На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Современная политическая система России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение……………………………………………………………………………….2
    Понятие политической системы……………..………………………………...4
    Основные элементы политической системы ………..……………………….10
    Типология и закономерности политических систем ….…………………….15
    Функции политологии ……………………….  ………………………………19
    Современная политическая система России………………………………….20
    Заключение……………………………………………………………………...22
    Список литературы……………………………………………………………..23
 
 
 


  Введение
  Политическая  система - это основополагающая форма  организации политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются, прежде всего, по характеру присущих им политических структур.
  Теория  политических систем занимает в науке  о политике одно из гласных мест. Анализ политической системы дает возможность  продвигаться по пути конкретного раскрытия  взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет  выяснять предметно-практические формы  и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных  сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик, поддающихся  эмпирическому социологическому исследованию. Основание теории политических систем имеет важное методологическое и  практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает  их научными подходами в понимании  нынешних проблем реформирования российского  общества.
  Г. Алмонд о политической системе.
  К числу  основных функций политической системы  относятся: трансформация, поддержка  и адаптация. Особое внимание Алмонд уделяет изучению "входящих" и "выходящих" факторов политической системы.
  Он разделил "входящие" факторы на два вида: факторы требований и факторы  поддержки. К факторам требований отнесены:
  требования  хорошей жизни и услуг (работы, образования, отдыха, транспорта);
  требования  регуляции поведения (общественной безопасности, контроля над рынком и трудовыми отношениями, правил брака и организации семьи), требования участия в политической системе (права голоса, организации, создания правительственных органов и  должностей, политических ассоциаций);
  символические требования (образ власти или политического  режима в условиях мира или внешней  угрозы, принципы взаимодействия политической элиты и средств массовой информации).
  К факторам поддержки относятся: материальная поддержка, послушание законам, участие  в голосовании, вступление в организации, манифестация приверженности общественному  авторитету, символам и церемониям.
  К "выходящим" факторам политической системы относятся:
  "извлечения" в форме взносов, налогов, добычи, личной службы;
  разнообразные виды социальных действий; размещение и распределение товаров и  услуг, возможностей, славы, статусов;
  символические "извлечения" в форме ценностей, политических символов, утверждений  и намерений.
  Подход  Алмонда к исследованию функционирования политической системы коренным образом  отличается от бихевиорализма, ограничивающегося  лишь анализом "входящих" факторов.
  Д. Истон  о политической системе
  Дальнейшее  развитие системного подхода нашло  отражение в работах Дэвида Истона. Сам Истон так сформулировал  суть своего подхода: "Что поддерживает систему в рабочем состоянии, так это входящие факторы различного характера. Они могут быть преобразованы  посредством внутренних процессов  самой системы в выходящие  факторы, а последние, в свою очередь, имеют последствия как для  системы, так и для окружающей систему среды".
  Окружающая  среда - это место и условия, в  которых действует политическая система. Среда может быть внесоциальной (экологические, географические факторы) и внутри социальной (социальная система, политическая и правовая системы).
  На "входе" информация, получаемая политической системой, имеет вид требований и  поддержки. Требования к политической системе носят экономический, социальный, политический характер. Требования могут  возникать и формулироваться  как в среде рядовых граждан, так и в среде политиков. Поддержка  выражается в одобрении, преданности, лояльности граждан.
  На "выходе" исходящая информация имеет вид  решений и действий. Эти решения  и действия влияют на всю политическую систему в целом, так как приводят к перераспределению мест в органах  власти. В том случае, если они  соответствуют ожиданиям и требованиям  достаточно большого числа граждан, происходит усиление поддержки политической системы.
  Как следствие, в политической системе усиливаются  стабилизирующие процессы. В случае полного или частичного несоответствия решений и действий ожиданиям  большинства политические решения  могут иметь негативные последствия, вызывая реакцию отторжения правящей элиты или всей системы в целом  и порождая новые требования. В  этом случае в политической системе  множатся дестабилизирующие процессы. Таким образом, решения и действия на "выходе" дают импульс на "вход", корректируя требования и поддержку  корпуса избирателей. Именно так  образуется "петля" обратной связи.
  Основное  предназначение политической системы  состоит в том, чтобы выполнить  две главные функции: во-первых, распределять ценности в обществе и, во-вторых, побуждать  большинство членов общества принять  это распределение как обязательное, по крайней мере, в течение длительного  времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие политической  системы, ее функции
  Политическая  система как одно из основополагающих понятий социальной науки - плод современного этапа политического знания. Термин "политическая система" встречается  еще в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени  в категориальном плане, а обозначал  только отдельную сторону политической жизни. В "Политике" Аристотеля мы читаем", форма государственного устроения то же самое, что и политическая система, последняя же олицетворяется верховной властью в государстве".
  В современной  политической науке понятие "политическая система" разработано как категория, охватывающая все главные стороны  и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений.
  Индийский политолог П. Шаран, анализируя современные  учения о политических системах, отмечает важное преимущество самого понятия "политическая система", которое охватывает сферу  политической деятельности "всех лиц  и все институты, участвующие  в политическом процессе". Имеющиеся  в литературе определения подтверждают его мнение.
  Понятие "политическая система" - это определение  организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупности взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных  с осуществлением власти и управлением  обществом. Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения  властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных  и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие "политическая система" обозначает характерные для определенного  общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического  процесса. Наконец, оно фиксирует  существенную связь политических структур и отношений с конкретной территориальной  общностью людей.
  Политическая  система существует в реальной стране или группе стран, ее основа - определенное сообщество людей (национальное или  интернациональное). Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность  подходов в его анализе. Так, если рассматривать систему в институциональном  плане, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных  институтов и норм, в рамках которых  проходит политическая жизнь данного  общества. В другом варианте подчеркивается властный аспект политической системы  и ее определение связывается  главным образом с узаконением  государственного принуждения как  средства регуляции взаимоотношений  между людьми. В третьем - политическую систему рассматривают как систему  авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе. Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия.
  Система существенно отличается от всякой совокупности разнородных политических субъектов  и отношений, заполняющих политическое пространство данной страны. Любой  вид социальной системы предполагает такую взаимосвязь ее элементов, которая образует определенную целостность, единство. А это означает объединенность входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. При чем  эти признаки не сводимы к сумме  свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов  не выводимы из признаков целого. Социальная система в высшей степени сложный  организм, поведение которого подчинено  достижению определенных целей разных уровней и зачастую несогласованных  между собой. Она, в известной  мере, детерминирует деятельность входящих в нее субъектов, и вместе с  тем сама способна изменяться в процессе функционирования и развития под  влиянием окружающей среды.
  Политической  системе свойственны общие черты  социальных систем. Кроме того, ее характеризуют  специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта  система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В ее фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей - идеология, отражающая социальные интересы больших  социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные  политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе  особую роль духовного фактора в  отработке механизмов функционирования и модернизации системы.
  Следует также отметить, что политическая система не только формируется, но и  действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается  в таких ее институтах (по Т. Парсонсу), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института лидерства  достаточно точно характеризует  специфику политической системы, целенаправленно  формирующейся и действующей. В  данном контексте понятие "лидерство" означает некую нормативную модель поведения индивида или группы (элиты, партии), включающую, в силу занимаемого  ими в данном обществе положения, право и обязанность осуществлять инициативу во имя достижения общей  цели и привлекать к ее реализации все сообщество.
  Органы  власти - органическая часть политических институтов, в чем аккумулируется власть; они служат орудием целенаправленного  действия политических субъектов. Наконец, институт регламентации - это совокупность разрабатываемых норм и правил (правовых, политических, профессиональных), составляющих основу регуляции и контроля в  массиве политической деятельности и отношений.
  Политическая  система, поскольку она является орудием осуществления власти, а  также выражения, защиты и реализации общих, обязательных для большинства  граждан, интересов, выступает по отношению к другим системам общества доминирующим фактором.
  Экономическая сфера, социальные структуры, культурологические факторы и другие - все они опираются  на политическую систему, которая обеспечивает их организованность, легитимность, закрепляет именно данные структуры в качестве ведущих, господствующих в обществе. В этом смысле можно говорить о  первенстве политики по отношению к  другим системам общественного организма.
  Политическая  система, будучи доминирующей в качестве орудия власти, тем не менее, зависит от общественной среды, определяется социально-экономической структурой общества, остается надстройкой по отношению к этой базисной структуре. Обусловленность политической системы социальной средой находит свое конкретное выражение в том, что ее носителями выступают определенные большие социальные группы, классы, слои. Политическая система - это организация больших социальных групп в сфере власти и управления.
  Материалистическая  концепция обусловленности политической системы способом производства, социально-экономическими отношениями в настоящее время  подвергается критике. Так, французский  политолог Клод Лефорт в статье "Демократия" утверждает: "Считать, что общественная система раскрывается в инфраструктуре, состоящей из способа производства, а также, что политическая организация - это лишь элемент надстройки, созданной для подтверждения могущества обладателей средств производства, - значит забывать о том, что поведение классов, групп, индивидуумов зависит от их принадлежности ко всему комплексу, управляемому политическими принципами, забывать о том, что у них здесь есть условия для свободного выражения интересов и мнений, условия для свободного объединения, информации, формулировки новых прав". Критическая аргументация К. Лефорта больше относится к вульгарно-экономическому толкованию взаимосвязи политической надстройки и экономики.
  Для любого политолога-материалиста, не зашторенного одиозными догмами, ясно, что всякая политическая система формируется под воздействием не одного только экономического базиса, а комплекса условий и факторов. Польский политолог-материалист А. Бодрен с присущим ему своеобразием научного мышления показал историческую обусловленность политических систем. Он назвал пять факторов, влияющих на формирование систем:
  1) непрерывность  природной среды, в которой  живет данная нация или ее  отдельная группа;
  2) материальные  продукты ее деятельности;
  3) совокупность  ценностей и образцов поведения,  знания и представления о мире, передаваемые из поколения в  поколение;
  4) общественные  институты, которые каждое поколение  застает как данность;
  5) внешняя  среда нации, образующая вместе  с нею определенный круг цивилизации  и культуры, а также политические  условия.
  Научное понимание диалектического взаимодействия политической системы с другими  сферами общества не исключает, а, напротив, предполагает влияние на поведение  социальных групп и индивидов  разнообразных элементов социальной среды. Следовательно, нет и не может быть жесткой, линейной зависимости политических субъектов и организаций, их действий от экономики.
  Политическая  система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению  к ним и ко всей социальной среде  как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса  социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных  связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами - правовыми и политическими.
  Как часть  общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые  исходят извне, от общества, а также  импульсов изнутри - взаимодействий ее институтов, ценностей и т.д. По Д. Истону, на "входе" системы, это - совокупность требований и поддержка, в коих проявляются реальные интересы социальных групп. Например, требования безопасности, равноправия, политического  участия и другие; поддержка в  виде открытых действий общественных сил в защиту системы, соответствующие  умонастроения, приверженность господствующим ценностям и т.п. Система регулирует потоки требований, формулирует их в применении к проводимой правящими  институтами политике. На "выходе" системы - результаты деятельности, принимаемые  решения, словом, реализация государственной  власти и заложенных в системе  способов управления сообществами людей. Политическая система устойчиво  функционирует, если не допускается  перегрузка ее требованиями и достигается  взаимоувязка действий системы на "входе" и "выходе".
  Являясь самостоятельным организмом, политическая система обладает своими возможностями, или условно говоря, способностями. Американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные способности:
  1) регулирующая, касающаяся управления поведением  групп и индивидов (введение  норм, действие администрации и  т.д.);
  2) экстракционная, связанная с добыванием необходимых  для своего функционирования  экономических и других ресурсов;
  3) дистрибутивная - способность распределять и  перераспределять ресурсы, блага,  услуги, знаки отличия и прочее;
  4) реагирующая,  связанная с необходимостью постоянно  отвечать на требования социальной  среды, адаптироваться к ее  изменениям. П. Шарон вполне обоснованно  добавляет еще пятую, не менее  существенную, а возможно, самую  важную способность: саморегуляции,  характеризующую внутреннюю, обращенную  на себя управляемость.
  Способности реализуются в функциях политической системы, или иначе, в главных  ее видах деятельности. Последние  же определяются той ролью, которую  объективно призвана играть политическая система в обществе. А именно: обеспечивать существование данного  общества как единого самоуправляемого социального организма.
  Функциональный  подход в анализе политической системы  включает три уровня: рассмотрение взаимодействия системы с обществом  в целом, в ее внутреннем функционировании и в ее сохранении и адаптации10. Разумеется, они взаимосвязаны, более того, взаимопроникают и в реальной жизни скорее представляют аспекты (стороны) различных видов деятельности политических институтов.
  Функции политической системы, обращенные в  большей степени к другим подсистемам  общества:
  1. Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, страны. Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда - это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.
  Политической  системой устанавливаются и осуществляются определенные формы и методы властвования: насильственные и ненасильственные, демократические и авторитарные. Применяется та или иная субординация и координация политических институтов.
  Институционализация политической системы осуществляется через конституцию - свод утвержденных в правовом порядке образцов институтов, законов и политико-правовой практики.
  2. Политическая система - управляющая система. Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения. Объем управленческих функций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от типа общественных систем. Так, сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику значительно уже, чем в странах социалистической ориентации.
  Такая особенность  объясняется двумя обстоятельствами. В позитивном плане: социализм в  идеале предполагает сознательное творчество масс. Политика как форма организации  массовой деятельности призвана здесь  стать важнейшим фактором исторического  прогресса. В действительности негативная роль политики и ее институтов в  странах, сделавших социалистический выбор, стала чрезмерной, деформированной. Политические институты в значительной мере поглотили общество, так как  его социальные организации не были развиты в достаточной степени  и уступили свои роли государственным  структурам.
  Действие  политической системы как управляющей  включает постановку целей и разработку на их основе политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую политическим целеполаганием, нельзя абсолютизировать. Процесс общественной жизни при всех исторических условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным. Драматические страницы развития нашей  страны опровергают стереотипную, пропагандировавшуюся многие годы характеристику советской истории лишь как практического воплощения научной теории марксизма-ленинизма.
  3. Политическая система выполняет интегративную функцию в обществе: обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохранения статус-кво общества. Она объединяет эти социальные группы и слои вокруг общих социально-политических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встречающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения.
  4. Одна из важнейших функций политической системы - создание необходимых политических условий для функционирования и прогресса экономики (правовое закрепление форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т.п.).
  5. Защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий. Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приобретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, идеологической, информационной), наконец, от экокатастрофы.
  Словом, политическая система реализует функцию целеполагания  и целедостижения, обеспечивает порядок  в обществе, держит под контролем  процессы социальной напряженности  в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия  для безопасности (физической, правовой, профессиональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо  или косвенно) между членами общества, мобилизует ресурсы для удовлетворения социальных потребностей.
  Переход на следующий - внутренний уровень функционального  анализа системы - представляет собою  рассмотрение видов ее деятельности, сопряженных с осуществлением отмеченных функций. Г. Алмонд и вместе с ним  Р.-Ж. Шварценберг и П. Шаран объединяют их в группу функций конверсии (преобразующих). Речь идет о тех преобразовательных действиях, которые осуществляют институты  на "входе" и "выходе" системы: а) артикуляция и агрегация интересов, что означает процесс предъявления, выражения и обобщения социальных интересов при выработке политических решений; б) нормотворчество (выработка  норм и правил); в) применение норм и  правил; г) контроль за соблюдением  норм и правил; д) политическая коммуникация. Три последние функции - сфера  деятельности институтов государственной  власти. Функция "д" в значительной мере реализуется негосударственными организациями, в том числе партиями.
  Что касается функционального уровня сохранения и адаптации системы, то сюда относят  деятельность: а) по подготовке и отбору персонала, по формированию элиты, призванных выполнять главные политические роли; б) по осуществлению политической социализации, т.е. процесса внедрения политической культуры в сознание и поведение индивидов и масс. 

  2. Основные элементы  политической системы
  Набор функций  политической системы прямо связан с составляющими ее элементами. В  зависимости от выполняемых функций  и ролей можно вычленить следующие  элементы:
  1. Политическое  сообщество людей, включающее  большие социальные группы - несущие  социальные компоненты системы,  правящие элиты, группу государственных  служащих, различные слои избирательного  корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет  только политическую активность  или же отчужден от политики  и власти.
  Совокупность  политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и  неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).
  Нормативная подсистема: политические, правовые и  моральные нормы, традиции, обычаи и  другие регулятивы политического поведения  и деятельности.
  Функциональная  подсистема: методы политической деятельности.
  Политическая  культура и коммуникативная подсистема (средства информации).
  Итак, к  числу элементов политической системы  относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых  реализуется политическая власть и  осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе  системы - политические структуры и  сообщество людей со свойственным ему  образом политической жизни; стилем политической деятельности.
  Некоторые зарубежные политологи считают "основными  элементами" политической системы  саму власть, а также интересы и  политику, понимаемую как результат  взаимодействия между властью и  обществом. При таком подходе  расширено толкование понятия "основной элемент", оно отождествляется  с понятиями "признак" или "специфическая  черта" системы. Смысловое содержание термина "элемент" вполне определенно: это составная часть целого (системы), чем не выступают ни власть, ни интересы, ни тем более политика.
  Политические  институты - один из основных элементов  политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место  в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены  свойствами системы как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах  политических структур. В зависимости  от этого те или иные институты  приобретают роль господствующих. Как, например, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И тем не менее каждый конкретный институт несет в себе функции  по принятию политических решений, контроля за изменениями системы и социальной среды и политической коммуникации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.