановка и решение  следующих задач исследования:
     1. Конкретизировать научные представления о содержании нравственного воспитания младших школьников.
     2. Апробировать содержание и методы нравственного воспитания младших школьников во внеклассной работе.
     3. Определить результативность экспериментальной  работы по нравственному воспитанию младших школьников.
     Новизна исследования определяется тем, что в нём:
     - конкретизированы научные представления  о содержании нравственного воспитания младших школьников;
     - апробировано содержание и методы нравственного воспитания младших школьников во внеклассной работе.
     Методы  исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ научной литературы; социологические методы (анкетирование, беседы); наблюдение (прямое, косвенное, включённое); экспериментальные методы; статистические методы.
     Базой исследования являлась МОУ Чапаевская СОШ, 3 класс.
     Структура дипломной работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список используемых источников, приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

     § 1. Сущность и содержание нравственного воспитания
     Процесс воспитания – это организованное влияние на подрастающее поколение, имеющее своим результатом формирование личности человека. Важное место в этом процессе занимает нравственное воспитание, которое представляет собой воспитательную деятельность, направленную на формирование качеств личности, определяющих отношение человека к обществу, к другим лицам, к труду, к самому себе.
     Во всестороннем развитии личности школьника нравственное воспитание занимает особое место. Нравственное развитие, нравственная характеристика определяет объективную общественную ценность человека. От нравственной воспитанности зависят цели его жизни и их реализация, от неё зависит, как использует человек и богатство знаний, умений, навыков. Нравственные устремления оказывают влияние на эстетические вкусы и оценки, способствуют более глубокому пониманию и переживанию прекрасного. Нравственное воспитание способствует становлению личности в целом осуществляется оно в процессе всей жизни ребёнка: в игре, труде, учении, общении с окружающим миром. На решение задач нравственного воспитания в первую очередь направлена специальная воспитательная деятельность.
     Само  понятие «нравственность» надо рассматривать в контексте сознания и поведения человека.
     Нравственный  поступок – это действие, но не любое, а такое, которое положительно оценивается с общественных и нравственных позиций. В нравственном поступке и нравственной деятельности человека раскрывается объективное отношение, т.е. объективное соответствие или несоответствие поступков и всего поведения личности интересам общества. Нравственная деятельность не существует сама по себе, а вступает как сторона или аспект любого другого вида деятельности человека. В любых поступках человека возможен моральный аспект, который проявляется в цели или намерении, в выборе средств, в организации деятельности, в её результатах и последствиях.
     Нередко общественная значимость нравственного  воспитания осознаётся только тогда ,когда  мы сталкиваемся с нарушением норм морали, отрицательными проявлениями. В этих случаях воспитание связывается с общественным осуждением, наказанием. Нравственное воспитание, как считает Н.Е.Щуркова – это систематическое, целенаправленное формирование нравственной личности, её моральных черт, её облика. Для того, чтобы сформировать нравственные качества, необходимо сформировать нравственные убеждения. Нравственные убеждения составляют основу нравственного самосознания, которое включает в себя знание и осознание нравственных требований, а также соответствующее к ним отношение. Убеждения предполагают сознательно усвоенные знания, суждения, понятия моральных норм и требований. Убеждения – это знания, бесспорные для человека, в истине которых он безусловно уверен. Убеждения – это знания, твёрдые и дорогие ему, он готов их отстаивать и защищать в любых обстоятельствах, в них слиты воедино моральные знания и собственное к ним отношение. Большое значение имеет при этом правильность, точность, истинность моральных знаний [62].
     Исследования  психологов А.А.Смирнова, В.И.Селиванова, В.А. Крутецкого доказывают, что неопределённость или ошибочность моральных понятий у младших школьников может существенно влиять на нравственное формирование их личности. Ошибочное понимание сущности нравственного понятия ведет неправильным поступкам. Безусловно, моральное поведение далеко не однозначно отражает уровень моральных понятий и представлений, но их место в формировании убеждённости значительно.
     Моральные убеждения связанны с формированием  мировоззрения человека, с системой взглядов на мир, с высшим синтезом знаний, идейно-эмоциональных оценок и практического опыта. Мировоззренческие знания, включаясь в нравственные убеждения, содействуют большей осознанности моральных требований, сознательности поведения.
     Нравственные  убеждения в большей мере формируются  под влиянием личности воспитателя  и в первую очередь его собственных  моральных убеждений. Глубокая моральная убеждённость необходима каждому человеку. Нестойкость нравственных убеждений никого не украшает, но если она свойственна человеку, организующему процесс воспитания, то приводит к гибельным последствиям.
     Формирование  нравственных убеждений необходимо ставить как специальную задачу, которая требует от воспитателя таких умений как:
     - видеть и учитывать возможности  каждого ученика, достигнутый  уровень его нравственного самосознания, перспективы его морального роста;
     - использовать разнообразные пути в учении, труде, общественной работе, положение младших школьников в среде сверстников, образ жизни, привычки – всё то, что может оказать влияние на данного, конкретного ребёнка;
     - не обманываться гладкостью и  бесспорностью высказанных учеником  моральных суждений, но видеть их соответствие действительным моральным убеждениям и взглядам;
     - не бояться трудностей перестройки сложившихся ошибочных взглядов и убеждений отдельных младших школьников, используя силу общественного мнения, взаимное влияние детей друг на друга;
     - учитывая перспективы и закономерности возрастного развития в формировании моральной убеждённости.
     Твёрдость убеждений во многом зависит от единства в них моральных знаний и нравственных чувств, которые рассматриваются  как переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям.
     Воспитание  чувств – многосторонний процесс. Он включает в себя в первую очередь воспитание богатства эмоциональной жизни младших школьников. Воспринимая явления действительности, ребёнок не остаётся равнодушным: многое задевает, трогает, волнует его. Так накапливается эмоциональный опыт как опыт пережитых чувств, который оказывает глубокое влияние на нравственное становление человека. Впечатления детства, как сложный , многообразный, пёстрый опыт пережитых ребёнком чувств – это внутренний мир ребёнка. Переживания могут быть мимолётными и глубокими, осознанными и бессознательными. В том что переживается, какой эмоциональный отклик вызывают события детской жизни, проявляются существенные стороны личности. Об этом хорошо писал К.Д.Ушинский: «Никто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя. В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле» [54].
     Нравственные  чувства могут быть обобщёнными  как сложные переживания многих чувств (чувство морального удовлетворения) и относительно простыми (негодование, гнев, сочувствие, стыд, сострадание, радость, жалость и др.). При этом направленность этих простых чувств определяет их нравственную характеристику. Например, переживание чувств радости может быть нравственным и безнравственным в зависимости от объекта, к которому оно обращено, от обстоятельств, в которых оно переживается: это может быть бескорыстная радость по поводу успеха на фоне неудач других, или, наконец, злая радость (злорадство) по поводу неудачи другого.
     Задача  воспитания состоит в том, чтобы  формировать действенность чувств, стремление к поступкам, в основе которых лежит живое нравственное чувство. Действенность чувств связанна с волевыми качествами: решительностью, настойчивостью упорством. Они воспитываются не изолированно, а в общей системе формирования сознания и поведения. Мальчики, к примеру, переживая несправедливость, питая отвращение к грубому проявлению силы со стороны своих сверстников, должны вступаться за обиженного или слабого. Сочувствие горю или беде, сопереживание должно находить выход в соответствующих поступках.
     В воспитании чувств велико влияние личности воспитателя, особенностей его эмоционально-нравственных проявлений. Чувства, связанные с отношением к другим: отзывчивость, симпатия, забота, справедливость, требовательная любовь к детям – содействуют реализации принципа уважения к личности ребёнка, к его суждениям, переживаниям, делам. Они помогают учителю найти спокойный, уважительный тон в общении с детьми и коллективом, выбрать в качестве меры воздействия, где это нужно, совет и разъяснение, а не прибегать к прямому осуждению постоянному принуждению [48].
     Воспитание  чувств осуществляется с раннего  детства. Гражданские чувства формируются в младшем школьном и старшем школьном возрасте. Но надо иметь в виду, что такие чувства, составляющие нравственное богатство личности, развиваются на базе более простых чувств, вполне доступных маленькому ребенку и постоянно проявляющихся в ситуациях его жизни в семье, а затем в школе.
     Воспитание  чувств требует стремления и умения воспитателя:
     - видеть индивидуальные особенности  эмоционального развития младшего школьника;
     - бережно и внимательно относиться  к его эмоционально-нравственной  жизни, понимая, что сфера чувств глубоко личностна, индивидуальна, особенно ранима;
     - способствовать созданию таких эмоциональных ситуаций жизни младших школьников, особенно в коллективной деятельности, которые вызывают и закрепляют нравственные чувства;
     - обнаруживая те или другие изъяны в эмоционально-нравственном развитии (проявление отрицательных чувств, эмоциональной неразвитости, равнодушия), анализировать их причины, которые чаще всего содержатся в обстоятельствах жизни ученика, способствовать изменению этих обстоятельств;
     - воспитывать сознательное отношение младших школьников к особенностям своего эмоционального развития, поддерживать и поощрять его собственные усилия в работе по самовоспитанию [30].
     Усвоение  нравственных понятий, переживания, чувства  нельзя отрывать от поведения воспитанника. Нравственные черты личности проявляются в поступках. Любой акт поведения человека побуждается каким-то желаниями, устремлениями, потребностями, которые становятся мотивами поступков.
     Мотив – побудительная причина, основание выбора поступка данной линии поведения. Решение поступить так, а не иначе нередко представляет собой результат сложной борьбы с разных, часто противоречивых побуждений и переживаний – борьбы мотивов.
     Ведущий строй мотивов, по мнению ряда исследователей, характеризует нравственную направленность личности человека. Вместе с тем мотив поступка не исчерпывает его моральной характеристики. Важное значение имеет способ поведения, характер реализации имеющейся потребности, желания, решения, выбор средств достижения цели, которая определена соответствующим мотивом.
     Процесс нравственного становления личности не совершается ровно и гладко. В нем проявляются противоречия и конфликты. При этом следует  различать противоречия, которые не оказывают существенного влияния на личность, и противоречия, движущие развитие. По мнению исследователей, основным, ведущим противоречием является противоречие между новыми духовными потребностями и сложившимися способами поведения. Преодолевая это противоречие, младшие школьники стремятся действовать по-другому, в соответствии со своими новыми моральными представлениями. На данном этапе необходима помощь воспитателя, который способствует возникновению новых потребностей, интересов, перспектив, помогает учащимся в овладении новыми, более совершенными способами нравственного поведения, добивается осознания поступков, помогает наметить новые перспективы в самовоспитании.
     Вместе  с тем сама сущность нравственного  поведения не может быть сведена к выполнению требований, которые ставятся перед ребёнком учителем, взрослым. Педагогические исследования О.С. Богдановой и В.И.Петровой убедительно показали, что нравственное становление личности младших школьников происходит наиболее интенсивно в ситуации свободного, самостоятельного выбора определенной линии поведения из нескольких возможных вариантов [5].
     Задача  воспитателя и состоит в том, чтобы, не снимая жизненных противоречий и конфликтов, помогать ребенку в выборе нравственных решений, соответствующих его силам и возможностям. Но помогать сделать правильный выбор – это не принуждение, а укрепление собственных желаний, побуждений ребёнка к нравственному поступку. Правильный выбор способствует моральному росту младших школьников, вызывает положительные чувства, укрепляет веру в себя, укрепляет привычку поступать правильно в аналогичных ситуациях. Однако это происходит тогда, когда выбор труден, но посилен, не приводит к перенапряжению сил, эмоциональному стрессу, о котором так много говорят и пишут психологи и невропатологи.
     Таким образом, организуя процесс формирования нравственных мотивов поступков, поведения, воспитатель должен:
     - понимать, анализировать типичные  для данного школьника поступки, линию поведения, которая является  показателем сложившихся мотивов,  нравственных установок, качеств личности;
     - создавать условия для свободного, добровольного нравственного выбора, в том числе и трудных для личности жизненных ситуациях;
     - понимать характер и воспитательное  значение возникающих противоречий, сложных конфликтных ситуаций в коллективной жизни, способствовать их наиболее эффективному в воспитательном отношении решению;
     - занимая правильную позицию в  организации коллективной деятельности, направлять коллектив на предъявление к личности всё усложняющихся, но посильных требований, способствующих её нравственному росту;
     - включаясь в перевоспитание трудных  детей, заботиться о перестройке  сложившихся мотивов, способов  поведения, привычек путём изменения отношений с окружающими [32]. 

     § 2. Изучение нравственной воспитанности младших школьников
     Логика программы исследования основывается на теоретических положениях, раскрытых выше (§1). Изучая нравственную воспитанность младших школьников, мы оставляем за кадром исследование общих условий их жизнедеятельности, которые, будучи нестабильными в современных условиях, естественно, детерминируют формирование у них нравственных качеств.
     Наше  исследование проводилось на базе средней  школы посёлка Чапаевский, Красноармейского района, Самарской области. Экспериментальная работа велась с учащимися 3 класса, в котором обучаются 15 учащихся, из них 4 девочки и 11 мальчиков.
     Нами  были подобранны методики, которые  позволили выявить сформированность нравственных качеств, уровень нравственной воспитанности учащихся.
     Для выявления степени нравственной воспитанности учащихся, мы использовали методику Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» (Приложение 1). Результаты констатирующего среза представлены в таблице 1. 

     Таблица 1.
№ п/п  Список  учеников 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Результат в баллах
+ -
1 Алена А. а а а б б в б а б 50 20
2 Тарас А. а а б в а в б а а 50 30
3 Саша Б. б а б а в б б а в 40 30
4 Ирина Г. а б а а а б б в б 30 10
5 Саша Г. в в б б б б а б а 40 20
6 Давид Д. а а а а б б б в б 40 10
7 Дима Д. в б а в в в б в б 30 10
8 Кирилл Д. б б а в б б б в а 20 10
9 Лена Д. а а б в б а а в а 30 40
10 Данил М б в в а б б б а б 50 10
11 Валя П. а а в а б а б а а 50 10
12 Кирилл П. в а в а а а а а а 20 40
13 Каролина Т а б а в в в а а в 40 20
14 Саша Т. а а б а б а б а в 50 40
15 Дима Т. а в а в б а б а в 60 20
 
     Анализ  результатов проведённой методики показал, что в классе 5,6% детей имеют высокий данный показатель ( у Димы Т. – 60 баллов), у 33,3% – средний балл равен 50, а у остальных (61,1%) он ниже среднего. У 27,8% детей правильные нравственные представления находятся намного ниже среднего уровня, то есть от 20 до 30 баллов – это у Димы Д, Лёши Д, Лены Д. и Кирилла П. неправильные нравственные представления преобладают над правильными (соответственно 40 и 20 баллов).
     Ответы  детей на вопросы анкеты мы проанализировали более тщательно, то есть, сколько правильных и неправильных суждений (в %) выбрал каждый ребёнок. Данные констатирующего среза представлены в таблице 2. 
 
 
 

     Таблица 2.
Список  учащихся  Нравственная  воспитанность % Безнравственные представления %
Алена А. 62 25
Тарас А. 62 37
Саша  Б. 50 37
Ирина Г. 37 12
Саша  Г. 50 25
Давид Д. 50 12
Дима  Д. 37 12
Кирилл  Д. 25 12
Лена  Д. 37 50
Данил М 62 12
Валя  П. 62 12
Кирилл  П. 25 50
Каролина  Т 50 25
Саша  Т. 62 50
Дима  Т. 62 25
 
     Как мы видим, анализ данных опроса показал, что в классе правильные и неправильные суждения примерно находятся в равном процентном соотношении (50,4% правильные, 49,6% – неправильные).
     Дадим анализ некоторых ответов детей. Например, Дима Т., отвечая на предложенные вопросы, показал высокую нравственную воспитанность. Судя по ответам, он готов прийти на помощь человеку, которому неожиданно стало плохо, помочь старым людям переехать на новую квартиру, вступиться за обиженного, отказ от присвоения себе чужых вещей, предметов. Отзывчивость и доброту младшего школьника характеризует ответ на вопрос о сборе книг для детского дома.
     Кирилл  П. и Лёша Д., отвечая на вопросы теста, показали некоторую безнравственную воспитанность. Свои интере5сы они ставят выше интересов тех, кому срочно нужна их помощь, готовы присвоить себе не принадлежащую им находку, с удовольствием не будут учиться, если им представится такая возможность. Жадность не позволяет им делиться с другими тем, что они имеют.
     Таким образом, результаты методики «Размышляем о жизненном опыте» в целом показали невысокий уровень нравственной воспитанности третьеклассников.
     Однако  для достоверного выявления уровня нравственной воспитанности, на наш взгляд, недостаточно только одной исследовательской методики. Для подтверждения полученных результатов мы использовали методику «Пословицы», разработанную С.М.Петровой (Приложение 2). Результаты представлены в таблице 3. 

     Таблица 3.
Нравственные  качества Нравственное  отношение Безнравственное отношение
1.Духовное  отношение к жизни 37 63
2. Материально-благополучная жизнь 42 58
3. Хорошее отношение к жизни 47 53
4.Индивидуалистическое  отношение к людям 45 55
5.Эгоцентрическое  отношение к людям 43 57
6. Значимость дружбы 68 32
7. Значимость учения 36 64
8. Значимость труда 31 69
 
       Подсчитав сумму баллов по  каждому из восьми нравственных  суждений, мы видим, что младшие  школьники отдают предпочтения  таким суждениям, которые свидетельствуют  о незначимости для них труда, учения, показывают и бездуховное отношение учащихся к жизни. Младшим школьникам, также свойственен эгоцентризм.
     Важна для них и материально благополучная  жизнь. Однако для школьников важна и дружба. Это не удивительно, так как общение со сверстниками – ведущий вид деятельности на данном возрастном этапе. Дружба значима для младших школьников.
     Приведем  примеры ответов. Так, например, Тарас  А. и Саша К. выбрали только ответы «а» и «в», что свидетельствует об их высоком уровне воспитанности. Саша Б. показал низкий уровень воспитанности. Вова И. выбрал всего два ответа «а» и «в», а Алина А. – три ответа.
     Таким образом, можно констатировать невысокий  уровень нравственной воспитанности  третьеклассников, что требует специально организованной деятельности по нравственному воспитанию младших школьников.  

      Выводы  по главе I
     1. В процессе анализа научной  литературы установлено, что нравственное  воспитание, представляет собой  воспитательную деятельность, направленную  на формирование качеств личности, определяющих отношение человека к обществу, к другим лицам, к труду, к самому себе.
     2. Выявлено место нравственного  воспитания в развитии личности  школьников. От нравственной воспитанности  зависят цели его жизни и  их реализация, от неё зависит, как использует ребёнок богатство знаний, умений, навыков, нравственные устремления оказывают влияние на эстетические вкусы и оценки, способствуют более глубокому пониманию и переживанию прекрасного. Нравственное воспитание способствуют более глубокому пониманию и переживанию прекрасного. Нравственное воспитание способствует становлению личности в целом осуществляется оно в процессе всей жизни ребёнка: в игре, труде, учении, общении с окружающим миром. На решение задач нравственного воспитания в первую очередь направлена специальная воспитательная деятельность.
     3. Рассмотрено понятие «нравственность» в контексте сознания и поведения человека. Нравственный поступок – это действие, но не любое, а такое, которое положительно оценивается с общественных и нравственных позиций. В нравственном поступке и нравственной деятельности человека раскрывается объективно нравственное отношение, т.е. объективное соответствие или несоответствие поступков и всего поведения личности интересам общества. Нравственная деятельность не существует сама по себе, а выступает как сторона или аспект любого другого вида деятельности человека. В любых поступках человека возможен моральный аспект, который проявляется в цели или намерении, в выборе средств, в организации деятельности, в её результатах и последствиях.
     4. Выявлена взаимосвязь нравственных качеств и нравственных убеждений. Для того, чтобы сформировать нравственные качества, необходимо сформировать нравственные убеждения. Нравственные убеждения составляют основу нравственного самосознания, которое включает в себя знание и осознание нравственных требований, а также соответствующее к ним отношение..
     5. Установлено, что нравственные  убеждения в большей мере формируются под влиянием личности воспитателя и в первую очередь его собственных моральных убеждений. Поэтому формирование нравственных убеждений младших школьников необходимо ставить как специальную задачу, которая требует от воспитателя особых умений (видетьи учитывать возможности каждого ученика, достигнутый уровень его нравственного самосознания, перспективы его морального роста; использовать разнообразные пути в учении, труде, общественной работе, положение детей в среде сверстников, образ жизни, привычки – всё то, что может оказать влияние на данного, конкретного ребёнка; не бояться трудностей перестройки сложившихся ошибочных взглядов и убеждений отдельных младших школьников, используя силу общественного мнения, взаимное влияние детей друг на друга и т.д.)
     6. Выявлена особенность воспитания  нравственных чувств как составляющей нравственного воспитания. Действенность чувств есть стремление к поступкам, в основе которых лежит живое нравственное чувство. Действенность чувств связана с волевыми качествами: решительность, настойчивость, упорство.
     7. Выявлено основное противоречие  процесса нравственного воспитания. Это противоречие между новыми  духовными потребностями и сложившимися способами поведения.
     8. Установлено, что сущность нравственного  поведения не может быть сведена  к выполнению требований, которые  ставятся перед ребёнком учителем, взрослым. Нравственное становление  личности младших школьников  происходит наиболее интенсивно в ситуации свободного, самостоятельного выбора определённой линии поведения из нескольких возможных вариантов.
     9. Выявлен невысокий уровень нравственной  воспитанности третьеклассников. Свои интересы дети ставят выше интересов тех, кому срочно нужна их помощь, готовы присвоить себе не принадлежащие им находки, с большим удовольствием отказались бы от учёбы при любой возможности.
     Младшие школьники отдают предпочтения таким суждениям, которые свидетельствуют о незначимости для них труда, учения, показывают бездуховное отношение школьников к жизни. Детям также свойственен эгоцентризм. 
 
 

     Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ 

     § 1. Содержание и методы нравственного воспитания младших школьников во внеклассной работе
     В экспериментальной работе мы исходили из теоретических положений о сущности и содержании нравственного воспитания младших школьников.
     При организации экспериментальной  работы мы стремились соблюдать следующие условия:
     1. Чтобы взаимодействие педагога  и учеников третьего класса  развивало ориентировочную активность  ребёнка на формирование у  него нравственной воспитанности.
     2. Чтобы содержание деятельности давало возможность ставить перед учениками задачи и проблемы, личностно значимые не только для них, но и для окружающих.
     Основой деятельности педагога по нравственному воспитанию учащихся во внеклассной работе, на наш взгляд, является цикл этических бесед, где обсуждаются вопросы нравственности. Данный цикл бесед проводился планово в течение всего учебного года.
     Составленный  нами цикл бесед преследует цели:
     1. Формирование нравственного потенциала  у учащихся.
     2. Воспитание нравственных качеств и моральных мотивов поведения младших школьников (честность и справедливость, критичность и самокритичность, чувства собственного достоинства, вежливость к окружающим, ответственность и дисциплинированность в делах и поступках).
     В проводимый нами цикл этических бесед вошли такие беседы, как «Добро и зло», «Вежливость и скромность», «Вежливость на уроках и переменах», «Это не мелочи», «Что такое справедливость и сочувствие?», «Общее и особенное для мальчиков и девочек», «Уважение и взаимопомощь», «Мой родной край», «Порядочность и честность». Этические беседы дали возможность учащимся усвоить и закрепить значение и смысл таких нравственных понятий, как: «доброта», «вежливость», «скромность», «справедливость», «уважение», «взаимопомощь», «порядочность», «честность» и др.
     Основная  цель бесед заключается в том, чтобы выявить понимание детьми нравственных понятий и подтолкнуть их к поиску ответа, почувствовать нравственную ответственность каждого за свой выбор, избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению, а не просто дать им готовые знания.
     В декабре месяце нами была проведена этическая беседа на тему: «Добро и зло». Цель беседы: дать детям знания и представления о добре и зле, о добрых и злых поступках.
     В начале беседы ребятам предлагалась ситуация следующего содержания:
     «Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя смотрел на мишку и думал». Как вы считаете, о чём думал Петя? И наконец, он принял правильное решение. Какое решение принял Петя?
     Затем с учащимися проводится анализ данной ситуации по следующим вопросам:
     Как оценить поступок Пети?
     Что такое добро, доброта? ( Доброта (добро) – это помощь людям, животным, растениям).
     При ответе на данные вопросы разгорелся спор. Большинство ребят считало, что игрушку можно оставить себе, так как никто не видел, как дети её забрали бы, следовательно доказать никто не сможет, что взял игрушку именно он.
     Им  возразили Дима Т. и Тарас А. Они предположили, что игрушку из окна выкинул, возможно, маленький ребёнок. Она ему может быть очень дорога. Может даже он от того, что её у него больше нет – сильно расстроится и будет плакать. Но, к сожалению, аргументы данных ребят не коим образом не повлияли на общее мнение большинства. Уже в последствии в конце нашей работы с учащимися их суждения на подобные ситуации стали меняться. Хотя Ирина Г. и Кирилл Д. продолжали отстаивать свою позиции о присвоении игрушки себе. Данные ребята оказались наиболее тяжёлыми в работе.
     Для закрепления этих понятий, мы попросили  ребят вспомнить те добрые поступки, которые они совершили с помощью следующих вопросов:
     Расскажите  о добрых поступках, которые вы совершали?
     Почему  вы так делали?
     Ребята  затруднялись вспомнить свои хорошие  поступки, и только Алёна. А смогла назвать ситуацию, в которой она считала, что совершила добрый поступок, дав списать своей соседке по парте на уроке математики. Анализ высказывания детей по данному вопросу показал нам, что дети затрудняются или вообще не поняли, о чём шла речь.
     Таким образом, мы рассмотрели и все последующие ситуации (Приложение 3).
     Для себя в конце беседы мы сделали  вывод, что не правильно истолковали смысл понятия «добро». Дети считали, если человек не причиняет другим зла, то его можно назвать добрым. После разъяснения педагогом значения данного понятия, подкреплённого примерами, дети стали рассуждать по-другому. Добро, это не только не причинение вреда другим, но и оказание помощи тем, кто нуждается в ней – говорили дети.
     Этическую беседу на тему «Вежливость и скромность» мы проводили в феврале месяце. Цель беседы: научить понимать такие нравственные качества, как «вежливость», «скромность».
     В процессе беседы было выявлено, что Кирилл Д и Даша Д. неверно истолковывали понятие «вежливость», а Дима Д. не совсем правильно понимал, что такое скромность. Кирилл П., Данил М., Дима Т., Алёна А считали вежливыми того, кто говорит вежливые слова, а Давид Д и Саша Г. считали скромным того, кто постоянно молчит. После разъяснения и индивидуальной беседы с этими детьми, они поняли, что вежливость – это не просто слова, а проявление уважительного отношения к людям, а скромность – умение не говорить о своих достоинствах.
     Беседу  на тему «Вежливость на уроках и переменах» мы проводили в марте. Цель: приучить детей достойно вести себя на уроках и переменах, проявлять вежливость по отношению друг к другу и к взрослым.
     В ходе беседы выявилось, что Ирина  Г, Каролина Т. не осуждают поведение мальчиков, которые растолкав детей, встали впереди колонны. Ирина Г сказала, что сама так часто делает, и ничего плохого в этом не видит. Все дети дружно поддержали предложение педагога проводить дни вежливость. Причём Дима Д. и Алёна А. поняли сначала, что вежливыми нужно быть только в эти дни. Каролина Т., например, защищала мальчика, который сбросил на пол куртки своих одноклассников, из за того, что опаздывал на тренировку.
     По  окончанию беседы дети стали рассуждать иначе. Ученица Ирина Г. поняла, что расталкивать детей нехорошо и она этого делать больше не будет. Дима Д. и Алёна А. пришли к выводу, что вежливыми необходимо быть всегда и со всеми. Каролина Т. осудила поступок мальчика уронившего куртки на пол.
     В марте также проводилась беседа на тему: «Справедливые и несправедливые поступки». Цель: раскрыть содержание понятий и представлений о справедливости и сочувствии путём ознакомления учащихся с правилами нравственного поведения.
     По  ходу беседы, мы выяснили, что Лёша Д. и Алёна А. не увидели ничего предосудительного в поступке мужика из сказки «Мужик и медведь». Ребята решили, что если бы мужик всё отдал медведю, то сам остался голодным. После работы с детьми, те решили, что правильней было бы мужику весь урожай поделить поровну.
     Проделанной работы оказалось не совсем достаточно, возникла необходимость выявить отношения учащихся к полученным знаниям. Для этого был проведён классный час на тему: «Да здравствует вежливость и доброта!»
     Проведенный классный час в апреле месяце, позволил выявить, как изменились отношения детей к полученным знаниям.
     По  ходу занятия, дети активно учувствовали в обсуждении предложенных им ситуаций, задавали вопросы, высказывали свои мнения, которые доказывали, что учащиеся младших классов усвоили проводимые ранее темы и умеют правильно истолковывать слова доброта, вежливость.
     По  итогам данных мероприятий был проведен праздник «Рыцарский турнир вежливости» (Приложение 4).
     Анализ  данного мероприятия показал, что  дисциплина в классе стала лучше, меньше стало драчунов и задир, дети перестали называть друг друга обидными кличками и прозвищами. Уменьшилось количество опозданий на уроки.
     С целью более глубокого закрепления  полученных знаний было проведено заключительное мероприятие «Сударь и Сударыня». Цель данного мероприятия: научит мальчиков с уважением относиться к девочкам, а девочек с уважением относиться к мальчикам. На празднике мальчики были по настоящему галантными, а девочки отнеслись к этому с пониманием и благодарностью.
     На  данном мероприятии мальчики пришли к решению, что теперь вся тяжёлая работа в классе (принести воды, поднять стулья и т.д.) ляжет на их плечи. 
 
 
 
 
 

     § 2. Результативность опытно-экспериментальной работы по нравственному воспитанию младших школьников
     Экспериментальная работа со школьниками проводилась  на протяжении преддипломной практики. Изучение нравственной воспитанности третьеклассников осуществлялось с помощью тех же методов исследования, что и в его начале. Выводы об эффективности экспериментальной работы были сделаны на основании результатов контрольного этапа эксперимента, которые сравнивались с данными констатирующего этапа.
     Итак, проанализировав данные, полученные в процессе опытно-экспериментальной работы, т.е. подвергнув их качественному анализу и сопоставив с теми, которые были получены в процессе констатирующего эксперимента, пришли к следующим результатам. 

     Таблица 4. Контрольный срез результатов  нравственной воспитанности
№ п/п  Список  учеников 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Результат в баллах
+ -
1 Алена А. а в а в в в б а б 70 0
2 Тарас А. а б в в б в б а в 60 10
3 Саша Б. б в в в а в а в б 50 10
4 Ирина Г. б а в а б а а б б 20 50
5 Саша Г. а б б а б в в а б 50 10
6 Давид Д. а б а а а а а а а 40 10
7 Дима Д. в а а а б в а а а 40 20
8 Кирилл Д. в в б б в в б а б 40 20
9 Лена Д. а а б а б б б а в 50 40
10 Данил М а в б а б а б а в 60 20
11 Валя П. а в а в б в б а а 70 0
12 Кирилл П. б а а а б а б а б 40 20
13 Каролина Т в а а а а а б а а 30 30
14 Саша Т. а б б в б в а б в 50 40
15 Дима Т. а в в а б б б а а 60 0
     Как мы видим, из таблицы уровень нравственной воспитанности у учащихся 3 класса повысился, хотя не исчезли совсем и безнравственные суждения.
     Как уже отмечалось ранее, в классе оказалось  три человека тяжело поддающиеся к воспитательному воздействию – Кирилл П., Каролина Т. и Карен Д. Эти дети из неблагополучных семей, с сложными взаимоотношениями с родителями, учителями, сверстниками. Но упорная работа и наблюдение за данными учащимися позволила сделать вывод, что у них тоже произошли изменения. Это доказывают результаты исследования.
     Например: у Кирилла П. преобладали безнравственные суждения, а в конце эксперимента – нравственные стали выше безнравственных суждений( стало 40 и 20 баллов) , а было 20 и 40 баллов. У Карена Д. было 20 баллов нравственного воспитания, стало 40 баллов.
     Нагляднее всего динамику можно наблюдать из таблицы 5. 

     Таблица 5. Контрольный срез нравственной воспитанности.
Список  учащихся  Нравственная  воспитанность % Безнравственные представления %
Алена А. 87 0
Тарас А. 75 12
Саша  Б. 62 12
Ирина Г. 25 62
Саша  Г. 62 12
Давид Д. 62 0
Дима  Д. 50 25
Кирилл  Д. 50 25
Лена  Д. 62 50
Данил М 75 25
Валя  П. 87 0
Кирилл  П. 50 25
Каролина  Т 37 37
Саша  Т. 75 0
Дима  Т. 87 0
 
     Здесь мы видим, что 61,1% учащихся показывают высокий уровень нравственной воспитанности, 22,2% – средний, 16,7% – низкий. Данные показатели выше, чем были констатирующем срезе (см. таблица 2). 

     Таблица 6. Контрольный срез
Нравственные  качества Нравственное  отношение Безнравственное отношение
1.Духовное  отношение к жизни. 72 28
2. Материально-благополучная жизнь. 63 37
3. Хорошее отношение к жизни. 58 42
4.Индивидуалистическое  отношение к людям. 60 40
5.Эгоцентрическое  отношение к людям. 75 25
6. Значимость дружбы. 75 25
7. Значимость учения. 70 30
8. Значимость труда. 72 28
 
     Из  таблицы мы видим, что у младших  школьников преобладают такие качества как, значимость труда, учёбы, дружбы и духовное отношение к жизни, но в тоже время повысился рейтинг и других качеств. Так, например, значительно снизился процент эгоцентрического отношения к людям. Был – 57%. а стал – 25%. Изменилось и «хорошее отношение к жизни». Таким образом, выросли показатели по всем общечеловеческим ценностям:
     Духовное  отношение к жизни, незначимость материального благополучия в жизни, хорошее отношение к людям, коллективистическое отношение к людям, значимость дружбы, значимость учения, значимость труда. На основании полученных результатов мы сделали вывод, что уровень нравственной воспитанности в классе повысился.
     При проведении контрольного среза в  мае месяце нами была использована так же и методика «Пословицы», целью которой было определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям к самим себе.
     Подсчитав сумму баллов по каждому из четырёх  вариантов, мы получили следующие результаты: по ответам «а» – 39%, «б» – 10%, «в» – 41%, «г» -10%. Большее количество выборов получили по ответам «а» и «в» («а» + «в»+ 80%), что свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе у большинства учащихся. По результатам ответов мы видим, что произошла динамика: при констатирующем срезе 69 % детей выбрали ответы «а» и «в», а при контрольном – 80%, т.е. ещё 11% учащихся выбрали общечеловеческие ценности. Приведем пример ответов. Так например кроме Тараса А. и Саши Г. Только ответы «а» и «в» выбрали Дима Т., Данил М., Саша Т. выбрал на этот раз четыре ответа «а» и «в».
     На  основании полученных результатов  мы сделали вывод, что после проделанной работы в классе уровень нравственной воспитанности стал значительно выше, что свидетельствует об эффективности проводимой экспериментальной работы по нравственному воспитанию учащихся младших классов. 

      Вывод по главе II
     1. Выявлены педагогические условия, соблюдение, которых позволяет эффективнее организовывать работу по нравственному воспитанию детей (чтобы взаимодействие педагога и учеников развивало ориентировочную активность ребёнка на формирование у него нравственной воспитанности; чтобы содержание деятельности давало возможность ставить перед младшими школьниками задачи и проблемы, личностно значимые не только для них, но и для окружающих).
     2. Установлено, что основной деятельности педагога по нравственному воспитанию младших школьников во внеклассной работе является цикл этических бесед, где обсуждаются вопросы нравственности. Этические беседы дают возможность учащимся усвоить и закрепить значение и смысл таких нравственных понятий, как «доброта», «вежливость», «скромность», «справедливость», «уважение», «взаимопомощь», «порядочность», «честность» и др.
     3. Определены цели цикла этических бесед как средства нравственного воспитания младших школьников ( формирование нравственный потенциал у учащихся; воспитание нравственных качеств и моральных мотивов поведения младших школьников (честность и справедливость, критичность и самокритичность, чувства собственного достоинства, вежливость к окружающим, ответственность и дисциплинированность в делах и поступках)).
     4. Определено содержание цикла этических бесед (беседы «Добро и зло», «Вежливость на уроках и переменах», «Это не мелочи», «Что такое справедливость и сочувствие?», «Общее и особенное для мальчиков и девочек», «Уважение и взаимопомощь», «Мой родной край», «Порядочность и честность»).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.