На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Античная философия. Аристотель, как основатель

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКАЯ  ФИНАНСОВАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине философия на тему: «Античная философия. Аристотель, как основатель» 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Выполнила студентка: Латнак С.Н.
                                                       Проверил: преподаватель
                                                       Кирюхина Е.С. 
 
 
 
 

Калининград
2010
Содержание. 
 

    Введение………………………………………………………….3
    Биография Аристотеля…………………………………………..5
    Основные труды………………………………………………….8
    Заключение……………………………………………………...19
    Список литературы……………………………………………..21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 

     Научный интерес античной философии не ограничивается тем, что она служит особым предметом  исторического исследования, но также он поддерживается в равной степени и тем продолжающимся значением, которое принадлежит содержанию мыслей античной философии, в силу ее положения в развитии духовной жизни Запада.
       Центр тяжести при этом падает на факт возвышения знания до степени науки: не довольствуясь накоплением практических сведений и наполненных фантазией умозрений, касающихся религиозных потребностей, греки ищут знания ради него самого. Из слияния с остальными деятельностями культуры знание, как искусство, выделилось в самостоятельную функцию. Таким образом, история античной философии есть, прежде всего, рассмотрение происхождения западной науки вообще. Но в то же время она также и история зарождения отдельных наук. Ибо процесс дифференцирования, который начинается отделением сферы мысли от практики и мифологии, идет дальше и в самой науке: с накоплением и органическим расчленением материала, наука, бывшая сначала простой и общей, которую греки называли философия, распадается на особенные науки, отдельные философии, которые и развиваются впоследствии более или менее независимо. [1]
       Античная  философия являет собой последовательно  развивавшуюся философскую мысль  и охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия этого периода есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась не изолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где ещё до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдалённых стран Востока – Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей. [3]
       Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот не может  по – настоящему знать и её современного состояния. Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости.  И даже заблуждения гениальных умов часто куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека.
       Философия и её история во многом определяются личностными особенностями того или иного мыслителя. Мы рассмотрим на примере Аристотеля. [6]
 

       
 
2. Биография  Аристотеля 

       АРИСТОТЕЛЬ  Стагирит (384–322 до н.э.) – великий древнегреческий философ и ученый, ученик Платона, основатель Перипатетической школы.
       Родился в Стагире, греческом городе на восточном  побережье п-ова Халкидика. Его  отец Никомах был придворным врачом и личным другом македонского царя Аминты Второго, и их погодки дети, юный Аристотель и наследник престола Филипп, не раз проводили время вместе. Когда Аристотелю было 15 лет, отец его умер, опекуном был назначен его дядя Проксен, который, вероятно, и рассказал Аристотелю про Платона и его Академию. В 17 лет приехал в Афины и с 367 по 347 был в платоновской Академии сначала на правах ученика, затем – в качестве преподавателя. [1] 
 

 
 

       В Академии Аристотель в течение почти 20 лет развивает свои творческие способности. Сначала на него заметно  влияла философия Платона, в частности  учение об идеях. Однако менее чем  за десять лет пребывания в Академии он «самоопределяется» и занимает критическую позицию по отношению к философии академиков. Ориентация его собственных философских поисков, несогласие с академической философией в основных вопросах заставили его в конце концов уйти из Академии.
       После смерти Платона он уезжает из Афин и почти 14 лет (347–334) проводит в странствиях. Сначала он прибывает в Атарней (Малая Азия), но после смерти местного тирана, его друга Гермия, отправляется на остров Лесбос, а оттуда в 343 г. до н. э. по приглашению македонского царя Филиппа II переселяется в македонскую Пеллу, где становится учителем Александра, сына Филиппа. [1]
       Когда Александр пришел к власти, Аристотель не одобрил его завоевательскую  политику, что стало поводом к  постепенному охлаждению отношений  между ними. После тридцати лет странствий Аристотель возвращается в Афины и основывает - собственную школу в афинском Ликее. Здесь во время прогулок он излагал своим ученикам проблемы философии, вопросы естественных и общественных наук. Поэтому школу Аристотеля называют иногда перипатетической (перипатео — прогуливаюсь). [6]
       Во  второй половине IV в. до н. э. в политической жизни Афин соперничали две партии. С одной сторо-ны, «македонская партия», которая прилагала усилия к экономическому и политическому сближению Афин и других греческих городов с постоянно усиливающейся Македонией, и, с другой — «антимакедонская партия», которая ориентировалась на независимость Афин и их новое возвышение, как во времена Перикла. Аристотель, несмотря на его некоторое охлаждение к Александру, был активным сторонником экономического и политического сближения с Македонией. Поэтому, когда после смерти Александра Македонского (323 до н. э.) в Афинах к власти приходит «антимакедонская партия», он был вынужден покинуть город. Он уходит в Халкиду, на остров Эвбеи, где ведет интенсивную теоретическую работу, но менее чем через год умирает (322 до н. э.). Согласно завещанию, был похоронен  в  родной Стагире.
       Аристотель  был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. [7] 
 
 
 
 

                                      
                   Скульптура головы Аристотеля — копия работы Лисиппа, Лувр. 
 

 

  
3. Основные  труды
         Философская мысль Древней Греции  достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля, воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине,  тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится и в веках будет учиться у него философской культуре.
       Аристотель- ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром  чувственных вещей и миром идей. [5]
       Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существовавших в античности. Она опиралась на обширнейший эмпирический материал как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля — это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он с учениками систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных наук. Написал более 150 научных трудов и трактатов. [3]
       В своем большинстве труды Аристотеля сохранились у его учеников и  последователей. В эллинистический  период, в I в. н. э., они были собраны, классифицированы и изданы последователем Аристотелевой философии Андроником Родосским. Их можно разделить на несколько тематических групп.
         К первой группе относятся работы, которые излагают наиболее существенные вопросы онтологического характера. Аристотель определяет эту проблематику как первую философию (проте философиа). Андроник Родосский все эти работы объединил в один трактат, который был назван «Метафизика» (название возникло случайно: эти труды в издании произведений Аристотеля следовали сразу за трудами, которые были посвящены вопросам естественных наук, т. е. за физикой). [8]
       «Суть бытия» вещи - её форма, или её «первая сущность» (в «Метафизике»). Форма, суть бытия и первая сущность в «Метафизике» - синонимы. «Формою я называю суть бытия каждой вещи и первую сущность», - подчёркивает Аристотель.
       С этим понятием происходила невероятная  трансформация, Этимологически здесь всё достаточно просто: мечта (греч.) – «сверх», «над». Таким образом, все, что сверх физической реальности, относится к реальности метафизической. А это может быть не только, например, духовная, но и биологическая, и социальная реальность – они ведь сверхфизичны. Но под метафизикой понималась особая сверхчувствительная реальность, пребывающая за пределами опыта, эксперимента, наблюдения, причем как прямого, так и косвенного. Однако эксперименту, наблюдению, опыту человека и человечества доступна пока ещё крайне малая доля сущего. Всё «остальное» находится в области, запредельной для человеческой чувственности. Размышления об этом и есть метафизика. [2]
      Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому - влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всех зрительные восприятия, ибо видение, можно сказать, мы предпочитаем всем остальным восприятиям, не только ради того, чтобы действовать, но и тогда, когда мы не собираемся что-либо делать. И причина этого в том, что зрение больше всех других чувств содействует нашему познанию и обнаруживает много различий [в вещах]. [2]                                                  
      Материя и форма (эйдос). Потенция и акт. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своём количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, как, скажем, мрамор содержит возможность различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи  соответствующую форму. Под формой  Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которой вещь становится действительной. Форма-это стимул и цель, причина становления многообразный вещей из однообразной материи: материя - своего рода глина. Для того чтобы из неё возникли разнообразные вещи, необходим гончар – бог (или ум – перводвигатель). [5]
        Форма и материя неразрывно  связаны между собой, так что  каждая вещь в возможности  уже содержится в материи   и путем естественного развития  получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Таким образом Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слиянность материй и эйдоса (формы). Материя выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего. Мрамор например, можно рассматривать как возможность статуи, он же  есть материальное начало, субстрат, а высеченная из него статуя – это уже единство материи и формы. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.
        Следующую группу его работ представляют труды, посвященные вопросам философии природы и естественных наук, — «Физика», «О небе», «О возникновении и гибели», «Метеорология», «О возникновении животных» и др. [2]
       Аристотель  стремится отделить физику от метафизики и от математики. Метафизика и математика имели у него то общее, что изучали  неподвижные сущности, но математические неподвижные сущности были неотделимы от материи и существовали в них не как таковые, а как свойства вещей, а метафизические сущности были не только в вещах, как их сущности и сути бытия, но и вне материи (в боге). Физика же, по Аристотелю, в отличие о метафизики и математики, изучает подвижные предметы, которые к тому же, в отличие от метафизических сущностей, вовсе неспособны существовать отдельно от материи. «Физические сущности» не могут существовать без материи так же, как, поясняет Аристотель, курносости не может быть без носа. [4]
       Как и наше слово «природа» (т. е. рождённое, прирождённое), древнегреческое слово «фюзис» динамично. В своём словаре философских терминов (V книга «Метафизики») Аристотель насчитывает в слове «фюзис» шесть значений, из которых три обыденных, а три аристотелевских. Природа - это:
       1) возникновение рождающихся вещей;
       2) то основное в составе рождающейся  вещи, из чего вещь рождается;
       3) источник, откуда получается первое  движение в каждой из природных  вещей;
       4) материя;
       5) форма;
       6) сущность.
       Из  шести названных значений Аристотель отдаёт предпочтение последнему. Материя для него является природой лишь в той мере, в какой она способна определяться через сущность, а так как мы видели, что у Аристотеля сущность и форма тождественны, то и через форму (таким образом 6-е и 5-е значения совпадают). Однако не всякая сущность есть природная, естественная сущность. Есть ведь искусственные вещи, созданные человеком. Поэтому «природою в первом и основном смысле является сущность - а именно сущность вещей, имеющих начало движения в самих себе таковых» [5]
       Весьма  обширную группу представляют работы, посвященные проблематике обществознания. Сюда относятся этические, политические, эстетические и другие трактаты —  «Политика», «Никомахова этика», «Эвдемова  этика», «Риторика», «Поэтика» и  др.
       Поэтика.
       Перевод Н. Новосадского
       Эпос  и  трагедия, а также комедия, дифирамбическая поэзия и большая часть авлетики и кифаристики — все они являются вообще подражанием. А отличаются они друг от друга тремя чертами: тем, что воспроизводят различными средствами или различные предметы, или различным, не одним и тем же, способом.
       «Политика»  Аристотеля интересна и в то же время важна: интересна она тем, что показывает предрассудки, общие  образованным грекам его времени, а  важна как источник многих принципов, влияние которых сохранилось до конца средних веков. Я не думаю, чтобы в ней было много такого, что оказалось бы практически полезным для государственных деятелей наших дней, но многое проливает свет на борьбу партий в различных частях эллинистического мира. В ней мало сведений о методах управлениях в неэллинских государствах. Все рассуждения касаются городов-государств, и отсутствует предвидение их упадка. Греция благодаря тому, что она делилась на независимые города, была лабораторией для политических экспериментов. Но от времён Аристотеля до возвышения итальянских городов в средние века не было ничего такого, к чему приложимы были бы эти эксперименты. Во многом тот опыт, к которому обращался Аристотель, имел большее отношение к современному миру, чем к любому такому, который просуществовал тысячу пятьсот лет после того, как была написана его книга. [3]
       Аристотель  чувствует, что государство всё  же ограничено в своих воспитательных возможностях, в его ведении находятся  скорее этические, чем дианоэтические добродетели. Поэтому в «Политике» Аристотель говорит лишь об этических добродетелях, а если о дианоэтических, то в связи с практическим разумом. В качестве таковы Аристотель выделяет мужество, благоразумие, справедливость и рассудительность.
Аристотель  понимает справедливость как общее  благо. Достижению общего блага и  должна служить политика. Достичь  этой цели не легко. Политик должен учитывать, что человек подвержен  страстям и что человеческая природа  испорчена. Поэтому политик не должен ставить своей целью воспитание нравственно совершенных граждан, достаточно, чтобы все граждане обладали добродетелью гражданина - умением повиноваться властям и законам. [3]
       Такова  программа-минимум «Политики» Аристотеля. Программа-максимум распространяется Аристотелем лишь на правителей: для умения властвовать необходима не только добродетель гражданина, но и добродетель человека, ибо власть имущий должен быть нравственно совершенным.
       Аристотель  определяет государство как «форму общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством» (III, 1), политическое же устройство - как «порядок, который лежит в основании распределения государственных властей» (VI, 1). Политическое устройство предполагает власть закона, определяемого философом как «бесстрастный разум», как «те основания, по которым властвующие должны властвовать и защищать данную форму государственного быта против тех, кто её нарушает» (VI, 1).
       Аристотель  различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную. Говоря о составе государства, Аристотель подчеркивает его многочастность и не подобие частей друг другу, естественное различие составляющих его людей - «из людей одинаковых государство образоваться не может» (II, 1), а также различие семей в государстве. [7]
       Основа  государства - гражданин. Государство  состоит именно из граждан. Отмечая, что каждое политическое устройство имеет своё понятие о гражданине, сам Аристотель определяет гражданина как того, кто участвует в суде и в управлении, называя это «абсолютным понятием гражданина» (III,1). Кроме того, граждане несут военную службу и служат богам. Итак, граждане - те, кто исполняет воинскую, административную, судейскую и жреческую функции.
       Государство, будучи формой общежития граждан, - не единственная его форма. Другие формы - семья и селение. Они предшествуют государству, которое по отношению к ним выступает как их цель. Государство - энтелехия семьи и селения, энтелехия человека как гражданина. Аристотель определяет человека как по своей природе политическое животное.
       Больше  Аристотель ничего не может сказать  о стимулах создания государства, для  него государство существует естественно. Это означает, что философ не может  найти специфические законы общественного  развития, он даже не подозревает об их существовании.
       Первый  результат проявления политической сущности человека - образование семьи. Семья в изображении Аристотеля непременно имеет три двойные  части и соответствующие им три  формы отношений, «первые и самомалейшие части семьи суть: господин и раб, муж и жена, отец и дети» (I,2), а потому «в семье имеют место отношения троякого рода: господские, супружеские и родительские» (I, 2). В соответствии с этим Аристотель различает в семье власть господскую и власть домохозяина, первая власть - власть над рабами, вторая - над женой и детьми. [1]
       Аристотель  рассматривает рабство как необходимое  и вечное явление. С самого рождения одни существа предназначены к подчинению, другие - к властвованию. «Природа устроила так, что и физическая организация  свободных людей отлична от физической организации рабов; у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди держатся прямо и неспособны для выполнения подобного рода работ; зато они пригодны для политической жизни». У раба на первом месте тело, у свободного - душа, а душа - начало властвующее. [4]
       Аристотель  неправильно считает, что несколько  семей со временем образуют селение. На самом деле, как известно, индивидуальные семьи выделяются из первобытной  общины и из групповых семей. У Аристотеля же селение - разросшаяся семья, интересы которой уже превосходят обыденные нужды. Из нескольких селений как их энтелехия возникает государство. Аристотель не смог глубоко взглянуть на суть процесса генезиса государства. Неверно он представляет себе и природу государственной власти. Для него власть в государстве - продолжение власти главы семьи.
       Такова  патриархальная теория происхождения  государства Аристотеля. А так  как власть домохозяина по отношению  к жене и детям, как отмечалось, монархическая, то и первой формой политического устройства была патриархальная монархия.
       Однако  патриархальная монархия - не единственная форма политического устройства. Таких форм много.
       Выдающийся  раздел его творчества представляют труды, посвященные логике и методологии, которые объединены под общим названием «Органон» (сюда относятся работы «Категории», «Об объяснении», «Первые аналитики», «Вторые аналитики», «Топики», «О софистических доказательствах»). [1]
       Аристотель  был, видимо, первым, кто глубоко и систематически исследовал все доступные ему работы предшествующих мыслителей. Систематически, хотя и через призму собственных воззрений, он рассматривает философские учения от древнейших мыслителей до своих современников. В этом смысле о нем можно говорить и как об историке философии. Большое внимание он уделяет наиболее существенным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию — науку о сущем.
       В «Категориях» рассматриваются роды подлежащего. Основная тема «Об истолковании» - разновидности суждения, т.е. истинного или ложного высказывания, образующегося с привлечением одного подлежащего и одного сказуемого, а также способы приписывания суждениям модальных операторов.
В «Первой  аналитике» разбирается силлогизм - сложное суждение, состоящее из простых, выполняющих роль посылок, и заключения. Предмет «Второй аналитики» - аподиктическое доказательство, строящееся по схеме силлогизма из достоверных начал.
Предмет «Топики» - вероятностное доказательство, строящееся по схеме силлогизма на основе спорных положений. [6]
       Логика  и методология. В трудах Аристотеля значительного совершенства достигла логика и вообще категориальный, т.е. понятный, анализ. Многие современные исследователи считают, что самое главное в логике сделано именно Аристотелем.
       Аристотель весьма подробно рассматривает ряд категорий, каждая из которых выступает у него в трояком  виде: 1) как род бытия; 2) как форма мысли; 3) как высказывание. Их суть в следующем: сущность, свойство, отношение, количество и качество, движение (действие), пространство и время. По поводу каждой из этих категорий Аристотель формулирует множество ценных идей, которые и поныне привлекают внимание исследователей.  [3]
       Но  Аристотель оперирует не только отдельными категориями, он анализирует высказывания, взаимоотношения между которыми  определяются тремя  знаменитыми законами формальной логики.
       Первый  закон логики – закон тождества (А есть А) т.е. понятие должно употребляться  в одном и том же  значении.
       Второй  закон логики – закон исключенного противоречия (А не есть не – А).
       Третий  закон логики  - закон исключенного третьего (А или не – Аистинно, «третьего не дано»).
       На  основе законов логики Аристотель строит учение о силлогизме (буквально: о  сосчитывании высказываний). Смысл  силлогизма состоит в том, что  в нем два крайних термина S и P соединяются посредством третьего M, общего обеим посылкам. В итоге получается определение, называемое выводом. Например:
              Все граждане России имеют  право на труд (общее правило  S).
              Иванов – гражданин России (меньшая посылка P).
              Иванов имеет право на труд (вывод М).
       Как видим, вывод М содержится в большой (S) и меньшей (P) посылках, т.е. силлогизм есть метод раскрытия готового знания. Силлогизм нельзя отождествлять с доказательством вообще. Есть доказательства, которые отличаются от силлогизмов.
       Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю. Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально неопределима) ни одной из категорий, которыми мы определяем реальные (конкретные) состояния сущего Она образует, собственно, «потенциальную» предпосылку существования. И хотя она является основой всякого бытия, ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия. [5]
       Наипростейшей определенностью этой первой категории являются, по Аристотелю, четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля, с которыми мы встречались уже у досократовских мыслителей. Они представляют определенную промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем. У воспринимаемых чувствами вещей (их изучением занимается физика) можно различить две пары взаимно противоположных свойств — тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств, по Аристотелю, характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением теплого и сухого, воздух — теплого и влажного, вода — холодного и влажного, а земля — холодного и сухого. [5]
         Эти четыре элемента — основа  реальных (чувственно воспринимаемых) вещей. В то же время Аристотель допускает и возможность замены одного элемента другим, это становится возможным потому, что все элементы являются в принципе (конкретной) модификацией одной и той же первой материи.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.