На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анатомия в России XVII-XVIIIвв. Роль Петра I в развитии медицины и анатомии. Кунсткамера. Лекарские школы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» 

Медицинский институт 

Кафедра анатомии человека 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по Анатомии человека 

« Анатомия в России XVII-XVIIIвв. Роль Петра I в развитии  медицины и анатомии. Кунсткамера. Лекарские школы. » 
 
 

Выполнил: студент 11лл11 группы 1 курса 

                                                                                               Шаршуков С.С. 

                                                       Проверила: Доцент, кандидат медицинских наук. 

КАЛМИНА Ольга Анатольевна 
 
 

Пенза 2011 г. 

Оглавление.
Введение………………………………………………………………………..….3
Анатомия в  России XVII-XVIIIвв………………………………………………..4
 
Роль Петра  I в развитии  медицины и анатомии. Лекарские школы…………..6 

Кунсткамера . Коллекция Фредерика Рюйша………………………………….10
Заключение………………………………………………………………...……..15
Список  литературы………………………………………………...................….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение
    XVII в. явился переломным в развитии  медицины и анатомии. В этом  столетий был окончательно завершен разгром схоластической и догматической анатомии средневековья и заложен фундамент истинно научных представлений. Этот идейный разгром связан с именем выдающегося представителя эпохи Возрождения, английского врача, анатома и физиолога Вильяма Гарвея (1578-1657). Гарвей, как и его великий предшественник Везалий, изучал организм, пользуясь наблюдениями и опытом. При изучении анатомии Гарвей не ограничивался простым описанием структуры, а подходил с исторической (сравнительная анатомия и эмбриология) и функциональной (физиология) точек зрения. Он высказал гениальную догадку о том, что животное в своем онтогенезе повторяет филогенез, и таким образом предвосхитил биогенетический закон, впервые доказанный А.О.Ковалевским и сформулированный позднее Геккелем и Мюллером в XIX столетии. Гарвей утверждал, что всякое животное происходит из яйца. Это положение стало лозунгом для последующего развития эмбриологии, что дает право считать Гарвея ее основоположником.
    После Крещения Руси и в эпоху феодализма вместе с православием распространилась и византийская культура, медицина развивалась в монастырях, при которых духовенство учреждало больницы (монастырская медицина). Знания, которыми пользовались медики того времени — это открытия античной науки. Анатомия и физиология для первых русских врачей были изложены в трактате неизвестного автора под заглавием «Аристотелевы проблемы», а также в комментариях игумена Белозерского монастыря Кирилла под названием «Галиново на Иппократа», а анатомическая терминология — в сочинении Иоанна Болгарского «Шестоднев».  
 

Анатомия  в России XVII-XVIIIвв.  
 

    Развитие  анатомии как науки в России тесно  связано с устройством при  московских и петербургских госпиталях первых медицинских школ или, как  их называли в то время, медико-хирургических школ. В этих школах впервые было введено правильное преподавание не только фармакологии, ботаники, хирургии и прочего, но и анатомии. В московской медико-хирургической школе первым преподавателем анатомии, в 1722 г., был известный врач Николай Бидлоо , приглашенный на службу в Россию из Голландии в 1703 г. Преподавание велось частью по учебнику самого Бидлоо, напечатанному им еще до приезда его в Россию, частью по учебнику Стеф. Бланкарда. Иллюстрацией к указанным учебникам служил превосходный анатомический атлас отца Бидлоо.
    Кроме того, в госпитали доставлялись еще  трупы "подлых людей", поднятые на улицах, и вскрывались там в  присутствии учеников. Остеология изучалась  по имеющимся при госпиталях скелетам и отдельным костям. С 1754 г. в московских и других медико-хирургических школах учреждаются должности постоянных преподавателей или доцентов, к числу которых принадлежал и известный доктор К.И. Щепин , отправленный в 1753 г. для усовершенствования в науках за границу. В 1762 г., возвратясь из-за границы, он вступил в должность "лекционного доктора" при московском госпитале и, между прочим, вел преподавание "анатомии в натуре". Остеология изучалась на костях, а прочие части человеческого тела – на фигурах и на трупах . 
    В то же время при петербургских  госпиталях устраиваются также школы, по образцу московских, при чем в этом деле особенно живое участие принимал тот же Щепин, который в 1764 г. был переведен на службу в Санкт-Петербург. В медико-хирургической школе петербургского сухопутного госпиталя анатомию читал сам Щепин (на русском языке) и доцент А. фон Меллен (на немецком языке). После ухода Щепина, в московском госпитале анатомию читал на латинском языке Энгель, а в обоих петербургских госпиталях, по смерти Меллена, преподавание анатомии принял на себя (в 1779 г.) М.М. Тереховский . С 1780 г. медико-хирургические школы были преобразованы в училища с определенным штатом профессоров и адъюнктов. В московском медико-хирургическом училище первым профессором анатомии, хирургии и физиологии был Я.А. Риндер, а в петербургском медико-хирургическом училище преподавание анатомии было возложено на Н.К. Карпинского, которому в помощники был назначен И.А. Загорский. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Роль  Петра I в развитии  медицины и анатомии. Лекарские школы.
    В России начало анатомических исследований связано с эпохой Петра I (1682-1725), который проявлял большой интерес к медицине и развитию медицинского дела. Будучи в Амстердаме (в 1698 и 1717 гг.), Петр I посещал лекции и анатомический музей Ф.Рюйша, присутствовал на операциях и анатомических вскрытиях: "... о каждом случае вскрытия Петр I получал специальное извещение через посредничество Рюйша. В одном из госпиталей для царя была проделана тайная дверь, через которую он проникал на аутопсии". Во время своего первого пребывания за границей Петр I посетил также А. ван Левенгука в Голландии, слушал лекции Г. Бурхааве в Лейденском университете, побывал и Оксфордском университете и беседовал с И.Ньютоном.
    Знакомство  русского царя с работами Ф.Рюйша  оказало плодотворное влияние на развитие анатомии в России. В 1717 г. Петр I приобрел анатомическую коллекцию Рюиша (около 2 тыс. экспонатов) за 30 тыс. голландских гульденов. Препараты Ф.Рюйша положили начало фондам первого русского музея - Кунсткамеры (нем. Kunstkamera; от Kunst - искусство), основанного Петром I - своеобразного Петровского музея редкостей (ныне Музей антропологии и этнографии РАН в Санкт-Петербурге). По указу царя (1718) эта коллекция стала расширяться и пополняться благодаря трудам российских ученых.
    Возвратившись в Россию после своего первого путешествия по странам Западной Европы (1697-1698), Петр I учредил в Москве в 1699 г. курс лекций для бояр по анатомии с демонстрациями на трупах. В 1707 г. по указу Петра в Москве при Генеральном госпитале была основана первая в России госпитальная школа; в ней также производились вскрытия, при которых царь часто присутствовал. Автор "Истории деяний Петра Великого" И.И. Голиков пишет об этом: "Он приказывал себя уведомлять, если в госпитале или где-нибудь в другом месте надлежало анатомировать тело или делать какую-нибудь хирургическую операцию, и когда только время позволяло, редко пропускал такой случаи, чтоб не присутствовать при оном, и часто даже помогал операциям. Co временем приобрел он в том столько навыку, что весьма искусно умел анатомировать тело, пускать кровь, вырывал зубы и делал то с великою охотою...".
    Преподавание  анатомии в России с первых шагов  велось на естественнонаучной основе. Вначале при обучении студентов  использовали учебники иностранных  авторов: "Anatomia humani corporis" (1685) Готфрида Бидлоо (Bidloo, Gottfried, 1649-1713), "Anatomia icforinata" (1687) Стефана Бланкардта (Blankardt, Stefan, 1650-1702) и другие на латинском и немецком языках. Затем лучшие из них стали переводить на русский язык.
    Как уже упоминалось, первый перевод  анатомического трактата на славянский язык был сделан в 1658 г.: монах Епифаний Славинецкий перевел для патриарха  Никона книгу А.Везалия "Эпитомс", изданную в Амстердаме в 1642 г., и назвал ее "Врачевская анатомия". К сожалению, рукопись этого перевода до наших дней не сохранилась, имеется лишь достоверное свидетельство ее существования - запись в книге Патриаршего казенного приказа: "166 (1658) майа 8 киевленину старцу Епифанию, что в Чудовом монастыре живет, перевел на славянский язык государю патриарху дохтурскую книгу, в приказ 10 рублев дано сполна, те деньги по казначееву велению старцу Епифанию в Чудов монастырь отнес подъячий Иван Зерцалов".
В начале XVIII в. специально для Петра I был  переведен на русский язык знаменитый в то время анатомический атлас Готфрида Бидлоо "Анатомия человеческого тела в 105 таблицах" ("Anatomia humani corporis..."), вышедший в свет в 1685 г. в Амстердаме. В 1729 г. эта книга была переведена повторно, но, как и в первый раз, на русском языке не издавалась и существовала только в рукописном варианте.  

    Племянник Г. Бидлоо - Николай Л. Бидлоо (1670-1735), приглашенный в Россию в 1702 г. в качестве "ближнего доктора" Петра I и основавший первую госпитальную школу в Москве, составил весьма ценное рукописное руководство "Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре", по которому учились первые ученики госпитальной школы (впервые издано в 1979 г. по инициативе Н.А. Оборина).
    Первый  отечественный атлас анатомии "Словник, или иллюстрированный указатель всех частей человеческого тела" ("Syllabus, seu indexem omnium partius corporis humani figuris illustratus") на латинском языке был составлен в 1744 г. Мартыном Ивановичем Шейным (1712-1762), деятельность которого оставила значительный след в истории отечественной анатомии и хирургии. Будучи прекрасным рисовальщиком, М.И. Шеин сам выполнил большинство иллюстраций к этому первому в России изданию анатомического атласа. Он же в 1757 г. впервые перевел на русский язык "Сокращенную анатомию, все дело анатомическое кратко в себе заключающую" Лаврентия Гейстера (Heister, Laurentii), которая стала первым в России практическим руководством по анатомии на русском языке.
    Занимаясь переводами на русский язык анатомических  и медицинских терминов, М.И. Шеин заложил основы русской научной медицинской терминологии, которая до него не существовала. Он верил в будущее отечественной науки: "География, навигация, архитектура, медицина и прочие знания, которые прежде всего в России мало известны были, ныне столько нам открыты, что уже имеем пригодных российских географов, мореплавателей, архитекторов и медиков и, может быть, в краткое время потомки наши увидят все оное в гораздо большем совершенстве..." - писал М.И.Шеин в предисловии к своему переводу.
    Несмотря на враждебное отношение, которое испытывала молодая российская наука в период своего становления со стороны некоторых ученых-иностранцев, Россия в короткий срок стала родиной выдающихся ученых-анатомов. Среди них К.И. Щепин (1728- 1770) - первый русский по национальности профессор анатомии, начавший преподавание медицины на русском языке, и А.П. Протасов (1724-1796) - первый русский анатом-академик (1771), ученик М.В. Ломоносова.
    Первая  в России научная анатомическая  школа сложилась в Петербургской  медико-хирургической академии под руководством академика П.А. Загорского (1764-1846). Продолжая дело, начатое М.И. Шеиным, А.П. Протасовым и Н.М.Максимовичем-Амбодиком, П.А.Загорский утверждал русскую анатомическую терминологию взамен латинской. Он создал первое в России оригинальное отечественное руководство по анатомии "Сокращенная анатомия..." в двух книгах (1802), которое переиздавалось пять раз.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кунсткамера . Коллекция Фредерика Рюйша.
    Одним из достижений Петра I было создание естественнонаучного музея – Кунсткамеры. Своё начало она берёт от коллекции голландского учёного – Рюйша, который создал коллекцию анатомических препаратов.
Анатомическая коллекция Рюйша.
    Гордостью Кунсткамеры была знаменитая коллекция  голландского анатом Рюйша.  Фредерик Рюйш, 1638—1731) — знаменитый голландский анатом, изучал медицину в Лейдене; с 1665 г. — профессор анатомии, а с 1685 году и ботаники в Амстердаме. Рюйш обработал учение о лимфатических сосудах; всемирную известность получил его способ сохранять анатомические препараты и бальзамировать трупы посредством так называемый liquor balsamicus, a также неизвестный в настоящее время способ наполнять тонкие кровеносные сосуды затвердевающей жидкостью. Рюйш основал первый после музея Ворма и Бартолина в Дании анатомический музей.
    Петр  познакомился с ним в 1698 году в  Голландии во время Великого посольства. Рюйш прославился уникальным способом инъекции: он вливал в сосуды человеческого тела окрашенный отвердевающий состав. Благодаря этому можно было увидеть мельчайшие разветвления сосудов в самых разных органах. В этом умении, названном "рюйшевым искусством", голландский анатом оставался непревзойденным и при жизни, и после смерти. Унес он с собой в могилу и секрет бальзамирования трупов взрослых и детей: он препарировал их так искусно, что они казались живыми. Свои искусные образцы Рюйш хранил сухими или в стеклянных банках, заливая их спиртом, настоенном на черном перце. Для того, чтобы они выглядели приятно и естественно, он украшал их бусами, цветами, кружевными одеяними. Современники воспринимали их как восьмое чудо света.  
Размещение экспонатов Рюйш подчинял старому, аллегорическому способу. Его коллекции демонстрировали популярную в то время идею суетности и быстротечности жизни. Рюйш считал, что "смерть - это милость, дарованная всемогущим творцом."

    После знаменитого указа Петра 13 февраля 1718 года о собирании монстров в  Кунсткамеру регулярно поступали  уроды, как живые, так и мертвые. Тератология, т.е. наука об уродах и всевозможных монстрах, считалась в то время не только занимательной, но и полезной: с ее помощью можно было показать, что уроды появляются на свет без вмешательства дьявола, а по причинам естественным. Оценивались монстры очень высоко, а за их утаивание взимался большой штраф, и потому поступали они в Кунсткамеру в изобилии. Их препарировали здесь же, в Анатомическом театре, и готовили из них экспонаты.
"Уроды  человеческие и животные" собирались  по указу Петра со всех концов России, поскольку они "во всех государствах сбираются как диковинки". Часть из них сохраняется и поныне, как, например, этот двухголовый теленок.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.