Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психологической структуры личности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Черты психологической структуры личности…………………………………………………………………………5
Компоненты структуры личности…………………………………………………………………………8
Иерархическая структура личности по К.К.Платонову………………………………………………………………….8
Черты структуры личности…………………………………………………………………………10
Структура личности по З. Фрейду……………………………………………………………………………12
Социальная структура  личности понятие роли………………………………………………………………………………14
Связь проявления поведения человека и преобладание компонентов в структуре личности…………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы……………………….……………………………………20 
 
 
 

     Введение
     Основным  признаком любой теории личности являются структурные концепции, имеющие  дело с относительно неизменными  характеристиками, которые люди демонстрируют  в различных обстоятельствах и в разное время.Эти стабильные характеристики выполняют рольосновных строительных блоков человеческой психики. Они аналогичны таким понятиям, как атомы и клетки в естественных науках. Однако структурные концепции строго гипотетичны по своей природе и их невозможно увидеть под микроскопом.
     Для объяснения того, что представляют собой люди, персоналии предложили некую мозаику, составленную из концепций.Самая популярная из которых – это концепция черт личности.Черты рассматриваются как устойчивые качества или склонности человека вести себя определённым образом в разнообразных ситуациях. Распространённые черты личности – импульсивность, честность, чувствительность, робость. Г.Олпорт, Р.Кеттел и Г.Айзенк полагали, что структуру личности лучше всего схематически представить в терминах гипотетических качеств, лежащих в основе поведения.
     Следующий уровень анализа структуры личности может быть описан при помощи –  концепции типа личности. В психологии имеется несколько общепринятых положений относительно личности:
     1.      Личность присуща каждому человеку.
     2.      Личность есть, то, что отличает  человека от животных, у которых  личности нет.
     3. Личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа.
     4. Личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.
     Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся  на особенности их личного склада.
       Тип личности описывается в  виде совокупности множества  различных черт,образующих самостоятельную  категорию с четко очерченными  границами. Подобная концепция  подразумевает более постоянные  и более обобщенные поведенческие  характеристики. Люди наделены многими  чертами, выраженными в разной  степени, поэтому их обычно  описывают как принадлежащих  к тому или иному типу. Так  К.Г.Юнг считал, что люди разделяются  на две категории: интровертов  и экстравертов.
     Теории  личности различаются в зависимости  от концепций, используемых при описании структуры личности. Теоретики выдвигают  в высшей степени сложные и  тщательно разработанные построения, множество составных частей которые  связаны друг с другом мириадами  путей. З.Фрейд предложил разделение личности на три уровня – ИД, ЭГО, СУПЕРЭГО, которая является иллюстрацией необычно сложного описания структуры  и ее организации. Другие теоретики  предлагают более организованные системы, с ограниченным набором составных  частей и малым количеством связей между ними. Этим примером служит концепция личностных конструктов, которую предложил Д.Келли для объяснения относительно постоянных измерений структуры личности.
     Любой подход личности рассматривает вопрос, что же представляет собой стабильные, неизменные аспекты поведения человека. Проблема структуры, природа ее организации является ключевым компонентом во всех теориях личности.
     В целом структура личности может быть представлена в теоретическом плане следующим образом:
     А. Общечеловеческие свойства - ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции.
     Б.   Социально – специфические черты  – социальные установки, роли, ценностные ориентации.
     В.   Индивидуально – неповторимые черты - темперамент, сочетание ролей, самосознание.
     В качестве относительно самостоятельных  комплексов структуры личности можно  выделить следующие подструктуры:
     1.     Динамика ее психических процессов  – темперамент
     2.     Психические возможности личности, в отдельных видах деятельности  – способности.
     3.      Направленность личности - характерные  для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение.
     4.      Проявления в соответствующих  обобщённых способах поведения, направленность обусловливает характер личности.   
 
 
 

     Черты психологической структуры личности
       Теоритические и экспериментальные  исследования структуры личности  составляют одну из областей  психологии. Становление этой области  имеет давнюю историю. Структура  личности подчиняется общим законам,  и для изучения индивидуального  своеобразия личности необходимо  знать общую структуру психики. Формирование структуры обусловлено определёнными факторами.
     Среди многих интересных работ по теории личности и ее структуры в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова.
     А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном  духовном облике личности, о ее происхождении  и строении. Синтез сложных структур, темперамент, характер, направленности – в которую входят система потребностей, интересов и идеалов, способностей – система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств. Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих постоянный, устойчивый уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.
     Структура личности, есть лишь одной из определений ее единства и целостности, то есть более частная характеристика личности. Интеграционные особенности, которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности. Согласно В.Н.Мясищева , структура личности – это соотношение содержательных тенденций, которые реализуясь в различных видах деятельности, связанных с условиями жизни соответственно исторического момента, вытекают из основных отношений, стремлений, требований, принципов и потребностей. Структура более отчетливо обнаруживается в относительной определенной роли определенных потребностей. Еще более характерным оказывается интегральное соотношение основных тенденций личности, которое позволяет говорить о гармоничности, целостности, единстве или двойственности и расщеплённости отсутствие единства личности.
     Темперамент А.Г. Ковалев относит к числу  сложных структур и называет его  „структурой природных свойств” – это нейродинамические свойства мозга. Сложными структурами , он считал, также направленность – это система потребностей, интересов и идеалов, способности – система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств. Структура представляет собой высший уровень регуляции деятельности и поведения в соответствии с требованиями ситуации и предмета труда. В синтезе эти структуры составляют своеобразный духовный облик – характер человека.
     Многообразие  структур влияет на внутренние противоречия, которые возникают вследствие:
     1.     Неравномерного развития отдельных стророн личности.    
     2.      Противоречия между притязаниями  личности и ее объективными  возможностями.
     3. Противоречия между чувственным и логическим в процессе отражения.
     4. Противоречия между разумом и чувствами.
     5.  Несоответствием природных данных с приобретёнными свойствами личности.
     В.Н. Мясищев характеризует единство личности направленностью, уровнем  развития, структурой личности, динамикой  нервно – психической реактивности, т. е. темпераментом. С его точки  зрения, структура личности есть лишь одно из определений ее единства и  целостности, т. е. частной характеристикой  личности, интеграционные особенности, которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
     Структура личности – это соотношение содержательных тенденций, где реализуясь в различных  видах деятельности,они связаны  с условиями жизни, вытекают из основных отношений – стремлений, требований, принципов и потребностей.
     Структура личности делится на 4 группы, которые  образуют четыре основные стороны личности:
     1. Социально обусловленные особенности – направленность, моральные качества.
     2. Биологически обусловленные особенности – темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности.
     3. Опыт, объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений, навыков.
     4. Индивидуальные особенности различных психических процессов.
     Взаимодействие  между этими группами особенностей при ведущей роли социально - обусловленных  свойств образует структуру личности.
     Взаимопереходы  между интегрированностью и дефференцированностью  явлений развития личности развивают возрастающую по масштабам и уровням интеграцию образования крупных блоков, систем или структур, синтез которых в определенный момент жизни человека выступает как наиболее общая структура личности.
     Структура личности включает в себя структуру  индивида в виде наиболее общих и  актуальных для жизнедеятельности  и поведения комплексов органических свойств и зависит от соматической конституции и типа нервной системы.
     Факторный анализ позволяет выявить вес, относительное  значении групп или комплексов разнородных  характеристик, в которые входят некоторые нейродинамические свойства – сила, динамичность, подвижность  нервных процессов, а также и  конституционально – биологические  особенности организма – обмен  веществ, энергетический баланс, морфологические  структуры тела.
     А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев выделяют в качестве основных структурных  особенностей личности соотношения  социальных и индивидуальных тенденций  в синтезе свойств личности. По их мнению основные структурные особенности личности определяются господством односторонних лично эгоистических тенденций или безличной социальностью, в связи с подавлением индивидуальности, или гармоническим синтезом социального и индивидуального в личности, а также внутренним противоречием социального и индивидуального.
     Статус  и социальные функции – роли, мотивация, поведение, ценностные ориентации, структура и динамика отношений  – это характеристика личности, которая определяет ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития. Совокупность этих свойств и составляет характер как систему свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самому себе, постоянно реализующихся в общественном поведении и закрепленных в образе жизни. Переход отношений в черты характера одна из основных закономерностей характерообразования.
     Впервые эта закономерность обнаружена А.Ф.Лазурским, для которого отношения личности и генезис характер образования оказались категориями одного порядка, им было выделено 15 групп отношений, в которые входят:
      1. отношения к вещам,
      2. отношения к отдельным людям, 
      3. отношение к природе,
     4. отношение к животным,
     5. отношение к социальной группе  – общественное и корпоративное  сознание,
      6. отношение к противоположному полу – получувственная и романтическая любовь,
      7. отношение к семье, 
      8. отношение к государству,
      9. отношение к труду, 
     10. отношение к материальному обеспечению.
      11.отношение к собственности, 
     12. отношение к праву и нормам  поведения,
      13. отношение к религии, мировоззрение и нравственность,
     14. отношение к науке и искусству,
      15. отношение к самому себе- к  своей физической ипсихической  жизни, и к своей личности.
     Вслед за ним В.Мясищев и его ученики  развивают эту плодотворную концепцию, в которой единство и многообразие личности раскрываются через взаимосвязь и многообразие отношений. Структурной интеграцией отношений является именно характер личности.
     А.Ф.Лазурский  полагал, что личности развиваются  по преобладанию в них внешних  и внутренних источников развития –  экзопсихики и эндопсихики.  

     Компоненты  структуры личности
     Подструктура  направленности, к ней относятся  – убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы. Здесь главный социальный уровень.
     Подструктура  опыта – это умения, знания, навыки, привычки. Это социально- биологический уровень.
     Подструктура  форм отражения – это особенности  познавательных процессов-мышление,память, восприятие, ощущения, внимание, особенности  эмоциональных процессов. В данном подструктуре большую роль играет биологический  уровень.
     Подструктура  биологических, конституционных свойств  – к ней относят скорость протекания нервных процессов возбуждения  и торможения , половые, возрастные свойства. Это биологический уровень, здесь социальный уровень практически  отсутствует. 

     Иерархическая структура личности по К.К.Платонову
       Важнейшими компонентами структуры личности являются – память, культура и деятельность.
       Память – это система знаний, которые интегрировала личность  в процессе жизненного пути. Содержание  данного понятия, представляет  собой отражение действительности  в виде определенной системы  научного знания, также и обыденные  эмоции.
       Культура личности представляет  собой совокупность норм и  ценностей, которыми индивид руководствуется  в процессе практической деятельности. В нее входят потребности и  интересы личности.
       Деятельность есть целенаправленное  воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта с объектом  деятельности не существует.Они  всегда взаимосвязаны. Субъектом  деятельности во всех случаях  является человек, а ее объектом  могут и человек, материальные  или духовные условия жизни.
     Личность  может выступать как социально  – историческая ценность, структурные  элементы которой, находясь в постоянном взаимодействии и развитии, образуют систему. Результатом взаимодействия этих элементов являются убеждения.
        Убеждения личности – это стандарт- стереотип, достаточно устойчивый  и повторяющийся при различных  ситуациях, при котором человек  проявляет свои социальные качества. Стандарт зависит от личности, социальной среды и места человека  в ней. Основой для стандарта являются – потребности, интересы, стереотипы, установки.
       В социализации индивида можно  выделить две фазы – социальную  и интериоризацию.
     Социальная  – это приспособление индивида к  социальной среде, к ролевым функциям, социальным нормам, которая складывается на различных уровнях жизнедеятельности  общества, к социальным организациям, социальным институтам, выступающим  в качестве среды ее жизнедеятельности.
     Первая  фаза социализации – адаптация.
     Вторая  фаза социализации – интериоризация – процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир  человека.
     Социализация  личности сводится к социальному  обучению, и включает только субъективную форму врастания индивида в общество. Нормативно – ценностная система выступает в социализации как автономная форма по отношению к личности.
     Существует  две основные концепции личности:
     1. личность как функциональная- ролевая характеристика.
     2. личность как его сущная характеристика.
     Первая  концепция опирается на понятие  социальной функции человека, на понятие  социальной роли.
     Вторая  концепция – это сгусток регулятивно  – духовных потенций, центр самосознания, источник воли и ядро характера, свободных  действий во внутренней жизни человека.
     Личность  всегда общественно разумный человек.
     Личность  есть совокупность трех основных ее составляющих:
     Биогенетических задатков.
     Воздействия социальных факторов – среда, условия, нормы, регулятивы.
     Психологического  ядра „Я”, представляющего собой  систему внутреесоциальное личности, определяющее ее характер, сферу мотивации, проявляющаяся в определенной направленности, способ соотнесения своих интересов  с общественными, уровень притязаний.
     Главным свойством личности также является мировоззрение. Одновременно с формированием  мировоззрения складывается и характер личности, стабилизирующий социальные формы поведения. Только в характере  индивидуум приобретает свою постоянную определенность.
     Черты структуры личности
     В структуру личности включают – способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, социальные установки. Рассмотрим набор черт, которые по мнению Р.Мейли, достаточно полно характеризуют  личность:
     1. Уверенность в себе -   неуверенность  в себе.
     2. Интеллектуальность, аналитичность  - ограниченность, отсутствие развитого  воображения.
     3. Зрелость ума - непоследовательность, аналогичность.
     4. Рассудительность, сдержанность, стойкость  - суетливость, подверженность влиянию.
     5. Спокойствие, самообладание - нервозность,  невротичность.
     6. Мягкость - черствость, цинизм.
     7. Доброта, терпимость, ненавязчивость - эгоизм, своеволие.
     8. Дружелюбие, покладистость, гибкость - ригидность, тираничность, мстительность.
     9. Добросердечие, мягкость - злобность, черствость.
     10. Реализм - мечтательность.
     11. Сила воли - безволие.
     12. Добросовестность, порядочность - недобросовестность, непорядочность.
     13. Последовательность, дисциплина ума  - непоследовательность, разбросанность.
     14. Уверенность - неуверенность
     15. Взрослость - инфантилизм.
     16. Тактичность - бестактичность.
     17. Открытость, контактность - замкнутость,  уединенность.
     18. Веселость - грустность.
     19. Очарование -   разочарование.
     20. Общительность - необщительность.
     21. Активность - пассивность.
     22. Самостоятельность - комфортность.
     23. Экспрессивность - сдержанность.
     24. Разнообразие интересов - узкость  интересов.
     25. Чувственность - холодность.
     26. Серьезность - ветреность.
     27. Честность - лживость.
     28. Агрессивность - доброта.
     29. Бодрость - вялость.
     30. Оптимизм - пессимизм.
     31. Смелость   - трусость.
     32. Щедрость - скупость.
     33. Независимость - зависимость. 

     К психологическим характеристика самоактуализирующейся  личности относятся:
      1. Активное восприятие действительности  и способность хорошо ориентироваться в ней.
     2.  Принятие себя и других людей  такими какие они есть.
     3.  Непосредственность в поступках  и спонтанность в выражении  своих мыслей и чувств.
     4.  Сосредоточенность внимания на  том, что происходит вовне.
     5. Обладание чувством юмора.
     6.   Развитые творческие способности
     7.   Неприятие условностей.
     8.   Озабоченность благополучием других  людей, а не обеспечением только  собственного счастья.
     9.   Способность к глубокому пониманию  жизни.
     10. Установление с окружающими людьми, хоть и не совсеми доброжелательных  личностных взаимодействий.
     11. Способность смотреть на жизнь  с объективной точки зрения.
     12. Умение полагаться на свой  опыт, разум и чувства, а не  на мнение других людей, традиции  или условности.
     13.   Открытое и честное поведение  во всех ситуациях.
     14. Способность брать на себя  ответственность, а не уходить  от нее.
     15. Приложение максимума усилий  для достижения поставленных  целей. 
 
 
 
 
 

     Структура личности по З. Фрейду
     Ни  одно направление психологии не приобрело  столь громкую известность, как  фрейдизм, его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области  науки связанные с человеком. Названо это направление в  честь Зигмунда Фрейда. На основе многолетних  клинических наблюдений Зигмунд  Фрейд сформулировал психологическую  концепцию, согласно которой психика  личности человека состоит из 3 –  х компонентов уровней „ОНО” , „Я”, „СВЕРХ – Я”.
     Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент З. Фрейд считал, что только незначительная часть психической  жизни – мысли, восприятие, чувства, память входит в сферу сознания. Чтобы в данный момент ни переживалось в сознании человека, это следует  рассматривать как результат  процесса избирательной сортировки.. Более того, определенное содержание осознается лишь в течении короткого  периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного  и бессознательного по мере того, как  внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый  процент всей информации, хранящейся в мозге.
     Предсознательное  – включает в себя весь опыт, который  не осознается в данный момент, но может  легко вернуться в сознание в  результате либо спонтанного, либо в  результате минимального усилия. С  точки зрения Зигмунда Фрейда , подсознательное  – это то, что связывает осознаваемое и неосознаваемое в психике.
     Бессознательное- это хранилище примитивных инстинктивных  побуждений , а также и эмоции , воспоминания, которые либо подавляются  либо вытесняются в область бессознательного. Это – забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителям и подавленные сексуальные желания.
     Концепция неосознаваемых психических процессов  являлась центральной в раннем описании личностной организации. Однако в начале 20 – х годов З. Фрейд пересмотрел  свою концепцептуальную модель психической  жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго, суперэго. Данное трехчастное деление личности известно как структурная модель психической жизни. 
     Слово „Ид” происходит от латинского „ОНО”  и, по рейду, означает исключительно  примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности.” Ид” функционирует  целиком в бессознательном и  тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями – еда, сон, дефекация, копуляция, которые  наполняют наше поведение энергией. Согласно З. Фрейду, „Ид” – нечто  темное, биологическое, хаотичное, не знающее  законов, не подчиняющееся правилам. Это бурлящий котел врожденных биологических и сексуальных влечений.”Ид” сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека – это постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным  „Ид” подчиняется принципу удовольствия , т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека, невзирая на последствия для других идя вопреки самосохранению.
     Зигмунд Фрейд описал два механизма, посредством  которых „Ид” избавляет личность от напряжения. Это рефлекторные действия и первичные процессы.
     Рефлекторные  действия, в данном случае „Ид” автоматически  отвечает на сигналы возбуждения, что  приводит к снижению напряжения.
     Первичные процессы представления , в данном случае „Ид” формирует психологический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности. Первичные процессы представления обнаруживаются также в сновидениях, галлюцинациях, психозах, а также в психической деятельности.
     „Я  „ происходит от латинского “ego”
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.