На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социально - психологические аспекты к исследованию одиночества у подростков из неполных семей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    С О Д Е Р Ж А Н И Е 
Введение…………………………………………………………………………..3
 
Глава 1. Социально - психологические аспекты  к исследованию одиночества у  подростков из неполных семей.
1.1. Одиночество  подростков из неполных семей  как социальная проблема…………………………………………………………………………...5
1.2. Проблемы  подростков из неполных семей  и пути их решения
методами  изобразительного искусства.………………………………………..13
1.3. Технология  профилактики и их применение  в социальной работе с подростками  из неполных семей……………………………………………….22 

Глава 2. Программа профилактики состояния одиночества у подростков из неполных семей.
2.1. Теоретические  разработки применения изотехник  в социальной работе……………………………………………………………………………..26
2.2. Программа  профилактики одиночества у подростков  из неполных семей……………………………………………………………………………...32 

Заключение……………………………………………………………………….42 

Библиографический список..……………………………………………………44 

Приложение………………………………………………………………………46 

 

     Введение  

    В России все больше детей воспитывается  в неполных семьях. Чаще всего неполная семья не может дать ребенку полноценного воспитания и развития. Особенно остро это социальное положение воспринимается именно в подростковом возрасте, когда социальное положение значимо и влияет на отношения сверстников и взрослых.
    Подростки испытывают чувство одиночества по целому ряду причин. Кому-то трудно разобраться, как следует вести себя с окружающими, приемлемо ли то или иное поведение, как реагировать на различные ситуации. Кто-то имеет заниженное представление о собственной персоне и очень болезненно реагирует на критику в свой адрес. Боясь быть отвергнутым, такие подростки стараются не совершать ничего, что могло бы привести их в смущение. Молодым людям, склонным испытывать чувство подавленности и тревоги, трудно установить с кем-либо близкие отношения. Кто-то привык никому не доверять и не ждет от окружающих ничего хорошего. Как следствие, такие подростки избегают эмоциональных контактов и близости, чтобы никто не мог использовать их в своих интересах. Весьма трудно наладить дружеские отношения тем, кто был лишен родительской поддержки. Если подросткам кажется, что дружба несет в себе больше опасностей, чем выгод, у них появляются трудности при установлении содержательных отношений.
    Кроме того, подростки, как правило, острее чувствуют одиночество, чем взрослые люди. Часто это обусловлено социально, поскольку в молодежной культуре считается, что если вам не с кем провести выходные, значит, вы ничего собой не представляете. Довольно распространенным является мнение, что наиболее часто страдают от одиночества дети из неполных семей.
    Цель данной работы рассмотреть возможности социальной профилактики подростков из неполных семей посредством живописи.
Перед работой стоят следующие задачи:
    рассмотреть психологических особенностей подростков из неполных семей;
    проанализировать опыт применения изотехник в отечественном и зарубежном опыте социальной работы;
    применение изотехник для выявления проблем одиночества и возникновения различных страхов у подростков из неполных семей;
    составление программы профилактики подростков из неполных семей, страдающих от одиночества, посредством изобразительного искусства.
    Гипотезой данной работы является предположение, что изотехника помогает решить проблемы, связанные с одиночеством.
    Методологической  основой написания работы служили исследования отечественных и зарубежных психологов, практические разработки социальных работников по взаимодействию с трудными детьми.
    Базой исследования является Социальный молодёжный комплекс «Свет» г. Волжского.
 

      Глава 1. Социально - психологические аспекты к исследованию одиночества у подростков из неполных семей
      1.1. Одиночество подростков  из неполных семей  как социальная  проблема 

    Прежде  чем рассматривать главные особенности  подростков из неполных семей и выявлять почему у них возникает чувство одиночества, рассмотрим что представляет собой феномен одиночества.
    Одиночество - социально-психологическое состояние, характеризующиеся узостью или  отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и  эмоциональной невовлеченностью индивида; также социальная болезнь, заключающаяся в массовом наличии индивидов, испытывающих такие состояния.
    Одиночество с научной точки зрения - одно из наименее разработанных социальных понятий. В демографической литературе встречаются статистические данные об абсолютном числе и удельном весе одиноких людей. Так, в ряде развитых стран мира (Голландия, Бельгия и др.) одинокие люди составляют около 30% населения. В США, по данным на 1986 г., было 21,2 млн. одиноких людей. По сравнению с I960 г. этот показатель вырос в 3 раза. К 2000 г. к ним, по прогнозам, «присоединятся» еще 7,4 млн. человек.
    При выборочных исследованиях среди  одиноких выделены следующие типы. Первый тип - «безнадежно одинокие», полностью не удовлетворенные своими отношениями. Эти люди не имели партнера в сексуальной жизни или супруга. Они редко устанавливали связь с кем-либо (например, с соседями). Им присуще сильное чувство неудовлетворенности своими взаимоотношениями со сверстниками, опустошенность, покинутость. Более других они склонны обвинять в своем одиночестве других людей. В эту группу попали большинство разведенных мужчин и женщин.
    Второй  тип - «периодически и временно одинокие». Они в достаточной мере связаны  со своими друзьями, знакомыми, хотя и  испытывают недостаток в близкой  привязанности или не состоят в браке. Они чаще других вступают в социальные контакты в различных местах. По сравнению с другими одинокими, они наиболее социально активны. Эти люди считают свое одиночество преходящим, чувствуют себя покинутыми значительно реже, чем другие одинокие. Среди них большинство мужчин и женщин, никогда не состоявших в браке.
    Третий  тип - «пассивно и устойчиво одинокие». Несмотря на то что они испытывают недостаток в партнере по интимной связи и им не хватает других связей, они не выражают такой неудовлетворенности по этому поводу, как респонденты, относящиеся к первому и второму типам. Это лица, смирившиеся со своим положением, принимающие его как неизбежность. Большинство среди них овдовевшие люди.
    Возросшая брачно-семейная динамика (в первую очередь нуклеаризация семей и повышение уровня разводимости), деперсонализация больших городов, укрепление начал индивидуализма - все это факторы, в первую очередь влияющие на увеличение масштабов одиночества. Кроме того, социально-медицинскими факторами, положительно коррелирующими с расширением одиночества, являются рост психиатрических заболеваний (шизофрении) и пограничных состояний и распространение аутизма, т.е. болезненной неспособности к общению в результате дефектов родовспоможения («грубые руки врача») и воспитания.
    Рост  числа одиноких людей и утверждение  одиночества как приемлемого  стиля жизни вызывают становление  специфической индустрии услуг  для такой категории населения. Установлено, что одинокие имеют  возможность и желание тратить  больше средств на свои увлечения, на туризм и отдых, они чаще приобретают дорогие товары, в первую очередь спортивно-туристического предназначения. За рубежом строятся специальные жилые комплексы для бессемейных; любые их потребности могут быть удовлетворены на рынке услуг. Разумеется, это относится только к тем людям, для которых одиночество - сознательный и комфортный выбор, и кто не испытывает потребности в семейных связях.
    В России, согласно переписи 1989 г., 10 126 тыс. - люди одинокие, из них 6805 тыс. - женщины. Одиноким в данном случае считается человек, живущий один и не поддерживающий регулярной связи с родственниками.
    Специфика российского одиночества преимущественно  иная. В первую очередь, это результат высокого уровня смертности мужского населения (российские женщины живут значительно дольше мужчин) и смертности от неестественных причин (подсчитано, что примерно каждая третья мать имеет возможность пережить своих детей). Кроме того, общая социальная и семейная дезорганизация, отсутствие разработанных технологий помощи одиноким или рискующим остаться одинокими людям, превращают одиночество в его российском варианте в достаточно злокачественную социальную болезнь.
    Одиночество - одна из основных социальных проблем, являющихся предметом социальной работы, а социальная работа - один из важнейших инструментов для устранения или хотя бы для облегчения этой социальной болезни. Среди средств борьбы с одиночеством - социально-психологические: личностная диагностика и выявление индивидов с повышенным риском одиночества, коммуникативные тренинги для воспитания навыков общения, психотерапия и психокоррекция для устранения болезненных эффектов одиночества  и т.д.; организационные: создание клубов и групп общения, формирование у клиентов новых социальных связей и пропаганда новых интересов взамен утраченных, например в результате развода или овдовения, и т.д.; социально-медицинские: воспитание навыков самосохраняющего поведения и преподавание основ здорового образа жизни. Помогая одиноким людям, социальный работник хорошо должен представлять себе комплексность проблемы и мультифакторность ее возможного решения.
    Наиболее  больно ударяет одиночество по подросткам, когда идет становление личности и возрастает потребность в общении, друзьях. Одна из серьезнейших проблем старшего подросткового возраста - одиночество. «Пустота», «изоляция», «скука» - так подростки описывают свое состояние. Когда молодым людям кажется, что они отвергнуты или обойдены вниманием, когда они ощущают неуверенность в собственных силах, они склонны считать, что одиноки. Похоже, что у юношей больше подобных проблем, чем у девушек, вероятно, в силу все той же «мужской сдержанности», не позволяющей свободно выражать свои чувства.
    Довольно  распространенным является мнение, что  наиболее часто страдают от одиночества дети из неполных семей.
    Неполная  семья, пишет И. Желтикова1, - это малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать - отец, отец - дети, мать - дети, дети - бабушки и дедушки. В неполной семье нарушен психологический климат, для нее характерны большая изолированность и оторванность от окружающего мира. Чаще всего неполная семья - это мать с одним или двумя детьми. В такой семье мать вынуждена выполнять множество несвойственных ей чисто мужских функций и ролей, в результате чего дети получают одностороннее воспитание. У разведенной женщины-матери нередко формируется сугубо отрицательный комплекс чувств к мужчинам, к брачной и семейной жизни, а следовательно, и у детей могут сложиться деформированные и искаженные представления о супружестве и семье.
    Как свидетельствуют материалы педагогических исследований, успеваемость детей во многом зависит от брачно-семейных отношений, от стабильности или дезорганизации семьи. Естественно, что в полных семьях легче и качественнее осуществляется контроль за поведением детей. Неслучайно, что среди несовершеннолетних правонарушителей большая часть приходится на выходцев из неполных семей.
    Развод  приводит не только к ухудшению и  снижению стабильности материального  и жизненного положения разведенных супругов, но и к одиночеству, озлобленности, нарушению общепринятых норм поведения (алкоголизм, наркомания, проституция), ухудшению самочувствия, настроения, тонуса, появлению чувства своей ненужности, заброшенности, отчужденности, снижению активности и трудоспособности. Следовательно, с разводом часто связаны сугубо отрицательные последствия. По данным статистики, только около 40% разведенных вступает в брак повторно.
    Проблема  развода для большинства людей - это прежде всего проблема одиночества, которое самым прямым образом связано с депрессивным состоянием.
    Подведем  итоги социальных последствий развода. Большая часть разведенных мужчин и женщин длительное время не имеют  возможности или желания вступить в повторный брак. Значительная часть разведенных женщин, имеющих детей, совсем не вступает в брак. Возможности деторождения разведенных женщин остаются нереализованными, что крайне отрицательно влияет на процесс рождаемости. Вследствие разводов увеличивается численность неполных семей, в которых ребенок воспитывается только одним из родителей. М. Брызгалов2 вполне правомерно считает, что рост безотцовщины при живом отце увеличивает вероятность девиантного и делинквентного поведения среди подростков. Развод создает травмирующие ситуации, способные вызывать нервно-психические расстройства как у родителей, так и у детей. Одиночество становится сложнейшей социально-психологической проблемой для миллионов людей.
    Целый ряд виднейших отечественных  и зарубежных клиницистов, психиатров и психотерапевтов, работавших с больными в разное время и в разных условиях, придерживается единого мнения по поводу неустойчивых остроконфликтных отношений между супругами как одного из самых могущественных факторов, влияющих на развитие и течение многих видов неврозов и психозов как у детей, так и у взрослых членов семьи.
    По  данным специалистов в области криминологии и судебной психологии, неблагоприятная  семейная среда часто пагубно  сказывается на формирующейся личности подростка и ведет его к  антисоциальным поступкам. Отрицательные социальные последствия развода сказываются и на демографической ситуации: вследствие высокого уровня разводимости по тем или иным причинам ежегодно не рождается несколько сотен тысяч детей.
    Отрыв от семьи, ослабление родительского контроля, воспитание в неполных и неблагополучных семьях, прекращение посещения школы ведут к тому, что в современных условиях дети и подростки вынуждены переживать стрессы и преодолевать психологические трудности самостоятельно. Для 48,4% подростков-наркоманов именно равнодушие взрослых является одной из основных причин приобщения к наркотикам.
    Социальное  одиночество у подростков, связанное  с семейными проблемами, когда  подросток не находит поддержки  и опоры в семье, или с индивидуальными  особенностями, когда он испытывает проблемы при общении со взрослыми или сверстниками, также стало и настоящее время серьезной проблемой, влияющей на самочувствие и здоровье ребенка, на его социализацию.
    В.В. Солодовников3 отмечает, что на поведение ребенка, подростка влияет рост количества неполных семей, в которых (даже при прочих благополучных условиях) снижаются и экономические, и воспитательные возможности, так как чаще всего после развода ребенок остается с матерью, у которой не хватает ни сил, ни времени на общение с ним. Возрастная психология подростков такова, что потеря одного из родителей, даже плохого, часто негативно сказывается на дальнейшем формировании его личности.
    Для подростка из неполных семей присущи  следующие психологические особенности:
    чувство неудовлетворенности эмоционального контакта с родными людьми;
    неудовлетворенная потребность в положительной оценке
    комплексы по поводу низкой материальной обеспеченности;
    агрессия и злость в отношении более благополучных детей;
    формируется комплекс неполноценности, наблюдаются тяжелые нарушения в мотивационной сфере.
    Социологов  все больше интересует проблема психологического одиночества и его влияния  на формирование и жизнедеятельность  личности. Социологические данные польских специалистов, изучавших воспитание детей в неполной семье, показали, что уровень эмоционального и в целом интеллектуального развития у этих детей значительно ниже, чем у воспитывающихся в семье. Конечно, семьи также бывают разные. Не случайно многие подростки высказывают мнение, что семья в основном занимается их материальным обеспечением: одеждой, пищей и т.д., что взрослым некогда общаться с детьми, а часто у них и нет желания.
    Поэтому весьма необходима социальная работа с подростками. Важно отметить, что  организация работы по месту жительства — это задача межведомственная, включающая в себя вопросы и воспитания, и социальной работы с определенными категориями детей. Эта важнейшая задача возложена сегодня на органы управления образованием, социальной защиты населения, занятости, внутренних дел, по делам молодежи, физической культуры и спорта, культуры, здравоохранения, общественных объединений.
    А.И. Ковалева4 подчеркивает, что целями организации воспитательной деятельности с детьми и подростками в конкретном микрорайоне (города, поселка, села) в зависимости от условий (кадровых, наличия материальной базы, сети образовательных учреждений) могут быть:
    социально-педагогическая защита подростков: предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми, развитие способностей и интересов личности, защита ее прав;
    формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности;
    увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
    создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;
    адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе;
    компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;
    дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами.
    Значительный  спектр воспитательной деятельности по месту жительства могут взять  на себя другие учреждения образования (социальной реабилитации, медико-психолого-педагогические службы микрорайона; центры социально-психологической помощи детям, семьи и молодежи; центры экстренной психологической помощи по телефону; социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи; социальные приюты для детей и подростков и др.).
    Сегодня происходит процесс восстановления клубной работы по месту жительства. Задача органов управления образованием — помочь в их становлении и  развитии. Традиции клубов как уникального  социально-педагогического явления  в отечественной педагогике сегодня продолжают сотни подростковых и молодежных клубов по месту жительства. Часть их них существуют как образовательные учреждения дополнительного образования детей. Некоторые из них возникли как чисто досуговые учреждения либо как общественные организации. Органы управления образованием призваны помочь в методическом оснащении их деятельности, переподготовке кадров для этих клубов вне зависимости от их ведомственной принадлежности, оказать посильную помощь в определении содержания их педагогической деятельности. 

1.2. Проблемы подростков  из неполных семей  и пути их решения  методами изобразительного  искусства 

    Подростковые  страхи и переживания своего одиночества  можно выявить при помощи их рисования.
    Стремление  подростка рисовать свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения подростков, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Уже само преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный фон настроения, большое количество страхов, необщительность и одиночество с которыми не может справиться подросток. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчетливых, но пересекающихся линий. При заторможенности и тем более беспокойстве подростки рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности.
    Особую  ценность представляет рисование в группе по следующим, поочередно предлагаемым на каждом занятии темам: "В школе", "На улице, во дворе", "Дома", "Семья", "Что мне снится страшное" (или "Чего я боюсь днем"), "Что было со мной самое плохое (или хорошее)", "Кем я хочу стать".
    В данном случае нас интересует тема "Что мне снится страшное" (или "Чего я боюсь днем"), она  дает возможность отобразить наиболее яркий страх – страх одиночества. Какой именно страх, учителем не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его. Не является обязательным и сам рисунок, тем более, если страхи отрицаются вообще. Если же рисунок сделан, то, значит, подросток смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение одиночества не приводит к его усилению, а, наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунке страх одиночества уже во многом реализован как нечто уже происшедшее, фактически случившееся. Тем самым остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного, и вместе это способствует потере аффективно-травмирующего звучания страха в психике подростка. Существенно и то, что занятие проходит в жизнерадостной обстановке общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны, уже не говоря об одобрении самого социального работника.
    Следующим этапом рисования в группе может  быть направленное устранение всех страхов, которым подвержен подросток, связанных  с его отстраненностью, замкнутостью. Составив список страхов у каждого из подростков, социальный работник дает задание нарисовать их. Продолжительность специально отведенных для этого занятий не превышает 30 минут. На одном занятии рисуется, как правило, несколько страхов, но может быть нарисован и один страх. Ни в коем случае нельзя торопить подростка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия. При среднем количестве страхов (у старших мальчиков - 8, у девочек - 11) необходимо проводить соответственно 4 - 6 занятий. О них сообщается заранее при встрече с родителем (учитывая, что это дети из неполных семей). Рисовать лучше всего красками или фломастерами (шестицветными).
    Занятие проводится следующим образом. Вначале  объясняется цель рисования страхов  как способа избавления от них. Затем  каждому подростку дается задание  нарисовать первый, идущий по индивидуальному  списку страх. После того как он нарисован, подросток подходит к социальному педагогу или социальному работнику или поднимает руку и ему дается задание нарисовать следующий страх.
    Важно каждый раз выразить одобрение по поводу выполнения задания, ибо гордость за это в известной мере является антиподом страха, повышая заметно чувство собственного достоинства, активность и уверенность в себе. Вместе с тем следует избегать заверений о прекращении страха сразу после рисования и тем более допрашивать, боится еще подросток или нет. Это будет выражением недоверия, в то время как подросток особенно нуждается в доверии к своей способности преодолеть страх одиночества. Главное для него - уверенность социального педагога, что все идет так, как нужно, раз он выполнил задание.
    Некоторые подростки долго не могут начать рисовать, постоянно спрашивая: "А как?" - в чем отражаются их неуверенность и тревожно-мнительный настрой. Можно тогда незаметно для других детей подсказать, как нарисовать страх, но в самых общих чертах. Как правило, трудным является только начало, что преодолевается примером рисующих сверстников, подражанием им. При рисовании исключаются темы смерти. Как абстрактные категории они наиболее трудны для отображения и к тому же по мере прохождения других, связанных с ними возрастных страхов сами по себе теряют свое аффективное звучание. Остальные страхи нужно нарисовать все без исключения, поскольку их неполное изображение может свести на нет достигнутые результаты.
    Через несколько дней проводится обсуждение рисунков. Конечно, проще его провести со всеми подростками вместе, но вследствие развития в группе эффекта подражания большинство подростков будут при всех безоговорочно соглашаться с отсутствием страхов, что не всегда соответствует действительности. Поэтому обсуждение проводится с каждым из них в отдельности. Последовательно показываются рисунки и задается вопрос о том, боится ли теперь подросток или нет. Чтобы не допустить внушения страха или его отсутствия, необходимо внимательно следить за тональностью голоса, избегая его акцентирования на одной стороне вопроса. Отрицание страха закрепляется похвалой. Если же страх сохраняется, то это также находит понимание и поддержку, как залог последующих успехов.
    Оставшиеся  страхи предлагается нарисовать снова, но так, чтобы на рисунках подросток  изобразил себя небоящимся, общительным. Социальный работник говорит: "А теперь нарисуй, что ты уже не боишься". Подобная инструкция противоположна предыдущей: "Нарисуй, что ты боишься", когда подросток обычно изображает только объект страха, а не себя. Теперь же он должен изобразить и себя в активной, противостоящей страху позиции. Подобная установка действует в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страха. Опять же необходимо продумать, как лучше выполнить задание, представить себе варианты, остановиться на одном из них и графически воплотить его посредством достаточно продолжительного волевого усилия. Все это представляет пример преодоления страха, который задается в общих чертах социальным работником, требует творческого развития и завершения самим подростком.
    На  рисовании страхов по контрасту  требуется меньшее число занятий, и в них участвуют уже не все подростки. Через несколько  дней после окончания повторного рисования страхов проводится индивидуальное обсуждение рисунков. Снова задается вопрос, боится теперь подросток или нет. Положительный успех закрепляется одобрением, похвалой. Большинство подростков из тех, кто после первого тура рисования еще боялся, теперь перестают испытывать страхи, и только в единичных случаях (10 - 15%) они остаются.
    Устойчивый  характер страхов указывает на лежащий в их основе высокий уровень беспокойства (тревожности), навязчивый оттенок, сниженный жизненный тонус, отсутствие достаточных защитных сил организма, а также недоверчивость и настороженность. Хуже эффект преодоления страхов у детей из неполных семей, детей, чьи родители конфликтны между собой, больны неврозами или отягощены тревожной мнительностью и хроническими соматическими заболеваниями.
    Здесь были обследованы шестеро учащихся МОУ СОШ № 20.
    Были  обследованы 6  учащихся 7 – 9 классов МОУ СОШ № 20 (по рассказам учителей были отобраны 3 девочки и 3 мальчика, слабо учащиеся, с наиболее неадекватным поведением и неблагоприятной обстановкой в семье).
    Виталий Б.(14 лет).
    Мальчик агрессивный, часто дерется, но не со сверстниками, а с теми, кто младше и слабее. Агрессия чередуется с периодами апатии, безволия. Виталий ни с кем не дружит, все время замкнут в себе, судя по всему одинок он и в семье. У Виталия выявлено большое количество страхов, и среди них страхи смерти, наказания со стороны матери, а также чертей. Взаимосвязь этих страхов говорит сама за себя (по словам учителя семья неполная, пьющая, родители в разводе, часто дерутся между собой, бьют ребенка).
    На  рисунках Виталия большое количество чертей с бутылками и стаканами, на другом рисунке - мужчина с очень злым лицом и с палкой в руке.
    После беседы мальчика включили в игровую  группу с целью психокоррекции поведения  и избавления от страхов. Виталий  стал более спокойным, агрессивность  стала проявляться намного реже, кроме того, мальчика записали в школьную секцию бокса, где он сможет избавляться от излишней агрессии.
    Аня В.(13 лет).
    В ходе беседы выяснилось, что она  боится (как она сказала) кладбища, гробов и покойников, что ожившие  покойники часто снятся ей ночью. С матерью у девочки контакт затруднен. С ровесниками застенчива, не проявляет активности в общении, все время молчит. В последующем, после беседы с матерью, учитель узнал, что девочку еще в четырехлетнем возрасте взяли на похороны на кладбище, после этого она стала жаловаться матери, что ей снятся гробы, что она не хочет увидеть родителей в гробу и не хочет там оказаться сама. Ночью она часто просыпалась и просилась к матери, но та вместо мягкой поддержки потребовала, чтобы дочь перестала говорить глупости, а в следующий раз вообще накричала на девочку, после этого девочка замкнулась, а страх ее только усилился ("...если мама ругается, значит это опасно...").
    На  своих рисунках девочка  изобразила гробы с крестами, в одном гробу - человека.
    После беседы девочку включили в игровую группу, где она избавилась от страха и научилась общаться со сверстниками.
    Миша  С.(15 лет).
    По  словам учителей очень способный, даже талантливый мальчик, однако, он очень  замкнут не общается со сверстниками, повышенно самокритичен, также не любит ходить в медпункт, постоянно отказывается лечить зубы, делать прививки (боится врачей).
    Во  время беседы о страхах выяснилось, что у него болен отец (эпилепсия), мальчик наблюдал несколько приступов, когда никого из взрослых не было дома, после чего он постоянно боится, что папа умрет, считает, что врачи "не умеют лечить... Папа лежал в больнице, но ему стало только хуже..."
    Кроме того, во время беседы он сказал: "Я  боюсь того, что я дурак...". Миша очень много читает, у него не по годам развита речь, он прекрасно пересказывает книги, но, как выяснилось, бабушка и дедушка, с кем он воспитывается, постоянно внушают ему, что он еще ничего не знает, что он должен успевать прочесть и изучить больше и т. д. В результате у мальчика сформировался страх собственной неполноценности. Мамы у мальчика нет (она умерла, когда ему было 8 лет – отсюда дополнительный страх перед врачами и недоверие к ним).
    На  рисунке Миша изобразил себя очень  маленьким рядом со своими дедушкой и бабушкой, а потом перечеркнул  свое изображение. Он посчитал себя недостойным своих родных.
    Мальчика  включили в игровую группу, чтобы  придать ему уверенности в  себе, научить уважать себя как  личность. Примерно через два месяца у Миши повысилась самооценка, он начал  общаться с одноклассниками.
    Сергей С.(12 лет).
    По  словам учителей его психическое  здоровье вызывает очень большие  опасения. Вместе с мамой, которую  он очень любил, Сергей попал под  машину, мальчика отбросило в сторону, а мама погибла у него на глазах. С тех пор мальчик почти  не разговаривает, а если и пытается, что бывает крайне редко, то очень сильно заикается. Бабушка с дедушкой, с которыми он теперь живет, считают, что "со временем мальчик сам оправится от потрясения... не нужен никакой психотерапевт..."
    Сергей  не смог рассказать о своих страхах, он начинал плакать или заикаться, поэтому пришлось попросить его нарисовать свои страхи. Он изобразил кладбище, в центре - женщину в гробу, рядом - себя, на лице он изобразил слезы.
    Занятия в игровой группе практически  не дали результатов, и мальчик все-таки был направлен на лечение к психотерапевту.
    Вика  К.(12 лет). О своих страхах сказала : "Мама хочет бросить меня...Я  ей не нужна..." На рисунке Вика изобразила в центре листка себя, а вокруг - маму, папу и ребят, стоящих к ней  спиной.
    Отец с матерью девочки недавно разошлись, оскорбленная мать постоянно твердит дочери, что та папе не нужна, папа ушел от нее, из-за чего девочка очень переживает. Сама же мать постоянно занята работой и поисками нового мужа, времени ребенку почти не уделяет, девочка решила, что и мать хочет бросить ее. Тогда Вика начала искать поддержки у сверстников, но, в силу некоторых причин, не нашла. Девочка впала в депрессию, несколько раз говорила подружкам, что не хочет жить, "потому что никому не нужна...". Вика была зачислена в игровую группу, где психолог во время игр постарался поднять ее статус среди сверстников, в результате у девочки появилась подруга и ее состояние заметно улучшилось.
    Во  всех этих случаях можно заметить, что дети из неполных семей переживают кризис одиночества, у них нет контакта со сверстниками, они непопулярны в классе, нет у них и близости с оставшимися родственниками.
    Применяя  технику рисования, мною было обращено внимание, что на начальном этапе  все рисунки мрачные, преобладают  темные (черный, коричневый, грязно – серый) цвета. У всех в результате одиночества и отсутствия поддержки со стороны сверстников и взрослых развились различные страхи, отсутствуют коммуникативные навыки.
    Включение в игровую группу, применение различных  методик рисования, совместные занятия помогли раскрепоститься, создать свой мир в рисунках, сделали подростков более жизнерадостными. Только одному мальчику (Сергей С.) требуется профессиональная помощь психотерапевта, поскольку личностные нарушения слишком глубоки и социальный педагога не может ему помочь. Один из важнейших результатов применения изотехники — появление выраженного интереса к продуктивной деятельности. 
Под конец формирующего эксперимента инициатива подростков выросла настолько, что в коллективной работе взрослым выполнялся только эскиз, а конец эксперимента ознаменовался пресыщением от раскрашивания и появлением сильной увлеченности самостоятельным рисованием. Это соответствует этапу формирования потребности самовыражения в социально направленной деятельности (в данном случае в рисовании). Параллельно с этим наблюдается повышение интереса к занятиям в школе и в кружках. Последнее свидетельствует о том, что подростками в качестве объекта для подражания уже воспринимается не один человек (экспериментатор), но и другие взрослые — носители социально-культурного опыта. Подростки вышли за рамки ситуативно-личностного (делового) общения. У них это проявилось в развитии интереса к взрослому и к предлагаемым им социальным видам деятельности (в частности, к продуктивной). У подростков из неполных семей возникло осознанное отношение к обучению в школе.
 
 

1.3. Технология профилактики  и их применение  в социальной работе  с подростками  из неполных семей 

      Под профилактикой подразумеваются  научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
    предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
    сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей;
    содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.
      Профилактические  мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Всемирная  организация здоровья определяет основным направлением охраны здоровья населения  профилактическое, призванное искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья, воспитания физически и духовно крепких людей. Профилактика является обязанностью составляющей повседневной работы на только лечебно-профилактических учреждений, но и всех социальных организаций и учреждений в проведении мероприятий по охране, оздоровлению окружающей среды, соблюдению гигиенических норм и требований. Реализация задач профилактики здорового образа жизни возможна лишь при участии самого населения и реализуется через диспансеризацию, широкое проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и санитарному проведению, в которых наравне с медиками призваны принимать участие и социальные работники.
      Хотелось  бы рассмотреть технологию профилактической беседы, с подростками, которая состоит из 4 этапов:
      Начальный этап. Установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». На этом этапе беседы рекомендуется использовать такие психологические приемы, как «сопереживание», «эмпатическое выслушивание». Здесь важно выслушать подростка терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (т. е. Необходимо дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.
      Второй  этап — главное:
      а) установить последовательность событий, которые могут привести к кризисам;
        б) снять ощущение безысходности в любой ситуации. Для достижения той цели логично применение следующих приемов: «преодоление исключительности ситуации», «поддержка успехами» и др.
      Третий  этап. Совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Здесь желательно использовать такие приемы, как «планирование», т. е. побуждение подростка к словесному оформлению планов предстоящей деятельности; «удержание паузы» - целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу в планировании своей деятельности.
      Завершающий этап. Его главная задача: окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка подростка. В этих условиях целесообразно использовать такие психологические приемы, как «логическая аргументация», «рациональное внушение уверенности».
      Не  менее актуальна в настоящее  время профилактика таких социальных патологий, как преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания. Целью их профилактики является создание предпосылки для формирования законопослушного высоконравственного поведения граждан. Формы и виды профилактических мероприятий разнообразны. Исходя из стадии предупредительного воздействия, они могут быть определены как:
    нейтрализующие;
    компенсирующие;
    предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
    устраняющие эти обстоятельства;
    мероприятия по осуществлению последующего контроля за проведенной профилактической работой и ее результатами.
      Профилактика  является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности, не допустить возможных отклонений в действиях или поведении социального объекта, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Программа профилактики состояния одиночества  у подростков из неполных семей
      2.1. Теоретические разработки  применения изотехник  в социальной работе 

    В социальной работе чаще всего применяются  изотехники, созданные для помощи в решении тех или иных проблем  клиента.
    А.А. Мелик – Пашаев5 считает, что изобразительная деятельность позволяет достичь состояния психического комфорта. При этом «художник» превращается в «зрителя», дистанцируясь от проблемы, как бы наблюдая ее со стороны.
    Например, техника «рассказа в картинках» помогает рассмотреть какую-либо проблему в динамике, воссоздать цепочку обстоятельств и поступков. Клиент осознает свое отношение к происходившему и может изменить это отношение. Данная техника имеет особую ценность в работе с подростками, которые затрудняются дать вербальное описание событий и чувств (Гудман, 2000). Обычно и дети, и взрослые с удовольствием описывают словами то, что они нарисовали. Главная задача социального работника в этой своеобразной изобразительной игре (Валкер, 2001) — помочь клиенту: в вербализации осознанного материала и связанных с ним переживаний; в осмыслении тех символических образов, которые воспринимаются им как опасные для него; в формировании у него новых интересов, значимых для его дальнейшего психосоциального развития. «Рассказ в картинках» имеет большую диагностическую ценность. С его помощью можно получить гораздо больше информации, чем с помощью многочисленных бесед с подростком в течение нескольких месяцев. Особенно важно, что приоритет в интерпретации рисунков принадлежит их автору. Иными словами, при такой диагностике социальный работник предоставляет инициативу подростку и опирается на его систему значений. Нужно предложить подростку изобразить, что изменилось в нем самом и в семье, когда ему стало плохо. Тематические задания для серии рисунков могут быть следующими. Нарисуйте и расскажите: Как вы узнали о том, что у вас проблемы? Что изменилось в вас, когда это произошло? Нарисуйте самые страшные представления о своей семье. Нарисуйте, что будет, когда проблемы уйдут. Нарисуйте себя здоровым и сильным. Нарисуйте себя в будущем.
    Исходя  из особенностей рисунков, можно предположить, на чем сфокусированы реакции  подростка: на чувствах или на проблеме. В первом случае в рисунках отражается страх смерти, страх боли в связи  с потерей одного из родителей  и т. д. Для второй группы характерно изображение различного оборудования, казенных помещений и т. д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.