На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Функциональная подготовка футболистов в подготовительном периоде

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ  РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН 

Казахский национальный педагогический университет  имени Абая
Факультет  физической культуры и НВП
Кафедра Теории и методики ФК 
 

Мочалов Сергей Викторович 
 

Эффективность функциональной подготовки в футболе в подготовительном периоде 

      

Курсовая  работа 
 

по дисциплине Теория и методика физической культуры и спорта 
 
 

Научный руководитель:
      Кудашова Людмила Расимовна                                                  
                                                   
 
 
 
 
 
 

Алматы, 2010 
 

                                                    Содержание 

  ВВЕДЕНИЕ 3 1. Подготовительный  период как важнейшая  часть подготовки  к сезону
     1.1Характеристика подготовительного периода 5
     1.2 Этапы подготовительного периода 6
      1.3 Роль функциональной подготовки футболистов в игровой деятельности 7
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ   ИССЛЕДОВАНИЯ
      2.1.Методы исследования 9
      2.2.Организация исследования 12
 
 
 
 
 
 
 
  3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ  
        3.1  Экспериментальная проверка функционального состояния игроков до начала подготовительного периода 12  
 
      Экспериментальная проверка игроков после завершения подготовительного периода 14
      Сравнение и анализ результатов тестирования 16
 
     
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19  
  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21  
     
   
 
 
   
 
 
 


Введение. 

       Актуальность  темы   исследования. В последние годы актуальность изучения физической подготовленности и средств управления ею особенно очевидна в связи с повышением двигательной и игровой активности футболистов в игре и тренировке, характеризующаяся непрерывным изменением действий игроков, передвижением по полю в условиях постоянно изменяющихся ситуаций, широким варьированием усилий, нестандартным чередованием фаз нагрузки и отдыха. Отечественные и зарубежные специалисты считают, что при достаточно высоком уровне технико-тактического мастерства основную роль для достижения победы играет высокая функциональная подготовленность каждого игрока.
       Совершенствование процесса функциональной подготовки футболистов в значительной степени зависит от правильного подбора и распределения средств и методов в различные периоды годичного цикла. Для этого необходимо иметь объективные данные об уровне функциональной подготовленности каждого футболиста на каждом этапе подготовки, о силе тренировочного воздействия средств и методов тренировки, направленных на развитие тех или иных физических качеств, о рациональном распределении средств и методов тренировки в рамках конкретного времени, в течение которого они будут использоваться.
       Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс спортсменов высокой квалификации в футболе.
       Предмет исследования. Эффективность функциональной подготовки футболистов в подготовительном периоде
     Гипотеза исследования. Для эффективного управления спортивной подготовкой футболистов необходимо учитывать роль «функциональной  подготовленности» как одной из  важнейших  сторон, обеспечивающей высокую физическую работоспособность спортсменов.
   Предполагается, что оптимизация системы управления подготовкой футболистов в подготовительном периоде возможна при соблюдении следующей педагогической технологии: 
 -  систематическом  повышении  профессиональных знаний, умений и навыков по управлению всеми сторонами спортивной   подготовки, включая функциональную (биологическую) сторону;
 -  определении наиболее значимых биологических  показателей и факторов,  влияющих на  спортивную готовность и форму спортсмена;
  -  определении оптимальных режимов физических нагрузок, соответствующих  индивидуальным   биологическим  возможностям организма.
      Цель исследования: экспериментально доказать эффективность функциональной подготовки футболистов в подготовительном периоде.
     Задачи исследования:
    Раскрыть в работе суть подготовительного периода и его особенности, важность функциональной подготовки на данном этапе.
    Составить комплекс тестов для определения уровня функциональной подготовленности футболистов.
    Доказать на примере тестирования эффективность функциональной подготовки в подготовительном периоде.
     Научная новизна. В теории и практике  футбола до настоящего времени мало изучены основы по использованию в тренировочном процессе функциональной  подготовки организма и    показателей ее эффективности - функциональной  подготовленности спортсменов. В  настоящей работе поставлена и решена  проблема о роли и месте  функциональной подготовки в системе спортивной  тренировки  футболистов,  в частности:
      Даны  определения функциональной подготовке организма и  состоянию функциональной подготовленности  футболистов;
     Определено направление и основной комплекс тестов, которые следует применять при тестировании восприятия футболистами предлагаемых нагрузок, а также правильности выбора программы подготовки тренером;
     Обоснованы модельные характеристики наиболее информативных показателей физического  развития,  физиологических резервов,  влияющих на  специальную спортивную работоспособность футболистов.
      Теоретическая значимость работы: функциональной подготовке организма отводится важное  место  как  одной из базовых биологических   составляющих, лежащих  в основе всех других видов   спортивных  подготовок  и  неразрывно связанных с ними.
      В настоящей работе обобщаются  накопленные знания и сводятся  в определенную  систему  ранее   проведенные исследования, теоретически доказывается   значимость функциональной подготовленности организма  и технология применения её критериев  в  системе управления спортивной подготовкой футболистов.
      Практическая значимость работы: характеризуется возможностью использования в тренировочном  процессе  футболистов, установленных информативных тестов для оценки функциональной подготовленности, а также на их основе контроля за приростом, за период подготовки,  физических и специфических качеств футболистов, возможность после анализа данных тестов вносить изменения в план подготовки.       
       Достоверность результатов исследования:  обоснована  использованием современных и  надежных методов  педагогических и физиологических исследований, достаточным количеством обследованных футболистов, статистическим   анализом  экспериментальных данных, оценкой объективных закономерностей, на основе которых сформулированы  выводы и рекомендации. Достоверность  результатов определялась  совокупностью фактов и закономерностей,  выяснением причинно-следственных  связей между  физическими нагрузками, функциональным состоянием организма, уровнем      подготовленности, внешними факторами  среды   и спортивной работоспособностью игроков.
    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД, КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ К СЕЗОНУ
            1.1 Характеристика подготовительного периода
        Подготовительный период – это единство и противоречие объема и интенсивности, соотношение специфических и неспецифических средств, их всесторонности, рациональности, оптимальности на каждом этапе подготовки; они должны соответствовать закономерностям развития тренированности футболистов. Невозможно бесконечно увеличивать объем или интенсивность нагрузки – только в обоснованном чередовании (от большой до умеренной интенсивности) можно достичь высокого уровня работоспособности. Форма динамики нагрузки должна быть волнообразной; начинать надо с постепенного увеличения ее до допустимого предела, а затем – так же постепенно уменьшать. Это касается микроциклов и образно напоминает тренировочную сессию, где мы сначала разминаемся перед основной работой, а затем восстанавливаемся. Такой принцип подготовки подразумевает разделение 14-16-дневного микроцикла на развивающую и совершенствующую недели на сборах, а также разгрузочную неделю – по возврату домой. Подготовку целесообразно начинать с втягивающего микроцикла (10-12 дней), содержание которого зависит от того, в каком состоянии вернулись из отпуска игроки. Это в конечном счете скажется на содержании общеподготовительного периода.
Задачи  общеподготовительного этапа:
      – Восстановление и повышение общего уровня функциональных возможностей организма.
    – Восстановление и повышение двигательных навыков  и умений (наибольшее время отводится упражнениям на выносливость).
    – Развитие скоростно-силовых качеств, координации  движений (в качестве неспецифических  средств – кроссы, аэробика, прыжковые  упражнения и занятия в тренажерном  зале над скоростно-силовыми качествами по круговому методу; в качестве специфических – отработка технических действий с мячом в передачах, ударах, ведении, обводке и отборе).
    – Технико-тактические  упражнения проводятся индивидуально  и в групповых действиях, сложность  которых постепенно возрастает.         
           Примерное соотношение тренировочных средств соответствует следующей формуле: 60% – неспецифические, 40% – специфические. Комплексный контроль над состоянием футболистов включает:
    1. Диспансерное  обследование до начала занятий.
    2. Педагогические  тестирования до и после этапа подготовки.
    3. Индивидуальный  врачебно-педагогический контроль (оценка переносимой нагрузки).
            На основании данных медицинского и педагогического тестирования определяются группы игроков с недостаточным уровнем скоростно-силовых качеств и общей выносливости, что позволит индивидуализировать тренировочный процесс. Тренировочный цикл состоит из шести тренировочных рабочих дней и одного выходного дня. Объем нагрузок в упражнениях, приводящих к общему повышению работоспособности, моделирует соревновательную деятельность.
1.2 Этапы подготовительного  периода.
            Подготовительный период обычно делится на два этапа: 1. общеподготовительный  2. специально-подготовительный
    Целесообразно рассмотреть оба этих этапа и  разобрать направленность работы на каждом из них.
           Общеподготовительный этап. Начинается с втягивающего мезоцикла. Продолжительность его зависит от результатов медико-биологического обследования игроков, их исходного функционального состояния. При хорошем функциональном состоянии он может составлять одну неделю, при неудовлетворительном – длиться до 3 недель.
    Общие рекомендации по построению подготовительного  периода заключаются в следующем: на каждом этапе подготовительного  периода необходимо вывести организм футболиста на новый уровень и удерживать его в течении определенного времени, объём и интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок должны постоянно находиться в диспропорции. На первом этапе это преобладание объёма физических нагрузок над их интенсивностью, на втором, наоборот, - интенсивности над объёмом, увеличение объёма соревновательных нагрузок.
    Основные  вопросы, решаемые на общеподготовительном этапе:
    Создание предпосылок тренировочной выносливости для дальнейшего увеличения интенсивности нагрузок.
    Укрепление опорно-двигательного аппарата.
    Расширение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
    Развитие физических способностей.
    Восстановление основных двигательных навыков и овладение новыми приемами техники.
    Восстановление общих игровых навыков.
     В этот период возможны и двусторонние контрольные игры, но с командами более низкой квалификации, что позволяет восстановить игровые навыки и связки и проверить кандидатов в команду. Основное содержание тренировки футболистов – общая физическая подготовка комплексного характера, а также игровые упражнения и двусторонние игры. В настоящее время значительно увеличился объем соревновательных нагрузок в подготовительном периоде. Только в процессе соревнований футболист может выйти на уровень предельных функциональных проявлений и выполнить такую работу, которая во время тренировочных занятий оказывается для них непосильной. Общеподготовительный этап включает 3-4 семидневных тренировочных микроцикла с акцентом на развитие общей выносливости.
     Специально-подготовительный этап. Длится 4-6 недель и направлен на совершенствование профессионально значимых качеств футболиста и технико-тактического мастерства. Тренировочный процесс характеризуется более специализированной подготовкой за счёт снижения объёма нагрузок, направленных на развитие общей выносливости и увеличение доли сопряжённых средств подготовки для совершенствования не только физической и психологической подготовки, но и технико-тактического мастерства. Основное внимание уделяется совершенствованию специальных физических качеств (быстроты, скорости, скоростной выносливости) и технико-тактического мастерства, развитию предпосылок достижения высшего уровня спортивного мастерства, спортивной формы. Этот период подготовки более специфичен, а в контрольно-подготовительном мезоцикле, по сути, служит моделью тех внешних условий, с которыми предстоит встретиться команде в соревновательном периоде.
1.3 Роль функциональной подготовки футболистов в игровой деятельности
     Само понятие «функциональная подготовленность» весьма сложно и многозначно. Исходя из определения слова «функция», которое в физиологическом смысле трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, следует, что функциональная подготовленность есть готовность организма к выполнению определенной деятельности.
     В этом плане наиболее точно и полно понятие «функциональная подготовленность» отражает следующее определение: «Функциональная подготовленность спортсменов – это относительно установившееся состояние организма, интегрально определяемое уровнем развития ключевых для данного вида спортивной деятельности функций и их специализированных свойств, которые прямо или косвенно обусловливают эффективность соревновательной деятельности» (Тюленьков С.Ю, 1998).
     Наиболее всестороннее представление о функциональной подготовленности можно получить исходя из ее четырехкомпонентной структуры, предложенной В. С. Фоминым (1984). Применительно к спорту функциональная подготовленность рассматривается как уровень слаженности взаимодействия психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, организуемого корой головного мозга и направленного на достижение заданного спортивного результата, с учетом конкретного вида спорта и этапа подготовки спортсмена.
     В физическом воспитании и теории спорта выделяют техническую, тактическую, физическую и психологическую подготовку, что позволяет утверждать, что каждая из этих сторон спортивной подготовки базируется на определенном компоненте общей функциональной подготовленности.
     Имея в виду, что выполнение мышечной работы в спорте обеспечивается деятельностью большого числа систем и органов, функциональная подготовленность должна пониматься не как отдельное отправление какого-либо из этих органов, а как отправление функциональной системы, объединяющей эти органы для достижения необходимого спортивного результата (В. С. Фомин, 1984, 1986). При этом обязательно следует помнить, что в каждом конкретном случае функция организма будет специфична.
     Иногда отождествляют функциональную и физическую подготовку (подготовленность). Следует отметить, что двигательный компонент функциональной подготовленности представляет собой не что иное, как физическую подготовленность (В. Н. Платонов, 1984, Л. П. Матвеев, 1997 и др.). Еще один компонент функциональной подготовленности – энергетический, т. е. уровень развития основных механизмов энергообеспечения, который является основой и неотъемлемой частью физической подготовленности. Следует отметить, что и другие компоненты функциональной подготовленности (нейродинамический и психический) так или иначе связаны с выполнением двигательного акта.
     Отсюда следует вывод, что все компоненты функциональной подготовленности в спорте развиваются практически единственным средством – мышечными нагрузками, определенным образом организованными в рамках специфической биомеханической структуры, т. е. физическими упражнениями.
     Ю. В. Верхошанский (1988) отмечает, что ведущая роль в формировании межсистемных отношений в организме и развитии адаптационного процесса в условиях напряженной мышечной деятельности принадлежит локомоторной системе, точнее, режиму ее эксплуатации.
     В связи с этим основное внимание в тренировочном процессе должно уделяться методике развития именно двигательного компонента – физической подготовленности.
     Развитие всех сторон функциональной подготовленности футболиста предопределяет организацию высокоэффективного тренировочного процесса. В свою очередь, оптимизация тренировки в футболе должна базироваться на применении научно обоснованных средств и методов при обязательном учете специфики деятельности и факторов, определяющих и лимитирующих работоспособность.
     В современном футболе наблюдается тенденция к росту соревновательных и тренировочных нагрузок (А. А. Сучилин, 1997; С. Ю. Тюленьков, 1997). В связи с этим остро встает проблема оптимизации всех компонентов тренировочного процесса, все более насущной становится задача адекватной функциональной подготовки игроков, способной обеспечивать высокую специальную работоспособность на протяжении всего сезона. Решение данных вопросов только за счет увеличения объема и интенсивности тренировочных нагрузок ограничивается как биологическими возможностями человека, так и социальными факторами (В. Н. Платонов, 1997). Выход из создавшегося положения может быть найден в использовании дополнительных факторов, оптимизирующих тренировочные воздействия применяемых физических упражнений, в разработке эффективных и педагогически целесообразных методик срочного и отставленного восстановления. Обе эти стороны единого тренировочного процесса должны организовываться и управляться на основе адекватного контроля как степени воздействия нагрузок, так и эффективности восстановительных процессов.
     Отличительными особенностями современного футбола являются возросшая интенсивность игры и жёсткая атлетическая борьба по всему полю (А. А. Сучилин, 1997; С. Ю. Тюленьков, 1996, 1997). Эти особенности являются следствием не только рационализации техники и тактики, но прежде всего более высокого уровня физической работоспособности футболистов (М. А. Годик, Е. В. Скоморохов, 1981; А. А. Сучилин, 1997; В. Н. Шамардин, В. Г. Савченко, 1997; В. Н. Шамардин, 1998; А. И. Шамардин и др., 1999).
     По мнению В. Н. Платонова (1984, 1997), физическая подготовленность характеризуется возможностями функциональных систем организма спортсмена, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность, и уровнем развития основных физических качеств – быстроты, силы, выносливости, ловкости (координационных способностей) и гибкости. Особенностью двигательной деятельности в футболе является выполнение обширного арсенала заранее выработанных технических приёмов (двигательных навыков), выбор и реализация которых определяется оперативным анализом игровой ситуации. Эти двигательные навыки связаны с обработкой мяча, ударами, передачами и другими операциями. Кроме того, большую роль играют действия без мяча, обусловленные оперативным прогнозированием изменений игровой ситуации. Большое пространство футбольного поля, значительные ускорения разбега и торможения, особенно в сочетании с реализацией технических приемов с мячом – все это обусловливает усиление функций не только энергетического компонента деятельности, но и статокинетического равновесия, которое противодействует «сбивающему» действию растормаживания позно-тонических врожденных рефлексов (В. С. Фомин и др., 1985).
     Приведенная структурная характеристика  футбола обусловливает значительное  совершенствование всех компонентов  спортивной деятельности: психического (оперативный анализ быстро изменяющейся игровой ситуации, прогнозирование, выбор и принятие решения, другие функции высшей нервной деятельности); нейродинамического (повышение уровней возбудимости, подвижности и устойчивости корковых процессов, а также напряженности вегетативной регуляции); энергетического (аэробной и особенно анаэробной производительности организма); двигательного (преимущественно скоростно-силовых качеств и координационных способностей (ловкости) (В. С. Фомин и др., 1985).
    МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ
     2.1 Методы исследования
Для решения  поставленной цели и задач в работе использовались следующие методы исследования:
    1. Анализ  литературных данных
    2. Педагогические  методы
    3. Физиологические  методы исследования
    4. Статистические  методы
     Анализ литературных данных заключался в рассмотрении характеристики подготовительного периода, этапы подготовительного периода, роль функциональной подготовки
     Из педагогических методов исследования  использовался метод наблюдения, тестирования физической подготовленности (силы, скорости, выносливости). Сила измерялась с помощью теста на прыжок в длину, из многолетних исследований выяснилось, что прыжок в длину имеет прямую связь со скоростью бега футболиста, так как в этом тесте проявляется сила толчка. Выносливость футболистов проверялась с помощью «теста Купера»: за 12 минут бега измерялось сколько метров пробегают футболисты. Также проверялась скоростная-выносливость игроков и быстрота, эти показатели определялись с помощью бега на тридцать метров и теста где футболистам предлагалось пробежать челночный бег, а именно семь отрезков по пятьдесят метров.
     Из физиологических показателей определялись частота сердечных сокращений измеряемая пальпоторно.
     В современном футболе результат зависит от многих аспектов, включая технические, тактические, физические, физиологические и психологические факторы, а также наследственность, тренированность и состояние здоровья отдельных спортсменов. Диагностика функционального состояния футболистов позволяет проанализировать эти факторы по отдельным компонентам и использовать полученную информацию для составления индивидуальных профилей функционального состояния спортсменов и указать сильные и слабые их стороны. Такие результаты должны формировать основу для оптимального планирования стратегии тренировочных программ, отбора спортсменов и тактики ведения игрового поединка. Основная цель и задачи проведения функционального тестирования футболистов:
     Проведение функциональных тестов позволяет указать сильные и слабые стороны каждого отдельного футболиста с точки зрения требований игровой деятельности. Это создает основу для формирования индивидуальных программ тренировки, поскольку у различных футболистов эти стороны могут существенно различаться.
     Определение индивидуальных зон преобладающей направленности тренировочных нагрузок по ЧСС.
     Несмотря на то, что оптимально сбалансированные программы тренировки способны развивать способности футболиста, они не могут компенсировать индивидуальные наследственные границы тренированности по отдельным функциональным компонентам. Это делает функциональные тесты незаменимыми для отбора футболистов при высоком уровне подготовки.
     Функциональные тесты позволяют при регулярном их проведении оценить эффективность используемых тренировочных программ. Их результаты можно и необходимо использовать для мотивации спортсменов для дальнейших тренировок и коррекции программ подготовки.
     Диагностика функционального состояния позволяет получить спортсменам и тренерам объективную оценку текущего состояния спортсменов и результата тренировок, а также улучшить понимание спортсменами и тренерами цели и эффективности использования тренировок различной направленности.
     Проведение диагностики функционального состояния спортсменов позволяет оценить готовность футболиста для участия в ответственных матчах и оптимальное время его нахождения на поле.
     Позволяет оценить степень готовности спортсмена после реабилитации, связанной с травмами.
     Ведущие мировые клубы и национальные сборные различных стран используют функциональное тестирование для кратковременного и долговременного планирования программ тренировки.
Типичные  периоды проведения диагностики функционального  состояния в годичной подготовке футболистов  высокой квалификации:
     Практика указывает на то, что лабораторные тесты по исследованию уровня физической и функциональной подготовленности футболистов должны проводиться 2-3 раза в год, а полевые - от 4 до 6 раз в год.
Программы тренировок, эффективность которых  нужно оценить, должны быть по продолжительности как минимум 8-12 недель, для того чтобы успели пройти соответствующие структурные и функциональные физиологические адаптации, поскольку короткие программы тренировок (6-8 недель) не всегда вызывают возможные изменения в состоянии физиологических функций. Кроме того, ограничение частоты тестирований снижает риск перетренированности спортсменов и их травматизма.
Типичные  периоды проведения тестов в годичной подготовке квалифицированных футболистов (курсивом выделены обязательные периоды):
     перед началом подготовительного периода;
     за 2-3 недели перед началом соревновательного периода;
     в середине первого круга игр;
     перед началом второго подготовительного периода;
     перед началом второго круга игр;
     в середине второго круга игр.
Однако  могут возникать случаи, когда  появляется необходимость в индивидуальном тестировании вне указанных сроков. Это могут быть игроки после реабилитации в связи с перенесенными травмами (сравниваются результаты тестов до травмы и после реабилитации футболиста) или новые игроки команды с которыми планируется подписание контрактов.
      Использование функциональных тестов, которые существуют в мировой практике, включает в себя два основных вида обследований - лабораторное и полевое (включает в себя, но не ограниченно педагогическим тестированием). Невозможно четко определить, каким из этих двух видов можно отдать большее преимущество. Необходимым для планирования подготовки является проведение обоих видов тестирования с использованием достоверных, стандартизированных и высокоинформативных функциональных тестов, которые должны проводиться высококвалифицированными специалистами. Обязательным условием проведения тестирования является наличие современного и надежного оборудования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.