На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Россия и США: интересы в Азии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    На  тему: «Россия и  США: интересы в Азии» 
     
     

                                            

                                           Выполнил:
                                                                учащийся   111   группы
               Куренков Алексей Сергеевич 
             Проверила:
    __           _____________________  

                                      
 
 
 
Балашов    2010
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Характеристика региона Центральной Азии (географическая, экономическая, политическая)…………………….……………………………..4
1.1.Географическая характеристика региона Центральной Азии……………...4
1.2. Экономическая и политическая характеристика региона Центральной Азии………………………………………………………………………………7
Глава 2. Экономические интересы США и России……………………………14
2.1. Россия и  ее интересы в Азии………………………………………….……14
2.2. США и ее  интересы в Азии………………………………………………...21
Глава 3. Политические интересы США и России……………………………24
3.1.Политические интересы России в центральной Азии…………………….24
3.2.Политеческие интересы США в центральной Азии…................................29
Глава 4. Остальные страны и их интересы…………………………………….33 
4.1. Интересы  Ирана с Таджикистаном, Казахстаном, Туркменистаном……33
4.2. Интересы  Ирана с Узбекистаном, Кыргызстаном, Афганистаном……...37
Заключение…………………………………………….…………………………42
Список  литературы………………………………………………………………45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
      Актуальность темы  исследования - в  начале 90-х гг. XX века в мировом развитии произошли кардинальные перемены, которые серьезно изменили геополитическую структуру мира. Современный мир постепенно становится все более взаимозависимым и одновременно более уязвимым.           
     Объектом исследования - определена Центральная Азия как единый регион со своими геополитическими, территориальными, демографическими, политическими, экономическими, социальными, ресурсными и другими параметрами, а также внешнеполитическая деятельность России и США в отношении Центральноазиатского региона.
      Предметом исследования - выступают геополитические интересы России и США в Центральной Азии, формы международного сотрудничества России и Китая, а также США, Турции, Ирана, Пакистана с государствами Центральной Азии, с учетом специфики интересов каждого государства этого региона.
    Целью исследования - является попытка выявить основные тенденции, которые, возможно, в дальнейшем будут определять характер развития взаимоотношений России и Центральной Азии, государств Центральной Азии и США, а также характер взаимоотношений России и США в Центральной Азии.
    Для раскрытия данной цели  подразумевает выполнение ряда задач:
    - выявить основные направления в геополитических интересах России и США в Центральной Азии;
    - проанализировать экономические и политические интересы России и США в Центральной Азии;
    - рассмотреть остальные страны и их интересы.
     Методы исследования, применяемыми в данной работе являются: анализ и синтез, сравнения и аналогии, изучение и анализ учебной, научной литературы, периодических изданий. 

Глава 1. Характеристика региона Центральной Азии (географическая, политическая, экономическая)
1.1. Географическая характеристика региона Центральной Азии
        Центральная Азия - обширный, не имеющий выхода к океану регион Азии. Включает в себя пять бывших советских республик Средней Азии: Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан, районы азиатской России южнее таёжной зоны, а также Монголию, Западный Китай, Пенджаб, северную Индию и северный Пакистан, северо-восточный Иран и Афганистан.
      Однако, на постсоветском пространстве, под названием Центральная Азия в настоящее время чаще всего подразумевается именно бывшее, принятое в СССР, определение "Средняя Азия".

       Регион имеет значительные запасы полезных ископаемых. Здесь разрабатываются месторождения газа, нефти, каменного угля, руд цветных металлов, особенно медных и полиметаллических, ртути, сурьмы, золота. Уникальное значение имеют запасы минеральных солей залива Кара-Богаз-Гол.
    Запасы углеводородов Центральной  Азии сконцентрированы в районе  Каспия. Поэтому Азербайджан является  основным игроком, несмотря на  то, что он находится на Кавказе.  Эта страна владеет значительными  нефтяными и газовыми ресурсами  и является центральным звеном  нероссийского энергетического транзитного маршрута из Центральной Азии на Запад. Большая часть углеводородов Центральной Азии и Каспия находится в Казахстане, Азербайджане, Узбекистане и Туркмении1.
      Нефтепроводы Центральной Азии:   трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), пропускной способностью более 1 миллиона баррелей в день, идет от азербайджанского побережья Каспийского моря к средиземноморскому побережью Турции.
     Самые большие запасы газа среди центрально-азиатских стран у Туркмении и Узбекистана, хотя довольно богатые месторождения есть и в Казахстане.
      Территория Центральной Азии расположена в зонах степей, полупустынь и пустынь умеренного пояса. На юге поднимаются молодые горные массивы Памир, Тянь-Шань, Копетдаг, Гиссарcкий хребет, занимающие свыше трети территории региона. В степях и полупустынях традиционным занятием населения издавна было кочевое скотоводство. В оазисах южной части региона, принадлежащей к районам древнего освоения, развивалось орошаемое земледелие.
        Промышленность в Центральной Азии. С топливно - энергетическим и металлургическим комплексами тесно связана химическая промышленность, являющаяся одной из ведущих отраслей в регионе. Развиты отрасли основной и горной химии, базирующиеся на запасах глауберовой соли Кара-Богаз-Гола (йод, бром), производство минеральных удобрений2.
     Машиностроение ориентировано на отрасли, определяющие специализацию в региональном разделении труда. Это производство оборудования для угольной, нефтяной, строительной промышленности и АПК. Получили развитие среднее и точное машиностроение, особенно электротехническая промышленность (Киргизстан), что позволяет занять в
_________________________________
1 Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней Под ред. А.С. Орлова. М., 2008 г.
2 3адохин А.Г. Экспорт-ресурсов в:национальном развитии молодых государств Центральной Азии//Вестник Каспия. №4, 2007 г. 

общественном  производстве существующий избыток  рабочей силы.
       Агропромышленный комплекс опирается на развитое сельское хозяйство. В пределах комплекса четко выделяются два направления специализации:
       а) степная, сочетающая зерновое хозяйство и молочно-мясное скотоводство, распространена в северной части;
      б) оазисная, развивающаяся на монокультуре хлопчатника в южной части региона.
       С выращиванием хлопчатника и переработкой хлопка связаны текстильная (хлопчатобумажная), маслобойная, машиностроительная (хлопкоуборочные комбайны) промышленность. В оазисах выращивают также овощи, фрукты, виноград, бахчевые культуры. Соответственно специализируются и перерабатывающие отрасли АПК: мукомольно-крупяная, сахарная, мясная на севере, плодоовоще - консервная, винодельческая - на юге. Животноводство представлено скотоводством и овцеводством отгонно-пастбищного типа. На высокогорьях Памира разводят яков, на Алтае - маралов. Почти повсеместно - верблюдов. Шерсть и каракуль также являются продукцией отрасли (Туркменистан). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Экономическая и  политическая характеристика  региона Центральной  Азии
    Центральноазиатский регион объединяет страны переходной экономики. Большинство из них - аграрно-индустриальные, и только Казахстан - индустриально-аграрная страна.
     Сегодня Центральная Азия все  больше и больше выходит на  передний план в современных  международных отношениях. В настоящее  время в Центральной Азии переплелись  в один узел локальные, региональные  и глобальные интересы различных  государств. К началу 2003 года в  Центральной Азии имеют свои  интересы как мировые (США,  Россия, Китай), так и региональные  державы, расположенные по периметру  региона и в непосредственной  близости от него. Это Иран, Пакистан, Турция и Индия3.
      Формирование новой ситуации  в Центральной Азии связано,  прежде всего, с трансформацией  Центральной Азии в один из  ключевых регионов в системе  геополитических координат Евразийского  пространства. Существует ряд факторов, которые определяют новую роль  Центральной Азии:
   -  Центральная Азия расположена  в центре Евразийского континента, что стратегически имеет важное  значение с точки зрения влияния  Центральной Азии на безопасность  и стабильность значительной  части материка;
   -    баланс сил на огромном  пространстве евразийского континента  зависит от направленности развития  ситуации как в каждом государстве  Центральной Азии, так и во  всем регионе;
    - в регионе сосредоточено огромное  количество природных, прежде  всего углеводородных, ресурсов  мирового значения.
     Контроль за топливно-энергетическими  ресурсами и путями их транспортировки  дает возможность контролировать  ситуацию в Центральной Азии.
    - Центральная Азия расположена  на стыке евроазиатских  транспортных
_________________________________
3 Матяш В.Н. Россия США: нефть и геополитика (политологический анализ). М.: Научная книга, 2004 г. 

коридоров и на территории региона имеются  широкие транспортно-коммуникационные сети. Через Иран центральноазиатский  регион имеет выход к Персидскому  заливу, через Афганистан и Пакистан есть выход к Индийскому океану, а через Китай есть выход в  Азиатско-Тихоокеанский регион.
      - На рубеже ХХ - XXI веков мировое сообщество объявило войну международному терроризму, религиозному экстремизму и наркобизнесу. Центральная Азия оказалась в самом центре этой войны и приобрела еще одно важное значение в формирующейся новой системе международных отношений.
       В широком стратегическом контексте  новая геополитическая ситуация  в Центральной Азии характеризуется  следующими моментами:
      во-первых, необходимость принятия мировым сообществом действенных и решительных мер по устранению угрозы международного терроризма, исходящей из Афганистана, привела к активному присутствию Запада в регионе Центральной Азии;
  во-вторых, проявилась долгосрочная американская политика в Центральной и Южной Азии, которая увязывается ее идеологами с национальной безопасностью США в целом;
     в-третьих, как результат обозначенных выше процессов, а также вследствие значительного ослабления воздействия внешних угроз, ранее исходивших из Афганистана, в Центральной Азии начинают формироваться уникальные возможности для комплексного развития и модернизации региона при действенной поддержке мирового сообщества.
       Однако после проведения антитеррористической  операции в Афганистане, с нейтрализацией  режима «Талибан» и созданием  нового коалиционного правительства  с включением в него представительства  практически всех заинтересованных  сторон в Афганистане, открылись  новые возможности для реализации  пакистанских интересов в Центральной  Азии.
       Можно выделить две основные  сферы интересов Пакистана в  Центральноазиатском регионе - политическую  и экономическую. Среди факторов  политической привлекательности  государств Центральной Азии  для Пакистана - это, прежде  всего, возможность их влияния  на урегулирование пакистано-индийского  конфликта. Как и в любом  другом межгосударственном конфликте,  стороны стремятся заручиться  поддержкой как можно большего  количества государств. Конечно, роль Центральноазиатских государств в данном случае не определяющая, но их географическая близость к зоне противостояния, господствующая религия и постепенно возрастающий международный авторитет заставляют Исламабад и Дели предъявлять свои аргументы для обоснования своих позиций с учетом мнения этих государств.
     Что касается экономического  сотрудничества, то главный интерес  Пакистана к государствам Центральной  Азии основан на сырьевом потенциале  региона. Ввиду этого для Пакистана  одним из основных приоритетов  в экономической сфере является  формирование транспортных коридоров  с Центральной Азией и создание  магистральных путей через Афганистан.
       Для государств Центральной Азии  в отношении Ирана очень важными  являются следующие два момента:
      - Желательно, чтобы развитие процесса  либерализации и деклерикализации  иранского общества шло по  пути наименьшей конфронтации  между реформаторскими и консервативными  силами.
       - Центральная Азия заинтересована  в том, чтобы Иран как можно  быстрее восстановил нормальные  политические отношения с Западом,  и прежде всего с США, что  позволило бы ускорить решение  каспийских проектов и в целом  положительно повлияло бы на  ситуацию в регионе.
      В свою очередь политическая активность Ирана в Центральной Азии определяется следующими стратегическими интересами:
      - Обеспечение безопасности своих северных границ;
      - использование Центральной Азии как союзника для нормализации отношений с ЕС и государствами Юго-Восточной Азии (прежде всего с Китаем и Японией);
      - механизмом реализации этих целей для Ирана является, прежде всего, нерешенная проблема Каспия. Для Ирана, владеющего значительной частью нефтяных запасов Персидского залива, освоение залежей каспийского шельфа не является первоочередной задачей. Всемирный интерес к Каспию дает возможность Ирану усилить свое дипломатическое значение.
        Для реализации своих интересов  Иран стремится максимально использовать  свое выгодное геополитическое  положение в качестве наиболее  удобного маршрута транспортировки  нефти и газа, что самым благоприятным  образом может сказаться на  развитии торгово-экономических  отношений между Ираном и государствами  Центральной Азии.
        И все же основная роль в  геополитике региона принадлежит  России и Китаю, непосредственно  граничащих с Центральной Азией,  а также США, которые  в   результате  размещения   своих  военных  баз  и   активного
вмешательства в дела региона превратились сегодня  в реальную военно-политическую силу в Центральной Азии.
       После распада СССР позиции  США в Центральной Азии стали  заметно усиливаться. Заинтересованность  Соединенных Штатов Америки в  Центральной Азии была обусловлена  тем, что регион расположен  между Россией, Китаем и исламскими  государствами, а также тем,  что Центральная Азия обладает  богатыми природными и в первую  очередь углеводородными ресурсами.
      В целом интересы США в Центральной  Азии можно охарактеризовать  следующими приоритетами:
     - Установление и расширение присутствия  США в регионе является элементом  общей стратегии США по упрочению  своего глобального лидерства  в долгосрочной перспективе.
     - США заинтересованы в обеспечении  своего доступа к природным  ресурсам Каспийского региона.
     - США стремятся обеспечить доступ  к политическому и. экономическому  потенциалу государств Центральной  Азии в целях проведения политики  сдерживания Китая и влияния  на Иран.
      - США стремятся не допустить  ситуации, когда группа держав  таких, как Россия и КНР,  будут доминировать в регионе,  тем самым исключая в Центральной  Азии присутствие США.
     - США заинтересованы в использовании  территории Центральной Азии  для формирования (передового базирования,  чтобы оказывать поддержку своим  союзникам и создать угрозу  для таких государств как Северная  Корея и Иран, которые США относят  к числу «проблемных» государств;
     - США заинтересованы в Центральной  Азии как в рынке сбыта промышленных  товаров из США4.
     США будут стремиться удержать государства Центральной Азии в контексте своей региональной и глобальной стратегии. Если попытаться сделать некоторые прогнозы относительно политики США в Центральной Азии, то можно говорить примерно о следующем направлении развития ситуации. США будут использовать свое военно-политическое присутствие в Центральной Азии для всестороннего укрепления отношений со всеми государствами региона. Также США будут стремиться к созданию таких условий, при которых другие заинтересованные государства не смогли бы контролировать ситуацию в Центральной Азии в ущерб американским интересам. Поэтому США будут расширять и модернизировать свои военные базы, расположенные на территории Центральноазиатского региона. В этой связи Штаты будут заинтересованы в ослаблении Шанхайской Организации.         
         Сотрудничества как системы региональной  безопасности. Естественно, что   в   случае  необходимости,  США  могут  использовать свое военное
_________________________________
4 Стрешнев Р. В. Центральная Азия в планах США. http ://w ww.redstar.ru/2009г. 

присутствие в Центральной Азии для политического  нажима на Китай. Для усиления своего влияния на общественное мнение жителей  Центральной Азии США сделают  ставку на поддержку демократических  процессов в регионе. Они будут  стремиться к обеспечению доступа  к топливно-энергетическим ресурсам региона американскому бизнесу, и, следовательно, к открытию в Центральной  Азии рынка для американских инвестиций, товаров и услуг.
         Распад СССР также положил  начало новому этапу развития  отношений между странами Центральной  Азии и Китаем. Внешняя политика  Китая в отношении Центральной  Азии в основном придерживается  традиционной для Китая сдержанной  внешнеполитической тактики. Отстаивая  свои интересы на международной  политической арене, Китай не  проводит жесткого курса, предпочитая  почти всегда выдерживать тактическую  паузу. Придерживаясь этих позиций,  Китай стремится реализовать  свою внешнеполитическую стратегию  в регионе с учетом следующих  основных национальных интересов:
       - Китай   заинтересован   в     спокойной    границе   с    государствами
Центральной Азии, общая протяженность которой  составляет около 3700 км.   В большей  степени опасения Пекина связаны  с возможным обострением проблемы уйгурского сепаратизма. И в этой связи одним из основных направлений  внешней политики Китая в Центральной  Азии является противодействие развитию сепаратизма.
       - Китай стремится создать необходимые  условия для воплощения своих  планов развития западных районов  Китая, а именно, снижения разрыва  в экономическом развитии прибрежных  и внутренних районов. Таким  образом Китай надеется решить  многие проблемы Синьцзян - Уйгурского  автономного района (СУАР), уничтожить  экономические предпосылки национального  сепаратизма, в том числе и  за счет усиления торгово-экономического  сотрудничества своих западных  провинций со странами Центральной  Азии.
      - Китай стремится обеспечить  доступ к источникам энергии  для своей растущей промышленности, так как потребность Китая  в нефтяных и газовых ресурсах  постоянно возрастает.
      - Китай заинтересован в формировании  надежных транспортных коридоров  для выхода на рынки стран  СНГ и Европы. Территория стран  Центральной Азии является важным  сухопутным коридором и одним  из наилучших транспортных каналов  для осуществления товарообмена  со странами СНГ и Европы.
      - Китай стремится распространить  свое влияние в Центральной  Азии для противодействия доминирующему  положению США на экономическом,  политическом и военном уровнях  в регионе. Военное присутствие  США в непосредственной близости  от границы Китая создает потенциальную  угрозу его национальной безопасности  и территориальной целостности,  в том числе и для реализации  программы развития западных  районов Китая.
       В свете этих предпосылок Китай  уделял Центральной Азии самое  пристальное внимание. Можно говорить  о том, что Китай будет стремиться  к усилению экономических связей  с государствами Центральной  Азии, прежде всего в нефтяной  и газовой сфере, и с целью  своего политического укрепления  в Центральной Азии. Китай будет  продолжать активно сотрудничать  с Центральной Азией в рамках  Шанхайской Организации Сотрудничества  для сохранения своего влияния  в регионе и противодействия  нарастающему присутствию в Центральной  Азии США и ее союзников,  а также для борьбы с экстремизмом  и терроризмом, прежде всего  в контексте противодействия  уйгурскому сепаратизму в Синьцзян - Уйгурском автономном районе  Китая5.
   

_________________________________
5 Чернявский СИ. Политика России в Центральной Азии и Закавказье в 1992 2002 годах Южный фланг СНГ. Центральная Азия Каспий Кавказ: возможности и вызовы для России М., МГИМО (У), 2003. 49.Ян Шу. Китай и Каспий Континент. №21(34) 1 ноября 14 ноября 2006. 

Глава 2. Экономические  интересы США и  России
2.1. Россия и ее интересы в Азии
     Политика России в Центральной Азии во многом будет зависеть от характера взаимоотношений Азии и России.
Центральная Азия традиционно входит в зону интересов  Российской Федерации. Основные направления  российской политики в Центральной  Азии базируются на следующих факторах:
      - Центральная Азия для России  является важных регионом в  контексте обеспечения безопасности  южных границ.
      - Особую значимость региона для  России определяет нефтяной фактор  и желание России сохранить  влияние на Каспии.
      - Большое значение для России  имеет территория Центральной  Азии в качестве зоны базирования  силовых средств защиты.
      - Большое внешнеполитическое и  экономическое значение для России  имеет обеспечение контроля над  основными транспортно-коммуникационными  путями и трубопроводами региона.
      - В центральной Азии проживает  большое число русского и русскоязычного  населения. Как правопреемница  СССР Россия несет ответственность  за русскоязычное население, сохранение  русского языка и культуры.
       После событий 11 сентября 2001 года  геополитическая ситуация в   Центральной Азии претерпела  значительные изменения - возникла  совершенно новая военно-политическая  обстановка в регионе, при которой  произошло ослабление позиций  России по ряду направлений.
       Во-первых, Россия перестала быть  доминирующей в военно-политическом  плане силой в Центральной  Азии, поскольку США активно расширяют  свое влияние посредством военно-политического  присутствия.  
       Об этом свидетельствует развертывание американских военных баз в этом регионе.
       Во-вторых, США все больше претендуют  на выполнение функций гаранта  экономического развития и модернизации  региона, тем самым занимая  нишу, которая до этого была  закреплена только за Россией.
       В-третьих, возможно, что присутствие  вооруженных сил антитеррористической  коалиции в регионе делает  проблематичным дальнейшее развитие коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) государств - участников Договора о коллективной безопасности на ближайшую перспективу, так как КСБР создавались именно с целью снятия угрозы из Афганистана. Со стратегической точки зрения сеть военных баз стран НАТО в Афганистане и Центральноазиатских государствах обеспечивает США достаточно полный контроль над регионом и дает возможность оперативно управлять ситуацией.
      Эти новые обстоятельства, связанные  с радикальными изменениями в  системе международных отношений,  усилили присутствие США, Пакистана,  Ирана в Центральноазиатском  регионе, повлекли за собой  выработку новых подходов к  странам Центральной Азии их  ближайших соседей и традиционных  партнеров России и Китая.
       На сегодняшний день, ослабленные  позиции России в регионе поставили  Москву перед необходимостью, переосмысления  своей внешней политики и нового  построения отношений с партнерами  в Центральной Азии уже с  учетом присутствия в регионе  США.
     Как развиваются сегодня и  будут развиваться в перспективе  эти отношения - вопрос актуальный, имеющий не только теоретическое,  но и практическое значение  для выработки стратегии внешнеполитической деятельности российского государства. С этой точки зрения для российской дипломатии важен учет политики Китая, который может стать стратегическим союзником России в этом регионе.
       Для России Центральная Азия имеет качественно иное понятие, чем для Запада. РФ связана с государствами Центральной Азии сотнями тысяч различных связей.
      Именно поэтому Россия имеет широкие возможности для укрепления своего влияния в Центральной Азии. Но для этого ей необходимо не ограничиваться вопросами энергетического и военно-политического сотрудничества, а участвовать в решении всего круга актуальных для данного региона проблем. Среди проблем, которые Россия может предложить для совместного решения, необходимо выделить:
    1) проблемы региональной безопасности, борьбы с международным терроризмом и сепаратизмом, наркопреступностью;
    2) экологические проблемы региона.
    Более активная позиция России в реализации проекта переброски части стока сибирских рек в регион Центральной Азии могла бы обеспечить серьезное продвижение в решении данного вопроса.
     В свою очередь, решение проблемы дефицита воды в ЦА помогло бы снять возможные в будущем предпосылки для возникновения так называемых водных конфликтов в регионе;
    3) проблемы нелегальной миграции рабочей силы, теневых капиталов;
    4) освоение внешних рынков, развитие транспортных коммуникаций, транзита энергоресурсов, занятие достойного места в иерархии международных отношений;
    5) эффективное развитие интеграционных связей между странами СНГ;
     6) решение проблем внутреннего развития отдельно взятого государства.
    Из вышеперечисленного вытекает, что Россия имеет достаточно много точек общего соприкосновения интересов со странами региона.
     Россия имеет в потенциале и низкозатратные механизмы реализации задач своего влияния в ЦА. Среди них:
   1) возможность использования общего информационного пространства. Россия пока не использует целенаправленно имеющийся приоритет;
   2) использование потенциала пророссийски настроенной части национальных элит стран региона. Необходимо учесть, что данный фактор имеет свои временные рамки: большинство общественности в странах ЦА ещё помнит о временах совместного проживания, однако уже подрастает молодое поколение, всё больше ориентирующееся на Запад;
    3) оказание Россией технической и гуманитарной помощи странам ЦА. Например, Узбекистан испытывает потребность в модернизации своих ГРЭС и других народнохозяйственных сооружений, построенных российскими специалистами ещё в советское время. В свою очередь, это позволит загрузить производственные мощности российских предприятий и обеспечить занятость населения. Для получения рентабельности данных проектов возможен вариант долевого участия России в акционировании узбекских производственных объектов. Россия оказывает техническую и гуманитарную помощь Афганистану, Ираку и др. Конкуренцию России в данной области в ЦА всё больше составляют США, Япония и другие зарубежные страны, что снижает популярность России в регионе;
    4) активизация гуманитарного сотрудничества России со странами ЦА. Развитие культурных связей может явиться благодатной основой для большего взаимопонимания, что, в свою очередь, повлечет усиление политического и экономического сотрудничества между данными странами;
    5) втягивание стран ЦА во все организуемые Россией культурные и экономические мероприятия. Более частое общение на различных уровнях создаст необходимый фон для реального сближения национальных интересов;
    6) использование пока ещё общего для России и стран ЦА менталитета, устоявшихся традиций и привычек, присутствия в регионе большого количества русскоязычного населения (не только представителей коренной, но и русской национальности);
   7) активная политическая и организационная поддержка сохранившихся кооперационных хозяйственных связей между Россией и странами региона;
    8) стимулирование участия стран ЦА в интеграционных группировках на пространстве СНГ;
   9) опосредованное воздействие на страны ЦА через активизацию российского сотрудничества с сопредельными с ними странами (Китаем, Ираном, Пакистаном) и использование их влияния в регионе. Крупные государства региона исходят из общности региональных проблем;
  10) активное развитие военно-технического сотрудничества России с Малайзией, Индией, Китаем, Вьетнамом, Объединенными Арабскими Эмиратами и другими странами региона. Создание региональной зоны российских стандартов вооружений, охватывающей страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, позволит охватить полукольцом страны Центральной Азии, создав трудности для распространения в регионе ЦА западных стандартов вооружений;
    11) стимулирование трудовой миграции из стран ЦА в Россию. Трудовые мигранты из южных государств СНГ готовы выполнять любую трудоемкую работу за весьма умеренную плату, на которую не соглашаются россияне. В практике трудовой миграции присутствует сильный политический компонент: люди, прибывшие в Россию зарабатывать на жизнь, более лояльно относятся к этой стране.
        Россия ориентируется на продолжение сотрудничества с существующими властями государств ЦА, поддерживая дееспособность институтов государственной власти этих стран, и недопущение демократизации и либерализации режимов по западным стандартам. Аргументируется это тем, что в условиях наличия зон нестабильности в Центральноазиатском регионе, нередко отсутствия понимания цивилизованных демократических норм, активные либеральные процессы западного образца легко могут привести к дестабилизации положения в этих странах, что создаст широкий очаг нестабильности вдоль южных рубежей России.
      Возможно, что ряд имеющихся в регионе Центральной   Азии проблем
Россия  будет стремиться решать совместными  усилиями, особенно с участием таких  влиятельных государств как Китай, Иран. Участие в региональных процессах именно этих государств, связанных друг с другом и с другими сопредельными государствами Содружества региональными интересами, может дать наибольший эффект.
       Пока наибольший интерес в  Центральной Азии Россия проявляет  к объектам военного стратегического  назначения и инфраструктуре, связанной  с энергоресурсами. Экономику  Узбекистана активно осваивают  такие крупные российские компании  как "Газпром", "Лукойл", "Итера", планирующие вложить в энергосектор  республики свыше 2,2 млрд. долларов. На этом фоне мизерными выглядят  инвестиции в узбекскую экономику  российских компаний "Вимм-Биль-Данн", Черкизовского мясо-молочного комбината  и российской компании сотовой  связи Golden Telecom (в сумме - чуть  больше 21 млн. долл.)6.
        Подписанный 16 июня 2004 года Договор  о стратегическом партнерстве  между Россией и Узбекистаном  определяет магистральные направления  экономического сотрудничества: топливно-энергетический  комплекс; энергетика; мирное использование  атомной энергии; транспорт и  коммуникации; авиастроение; банковская  сфера. Что касается транспорта  и коммуникаций, то Россия в  первую очередь будет развивать  транзитную сеть нефте - и газотрубопроводов,  а также остальную коммуникационную  инфраструктуру, связанную с транспортировкой  энергоресурсов. Относительно авиастроения, компетентный источник в правительстве  России не исключил, что, возможно, будет рассматриваться вопрос  о передаче единственного в  Центральной Азии авиационного  завода в Ташкенте в собственность  России в счет погашения государственного  долга Узбекистана. 
       Упомянутый Договор о стратегическом  партнерстве между Россией и  Узбекистаном также юридически  обосновывает возможное создание  в Узбекистане  российской  военной авиабазы,   которая   формально будет
_________________________________
6 Богатуров А.Д. Центрально-Восточная Азия в современной международной политике Восток . 2005 г
считаться базой ОДКБ. Статья 8 Договора гласит: «В целях обеспечения безопасности, поддержания мира и стабильности стороны в необходимых случаях предоставляют друг другу на основе отдельных соглашений право использования военных объектов, находящихся на их территории». А ещё раньше, 16 февраля 2004 года президент РФ подписал распоряжение №65-рп, которым, в соответствии с предложением Минобороны России, согласованным с Узбекистаном, снимается пометка «Для служебного пользования» с «Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о совместном применении Военно-воздушных сил Российской Федерации и Войск противовоздушной обороны и Военно-воздушных сил Республики Узбекистан в интересах обеспечения безопасности воздушного пространства Российской Федерации и Республики Узбекистан от 19 октября 2001 года». 16 июня того же года Владимир Путин подписал Федеральный закон о ратификации данного соглашения, принятый Государственной Думой 2 июня 2004 года и одобренный Советом Федерации 9 июня 2004 года. В начале декабря 2004 года между государствами состоялся обмен ратификационными грамотами по упомянутому Соглашению7.
       Таким образом в целом же, политика России направлена на активизацию военно-политического сотрудничества в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Это может усилить доминирование российских военных стандартов в Центральной Азии, что не выгодно Западу. Однако, страны центральноазиатского региона, видимо, готовы пойти на такое сотрудничество, что вызвано необходимостью противостояния реальным угрозам: терроризму и экстремизму, наркобизнесу, транснациональной преступности. 
 

_________________________________
7 Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий Независимая газета 30 декабря 1999 г. Ю.Совместная декларация Президента В.В. Путина и Президента Дж. Буша о новых стратегических отношениях между РФ и США от 24 мая 2002 г. Внешняя политика и безопасность современной России. Т. IV. М., 2003 г.
2.2. США и ее интересы  в Азии
       Соединенные Штаты применяют  различные методы для того, чтобы  отстоять свои интересы в Центральной  Азии. Регион, который включает в  себя пять постсоветских государств - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан,  Туркмения и Узбекистан, а также   Афганистан и Каспийский бассейн  - играет важную роль в американской  глобальной стратегии в силу  его близости к России, Китаю,  Индии, Пакистану, Ирану и другим  ключевым региональным игрокам.  Особую важность представляют  этноконфессиональный состав региона  и богатые запасы нефти, газа, угля и урана.
        Американские интересы в Средней  Азии можно выразить в трех  простых словах: безопасность, энергия  и демократия. Соединенные Штаты  ведут настойчивую борьбу, чтобы  оградить Запад вообще и Америку  в частности не только от  террористических угроз, исходящих  из Афганистана, а также по  причине неуверенности в стабильности  источников углеводородов на  Ближнем Востоке. Необходимо отдельно  отметить, что американская внешняя  политика не отдает приоритет  одному из направлений в ущерб  другого.
        Ключевым моментом в американской  национальной безопасности, вызывающим  тревогу, является диверсификация  источников энергии, а также Каспийский регион - важный альтернативный источник ископаемого топлива. Однако чтобы более полно представить ситуацию, необходимо сказать об объеме добычи на Каспии, который сопоставим с общей добычей Ирака и Кувейта, но намного меньше добычи всех стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
         Объем добычи, как ожидается, в 2015 году достигнет 4 миллионов баррелей в день. Для сравнения: страны ОПЕК в этом году добудут до 45 миллионов баррелей.  Центральная Азия не самый крупный в мире источник нефти и газа, вдобавок их добыча затруднена. Доступу на рынки препятствуют политические и географические условия, включая продолжающееся российское влияние, ограниченный доступ к водным путям, за исключением Каспийского моря, и плохо развита экспортная инфраструктура.
        Однако это регион весьма важен с геополитической и геоэкономической точек зрения. Россия контролирует большинство нефтяных экспортных маршрутов из Центральной Азии и Каспийского бассейна. Однако прежние и нынешние усилия основных западных нефтяных компаний (стоит упомянуть трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, так же как сегодняшние  запланированные инвестиции Индии и Китая в центрально-азиатский нефтяной сектор) привели к тому, что появилось множество вариантов нероссийских экспортных маршрутов и богатый выбор клиентов. Эти события могут помочь нарушить российскую монополию на транзит энергоносителей, но они также способствуют (вторжению в регион) и усилению борьбы других экономических систем, испытывающих энергетический голод.
       Китай демонстрирует устойчивый интерес к энергосектору, как показывает приобретение нефтяной компании PetroKazakhstan у канадской компании Nations Energy китайской компанией China Internаtional Trust and Investment Corporation (CITIC) осенью 2006 года и подписание нескольких важных соглашений по строительству трубопроводов8. Россия и Китай скооперировались, чтобы ослабить американское влияние в регионе, и теперь, поскольку они аккумулируют большинство энергетических активов Центральной Азии, будут иметь больше рычагов для предотвращения американского вторжения в их потенциальные сферы влияния.
       Соединенным Штатам необходимо проводить в Центральной Азии политику, которая позволит им продолжать увеличивать количество вариантов поставок энергоносителей, размещать их военные силы в непосредственной близости к районам, где существует реальная угроза (их
_________________________________
8 Морозов Ю.В., канд. воен. наук, ведущий научный сотрудник Центра военно-стратегических исследований ИСКРАН Источник: Журнал «Россия и Америка в XXI веке», №2, 2009 г.
интересам), создавать условия для долгосрочного  и глубокого воздействия на продвижение  демократических ценностей свободного рынка в политически и экономически неразвитой области. Политики и законодатели (США) должны рассмотреть вопрос, как  энергетические проблемы вписываются  в широкую систему американских стратегических интересов в регионе  и влияют на развитие уравновешенной, выверенной политики, которая позволяет  Соединенным Штатам оставаться там, где им необходимо, но дистанцироваться от некоторых моментов, касающихся этих режимов.
      Таким  образом, чтобы достигнуть этих целей США должны:
       - поддержать проекты по увеличению количества нероссийских маршрутов транзита энергоносителей нефти и газа Центральной Азии;
      - продолжать развивать связи США с центрально-азиатскими государствами для развития торговли и обеспечения безопасности;
       - продолжить поощрение хорошего управления, современных институтов и законодательных реформ в Центральной Азии;
       - применять осторожный подход к режимам, с которыми США в настоящее время в не очень хороших отношениях, учитывая обязательства, адресованные к таким главным национальным приоритетам, как энергобезопасность и глобальная война с терроризмом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Политические интересы США и России
3.1. Политические Интересы России в центральной Азии
       Интересы России в Центральной Азии достаточно сложны. С одной стороны, их формирование происходило в непростых исторических, культурных и идеологических условиях. С другой стороны, Россия и страны региона по-прежнему находятся на стадии политического и экономического реформирования и трансформации. После того как республики Центральной Азии получили независимость, возникла проблема определения Россией отношений с ними. Этот процесс пока окончательно не завершен и находится в становлении. Становление интересов России в Центральной Азии непосредственно связано с историческими факторами, и это в значительной мере объясняет, почему они не всегда определяются соображениями непосредственной выгоды. Иными словами, эти интересы лишь отчасти можно рассматривать как практические, они во многом неопределенны и неосязаемы и, конечно, не в полной мере осуществимы.
      Основа российских интересов  - стремление к сохранению особых отношений между Россией и Центральной Азией в политической, экономической, военной, культурной и даже языковой сферах. Конечная цель российской политики в регионе состоит в интеграции в экономической, политикой сферах и в сфере обеспечения безопасности. Ранее все центрально-азиатские государства были частью Советского Союза, теперь они члены СНГ, и являются приоритетным направлением для российской дипломатии.
       Центрально-азиатский регион является важной базой возможного возрождения могущества России. Восстановление ее стратегического влияния должно начаться именно отсюда. В настоящее время центрально-азиатский регион - это главная сцена, где идет самая активная конкуренция между Россией, с одной стороны, и США и Западом - с другой. Но Центральная Азия остается стабильным регионом по отношению к России. И это только усиливает ее значимость для российской дипломатии. За вековое правление России в Центральной Азии, особенно в течение продлившегося свыше 70 лет советского периода, сложилась определенная близость между Россией и республиками региона в политике, экономике, военной сфере, культуре, языке, общественной жизни и идеологии. В результате в России сформировались особые чувства и представления, связанные с этими странами. Это сказывается и на осознании интересов России в Центральной Азии. Многие русские сейчас, уже более чем через десять лет после обретения странами региона независимости, по-прежнему не склонны рассматривать отношения с ними как с равноправными независимыми государствами. Российские политические круги рассматривают Центральную Азию в большей или меньшей степени как особую часть России. И такой подход является пережитком прошлого.
        В Центрально-азиатском регионе произошли огромные изменения, и процесс этот продолжается. Россия рано иди поздно пересмотрит подход к странам Центральной Азии, что, несомненно, отразится и на интересах, которые она там преследует. Главное место в текущих интересах России занимают вопросы безопасности. Одна из проблем - угроза России со стороны международного терроризма и религиозного экстремизма. Центральная Азия близко расположена к Кавказу и южным районам России, в которых сосредоточена основная масса ее 20-миллионного мусульманского населения. Сочетание таких факторов, как географическая и религиозная близость, сходство национального состава и слабость государственного контроля, позволяет международным террористам и религиозным экстремистам легко просачиваться через Центральную Азию на Кавказ и в южные районы России. Афганистан, Центральная Азия и Кавказ - части одной нестабильной полосы. Чеченская проблема, одна из самых трудноразрешимых для России, связана как с внутренними, так и с внешними факторами, к числу которых относится поддержка сепаратистов со стороны международного терроризма. Существуют два основных канала, по которым международный терроризм проникает в Россию. Один из них проходит через Закавказье, другой - через Центральную Азию. Контрабанда наркотиков из Центральной Азии также представляет серьезную угрозу безопасности. Этот регион примыкает к Афганистану, одному из самых крупных в мире источников наркотиков. Здесь, в «золотом полумесяце», производится до 70% опиума и огромное количество героина. Часть этих наркотиков по «северному маршруту» через Центральную Азию попадает в Россию. Затем они частично переправляются в Европу, но значительный объем реализуется и в России и образует основной источник незаконной реализации наркотических средств в стране. Проблема наркотиков в современном российском обществе уже стала острой и продолжает усугубляться. Россия в настоящее время рассматривает ее как угрозу национальной безопасности.
      Третьим уровнем государственных интересов России в Центральной Азии, связанных с проблемами безопасности, является региональная стабильность. Все пять новых государств региона - близкие соседи России. Государственная власть там еще не окрепла, экономическое положение остается сложным. Велико социальное расслоение, создающее благоприятную почву для терроризма и экстремизма. В регионе присутствует множество неявных факторов нестабильности. Все это оказывает непосредственное влияние на Россию. Кроме того, поскольку между Центральной Азией и Россией существуют особые отношения и связанные с ними обязательства сторон, беспорядки в этих странах, вполне вероятно, могут повлечь прямое вмешательство России, что ляжет на нее тяжелым политическим и экономическим бременем. Такое развитие событий, конечно, крайне нежелательно для российских властей.
      Наконец, в сферу безопасности России входит поддержание Центральной Азии в качестве своего «заднего двора», что подразумевает недопущение попадания региона под контроль другой великой державы, равно как и создания геополитической стратегической угрозы интересам России. После событий 11 сентября 2001 г. Россия допустила размещение военной группировки США в Центральной Азии для свержения талибов в Афганистане, что способствовало устранению или по крайней мере уменьшению угрозы со стороны международного терроризма и соответствовало интересам ее государственной безопасности. В тех условиях Россия при всем желании не смогла бы воспрепятствовать вводу американских войск в Центральную Азию. США создали военные базы на территории Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Тем не менее, Россия выражает надежду, что военное присутствие Соединенных Штатов не будет долгосрочным. После разгрома талибов положение дел с безопасностью в Центральной Азии изменилось к лучшему. Силам террористов был нанесен непоправимый ущерб. Несмотря на это, в октябре 2003 г. Россия создала в Киргизии свою военную базу, на которой дислоцируются боевые самолеты. Это нельзя расценивать не иначе как явное проявление стремления укрепить геополитическое влияние в регионе и воспрепятствовать получению другой великой державой стратегических преимуществ. Экономические интересы России в Центральной Азии имеют вполне практический характер. Главный из них - не простое наращивание объемов товарооборота, а удержание экономики стран региона в русле российской экономической системы, достижение их интеграции с Россией. Абсолютные объемы внешней торговли России с центрально-азиатскими государствами невелики, но она по-прежнему является их важнейшим торговым партнером.
       Самый высокий товарооборот с Россией имеет Казахстан - примерно 4,5 млрд долл. в год. Годовой товарооборот между Россией и другим крупным государством Центральной Азии, Узбекистаном, составляет около 1 млрд долл9. Экономика других стран региона слабее, соответственно мал и абсолютный объем товарооборота между ними и Россией. Тем не менее, будучи прежде частью Советского Союза, а теперь СНГ, страны Центрально-азиатского   региона    подвержены   наиболее    значительному  влиянию
экономики России, являясь естественным продолжением ее экономического 

_________________________________
9 Рудов Г.А., Пономарева Е.Г. Сотрудничество России с государствами Центральной Азии в военной области и антитеррористических операциях Ученые записки 2003. М.: Научная книга, 2003 г.
пространства.
       В то же время они представляют собой потенциальную опору для восстановления и расширения экономики России. Одной из целей, постоянно преследуемых Россией, является создание и сохранение единого экономического пространства СНГ.
      Несмотря на то, что экономические связи России со странами Центральной Азии во многом ослабели более чем за десятилетие, они по-прежнему продолжают поддерживать очень тесные отношения и имеют наибольшую перспективу для вхождения в единое экономическое пространство, создаваемое Россией.
    Центрально-азиатский регион располагает богатыми природными ресурсами и запасами полезных ископаемых. Здесь в больших объемах производятся нефть, природный газ, золото, хлопок. Вместе с тем Центральная Азия - это рынок сбыта российской техники и промышленных товаров, а также источник некоторых ресурсов, в которых Россия испытывает недостаток, - хлопка, овощей, продуктов питания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2.Политеческие  интересы США в  центральной Азии
      Повстречавшись и переговорив с официальными лицами Центральноазиатских государств, американские представители, как правило, направляются на те военные объекты США и НАТО, которые расположены здесь и где они чувствуют себя полновластными хозяевами. В Киргизии это американская военная база «Ганси» (названа в честь пожарного, погибшего 11 сентября 2001 г. под руинами башен-близнецов Центра международной торговли), которая находится на территории международного аэропорта Манас близ Бишкека. Здесь размещены военно-транспортные самолеты, самолеты-дозаправщики, другая военная техника и различное оборудование, а также свыше тысячи американских военнослужащих.
       Военная база используется для  тылового обеспечения и поддержки  сил антитеррористической коалиции  в Афганистане. В частности,  через «Ганси» идет переброска  продовольствия, медикаментов, технического  оборудования, боеприпасов, топлива,  а также воинских подразделений.  При необходимости авиабаза в  техническом плане готова обеспечивать  истребительную и штурмовую авиацию.  Уже предполагается создание  новой площадки для парковки  боевых самолетов, в том числе  многоцелевых истребителей F-15 и  F-18. 
     В 2003 г. США арендовали дополнительно 300 гектаров земли, на которых первоначально планировалось строить военный городок для американских военнослужащих. Однако ввиду некоторой удаленности данного участка было решено строить городок на месте нынешнего палаточного лагеря в самом Манасе. 

    В договоре США и Киргизии предусмотрено, что срок аренды базы может пролонгироваться на каждые последующие три года. По американским данным, в 2003 г. содержание «Ганси» обошлось США в 14 миллионов долларов. Помимо ренты американцы выплачивают по 7 тыс. долларов за взлет-посадку каждого самолета. В общем, «Ганси» приносит Киргизии около 45 мил.  долларов в год.
     В Узбекистане находится американская военная авиабаза «Ханабад» (Кашкадарьинская область на юго-западе республики, 500 км от Ташкента и 
200 км от афганской границы). С октября 2001 г. здесь размещены более 1.500 американских солдат. База арендована США на срок не менее 20 лет. С помощью Вашингтона здесь обновлена взлетно-посадочная полоса, построена дополнительная инфраструктура. Еще один вспомогательный аэродром используется американцами в населенном пункте Кокайты. А в приграничном с Афганистаном городе Термез (в 700 км от узбекской столицы) располагается военно-воздушная база, на которой находится немецкий воинский контингент. Отсюда в основном идет переправка военных грузов для нужд антитеррористической коалиции, а также гуманитарной помощи10.

     В 2002 г. Узбекистан и США подписали двусторонний договор о стратегическом сотрудничестве. В соответствии с достигнутыми договоренностями Соединенные Штаты оказывают помощь в реформировании вооруженных сил республики. В частности, американской стороной осуществляются поставки военной техники и имущества, предоставляются бесплатные услуги в рамках различных программ военного образования. В целом в 2002 - 2003 гг. американская помощь Узбекистану составила 420 млн. долларов.
    В ходе недавнего визита в республику Ричард Майерс заявил, что Белый дом   решил    расширить    финансирование     совместных  с Узбекистаном
проектов. 

____________________________________
10Лейк Э Новая стратегия США от «сдерживания» к «расширению» // США - ЭПИ 2008, № 3. 

   

      В рамках программы «Совместное снижение угроз» республике дополнительно будет выделен 21 млн. долларов. Майерс также пообещал, что США поставят Узбекистану 14 патрульных катеров на сумму 2,9 млн. долларов. 
     На территории Таджикистана - в Душанбе разместилась военно-воздушная база НАТО. В основном здесь располагается французский воинский контингент. На авиабазе постоянно находятся военно-транспортные самолеты ВВС Франции и свыше 120 военнослужащих. 
     Но этим сотрудничество стран НАТО с Таджикистаном не ограничивается. Великобритания с 2001 г. финансирует программу по изучению английского языка в военном лицее и военном институте республики, а в специализированных учебных заведениях британских вооруженных сил ежегодно стажируются группы таджикских офицеров.

    

Повышенный  интерес к Таджикистану проявляют  и США. Успешно действует американская программа иностранного военного финансирования.    Так, в 2003 г. помощь Белого дома республике составила порядка 100 млн. долларов, значительная часть которых пошла на расширение военного и военно-технического сотрудничества. Также предусматриваются обучение таджикских военнослужащих обращению с современными средствами связи фирмы «Харрис» и поставки к ним запасных частей.  
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.