На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Российский парламентаризм

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОУ ВПО
СУРГУТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры
 
Факультет социальных технологий
Кафедра политологии
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
 
                            по дисциплине: Теория политики
                           тема: Российский парламентаризм
 
 
 
 
                                                             Студент 03-94 гр. 3 курса
                                                             Волкова К. А.
 
                                                                                  Научный руководитель                                                                    
                                                                                   Кандидат исторических наук,       
                                                                           доцент, Мартынова Г. И.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                         Сургут 2011
 
                                                                2                            
                                                      Оглавление
 
Введение                                                                                                                3
 
Глава 1. Структура парламентаризма                                                                  7                 
 
§ 1. Понятие парламентаризма в политической науке                                       7
 
§ 2. Исторические формы парламентов                                                               9
 
Глава 2. Парламентаризм в России                                                                     13
 
§ 1. Этапы формирования российского парламентаризма                                13
 
§ 2. Современный российский парламентаризм.                                                17
 
Заключение                                                                                                             22
 
Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                       3                                 
                                               Введение
 
     Актуальность. Проблема парламентаризма одна из наиболее важных тем в истории России и в её современности. На пути перехода, от диктатурного режима к демократическому, возникло много трудностей и неудач политического реформирования страны, что вызвало массу политических исследований российского парламентаризма. Анализировался  отечественный и зарубежный опыт, чтобы изучить возможность совершенствования государственного механизма в России. Современное российское общество считает, что принятие государственных решений должно быть основано на волеизъявлении большинства населения. Всем известно что государство не может обеспечивать реализацию всех потребностей разных слоев населения, во первых – потому что потребности у всех разные, во вторых – из-за ограниченности материальных ресурсов. Интересы различных групп граждан часто противоречат друг другу, что показывает их противоположное отношение к одним и тем же постановлениям государственной власти. В таких условиях перед государством стоит сложнейшая задача - обеспечить эффективное управление обществом в целом. «Ведь согласно общепринятой в политологии концепции политической поддержки, политическая система функционирует эффективно лишь тогда, когда граждане позитивно воспринимают власть, идентифицируют себя с этой властью»1. Парламентаризм предполагает наличие у парламента статуса и полномочий высшего представительного и законодательного органа; наличие системы партий; защиту прав и свобод граждан (свобода слова, средств массовой информации, объединений и т.п.).
 
                                                         4
     Поэтому парламентаризм как сложное социально-политическое явление не может возникнуть сразу, а предполагает длительный этап развития.
     Степень изученности. В истории политической мысли многие исследователи затронули проблему представительства народа во власти. Об этом писали: Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. – Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, И. Бентам, А. Токвиль, ДЖ. Ст. Милль, М. Вебер, М. Дюверже и многие другие2. При этом каждый по-своему представлял роль и место законодательной органа в системе государственной власти.
     Парламентаризм  также изучало множество и  современных отечественных и  зарубежных авторов: Н. И. Бирюков, Н. А. Богданова, П. А. Валуев, Г. В. Голосов, А. И. Ковлер, И. В. Котелевская, В. Колесников, М. А. Моргунова, С. П. Обухов, Р. М. Романов, В. М. Сергеев, И. М. Степанов, Е. Л. Сысолятина, Дж. Коукли, Т. Я. Хабриева, Ю. Харламова и другие3.
 
 
                                                      5
     Отдельно  изучались и проблемы становления  и развития парламентаризма в  России в постсоветский период, авторы: В. Д. Горобец, И. В. Гранкин, Д. А. Керимов, В. Е. Чиркин, А. Н. Шохин4.
     Вопросы структуры парламентов и их классификации  рассматривают: А. С. Автономов, А. С. Косопкин, Ю. К. Краснов, А. Н. Медушевский, А. Е. Постников, К. Г. Холодковский, В. Л. Шейнис5.
     В общественном мнении и в науке  сталкиваются различные точки зрения на роль парламента в системе государства, его отношений с обществом  и различными социальными слоями, что дает почву для новых исследований состояния и перспектив развития российского парламентаризма.
     Цели  и задачи исследования. Основной целью курсовой работы является выявить сущность, содержание и основные характеристики процесса становления и развития российского парламентаризма.
     Для достижения данной цели ставятся следующие  задачи:
    проанализировать понятия и сущность парламентаризма.
    охарактеризовать исторические формы парламентаризма.
    исследовать современные разновидности парламентаризма
    изучить этапы формирования российского   парламентаризма.
 
                                                                 6
    проанализировать состояние современного российского парламентаризма.
     Объектом  данной работы является парламентаризм как система организации и функционирования государственной власти.
     Предметом данной работы  является процесс становления и развития современного российского парламентаризма.
     Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения и списка использованной литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                         7
     Глава 1.
 
     § 1. Понятие парламентаризма в политической науке
 
     Развитие  демократических институтов в российском государстве обусловило возникновение такого сложного политико-правового явления как парламентаризм. В современной политической науке выделяются два основных подхода к определению парламентаризма.
     «В рамках первого подхода, правового по своей сути, парламентаризм рассматривается как форма государственного правления, существование и развитие которого связывают с наличием в обществе таких институциональных компонентов, как парламент, принцип разделения властей, система сдержек и противовесов, партийная система»6. В современном мире принято различать монархическую и республиканскую формы правления. Но парламенты существовали и существуют при различных формах правления. Парламентаризм в этом подходе можно понимать как способ организации государственной власти в рамках той или иной формы правления, но не как самостоятельную форму правления.
     «Второй подход – политологический – позволяет сконцентрировать внимание на комплексном характере феномена парламентаризм, поскольку наличие институциональных компонентов не является подтверждением факта существования этого феномена в государстве и обществе. На его развитие оказывают огромное влияние характер политической культуры, особенности политического режима, геополитические характеристики государства»7. К этому подходу склоняется большинство исследователей и ученых. Они относят парламентаризм к системе организации и                                                    
 
                                                            8
функционирования  государственной власти, которая основана на разделении властей, множественности интересов различных социальных групп гражданского общества, политическом плюрализме. Но все таки при рассмотрении понятия парламентаризм у ученых возникают различные точки зрения.
     По  мнению профессора И. М. Степанова «парламентаризм есть особая система организации государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка»8.
     В свою очередь, Т.Я. Хабриева предлагает такое понятие парламентаризма, как «парламентаризм - это система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательной и исполнительной властей при привилегированном положении парламента»9.
     Свою  точку зрения высказывает и А. М. Моргунова. «Парламентаризм – это разновидность государственного режима, при котором обеспечено не только юридическое, но и фактическое верховенство высшего представительного учреждения, подчиненность и подконтрольность ему правительства. Парламентаризм не форма, а метод осуществления государственной власти, особый режим, определяемый реальными взаимоотношениями, складывающимися между законодательной и исполнительной властями в каждом конкретном государстве, при котором ведущую роль играет парламент»10.
       
                                                         
                                                          
                                                        9
     В частности, А.Д. Керимов определяет «парламентаризм, как принимаемая властью и обществом система взаимодействия определенным образом сформированного, структурированного и реально работающего парламента с другими государственными органами, обеспечивающая его адекватное положение в государственном механизме и выступающая в качестве основного способа организации и функционирования представительной демократии»11.
     Н.А. Богданова понимает «парламентаризм как совокупность идей и опыта представительного осуществления власти народа посредством парламента»12.
     Р.М. Романов полагает, что «парламентаризм возникает и существует тогда, когда парламент наделен полномочиями законодательства, избрания правительства, контроля за его деятельностью и другими органами исполнительной власти, их отставки, а также отставки президента»13.
     Таким образом, сравнивая приведенные выше современные взгляды ученых, можно сказать, что парламентаризм, рассматривается по двум основаниям. Первое – парламентаризм рассматривается как теоретическая концепция, которая обосновывает деятельность именно законодательной власти. Второе – в зависимости от роли парламента в системе разделения властей. Здесь выделяются точки зрения о ведущей роли парламента и о его привилегированном положении среди органов государственной власти.
    
     § 2. Исторические формы парламентов
 
     Система народного представительства существовала еще у древних государств. В  эпоху родоплеменного устройства общества высшим
                                                       
                                                         10
законодательным органом общины было «народное собрание». В разных государствах оно именовалось  по разному.
     У древней и средневековой Руси существовало «вече» - для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни. Участниками вече были «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече были различны в зависимости от социального статуса.
     В древнем Риме народные собрания назывались «комициями», которых существовало три вида:
      Куриятные – собрание патрициев (лат. patricii, от pater – отец) по куриям (лат. сuria – муж, взрослый мужчина). В эпоху царствия (VIII—VI века до н. э.) решали вопросы войны и мира, избрания царей. В эпоху республики, с появлением других видов комиций, потеряли политическое значение, сохранив формальное право вручения верховной власти магистратам (от лат. magistratus — сановник, начальник), а также право решения вопросов касающихся религии.
      Центуриатные комиции - собрания по центуриям (лат. centuria — сотня, от centum – сто), объединявшим и патрициев, и плебеев (лат. plere — наполнять) по принципу имущественного ценза. Они были основаны в середине VI в. до н. э. Сервием Туллием. Изначально это были собрания воинов. Центуриатные комиции решали вопросы войны и мира, избирали высших магистратов, исполняли судебные функции. Созывались высшими магистратами.
      Трибутные комиции - собрания всех граждан по территориальным округам - трибам (лат. tribus, от tribuo — делю,
                                                
                                                 11
      разделяю). Образовались они из сходок плебеев, где избирались народные трибуны и плебейские эдилы (лат. aedilis от aedes — храм) – должностные лица. В результате борьбы плебеев с патрициями с 287 до н. э. эти комиции получили законодательную власть а потом и судебную, а также право избирать всех низших магистратов, превратившись в важнейший вид народных собраний.
     У монголов, а позже и у некоторых  тюркских народов, народное собрание называлось «курултай» - орган народного представительства, всенародный съезд знати для решения важнейших государственных вопросов. Понятие курултай в своем значении вошло в употребление только на рубеже XII-XIII веков, когда Чингисхан объединил мелкие монгольские племена.
     Аналогично  «курултаю» в период ханства у  казахов собирался «маслихат». Собирался раз в год для: перераспределения кочевых маршрутов, объявления войны, заключения мира, избрание ханов и принятия законов. Мужчины должны были брать с собой оружие.
     У древних скандинавских и германских племен народное собрание именовалось  «тинг». Оно состояло из свободных мужчин страны или области. Тинги имели законодательные полномочия, право избирать вождей или королей. Под влиянием скандинавов тинги появились и в северной Англии.
           Парламентов различных видов и вариаций в истории государств большое множество, здесь приведены только некоторые из них. Получается, что формальный источник власти народа присутствовал всегда в каждом государстве.
     Сама  потребность в парламентской форме правления нарастала по мере развития и укрепления государств в различных странах мира. Причинами
 
                                                      12
этого были: расширение территорий, разрастание масштабов, увеличение экономики и производства государств и многое другое.
     Парламент выполнял роль слияния власти и общества. Постепенно из представительного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                         13
     Глава 2. Парламентаризм в  России
 
     § 1. Этапы формирования российского парламентаризма
 
     Парламентаризм  в России имеет свою особенность  развития, которая выражается в главенствующей роли государства в процессах  социальной интеграции и изменении общественных отношений.
     Первый  этап начала формирования отечественного парламентаризма берет свое начало во времена политического развития Киевской Руси и земель Новгорода  и Пскова (IV – V века). На ранней стадии развития парламентаризма его зачатками можно считать совещательный орган при князе, состоявший из бояр и знатных дружинников. Законы разрабатывались и утверждались князем вместе с его приближенными. Однако эти начинания не получили последующего развития. Княжеские междоусобицы и вражда  не способствовали устремлениям к демократическому правлению. В большей мере не оставляло для этого возможностей татаро-монгольское иго. В Новгороде и Пскове все было иначе, здесь фактически сложились феодально-республиканские политические режимы у которых ведущую роль занимало Вече. Вече избирало и смещало высших должностных лиц, изменяло законодательство, принимало решения по важнейшим делам общества.
     Таким образом, на первом этапе становления  парламентаризма на Руси в раннефеодальной монархии наряду с князем и его дружиной важную роль играло народное собрание – Вече, уходящее своими корнями в эпоху племенных сходов. Это было продолжение традиций военной демократии родоплеменного периода, направленное на ограничение власти князя.
     Второй  этап в развитии российского парламентаризма связан с процессом объединения русских земель вокруг Москвы (XVI – XVII века). Образовывалось единое общенациональное государство.
                                                         14
     Позже сложившиеся условия развития страны привели к установлению сильной исполнительной власти с правительственными органами. К нему должна быть отнесена и Боярская Дума, которая в принципе никогда не выполняла функции общенационального сословно-представительного органа. Кроме Боярской Думы к элементам представительной демократии также относятся Земские соборы, земские избы. Их можно считать элементами сословно-представительной демократии, именно они были началом той демократии, которую в современном мире называется представительной, имея в виду все общество, все его составные части.
     Третий  этап в развитии отечественного парламентаризма охватывает период с начала XVIII в. до 1917 г. и характеризуется движением к буржуазному парламентаризму.
     В первой четверти XVIII в. окончательно завершился процесс отмирания сословно-представительной монархии в России. Ее сменила абсолютная монархия. В истории России начался период абсолютизма.   Возникновение парламентаризма в России в современном его понимании можно считать с выходом «Манифеста об усовершенствовании государственного порядка» (17 октября 1905 г.), по которому Государственная Дума провозглашалась «законодательным учреждением». «Положение первого в истории российского государства постоянно действующего представительного органа изначально было двойственным. С одной стороны, согласно Манифесту от 17 октября 1905 г., «никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы». С другой стороны, статья 87 «Основных государственных законов» позволяла императору издавать между сессиями Думы любые указы и манифесты, имевшие силу закона»14. В нем особое внимание обращалось на разграничение двух понятий – идеи «разделения властей», основанного на
                                                         15
рациональном  подходе к ветвям государственной власти, и более «европейской» идеи «ограничения власти» государя, которая далеко не всегда подразумевала четкое и рациональное отделение исполнительной власти от законодательной. «Император, как и прежде, назначал и смещал министров, ответственных только передним. Ему принадлежало исключительное право заключать договоры с другими государствами. Прерогативы Думы вообще не распространялись на вопросы внешней политики. Хотя Дума и получила право утверждать государственный бюджет, многие его статьи (расходы Синода и основных министерств — императорского двора, военного, морского, внутренних и иностранных дел) были изъяты из ее ведения, так что она могла контролировать не более половины бюджета. К тому же Дума была лишена права пересмотра Основных законов, являвшегося исключительно императорской прерогативой. Таким образом, базовые принципы функционирования Российской империи изменились мало: император фактически оставался верховной властью»15. Это объясняется спецификой развития российской либеральной мысли. Отечественные либералы под разделением властей подразумевали только способ ограничения самодержавной власти, и, понятно, что при таком взгляде нельзя было рассчитывать на реализацию принципа разделения властей в его европейском понимании. «С первых дней своего существования российский парламент стал выступать в качестве оппонента самодержавной власти, жестко критикуя проводимую ею политику»16. «Умами владеет одна мысль, проявляющаяся различно - то в постановлениях сословных собраний, то в произведениях печати, то под видом «самоуправления» или «децентрализации», то в систематическом противопоставлении правительства «обществу» или «народу», то в форме доктрины о земстве и воспоминаний о роли прежних Земских соборах. Эта
                                                             16
мысль заключается в том, что во всех европейских государствах разным сословиям предоставлена некоторая доля участия в делах законодательства или общего государственного управления и что если так везде, то так должно быть и в России»17.Попытка внесения в систему государственной власти отдельных элементов западного принципа государственности каждый раз воспринималась господствующей политической элитой как разрушение целостности государства.
     Попытка осуществить западный вариант разделения властей и парламентаризма в России в начале ХХ в. не увенчалась успехом. По мнению
многих  ученых, это объясняется, во-первых, нежеланием царизма иметь орган власти, призванный осуществлять законодательную власть; во-вторых, господством в течение многих столетий в России самодержавной власти, отсутствием реальных прав и свобод личности. Все это в совокупности и предопределило консерватизм, и медлительный характер процессов развития парламентаризма в России.
     В исторический отрезок времени с 1917 г. до середины 80-х гг. ХХ в. функционировали организации особого типа государственной власти, не имеющие подобия в мире. В то время в России развивалась совершенно иная система народного представительства – Советы, которые складывались как противоположность формам парламентской демократии. С юридической точки зрения съезды Советов являлись законодательными органами государственной власти. Однако целый ряд элементов их правового положения противоречил статусу законодательного органа в общепринятом смысле.
     За  годы советской власти страна оказалась изолированной от мировой
практики  развития и совершенствования парламентаризма.
 
                                                              17
         Начало четвертого этапа связано с курсом М.С. Горбачева на политические реформы.
     Начиная с первых лет перестройки, в политической системе общества ведущие элементы парламентаризма присутствовали практически в полном объеме, но еще отсутствовали системный характер и стабильность. Процессы демократизации советского общества носили поверхностный, почти неуправляемый характер, которые вели к ослаблению государственности, расшатыванию связей между союзными республиками, развертыванию национал-сепаратистских движений.
     Таким образом, на протяжении веков российское государство складывалось как унитарное, с сильной центральной и слабой представительной и местной властью. На складывание российской государственности повлияли природные, экономические, религиозные и многие другие факторы. В результате в России сложилась куда более твердая исполнительная власть, чем в большинстве стран Запада, что стало причиной возникновения таких негативных проявлений, как неразвитость демократической политической культуры и гражданского общества, доминирование со стороны населения пассивной политической позиции и отсутствие у него веры в возможность влияния на политическую власть.
 
     § 2. Современный российский парламентаризм
 
     Сегодняшний российский парламентаризм это одна из разновидностей парламентаризма в мире, которая создалась в российских условиях. В России с принятием в 1993 г. новой Конституции сформировалась республиканская форма правления, где преобладает власть президента. «Массовое восприятие вотумов недоверия постепенно трансформировалось в понимание значительной частью граждан, что правительство является лишь отражением, тенью более мощной президентской власти. А президент для парламента, как
                                                      18
показало  развитие политического процесса в  России, в том числе и в вопросах правительственной политики, был практически недосягаем и неподконтролен Думе»18
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.