На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная работа с подростками с отклоняющим поведением

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию и науке  Российской Федерации
НОУ ВПО  «Омский гуманитарный институт» 

Социально – гуманитарный факультет
Кафедра социальной работы
  
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

На  тему: Социальная работа с подростками с отклоняющим поведением 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           
 
 
 
 
 
 
 

Омск 2008 
 

Оглавление 

Введение -------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава ? Теоретические основы социальной работы с подростками с отклоняющим поведением ---------------------------------------------------------- 5
      Понятие отклоняющего поведения. Психологическая классификация видов отклоняющего поведения. ---------------------------------------------- 5
 1.2. Социально-психологические особенности подростков с отклоняющим поведением ----------------------------------------------------------------------------- 11
Глава ?? Организация социальной работы с подростками с отклоняющим поведением ----------------------------------------------------------------------------- 15
2.1 Профилактика отклоняющего поведения ----------------------------------- 14
2.2. Психологическая коррекция отклоняющего поведения ----------------- 20
Заключение ----------------------------------------------------------------------------- 48  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         
                                                        
Введение 

      Тема предлагаемой курсовой работы «Социальная работа с подростками с девиантным поведением».  Актуальность исследуемой проблемы определяется тем, что существующий уровень профилактики отклоняющего поведения подростков старшего возраста не отвечает в полной мере современным требованиям, предъявляемым к старшим подросткам в процессе становления их личности и социализации в условиях новой организации обучения и воспитания. Недостаточно четко разработаны способы и методы профилактики девиантного поведения подростков, включенных в школе в классный коллектив. В этом отношении необходима планомерная и системная работа школьных психологов, педагогов, родителей учеников и общественных организаций.
     Наука  о преступности, и, в целом, о девиации сформировалась во второй половине XIX века и получила название криминология. Базировалась она на теоретических построениях древнегреческих и древнеримских мыслителей, уделяла внимание этой проблеме и средневековая мысль, ученые и философы нового времени.  Внесли существенный вклад в представления о причинах преступности и социальной неустроенности просветители XVIII века – Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Локк, Монтескье, Беккариа, Бентам и другие, которые считали, что законодатели должны смягчать репрессии и больше уделять внимание предупредительным мерам, воспитанию граждан. О причинах девиации размышляли и социалисты-утописты, которые обвиняли не человека, ставшего на преступный путь, а порочную организацию общества, допускающего частную собственность и эксплуатацию людей.
      В связи с неуклонным ростом ненаказуемого антисоциального поведения среди подростков, коренным изменением его характера и структуры (ранняя алкоголизация, токсикомания, наркомания, никотиномания, распущенность в сфере сексуальных отношений, эгоизация, дегуманизация межличностных и  

межгрупповых  отношений) вопрос о девиантном поведении приобретает особую актуальность. За последние годы было выполнено психологами, педагогами и социологами ряд исследований в области профилактики отклоняющегося поведения подростков. Этому посвящены работы А.Н.Леонтьева, К.К .Платонова, А.Д.Глоточкина, В.В.Новикова» В.С.Филатова, И.А.Невского, И. С .Кона, Д.П.Блонского, А «В .Петровского, С.А.Беличевой, А.Г.Ковалева, Г Л .Потанина, И.В.Дубровиной,  
Г.С.Абрамовой, В.Т.Кондратенко, ГЛ«Андреевой, Е.А.Савченко, Б.Д.Парыпюа, Р.Б.Гитвльмахера, Н.Н.Обозова и других.

Цель данной курсовой работы заключается в изучении социальной работы с подростками  с отклоняющим поведением.
Данная цель обуславливает следующие задачи:  
    Изучить понятие отклоняющего поведения. Психологическую классификацию отклоняющего поведения.
    Рассмотреть   психосоциальные особенности отклоняющего поведения в подростковом возрасте.
      Выявить методы профилактики девиантного поведения у подростков.
    Проанализировать психологическую коррекцию отклоняющего поведения
        Объектом данной работы является  социальная работа с подростками с отклоняющим поведением.                                                                                                                                                                 
       Предметом является   методы социальной работы с подростками с отклоняющим поведением.
                
     
     
     
     
     
     

    Глава ?  Теоретические основы социальной работы с подростками с отклоняющим поведением 

      Понятие отклоняющего поведения.
  Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы, психосоматические расстройства и т.п. Данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье - предболезнь - болезнь». Отклоняющееся поведение выражает социально - психологический статус личности на оси «социализация - дезадаптация - изоляция».
  Очевидная сложность определения изучаемого понятия обусловлена прежде всего его междисциплинарным характером. В настоящее время термин используется в двух основных значениях. В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» [14, с. 257] Девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии. В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» [2, с. 7] оно является предметом социологии, права, социальной психологии. В данной работе мы рассматриваем отклоняющееся поведение преимущественно в первом аспекте - как проявление индивидуальной активности.
  Определение понятия предполагает выделение существенных признаков явления. Целесообразно выделить те специфические особенности  отклоняющегося  поведения лично. Отклоняющееся (девиантного) поведения - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных  

социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
  Данное  определение носит скорее дескриптивный (описательный) характер и прежде всего ориентировано на практическую работу с людьми, имеющими отклоняющееся поведение. Это определение может помочь в реализации таких профессиональных целей, как диагностика отклоняющегося поведения в конкретном случае, планирование профессионального воздействия, оценка динамики поведения личности и эффективности работы с ней. Кроме того, оно позволяет дифференцировать девиантное поведение от других поведенческих феноменов.
  Рассматривая  девиантное поведение, мы вынуждены  употреблять слова, вызывающие явно негативные ассоциации: девиант, аддикт, асоциальное и антисоциальное поведение и т. п. Вместе с тем в работе с конкретной личностью мы должны сознательно избегать использования терминов с уничижительным оттенком, а также навешивания ярлыков. Следует помнить, что, во-первых, поведенческие проблемы чрезвычайно широко распространены. Во-вторых, границы отклоняющегося поведения зачастую довольно трудно определить. Изменения в обществе приводят к изменению норм, а следовательно, и видов поведенческих девиаций. Но сами нормы и отклонения от них являются неотъемлемой частью любой социальной системы. Следовательно, на социальном уровне отклоняющееся поведение - это только одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью. «Искоренение» отклоняющегося поведения как социального явления вряд ли возможно. Более того, при специальном рассмотрении можно доказать, что девиации нормальны и полезны для общества, поскольку стимулируют прогрессивные изменения в нем.
  На индивидуальном же уровне девиантное поведение выглядит более проблематичным, так как  оказывается связанным с такими негативными феноменами, как реальный ущерб для жизни самой личности или  
 

окружающих людей, конфликт девиантной личности с социальным окружением, ее социальная дезадаптация.
  Следовательно, на личностном уровне отклоняющееся поведение — это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни. [4, с.11 ] 

Психологическая классификация видов  отклоняющего
поведения
  Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:
    - вид нарушаемой нормы;
    - психологические цели поведения и его мотивация;
    - результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;
        - индивидуально-стилевые характеристики поведения.
   И рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А.Клейберг, выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество) [5, с. 50].
  Один из наиболее полных и интересных вариантов  систематизации видов отклоняющегося поведения личности, на наш взгляд, принадлежит Ц.П.Короленко и Т.А.Донских. Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую  

позитивную роль в прогрессивном развитии общества. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, peволюционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания. Данная группа не может быть признана с отклоняющимся поведением в строгом смысле.
  Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае -внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение.
  Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения.
  В группе внутридеструктивного поведения Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение. Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства. Конформистскоеповедение, лишенное индивидуальности, ориентиреванное исключительно на внешние авторитеты. Нарциссическое - управляется чувством собственной грандиозности. Фанатическое - выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам. Аутистическое - проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.
Все перечисленные  формы деструктивного поведения  отвечают, по мнению ученых, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни,  

снижение критичности  к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Наконец, они с большой вероятностью приводят к состоянию coциальной дезадаптации личности вплоть до полной ее изоляции.
  В психологической  литературе можно встретить и другие подходы к классификации видов отклоняющегося поведения личности.
  В соответствии с перечисленными критериями выделим  три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) повеление.
  Антисоциальное (делинквентное) поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.
  У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.
  Асоциальное поведение — это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество. 

  В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от поучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, игра мирование, татуировки).
У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).
  Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.
  Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно - религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).
  Спецификой  аутодеструктивного поведения (аналогично предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже - суицидальное поведение.
  В детском  возрасте имеют место курение  и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна. 
 

  Мы видим, что различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются  на единой оси «деструктивное поведение», с двумя противоположными направлениями - на себя или на других.
  По направленности и степени выраженности деструктивности  можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное
(активно - деструктивное) - просоциалъное (относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) - асоциальное (пассивно-деструктивное) - саморазрушительное (пассивно - аутодеструктивное) -самоубивающее (активно - аутодеструктивное).
  Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым. [4, с. 31] 

1.2. Социально-психологические особенности подростков с отклоняющим поведением
     Подростковый возраст (11-17 лет) – один из самых сложных, внутренне противоречивых, «кризисных»  в  социализации  людей.  Это  возраст,  который  в  силу  целого  ряда  объективных причин  таит  в  себе  опасность  дезадаптационных  процессов,  психологических  проблем,  нередко
приводящих  к  девиантному  и  делинквантному  поведению.  В  психолого-педагогической литературе к числу основных причин, факторов, условий дезадаптационных сдвигов у подростков относят,  прежде  всего,  особенности  социокультурного  уровня  в  их  развивающейся
психосоматической  структуре.  Главное  здесь  нарушение  относительного  равновесия  латентного периода в развитии детей в  связи с половым созреванием (пубертат) в подростковом возрасте. В целом  биологическое  развитие  подростков  резко  усиливается,  тогда  как  социокультурное  

значительно  отстает.  В  более  конкретном  плане  особенности  поведения  подростков  выглядит следующим  образом.
       Существенные  изменения  происходят  в  интеллектуальной  сфере.  Формируются  навыки логического  мышления.  В  поздние  этапы  подросткового  возраста (старшеклассники)  уровень развития позволяет
подросткам  решать  сложные умственные  задачи,  характерные  для  взрослых, причем,  как  отмечается  в  современной  психологии, «развитие  средств  познания  очень  часто опережает  собственно  личностное  развитие».  Бурные  изменения  происходят  в  эмоционально-мотивационной  сфере.  Для  подростков  становится  характерной  резкая  смена  настроений  и переживаний (от  веселья  к  унынию  и  наоборот),  повышенная  возбудимость,  импульсивность, поляризация эмоций и чувств. Расширяется круг интересов, потребностей, интенсивно развивается самосознание («Я - концепция»),  мировоззренческие  позиции.  Мотивы  возникают  на  основе сознательно  принятого  решения, многие интересы приобретают  характер  стойкого  увлечения. В общении  в  отличие  от  предшествующего  детского  периода  особое  значение  приобретает потребность  в принадлежности  к  какой-нибудь  группе,  в первую  очередь, к группе  сверстников (подростковая реакция группирования), что соответственно ведет к подрыву или разрыву связей с родителями,  стремлению  к «взрослости»  и независимости («реакции  эмансипации»).  Резко возрастает интерес к сексуальным половым вопросам, мотивация поведения отчетливо выражает гендерные особенности. В  целом  поведение  молодых  людей  в  подростковом  возрасте  определяется  сложным взаимодействием  отмеченных  объективных  закономерностей  психосоматии,  биологических  и социокультурных  процессов  с  активно  формирующимися  индивидуально - личностными различиями (тип темперамента, характера, уникальность и своеобразие конкретных подростков). Наряду  с  активным  развитием  половой  сферы  и  соответственно  сексуально - полового поведения важнейшей особенностью поведения в подростковом возрасте, как  

общим следствием изменений  в  психосоматике,  является  подростковая  агрессивность.  Психологические исследования  показывают,  что  у мальчиков  истоки  агрессивного  поведения  проявляются  в 12  и 14-15  лет,  у  девочек  в 11  и 13  лет.  У  мальчиков  наиболее  выражена  склонность  к  прямой физической и вербальной (проклятия, угрозы) форме агрессии, а у
девочек - к прямой вербальной и  косвенно  вербальной.  И  у  мальчиков  и  у  девочек  в 12-13  лет  наиболее  выраженной  формой агрессии  является  негативизм,  то  есть  оппозиционная  манера  поведения,  обычно  направленная против  авторитета (родителей,  определенных  взрослых,  установленных  норм  и  др.).  Среди  различных форм агрессивности у подростков нередко обнаруживается аутоагрессивное поведение, то есть агрессия направленная на себя. Как отмечается в исследованиях, аутоагрессия и ее уровни связаны  с  рядом  социально-психологических  и  индивидуально-личностных  особенностей подростков:  уровень  аутоагрессии  коррелирует  с  интроверсией,  педантичностью, депрессивностью, невротичностью,  низкой  самооценкой  своих психосоматических  способностей (память, мышление,  тело и  т.п.). Установлена  отрицательная  корреляция  уровня  аутоагрессии,  с общительностью, коммуникабельностью, и положительная - с застенчивостью, нерешительностью межличностного взаимодействия, дезодаптационными процессами. Сложное взаимодействие социокультурных факторов (в частности, кризисные тенденции в обществе,  особенно  в  современной  России),  общих  психосоциальных  и  индивидуально -личностных  особенностей  молодых людей определяет  различные формы дезадаптации  и девиантного поведения (делинквентности,  аддиктивности) – преступности,  наркомании, алкоголизма,  проституции  и  т.п.  При  этом,  как  отмечается  в  специальных  исследованиях, «необходимо разделять нарушения поведения в детском и подростковом возрасте как проявление болезненно измененной личности и психики в целом, и как следствие неблагоприятной ситуации воспитания».  Трудновоспитуемость и  

педагогическая  защищенность «формируется  в  результате искаженных механизмов социализации ребенка  и подростка». [9, с.77]  
 

Глава ?? Организация социальной работы с подростками с отклоняющим поведением 

2.1 Профилактика отклоняющегося поведения
  Профилактика  отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико - санитарном, педагогическом, социально - психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью.
  ВОЗ (Всемирная  организация здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику [6, с. 160]. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков. Задача вторичной профилактики - раннее выявление и реабилитация нервно - психических нарушений и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно - психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.
       

    Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем.  Существуют различные формы психопрофилактической  работы.
   Первая форма - организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, на пример через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.
      В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы - все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.
  Работа  с молодежной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодежь против наркотиков» или одноименной акции с выступлением популярных рок - групп. Чрезвычайно важна работа в местах, где молодежь проводит свой досуг и общается. Например, на дискотеке могут появиться загадочные люди и масках. В конце вечера подростки могут узнать от них о трагических судьбах и переживаниях, связанных с потерей близкого человека от наркотиков.
      Работа с подростками может быть организована также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лидеров, проводящих соответствующую работу. 

   В рамках данного подхода также предпринимаются попытки со здания поддерживающих «зон» и условий, несовместимых с нежелательным поведением. Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. В целом данный подход выглядит достаточно эффективным.
  Вторая  форма психопрофилактической работы - информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.
  Для этого  обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные по следствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.
  Метод действительно  увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. Запугивание также может вызывать когнитивно - эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения.
     В ряде случаев информация дается несвоевременно: слишком поздно или слишком рано. Например, опыт работы с подростками подсказывает, что беседы по предупреждению наркозависимого поведения должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного  
 

поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции.
  Перспективному  развитию данного подхода может  способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.
  Третья   форма психопрофилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. И настоящее время распространены следующие формы:
  1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.
    Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основанная на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.
    Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.
    
В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.
Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может
играть важную роль в личностной динамике - повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).
      Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося по ведения. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в pa личные виды активности — спорт, искусство, познание. Если к под ростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.
  Пятая   форма — организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение
излишеств. Такой  стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.
   Шестая форма — активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия все это активизирует личностные
ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
  Седьмая   форма - минимизация негативных последствии девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.
  В различных  видах психопрофилактической работы могут использоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической  работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтаческие методики.
      В зависимости от используемых методов психопрофилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств.
   В соответствии со спецификой девиантного поведения  можно выделить следующие принципы психопрофилактической работы:
   - комплексность (организация воздействия на различных уровнях  

социального пространства, семьи и личности);
   - адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);
  - массовость (приоритет групповых форм работы);
- позитивность информации;
- минимизация негативных последствий;
- личная заинтересованность и ответственность участников;
-  максимальная активность личности;
  - устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения. [4, с.164] 

   2.2. Психологическая коррекция отклоняющего поведения подростков
    Цели  и принципы поведенческой  коррекции
  Поведенческая коррекция признается одной из наиболее адекватных и эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением. Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ. Для него характерны концептуальная четкость и относительная простота методов. Он непосредственно нацелен на поведенческие изменения и имеет выраженный практический характер. Поведенческая интервенция хорошо сочетается с фармакотерапией. Среди других ее достоинств: широкий спектр возможностей, наглядная результативность метода, краткосрочность.
     Эффективность воздействия определяется его целями, которые, в свою очередь, формулируются на основе изучения ведущих механизмов и причин нежелательного явления. С момента зарождения бихевиоризма и до наших дней поведение личности преимущественно ассоциируется с внешними действиями, а поведенческие методы — с условными рефлексами. Тогда как современная поведенческая психология выходит далеко за рамки  

внешне наблюдаемого поведения. В настоящее время она является синтезом нескольких направлений, таких, как классическая поведенческая теория, необихевиоризм, когнитивный подход, теория социального научения, нейропсихология, копинг-теория. Более того, поведенческая психология
широко использует данные, полученные в других областях психологической науки, например в психоанализе.
  Интеграция  психологических знаний закономерно  привела к углублению самого понятия  «поведение». Сегодня в структуре  поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней: мотивация, побуждающая к поведению; эмоциональные процессы, сопровождающие поведение; саморегуляция поведения; когнитивная переработка информации; наконец, внешне наблюдаемые проявления и действия.
  Нарушения в данных подсистемах выступают причинами отклоняющегося поведения личности и определяют направления психологического воздействия. Перечислим основные подсистемы  отклоняющегося поведения.
  Девиантная  мотивация - это ценности, потребности, убеждения, личностные смыслы - все, что имеет значение для данного человека и побуждает его к анормативной активности. Человеческие потребности - нормальные, например, в комфорте или безопасности - становятся причинами отклоняющегося поведения в тех случаях, когда личность испытывает дефицит в приемлемых способах их удовлетворения. Отклоняющееся поведение также может быть связано с дефицитом высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, с духовным кризисом личности. Наконец, мотивация девиантного поведения может иметь форму агрессивных и саморазрушительных побуждений, враждебных установок и корыстно - эгоистических мотивов.
  Другую  группу причин составляют эмоциональные проблемы и тесно с ними связанные трудности саморегуляции. Отклоняющееся поведение, как правило, сопровождается негативными эмоциями или эмоциональными  

расстройствами, например агрессией или депрессией. Ведущую роль в происхождении  девиантного поведения играет тревога. Эмоциональные проблемы порождают трудности релаксации (расслабления) и саморегуляции в целом. Нарушения также затрагивают регуляцию произвольных действий –
целеполагание, планирование, оценку и самоконтроль. Саморегуляция, в свою очередь, может быть нарушена вследствие личностных особенностей, таких, как неразвитая речевая регуляция, низкая рефлексивность, заниженная самооценка.
     Следующая группа причин отклоняющегося поведения включает негативно-девиантный социальный опыт. Это дезадаптивные поведенческие стереотипы (привычки, навыки), когнитивные искажения и дефициты, подкрепляемые социальными условиями. Это также элементарное отсутствие в опыте индивида позитивных навыков (поведенческий дефицит), составляющих основу дезадаптивности личности.
  Рассмотренные причины девиантного поведения  позволяют сформулировать стратегические цели психологической помощи личности с отклоняющимся поведением:
    формирование конструктивной мотивации (позитивных ценностей, ориентации на выполнение социальных требований и самосохранение);
    интеграция индивидуального опыта;
    совершенствование саморегуляции;
    повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности;
    выработка жизненно важных умений;
    устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного по ведения;
    расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности;
    повышение уровня социальной адаптации.
  Более частными и конкретными задачами психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности могут выступать [12, с. 250]:
    устранение дефицита в поведенческих репертуарах;
 
     усиление адаптивного поведения;
    ослабление или устранение неадекватного поведения;
    устранение изнурительных реакций тревоги;
    развитие способности расслабляться;
    развитие способности самоутверждаться;
    развитие эффективных социальных навыков;
    достижение адекватного сексуального функционирования;
    развитие способности к саморегулированию.
  Ведущую цель психологической коррекции  отклоняющегося поведения личности можно сформулировать как достижение позитивных поведенческих изменений в выделенных направлениях.
  Психологическая интервенция может осуществляться в форме консультирования, педагогической коррекции, тренингов, психотерапии. Также она может иметь вид индивидуальной, семейной или групповой работы. Во всех случаях, независимо от формы и условий, должны соблюдаться основные принципы поведенческой коррекции — наиболее общие требования к деятельности специалиста. Ведущими принципами поведенческой психологии являются: объективность, поведенческая оценка, системность и сотрудничество. При этом должны также соблюдаться общие принципы оказания психологической помощи, рассмотренные в предыдущей главе.
  Принцип объективности предполагает ориентацию преимущественно на внешне проявляемые и измеряемые переменные. Это могут быть: эмоциональные реакции, высказывания, жесты, физиологические проявления (сердцебиение, покраснение, дрожь), двигательные реакции, симптомы (головокружение, спазм мышц, страхи), мысли, конкретные действия и поступки. Поведенческие проявления должны фиксироваться максимально конкретно (объективно) и систематически.
  Другой  важный принцип - поведенческой оценки - указывает на необходимость проведения функционального анализа поведения клиента.  

  Поведенческая оценка проводится при первой же встрече, а также впоследствии для оценки эффективности работы или изменения  тактики воздействия. Она может  осуществляться в форме заполнения таблицы с тремя колонками, каждая из которых, соответственно, содержит:
    стимулы и ситуации (что предшествовало поведению);
    поведенческие реакции личности (как реагировала личность);
  3)  результаты и последствия данных реакций (что следовало 
сразу за поведением).

  Поведенческую оценку обычно проводят в ходе интервью с клиентом или людьми, хорошо его знающими. Другой распространенной формой анализа поведения является дневник самонаблюдения клиента. Также используются: прямое наблюдение за клиентом; получение информации от других специалистов; организация ролевых игр. Дополнительными источниками данных, необходимых для оценки, могут быть: медицинская информация, результаты анкетирования и тестирования, экспертные оценки
  Следующий принцип обязывает рассматривать отклоняющееся поведение личности в системе ее значимых отношений. Принцип системности предполагает оценку роли девиантного поведения в различных социальных системах и жизни личности в целом. Важно понимать, какую функцию симптоматическое поведение выполняет в различных ситуациях и системах (в семье, группе сверстников, учебно-профессиональной группе). Необходимо также оценить, как сами системы поддерживают дисфункциональное поведение.
  В результате поведенческого анализа формулируются цели помощи, а также способы контроля ее эффективности. Поскольку у клиентов обычно бывает несколько проблемных областей, необходимо выявить степень опасности каждой из них, в соответствии с чем спланировать последовательность работы.
  Поведенческая интервенция оценивается как достаточно авторитарная система, предполагающая контроль специалиста за по ведением другого  

человека. Для личности с поведенческими проблемами возникает реальная опасность передачи ответственности за свое поведение специалисту. Все это делает особенно актуальным соблюдение принципа сотрудничества. В соответствии с данным принципом клиент не только должен проявлять
осознанное желание  изменения собственного поведения, но и активно участвовать в выборе целей и методов последующей работы (с учетом конкретных внутренних и внешних условий). Разделение ответственности происходит в форме заключения договора о сотрудничестве. Важную роль в повышении продуктивной активности личности играет самостоятельная работа (клиента) по выполнению домашнего задания в промежутках между терапевтическими встречами.
  Таким образом, ведущим условием эффективности  воздействия на отклоняющееся поведение  личности является следование выделенным принципам поведенческой интервенции. Другим важным моментом, безусловно, можно назвать методы поведенческой интервенции. В настоящее время в поведенческой психологии используются следующие основные группы методов:
    стимулирование мотивации изменения поведения;
    коррекции эмоциональных нарушений,
    методы саморегуляции;
    методы когнитивного переструктурирования;
    методы угашения нежелательного поведения;
    методы формирования позитивного поведения.
  Ниже рассматриваются  основные методы и методики воздействия на отклоняющееся поведение личности. [4, с.180]
Стимулирование позитивной мотивации
   Отклоняющееся поведение имеет место постольку, поскольку работают механизмы его сознательной и бессознательной мотивации. Человек с девиантным поведением имеет устойчивую мотивацию к сохранению  

 девиации. Горькая  правда заключается в том, что несмотря на страдания личность всячески сопротивляется позитивным изменениям.
  Работа  с мотивацией клиента настолько сложна, что некоторые специалисты выдвигают в качестве главного условия для поведенческой терапии наличие уже сформированного желания изменения себя и своей
жизни. Другие соглашаются  на работу и с теми, кого «привели родственники», затрачивая массу усилий и  времени на создание позитивной мотивации.
  Работа  с мотивацией начинается с первых минут поведенческого консультирования. Вопросом первостепенной важности является то, почему клиент обратился за помощью — какова мотивация его обращения. Нередко девианты обращаются за психологической помощью не для устранения дезадаптивного поведения, а для сохранения его, надеясь «обыграть» специалиста и задобрить  родственников. На данном этапе будут уместны прямые вопросы: Что Вы хотите получить от нашего сотрудничества? Что вы ожидаете от терапии? Чем я могу помочь вам? Также возможно использование приема раскрытия намерений с помощью уточняющих гипотез: «Вы обратились за помощью, потому что хотите успокоить ваших близких?»
     Достаточно распространена методика конфронтации клиента на
этапе заключения терапевтического контракта. При этом клиента
побуждают убедить  специалиста, что он действительно  нуждается
в помощи и желает изменений. Могут быть полезны следующие
 вопросы:  Что плохого в таком поведении? Как вы реально по-
 страдали  от него? Кому и какой вред  вы нанесли? Какую плату вы
 готовы заплатить  за то, чтобы избавиться от  него? Зачем вам это
 нужно?
  Конфронтируя  клиента (оказывая легкое сопротивление), мы стимулируем его личную ответственность за свое поведение, а так - же активизируем процессы самовнушения. При выраженной склонности  

личности к  оппозиционному поведению возможно использование приема открытой конфронтации, когда специалист прямо заявляет, что у клиента ничего не получится в силу тех или иных причин, например слабой воли, и ему нужно признать свое полное поражение.
  Широко  распространен прием оценки негативных последствий девиантного поведения. При этом клиента просят как можно подробнее, с конкретными примерами, рассказать о том, как он реально пострадал от своего поведения, какой вред он нанес своим близким и окружающим людям. В случае выраженного защитного поведения клиента можно исследовать негативные последствия конкретного вида девиантного поведения его друзей, родственников или знакомых. Консультант должен помочь клиенту спонтанно выразить такие чувства, как вина, раскаяние, стыд, боль, отвращение, злость, бессилие и отчаяние.
  Достаточно  эффективна методика проектирования будущего, которая предполагает подробное описание своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него. Например, клиент представляет, какой будет его жизнь, если он будет продолжать пить, а затем — если он откажется от спиртного. Для себя и своей новой жизни полезно подобрать метафоры. Если представление о будущем без девиантного поведения вызывает положительный эмоциональный отклик, целесообразно перейти к составлению плана действий по его достижению.
   При достижении взаимопонимания переходят к заключению терапевтического договора. Договор регулирует отношения между участниками терапевтического процесса и является основным способом поддержания мотивации к изменениям на всем протяжении совместной работы. Он оформляется в виде письменного или устного контракта, содержащего цели, методы, условия, сроки работы, а также взаимные обязательства сторон. Выполнение договора обязательно для всех участников процесса. Стороны договариваются о своих действиях в случае нарушения контракта. 
 

  Важным  мотивирующим моментом является дальнейшая проработка проблемы клиента. Совместно с консультантом он пытается ответить на следующие вопросы: Что для него значит отклоняющееся поведение? Что оно дает ему? Чего он лишится в случае освобождения от девиации? Клиент может поговорить со своей девиацией, если затрудняется ответить на
 вопросы. В случае проявления защитного поведения в форме сопротивления, отрицания или ухода от сотрудничества целесообразно использование невербальных способов самовыражения. Это могут быть рисунки на темы, связанные с девиантным поведением, например: «Я и наркотики», «Жизнь без наркотиков».
      При стойком отрицании проблем и нежелании личности изменяться в позитивном направлении прибегают к более интенсивным методам воздействия. Прежде всего можно использовать потенциал семьи или референтной группы, перейдя в режим группового консультирования или семейной психотерапии. Эффективным методом стимулирования позитивных изменений выступает групповое убеждение. Для этого специально собирается группа значимых для девианта людей (друзья, коллеги по работе, родственники, в том числе дети не моложе восьми лет). Группа заранее готовится к беседе, например в случае химической зависимости, формируя адекватное представление о проблеме и определяя цели помощи. Специально составляются перечни конкретных инцидентов, связанных с аддикцией, свидетелями которых были участники группы. Проводится репетиция убеждения. В итоге все авторитетные люди, например, поочередно рассказывают химически зависимому человеку о том, что по его вине происходило в их жизни, активно выражая свои чувства, при этом не осуждая и не критикуя самого зависимого. Далее жертве зависимости на выбор предлагаются конкретные варианты лечения и реабилитации.
  Довольно  жестким, но, к сожалению, единственно  эффективным в некоторых случаях, является методика естественных последствий поведения.  

Суть приема — в предоставлении девианту полной свободы действий при делегировании ему всей ответственности за себя и свое поведение. При этом на личность перестают воздействовать (критиковать, убеждать, водить к специалистам) и лишают ее какой-либо поддержки. С определенного момента человек сам должен заботиться о себе, иногда семье приходится с
ним просто расстаться. Отношения окружающих с данным человеком  определяются жесткими правилами и  условиями. Ему не верят на слово  и не помогают просто так. Если он продолжает жить в семье, то его потребности удовлетворяются только в случае строгого выполнения им семейных правил. Например, семья может договориться о том, что в случае положительного результата теста на наркотики подросток на неделю лишается всех прав и какой-либо денежной поддержки. Родители могут отказать ему даже в обедах и крове до полного выполнения их условий. Другим условием может стать согласие аддикта на получение специальной помощи.
  В некоторых случаях для формирования мотивации позитивных изменений целесообразно помещение личности в иную социальную среду, например сменив место жительства при включенности подростка в асоциальную группировку.
  Работа  с мотивацией является неотъемлемой составляющей всех этапов поведенческой  интервенции. Специалист может выбирать доступные для него и адекватные для клиента методики стимулирования мотивации позитивных изменений. При этом главным фактором, побуждающим клиента к сотрудничеству, являются личные отношения между ним и специалистом, основанные на честности ответственности, поддержке и уважении.[4, с.184]
    Методы  коррекции эмоциональных  состояний
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.